Фермерский уклад в сельском хозяйстве России формировался в условиях существования действующих законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в рамках норм Конституции. В статье проведен анализ изменений и дополнений в Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» №74-ФЗ от 11.06.2003 г., принятых за время действия этого законодательного акта. Дана оценка качества правового опосредования фермерской деятельности в условиях экономических санкций в отношении Российской Федерации, влияния принимаемых изменений и дополнений в Федеральный закон, производственно-хозяйственной деятельности КФХ. Рассматривается совершенствование правового регулирования производственно-хозяйственной и иной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств в условиях нестабильности аграрной политики отдельных государств Европы, а также развитие правового обеспечения функционирования фермерских хозяйств в рамках отечественной аграрной экономики.
Ключевые слова: крестьянские (фермерские) хозяйства; правовое регулирование деятельности; развитие сельского хозяйства; изменения и дополнения в Федеральный закон о КФХ; услуги в сфере сельского туризма; гранты «Агротуризм».
On amendments and additions to the Federal Law «On Peasant (Farm) Economy
Abstract. The farming system in Russian agriculture was formed in the conditions of the existence of existing legislative and other normative legal acts regulating relations within the framework of the norms of the Constitution. The article analyzes the amendments and additions to the Federal Law «On Peasant (farmer) economy» No. 74-FZ dated 11.06.2003, adopted during the validity of this legislative act. An assessment of the quality of legal mediation of farming activities in the context of economic sanctions against the Russian Federation, the impact of the adopted amendments and additions to the Federal Law, and the production and economic activities of farms is given. The article considers the improvement of the legal regulation of production, economic and other activities of peasant (farmer) farms in the conditions of instability of the agrarian policy of individual European states, as well as the development of legal support for the functioning of farms within the framework of the domestic agrarian economy.
Keywords: peasant (farmer) farms; legal regulation of activities; development of agriculture; amendments and additions to the Federal Law on farms; services in the field of rural tourism; grants «Agrotourism».
Фермерское движение в Российской Федерации получило развитие с принятием Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22 ноября 1990 года [1], которым были установлены правовые и экономические основы создания и функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств, как малой формы аграрного предпринимательства в сельских территориях современной России. Фермерский уклад в сельском хозяйстве формировался в условиях существования действующих законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в рамках норм Конституции. В связи с этим, содержание Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» подлежало приведению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года [2].
Новая редакция Конституции РФ (1993 г.) дала старт формированию базовых федеральных законов, на основе которых осуществлялось регулирование отношений в сфере функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств. Речь идёт о принятии: Гражданского кодекса Российской Федерации в четырёх частях [3], Земельного кодекса Российской Федерации [4], Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в новой редакции [5] и иных нормативных документов.
Изменения и (или) дополнения в Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22 ноября 1990 года были вызваны принятием Федерального закона №74-ФЗ от 11 июня 2003 года «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», а также иных законодательных актов, косвенно регулирующих отношения в сфере производственно-хозяйственной и иной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.
Для развития фермерской деятельности, как и иных организаций агропромышленного комплекса, важное значение имеет федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» [6], который устанавливает правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территории сельских поселений и соответствующих межселенных территорий.
В контексте Федерального закона №264-ФЗ от 29.12.2006 года «О развитии сельского хозяйства» в статьях федерального закона №74-ФЗ от 11.06.2003 установлены нормы о мерах государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств. В частности, статья 2 гласит, что Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктуры для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о малом предпринимательстве. Федеральным законом «О внесении изменений в статью 77 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 2 июля 2021 года №299-ФЗ [7] с 1 марта 2002 года изменен пункт 1 закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», который гласит, что в состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, жилой дом, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства и имущество.
Согласно статье 257 Гражданского кодекса РФ плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства. Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное.
Федеральным законом от 2 июля 2021 года №299-ФЗ предусмотрено, что с 1 марта 2002 года статья 11 закона о КФХ дополнена подпунктом , который гласит что на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, в том числе занятом сельскохозяйственными угодьями, используемым крестьянским (фермерским) хозяйством для осуществления своей деятельности, допускается строительство, реконструкция и эксплуатация одного жилого дома с количеством этажей не более трёх, общая площадь которого не более пятьсот квадратных метров и площадь застройки под которым составляет не более 0,25 процента от площади земельного участка. Образование земельного участка (земельных участков) из земельного участка, на котором расположен такой жилой дом, в случаях, если это приводит к уменьшению площади исходного земельного участка, не допуская, за исключением случаев, связанных с изъятием земельного участка (земельных участков) для государственных и муниципальных нужд. Подпунктом 5 этого закона установлено, что законами субъектов Российской Федерации могут быть определены муниципальное образования, на территории которых не допускается строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности.
Одной из важнейших проблем в деятельности фермерских хозяйств является реализация произведённой сельскохозяйственной продукции.
Долгое время проблема реализации продукции фермерскими хозяйствами активно обсуждалось, но её решение на правом уровне состоялась лишь в декабре 2021 года с принятием Федерального закона «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 6 декабря 2021 года № 407-ФЗ [9]. Сейчас фермерское хозяйство может реализовать на используемом им для осуществления своей деятельности земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственную продукцию собственного производства с использованием помещений, расположенных в объектах капитального строительства, некапитальных строениях, сооружениях, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, или нестационарных торговых объектов при условии размещения таких объектов на данном земельном участке, не относящемся к сельскохозяйственным угодьям. Требования к помещениям, указанным в настоящем Законе, устанавливаются законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Размещение нестационарных торговых объектов на данных земельных участках допускаются без проведения работ, связанных с нарушением почвенного слоя земельного участка.
22 июня 2024 года принят Федеральный закон №169-ФЗ «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и Федеральный Закон «О развитии сельского хозяйства» [9], в котором статья 19 Федерального закона от 11.06 2003 №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» изложена в следующей редакции:
Статья 19 Виды деятельности фермерского хозяйства
- Видами деятельности фермерского хозяйства являются сельскохозяйственное производство и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства, а также виды деятельности, не связанные с сельскохозяйственным производством, обеспечивающие устойчивое развитие сельских территорий, включая деятельность по оказанию услуг в сфере сельского туризма.
- Члены фермерского хозяйства самостоятельно определяют виды деятельности фермерского хозяйства исходя из собственного интереса.
- При осуществлении фермерским хозяйством деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма допускается временное размещение туристов в жилых домах, входящих в состав имущества фермерского хозяйства.
Фермерские хозяйства ещё в 2021 году получили возможность заниматься сельским туризмом, однако не было юридически оформлено это право, а с реализацией Федерального закона от 20 июня 2024 года №160-ФЗ эту деятельность фермеры могут осуществлять на законодательном уровне.
Заключение
Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» с момента его принятия в первой редакции с 22 ноября 1990 года по настоящее время претерпел ряд изменений и дополнений, связанных с совершенствованием правового регулирования функционирования и развития этой организационно-правовой формы хозяйствования в аграрном секторе экономики Российской Федерации. Хронологически изменения и дополнения в закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» отражены в федеральных законах: от 4.12.2006 г; 13 мая 2008 г; 30 октября 2009 г; 28 декабря 2010 г; 28 июля 2012 г; 25 декабря 2012 г; 28 декабря 2013 г; 23 июня 2014 г; 29 декабря 2020 г; 2 июля 2021 г; 6 декабря 2021 г; 22 июня 2024 г.
Анализ содержания вышеуказанных федеральных законов свидетельствует о приведении правового регулирования производственно-хозяйственной и иной деятельности фермерских хозяйств в условиях рыночной экономики, а также развития направлений государственной аграрной политики.
Существенное влияние на содержание закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», отражённое в изменениях и дополнениях, оказал Гражданский кодекс Российской Федерации иные акты российского законодательства.
Список использованной литературы
1. О крестьянском (фермерском) хозяйстве, Закон РСФСР от 22 ноября 1990 года/Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1990 г. – № 26. – с.324.
2. Конституция Российской Федерации [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/?ysclid=m1ae95zwc1963522566 (дата обращения 18.09.24)
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) — Федеральный закон №51-ФЗ от 30.XI.1994 г. /СЗ РФ 1994, №32, ст.3301.
часть вторая- Федеральный закон №14-ФЗ от 26.01.1996 г. /СЗ РФ 1996, №5, ст.410.
часть третья- Федеральный закон №146-ФЗ от 26.XI.2001 г. /СЗ РФ 2001, №49, ст.4552.
часть четвертая- Федеральный закон №230-ФЗ от 18.12.2006 г. / Российская газета, 2006 №4255
4. Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон №136-ФЗ от 25.10.2001 г. /СЗ РФ 2001, №44, ст.4147.
5. Федеральный закон №74-ФЗ от 11.06.2023 года «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» /СЗ РФ 2003, №24, ст.2249.
6.Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» /Российская газета 2007 г, №4265.
7. Федеральный закон от 02.07.2021 № 299-ФЗ
«О внесении изменений в статью 77 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107020006
8. Федеральный закон от 06.12.2021 № 407-ФЗ
«О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112060042
9. Федеральный закон от 22.06.2024 № 160-ФЗ
«О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202406220019
Информация об авторах:
Воронин Борис Александрович, доктор юридических наук, профессор, директор научно-исследовательского института аграрно-экологических проблем и управления сельским хозяйством, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург,
Воронина Яна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург,
Черезов Дмитрий Анатольевич, магистрант, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, г. Пермь
Тронина Марина Вадимовна, кандидат экономических наук, доцент, ассистент отдела аспирантуры, Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО), г. Москва
Information about the authors:
Boris Voronin, Doctor of Law, Professor, Director of the Scientific Research Institute of Agrarian and Environmental Problems and Agricultural Management, Ural State Agrarian University, Yekaterinburg,
Voronina Yana Viktorovna, PhD in Economics, Associate Professor of the Department of Management and Economic Theory, Ural State Agrarian University, Yekaterinburg,
Dmitry Anatolyevich Cherezov, undergraduate, Perm State Agrarian and Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov, Perm
Marina V. Tronina, PhD in Economics, Associate Professor, Assistant of the Postgraduate Department, All-Russian Scientific Research Institute of Fisheries and Oceanography (VNIRO), Moscow
Фото: unsplash.com