В работе дана сравнительная оценка различным подходам при формировании тарифов электроснабжения в регионе. Производится анализ соответствия принимаемых региональных решений в выборе тарифов электроснабжения для юридических и физических лиц федеральному законодательству. Дается математическая оценка предпочтительности различных вариантов тарифов электроснабжения.
Ключевые слова: тариф электроснабжения, законодательство, риск, зона суток, потребитель, выгода.
On mathematical and legal choice of power supply tariff
Abstract. The work provides a comparative assessment of various approaches to the formation of electricity tariffs in the region. Analysis of compliance of the adopted regional decisions in the selection of electricity tariffs for legal entities and individuals with federal legislation is carried out. A mathematical assessment of the preference of various options for power supply tariffs is given.
Keywords: power supply tariff, legislation, risk, zone of day, consumer, benefit.
УДК 338.534
Современное законодательство все чаще предлагает пользователям выбор вариантов своего поведения, основанный на математическом выборе его оптимальности. В ряде случаев законодатель действительно учитывает все аспекты предстоящего выбора, основываясь на научном и в первую очередь статистическом подходе. По крайней мере, так обстоит дело с правовыми нормами, регулирующими вопросы пенсионного обеспечения, пособий по временной нетрудоспособности и других случаях, когда заинтересованные лица пытаются избежать чрезмерных убытков основываясь на математической статистике. Однако в целом ряде случаев такой подход попросту отсутствует. Чаще всего это встречается там, где существуют негосударственные монополии способные назначать цены за свои работы и услуги с большим запасом, не опасаясь получения убытков. Именно в этих ситуациях на Наш взгляд, следует разумно и математически обоснованно выбирать характер своего поведения.
Согласно пункту 5 Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442 поставка электрической энергии населению и приравненным к нему категориям потребителей, осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов [1].
Учет отпущенной потребителю электроэнергии ведется средствами учета. При этом бремя содержания приборов учета лежит целиком и полностью на потребителе. Исторически сложилась ситуация, что практически повсеместно используются средства учета, способные раздельно учитывать энергопотребление по двум зонам суток: в ночной зоне – с 23 до 7 часов, и в дневной – с 7 до 23 часов. Следует при этом учесть, что фактически потребитель уже однажды был вынужден полностью заплатить за такой переход, основываясь на экономической целесообразности. Причины такого перехода до сих пор остаются неизвестными. Формально это было обосновано необходимостью выровнять объем потребления в зависимости от дня недели и времени суток. Важно лишь понимать, что потребитель однажды уже заплатил за данную законодательную инициативу.
Кроме того в Свердловской области долгое время по тарифу ночной зоны круглосуточно учитывалась электроэнергия, потребляемая в выходные и праздничные дни [2]. Таким образом, и технические средства учета, и установленные тарифы и условия их применения позволяли обоснованно большинству потребителей выбрать одноставочный дифференцированный по двум зонам суток тариф как оптимальный. Принимая такое решение, потребитель также учитывал и особенности регионального законодательства, делавшие его выбор более очевидным.
Несмотря на относительно стабильный доход энергетических компаний в 2021 и 2022 годах Региональная энергетическая комиссия Свердловской области в ноябре 2022 года принимает скандальное Постановление от 28.11.2022 № 236-ПК «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2023 год [3]. Фактически данным нормативным актом был нарушен целый ряд федеральных законов что вызвало не только социальную напряженность в период, в который такой напряженности следовало бы избежать, но и негативную реакцию со стороны федеральных органов. Наиболее существенным образом данное постановление вступало в противоречие с постановлением Правительства Российской Федерации
от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» и от 14.11.2022 № 2053 «Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов).
Именно это скандальное постановление и было в дальнейшем отменено приказом Федеральной антимонопольной службы. Однако в начале 2023 г. Региональная энергетическая комиссия Свердловской области своим Постановлением [4] отменила положение об учете электроэнергии, потребляемой в выходные и праздничные дни круглосуточно по тарифу ночной зоны. Таким образом в Свердловской области все же произошло существенное повышение тарифов за счет отмены льгот, за которые потребитель заплатил ранее. В связи с этим существенно изменились условия учета потребляемой населением электроэнергии, так как период действия дешевого тарифа ночной зоны сократился. У потребителя закономерно возник вопрос оптимизации учета с целью сокращения издержек. Какой тариф выгоднее: одноставочный, или одноставочный, дифференцированный по двум зонам суток? Ответ на данный вопрос в работе носит чисто математический характер и не учитывает действия законодателя по изменению своих правил. Такие действия прогнозировать практически невозможно. Любой потребитель сам должен оценить такие риски.
Для того, чтобы ответить на вопрос, проведем расчеты. Запишем стоимость электроэнергии при применении одноставочного и одноставочного, дифференцированного по двум зонам суток тарифов.
При одноставочном тарифе, дифференцированном по двум зонам суток, имеем
где d – дневная зона (действует с 7 до 23 часов); n – ночная зона (действует с 23 до 7 часов); – количество электроэнергии, потребленной в период дневной зоны суток; y – количество электроэнергии, потребленной в период ночной зоны суток.
При одноставочном тарифе
где t – одноставочный тариф.
Условие, когда одноставочный тариф выгоднее одноставочного, дифференцированного по двум зонам суток, запишется следующим образом:
или
Для анализа удобно преобразовать неравенство таким образом, чтобы определить, при каком соотношении y/x выгоден одноставочный тариф. Путем алгебраических преобразований получаем
Оценим, при каких конкретных значениях отношения y/x выгоден одноставочный тариф. Рассмотрим два случая.
1. Для населения, проживающего в сельских населенных пунктах и приравненных к нему, а также для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и приравненных к нему.
Получаем
2. Для населения и приравненные к нему, за исключением перечисленных в п.1.
Таким образом, для обоих случаев отношение y/x, когда выгоден одноставочный тариф, практически одно и то же. Оно не должно превышать 0,37. В ином случае выгоден одноставочный тариф, дифференцированный по двум зонам суток. И тогда, с целью оптимизации расходов на электроснабжение, имеет смысл обратиться в энергоснабжающую организацию с заявлением о желании перейти на учет энергопотребления по одноставочному тарифу, дифференцированному по двум зонам суток. Энергоснабжающей организации в этом случае придется перепрограммировать средство учета энергопотребления. Такая работа сегодня ведется. Например, в сельской местности, где автоматизированные приборы учета установлены энергоснабжающей организацией на опорах электропередачи, такая работа выполнена.
Однако, исходя из анализа энергопотребления, на сегодняшний день одноставочный тариф использовать выгоднее.
Кроме того, переход на двуставочный или многоставочный тарифы как показывает практика, всегда несет в себе организационные расходы. Данные расходы практически всегда ложатся на плечи потребителей. Кроме того, никто не застрахован от того, что Россия, к примеру может перейти на новое время или четырехдневную а может и шестидневную рабочую неделю.
Используемые источники:
1. Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (ред. от 28.09.2023) «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии»
2. Постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 23 декабря 2011 года № 211-ПК «О применении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Свердловской области» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http:// https://docs.cntd.ru/document/453113717 (дата обращения 30.11.2023).
3. Постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 28.11.2022 № 236-ПК «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2023 год»
4. Постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 19.01.2023 г. №5-ПК «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2023 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.pravo.gov66.ru/36878/ (дата обращения 30.11.2023).
Информация об авторах:
Сёмин Александр Николаевич, академик РАН, вице-президент Уральского отделения ВЭО России, заведующий кафедрой стратегического производственного менеджмента Уральского государственного горного университета;
Мухачев Сергей Валентинович, доцент, кандидат физико-математических наук Уральского государственного университета путей сообщения;
Слукин Сергей Викторович, кандидат философских наук, доцент кафедры математики Уральского государственного горного университета;
Мальцев Николай Васильевич, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой антикризисного управления и оценочной деятельности Уральского государственного горного университета.
Information about the authors:
Semin Alexander Nikolaevich, academician of the Russian Academy of Sciences, vice-president of the Ural branch of the VEO of Russia, head of the department of strategic production management of the Ural State Mining University;
Mukhachev Sergey Valentinovich, associate professor, candidate of physical and mathematical sciences, Ural State University of Transport;
Slukin Sergey Viktorovich, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Mathematics, Ural State Mining University;
Maltsev Nikolay Vasilievich, Doctor of Economics, Associate Professor, Head of the Department of Crisis Management and Assessment Activities of the Ural State Mining University.