Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

О международно-правовом регулировании региональной экономической интеграции: опыт АСЕАН



Современная система международных отношений характеризуется изменчивостью, которая сопровождается постепенным увеличением роли различных субъектов и созданием региональных центров притяжения, которыми могут выступать как отдельные государства, так и объединения. На протяжении долгого времени отношения между государствами рассматривались либо как взаимодействие между двумя блоками, либо как незначительная интеракция, которая не оказывает существенного влияния на планы или цели ключевого глобального субъекта. Однако с постепенным развитием экономического потенциала Российской Федерации, Китайской Народной Республики, стран АСЕАН, Африканского союза и ряда других государств, современный мир постепенно претерпевает преобразования в сторону создания нескольких самостоятельных центров силы.

Ключевые слова: Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), многополярность, правовое регулирование.


On international legal regulation of regional economic integration: the ASEAN experience



Annotation. The modern system of international relations is characterized by variability, which is accompanied by a gradual increase in the role of various actors and the creation of regional centers of attraction, which can be both individual states and associations. For a long time, relations between States have been viewed either as an interaction between two blocks, or as a minor interaction that does not significantly affect the plans or goals of a key global actor. However, with the gradual development of the economic potential of the Russian Federation, the People’s Republic of China, the ASEAN countries, the African Union and a number of other states, the modern world is gradually undergoing transformations towards the creation of several independent centers of power.

Keywords: Association of Southeast Asian Nations (ASEAN), multipolarity, legal regulation.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (далее – Ассоциация) является одним из ключевых региональных объединений. В него входят такие страны, как: Малайзия, Таиланд, Индонезия, Филиппины, Бруней, Сингапур, Вьетнам, Лаос, Мьянма, Камбоджа и ожидается, что в ближайшее время по географическому принципу, членом АСЕАН станет Восточный Тимор. Несмотря на тот факт, что организация была создана в 1967 г., ее интеграционный потенциал не становится меньше с течением времени, и государства, различающиеся по плотности населения, по объёму территорий, а также по религиозным факторам, по-прежнему прилагают усилия для проведения экономической интеграции и совместного развития рынков, тем самым делая их более конкурентноспособными и обеспечивая защиту во внутреннем пространстве. Необходимо подчеркнуть, что отличительной чертой данной ассоциации является критерий географического расположения, по которому государство может претендовать на членство, т.е. страны, находящиеся вне региона Юго-Восточной Азии, не имеют возможность стать полноправным членом Ассоциации. Как упоминалось ранее, по словам генерального секретаря организации, в соответствии с Уставом АСЕАН, Восточный Тимор станет последней страной, которая присоединится к организации по географическому признаку[1]. Приверженность к Уставу организации и к основополагающим принципам являются одними из ключевых факторов развития Ассоциации.

На сегодняшний день объединение состоит из 10 стран с общим населением около 650 млн человек и ВВП более $3 трлн, данное объединение является пятой экономикой мира, и несмотря на последствия, возникшие после пандемии COVID-19, а также колебаний котировок на нефтегазовом рынке, многие эксперты предрекают данному региону стабильный рост.

Необходимо также отметить, что страны-участницы активно предпринимают шаги по развитию экономического потенциала путём интеграции с другими субъектами международного сообщества и, в частности, азиатского региона, выступая не как отдельные субъекты, а как единая ассоциация. Первым примером может послужить созданное в 2022 г.  Региональное всеобъемлющее экономическое партнёрство, членами которого являются государства АСЕАН, Китай, Республика Корея, Новая Зеландия, Австралия и Япония. Под данным «партнерством» подразумевается функционирование крупнейшей в мире зоны свободной торговли. В качестве примера развития интеграционных экономических проектов в рамках Ассоциации необходимо также упомянуть: АФТА – соглашение государств-членов АСЕАН о создании зоны свободной торговли, подписанное в 1992 г., которое способствовало углублению сотрудничества между участниками и упрощению процедуры пересечения границ[2]. Иным важным соглашением является АТИГА – ASEAN Trade in Good Agreement, главной целью которого было расширение экономического сообщества стран АСЕАН по средствам расширения движения товаров в регионе, снижению тарифных и иных барьеров, а также гармонизации и унификации стандартов, правил и процедур[3]. Также необходимо подчеркнуть, что государства Ассоциации нацелены на развитие не только внутреннего рынка, но также и на расширение взаимодействия с другими региональными субъектами, к примеру с Индией, с которой в 2003 г. было подписано рамочное соглашение о создании зоны свободной торговли, а также соглашение с Австралией по защите прав интеллектуальной собственности в соответствии с нормами ВТО[4]. В качестве примера успешного взаимодействия АСЕАН с другими субъектами возможно рассмотреть Соглашение об инвестициях между правительством Специального административного района Гонконг и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии, подписанное 30 мая 2018 г. в г. Джакарта (далее – Соглашение Гонконг-АСЕАН), которое направлено на поощрение и защиту инвестиций между сторонами[5]. Данное соглашение является частью более широкого Соглашения о свободной торговле между АСЕАН и Гонконгом (AHKFTA), обеспечивает правовую основу для инвестиционной деятельности и определяет конкретные юрисдикционные положения [6] . В Соглашении Гонконг-АСЕАН, в качестве «инвестиций» понимается широкий спектр активов, включая материальные и нематериальные, такие как недвижимость, акции, права интеллектуальной собственности и договорные права.

В качестве механизма углубления сотрудничества между двумя субъектами, данный документ подразумевает применение национального режима, в рамках которого каждая сторона обязана предоставлять иностранным инвесторам режим, не менее благоприятный, чем тот, который распространяется на лица или организации, размещённые в стране. Помимо этого, также используется и режим наибольшего благоприятствования, отражающий приверженность принципам и нормам ВТО. Вместе с этим Соглашение Гонконг-АСЕАН гарантирует справедливый режим для инвестиций, под которым понимается, что инвестируемые активы не будут подвергаться дискриминационным мерам, вместе с этим стороны должны обеспечить полную защиту и сохранность инвестиций, оградив их от ущерба и обеспечив стабильную правовую базу. Однако в случае возникновения подобной ситуации или какой-либо другой спорной, в рамках заключённого соглашения подразумевается механизм урегулирования споров. В рамках него, возникающие споры необходимо урегулировать путём переговоров или консультаций, в случае невозможности достижения консенсуса, инвесторы имеют право передать спор на рассмотрение в арбитраж, в соответствии с установленными правилами, к примеру, ЮНСИТРАЛ. Таким же способом могут быть урегулированы споры между государствами, в том числе в части толкования норм, законов или предписаний.

В рамках Соглашения Гонконг-АСЕАН также уделяется особое внимание процессу экспроприации, в рамках которого, данных механизм допустим только в общественных целях, в соответствии с надлежащей правовой процедурой, на недискриминационной основе и при условии получения быстрой, адекватной и эффективной компенсации. В то же время, компенсация должна быть эквивалентна справедливой рыночной стоимости экспроприированных инвестиций непосредственно перед экспроприацией и должна быть выплачена без промедления.

Говоря о переводах между государствами-участниками Соглашения Гонконг-АСЕАН, то инвесторы имеют право свободно переводить средства, связанные с их инвестициями, включая капитал, прибыль, дивиденды и доходы от продажи инвестиций. В случае возникновения такой необходимости, соглашение гарантирует право на репатриацию инвестиций и возврат средств без ограничений при условии соблюдения соответствующих законов и нормативных актов.

В документе также предусмотрены оговорки. Согласно им, стороны могут перечислять конкретные сектора или меры, на которые не распространяются определенные положения соглашения.

Соглашение об инвестициях между Гонконгом и АСЕАН устанавливает всеобъемлющую правовую базу, направленную на поощрение, защиту и содействие инвестициям между сторонами. Оно обеспечивает надежную защиту инвесторов, четкие механизмы разрешения споров и обязательства по справедливому обращению. Однако соглашение также уважает суверенитет каждой стороны, допуская исключения и оговорки, связанные с общественными интересами и соображениями национальной безопасности, данный аспект особенно важен при неоднородности стран-членов АСЕАН, как с точки культурного базиса, так и с позиции экономической развитости.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии является одной из наиболее успешно функционирующих региональный объединений, предпринимающих необходимые шаги по углублению и интеграции национальных экономик. Государства-члены в большинстве случаев представляют себя на международной арене не как отдельные субъекты, а как целое объединение, что способствует защите национальных рынков и созданию тех условий, которые могли бы способствовать развитию привлекательности для увеличения иностранных инвестиций. Необходимо обратить внимание на критерии и особенности развития АСЕАН. Учитывая ошибки Европейского Союза, приведшие к экономическому кризису, упадку производства и миграционным проблемам, страны Ассоциации приняли решение отойти от европейской модели экономической интеграции.

Список источников и литературы:

  1. Сайт ИТАР «ТАСС» // [Электронный ресурс]. – URL:    https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/19996019 (дата обращения: 02.06.2025)
  2. Канаев Е.А. «Экономическое сообщество АСЕАН: новое пространство деловой активности». Юго-Восточная Азия: Актуальные проблемы развития. Выпуск: XXXVII. №37. 2017. С. 14-27.
  3. Церерин А.Н. «Особенности создания экономического сообщества АСЕАН». Общерегиональные проблемы развития. Agreement on Investment among the Governments of the Hong Kong Special Administrative Region of the People’s Republic of China and the Member States of the Association of Southeast Asian Nations. 18 May 2018.
  4. До И. Основные соглашения АСЕАН как основы для инвестиционной деятельности в государствах – членах АСЕАН. ЭКОНОМИКА. ПРАВО. ОБЩЕСТВО №1 (13), 2018. С. 106-109.
  5. ASEAN-Hong Kong, China Free Trade Agreement, 2 May 2018 The Central Goods and Service Tax Act, 2017 NO. 12 of 2017.
  6. The Economic Times | News // [Электронный ресурс]. – URL:    https://economictimes.indiatimes.com/news/economy/policy/6-years-of-gst-indias-unprecedented-indirect-tax-reform-that-dared-to-revolutionise-the-economic-landscape/articleshow/101411150.cms?from=mdr  (дата обращения: 02.06.2025)

Информация об авторе:

Комендантов Сергей Васильевич, к.ю.н., доцент кафедры международного права Дипломатической академии МИД России, член Российской ассоциации международного права, государственный советник Российской Федерации III класса


Information about the author:

Komendantov Sergey Vasilievich, Candidate of Law, Associate Professor of the Department of International Law of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign A airs of Russia, member of the Russian Association of International Law, State Counselor of the Russian Federation, Class III


[1] ИТАР «ТАСС» // URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/19996019 (дата обращения: 02.06.2025)

[2] Канаев Е.А. «Экономическое сообщество АСЕАН: новое пространство деловой активности». Юго-Восточная Азия: Актуальные проблемы развития. Выпуск: XXXVII. №37. 2017. С. 14-27.

[3] Церерин А.Н. «Особенности создания экономического сообщества АСЕАН». Общерегиональные проблемы развития. Agreement on Investment among the Governments of the Hong Kong Special Administrative Region of the People’s Republic of China and the Member States of the Association of Southeast Asian Nations. 18 May 2018.

[4] До И. Основные соглашения АСЕАН как основы для инвестиционной деятельности в государствах – членах АСЕАН. ЭКОНОМИКА. ПРАВО. ОБЩЕСТВО №1 (13), 2018. С. 106-109.

[5] ASEAN-Hong Kong, China Free Trade Agreement, 2 May 2018 The Central Goods and Service Tax Act, 2017 NO. 12 of 2017.

[6] The Economic Times | News // URL: https://economictimes.indiatimes.com/news/economy/policy/6-years-of-gst-indias-unprecedented-indirect-tax-reform-that-dared-to-revolutionise-the-economic-landscape/articleshow/101411150.cms?from=mdr (дата обращения: 02.06.2025)

Добавить комментарий

Войти с помощью: