Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

О некоторых вопросах правового регулирования и развития экономической интеграции в рамках Содружества Независимых Государств

Промежуточным результатом экономической интеграции в рамках СНГ можно считать укрепление национальной экономики, проведение значительных социально-экономических преобразований, создание правовых условий для свободной реализации экономических свобод на пространстве СНГ, вступление государств, исходя из своих национальных интересов, в широкую систему международных экономических отношений.

Эти результаты в значительной мере достигнуты за счет создания правового механизма на постсоветском пространстве, который позволил обеспечить задачи восстановления и развития экономических связей, функционирования зоны свободной торговли СНГ и безвизового режима между большинством государств – участников СНГ, установления правил трудовой миграции, расширения взаимных инвестиций. Деятельность органов отраслевого сотрудничества СНГ, созданных на межгосударственном, межправительственном и межведомственном уровнях, способствует установлению прямых экономических связей в производстве продукции и сфере услуг.

Ключевые слова: экономическое сотрудничество и развитие, межгосударственные экономические отношения, национальные экономические интересы, взаимосвязанность пространства СНГ.

On some issues of legal regulation and development of economic integration within the Commonwealth of Independent States

The intermediate result of economic integration within the CIS can be considered the strengthening of the national economy, the implementation of significant socio-economic transformations, the creation of legal conditions for the free realization of economic freedoms in the CIS space, the entry of states, based on their national interests, into a broad system of international economic relations.

These results were largely achieved due to the creation of a legal mechanism in the post-Soviet space, which made it possible to ensure the restoration and development of economic ties, the functioning of the CIS free trade zone and visa – free regime between the majority of CIS member states, the establishment of rules for labor migration, and the expansion of mutual investments. The activities of the CIS sectoral cooperation bodies established at the interstate, intergovernmental and interdepartmental levels contribute to the establishment of direct economic ties in the production of products and services.

Keywords: economic cooperation and development, interstate economic relations, national economic interests, interconnectedness of the CIS space.

Как известно, международно-правовую базу Содружества Независимых Государств (СНГ) образуют договоры и иные документы, заключенные государствами — членами СНГ. Правовой базой деятельности СНГ являются: Соглашение о создании СНГ (8 декабря 1991 г., г. Минск), Протокол к данному соглашению (21 декабря 1991 г., г. Алма-Ата), в соответствии с которым в состав СНГ вошли Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина, а также Устав СНГ (принят 22 января 1993 г.).

Говоря о праве евразийской интеграции, следует отметить следующее.

Как пишет профессор В.М. Шумилов, «право интеграции» можно понимать как синтетическую правовую сферу, включающую в себя нормы международного права, нормы внутреннего права и нормы, содержащиеся в актах органов интеграции. При этом «право интеграции» выступает в качестве «новой отрасли» права, а «ее подотраслью можно считать право экономической интеграции»[1].

В работе «Интеграционное право» МГЮА (У) им. О.Е. Кутафина интеграционное право определяется как совокупность юридических норм, которые регулируют общественные отношения, складывающееся в процессе международной интеграции[2]

К сферам деятельности государств-членов СНГ, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты в соответствии с обязательствами, принятыми государствами-членами в рамках Содружества, относится и сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков.

Государства-члены СНГ сотрудничают в экономической и социальной областях по следующим направлениям: формирование общего экономического пространства на базе рыночных отношений и свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; координация социальной политики, разработка совместных социальных программ и мер по снижению социальной напряженности в связи с проведением экономических реформ; развитие систем транспорта и связи, а также энергетических систем; координация кредитно-финансовой политики; содействие развитию торгово-экономических связей государств-членов; поощрение и взаимная защита инвестиций; содействие стандартизации и сертификации промышленной продукции и товаров; правовая охрана интеллектуальной собственности; содействие развитию общего информационного пространства; осуществление совместных природоохранных мероприятий, оказание взаимной помощи в ликвидации последствий экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций; осуществление совместных проектов и программ в области науки и техники, образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Первым опытом регулирования взаимоотношений государств Содружества в области торгово-экономического сотрудничества было принятие 14 февраля 1992 г. Соглашения о регулировании взаимоотношений государств Содружества в области торгово-экономического сотрудничества (в настоящее время утратило силу). В нем отмечалось, что торгово-экономические взаимоотношения государств в рамках Содружества должны осуществляться на основе взаимной выгоды при условии недопущения действий, наносящих экономический ущерб друг другу. Стороны обязались обеспечивать беспрепятственный транзит через территории своих государств товаров и услуг, поставляемых в другие государства, и согласовывать предельный уровень тарифов на перевозку грузов; для реализации положений этого документа был образован Консультативный таможенный совет, состоящий из представителей Сторон соглашения, для выработки и проведения совместной таможенной политики, координации взаимодействия таможенных служб, ведения таможенной статистики.

Следующим шагом в развитии экономического сотрудничества в СНГ стало принятие Соглашения об обмене экономической информацией от 26 июня 1992 г. Его стороны через свои экономические, финансовые и иные органы, научные учреждения и информационные агентства договорились осуществлять согласованные меры по всестороннему развитию обмена информацией, характеризующей социально-экономическое положение соответствующих государств, осуществление экономических преобразований, развитие хозяйственных связей между собой и с внешним миром, и издавать необходимые нормативные акты. Министерства (ведомства, организации) сторон формируют на взаимной основе обменный пакет информации, который охватывает: показатели, предусмотренные в ежегодных соглашениях по экономическому сотрудничеству государств; данные, отсутствующие в материалах, разрабатываемых по линии Статистического комитета Содружества и другие материалы, представляющие взаимный интерес.

Новым этапом развития экономического сотрудничества на пространстве СНГ стало подписание 24 сентября 1993 г. Договора о создании Экономического союза. Целями Экономического союза являются: формирование условий стабильного развития экономик договаривающихся сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения; поэтапное создание общего экономического пространства на базе рыночных отношений; создание равных возможностей и гарантий для всех хозяйствующих субъектов; совместное осуществление экономических проектов, представляющих общий интерес; решение совместными усилиями экологических проблем, а также ликвидация последствий стихийных бедствий и катастроф.

Экономический союз предполагает свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; согласованную денежно-кредитную, бюджетную, налоговую, ценовую, внешнеэкономическую, таможенную и валютную политику; гармонизированное хозяйственное законодательство договаривающихся сторон; наличие общей статистической базы.

Экономический союз создается путем поэтапного углубления интеграции, координации действий в осуществлении экономических реформ через: межгосударственную (многостороннюю) ассоциацию свободной торговли; таможенный союз; общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; валютный (денежный) союз. Для каждой формы интеграции предусматривается комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые должны быть приняты и осуществлены в соответствии с отдельными соглашениями.

Для обеспечения деятельности Экономического союза договаривающиеся стороны используют существующие и создают новые совместные исполнительные и координационные институты. Решения Совета глав государств и Совета глав правительств по вопросам функционирования Экономического союза принимаются с общего согласия  –   консенсусом. Любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе. Членство в Экономическом союзе влечет принятие полного объема обязательств и приобретение всех прав, предусмотренных учредительным договором, и не является препятствием в осуществлении экономических связей с государствами, не входящими в него, а также экономическими группировками и сообществами, если это не противоречит интересам Экономического союза.

14 ноября 2008 г. в Кишиневе (Молдова) решением Совета глав правительств Содружества принята Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года.

Стратегия – комплексный документ, представляющий собой систему согласованных государствами – участниками СНГ взглядов на общие цели, приоритеты и перспективы социально-экономического развития для углубления межгосударственных экономических отношений и превращения СНГ в полноправного значимого участника системы международных экономических отношений.

Целью Стратегии являлось придание дополнительных импульсов экономическому взаимодействию государств – участников СНГ, обеспечение устойчивого развития, экономической безопасности, повышение благосостояния и качества жизни населения на основе синергетического эффекта и эффекта масштаба, конкурентоспособности национальной экономики государств – участников СНГ и укрепления их позиций в мировой хозяйственной системе.

Реализация Стратегии отвечала жизненно важным интересам каждого государства – участника СНГ, являлась для них приоритетом и была призвана содействовать гармоничному развитию хозяйственной жизни.

Стратегия — 2020 содержит 18 приоритетных направлений деятельности государств – участников СНГ и органов отраслевого сотрудничества. Эти направления сгруппированы в два раздела: системообразующие области и конкретные сферы экономического взаимодействия.

Развитие экономического сотрудничества в рамках СНГ не противоречит развитию отношений с другими государствами, не ограничивает и не ущемляет их взаимодействие. Основой Стратегии — 2020 являлись добровольность и самостоятельность государств – участников СНГ в определении направлений и глубины участия в интеграционных процессах, последовательность и этапность реализации мероприятий по развитию экономического сотрудничества.

Государства – участники СНГ при подготовке Концепции дальнейшего развития СНГ пришли к выводу, что одним из главных итогов их совместной экономической деятельности за период существования СНГ является повышение заинтересованности в дальнейшем развитии производственных и торгово-экономических отношений.

Главы государств – участников СНГ провозгласили взаимное экономическое сотрудничество своим приоритетом, определив полноценное торгово-экономическое взаимодействие необходимым условием устойчивого развития.

К позитивным результатам экономического сотрудничества следует отнести укрепление национальной экономики, проведение значительных социально-экономических преобразований в условиях переходной экономики, создание правовых условий для свободного перемещения граждан на пространстве СНГ, вступление государств, исходя из своих национальных интересов, в широкую систему международных экономических отношений.

Эти результаты в значительной мере достигнуты за счет восстановления и развития экономических связей, функционирования зоны свободной торговли и безвизового режима между большинством государств – участников СНГ, установления правил трудовой миграции, расширения взаимных инвестиций. Деятельность органов отраслевого сотрудничества СНГ, созданных на межгосударственном, межправительственном и межведомственном уровнях, способствует установлению прямых экономических связей в производстве продукции и сфере услуг.

Как отмечалось в Стратегии – 2020, в рамках Содружества пока не удалось сформировать общее экономическое пространство на базе рыночных отношений и свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Объемы и темпы роста инвестиций недостаточны для обеспечения устойчивого роста экономики в долгосрочной перспективе. Низки затраты на инновации, вследствие чего многие выпускаемые товары неконкурентоспособны на мировом рынке. Сохраняется необходимость проведения ряда взаимосогласованных институциональных и структурных реформ в целях совершенствования рыночных инфраструктуры и механизмов.

Согласно Стратегии – 2020, общими целями государств – участников СНГ являлись: формирование согласованных условий для обеспечения устойчивого развития экономики; повышение благосостояния населения; развитие образования, здравоохранения, науки и культуры; обеспечение экономической, энергетической, продовольственной и экологической безопасности; создание условий для формирования и развития рыночных отношений, обеспечение равных возможностей и гарантий для всех субъектов хозяйственной деятельности; создание благоприятного инвестиционного климата для совместного использования финансовых ресурсов государств – участников СНГ, обеспечивающих развитие конкурентоспособного производства, транснациональных корпораций, финансово-промышленных групп и других субъектов хозяйственной деятельности; обеспечение доступа к товарным, трудовым и фондовым рынкам, а также к информации; создание системы поддержки и взаимовыгодного использования имеющихся стратегических ресурсов, транспортных коммуникаций и производственных мощностей; взаимовыгодное и согласованное развитие производственной специализации и кооперирования; осуществление структурно-технологической перестройки национальной экономики государств в целях повышения эффективности производства; сохранение и развитие трудового и интеллектуального потенциалов.

Системное достижение поставленных целей позволит государствам – участникам СНГ перейти на модель инновационно-инвестиционного развития экономики, основанной на знаниях, обеспечить участие в формировании мирового дохода и в его паритетном распределении.

Главными задачами государств – участников СНГ в экономической сфере являются: эффективное использование географического и природного, экономического и транзитного потенциалов на благо интересов своих граждан; развитие институтов взаимного экономического сотрудничества для получения наибольшего эффекта от совпадения национальных экономических интересов; повышение глобальной конкурентоспособности национальной экономики; диверсификация структуры экспорта с увеличением доли продукции высоких технологий, высокой степени переработки и добавленной стоимости; развитие финансовых институтов и повышение инвестиционной привлекательности; взаимодействие в социальной сфере, создание условий для интеграции систем образования государств – участников СНГ, их согласованное развитие и сотрудничество.

Приоритетные направления развития взаимодействия — это завершение формирования и функционирование зоны свободной торговли в рамках СНГ в соответствии с нормами и правилами Всемирной торговой организации (ВТО); создание предпосылок для формирования общего экономического пространства; развитие общих рынков отдельных видов продукции, в первую очередь сельскохозяйственной; взаимодействие в области транспорта, в том числе формирование сети международных транспортных коридоров; углубление сотрудничества в области энергетики в целях повышения надежности энергоснабжения и оптимизации использования топливно-энергетических ресурсов; формирование на основе национальных инновационных систем межгосударственного инновационного пространства, способствующего продвижению научно-технических разработок и изобретений; создание эффективных платежно-расчетных механизмов и более широкое использование фондового рынка для взаимного перетока капиталов; развитие частного сектора, основанного на расширении экономических свобод, укрепление прав собственности и законности, развитие государственно-частного партнерства.

В Стратегии – 2020 отмечалось, что экономическая политика государств – участников СНГ в ближайшие годы будет ориентирована на развитие внутреннего рынка и защиту отечественных товаропроизводителей и потребителей, на более полное использование существующих и вновь создаваемых производственных мощностей. В связи с этим необходимо обеспечить сближение национального законодательства, правовых и экономических условий функционирования хозяйствующих субъектов, применение единых для всех государств – участников СНГ технологических стандартов и норм по охране окружающей среды.

В Решении Экономического совета СНГ от 15 сентября 2020 г. «Об основных итогах реализации Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года и о проекте Плана мероприятий по реализации первого этапа (2021–2025 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года» указывалось, что период 2008–2019 годов был довольно сложным для развития национальной экономики государств – участников СНГ. Глобальная экономика характеризовалась высокой турбулентностью и неопределенностью. Негативную роль сыграли глобальные финансово-экономические кризисы 2008–2009 и 2014–2015 годов, замедление мирового экономического роста, усиление структурных дисбалансов в мировой финансовой системе и волатильности на основных товарных и финансовых рынках.

В начале 2020 года человечество столкнулось с быстрым распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19. Несмотря на усилия мирового сообщества и принимаемые жесткие меры, ситуация остается напряженной. Борьба с болезнью стала основным вопросом повестки дня как внутренней, региональной, так и глобальной политики.

Пандемия COVID-19 несет серьезные негативные эффекты для мировой и национальной экономики. Усугубляет ситуацию высокая степень неопределенности относительно дальнейшего развития санитарно-эпидемиологической ситуации, масштабов экономического кризиса в разных регионах, сценариев восстановления национальной и глобальной экономики, международного торгового и инвестиционного взаимодействия.

За время, прошедшее с момента принятия Стратегии — 2020 года, государства – участники СНГ обеспечили развитие и расширение взаимного сотрудничества во всех важнейших областях экономики: транспорте, энергетике, сельском хозяйстве, связи, в сфере инноваций. Это обусловливает необходимость выработки и реализации совместных действий в рамках СНГ. Углубление взаимодействия по всем основным направлениям сотрудничества позволило в определенной степени стабилизировать экономическую ситуацию в Содружестве.

Как отмечается в выводах Стратегии – 2020, несмотря на неоднозначные экономические результаты за истекший период, дальнейшее развитие сотрудничества в формате СНГ остается приоритетным для его участников. С позиций увеличения несырьевых экспортных доходов и поступлений от трудовой миграции такое сотрудничество является в настоящее время в существенной степени определяющим для многих государств – участников СНГ.

Большое значение и перспективы имеют взаимодействие в реализации совместных крупных инфраструктурных инвестиционных проектов, повышающих взаимосвязанность пространства СНГ, совокупный интеграционный потенциал Содружества. За последние годы развитие сотрудничества стало важным фактором обеспечения региональной энергетической, продовольственной, экологической, техногенной безопасности.

Положенные в основу деятельности СНГ базовые принципы – взаимной выгоды, равноправия, учета интересов друг друга – определяют конструктивную роль организации как платформы обмена информацией, координации, выработки совместных решений и договоренностей в интересах всех государств-участников, расширения их взаимовыгодного сотрудничества.

Необходимость более полного использования имеющихся ресурсов и возможностей для углубления взаимодействия обусловлена не только географической близостью, но и сложившимися хозяйственными связями, технически и технологически совмещенными транспортными коммуникациями, миграционными потоками, совпадением многих стратегических интересов и целей экономического развития, новыми вызовами, которые мировая экономика предъявляет государствам постсоветского пространства.

На этом фоне решением Совета глав правительств СНГ от 29 мая 2020 г. была утверждена Стратегия экономического развития СНГ на период до 2030 года.

В документе отмечается, что прошедший период был достаточно сложным для развития национальной экономики государств – участников СНГ. Глобальная экономика характеризовалась высокой турбулентностью и неопределенностью. Негативную роль сыграли глобальный финансово-экономический кризис 2008–2009 годов, замедление мирового экономического роста, усиление структурных дисбалансов в мировой финансовой системе и волатильности на основных товарных рынках, прежде всего нефтяном, что дестабилизировало валютные рынки многих государств – участников СНГ.

Несмотря на эти обстоятельства, на пространстве СНГ процессы разноуровневой и разноскоростной интеграции продолжались. Сформированы многосторонняя зона свободной торговли СНГ из 9 государств (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина) и Евразийский экономический союз в составе 5 государств (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия).

Объективно растущее многообразие интересов государств – участников СНГ в силу избранных ими политических и социально-экономических моделей, имеющихся ресурсов, уровней экономического развития, географического положения, характера взаимодействия с ведущими нерегиональными державами, степени вовлеченности в международные инфраструктурные проекты и глобальные цепочки стоимости и других факторов требует дополнительных усилий по выработке взаимоприемлемых решений и стратегического видения перспектив СНГ. Важно, что созданные в рамках СНГ механизмы и форматы межгосударственного взаимодействия предоставляют возможность для каждого из государств участвовать в тех сферах сотрудничества и в той мере, которые отвечают их национальным интересам.

Продолжалась тенденция к экономической консолидации, связанная с налаживанием производственных связей на уровне предпринимательских структур, формированием совместных предприятий, банков, расширением межрегионального и приграничного сотрудничества.

Существенный вклад во взаимодействие государств – участников СНГ внесла налаженная по широкому спектру областей работа структур СНГ, отвечающих за экономическое сотрудничество, проведение комплекса мероприятий по развитию деловых связей. Среди достижений – участие большинства государств – участников СНГ в многосторонней зоне свободной торговли, построенной на принципах Всемирной торговой организации (ВТО), практическая реализация Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года и др.

За время реализации Стратегии — 2020 произошло сближение национальных промышленных политик, были приняты совместные планы развития химической и нефтехимической промышленности, автомобилестроения и энергетического машиностроения, государства приступили к их реализации. Развернуты работы по совместным проектам в области цифровизации. В основном сформированы общие рынки мясомолочной продукции, сахара, овощей и фруктов. Совместно разрабатываемый Прогноз производства, потребления, ввоза и вывоза важнейших видов продукции государств – участников СНГ охватывает 17 ключевых видов продукции и может служить ориентиром для принятия решений по вопросам регионального экономического сотрудничества.

В сфере транспорта государства – участники СНГ активизировали взаимодействие по развитию международных транспортных коридоров, соответствующей инфраструктуры, систем транспортной безопасности. Продолжалась работа по совершенствованию Тарифной политики СНГ, направленная на привлечение дополнительных объемов перевозок на железнодорожный транспорт, включая установление конкурентоспособных сквозных ставок на перевозки грузов.

В области топливно-энергетического комплекса происходило развитие и укрепление технологической основы функционирования электроэнергетики на базе параллельно работающих энергосистем, совместное развитие ядерной энергетики и возобновляемых источников энергии.

Осуществлялось поэтапное формирование интегрированного валютного рынка, фондового и страхового рынков на пространстве СНГ, развивалось сотрудничество налоговых и таможенных органов, взаимодействие в сферах антимонопольной и конкурентной политики. Достигнуты значимые результаты в формировании общего рынка труда и регулировании миграции, развитии социально-гуманитарных связей. Вместе с тем в области трудовой миграции сохраняются и нерешенные проблемы.

В 2009–2019 годах динамика взаимной торговли государств – участников СНГ была неравномерной. Доля взаимной торговли в общем товарообороте государств – участников СНГ – один из важных параметров эффективности интеграционного объединения – уменьшилась в 2019 году до 18,7 % (в 2009 году – 22, 6 %).

Ограниченными остаются достижения партнеров в развитии практического сотрудничества в реальном секторе экономики, в области производственно-технологической и научно-технической кооперации, гармонизации технического регулирования. В торгово-экономических связях между государствами – участниками СНГ сохраняются барьеры и ограничения, сдерживающие дальнейшее взаимовыгодное развитие.

За последние годы сотрудничество государств – участников СНГ стало важным фактором обеспечения региональной энергетической, продовольственной, экологической, техногенной безопасности, а также безопасности инфраструктуры и киберсистем.

Положенные в основу деятельности СНГ базовые принципы – взаимной выгоды, равноправия, учета интересов друг друга – определяют конструктивную роль организации как платформы обмена информацией, координации, выработки совместных решений и договоренностей в интересах всех государств-участников, расширения их взаимовыгодного сотрудничества.

Необходимость более полного использования имеющихся ресурсов и возможностей для углубления сотрудничества государств – участников СНГ обусловлена не только географической близостью, но и сложившимися хозяйственными связями, технически и технологически совмещенными транспортными коммуникациями, миграционными потоками, совпадением многих стратегических интересов и целей экономического развития, новыми вызовами, которые мировая экономика предъявляет государствам постсоветского пространства.

Основной целью Стратегии — 2030 является создание благоприятных условий для устойчивого экономического развития, повышения уровня жизни, благосостояния граждан государств – участников СНГ.

Список международно-правовых актов и литературы:

  1. Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. URL: https://e-cis.info/ (дата обращения: 10.09.2021)
  2. Устав СНГ от 22 января 1993 г. URL: https://e-cis.info/ (дата обращения: 10.09.2021)
  3. Соглашение об обмене экономической информацией от 26 июня 1992 г. URL: https://e-cis.info/ (дата обращения: 10.09.2021)
  4. Договор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г. URL: https://e-cis.info/ (дата обращения: 10.09.2021)
  5. Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года / Решение Совета глав правительств СНГ от 14 ноября 2008 г. URL: https://e-cis.info/ (дата обращения: 10.09.2021)
  6. Об основных итогах реализации Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года и о проекте Плана мероприятий по реализации первого этапа (2021–2025 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года / Решение Экономического совета СНГ от 15 сентября 2020 г. URL: https://e-cis.info/ (дата обращения: 10.09.2021)
  7. Стратегия экономического развития СНГ на период до 2030 года / Решение Совета глав правительств СНГ от 29 мая 2020 г. URL: https://e-cis.info/ (дата обращения: 10.09.2021)
  8. Автономов А.С. Содружество Независимых Государств: правовые проблемы интеграции. М.: 1999. 243 с.
  9. Ануфриева Л.П. К вопросу о правосубъектности международных организаций и «наднациональности» в международном праве // Альманах кафедры международного права Ceteris Paribus. Выпуск 3 / отв. ред. К.А. Бекяшев. М.: Проспект, 2012. С. 31-47.
  10. Воронцова Н.А. Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан: становление и развитие / Рос. таможенная академия. М.: РТА, 2001. 108 с.
  11. Интеграционное право. Учебник / В.В. Блажеев, С.Ю. Кашкин, П.А. Калиниченко и др.; отв. ред. С.Ю. Кашкин. М.: Проспект, 2017. 720 с.
  12. Интеграционное правосудие в современном мире: основные модели. Учебное пособие / под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Норма; Инфра-М, 2014. 111 с.
  13. Интеграционное право в современном мире: сравнительно-правовое исследование / под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Проспект, 2014. 416 с.
  14. Ковалев А.А. Международное экономическое право и правовое регулирование международной экономической деятельности. Учебное пособие. М.: Научная книга, 2007. 424 с.
  15. Козик Л., Кохно П. СНГ: реалии и перспективы. М.: Юридический мир ВК, 2001. 303 с.
  16. Комендантов С.В. К вопросу о возможных международно-правовых последствиях создания Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС // Московский журнал международного права. 2010. № 1 (77). С. 61-71.
  17. Курс международного права. В 7 т. Том 7. Международно-правовые формы интеграционных процессов в современном мире / М.П. Бардина, С.А. Войтович, Ю.М. Колосов и др. М.: Наука, 1993. 328 с.
  18. Мантусов В.Б. Интеграционные процессы в Содружестве Независимых Государств (основные направления развития субрегиональных групп). Монография. М.: ВОСТОК-ЗАПАД, 2012. 129 с.
  19. Международное экономическое право: учебник для магистров и аспирантов / Коллектив авторов под общей редакцией В. М. Шумилова. М.: Кнорус, 2020. 600 с. 
  20. Механизм решения споров в региональных интеграционных группировках на примере Европейского союза, ЕАЭС, АСЕАН, МЕРКОСУР, НАФТА и в ГАТТ/ВТО. Монография. / Г.М. Вельяминов, Н.Н. Вознесенская и др. М.: Международные отношения, 2018. 408 с.
  21.  Моисеев Е.Г. Правовой статус Содружества Независимых Государств. М.: Юристъ, 1995. 175 с.
  22.  Моисеев Е.Г. Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ. М.: Юристъ, 1997. 266 с.
  23. Моисеев Е.Г. Новый этап евразийской экономической интеграции // Государство и право: теория и практика. 2014. № 9 (117). С. 80-84.
  24. Россия, Евразийский экономический союз и Всемирная торговая организация. Монография. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ : ИНФРА-М, 2015. 295 с.
  25. Саматов О.Ж. Юридическая природа Содружества Независимых Государств. М.: Институт государства и права РАН, 2004. 390 с.
  26. Татаринцев В.М. Двусторонние отношения России со странами СНГ. Монография. М.: ВОСТОК-ЗАПАД,  2011. 263 с.
  27. Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М.: НП «III тысячелетие», 2002. 478 с.
  28. Ярышев С.Н. Единое экономическое пространство в системе международного экономического права. Монография. М.: Юрис Пруденс, 2010. 221 с.

Информация об авторе:

Комендантов Сергей Васильевич, к.ю.н., заместитель заведующего кафедрой международного права Дипломатической академии МИД России, член Российской ассоциации международного права, государственный советник Российской Федерации III класса.


[1] Шумилов В.М. Международное экономическое право. М.: Юрайт, 2011. С. 300 — 301.

[2] Интеграционное право / В.В. Блажеев, С.Ю. Кашкин, П.А. Калиниченко и др.; отв. ред. С.Ю. Кашкин. М.: Проспект, 2017. С. 134.

Добавить комментарий

Войти с помощью: