Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

О подходах к анализу понятия субсидии, используемого в международном экономическом праве



В основе существующих международных правил торговли лежит предположение, что свободное движение товаров и услуг, подкрепленное юридическими нормами и правилами, должно вести мир к процветанию. Однако, действующие правила оказались не способны адаптироваться к стремительным политическим изменениям торгово-экономического ландшафта. Россия столкнулась с серьезным санкционным давлением со стороны отдельных членов ВТО, что потребовало применения эффективных мер поддержки отечественных отраслей. В связи с этим становится важным не только обеспечить защищенность и обоснованность этих мер для устойчивого экономического роста и формирования технологического суверенитета. Решение этих задач подразумевает использование такого эффективного инструмента торговой политики, как субсидии, который, однако, воспринимается в качестве элемента практики, искажающей торговлю. В этом контексте крайне востребованным является изучение норм и правил регулирования субсидий на основе сочетания различным методических подходов с опорой на метод сравнительного правоведения.

Ключевые слова: субсидии, сравнительное правоведение, семантическая декомпозиция, математическая обработка информации, ВТО, международные правила торговли, торговая политика.


Approaches to the analysis of the notion of subsidy in the international economic law


Annotation:

The assumption that the free movement of goods and services supported by legal rules and regulations should lead to the prosperity lies behind the current international trade rules. However, the existing rules have not been able to adapt to the rapid political changes in the trade and economic landscape. Russia faced with serious sanction pressure from several WTO Members that required effective support measures. In this regard it is important to ensure the protectability and justification of these measures for the economic growth. Addressing these challenges implies the use of such an effective trade policy instrument as a subsidy, which, however, is perceived as an element of trade-distorting practices. In this context it is highly demanded to study the subsidy rules on the basis of a combination of different methodological approaches with reliance on the method of comparative jurisprudence.

Key words:

Subsidies, comparative law, semantic decomposition, mathematical processing of information, WTO, international trade rules, trade policy.

Современные международные торговые отношения переживают кардинальные изменения, которые связаны не только с существенной поляризацией взаимодействия стран, но и с моральным устареванием правил многосторонней торговой системы. Существующие правила торговли были основаны на том предположении, что сотрудничество между странами через принятие юридически обязательных норм и правил, способствующих свободному движению товаров и услуг, должно привести к миру и процветанию. Однако, фактически, эти правила все больше интерпретируются крупными экономиками «в свою пользу» и уже не отвечают тому духу свободной торговли, который в них изначально, более полувека назад, закладывался. Отдельные аспекты этих тенденций были признаны на международном уровне и нашли свое отражение в последнем торговом докладе ВТО 2023 года[1].

Текущая фрагментация мировой торговли еще более усилила необходимость обновления многосторонних правил регулирования торговли. Так, Россия, являясь ответственным субъектом международного права, столкнулась с серьезным санкционным давлением со стороны отдельных членов Всемирной торговой организации (ВТО), нарушающим основополагающий принцип свободного движения товаров. В этом контексте подбор эффективных мер господдержки отечественных отраслей приобретает дополнительные аспекты: важно не только обеспечить их защищенность и обоснованность, но и в обстоятельствах ограниченности выбора рынков создать условия для устойчивого экономического роста и формирования технологического суверенитета.

В этом смысле, с точки зрения интересов Российской Федерации, подходы к защите применяемых мер поддержки должны основываться на максимальной объективизации аргументов. Решение этой задачи методологически опирается, прежде всего, на сравнительное правоведение, поскольку по мнению ученого-юриста, специалиста в области сравнительного правоведения А.Х. Саидова, таким способом охватываются не только вопросы общей теории права, но и проблемы отраслевых правовых наук[2]. Юридические исследования становятся межотраслевыми, а сам метод сравнительного правоведения открывается с практико-прикладного значения.

В русле такого подхода лежат и идеи французского правоведа Р. Давида, который утверждал, что наука права универсальна, а сравнительное право – это один из элементов такого универсализма и призвано играть первостепенную роль для изучения и прогресса права[3]. Аналогичные суждения наблюдаются в работах заслуженного деятеля науки С.С. Алексеева, который полагал, что правовая материя разнообразна и разнородна, и в ее состав входит множество составляющих[4]. Таким образом, исходя из этих соображений представляется, что сравнительное правоведение позволяет не только выявить сходства и различия в правовых системах, но и расширить взгляд на право, «распутать клубок» ранее невидимых связей и совершенствовать правовые представления, освободив их от «императивной заданности»[5]. В этом контексте логично и справедливо использовать сравнительное правоведение не только в вопросах изучения целостных правовых систем, но и совершенно конкретных проблем, например, в целях анализа дефиниций юридических понятий, установленных на разных уровнях: международном, региональном и национальном.

Сравнение различных дефиниций одного понятия представляется довольно непростой задачей и требует сочетания разных методов, но, при этом, выявляет интересы различных институтов, устанавливающих соответствующие определения. В свою очередь, методическая вариативность детерминирована тем, что как считает, например, В.Ю. Войтович, достигнутый уровень развития сравнительного правоведения не полностью удовлетворяет запросы и потребности современной юридической науки, отстает от требований, выдвинутых реформами политической и правовой систем[6]. Поэтому в проведенном исследовании возможности защиты применяемых на национальном уровне субсидий дополнительно проанализированы с помощью современных математических методов обработки информации и декомпозиции. Применение методов обработки информации усиливает компаративный эффект, поскольку как пишет С.С. Алексеев в «теле» права встречаются (юридические) конструкции, инженерные (технические) по своему характеру[7]. То есть, юридическая ткань гетерогенна, пропитана различными элементами, в отношении которых можно использовать методологию вариативности исследовательских подходов, тем более что применение новых методов сравнения и анализа в юридической науке не ново. Например, юристы-исследователи при поиске классификаций правовых систем выделяют самые различные критерии, а как заметил один из известных французских компаративистов Р. Родьер, классификаций существует почти столько же, сколько и компаративистов[8].

Предлагаемую методологию сочетания сравнительного правоведения, семантической декомпозиции и математических методов обработки информации представляется перспективно рассмотреть на примере такого понятия как субсидия. Речь идет о сравнении 26 дефиниций понятия субсидии, используемых международными и региональными организациями, а также законодательствами отдельных стран.

Субсидии широко используются членами ВТО, поскольку являются гибким и эффективным инструментом финансовой поддержки. Как показывает многолетняя практика разрешения споров в многосторонней системе регулирования торговли, субсидии часто становятся мишенью критики в международных торговых отношениях[9], поскольку воспринимаются в качестве элемента практики, искажающей обычный ход торговли. Однако, одновременно, имеют существенное значение для реализации внутренней промышленной и сельскохозяйственной политик любой страны. Поэтому, в настоящее время крайне важным и востребованным является изучение норм и правил регулирования субсидий как в рамках международного, так и национального правового пространства.

C точки зрения права субсидия – сложносоставное понятие. Как показывает практика споров в ВТО, при рассмотрение конкретной меры (конкретного механизма реализации субсидии) третейские группы соотносят ее с определением субсидии, которое было закреплено в Соглашении ВТО по субсидиям и компенсационным мерам (ССКМ), и, в силу этого, в сфере торговли данное определение является титульным. Поэтому результаты декомпозиции определения, закрепленного в ССКМ, берутся за основу.

Статья 1 данного Соглашения устанавливает, что под субсидией понимается финансовое содействие правительства или любого публичного органа, в результате которого предоставляется преимущество[10]. Установлены формы финансового содействия. Пункт 1.2 статьи 1 Соглашения уточняет, что ССКМ рассматриваются только «специфические» субсидии. Статья 2 Соглашения устанавливает, что специфической субсидия бывает для предприятия или отрасли промышленности либо группы предприятий или отраслей, то есть, фактически, данная статься раскрывает получателей субсидии.

В результате семантической декомпозиции автором были выделены четыре интегральных элемента субсидии: Механизм, Распорядитель, Получатель, Цель[11], которые в процессе дальнейшей декомпозиции распадаются на простые (как представляется, уже неделимые) части.

Рисунок 1. Семантическая декомпозиция понятия субсидия

Источник: составлено автором

Элемент «распорядитель» состоит из двух частей: правительство и публичный орган; «получатель» – из 4 частей: предприятие, группа предприятий, отрасль промышленности, группа отраслей промышленности. «Цель» – из 1 части: предоставление преимущества. «Механизм» – из 8-ти: (1) прямой перевод денежных средств; (2) предоставление обязательств по переводу денежных средств; (3) отказ от взимания (или не взимание) причитающихся правительству доходов; (4) предоставление товаров или услуг помимо общей инфраструктуры; (5) закупка товаров; (6) платеж в механизмы финансирования; (7) поручение (предписание) частному лицу выполнять одну или несколько функций из числа указанных, которые не отличаются от обычной практики правительств; (8) любая форма поддержки доходов и цен в смысле статьи XVI ГАТТ 1994.

Соответственно, в сумме базовое (титульное) понятие состоит из 4 интегральных элементов и 15 простых частей (Таблица 1).

Таблица 1. Простые части элементов понятия субсидии, определение которого установлено ВТО



Источник: составлено автором

Таким же образом, в два этапа (выделение элементов, затем простых частей элементов) проведена семантическая декомпозиция 25 дефиниций понятия субсидии, установленных другими международными организациями и интеграционными объединениями, а также в страновых законодательствах. На первом этапе декомпозиции результаты применения метода сравнительного правоведения подтверждают правомерность выделения четырех элементов, а на втором выявляют неоднородность их частей, которые могут как уточнять отдельный элемент понятия (в том числе содержать уникальные объекты внутри элементов), так и вовсе отсутствовать.

Ниже приведены результаты с краткими комментариями поэтапного выделения частей элементов в рассматриваемых дефинициях (Таблицы 2, 3 и 4).

Международный и региональный уровень.



Таблица 2. Количество простых частей в элементах понятия субсидии, выделяемых в определениях, установленных международными организациями и интеграционными объединениями



Источник: составлено автором

В соответствии с Глоссарием статистических терминов ОЭСР[12], субсидии представляют собой безвозмездные платежи, которые правительственные органы, в том числе органы-нерезиденты, осуществляют предприятиям на основе уровня их производственной деятельности или количества, или стоимости товаров и услуг, которые они производят, продают или импортируют. Элемент «цель» в данном определении отсутствует. Элемент «распорядитель» состоит из 2 частей – правительственные органы и органы – нерезиденты. В 2-х других элементах всего по 1 части в каждом: «получатель» – предприятие, «механизм» – безвозмездные платежи, осуществляемые на основе уровня производственной деятельности предприятий или количества, или стоимости товаров и услуг, которые они производят, продают или импортируют.

В рамках ЕАЭС присутствуют два определения понятия субсидии. Они закреплены в разных протоколах: (1) «внешнеторговое» закреплено в Протоколе о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (Протокол о спецмерах)[13], а (2) «промышленное» – в Протоколе о единых правилах предоставления промышленных субсидий (Протокол о субсидиях)[14].

В определении Протокола о субсидиях можно выделить 14 частей: элемент «распорядитель» состоит из 3 частей, «получатель» из 4, в элементе «механизм» 6 частей, а элементе «цель» – 1.

Определение Протокола о спецмерах, хотя и имеет ряд сходств с определением Протокола о субсидиях, однако, по количеству частей отличается – 10: элемент «распорядитель» состоит из 3 частей, «получатель» – из 1, «механизм» – из 5, «цель» – из 1.

Описанный выше дуализм определения понятия «субсидии» наблюдается и у других интеграционных объединений. В ЕС тоже используется два понятия – «субсидия» и «государственная помощь». При этом, сфера их применения различна. Понятие субсидии (subsidy), закреплено в Регламенте Европейского парламента и Совета от 8 июня 2016 г. № 2016/1037 «О защите от субсидируемого импорта из стран, не являющихся членами ЕС» и используется при проведении компенсационных расследований Сообществом, а государственная помощь (State Aid), закреплена в Договоре об учреждении Европейского экономического сообщества 1957 г. и регулирует вопросы применения субсидий, предоставляемых правительствами государств – членов ЕС своим национальным производителям.

Понятие «subsidy» является наиболее близким по отношению к аналогичному понятию, используемому в ВТО, и также состоит из 15 частей: элемент «распорядитель» состоит из 2 частей, «получатель» – из 4, «механизм» – из 8, «цель» – из 1. Однако, понятие «State Aid», хотя и близко по смыслу к рассмотренному и имеет аналогичный элементный набор, но состоит «всего» из 2 частей: по одному на «распорядителя» и «механизм».

Следует отметить, что на региональном уровне выделяется такая особенность как дифференциация определений субсидий в рамках одного сектора экономики. То есть, два разных определения субсидии используются в регулировании (1) внешней торговли по отношению к интеграционному объединению, и (2) внутренней торговли на интеграционном пространстве. При этом, используемые определения имеют схожую структуру, и состоят из одних и тех же элементов, но, можно заметить, что на региональном уровне, акцент в значимости смещен на элементы «распорядитель» и «механизм» получения субсидии.

Национальный уровень.

На национальном уровне были рассмотрены определения наиболее крупных членов ВТО и ЕАЭС./

Таблица 3. Количество простых частей элементов понятия субсидии, выделяемых в определениях, установленных национальными законодательствами стран-членов ВТО и ЕАЭС



Источник: составлено автором


Следует отметить, что, в целом, рассмотренные определения субсидии стран – членов ВТО имеют схожую структуру с определением, установленным в ССКМ. Собственно, так и должно быть с учетом, как уже было отмечено, титульности определения, установленного в ССКМ. Однако, с помощью примененной методологии удалось выделить некоторые особенности в законодательствах отдельных странах, открывающиеся на уровне именно простых частей.

Так, в США в Законе о тарифе 1930 года[15] под субсидией понимается финансовое содействие или предоставление любой формы доходов или поддержки цен, или плата в механизм финансирования со стороны органа власти, включая ситуации, когда такой орган поручает сделать это частному лицу, в отношении любого лица, в результате чего оно получает преимущество. Вместе с тем, получателями субсидий могут быть как юридические, так и физические лица. Всего в данном определении выделяется 11 простых частей.

В индийском Законе о таможенном тарифе от 1995 г.[16] акцент делается на факте производства или экспорта товара. А к субсидиям относятся, в том числе, любые дотации на транспортировку товара. Всего в данном определении 13 простых частей.

Определения субсидии в законодательствах Китая и Бразилии не содержат каких-либо отличительных элементов относительно установленного в ВТО, а, следовательно, имеют по 15 простых частей.

В Российской Федерации понятие субсидии закреплено в Федеральном законе от 08.12.2003 № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». Субсидия иностранного государства (союза иностранных государств) определяется как финансовое содействие, осуществляемое непосредственно правительством или иным государственным органом иностранного государства либо через негосударственную организацию по поручению правительства иностранного государства (союза иностранных государств), и дающее получателю субсидии дополнительные преимущества. Отличительной особенностью является то, что в качестве распорядителя субсидии могут выступать не только иностранные государства, но и их союзы. Таким образом, в данном определении можно выделить 9 частей: «распорядитель» – 3, «механизм» – 5, «цель» – 1.

В Республике Казахстан в соответствии с Законом Республики Казахстан от 8 июня 2015 г. № 316-V ЗРК «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах по отношению к третьим странам» к субсидиям относится финансовое содействие, производимое субсидирующим органом (государственным органом либо органом местного самоуправления), которое создает для получателя субсидии дополнительные преимущества и осуществляется в форме: (1) прямого перевода денег; (2) списания средств либо полного или частичного отказа от взимания средств; (3) льготного или безвозмездного предоставления товаров либо услуг; (4) льготного приобретения товаров; (5) любой форме поддержки доходов или цен. В данном определении всего насчитывается также 9 частей.

Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 346-З «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами» устанавливает, что распорядителем субсидии может являться, в том числе, союз иностранных государств, а в законе Кыргызской Республики от 3 июля 2023 года № 131 «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» – любой субсидирующий орган. При этом, количество простых частей понятия у Белоруссии 13, а у Киргизии – 12.

Приведенные примеры показывают, что на национальном уровне определение понятия субсидии, в основном, коррелирует с используемым на международном уровне, но отчетливо прослеживается специфика (что дополняется или уточняется) в простых частях.

Секторальная (отраслевая) специализация.

Таблица 4. Количество простых частей в элементах понятия субсидии, определения которого установлены различными институтами в секторах сельского хозяйства и энергетики

Источник: составлено автором

В отношении субсидий, применяемых в специфических секторах экономики (например, энергетический сектор), четких и юридически фиксированных определений не выработано, они варьируются в зависимости от того, какая международная организация осуществляет оценку субсидий. То есть, это, скорее, подходы к тому, что такое субсидия в понимании каждой конкретной организации.

Определения терминов размещены на официальных сайтах международных организаций. Данной информацией невозможно пренебречь, поскольку использование определений, размещенных таким способом, является распространенной глобальной практикой, можно сказать, деловой традицией, обычаем, который, в свою очередь, рассматривается как источник права, и именно поэтому такие определения также рассмотрены для полноты анализа.

В энергетическом секторе ОЭСР оценивает так называемую «господдержку» (government support), поскольку это позволяет «всесторонне и нейтрально» рассматривать политику правительства[17]. Господдержка включает в себя как прямые бюджетные, так и налоговые расходы, которые обеспечивают выгоду или преимущество для производства или потребления ископаемого топлива по сравнению с альтернативными источниками. То есть, ОЭСР делает акцент на финансовом аспекте субсидии (бюджетные и налоговые расходы) и фиксирует получение преимущества за счет финансовых вливаний. И в этом определении выделяется 5 простых частей. При этом, очевидно, что финансирование осуществляется со стороны государства в пользу компаний производителей или потребителей энергии. Однако, такой элемент субсидии как «распорядитель» не детализирован, хотя очевидно, что как бюджетные, так и налоговые ресурсы могут быть связаны только с государством.

Международное энергетическое агентство (МЭА) определяет энергетические субсидии как «любое действие государства в первичном энергетическом секторе, направленное на снижение издержек производства энергии, повышение цены, уплачиваемой производителю энергии, или снижение цены, уплачиваемой потребителем энергии»[18]. МЭА рассматривает «любое действие» государства. Такое действие может как носить финансовый характер, так и не носить. Следовательно, оно выходит за рамки используемого в ВТО, и акцент значимости смещен в сторону целей предоставления субсидий и их получателей. В определении МЭА также можно выделить 5 простых частей, но их распределение по элементам отличается от предыдущего.

Международный валютный фонд (МВФ) оценивает «доналоговые» (в основном на потребление) субсидии и «посленалоговые» субсидии, учитывающие снижение экологических издержек и налогов на потребление, а также производственные субсидии[19]. Подход, используемый МВФ, основывается на двух элементах – это «механизм» и «цель» получения субсидий, состоящих в общей сложности из 4 простых частей. Хотя, так же, как и в случае определения ОЭСР, очевидно, что в данном случае «налогового» оценивания, распорядителем будет только государство.

Одним из самых чувствительных секторов, в котором субсидии играют важнейшую поддерживающую роль, является сельское хозяйство. Объективная зависимость сельского хозяйства от внешних, особенно природных факторов, очевидна. Во многих странах мира развитие сельского хозяйства, обеспечение устойчивости сельских поселений, сохранение рабочих мест на селе представляет собой стратегически важную задачу по поддержанию независимости и безопасности государства.

В секторе сельского хозяйства рассмотрены следующие определения: Минсельхоза США (так как министерством сформировано секторальное определение), ОЭСР, продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО)[20], частного американского института (Stray Dog Institute)[21].

Так, Минсельхоз США (United States Department of Agriculture) определяет сельскохозяйственные субсидии, как денежные выплаты и другие виды поддержки фермерам или агропредприятиям[22]. В этом определении 4 части.

ОЭСР определяет сельхозсубсидии как ежегодную денежную стоимость валовых трансфертов сельскому хозяйству от потребителей и налогоплательщиков, возникающих в результате государственной политики поддержки сельского хозяйства, независимо от ее целей и экономических последствий[23]. Данный подход носит чисто экономической характер и оценивает объемы субсидирования в годовом выражении и всего содержит 3 простых части.

ФАО определяет субсидии как плату или льготу, предоставляемые для частичной компенсации стоимости определенных видов деятельности, таких как изготовление, производство или экспорт товара[24]. Всего в определении 3 простых части.

Американский частный институт «Straydog Institute» определяет сельскохозяйственные субсидии как денежные выплаты и другие виды поддержки, предоставляемые государством фермерам и агропредприятиям[25]. Данное определение коррелируют с определением Минсельхоза США, но более детализировано и состоит уже из 5 простых частей.

Таким образом, как можно заметить, в секторе сельского хозяйства определение субсидии довольно вариативно. Для любого государства в первую очередь стоит задача непосредственной помощи аграриям в условиях, как правило, низкой рентабельности, сложной демографической ситуации, проблем с развитием социальной инфраструктуры. И, поэтому, многосторонние нормы и правила в отношении сельскохозяйственных субсидий менее жесткие и отличаются от их регулирования в промышленной сфере. Так, субсидии, которые не искажают конкурентную среду, могут быть разрешены. Именно это детерминирует значимость элементов «получатель» и «механизм».

Выводы

Таким образом, суммируя рассмотренное, можно констатировать, что понятие субсидии имеет юридическое закрепление на всех трех уровнях регулирования: международном, региональном, национальном и отличается многообразием определений.

Определение, которое вбирает в себя не только все четыре элемента, но и практически все простые части этих элементов, установлено только в ВТО, что позволяет считать его титульным и полновесным из всех рассмотренных. Не все рассмотренные определения содержат 4 элемента, и наблюдается неравномерность применения простых частей.

В целом наиболее значимым элементом понятия субсидия является «механизм». На национальном и региональном уровне дополнительно к элементу «механизм» значимость придается «распорядителю». В отраслевом (секторальном) разрезе акценты уже могут быть расставлены по разным элементам. Так, в энергетике основными элементами являются «цель» и «механизм», а в сельском хозяйстве — «цель», «механизм» и «получатель».

Практическая направленность определения значимости простых частей

Сложившаяся практика работы ОРС ВТО отчетливо демонстрирует расширительное трактование многих положений соглашений, что, безусловно, связано с необходимостью заполнения правовых лакун соглашений, которые еще не были ясны на момент их принятия. С одной стороны, это объективно оправдано, но, с другой стороны, такая практика трактования положений соглашений и, в большей мере, используемых в соглашениях понятий, наводит на мысль о расширенном толковании положений соглашений и закреплении этих трактований в правоприменении по усмотрению ОРС. Вопрос, насколько принятые ОРС толкования могли бы поменять первоначальный замысел соглашений, поднимался, например, США, которые указывали, в частности, на то, что Апелляционный орган (АО) проявляет неспособность применять правила соглашения ВТО в соответствии с их текстом, а также толковать их так как это было задумано членами, заключившими соглашения[26]. По мнению американцев, действия Апелляционного органа привели к лишению прав и наложению новых обязательств на членов ВТО посредством ошибочного толкования соглашений ВТО, которыми АО попытался заполнить «пробелы» соглашений. Апелляционный орган, в частности, настоял на том, чтобы третейские группы рассматривали предыдущие толкования АО в качестве обязательного прецедента, закрепив, таким образом, права и обязательства, с которыми члены ВТО никогда не соглашались. Так, следуя принципу «cogent reasons» Апелляционный орган, например, в решениях по делам США — Хвойные материалы IV (2004 г.) и США – Углеродистая сталь (Индия, 2014 г.) использовал толкование понятия субсидии, приведенное в выводах по делу Бразилия – Самолеты (1999 г.). Это, очевидно, приводит к возрастанию взаимозависимости различных решений и их последствий.

В Аналитическом индексе ВТО[27] по толкованию соглашений ВТО приводятся выводы третейских групп и Апелляционного органа, но практически не приводятся позиции членов ВТО, в том числе выступающих в качестве третьей стороны спора.

Несмотря на то, что каждый спор – это новый уникальный предмет исследования и постановка вопроса, и объекты рассмотрения могут существенно отличаться, решения по разнородным кейсам, как показывает практика, постепенно стандартизируются. Можно предположить, что, таким способом ОРС движется по пути рационализации суждений как способа обеспечить понимание со стороны членов организации и нивелировать в какой-то части возможные возражения против. Возникает ситуация, при которой уникальные варианты решений появляются все реже или не появляются вовсе в силу того, что члены ВТО редко выдвигают на переговорную площадку свои возражения против вынесенных ОРС толкований положений соглашений ВТО. Именно поэтому в целях формирования нестандартных методов защиты национальных мер поддержки необходимы новые средства анализа и оценки альтернативных вариантов.

Возросший динамизм торговой среды в период ГАТТ, обусловленный открытием рынков и расширением экспортной деятельности, значительно усложнил проблемы применения субсидий. Субсидии из инструмента межгосударственного взаимодействия переросли сначала в инструмент поддержки национальной промышленности, а затем снова стали предметом межгосударственных взаимоотношений в сфере торговли. И до сих пор, роль субсидий в сфере торгового взаимодействия только увеличивается.

По этому поводу бывший заместитель генерального директора ВТО Анабель Гонсалес писала в своем блоге[28], что субсидии используются политическими деятелями с целью корректировки экономической стратегии, а правильно разработанные субсидии являются важным инструментом для устранения имеющих место на рынке сбоев и достижения политических целей. По мнению А. Гонсалес текущие правила были согласованы много лет назад и нуждаются в пересмотре, поэтому дискуссии должны быть сосредоточены на вопросе о том, какой должен быть баланс между государственным вмешательством и рыночными силами.

При таком разнообразии дефиниций и практике работы ОРС ВТО естественным образом встает вопрос об оценке значимости простых частей, наполняемости ими интегральных элементов, и, в целом, их влияния на целое понятие. В общем виде использованная методология может быть представлена на следующем рисунке.

Рисунок 2. Поэлементный анализ понятия субсидии

Источник: составлено автором

В целях нивелирования погрешностей индивидуальной экспертной оценки и максимальной объективизации в исследовании частично использован математический метод обработки информации. Для этих целей каждой простой части придается свой определенный коэффициент и фиксируются весовые показатели значимости. Сравнение полученных результатов проводится с опорой на базовое определение.

Математические методы анализа объектов исследования (или обработки информации об объектах исследования) используются во многих отраслях знаний, в частности в экономике, статистике и информатике, где необходимо обрабатывать информацию и преобразовывать ее в количественные или качественные составляющие. Количественные характеристики сводят к минимуму элемент субъективности при принятии решений[29]. При этом математизация какой-либо науки состоит в анализе формальных моделей, адекватных уже имеющимся содержательным моделям, а возможность количественных оценок характеристик явлений может способствовать большему изучению данной науки [27].

Различные методы анализа объектов рассматриваются в работах Р.И. Трухарева, С.И. Моисеева, А.В. Сигала, А.А. Суркова, В.М. Соболева, В.М. Постникова, С.Б. Спиридонова. К ним относятся методы ранжирования и методы присвоения баллов. Идея данных методов состоит в том, чтобы каждый элемент рассматриваемого объекта ранжировать относительно его значимости и в дальнейшем получить весовые коэффициенты (баллы) данных элементов. Ранжирование значимости рассматриваемых элементов основывается на теории «бинарных отношений», то есть отношений предпочтения на множестве вариантов[30], при котором первый элемент ранжирования является более «предпочтительным» (значимым), чем второй элемент.

Одним из рассматриваемых методов, возможных к применению в целях исследования, является формула П. Фишберна[31], в соответствии с которой рассматриваемые элементы ранжируются по важности: i=1,2,…n, где первый элемент (i=1) является наиболее важным и, соответственно, будет иметь наибольший весовой коэффициент. Весовые коэффициенты рассчитываются по следующей формуле:

В соответствии с данной формулой при ранжировании значимости рассмотренных частей элементов базового понятия субсидии исходим из того, сумма всех весов должна составить 1, а наиболее значимым является элемент с наибольшим количеством простых частей. Получаются следующие весовые коэффициенты (Таблица 5).

То есть, фактически центральным элементом в используемом в ВТО определении понятия субсидии является механизм получения поддержки, что может быть подтверждено пристальным вниманием ОРС ВТО к этому элементу.



Таблица 5. Весовые коэффициенты (значимость) элементов понятия субсидии, определение которого установлено в ССКМ ВТО



Источник: составлено автором

Таким образом, в результате проведенного анализа 26 дефиниций понятия «субсидии» разработан и предложен к практическому использованию следующий метод поэтапного анализа сложносоставных понятий.

  1. Определяется базовое определение понятия. В настоящей работе, учитывая общепризнанность (титульность) понятия субсидии в ВТО, наличия в нем всех 4 элементов, именно оно взято в качестве базового для последующего сопоставления дефиниций, применяемых другими международными организациями, а также в региональной и национальной юрисдикциях и секторальном разрезе.
  2. Последовательно проводится семантическая декомпозиция: сначала выделяются интегральные элементы в рассматриваемом определении понятия, затем они раскладываются на простые (неделимые) части. В нашем случае, базовое понятие состоит из 4 элементов и 15 простых частей.
  3. Весовые оценки значимости элементов в понятии определяются по формуле, представленной как отношение количества простых частей рассматриваемого определения к базовому, где:

ai – вес (значение) рассматриваемого элемента понятия;

bi – количество простых частей рассматриваемого элемента;

с – общее количество частей базового элемента.

Сумма весов интегральных элементов, как целое, составляет 1, а в отношении каждого интегрального элемента рассчитан коэффициент значимости в зависимости от количества входящих в него простых частей.

4. Различные определения одного понятия, используемые на международном, региональном и национальном уровне, а также в секторальном разрезе, сравниваются на базе весовой оценки значимости их элементов.

5. Данная методология была представлена в ходе XIX Международного конгресса «Блищенковские чтения» в 2023 году, проводимой в Российском университете дружбы народов им. Патриса Лумумбы.

Рисунок 3. Значимость элементов в определениях понятия субсидии, установленных в национальных юрисдикциях, по отношению к базовому определению, (в %).

Источник: составлено автором

Рисунок 4. Значимость элементов в определениях понятия субсидии, установленных в интеграционных сообществах, по отношению к базовому определению, (в %).

Источник: составлено автором

Рисунок 5. Значимость элементов в определениях понятия субсидии, установленных в энергетическом и сельскохозяйственном секторах, по отношению к базовому определению, (в %).

Источник: составлено автором

Таким образом, примененная совокупность методов сравнительного правоведения, семантической декомпозиции и оценки значимости интегральных элементов и их простых частей в отношении 25 дефиниций понятия «субсидии» по отношению к базовой дефиниции, данной в ССКМ ВТО, показывает, что, во-первых, поэлементный состав понятия в целом не подвержен секторальной специфике и не меняется. Во-вторых, элемент «механизм» имеет относительную важность не только в используемой терминологии ССКМ, но и в понятийных аппаратах других международных и региональных организаций, а также на национальном уровне и в понимании отдельных экспертных организаций. В-третьих, на распределение значимости остальных элементов понятия субсидии прямо влияет специфика секторального применения: в рассмотренных секторах экономики (энергетика, село, промышленность) задачи, которые решают субсидии, имеют разную направленность и степень влияния на развитие отрасли. Все эти факторы в совокупности следует иметь ввиду при рассмотрении и формировании такого инструмента регулирования как субсидии, а также защите интересов Российской Федерации в международных торговых отношениях.

Список литературы:

  1. Саидов А. X. Сравнительное правоведение: Учебное пособие /Отв. ред.: В. А. Туманов/. — Т.:«Адолат», 1999. —480 с.
  2. Давид Р. Основные правовые системы современности /Пер. с фр. и вступ. ст. В. А. Туманова.— М.: Прогресс, 1988.—496 с.
  3. Алексеев С.С. Тайна и сила права. Наука права: новые подходы и идеи. Право в жизни и судьбе людей / С.С. Алексеев – 2-ое изд. перераб. и доп. – М.: Норма, 2009. – 176 с.
  4. Войтович В. Ю. Основы сравнительного правоведения (общая часть): краткий курс лекций [Электронное издание] / В. Ю. Войтович ; Ижевский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России). – Ижевск: Ижевский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2021.
  5. Rodier R. Introduction au Droit Compare. Paris, 1979.
  6. М.В. Глазатов. «Практика субсидирования: некоторые аспекты разрешения споров в ВТО». Торговая политика, № 1/9. 2017.
  7. М.В. Глазатов. «Понятийный аппарат субсидии: эволюция и использование в рамках многосторонних правил торговли». Евразийский юридический журнал, № 10 (125) 2018.
  8. М.В. Глазатов. «Субсидии в законодательстве отдельных стран – членов ВТО и интеграционных объединений: сравнительно-правовой анализ». Государство и право, 2021, № 4, с. 120–130.
  9. Р.И. Трухаев. Модели принятия решений в условиях неопределенности. М.: Наука, 1981.
  10. П. Фишберн. Теория полезности для принятия решений. Перевод с английского В.Н. Воробьев и А.Я. Кируты. Под редакцией Н.Н. Воробьева. М.: Наука, 1978.
  11. А.А. Сурков. Объединение экономических прогнозов с использованием экспертной информации. Теория статистики. Статистика и экономика. Т. 16. № 5. 2019.

[1] World Trade Report 2023. URL: https://www.wto.org/english/res_e/publications_e/wtr23_e.htm (дата обращения 11.03.2024).

[2] Саидов А. X. Сравнительное правоведение: Учебное пособие /Отв. ред.: В. А. Туманов/. — Т.:«Адолат», 1999. —480 с.

[3] Давид Р. Основные правовые системы современности /Пер. с фр. и вступ. ст. В. А. Туманова.— М.: Прогресс, 1988.—496 с.

[4] Алексеев С.С. Тайна и сила права. Наука права: новые подходы и идеи. Право в жизни и судьбе людей / С.С. Алексеев – 2-ое изд. перераб. и доп. – М.: Норма, 2009. – 176 с.

[5] Там же.

[6] Войтович В. Ю. Основы сравнительного правоведения (общая часть): краткий курс лекций [Электронное издание] / В. Ю. Войтович ; Ижевский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России). – Ижевск: Ижевский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2021.

[7] Алексеев С.С. Тайна и сила права. Наука права: новые подходы и идеи. Право в жизни и судьбе людей / С.С. Алексеев – 2-ое изд. перераб. и доп. – М.: Норма, 2009. – 176 с.

[8] Rodier R. Introduction au Droit Compare. Paris, 1979.

[9] Более подробно рассмотрено в статье: М.В. Глазатов. «Практика субсидирования: некоторые аспекты разрешения споров в ВТО». Торговая политика, № 1/9, 2017.

[10] Результаты Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров: правовые тексты. М., 2002. С. 226.

[11] Более подробно рассмотрено в статье: «Понятийный аппарат субсидии: эволюция и использование в рамках многосторонних правил торговли». Евразийский юридический журнал, № 10 (125), 2018.

[12] OECD Glossary of Statistical Terms. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/economics/oecd-glossary-of-statistical-terms_9789264055087-en (дата обращения 11.03.2024).

[13] Приложение N 8 к Договору о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014).

[14] Приложение N 28 к Договору о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014).

[15] An Act To provide revenue to regulate commerce with foreign countries, to encourage the industries of the United States, to protect American labor, and for other purposes. SEVENTY-FIRST CONGRESS. Sess. II. CH. 497. June 17, 1930. Public, No. 361.

[16] The Customs Tariff (Amendment) Act 1995. Act № 6 of 1995.

[17] Analysing Energy Subsidies in the Countries of Eastern Europe, Caucasus and Central Asia. URL: https://www.oecd.org/env/outreach/energy_subsidies.pdf (дата обращения 11.03.2024).

[18] International Energy Agency. Energy subsidies. URL: https://www.iea.org/topics/energy-subsidies#methodology-and-assumptions (дата обращения 11.03.2024).

[19] International Monetary Fund. Fossil Fuel Subsidies. URL: https://www.imf.org/en/Topics/climate-change/energy-subsidies (дата обращения 11.03.2024).

[20] Является специализированным учреждением ООН, возглавляющим международные усилия по борьбе с голодом и обеспечивающим продовольственную безопасность, которая напрямую связана с вопросами поддержки сельского хозяйства.

[21] Институт не является правительственным органом. Институт продвигает достаточно передовые походы к использованию продуктов животного происхождения, имея ввиду их снижение и переход на растительные альтернативы.

[22] U.S. Department of Agriculture. National Agricultural Library. Agricultural Subsidies. URL: https://www.nal.usda.gov/economics-business-and-trade/agricultural-subsidies (дата обращения 11.03.2024).

[23] The Organization of Economic Co-operation and Development Data. Agricultural support. URL: https://data.oecd.org/agrpolicy/agricultural-support.htm (дата обращения 11.03.2024).

[24] Food and Agriculture Organization. FAOLEX Database. URL: https://www.fao.org/faolex/glossary/en/#S (дата обращения 11.03.2024).

[25] Challenges and Opportunities Surrounding US Agricultural Subsidies by Stray Dog Institute. URL: https://straydoginstitute.org/agricultural-subsidies/ (дата обращения 11.03.2024).

[26] United States Trade Representative. Report on the Appellate Body of the World Trade Organization. 2020.

[27] URL: https://www.wto.org/english/res_e/publications_e/ai17_e/ai17_e.htm (дата обращения 11.03.2024).

[28] URL: https://www.wto.org/english/blogs_e/ddg_anabel_gonzalez_e/blog_ag_27jun23_e.htm (дата обращения 11.03.2024).

[29] Р.И. Трухаев. Модели принятия решений в условиях неопределенности. М.: Наука, 1981.

[30] П. Фишберн. Теория полезности для принятия решений. Перевод с английского В.Н. Воробьев и А.Я. Кируты. Под редакцией Н.Н. Воробьева. М.: Наука, 1978.

[31] А.А. Сурков. Объединение экономических прогнозов с использованием экспертной информации. Теория статистики. Статистика и экономика. Т. 16. № 5. 2019.


Информация об авторе:

Глазатов Михаил Владимирович, аспирант, Российской университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы


Information about the author:

Glazatov Mikhail Vladimirovich, graduate student, Patrice Lumumba Peoples’ Friendship University of Russia

Добавить комментарий

Войти с помощью: