Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

О полномочиях для участия в заседаниях международных организаций/ конференций (на примере ВТО)

В соответствии со сложившейся практикой оформление полномочий на участие делегаций Российской Федерации в международных конференциях осуществляется по процедуре, предусмотренной статьей 13 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»[1] для оформления полномочий на ведение переговоров и подписание международных договоров.

Ключевые слова: ВТО, международный договор, МИД России, Министерство, Соглашение

 

Abtract: In accordance with the established practice, the registration of powers for the participation of delegations of the Russian Federation in international conferences is carried out according to the procedure provided for in Article 13 of the Federal Law of July 15, 1995 No. 101-FZ «On International Treaties of the Russian Federation» [1] to formalize the powers to conduct negotiations and the signing of international treaties.

Tags: WTO, international treaty, Russian Ministry of Foreign Affairs, Ministry, Agreement

 

Полномочия делегации оформляются МИД России от имени Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации по заявке федерального органа исполнительной власти, которому в соответствии с решением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации поручено участвовать в соответствующей международной конференции.

Заявка представляет собой официальное письмо в МИД России, в котором указываются данные лица или лиц, на которых запрашиваются полномочия, сведения о замещаемых ими должностях и качестве, в котором они должны быть включены в состав делегации, полное наименование предстоящего мероприятия, место и сроки его проведения, полное официальное название готовящегося к подписанию документа конференции, реквизиты документов, которые являются основанием для выдачи полномочий (дату принятия и номер соответствующего решения Президента или Правительства Российской Федерации). Также при направлении делегаций на международные конференции, совещания, сессии международных органов к такому письму прилагается выписка из правил процедуры, касающаяся полномочий делегации.

Что касается правил Всемирной торговой организации (ВТО), то в соответствии со статьей 7 Правил процедуры заседаний Министерской конференции ВТО от 25 июля 1996 г. № WT/L/161 «каждый член должен быть представлен аккредитованным (уполномоченным) представителем». Статьей 9 данных Правил процедуры установлены требования к полномочиям таких представителей: «Аккредитационные документы (полномочия) представителей должны быть представлены в Секретариат не менее чем за одну неделю до даты открытия заседания. Они должны быть оформлены в качестве заявления от министра иностранных дел или компетентного органа члена или от их имени и наделять представителя полномочиями на осуществление от имени члена функций, указанных в Соглашении ВТО». При этом главным критерием при оформлении данного вида полномочий («credentials») должны быть требования самой организации, на участия в конференции которой они выписываются.

Как правило, полномочия подписываются министром иностранных дел, главой государства или главой правительства. Вместе с тем, в практике работы министерских конференций ВТО нередкими были случаи, когда  принимались полномочия, выписанные, например, министром торговли (или иным министром, который курирует вопросы ВТО). При этом Секретариат ВТО допускает возможность замены подписи министра иностранных дел на подпись, например, министра экономики, отмечая при этом необходимость в первую очередь соблюдения внутренних требований внутригосударственного законодательства члена ВТО к оформлению подобного рода документов.

Полномочия могут быть выписаны на участие в конференции или на участие конференции с правом одобрения актов, принимаемых на конференции. В практике министерских конференций ВТО можно выделить две группы актов: коллективные и акты председателя. К первой группе относятся: акты, прямо поименованные в статье IX Марракешского соглашения об учреждении ВТО (а именно интерпретации положений многосторонних соглашений и предоставление права приостановления уступок; только акты данного вида обладают обязательной силой); Министерские решения и Министерские декларации (практика Апелляционного органа ВТО, которая бы свидетельствовала об их обязательном или необязательном характере, отсутствует, однако до момента вынесения соответствующего решения члены ВТО исходят из необязательности подобных решений).

К актам председателя относятся заявления председателя, которые не носят обязательного характера. Вместе с этим Секретариат ВТО отмечает, что их уровень может быть «повышен», если в конце доклада, содержащего заявления председателя, вместо «стандартных» слов «Members took note of the statement», будет написано «Members so agreed». Однако сложно сказать, что может являться причиной для замены этой стандартной формулировки. Это же отмечается и в отношении иных актов конференции, так как «степень» обязательности документа будет, очевидно, зависеть не только от его формы, но и содержания.

Относительно персонального состава участников конференции полномочия могут быть выписаны либо на одно лицо (главу делегации), либо на всю делегацию. В последнем случае данные всех участников конференции от соответствующего государства перечисляются в документе. По практике ВТО, оптимальным  является оформление полномочий на группу из трех человек, поскольку это дает возможность представителям делегации принимать активное участие в работе конференции, если мероприятия проходят одновременно в нескольких помещениях. Вместе с этим, оформление полномочий на большее число представителей члена ВТО (или на всю делегацию) нежелательно, поскольку может возникнуть неясность, кто именно осуществляет соответствующие полномочия.

При этом лицо, оформляющее документ с полномочиями, может выписать их и на свое имя, что является нередкой практикой в ВТО. Однако возможность оформления документа с полномочиями на лицо, их выписывающее, и одновременно на иных лиц, вызывает у Секретариата ВТО сомнения.

Внутренняя процедура оформления полномочий на участие в международных конференциях в целом аналогична процедуре оформления полномочий на подписание международного соглашения. Для оформления полномочий от имени министра иностранных дел необходимо направить запрос соответствующего ведомства с указанием основания для их оформления. В качестве такого основания могут выступать акты национальных правительств. К примеру, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 3 июля 2003 г. № 323 «Об утверждении межведомственного распределения обязанностей по обеспечению участия Российской Федерации в международных организациях системы ООН»[2] любое заинтересованное ведомство может запросить МИД России оформить полномочия на участие представителей такого ведомства в конференции, проводимой в рамках системы ООН, без необходимости оформления отдельных распоряжений Правительства Российской Федерации на каждое отдельное заседание. Альтернативой данному постановлению Правительства Российской Федерации в контексте министерских конференций ВТО является возможность использования акта Правительства Российской Федерации, в соответствии с которым Минэкономразвития России определяется как ведомство, ответственное за вопросы, связанные с членством России в ВТО. Так, для участия министра экономического развития Российской Федерации в 9-й Министерской конференции ВТО в 2013 году в документе, выданном МИД России указывалось, что МИД России удостоверяет, что Правительство Российской Федерации уполномочило данное должностное лицо принять участие в качестве руководителя делегации на указанной конференции с правом подписания (одобрения) ее итоговых документов.

 

Информация об авторе:

Сергей Васильевич Комендантов, к.ю.н., доцент кафедры международного права Дипломатической академии МИД России, член Российской ассоциации международного права,  государственный советник Российской Федерации III класса

Information about the author:

Sergey Vasilievich Komendantov, Candidate of Law, Associate Professor of the Department of International Law of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, member of the Russian Association of International Law, State Counselor of the Russian Federation of the 3d rate.

________________

[1] https://base.garant.ru/10103790/ (дата обращения: 20.01.2021).

[2] https://base.garant.ru/2562324/ (дата обращения: 20.01.2021).

Добавить комментарий

Войти с помощью: