Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

О применении положений Соглашения ВТО о платежном балансе

Ограничения в целях обеспечения платежного баланса — это правовое положение, содержащееся в статье XII ГАТТ-1994. Оно разрешает любой стране-члену ВТО ограничивать количество или стоимость ввозимых товаров в том случае, если это необходимо для обеспечения равновесия своего платежного баланса. Ограничения, которые применяются в этом случае, должны быть направлены на то, чтобы приостанавливать сокращение валютных резервов страны и добиваться их роста. Статья XII ГАТТ-1994 содержит жесткие ограничительные условия, которые должны соблюдаться при использовании ограничений с целью обеспечения внешнего финансового положения страны.

Ключевые слова. ГАТТ, ВТО, Статья XII ГАТТ, платежный баланс.


On the application of the provisions of the WTO Balance of Payments Agreement


Annotation. Restrictions for the purposes of ensuring the balance of payments is a legal provision contained in article XII of GATT-1994. It allows any WTO member country to limit the quantity or value of imported goods if it is necessary to ensure the balance of its balance of payments. The restrictions that apply in this case should be aimed at suspending the reduction of the country’s foreign exchange reserves and achieving their growth. Article XII of GATT-1994 contains strict restrictive conditions that must be observed when using restrictions in order to ensure the external financial situation of the country.

Tags: GATT, WTO, Article XII of the GATT, balance of payments.

Статья XII ГАТТ вместе с Договорённостью в отношении положений о платежном балансе ГАТТ 1994[1] позволяют развитым членам ВТО вводить ограничения импорта в целях защиты внешнего финансового положения  и стабилизации своего платежного баланса[2]. Ограничения в целях обеспечения платежного баланса — это правовое положение, содержащееся в статье XII ГАТТ-1994 г. Оно разрешает любой стране-члену ВТО ограничивать количество или стоимость ввозимых товаров в том случае, если это необходимо для обеспечения равновесия своего платежного баланса. Ограничения, которые применяются в этом случае, должны быть направлены на то, чтобы приостанавливать сокращение валютных резервов страны и добиваться их роста. Статья XII ГАТТ-1994 содержит жесткие ограничительные условия, которые должны соблюдаться при использовании ограничений с целью обеспечения внешнего финансового положения страны. В частности, страны, применяющие такие ограничения, должны информировать ВТО об этом и ежегодно вступать в консультации с другими членами ВТО относительно состояния платежного баланса и постепенного ослабления таких ограничений[3]. Введение таких ограничений было оправдано в послевоенный период нестабильности платежных систем стран-участниц ГАТТ и в условиях действия фиксированных валютных курсов. Либерализация рынка капитала, отказ от системы фиксированных валютных курсов должны создали условия для стабилизации платежных балансов государств. Еще в 1989 году США и Канада отмечали, что сочетание валютной реформы и корректировки обменного курса может решать проблемы нестабильности платежных балансов. В то же время развивающиеся страны настаивали на сохранении возможности использований положений ГАТТ о платежном балансе как эффективного механизма, закладывающего условия для применения специального и дифференцированного режима в отношении развивающихся стран.

Статья XII ГАТТ предусматривает, что импортные ограничения «не должны превышать необходимых для того, чтобы: (i) предотвратить неизбежную угрозу серьезного снижения своих валютных резервов или остановить ее»; или, (ii) «… в случае Договаривающейся Стороны с очень низкими валютными резервами, для достижения разумных темпов увеличения своих резервов».[4]

Тогда как статья XII может быть применена всеми членами ВТО, более льготная статья XVIII:B может быть использована только развивающимися членами ВТО, испытывающими трудности с платежным балансом, главном образом возникающими в связи с усилиями по расширению рынков сбыта и нестабильностью условий торговли[5].

В целом, меры, вводимые по соображениям стабилизации платежного баланса, должны быть: временными, основанными на цене, администрироваться транспарентным образом и применяться ко всему импорту (то есть необходимо избегать секторальных ограничений).[6]

В отношении таких мер Договоренность по применению положений о платежном балансе ГАТТ 1994 содержит следующие основные процедурные обязательства членов ВТО: публичное уведомление о графике отмены ограничений импорта; предпочтение тем мерам, которые оказывают наименьшее искажающее воздействие на торговлю; к таким мерам относятся меры, основанные на цене, в случае, если принято решение о введении количественных ограничений, необходимо объяснить, почему меры, основанные на цене, не являются адекватными,  а также не применять более одного типа ограничительных мер в отношении одного и того же товара; не применять импортных ограничений, превышающих необходимые для того, чтобы решить ситуацию с платежным балансом.

В ВТО функционирует Комитет по платежному балансу, на консультациях в рамках которого рассматривается весь комплекс мер по стабилизации платежного баланса страны, которая применяет торговые ограничения. Оценку состояния платежного баланса и валютных резервов дает МВФ, и члены ВТО обязаны ее учитывать.

На консультациях серьезное внимание уделяется тому, насколько эффективно ограничительные меры в торговле дополняют другие меры государства, направленные на стабилизацию платежного баланса, создают ли такие меры длительный структурный эффект, какие рекомендации предлагаются МВФ и каким образом эти рекомендации  выполняются. Особое значение при рассмотрении уделяется охвату применения мер и их форме, а также наличию временного графика снижения ограничительной меры.

Обязанностью члена ВТО, устанавливающего (или уже установившего) количественные ограничения в торговле, является уведомление о таких ограничениях  в течение 30 дней после их введения, и проведение консультаций с другими сторонами. Консультации должны проводиться либо до, либо непосредственно  после введения мер, но не позднее четырех месяцев с момента введения ограничений.

Обязательными к обсуждению являются природа затруднений с платежным балансом, возможные альтернативные меры, система и методы ограничений, влияние на экономику других членов ВТО. В консультациях участвуют представители МВФ, и их выводы в отношении состояния платежного баланса соответствующего члена являются обязательными для целей консультаций.

Первоначальное обсуждение мер проходит на Комитете по платежному балансу ВТО, который собирается по мере необходимости. Могут применяться полная и упрощенная процедуры рассмотрения (для развивающихся стран).

Контроль со стороны ВТО не ограничивается разовым рассмотрением. Пока меры остаются в силе консультации проводятся ежегодно. По их итогам, в зависимости от обстоятельств, могут приниматься решения или рекомендации об изменении ограничений, о приведении принятых мер в соответствие с правом ВТО, об установлении срока исправления допущенных нарушений. Кроме того, может быть поставлен вопрос об освобождении членов ВТО от обязательств в отношении стороны, применившей ограничения (то есть о праве других членов ВТО вводить ответные меры на ограничения, если они нарушают правила ВТО и наносят ущерб этим членам). Проведения консультаций может также потребовать любой член, на торговле которого принятые меры отражаются негативно.

Любая страна вправе добиваться разъяснений по вопросу введения мер в отношении платежного баланса. От члена ВТО, установившего ограничения, требуется представление подробного и детального перечня документов, в частности, первоначальной нотификации о мерах, обзора общей ситуации, полного описания ограничительных мер и мер по либерализации импорта, принятых  после последних консультаций, плана отмены ограничений.

По итогам консультаций представляется доклад Генеральному совету ВТО, который, по общему правилу, содержит заключение по вопросам, поднятым на консультациях, фактах и мотивах, на которых основаны меры. Если консультации оказываются безрезультатными, члены ВТО могут добиваться защиты своих интересов через механизм разрешения споров в рамках ВТО, и такая возможность прямо предусмотрена Договоренностью в отношении положений о платежном балансе.

Список источников и литературы:

  1. Договорённость в отношении положений о платежном балансе ГАТТ 1994 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://e-ecolog.ru/docs/cGVY4TJb_p2iRLmP2Gowq/83  (дата обращения: 22.01.2023).
  2. Право ВТО: теория и практика применения / Под ред. Л.П. Ануфриевой. М., 2016.
  3. Van den Bossche P., Zdouc W. The Law and Policy of the World Trade Organization. Cambridge: Cambridge University Press, 2019.
  4. Смбатян А.С. Толкование и применение правил Всемирной торговой организации: монография. М., 2017.
  5. Зенкин И.В. Право Всемирной торговой организации.  М., 2014.

Информация об авторе:

Комендантов Сергей Васильевич, к.ю.н., доцент, заместитель заведующего кафедрой международного права Дипломатической академии МИД России, член Российской ассоциации международного права, государственный советник Российской Федерации III класса.

Information about the author:

Komendantov Sergei Vasilyevich, Ph.D. in Law, Associate Professor, Deputy Head of the Department of International Law of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, member of the Russian Association of International Law, State Counselor of the Russian Federation of the III class.



[1]Договорённость в отношении положений о платежном балансе ГАТТ 1994. https://e-ecolog.ru/docs/cGVY4TJb_p2iRLmP2Gowq/83 (дата обращения: 22.01.2023).

[2] Подробнее: Peter Van den Bossche, Werner Zdouc. The Law and Policy of the World Trade Organization: Text, Cases and Materials. 4-th edition. Cambridge University Press, 2019.

[3] https://www.vavt.ru/wto/wto/RestrictionsSafeguardBalancePayments (дата обращения: 22.01.2023).

[4] Вместо этого статья XVIII:B:9 исключает слово «неизбежное» из первого условия и относится к «неадекватному» уровню, а не к «очень низкому» уровню резервов (при этом, «адекватный» определяется как «адекватный для реализации его программы экономического развития»).

[5] В этой связи статья XVIII:B отсылает к необходимости развивающихся стран защитить свое внешнее финансовое положение и обеспечить достаточный уровень резервом для того, чтобы осуществлять программы экономического развития.

[6] Статья XII предусматривает обязательство избегать неоправданного ущерба коммерческим интересам любой другой страны, не препятствовать ввозу товаров в минимальных количествах, чтобы  не нарушить обычные каналы торговли, не применять ограничений по ввозу промышленных образцов, не допускать нарушений соглашений о патентах, товарных знаках, авторском праве. Страна при введении ограничений может установить приоритет для ввоза тех товаров, которые являются более существенными.

Добавить комментарий

Войти с помощью: