Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

О регулировании отношений государств-участников СНГ в сфере транспорта


Правовое регулирование отношений участников СНГ в сфере транспорта направлено на совершенствование рынка транспортных, экспедиторских и других логистических услуг; развитие информационных технологий, в том числе разработке и реализации предложений по развитию системы электронного документооборота; развитие инфраструктуры международных транспортных коридоров (МТК) на территориях государств – участников СНГ, включая направления Запад – Восток, Север – Юг, Европа – Западный Китай; совершенствованию технологий проведения государственного контроля в пунктах пропуска через государственные границы государств – участников СНГ; повышение эффективности функционирования железнодорожных и автомобильных пунктов пропуска через государственные границы государств – участников СНГ, реализацию Стратегии обеспечения транспортной безопасности на территориях государств – участников СНГ при осуществлении перевозок в международном сообщении.

Ключевые слова. СНГ, транспорт, транспортные коридоры, транспортные услуги.                                        



On the regulation of relations between the CIS member states in the field of transport

Annotation. The legal regulation of relations between CIS members in the field of transport is aimed at improving the market of transport, forwarding and other logistics services; the development of information technologies, including the development and implementation of proposals for the development of an electronic document management system; the development of infrastructure of international transport corridors (ITC) in the territories of the CIS member states, including the West – East, North – South, Europe – Western China; improving the technologies of state control at checkpoints across the state borders of the CIS member states; improving the efficiency of railway and automobile checkpoints across the state borders of the CIS member states, implementing Strategy to ensure transport security in the territories of the CIS member states when carrying out international transportation.

Tags: CIS, transport, transport corridors, transport services.

           Правовая база СНГ, регулирующая отношения государств-участников СНГ в сфере транспорта, представлена следующими документами: Соглашением о принципах формирования общего транспортного пространства и взаимодействия государств-участников СНГ в области транспортной политики от 9 октября 1997 г.[1], Меморандумом о сотрудничестве государств – участников СНГ в области международных транспортных коридоров от 18 сентября 2003 г.[2], Соглашением о согласованном развитии международных транспортных коридоров, проходящих по территории государств – участников СНГ от 20 ноября 2009 г.[3], Решением Совета глав правительств о Приоритетных направлениях сотрудничества государств – участников СНГ в сфере транспорта на период до 2030 г. от 29 мая 2020 г[4].

         Как отмечалось исследователями десятилетие назад, «транспортное взаимодействие на евразийском пространстве объективно выступает в качестве одного из ключевых факторов повышения эффективности региональной экономической интеграции в условиях действия долговременных факторов деструктивной направленности. Анализ его развития позволяет говорить о том, что действующие механизмы его межгосударственного регулирования во многом не соответствуют сути транспортно-экономических отношений в транспортной сфере СНГ. Стоит вопрос о необходимости корректировки существующих подходов при реализации такого ключевого элемента транспортной интеграции, как построение общего транспортного пространства СНГ»[5].

         За последние годы ситуация в правовом регулировании транспортной сферы СНГ постепенно менялась.

         Как отмечается в «Информации об основных итогах реализации Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года», прилагаемой к Решению Экономического совета СНГ от 15 сентября 2020 г., в сфере транспорта, — основные усилия в рамках реализации Стратегии — 2020 были направлены на выполнение мероприятий: по совершенствованию рынка транспортных, экспедиторских и других логистических услуг; развитию информационных технологий, в том числе разработке и реализации предложений по развитию системы электронного документооборота; развитию инфраструктуры международных транспортных коридоров (МТК) на территориях государств – участников СНГ, включая направления Запад – Восток, Север – Юг, Европа – Западный Китай; совершенствованию технологий проведения государственного контроля в пунктах пропуска через государственные границы государств – участников СНГ; повышению эффективности функционирования железнодорожных и автомобильных пунктов пропуска через государственные границы государств – участников СНГ, реализации Стратегии обеспечения транспортной безопасности на территориях государств – участников СНГ при осуществлении перевозок в международном сообщении от 29 мая 2015 года.

         За истекшие годы велась активная работа по реализации Приоритетных направлений сотрудничества государств – участников СНГ в сфере транспорта на период до 2020 года, Концепции стратегического развития железнодорожного транспорта государств – участников СНГ, Соглашения о согласованном развитии международных транспортных коридоров, проходящих по территории государств – участников СНГ.

        В целях обеспечения скоростного автомобильного сообщения по дорогам Российской Федерации и Республики Беларусь в страны Европы, повышения качества транспортных услуг, предоставляемых пользователям автомобильных дорог, осуществлялось развитие автодорожной инфраструктуры МТК-2 и МТК- 9.

         Продолжается реализация проекта международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай», который проходит по территориям Республики Казахстан, Российской Федерации и Китайской Народной Республики и направлен на создание благоприятных условий для международных автомобильных перевозок.

          Будучи самым коротким маршрутом между Европой и Китаем, транспортный коридор «Восток – Запад» с точки зрения транзита и грузоперевозок является самым выгодным. В этом плане действующая с ноября 2017 года и получившая название «Железный шелковый путь» железнодорожная линия Баку – Тбилиси – Карс обеспечивает интермодальные контейнерные грузоперевозки из Азии в Европу и создает возможность прямого сухопутного выхода коридора в Европу.

         Осуществляются мероприятия по формированию железнодорожной инфраструктуры МТК «Север – Юг» для создания прямого железнодорожного сообщения между Российской Федерацией, Ираном и странами Персидского залива.

           В рамках развития МТК «Север – Юг» важно отметить прокладку железнодорожной линии протяженностью 8,3 км от станции Астара до границы Ирана и строительство железнодорожного моста через реку Астара. В декабре 2019 года состоялось открытие автомобильного моста, проложенного через реку Самур на границе между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией, который станет важной частью МТК «Север – Юг».

          Работая на полную мощность, этот международный транспортный коридор в состоянии обеспечить выход европейских стран, Российской Федерации, стран Центральной Азии и Кавказа к Персидскому заливу и Индии, а также интенсифицировать торговые связи прикаспийских стран с причерноморскими.

          Один из крупнейших портов в Каспийском бассейне Бакинский международный морской торговый порт считается главным пунктом транспортного коридора «Европа – Кавказ – Азия». В мае 2018 года была завершена первая фаза строительства порта. Инфраструктура порта на данном этапе позволяет осуществлять перевалку грузов с ежегодным объемом 15 млн тонн (в том числе 300 тыс. контейнеров вместимостью 20 футов), на второй фазе планируется увеличить объем до 25 млн тонн (в том числе 500 тыс. 20-футовых контейнеров), а к завершению третьей фазы перевалочная мощность будет равна 1 млн таких контейнеров. Также на территории порта ведутся работы по созданию свободной экономической зоны площадью 400 га с потенциалом увеличения до 1 000 га.

           В Республике Беларусь реализуются ряд инвестиционных проектов по строительству мультимодальных промышленно-логистических комплексов. В Республике Казахстан формируется сеть транспортно-логистических центров. Введен в эксплуатацию крупнейший в Центральной Азии транспортно-логистический центр класса «А» в г. Нур-Султане, соответствующий международным стандартам и обеспечивающий комплекс логистических услуг во взаимодействии с центрами таможенного обслуживания в режиме «одного окна». В 2017 году открылся аналогичный центр в г. Шымкенте.

           В рамках государственной программы «Цифровой Казахстан» в настоящее время по транспорту реализованы 4 интеграционных проекта, связанные с информационно-аналитической транспортной базой данных и мониторинга динамики безопасности перевозок, а также проекты в сфере автоматизации и координации сбора данных и процессов лицензирования, разрешительных документов.

         По итогам реализации государственной программы «Нұрлы жол» в 2015–2019 годах в Республике Казахстан построено и реконструировано 3 тыс. км автодорог республиканского значения, введено в эксплуатацию 1,4 тыс. км новых железных дорог, построены новый железнодорожный вокзал и новый терминал аэропорта г. Нур-Султане, а также современные транспортно-логистические центры в городах Нур-Султане и Шымкенте, проведена реконструкция 15 аэропортов (взлетно-посадочные полосы).

         Также ведется работа по развитию МТК по направлениям Восток – Запад, Север – Юг, Транскаспийского международного транспортного маршрута. Проведена интеграция казахстанских инфраструктурных программ развития с соседними и вовлеченными странами.

         В Российской Федерации одним из наиболее масштабных проектов развития терминально-логистической инфраструктуры сети российских железных дорог является проект транспортно-логистического центра «Белый Раст» в Московской области. Введен в эксплуатацию терминал инертных грузов. В составе транспортно-логистического центра предусматривается ввод контейнерно-контрейлерного терминала, складских комплексов класса «А».

         Расширяется сфера электронного документооборота на транспорте. Практически все перевозки порожних вагонов в межгосударственном сообщении с участием железных дорог Республики Беларусь, Российской Федерации, Украины, Латвии, Литвы и Эстонии осуществляются по безбумажным технологиям с применением электронных юридически значимых железнодорожных накладных.

          Белорусской железной дорогой обеспечена разработка и эксплуатация универсального специализированного аппаратно-программного комплекса доверенных третьих сторон, реализующего возможность обмена электронными документами, подписанными электронной цифровой подписью в международном сообщении, основанном на международных стандартах, в том числе стандартах Европейского союза.

          В ближайшей перспективе обмен электронными накладными будет распространен на перевозки вагонов между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, а также Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой.

          Продолжается сотрудничество в области внутреннего водного транспорта в части плавания судов под иностранным флагом по внутренним водным путям Российской Федерации. Утверждены Перечень портов, открытых для захода судов под флагами иностранных государств, и Перечень внутренних водных путей Российской Федерации, по которым разрешено плавание судов под флагами иностранных государств. Проводится работа по дальнейшему развитию и совершенствованию нормативно-правовой базы сотрудничества в области морского и речного транспорта.

         Ежегодно проводятся Тарифные конференции железнодорожных администраций, на которых принимается согласованная Тарифная политика железных дорог государств – участников СНГ на перевозки грузов в международном сообщении на соответствующий фрахтовый год.

          С целью совершенствования перевозок грузов по МТК Решением Совета глав правительств СНГ от 29 мая 2015 г. утверждена Стратегия обеспечения транспортной безопасности на территориях государств – участников СНГ при осуществлении перевозок в международном сообщении. Наряду с этим обеспечение транспортной безопасности ведется в соответствии с Концепцией антитеррористической деятельности на железнодорожном транспорте государств – участников СНГ.

        Экологические проблемы приводят к необходимости перевода автомобильного транспорта на альтернативные виды моторного топлива. Масштабы использования природного газа в качестве моторного топлива с каждым годом последовательно расширяются.

         Информация о ходе реализации Концепции развития рынков газомоторного топлива государств – участников СНГ ежегодно рассматривается на заседаниях Экономического совета СНГ. Проведена работа по совершенствованию нормативно-правовой базы, утверждению национальных стандартов, реализации пилотных проектов по переводу транспортных средств на использование природного газа в качестве моторного топлива в государствах – участниках СНГ. Налаживается межгосударственная кооперация по производству соответствующего оборудования.

           В рамках реализации Комплекса мер по развитию и стимулированию использования природного газа в качестве моторного топлива для транспортных средств государств – участников СНГ на период до 2020 года на территории Российской Федерации с 2014 года реализуется программа по стимулированию использования природного газа в качестве моторного топлива для транспортных средств.

          В 2017 году подписан Протокол о внесении изменений в Соглашение о гармонизации требований к дополнительному обучению и профессиональной компетентности международных автомобильных перевозчиков государств – участников СНГ от 24 ноября 2006 года, ужесточающий требования к перевозчикам. Одновременно внесены соответствующие изменения в Рекомендуемый порядок проведения экзаменов на профессиональную компетентность международных автомобильных перевозчиков государств – участников СНГ.

         Сотрудничество в области воздушного транспорта между государствами – участниками СНГ осуществляется в рамках двусторонних межправительственных соглашений о воздушном сообщении. Это обеспечивает возможность представления авиакомпаниям договаривающихся сторон равных и справедливых возможностей в отношении частоты полетов, провозных емкостей и формирования тарифов при выполнении международных воздушных перевозок.

        В декабре 2023 года в ходе заседания Экономического совета СНГ стороны утвердили план действий до 2030 года по оптимизации инфраструктуры и развитию международных транспортных коридоров, проходящих по территориям стран СНГ[6].

        В планах на 2024 год – привлечение новых участников к Соглашению о свободной торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций, – подчеркнул заместитель Министра экономического развития России Д. Вольвач. – Мы планируем продвигать лучшие российские практики по формированию общего цифрового пространства на территории СНГ, развивать транспортную инфраструктуру и партнерство в сфере туризма, создавать совместные туристические продукты на пространстве СНГ, а также продолжать работу над устранением барьеров в торговле. Реализация мероприятий плана позволит обеспечить эффективное использование возможностей международных транспортных коридоров в пространстве СНГ, создать условия для повышения их конкурентоспособности, привлечения грузопотоков, реализации транспортно-транзитного потенциала содружества в интересах социально-экономического развития каждой из стран СНГ[7].   


       Список источников и литературы:         

  1. Соглашение о принципах формирования общего транспортного пространства и взаимодействия государств-участников СНГ в области транспортной политики от 9 октября 1997 г. / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cis.minsk.by/reestrv2/doc/747#text (дата обращения: 28 января 2024 г.).
  2. Меморандум о сотрудничестве государств – участников СНГ в области международных транспортных коридоров от 18 сентября 2003 г. / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cis.minsk.by/reestrv2/doc/1457#text  (дата обращения: 28 января 2024 г.).
  3. Соглашение о согласованном развитии международных транспортных коридоров, проходящих по территории государств – участников СНГ от 20 ноября 2009 г. / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cis.minsk.by/reestrv2/doc/2737#text (дата обращения: 28 января 2024 г.).
  4. Решение Совета глав правительств о Приоритетных направлениях сотрудничества государств – участников СНГ в сфере транспорта на период до 2030 г. от 29 мая 2020 г. / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cis.minsk.by/reestrv2/doc/6231#text (дата обращения: 28 января 2024 г.).
  5. Официальный сайт Минэкономразвития России / [Электронный ресурс] Режим доступа:  https://www.economy.gov.ru/material/news/strany_sng_utverdili_plan_po_razvitiyu_mezhdunarodnyh_transportnyh_koridorov_do_2030_goda.html  (дата обращения: 28 января 2024 г.).
  6. Право и институты евразийской интеграции: учебное пособие для вузов / И.О. Анисимов, С.В. Комендантов. — Москва: Издательство Юрайт, 2023.
  7. Семин П.А. Совершенствование транспортного сотрудничества в СНГ / Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. № 1(187). 2014. С. 77-83.

Информация об авторе:

Комендантов Сергей Васильевич, к.ю.н., доцент, заместитель заведующего кафедрой международного права Дипломатической академии МИД России, член Российской ассоциации международного права, государственный советник Российской Федерации III класса.

Information about the author:

Komendantov Sergey Vasilievich, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Deputy Head of the Department of International Law of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, member of the Russian Association of International Law, State Councilor of the Russian Federation, III class.



[1] https://cis.minsk.by/reestrv2/doc/747#text (дата обращения 28 января 2024 г.).                                                                                                                                       

[2] https://cis.minsk.by/reestrv2/doc/1457#text (дата обращения 28 января 2024 г.).                                                                            

[3] https://cis.minsk.by/reestrv2/doc/2737#text (дата обращения 28 января 2024 г.).

[4] https://cis.minsk.by/reestrv2/doc/6231#text (дата обращения 28 января 2024 г.).

[5] Семин П.А. Совершенствование транспортного сотрудничества в СНГ / Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. № 1(187). 2014. С. 82.

[6]https://www.economy.gov.ru/material/news/strany_sng_utverdili_plan_po_razvitiyu_mezhdunarodnyh_transportnyh_koridorov_do_2030_goda.html (дата обращения 28 января 2024 г.).

[7]https://www.economy.gov.ru/material/news/strany_sng_utverdili_plan_po_razvitiyu_mezhdunarodnyh_transportnyh_koridorov_do_2030_goda.html (дата обращения 28 января 2024 г.).

Добавить комментарий

Войти с помощью: