В статье рассмотрен вопрос о содержании Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны. Соглашение перспективно для сторон как в практическом плане, так и в целом как правовое явление и положительный пример развития «внешнего» права ЕАЭС. По мере выполнения норм соглашения о свободной торговле можно ожидать ощутимых перемен в отношениях тарифно-преференциального характера между его сторонами.
Ключевые слова. Соглашение с Ираном, ЕАЭС, зона свободной торговли.
On the Free Trade Agreement between the Eurasian Economic Union and its Member States, of the one part, and the Islamic Republic of Iran, of the other part
Annotation. The article considers the issue of the content of the Free Trade Agreement between the Eurasian Economic Union and its member states, of the one part, and the Islamic Republic of Iran, of the other part. The agreement is promising for the parties both in practical terms and in general as a legal phenomenon and a positive example of the development of the «external» law of the EAEU. As the norms of the free trade agreement are implemented, tangible changes can be expected in the tariff-preferential relations between its parties.
Tags: Agreement with Iran, EAEU, free trade zone.
21 августа 2015 г. Советом Евразийской экономической комиссии (Совет ЕЭК) принято решение № 47 «О создании совместной исследовательской группы (СИГ) по изучению вопроса о целесообразности заключения соглашения о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом (Союз) и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны».
16 мая 2016 г. Совет ЕЭК принял Распоряжение № 10 «О консультациях с Исламской Республикой Иран по вопросу заключения временного соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли». Так как у Ирана, не являющегося членом Всемирной торговой организации (ВТО), отсутствует практика по заключению соглашений о свободной торговле (ССТ) в соответствии с правилами ВТО, его преференциальные торговые соглашения имеют ограниченный товарный охват. Выходом из ситуации явилась формула трехлетнего временного соглашения, ведущего к созданию полноценной зоны свободной торговли.
26 декабря 2016 г. на заседании Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) было принято решение «О начале переговоров с Исламской Республикой Иран о заключении временного соглашения о зоне свободной торговли».
17 мая 2018 г. в г. Нур-Султане (Казахстан) Временное соглашение было подписано сроком на 3 года, но по условиям Соглашения, не позднее чем через 1 год после его вступления в силу стороны обязуются начать переговоры по заключению соглашения о свободной торговле, предполагающего широкий товарный охват. По взаимному согласию сторон срок действия временного соглашения может быть продлен.
Принятие соглашения стало логичным продолжением работы по выстраиванию внешнеэкономического «контура» деятельности ЕАЭС и его государств-членов, наряду с принятием соглашений о ЗСТ с Вьетнамом, Сербией и Сингапуром.
По условию Соглашения его стороны не позднее чем в течение одного года с даты его вступления в силу должны начать переговоры по полноформатному соглашению о свободной торговле, в рамках которого в соответствии с правилами ВТО пошлины и иные ограничительные меры регулирования торговли будут устранены в отношении практически всей торговли между сторонами.
Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. № 16 «О реализации статьи 1.3 Временного соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, от 17 мая 2018 года» дан старт работе по заключению постоянного соглашения о свободной торговле с Ираном[1].
10 декабря 2021 г. ВЕЭС одобрил протокол к Временному соглашению, ведущему к образованию зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном. Документ призван обеспечить неразрывность преференциального режима при переходе к постоянному соглашению о свободной торговле, переговоры по которому начаты по решению ВЕЭС от 11 декабря 2020 г.
В соответствии с распоряжением Правительства России от 20 декабря 2023 г. № 3730-р «О подписании Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны»[2] на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Санкт-Петербурге 25 декабря 2023 г. представителем России, заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.Л. Оверчуком, подписано постоянное Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны[3].
При проведении переговоров по соглашению о свободной торговле за базис мы взяли действующее с 2019 года временное соглашение, которое на практике показало свою эффективность. В то же время мы исходили из двух подходов. Первый – улучшение регуляторной части нашего торгового режима, второй – обеспечение торговли между нашими странами в беспошлинном режиме по максимально широкой номенклатуре товаров. Эти два подхода всецело разделяли и ЕАЭС, и Иран. В результате сформирована сделка, от которой выигрывают все ее участники», – отметил Член Коллегии (Министр) по торговле Евразийской экономической комиссии А.А. Слепнев.
По его словам, в соответствии с подписанным соглашением о свободной торговле «аграрии стран ЕАЭС будут иметь эксклюзивные условия для поставок на рынок Ирана таких принципиально важных товаров, как зерновые, кукуруза, растительные масла, мясо КРС и баранины, изделия из мяса и птицы, консервы, кондитерские изделия и широкий набор другой сельскохозяйственной продукции. Что касается промышленных товаров, то режим беспошлинной торговли будет установлен на широкую номенклатуру продукции металлургии, химической и деревообрабатывающей промышленности, самолето- и судостроения, машиностроения, железнодорожной техники и оборудования и прочей продукции промышленного сектора».
Дополнительные договоренности были достигнуты и в нетарифной части: в сферах технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, таможенного администрирования, электронной системы верификации происхождения товаров, мер торговой защиты, обеспечения необходимого уровня транспарентности осуществления государственных закупок.
Кроме того, в рамках соглашения будет развиваться сотрудничество по широкому кругу отраслей. Это добыча полезных ископаемых, энергоэффективность и «зеленый рост», исследования и инновации, образование, медицина, телекоммуникации. С учетом важности, которую придают правительства стран ЕАЭС и Ирана развитию экономического пояса «Север-Юг», особое внимание уделено транспортно-логистическим решениям и вопросам транзитных перевозок.
После подписания соглашение о свободной торговле будет представлено для проведения ратификационных процедур в Иране и странах ЕАЭС, необходимых для его вступления в силу[4]. После проведения процедур, необходимых для вступления в силу, данное соглашение заменит временное соглашение.
Целями постоянного Соглашения являются: (a) либерализация и упрощение торговли товарами между сторонами посредством, inter alia, снижения или устранения тарифных и нетарифных барьеров в соответствии с положениями Соглашения; (b) поддержка экономического и торгового взаимодействия между сторонами; (c) поощрение расширения и диверсификации торговли между сторонами; (d) укрепление более тесного сотрудничества в областях, охватываемых Соглашением, и облегчение взаимодействия между сторонами.
Каждая сторона обеспечивает, в соответствии со своим законодательством и нормативными актами, что ее законы и нормативные акты общего применения, касающиеся любого вопроса, охватываемого Соглашением, незамедлительно публикуются или иным образом становятся открыты для свободного доступа с тем, чтобы предоставить заинтересованным лицам и стороне возможность ознакомиться с ними, в том числе, если возможно, в электронной форме. Стороны обмениваются перечнями соответствующих официальных изданий и электронных средств массовой информации.
В отношении таможенных пошлин и сборов любого вида, применяемых в отношении или в связи с импортом или экспортом, или применяемых к международному переводу платежей за импорт или экспорт, и в отношении способа взимания таких пошлин и сборов, а также в отношении всех правил и формальностей, связанных с импортом и экспортом, и в отношении всех вопросов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 2.2 Соглашения, любое преимущество, льгота, привилегия или освобождение, предоставляемые стороной для каких-либо товаров, произведенных на территории какой-либо другой страны или предназначенных для нее, незамедлительно и безоговорочно предоставляется аналогичным продуктам, произведенным на территории другой стороны или предназначенным для нее.
Товарам, импортируемым с территории одной стороны на территорию другой стороны, обеспечивается режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый аналогичным товарам национального происхождения в соответствии с законами, нормативными актами и требованиями.
Законы, нормативные акты, судебные решения и административные постановления общего применения, вводимые в действие сторонами, связанные с классификацией или с определением стоимости товаров для таможенных целей, или с таможенными ставками, налогами или другими сборами, а также с требованиями, ограничениями, запретами на импорт или экспорт, или на перевод платежей за них, или оказывающие влияние на продажу, распределение, перевозку, страхование, проверку размещения на складе, демонстрацию, переработку, комбинирование или другое использование, публикуются безотлагательно таким образом, чтобы власти и торговые компании могли ознакомиться с ними. Также публикуются соглашения, действующие между правительством и правительственной организацией, оказывающие влияние на политику международной торговли. Эти положения не обязывают стороны раскрывать конфиденциальную информацию, раскрытие которой станет препятствием исполнению закона или иным образом противоречит общественным интересам, или приведет к ущемлению законных коммерческих интересов отдельных предприятий, как государственных, так и частных.
Устанавливается свобода транзита через территорию каждой стороны по маршрутам, наиболее удобным для международного транзита, для транзитных перевозок на территории или из территорий другой стороны. Не делается никакого различия, основанного на флаге судов, месте происхождения, отправления, захода, выхода, назначения или каких-либо обстоятельствах, относящихся к собственности на товары, суда или другие транспортные средства.
Если какая-либо сторона считает, что какая-либо выгода, прямо или косвенно предназначаемая ей в соответствии с Соглашением, сводится к нулю или снижается, или что достижение какой-либо цели Соглашения затруднено в результате неисполнения другой стороной своих обязательств в соответствии с Соглашением, или: (a) применения другой стороной какой-либо меры, противоречащей или не противоречащей положениям Соглашения или (b) какой-либо другой ситуации, сторона вправе, с целью удовлетворительного урегулирования вопроса, предоставить письменные заявления или предложения другой стороне.
Сторона вправе применить специальную защитную меру к товару только в том случае, она определила, что такой товар импортируется на ее территорию в таких возросших количествах, в абсолютном или относительном выражении к производству, и в таких условиях, которые наносят или угрожают нанести серьезный ущерб отрасли экономики, производящей аналогичные или непосредственно конкурирующие товары.
Стороны спора могут в любое время договориться об использовании процедуры добрых услуг, согласительной процедуры или посредничества. Добрые услуги, согласительная процедура или посредничество могут быть начаты и прекращены в любое время по запросу любой стороны спора. Если стороны спора договорятся об этом, добрые услуги, согласительная процедура и посредничество могут продолжаться после начала разбирательства, проводимого Арбитражной Группой. Разбирательства с использованием добрых услуг, согласительной процедуры и посредничества и, в частности, позиции сторон спора в ходе этих разбирательств, являются конфиденциальными и не наносят ущерба правам любой из сторон спора в любых дальнейших разбирательствах.
Истец направляет запрос об учреждении Арбитражной Группы в письменном виде ответчику через контактный пункт, назначенный в соответствии с Соглашением, а также в Совместный комитет. Истец направляет уведомление о запросе об учреждении Арбитражной Группы в адрес других сторон в письменной форме через назначенные контактные пункты. Запрос должен содержать указание сведений о проведенных консультациях, описание рассматриваемых конкретных мер, а также краткое описание правового основания подачи жалобы, достаточное для четкого понимания проблемы.
Функции Арбитражной Группы состоят в том, чтобы объективно рассмотреть представленный спор, в том числе дать объективную оценку фактических обстоятельств дела, применимости Соглашения и соответствия ему, и сформулировать выводы и решения, необходимые, по ее мнению, для разрешения переданного ей на рассмотрение спора, а также определить, по запросу стороны спора, соответствие любых принимаемых мер и/или соответствующего приостановления выгод в окончательном докладе Арбитражной Группы. Выводы и решения Арбитражной Группы не могут увеличивать или уменьшать объем прав и обязательств сторон, предусмотренных Соглашением.
Стороны спора обязуются немедленно исполнить решения Арбитражной Группы. Если немедленное исполнение не является возможным, стороны спора должны исполнить эти решения в разумный срок. Разумный срок определяется по взаимному согласию сторон спора. Если стороны спора не могут прийти к согласию относительно разумного срока в течение 45 дней с даты представления окончательного доклада Арбитражной Группы, любая из сторон спора может передать этот вопрос на рассмотрение исходного состава Арбитражной Группы, которая установит разумный срок после обсуждения со сторонами спора.
Стороны спора могут в любой момент продолжить поиск взаимоприемлемого решения по исполнению окончательного доклада Арбитражной Группы.
Новое государство-член ЕАЭС может присоединиться к Соглашению в соответствии с взаимной договоренностью сторон. Такое присоединение выполняется в форме дополнительного протокола к Соглашению.
Любая сторона может выйти из Соглашения, известив об этом другую сторону в письменном виде за 6 месяцев. Действие Соглашения прекращается для любого государства-члена ЕАЭС, выходящего из Договора о ЕАЭС. Любое государство-член ЕАЭС, выходящее из Договора о ЕАЭС, ipso facto перестает быть участником Соглашения в ту же дату, когда вступает в силу выход из Договора о ЕАЭС. Евразийская экономическая комиссия письменно уведомляет Иран о любом таком выходе за 6 месяцев до даты такого выхода. В случае такого выхода из Соглашения каждая сторона может предложить внести изменения в Соглашение в соответствии с установленной процедурой. Если государство-член ЕАЭС выходит из Соглашения, оно остается в силе для ЕАЭС и остальных государств-членов ЕАЭС и Ирана.
Развитие торгово-экономического сотрудничества между ЕАЭС и Ираном позволит Иранской стороне улучшить условия торговли и активизировать ее со странами Союза и таким образом снизить экономическое давление западных санкций за счет региональной торговой интеграции. С другой стороны, сближение Ирана и Евразийского экономического союза предоставит государствам Союза «выход к теплым морям» и доступ к рынкам Юго-Восточной Азии, а интеграция экономики Ирана с экономиками стран ЕАЭС будет способствовать расширению евразийской интеграции, усилению этого блока в экономическом отношении[5].
Исследователи справедливо отмечают, что потенциал развития экономик стран – партнеров по ЗСТ весьма высок. Это динамично развивающиеся экономики (Вьетнам, Сингапур, Индия, Иран) с хорошим потенциалом роста. Это означает, что и потенциальные выгоды от сотрудничества с этими партнерами для стран ЕАЭС также будут постепенно нарастать. Важно отметить постепенное интегрирование ЕАЭС в существующую глобальную сеть ЗСТ. Более резкое движение в этом направлении было бы чревато непредсказуемыми последствиями для молодых экономик. Факт того, что этот процесс будет иметь положительную динамику, а переход к более глубоким формам сотрудничества будет постепенным для неокрепших пока в международной конкурентной борьбе экономик ЕАЭС, становится рациональным, а возможно, и оптимальным вариантом встраивания в международную сеть ЗСТ[6].
Список источников и литературы:
- Право и институты евразийской интеграции: учебное пособие для вузов / И.О. Анисимов, С.В. Комендантов. — Москва: Издательство Юрайт, 2023.
- Распоряжение Правительства России от 20 декабря 2023 г. № 3730-р «О подписании Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны» / [Электронный ресурс] Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202312210051?ysclid=lry4u1cklt286581536 (дата обращения 29 января 2024 г.).
- Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны от 25 декабря 2023 г. / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/820/SST-EAES_IRI.pdf (дата обращения 29 января 2024 г.).
- ЕАЭС и Иран создают полноформатную зону свободной торговли / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/news/eaes-i-iran-sozdayut-polnoformatnuyu-zonu-svobodnoy-torgovli/ (дата обращения 29 января 2024 г.).
- Расулинежад Э.А., Орлова О.Г. Торгово-экономическая интеграция Евразийского экономического союза и Исламской Республики Иран как направление международной деятельности ЕАЭС // Московский экономический журнал. 2020. № 10. С. 172-196.
- Зуев В.Н., Островская Е.Я., Скрябина В.Ю., Калачигин Г.М. Особенности стратегии ЕАЭС по формированию сети ЗСТ // Экономический журнал ВШЭ. 2021. № 1. С. 42-64.
Информация об авторе:
Комендантов Сергей Васильевич, к.ю.н., доцент, заместитель заведующего кафедрой международного права Дипломатической академии МИД России, член Российской ассоциации международного права, государственный советник Российской Федерации III класса.
Information about the author:
Komendantov Sergey Vasilievich, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Deputy Head of the Department of International Law of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, member of the Russian Association of International Law, State Councilor of the Russian Federation, III class.
[1] Анисимов И.О., Комендантов С.В. Право и институты евразийской интеграции: учебное пособие для вузов. М.: 2023. С. 61-62.
[2] http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202312210051?ysclid=lry4u1cklt286581536 (дата обращения 29 января 2024 г.).
[3] https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/820/SST-EAES_IRI.pdf (дата обращения 29 января 2024 г.).
[4] ЕАЭС и Иран создают полноформатную зону свободной торговли / https://eec.eaeunion.org/news/eaes-i-iran-sozdayut-polnoformatnuyu-zonu-svobodnoy-torgovli/ (дата обращения 29 января 2024 г.).
[5] Расулинежад Э.А., Орлова О.Г. Торгово-экономическая интеграция Евразийского экономического союза и Исламской Республики Иран как направление международной деятельности ЕАЭС // Московский экономический журнал. 2020. № 10. С. 193.
[6] Зуев В.Н., Островская Е.Я., Скрябина В.Ю., Калачигин Г.М. Особенности стратегии ЕАЭС по формированию сети ЗСТ // Экономический журнал ВШЭ. 2021. № 1. С. 50.