В статье рассмотрен вопрос о содержании и правовых новеллах Соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Сербией, с другой стороны. Соглашение перспективно для сторон как в практическом плане, так и в целом как правовое явление и положительный пример развития «внешнего» права ЕАЭС. По мере выполнения норм Соглашения о свободной торговле можно ожидать ощутимых перемен в отношениях тарифно-преференциального характера между его сторонами.
Ключевые слова. Соглашение с Сербией, ЕАЭС, зона свободной торговли.
On the Agreement on a Free Trade Zone between the Eurasian Economic Union (EAEU) and its member States with Serbia
Annotation. The article considers the issue of the content and legal novelties of the Agreement leading to the formation of a free trade zone between the Eurasian Economic Union and its member states and the Republic of Serbia. The agreement is promising for the parties both in practical terms and in general as a legal phenomenon and a positive example of the development of the «external» law of the EAEU. As the norms of the Free Trade Agreement are implemented, we can expect tangible changes in the tariff-preferential relations between its parties.
Tags: Agreement with Serbia, EAEU, Free Trade zone.
Соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Сербией, с другой стороны от 25 октября 2019 г.[1] (Соглашение) перспективно как в практическом плане, выступая международно-правовым средством реализации торгово-политических интересов Российской Федерации на Балканском полуострове, так и в целом как правовое явление и положительный пример развития «внешнего» права ЕАЭС. По мере выполнения Соглашения о свободной торговле можно ожидать перемен в отношениях тарифно-преференциального характера между его сторонами.
Для российского экспортера и экспортеров государств-членов ЕАЭС создаются предсказуемые преференциальные условия доступа товаров на сербский рынок. У Сербии есть соглашения о свободной торговле с Россией, Турцией, ЕС, ЕАСТ, а также наряду с еще 5-ю европейскими странами она входит в состав организации свободной торговли — ЦЕАСТ. До вступления в силу Соглашения основанием для торговых отношений между Россией и Сербией служило Соглашение о свободной торговле 2000 года (дополнено в 2011 году), по которому 95% товаров во взаимной торговле освобождены от таможенных сборов. Несмотря на введенные ЕС санкционные ограничения против России, Сербия отказалась от антироссийских санкций, а после введения Российской Федерацией ответных мер против ЕС выразила намерение увеличить свой экспорт в Россию для замены некоторых западных продуктов[2].
Следует заметить, что Соглашение во многом модифицировало уже имеющиеся отношения. Например, в Российской Федерации указанное Соглашение призвано заменить действовавшую правовую базу, в частности: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии (СРЮ) о свободной торговле между Российской Федерацией и СРЮ от 28.08.2000 г., а также заключенному на его основе Протоколу от 22.07.2011 г. между правительствами Российской Федерации и Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров. Аналогичные изменения коснутся и республик Беларусь и Казахстан, с которыми Республика Сербия также имеет соглашения о свободной торговле.
Российско-сербские отношения отмечены в соответствии с Декларацией о стратегическом партнёрстве между Россией и Республикой Сербия от 24.05.2013 г. как отношения стратегического характера, что, несомненно, имеет важное значение и при реализации торговой политики.
Необходимо подчеркнуть, что под отношениями тарифно-преференциального характера имеются в виду отношения, возникающие в рамках тарифно-преференциального режима (ТПР) (или преференциального тарифного режима), который формируется в условиях отношений свободной торговли.
Понятие «тарифно-преференциальный режим»[3] более узкое и является составной частью понятия «режим свободной торговли». Режим свободной торговли кроме тарифных преференций (характерных для ТПР), может предполагать и иные меры регулирования перемещения товаров в условиях свободной торговли ими, к примеру, тарифные квоты, меры торговой защиты, количественные ограничения, запреты и пр.
Весьма интересным представляется терминологический аппарат Соглашения и Протокола: в них применяется термин «режим свободной торговли». Примечательно это в первую очередь в связи с тем, что в других схожих правовых актах при аналогичном контексте, как правило, встречается понятие «тарифный преференциальный режим» (например, в Соглашении от 29.05.2015 г. о свободной торговле между ЕАЭС, государствами-членами ЕАЭС и Социалистической Республикой Вьетнам; подпункты 1, 5 ст. 4.16; ст. 4.17; п. 2 ст. 4.19; п. 2 ст. 4.22; подпункты 1-3 ст. 4.23 и др.), что представляется более уместным и обоснованным. Данный терминологический «казус» создаёт впечатление, что разработчики не последовательны в использовании ими же определяемой терминологии, что, однако, снова приводит к обозначению недостаточной теоретической разработки института ЗСТ в правовой науке. Вместе с тем, на основании Соглашения и Протокола можно сказать, что в целом Соглашение в сравнении с Протоколом является очевидным шагом вперёд в развитии правовой формализации предмета Соглашения, однако в части юридической техники оно несколько уступает аналогу – Соглашению с Вьетнамом. Следует принять во внимание, что Соглашение с Сербией в сравнении с соглашением с Вьетнамом имеет более узкий предмет регулирования, не затрагивая, например, торговлю услугами, государственные закупки, прямые капиталовложения и др.
Экономическое значение свободной торговли применительно к отношениям Россия-Сербия, таким образом, «… заключается в освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, т.е. в предоставлении режима беспошлинного ввоза товарам, происходящим из указанных стран на таможенные территории друг друга как стран-контрагентов Протокола (за исключением ряда товаров, включенных в перечень товаров-изъятий из режима свободной торговли …)»[4], а также аналогично и применительно к отношениям ЕАЭС (государств-членов ЕАЭС) – Сербия, но уже как контрагентов Соглашения. Другими словами, в отношении товаров: а) происходящих из государств-членов ЕАЭС (по Соглашению от 25.10.2019 г.) или России (по Протоколу) и Сербии, б) находящихся в торговом обороте между ними, в) не подпавших под исключения из режима свободной торговли, применяется ТПР свободной торговли, условия которого предусмотрены Протоколом и Соглашением.
В ст. 2 Соглашения указаны цели, достижения которых преследуют стороны в связи с участием в нём: расширение и развитие свободной торговли и экономических взаимоотношений с целью ускорения экономического развития, достижения стабильности производства и финансовой стабильности сторон, а также создание эффективных процедур по имплементации и применению Соглашения и по его совместному администрированию. Примечательно, что цели, предусмотренные Соглашением, можно охарактеризовать как более узкие, нежели цели, поставленные сторонами в рамках Соглашения от 28.08.2000 г. (ст. 2), а число целей Соглашения заметно ниже числа целей, закрепленных в Соглашении с Вьетнамом (ст.1.3).
В соответствии с Приложениями 1 и 2 к Соглашению изъятия из режима свободной торговли применяются относительно ряда товаров.
Вопросы происхождения товаров в соответствии со ст. 11 Соглашения разрешаются в соответствии с Правилами, составляющими приложение 3 к Соглашению. Предоставление режима свободной торговли, а соответственно тарифных преференций товарам, осуществляется в соответствии со ст. 10. В данной статье предусматриваются следующие условия:
1) соответствие товара критериям происхождения, установленным Правилами, принятыми Соглашением;
2) документальное подтверждение таможенному органу страны импорта происхождения товара из государств-сторон Соглашения;
3) соблюдение правила прямой поставки, имеющее документальное подтверждение;
4) соблюдение участниками зоны свободной торговли требований по административному сотрудничеству, установленных Правилами, принятыми Соглашением.
В соответствии с ст. 3 Правил критериями признания товара происходящим из стран-сторон Соглашения служат следующие:
а) товар полностью получен или произведен в данной стране;
б) товар произведен в данной стране с использованием материалов иностранного происхождения при условии его соответствия критериям достаточной обработки (переработки);
в) товар произведен в данных странах одной или нескольких сторон исключительно из материалов, происходящих из этих стран одной или нескольких сторон.
Отдельного внимания заслуживает категория «товар, полностью полученный или произведённый в данной стране». Так, полностью полученным или произведенным в данной стране товаром в соответствии с перечнем, приведенным в ст. 4 Правил могут быть:
1) полезные ископаемые, минеральные продукты и иные природные ресурсы, добытые из недр данной страны, на ее территории, в ее территориальном море или с его дна, либо полученные в результате обработки атмосферного воздуха на территории страны;
2) продукция растительного происхождения, выращенная и/или собранная в стране;
3) живые животные, родившиеся и выращенные в стране;
4) продукция, полученная в стране от живых животных;
5) продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в стране;
6) продукция морского рыболовного промысла и его другая продукция, выловленная за пределами территориального моря страны судами, зарегистрированными в этой стране и плавающими под ее флагом;
7) продукция, произведенная на борту перерабатывающего судна исключительно из продукции, указанной в пункте 6, происходящей из страны, при условии, что перерабатывающее судно зарегистрировано в этой стране и плавает под ее флагом;
8) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря страны, при условии, что она имеет исключительные права на их разработку;
9) отходы и лом (вторичное сырье), полученное в стране в результате производственных, иных операций по переработке или потребления при условии, что такие продукты пригодны только для их переработки в сырье;
10) продукция, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих стране либо арендованных ею;
11) товары, изготовленные в стране из продукции, указанной в пп. 1-10 перечня.
Данный перечень по большей части дублирует перечень, представленный в предшественнике рассматриваемых Правил – в Правилах, утвержденных Протоколом от 22.07.2011 г., однако заметны уточнения в терминологии в пп. 1, 6, 7, 9, 10.
Стоит также остановиться и на таком критерии, как «производство товара в данной стране с использованием материалов иностранного происхождения», который также используется для определения страны происхождения товара из государств(а)-сторон(ы) Соглашения. В данном случае, как правило, говорится о ситуациях, когда в производстве конечного товара (с приданием ему в результате такой переработки/обработки определенных существенных свойств), наряду с предусмотренными Соглашением государствами принимают участие третьи страны, не являющиеся участниками названного Соглашения. Основным условием, при котором полученный в результате такой переработки/обработки товар как конечный продукт будет считаться происходящим из данной страны, то есть подпадать под рассматриваемый критерий, является его соответствие критериям достаточной обработки (переработки). В данном случае таким критерием служит стоимость использованных для этого материалов иностранного происхождения, не превышающая 50% стоимости экспортируемого товара (п. 1 ст. 5 Правил). При этом под материалами иностранного происхождения понимаются материалы, не происходящие с территории стран(ы)-сторон(ы) Соглашения, а также материалы, происхождение которых неизвестно.
В случае же производства товара в сторонах Соглашения из материалов, происходящих из этих стран, применение критерия будет исходить из того, что в производстве конечного товара должны были принимать участие страны, являющиеся участниками Соглашения. Их участие в таком случае учитывается посредством применения принципа кумуляции происхождения товара, в соответствии с которым независимо от участия в производстве исходных для конечного товара материалов стран, не являющихся участниками Соглашения, такие материалы (товары), происходящие из стран(ы) одной стороны Соглашения, и используемые в качестве материалов в процессе производства (изготовления) товара в стране другой стороны Соглашения, будут рассматриваться как происходящие в той стране, в которой были совершены последние операции по их переработке, за исключением операций, не отвечающих критерию достаточной обработки (переработки). Происхождение таких материалов в таких случаях должно подтверждаться сертификатом о происхождении формы СТ-2. Перечень операций, не отвечающих критерию достаточной обработки (переработки) формализован и приведен в п. 1 ст. 7 Правил, к примеру: а) операции, необходимые для обеспечения сохранности товара во время его хранения и/или транспортировки; б) операции по подготовке товара к продаже и/или транспортировке; в) мойка, чистка, удаление пыли, масла, краски или прочих покрытий; г) глажка или прессование текстиля (любых видов волокон и пряжи); д) покраска, полировка, лакирование, покрытие маслом или другими веществами; е) шелушение, частичное или полное отбеливание, шлифовка и полировка зерновых и риса; ж) заморозка, размораживание; з) простые сборочные операции или разборка товаров по частям; и) разделка (сортировка) мяса, рыбы и т.д.
Следует отметить и изменение данного перечня относительно его аналога в Протоколе: а) перечень дополнен операциями по заморозке, размораживанию, нанесению отличительных знаков на товар/упаковку (торговых марок, логотипов, этикеток и пр.), разделке (сортировке) мяса, рыбы, эксплуатации товара по назначению; б) из перечня исключена операция по разделению продукта на компоненты, если это не приводит к их существенному отличию от исходного продукта.
Характеризуя названное выше условие предоставления режима свободной торговли на основании критерия происхождения товаров, следует подчеркнуть, что в сравнении с аналогичным условием, изложенным в Протоколе и состоящим из двух критериев – полного производства в данной стране и достаточной обработки/переработки товара – оно преобразовано и содержит в современной своей форме три критерия, основанных на детализации критерия достаточной обработки/переработки и выделения из него двух других с перенесением основного содержательного акцента с данного критерия на те понятия, которые до этого его определяли (материалы: иностранного происхождения и происходящие из стран-сторон Соглашения). Таким образом, новый вариант звучания данного условия предоставления режима свободной торговли, по своей структуре, содержанию и применяемой терминологии стал идентичным аналогичному условию по Соглашению о свободной торговле ЕАЭС с Вьетнамом.
Следующим условием предоставления режима свободной торговли является документальное подтверждение в стране импорта происхождения товара из государств-сторон Соглашения. Данное условие закреплено п. «б» ст. 10 и содержательно определено ст. 12, 13, 14 Правил, где обозначаются требования к образцам бланков таких документов, правил их информационного наполнения и юридического оформления[5].
Данное условие определяет формальную сторону предоставления торговых преференций в рамках соглашения. Так, для предоставления товарам стран-сторон Соглашения тарифных преференций (то есть ТПР свободной торговли) таможенному органу импортирующей страны должен быть представлен документ, который будет подтверждать происхождение товара из соответствующих стран.
Следующим условием предоставления преференций свободной торговли является соблюдение правила прямой поставки и его документальное подтверждение. Данное условие направлено в большей степени на обеспечение формальной стороны соответствующих процедур и поддержание правопорядка в рамках соответствующих правоотношений. Соответствующее условие предоставления режима свободной торговли по большей части предназначено для нормального функционирования таможенного контроля со стороны таможенных органов страны импорта в части обеспечения товарам, имеющим своим происхождением страны-стороны Соглашения, обращение только в рамках созданной зоны свободной торговли, исключая на этапе их транспортировки с территории одной страны (экспорта) на территорию другой страны (импорта) коллизии, связанные с нарушением идентификации поставленного товара (по наименованию, ассортименту, количеству и пр.).
При этом под прямой поставкой понимается поставка товара с территории одной страны-стороны Соглашения на территорию другой страны-стороны Соглашения без провоза через территорию третьей страны (п. 1 ст. 9 Правил). Интересным представляется тот факт, что в этом определении раскрывается содержание правила прямой поставки. Вместе с этим очевидно, что Сербия и государства-члены ЕАЭС не имеют общих границ, а соответственно указанное правило по умолчанию представляется невыполнимым, если только речь не идёт о транспортировке товаров воздушным транспортом. Из этого проистекает существование закреплённых Правилами исключений из данного условия, первое из которых касается возможности транзита товаров через территории третьих стран вследствие географических, технических, транспортных или экономических причин, но при условии, что такие товары в период транзита находятся под таможенным контролем. Второе исключение касается возможности приобретения импортером одной страны-стороны Соглашения товаров другой страны-стороны Соглашения на выставках/ярмарках, проводимых в третьих странах.
Последним условием предоставления режима свободной торговли в соответствии с рассматриваемыми актами является соблюдение участниками зоны свободной торговли требований по административному сотрудничеству, установленных Правилами. Данное условие предоставления режима свободной торговли в законодательстве содержательно не изменилось. Само условие, как и правило прямой поставки товара, обеспечивает посредством административного сотрудничества (АС) возможность осуществления таможенными органами страны импорта функции таможенного контроля в условиях юрисдикции, ограниченной таможенными (государственными) границами. При этом, как отмечается в литературе[6], цель этого условия сводится к тому, что если государство-сторона Протокола от 22.07.2011 г. (или государство-сторона Соглашения) не соблюдает обязанности, из которых состоит содержание АС, то режим свободной торговли в отношении импортированных товаров (тарифные преференции) не предоставляется.
В свете вышеизложенного можно надеяться, что заключение Соглашения с Сербией привнесет в торговые отношения сторон новый положительный импульс, способствующий как увеличению общих объемов торговли, так и ее большую степень диверсификации с иными государствами-членами ЕАЭС, что будет вести к выравниванию экономического потенциала всех стран ЕАЭС.
Отдельно хотелось бы остановиться на установленном Соглашением механизме его обеспечения — Объединённом комитете. За Объединённым комитетом Соглашением закреплены следующие обязанности:
- следить за всеми вопросами, связанными с применением и действием настоящего соглашения, и проверять их;
- проверять возможность продления торговых отношений между Сторонами в дальнейшем;
- проверять все поправки к настоящему Соглашению и предоставлять их для рассмотрения сторонам; и
- выполнять иные действия, возлагаемые на него Сторонами в соответствии с Соглашением в рамках его сферы и целей.
Принятие решений в Объединённом комитете производится консенсусом. Заседания по общему правилу проводятся раз в два года, однако предусмотрена возможность специальных сессий, осуществляемых по запросу стороны Соглашения.
Приложением 5 к Соглашению устанавливается механизм разрешения споров. Установленные Соглашением процедуры во многом аналогичны механизмам досудебного порядка разрешения споров и судебного разбирательства. Механизмами «досудебного порядка» можно назвать добрые услуги, посредничество и медиацию, а механизмом «судебного разбирательства» между ЕАЭС и Сербией выступает арбитраж. Примечательно, что, по сравнению с предшествующим ему Соглашением с Сингапуром, Соглашение с Сербией не имеет положений, позволяющих осуществлять разрешение споров между участниками Соглашения в рамках Всемирной торговой организации (ВТО). Соглашение, вновь дублируя опыт предшественников, ввело также и механизм непосредственных консультаций между сторонами по запросу одной из сторон.
По оценке Минэкономразвития России, Соглашение формирует основные правила торговли между государствами – членами ЕАЭС и Сербией, соответствующие нормам и правилам ВТО, предусматривает дополнительную либерализацию торговли в отношении ограниченной номенклатуры товаров и в то же время, с учетом развития мировой практики заключения соглашений о свободной торговле, содержит новые современные положения.
В Соглашении зафиксировано общее понимание о недопустимости применения нерыночных методик при расчете нормальной стоимости в рамках антидемпинговых расследований. Данные положения защищают Российскую Федерацию от применения Сербией не соответствующих требованиям ВТО методик, которые активно применяются разными странами для увеличения размера антидемпинговых пошлин на основании невозможности использования данных экспортирующей страны из-за наличия «искажений» на рынке. Соглашение предусматривает более предсказуемый порядок взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности с таможенными органами, а также содержит расширенный инструментарий административного сотрудничества между компетентными органами сторон (вплоть до выездных проверок), нацеленный на оперативное взаимодействие при рассмотрении спорных вопросов, а также на предотвращение возможных злоупотреблений по получению тарифных преференций в рамках Соглашения Поддерживая концепцию электронного декларирования товаров, договоренности предусматривают возможность внедрения электронной системы сертификации происхождения товаров, которая предполагает отказ от необходимости представления сертификатов о происхождении товара на бумажном носителе при таможенном декларировании товаров.
Документ также содержит механизм двусторонних защитных мер, который позволяет оперативно реагировать на изменения на рынке вследствие либерализации торговли. Наконец, вводится полноценный эффективный механизм разрешения споров между сторонами Соглашения. Создана возможность урегулирования споров путем передачи спора на рассмотрение панели арбитров. Кроме того, Соглашением предусмотрен и действенный механизм принуждения к устранению или в должной степени модификации мер, в отношении которых было установлено несоответствие положениям Соглашения.
Договоренности в отношении тарифной либерализации заключаются в следующем. Государства-члены ЕАЭС предоставляют сербским товарам единый режим доступа на рынок. Изъятия из режима свободной торговли при импорте на таможенную территорию союза предусмотрены для следующих товаров: мяса и пищевых субпродуктов домашней птицы; отдельных видов плавленых сыров; сахара белого; игристых вин; спирта этилового; спиртовых настоек; ликеров; сигар и сигарилл; шин и покрышек пневматических резиновых, восстановленных или бывших в употреблении; пряжи хлопчатобумажной (кроме швейных ниток); отдельных видов тканей хлопчатобумажных и специальных; тафтинговых текстильных материалов; отдельных видов вышивки; компрессоров для холодильного оборудования; тракторов; автобусов, бывших в употреблении; автомобилей легковых; грузовиков, бывших в употреблении.
По сравнению с действующим режимом свободной торговли улучшатся условия доступа на рынок ЕАЭС некоторых видов твердых и полутвердых сыров (беспошлинная тарифная квота), алкогольных напитков типа «Виньяк» (беспошлинная тарифная квота), сигарет (беспошлинная тарифная квота), алкогольных напитков типа «фруктовая Ракия»[7].
В целом Соглашение ЕАЭС с Сербией можно оценить положительно. Соглашением регулируется довольно ограниченный круг вопросов, связанных с торговлей товарами, что позволило сосредоточиться на разработке качественного регулирования в отдельно взятой сфере. Это, в свою очередь, закрепляется в бланкетных положениях Соглашения, отсылающих к его приложениям.
Список международно-правовых актов и литературы:
- Соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Сербией, с другой стороны от 25 октября 2019 г. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/dotp/Pages/%d0%a1%d0%be%d0%b3%d0%bb%d0%b0%d1%88%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5-%d1%81-%d0%a1%d0%b5%d1%80%d0%b1%d0%b8%d0%b5%d0%b9.aspx (дата обращения: 2.11.2021).
- Витюк В.В. Условия тарифно-преференциального режима свободной торговли между Российской Федерацией и Сербией // Современные финансовые отношения: проблемы и перспективы развития: матер. V междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 20.12.2018). Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2019. C. 35–44.
- Витюк В.В. Тарифно-преференциальный режим: понятие и правовая основа регулирования// Таможенная политика России на Дальнем Востоке.– 2019. – № 3 (88). – С. 68-81.
- Витюк В.В. Свободная торговля между Российской Федерацией и Сербией и сегмент продовольственно-сельскохозяйственных товаров во внешней торговле между ними // Инновации и продовольственная безопасность. – 2020. – № 1 (27). – С. 105-119.
- Механизм решения споров в региональных интеграционных группировках на примере Европейского союза, ЕАЭС, АСЕАН, МЕРКОСУР, НАФТА и в ГАТТ/ВТО : монография / Г. М. Вельяминов, Н. Н. Вознесенская [и др.]. — Москва : Международные отношения, 2018.
- Обзор Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Республикой Сербией, подготовленный Минэкономразвития России (июнь 2021 г.) URL: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d11/soglasheniya_o_svobodnoy_torgovle/serbiya/ (дата обращения 2.11.2021 г.)
- Boklan D. Eurasian Economic Union Court and WTO Dispute Settlement Body: Two Housewives in One Kitchen / D. Boklan, I. Lifshits // Russian Law Journal. — 2009. — N 7(3).
Информация об авторе:
Комендантов Сергей Васильевич, к.ю.н., заместитель заведующего кафедрой международного права Дипломатической академии МИД России, член Российской ассоциации международного права, государственный советник Российской Федерации III класса.
Information about the author:
Sergey V. Komendantov, PhD in Law, Associate Professor of the Department of International Law of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, member of the Russian Association of International Law, State Counselor of the Russian Federation, Class III
[1] Вступило в силу 10 июля 2021 г.
[2] Обзор Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Республикой Сербией, подготовленный Минэкономразвития России (июнь 2021 г.) С. 2. Режим доступа: URL: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d11/soglasheniya_o_svobodnoy_torgovle/serbiya/ (дата обращения 2.11.2021 г.)
[3] См.: Витюк В.В. Тарифно-преференциальный режим: понятие и правовая основа регулирования // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. – 2019. – № 3 (88). – С. 68-81.
[4] См.: Витюк В.В. Свободная торговля между Российской Федерацией и Сербией и сегмент продовольственно-сельскохозяйственных товаров во внешней торговле между ними // Инновации и продовольственная безопасность. – 2020. – № 1 (27). – С. 105-119.
[5] См.: Витюк В.В. Условия тарифно-преференциального режима свободной торговли между Российской Федерацией и Сербией // Современные финансовые отношения: проблемы и перспективы развития: матер. V междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 20.12.2018). Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2019. C. 35–44.
[6] См.: Витюк В.В. Свободная торговля между Российской Федерацией и Сербией и сегмент продовольственно-сельскохозяйственных товаров во внешней торговле между ними // Инновации и продовольственная безопасность. – 2020. – № 1 (27). – С. 105-119.
[7] Обзор Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Республикой Сербией, подготовленный Минэкономразвития России (июнь 2021 г.) С. 8. Режим доступа: URL: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d11/soglasheniya_o_svobodnoy_torgovle/serbiya/ (дата обращения 2.11.2021 г.)