Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

О совершенствовании организационно-правового механизма развития производства органической продукции из сельскохозяйственного сырья растительного и животного происхождения

Рынок органических продуктов сегодня представляется одним из наиболее развивающихся и перспективных направлений сельскохозяйственного производства. Продовольственная безопасность государства, качество его жизни и здоровье населения страны напрямую зависит от развития органического сельскохозяйственного производства, которое базируется на новейших инновационных разработках в области альтернативного землепользования, сохранения природных ресурсов, прежде всего, земельных. Помимо этого, свободная ниша рынка органической продукции и значительный земельный потенциал для развития органического земледелия создают необходимые условия для формирования и развития отечественного сельского хозяйства, ориентированного на производство органической продукции.  В статье рассматривается анализ правового опосредования организационно-экономических отношений в сфере производства органической сельскохозяйственной продукции и дается аналитическое обоснование развития производства органической сельскохозяйственной продукции как актуального направления деятельности в условиях экологизации современной аграрной экономики.

Ключевые слова: органическая сельскохозяйственная продукция; совершенствование деятельности; экологизация аграрной экономики; экономико- правовое обеспечение; организационно-правовой механизм.

On improving the organizational and legal mechanism for the development of the production of organic prducts from agricultural raw materials of plant and animal origin

Abstract. The market of organic products today seems to be one of the most developing and promising areas of agricultural production. The food security of the state, the quality of its life and the health of the country’s population directly depend on the development of organic agricultural production, which is based on the latest innovative developments in the field of alternative land use, conservation of natural resources, primarily land. In addition, the free niche of the organic products market and significant land potential for the development of organic farming create the necessary conditions for the formation and development of domestic agriculture focused on the production of organic products. The article examines the analysis of the legal mediation of organizational and economic relations in the field of organic agricultural production and provides an analytical justification for the development of organic agricultural production as a relevant area of activity in the context of the greening of the modern agricultural economy.

Keywords: organic agricultural products; improvement of activities; greening of the agrarian economy; economic and legal support; organizational and legal mechanism.

Правовой основой для формирования и развития отношений в области производства сельскохозяйственной органической продукции является Федеральный закон от 03.08.2018 года №280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[1].  В развитие положений указанного Федерального закона принимаются нормативные правовые акты на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации, в которых присутствует экономико-правовой механизм организации производства и реализации органической продукции, в том числе из сельскохозяйственного сырья растительного и животного происхождения.

Организация нового вида сельскохозяйственной деятельности- производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по правилам органического сельского хозяйства, объективно востребует пересмотра технологий использования земельных и водных ресурсов в аграрном производстве с акцентом на его экологизацию.

 Это обстоятельство обязывает формировать аграрное законодательство с учётом кардинальных изменений, связанных с экологизированными технологиями органического производства. Для этого необходимо решать следующие задачи:

  1. Провести оценку состояния и развития правового обеспечения производства органической сельскохозяйственной продукции.
  2.  Выявить возможности сельскохозяйственных организаций и иных субъектов АПК организовать устойчивое производство органической продукции, сырья и продовольствия.
  3.  Организовать проведение информации населения страны о культуре питания продуктами органического производства из сырья растительного и животного происхождения.
  4.  Внести в программы обучения в аграрных учебных учреждениях пособия по производству органической сельскохозяйственной продукции.

Как видно из перечня задач, рассматривается проблема имеет комплексный характер социально-экономического звучания.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2023 года №1788-р утверждена Стратегия развития производства органическойпродукции в Российской Федерации до 2030 года[2]. Стратегия представляет собой отраслевой документ стратегического планирования Российской Федерации в сфере производства органической продукции, определяющей приоритеты, цели и задачи государственного регулирования до 2030 года, индикативные сценарии развития отрасли в зависимости от принимаемых механизмов и объёмов государственной поддержки и конъюнктуры рынка.

Органическое сельское хозяйство Российской Федерации- совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработки органической сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, при которых принимаются способы, методы и технологии, направленные на обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, сохранение здоровья человека и т.д.

Понятие органическая продукция, данное в Стратегии развития производства органической продукции в Российской Федерации до 2030 года содержит следующее определение:«органическая продукция- экологически чистые сельскохозяйственная продукция, сырьё и продовольствие, при производстве которых не используются минеральные удобрения и химические вещества (агрохимикаты, пестициды, антибиотики, стимуляторы роста и откорма животных, гормональные препараты), за исключением тех, которые разрешены к применению действующими в Российской Федерации национальными, межгосударственными и международными стандартами в сфере производства органической продукции.

Законодательством не запрещается применение в производстве органической сельскохозяйственной продукции побочных продуктов животноводства (навоз, помёт, иловые отложения очистных сооружений животноводческих ферм и др.), побочных продуктов растениеводства (соломы, отходы зерноводства, овощеводства и иных сельскохозяйственных культур).

При использовании этого вида удобрений должны соблюдаться ветеринарно- санитарные права, а также экологические требования, установленные Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ«Об охране окружающей среды» [3].  Для обеспечения питанием населения планеты к 2025 году в соответствии с докладом Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединённых Наций (ФАО)«Состояние мировых земельных и водных ресурсов для сферы продовольствия и сельского хозяйства мировому сообществу потребуется увеличить производство продуктов на 70% по сравнению с уровнем 2009 году. Вместе с тем, существуют проблемы деградации земель, снижения плодородия почв, нарушения водопользования и иных факторов, не способствующих полноценному решению задач в области обеспечения продовольственной безопасности. Обозначенные проблемы в известной степени имеют место и в Российской Федерации. В частности, налицо проблема ввода в производство сельскохозяйственной продукции земель, которые длительное время не заняты сельскохозяйственными культурами.

По разным оценкам, сельхоз земель неиспользуемых в сельском хозяйстве насчитывается около 40 млн. га. Для решения задачи регионального использования в аграрном производстве заброшенных земель сельскохозяйственного назначения необходимо провести комплекс мелиоративных работ.

Постановление Правительства от 14 мая 2021 года № 731 утверждена «Государственная программа эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации» [4]. Полноценная реализация этой госпрограммы позволит решить две основные задачи. Во-первых, увеличить площадь пашни для использования функционирующих в настоящее время сельскохозяйственными товаропроизводителями, а во-вторых, поскольку многие годы на земельных участках не применялись химические удобрения, то при проведении мелиоративных мероприятий (культуртехническая, гидромелиорация) такие земельные участки могут быть использованы в органическом сельском хозяйстве для производства органической продукции, сырья и продовольствия. [5] На 01.01.2025 года в процессе ввода в оборот находится около 10 млн. га, еще 13 млн. га планируется ввести в аграрное производство в период до 2030 года. Вопрос заключается в том, чтобы был отдельно организован учёт земель, на которых возможно органическое производство сельскохозяйственной продукции. Этим целям отвечает сертификация производства и произведённой органической продукции. Стандарты -основа для производства, идентификации и сертификации органической продукции. Статья 4 Федерального закона 280-ФЗ от 03.08.2018 установлено обязательное применение стандартов на производстве органической продукции: ГОСТ Р 56104-2014 «Продукты пищевые органические. Термины и определения»;ГОСТ Р 57022-2016 «Продукция органического производства. Порядок проведение добровольной сертификации органического производства»; ГОСТ33980-2016«Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации»; ГОСТ Р 59425-2021 «Продукция органическая из дикорастущего сырья. Правила сбора, заготовки, переработки, хранения, транспортирования и маркировки».

 Имеются и иные нормативные правовые документы в сфере стандартизации и сертификации органической продовольственной продукции. При поддержке Евразийской экономической комиссии, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Федерального агентства по техническому регулированию и метеорологии 13 января 2022 года создан межгосударственный технологический комитет по стандартизации. С вступлением в силу Федерального закона «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации обязательным условием работы органов по сертификации в Российской Федерации стала аккредитация в Федеральном агентстве по аккредитации. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 января 2024 года №101-р утверждён план мероприятий по реализации Стратегии развития производства органической продукции в Российской Федерации до 2030 года[6]. Стратегия получила план конкретных мероприятий из 16 пунктов, в которых предусматривается разработка соответствующих национальных стандартов и внедрение для предпринимателей дополнительных стимулов, которые помогут ускорить создание передовых агротехнологий, стартапов и инноваций. Это также позволит производителям увеличить посевные площади, расширить необходимую инфраструктуру. Основные мероприятия плана направлены на продвижение органической продукции на внутреннем рынке. В целях пропаганды органической продукции необходимо проводить презентации, выставки, подготовить информационные и образовательные программы.

Важное значение должно придаваться подготовке квалифицированных кадров будущих специалистов в аграрных учреждениях образования. План мероприятий предполагает на практике организовать комплексную работу по реализации Стратегии развития органического производства сельскохозяйственной продукции в растениеводстве и животноводстве. В Российской Федерации с 2013 года функционирует Национальный органический союз,(НОС) который принимает активное участие в законотворческой и просветительской деятельности. Параллельно с Национального органического союза действует Союз органического земледелия. Эти структуры в настоящее время объединены, что позволит консолидировано проводить работу по развитию органического производства[7].

 Реализация Стратегии развития производства органической продукции в Российской Федерации до 2030 года потребует развития внутреннего потребительского рынка способствующему расширению потребления органической продукции и повышению доверия потребителей к органическим сельскохозяйственным продуктам.

 Важно, чтобы сегмент органической продукции наполнялся созданием необходимой производственной инфраструктуры и системой каналов сбыта готовой продукция органического сельского хозяйства. Развитие производства органической сельскохозяйственной продукции связано с рисками и вызовами, которые имеют место в сельском хозяйстве. К таким факторам относятся:

— агроклиматические риски;
— риски, связанные с качеством состояния почв;
— технологические риски;
— социальные риски;
— макроэкономические риски;
— в растениеводстве существуют риски болезней сельскохозяйственных растений;
— набор болезней существует в животноводстве и рыбоводстве.

Развитие производства органической сельскохозяйственной продукции интенсивным способом объективно востребует подготовку кадров специалистов в области растениеводства и животноводства, а также в организации переработки сырья органического происхождения. Востребованы также маркетологи, специализируются на органической продукции.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 03.08.2018 г. №280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304017/

2. Стратегия развития производства органической продукции в Российской Федерации до 2030 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2023 г. №1788-р. [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_452275/

3. Федеральный закон от 10.01. 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».[Электронный ресурс] – Режим доступа:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/

4. Государственная программа эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 14 мая 2021 г. №731. [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://government.ru/news/55097/

5. Федеральный закон от 10.01.1996 г. №4-ФЗ «О мелиорации земель». [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8864/

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 января 2024 г.    №101-р, которым утвержден план мероприятий по реализации Стратегии развития производства органической продукции в Российской Федерации/Российская газета от 06.02.2024 г.[Электронный ресурс] – Режим доступа:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408379481/

7. «Органики» объединяются. Информационный бюллетень Министерства сельского хозяйства Российской Федерации/январь 2024 г.[Электронный ресурс] – Режим доступа:https://mcx.gov.ru/ministry/departments/departament-nauchno-tekhnologicheskoy-politiki-i-obrazovaniya/industry-information/info-2024-god-ibmcx/

Информация об авторах:

Воронин Борис Александрович, доктор юридических наук, профессор, директор научно-исследовательского института аграрно-экологических проблем и управления сельским хозяйством, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург,

Воронина Яна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург,

Черданцев Вадим Петрович, доктор экономических наук, профессор, профессор отдела аспирантур ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии», г. Москва

Исупов Вячеслав Анатольевич, магистрант, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, г. Пермь

Information about the authors:

Boris Voronin, Doctor of Law, Professor, Director of the Scientific Research Institute of Agrarian and Environmental Problems and Agricultural Management, Ural State Agrarian University, Yekaterinburg,

Voronina Yana Viktorovna, PhD in Economics, Associate Professor of the Department of Management and Economic Theory, Ural State Agrarian University, Yekaterinburg,

Cherdantsev Vadim Petrovich, Doctor of Economics, Professor, Professor of the Postgraduate Studies Department of the All-Russian Scientific Research Institute of Fisheries and Oceanography, Moscow

Vyacheslav Anatolyevich Isupov, Master’s student, Perm State Agrarian and Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov, Perm

Добавить комментарий

Войти с помощью: