Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Об основных положениях Концепции председательства Российской Федерации в Содружестве Независимых Государств в 2024 году

Таврический дворец — штаб-квартира Межпарламентской ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ)

Председательство России в СНГ направлено на обеспечение преемственности в деятельности Содружества и достижение следующих целей: дальнейшее укрепление СНГ как интеграционного объединения, повышение его международного авторитета, развитие сотрудничества между Содружеством и другими международными организациями, а также заинтересованными государствами; углубление экономической интеграции, в том числе в контексте создания единого экономического пространства, взаимодействия в сфере энергетики, промышленной и агропромышленной кооперации, цифровизации, транспорта и связи, экологии и защиты климата, научно-технического и инновационного сотрудничества; сопряжение деятельности Содружества с другими интеграционными форматами на евразийском пространстве в целях формирования Большого Евразийского партнерства как широкого интеграционного контура, объединяющего потенциал всех государств и организаций региона; совершенствование договорно-правовой базы и институтов сотрудничества в рамках СНГ.

Ключевые слова. СНГ, председательство России, интеграция, Большое евразийское партнерство, ЕАЭС.


On the main provisions of the Concept of the Presidency of the Russian Federation in the Commonwealth of Independent States in 2024

Annotation. Russia’s presidency in the CIS is aimed at ensuring continuity in the activities of the Commonwealth and achieving the following goals: further strengthening the CIS as an integration association, increasing its international prestige, developing cooperation between the Commonwealth and other international organizations, as well as interested states; deepening economic integration, including in the context of the creation of a single economic space, interaction in the field of energy, industrial and agro-industrial cooperation, digitalization, transport and communications, ecology and climate protection, scientific, technical and innovative cooperation; coupling the activities of the Commonwealth with other integration formats in the Eurasian space in order to form a Large Eurasian Partnership as a broad an integration circuit that unites the potential of all states and organizations in the region; improvement of the contractual and legal framework and institutions of cooperation within the CIS.

Tags: The CIS, the Russian presidency, integration, the Great Eurasian Partnership, the EAEU.

23 января 2024 г. состоялось заседание Совета постоянных полномочных представителей государств – участников СНГ при уставных и других органах Содружества под председательством Российской Федерации, в ходе которого заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации А.А. Панкин презентовал Концепцию председательства России в СНГ в 2024 году[1] и План мероприятий по ее реализации. А.А. Панкин назвал векторы, которые, по мнению российской стороны, в период председательства необходимо усилить, и направления, которым следует придать большую динамику. Это шесть сфер: экономическое сотрудничество, внешнеполитическая координация, борьба с новыми вызовами и угрозами, военное сотрудничество, культурно-гуманитарное сотрудничество и расширение взаимодействия с внешними партнерами в мире – как ближайшими, так и отдаленными[2].

Государства-члены СНГ сотрудничают в экономической и социальной областях по следующим направлениям: формирование общего экономического пространства на базе рыночных отношений и свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; координация социальной политики, разработка совместных социальных программ и мер по снижению социальной напряженности в связи с проведением экономических реформ; развитие систем транспорта и связи, а также энергетических систем; координация кредитно-финансовой политики; содействие развитию торгово-экономических связей государств-членов; поощрение и взаимная защита инвестиций и другим[3].

Согласно Концепции, российское председательство будет направлено на обеспечение преемственности в деятельности Содружества и достижение следующих целей: дальнейшее укрепление СНГ как интеграционного объединения, повышение его международного авторитета, развитие сотрудничества между Содружеством и другими международными организациями, а также заинтересованными государствами; повышение роли СНГ как представительной площадки для многостороннего политического диалога по широкому кругу тем, включая координацию внешнеполитической деятельности и продвижение совместных международных инициатив, развитие парламентского измерения Содружества; углубление экономической интеграции, в том числе в контексте создания единого экономического пространства, взаимодействия в сфере энергетики, промышленной и агропромышленной кооперации, цифровизации, транспорта и связи, экологии и защиты климата, научно-технического и инновационного сотрудничества; совершенствование механизмов совместного противодействия традиционным и новым вызовам и угрозам безопасности государств – участников Содружества, укрепление сотрудничества в военной сфере и в области пограничной безопасности; расширение культурно-гуманитарного взаимодействия; сопряжение деятельности Содружества с другими интеграционными форматами на евразийском пространстве в целях формирования Большого Евразийского партнерства как широкого интеграционного контура, объединяющего потенциал всех государств и организаций региона (в 2016 г., выступая на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума, Президент России В.В. Путин заявил, что Россия и другие страны ЕАЭС выступают за создание Большого Евразийского партнерства с участием Китая, Индии, Пакистана, Ирана, стран СНГ и ряда других государств. «Мы с нашими партнерами считаем, что Евразийский экономический союз может стать одним из центров формирования более широкого интеграционного контура»,  — сказал российский лидер, отметив, что этот вопрос обсуждался на встрече руководителей ЕАЭС в конце мая 2016 г. в Астане. Вероятно, идея Большого Евразийского партнерства является в сложившейся международной обстановке более прагматичной[4]. Суть идеи «Всеобъемлющего евразийского партнёрства», озвученной в 2016 г., – усилить интеграционное взаимодействие между Евразийским экономическим союзом и государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, соответствующими международными организациями и прочими интеграционными объединениями в регионе. В итоге должна быть создана региональная зона свободной торговли и свободная инвестиционная зона с участием ЕАЭС и государств-членов ЕАЭС. Главным нормативным регулятором этого процесса выступают международные договоры и мягкое право, и сама направленность такой интеграции объясняется созревшим международным правосознанием и происходящей перестройкой современного международного правопорядка. Большое Евразийское партнёрство рассматривается не только как обширная общая зона свободной торговли, где идёт либерализация (устранение) таможенных тарифов на товары взаимной торговли; это ещё и свободная инвестиционная зона, где должны устраняться барьеры на пути прямых инвестиций и инвесторов. Движение в сторону БЕП в АТР пока идёт, главным образом, на двустороннем уровне – за счёт вступления в соответствующее интеграционное объединение отдельных государств (т. е. путём расширения численного состава) и подписания с такими государствами соглашений о зонах свободной торговли. Главными международно-правовыми инструментами для сближения/сопряжения интеграционных блоков являются принцип наибольшего благоприятствования (и исключения из него), а также принцип предоставления национального режима. В ходе региональной интеграции складываются новые международно-правовые договорные нормы и принципы, обычаи, целые институты международного права экономической интеграции, в частности «право ВРЭП», «право ТТП», «право АСЕАН» и т.д.[5] Нет сомнений, что БЕП – не просто общее интеграционное пространство, созданное на основе договорного объединения автономных зон свободной торговли и свободных инвестиционных зон, с активным «вторжением» в регулирование социальной сферы. БЕП – это один из центров экономической силы в новом многополярном мироустройстве, способ мирного сосуществования разных цивилизационных пространств. Стремление к построению БЕП свидетельствует, что международное правосознание дозрело до «интеграции интеграций» – создания «суперпартнёрств» с зонами свободной торговли и свободными инвестиционными зонами, в которых стороны в большей степени опираются на равенство суверенитетов и общепризнанные принципы международного права[6]. Ставящаяся нами цель БЕП обозначена предельно четко и емко – это построение широкого интеграционного контура с охватом всего евразийского континента, открытого и для всех желающих, в том числе и европейских стран. Не собираемся применять какие-либо региональные фильтры, будем только приветствовать экстраполяцию БЕП, его использования в качестве связующего моста в развитии экономического сотрудничества с Африкой и Латинской Америкой, приступившим к формированию всеобъемлющих внутренних общих рынков. Убеждены в том, что экономика не должна становиться ареной политического противостояния, конъюнктурных амбиций и уж тем более использоваться в качестве оружия. Нам надо не сводить счеты друг с другом, а искать точки соприкосновения. Главное, что отличает БЕП, – открытость, адаптивность, добровольность участия, учет взаимных интересов, разноскоростной характер вовлеченности. При этом нацеливаемся на то, чтобы БЕП всегда оставался «живым организмом», который не превращается в догму и способен эффективно реагировать на запросы своих бенефициаров. Россия собирается всячески этому содействовать, внося постоянный вклад в насыщение БЕП актуальным внутренним содержанием[7].); совершенствование договорно-правовой базы и институтов сотрудничества в рамках СНГ.

Председательство Российской Федерации в Содружестве Независимых Государств будет осуществляться в соответствии с Концепцией дальнейшего развития СНГ, утвержденной решением Совета глав государств СНГ от 18 декабря 2020 года, Стратегией экономического развития СНГ на период до 2030 года[8], принятой решением Совета глав правительств СНГ от 29 мая 2020 года, а также другими основополагающими и программными документами Содружества.

В сфере внешнеполитического взаимодействия особое внимание планируется уделять укреплению на международной арене положительного образа СНГ как развивающегося интеграционного объединения, его адаптации к новой архитектуре многополярного миропорядка. Усилия будут направлены на выработку консолидированных подходов государств-участников по актуальным глобальным и региональным темам, их совместное продвижение на международных площадках, прежде всего в ООН. Продолжится практика принятия совместных заявлений государств Содружества и проведения многоуровневых межмидовских консультаций по широкому кругу вопросов. Так, 8-9 февраля 2024 г. в Минске прошли ежегодные межмидовские консультации на тему «О взаимодействии в рамках СНГ в 2024 г.» на уровне директоров профильных департаментов. С российской стороны в них принял участие директор Первого департамента стран СНГ МИД России М.В. Агасандян. Состоялся заинтересованный обмен мнениями по всему спектру направлений интеграционного сотрудничества в формате СНГ, намечены приоритетные задачи на перспективу, в том числе в контексте председательства России в Содружестве в этом году. Отдельным пунктом повестки дня встречи был вопрос о расширении внешних связей организации на основе принятого главами государств решения об учреждении в СНГ статусов наблюдателя и партнера. Подведены итоги реализации в 2023 г. Плана многоуровневых межмидовских консультаций в рамках Содружества и Программы действий по активизации партнерства между внешнеполитическими ведомствами государств-участников СНГ. Информация о выполнении обоих документов будет вынесена на утверждение Советом министров иностранных дел СНГ в Минске 12 апреля с.г.[9].

Важным направлением деятельности будет «внешнее» позиционирование СНГ, развитие его связей с дружественными государствами, международными организациями и объединениями, в частности, с Евразийским экономическим союзом, Организацией Договора о коллективной безопасности, Шанхайской организацией сотрудничества, межгосударственным объединением БРИКС, Форумом «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» и другими.

В целях формирования единого правового пространства акцент будет сделан на поддержку работы Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, повышение ее международного авторитета, укрепление связей с другими парламентскими объединениями. Предполагается активно развивать и другие форматы правового сотрудничества в рамках СНГ, а также механизмы взаимодействия между судебными, правоохранительными и иными органами по вопросам взаимной правовой помощи и обеспечения правовой защиты личных, имущественных и неимущественных прав граждан.

В торгово-экономической области приоритетными будут выполнение Плана мероприятий по реализации первого этапа (2021–2025 годы) Стратегии экономического развития СНГ на период до 2030 года, дальнейшее развитие зоны свободной торговли, наращивание потенциала многосторонних механизмов экономического сотрудничества и стимулирование деловой активности бизнеса, углубление взаимодействия в таможенной сфере, проведение согласованной антимонопольной политики и обеспечение справедливых условий конкуренции, широкое применение инноваций.

Будет проводиться работа по расширению взаимной торговли услугами и повышению уровня ее либерализации в рамках Соглашения о свободной торговле услугами и осуществлении инвестиций в рамках СНГ от 8 июня 2023 года[10], созданию благоприятного инвестиционного климата для реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов, предпринимательских инициатив, включая молодежные, повышающих вовлеченность национальных экономик и хозяйствующих субъектов из стран СНГ в евразийские производственные и транспортно-логистические цепочки. Особое внимание будет уделено вопросам импортозамещения и расширения товарных обменов, экономическим аспектам климатической повестки. В числе российских приоритетов также минимизация негативных последствий применения отдельными государствами и их объединениями односторонних принудительных мер, нарушающих нормы международного права. Продолжатся усилия по сопряжению деятельности СНГ и Евразийского экономического союза, сближению их правовой базы, расширению контактов между Исполнительным комитетом СНГ и Евразийской экономической комиссией. Примером может служить Меморандум об углублении взаимодействия между Евразийской экономической комиссией и Исполнительным комитетом СНГ (2018), в котором стороны определили направления сотрудничества. Среди них и вопросы, входящие в сферу регулирования посредством права ВТО (санитарные правила, маркировка товаров, защита прав потребителей, государственные закупки и др.), и вопросы, которые идут дальше права ВТО: цифровая экономика, сотрудничество в сфере налоговой политики и администрирования, конкурентная политика, антимонопольное регулирование (п. 2)[11].

Приоритетными задачами в сфере энергетики в период российского председательства будут: обеспечение энергетической безопасности; эффективное использование энергетических ресурсов и возможностей международной торговли энергоресурсами для повышения конкурентоспособности национальных экономик; обеспечение научно-технологического развития отраслей топливно-энергетического комплекса государств – участников СНГ; развитие низкоуглеродной энергетики; углубление сотрудничества в области подготовки специалистов.

С опорой на большой транзитный потенциал евразийского региона будут реализовываться Приоритетные направления сотрудничества государств – участников СНГ в сфере транспорта на период до 2030 года, в том числе с целью развития трансъевразийских логистических коридоров «Восток–Запад», «Север–Юг» и МТК «Сибирь–Юг»: «Сибирь/Урал – Центральная Азия – Южная Азия / Персидский залив».

В целях укрепления финансового суверенитета государств СНГ усилия будут направлены на расширение использования национальных валют во взаимных расчетах и формирование независимой от третьих сторон расчетной инфраструктуры, включая установление прямых корреспондентских связей между банковскими организациями и интеграцию трансграничных платежных механизмов. Планируется также проработать практические аспекты обеспечения бесперебойного обслуживания внешнеторговых контрактов, цифровизации финансовых рынков и платежной инфраструктуры, расширения взаимодействия в области платежно-расчетных отношений, в том числе в части организации взаимного приема национальных платежных карт.

Предполагается содействовать промышленной кооперации, созданию новых высокотехнологичных отраслей, ускоренному развитию и модернизации промышленного производства в государствах – участниках СНГ, его технологическому обновлению, увеличению объемов производства и экспорта конкурентоспособной, инновационной и наукоемкой продукции с высокой долей добавленной стоимости.

Планируется способствовать формированию на пространстве СНГ единого агропромышленного рынка в целях бесперебойного обеспечения стран Содружества качественными продуктами питания и достижения объединением лидирующих позиций в области продовольственной безопасности, наращивания научно-технического и инновационного потенциала в агропромышленном комплексе, расширения взаимных поставок сельскохозяйственной техники.

В области цифровизации и информационно-коммуникационных технологий будут продолжены усилия по формированию цифрового общества, развитию цифрового бизнес-пространства, технологий искусственного интеллекта, поддержке системного развития цифровой и геодезической инфраструктуры, совершенствованию сервисов, предоставляющих электронные услуги, а также цифрового государственного управления.

В сфере обеспечения информационной безопасности будет сделан акцент на наращивании комплексного взаимодействия государств – участников СНГ, в том числе в целях продвижения совместных подходов и инициатив на глобальном уровне, прежде всего в ООН[12].

15 февраля 2024 г. в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации состоялись парламентские слушания на тему «О путях реализации Концепции председательства Российской Федерации в Содружестве Независимых Государств в 2024 году», организованные Комитетом по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками[13].

В работе парламентских слушаний принял участие Генеральный секретарь СНГ С.Н. Лебедев. Он рассказал о роли Исполкома СНГ в реализации Концепции председательства Российской Федерации в Содружестве Независимых Государств в 2024 году и остановился на основных приоритетах работы. Выступая перед собравшимися С.Н. Лебедев особо подчеркнул, что Содружество сейчас переживает новый этап развития. Жизнь диктует нам необходимость активизировать наше взаимодействие. В условиях жесткого, необоснованного и агрессивного санкционного давления как никогда важно наше тесное сотрудничество в сфере экономики, гуманитарного и оборонного сотрудничества. И государства СНГ это делают, успешно преодолевая трудности: увеличился товарооборот между странами СНГ, возросло инновационное сотрудничество. Но останавливаться нельзя, нам есть к чему стремиться. Наша главная задача – сохранить и обеспечить дальнейшее развитие связей между нашими странами[14].

Как отметил заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации А.А. Панкин, — «несмотря на сложную геополитическую обстановку, взаимодействие в рамках СНГ продолжает развиваться по всем направлениям. Беспрецедентное санкционное давление на Россию и Белоруссию лишь укрепляет понимание важности упрочения многосторонних связей в Содружестве, в том числе углубления экономической интеграции. А существующие в формате СНГ гибкие механизмы, позволяющие странам самостоятельно определять степень своей вовлеченности в дела Организации, создают условия для дальнейшего наращивания сотрудничества»[15].

       Список источников и литературы:         

  1. Концепция председательства Российской Федерации в Содружестве Независимых Государств в 2024 году / [Электронный ресурс] Режим доступа:  https://cis.minsk.by/page/19343  (дата обращения: 17 февраля 2024 г.).
  2. Стратегия экономического развития СНГ на период до 2030 года / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://base.garant.ru/74743871/#friends (дата обращения: 17 февраля 2024 г.).
  3. Данельян А.А. Международное право : Учебник / А.А. Данельян; под. ред. С.А. Егоров. — Москва : Проспект, 2023. 
  4. Механизмы принятия наднациональных решений в ЕАЭС: вклад в стратегическое планирование и антикризисное управление: экспертный докл. к XXIV Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2023 г. / Д.В. Галушко, М.К. Глазатова, В.Н. Зуев и др.; под науч. ред. Т.А. Колобашкиной ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики».  М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2023.
  5. Шумилов В.М., Салия М.Р. Идея Всеобъемлющего (большого) евразийского партнёрства в свете международного права (Часть 1) // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2021. №. 2. С. 66–79.
  6. Шумилов В. М., Салия М. Р. Идея Всеобъемлющего (большого) евразийского партнёрства в свете международного права (Часть 2) // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2021. №. 2. С. 111–123.
  7. Выступление Посла по особым поручениям МИД России М.В. Бердыева в МГИМО(У) МИД России перед международной аудиторией по теме: «Вызовы и перспективы Большого Евразийского партнерства» /  [Электронный ресурс] Режим доступа:   https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/integracionnye-struktury-prostranstva-sng/1927836/  (дата обращения: 17 февраля 2024 г.).
  8. Соглашение о свободной торговле услугами и осуществлении инвестиций в рамках СНГ от 8 июня 2023 г. / [Электронный ресурс] Режим доступа:  https://cis.minsk.by/reestrv2/d3 oc/678#text (дата обращения 29 января 2024 г.).
  9. Интервью заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации А.А. Панкина МИА «Россия сегодня», 8 февраля 2024 года / [Электронный ресурс] Режим доступа:  https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/integracionnye-struktury-prostranstva-sng/1930161/  (дата обращения: 17 февраля 2024 г.).
  10. Брежнева П.А., Свистунова Л.Ю. Стратегические направления экономического сотрудничества государств – участников СНГ на современном этапе  / Ленинградский юридический журнал. 2021. № 2 (64). С. 157–167.
  11. Право и институты евразийской интеграции: учебное пособие для вузов / И.О. Анисимов, С.В. Комендантов. — Москва: Издательство Юрайт, 2023.

Информация об авторе:

Комендантов Сергей Васильевич, к.ю.н., доцент, заместитель заведующего кафедрой международного права Дипломатической академии МИД России, член Российской ассоциации международного права, государственный советник Российской Федерации III класса.

Komendantov Sergey Vasilyevich, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Deputy Head of the Department of International Law of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Member of the Russian Association of International Law, State Councilor of the Russian Federation, III class.




[1] Концепция председательства Российской Федерации в Содружестве Независимых Государств в 2024 году /   https://cis.minsk.by/page/19343 (дата обращения: 17 февраля 2024 г.).

[2]https://cis.minsk.by/news/26798/na_zasedanii_soveta_postpredov_v_minske_byla_predstavlena_koncepcija_predsedatelstva_rossii_v_sng_v_2024_godu (дата обращения: 17 февраля 2024 г.).

[3] Данельян, А.А.. Международное право : Учебник / А.А. Данельян; под. ред. С.А. Егоров. Москва : Проспект, 2023.  С. 593.

[4] Механизмы принятия наднациональных решений в ЕАЭС: вклад в стратегическое планирование и антикризисное управление: экспертный докл. к XXIV Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2023 г. / Д.В. Галушко, М.К. Глазатова, В.Н. Зуев и др.; под науч. ред. Т.А. Колобашкиной ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики».  М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2023. С.70-71.

[5] Шумилов В. М., Салия М. Р. Идея всеобъемлющего (большого) евразийского партнёрства в свете международного права (Часть 1) // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2021. №. 2. С. 66–67.

[6] Шумилов В. М., Салия М. Р. Идея всеобъемлющего (большого) евразийского партнёрства в свете международного права (Часть 2) // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2021. №. 2. С. 122.

[7] Выступление Посла по особым поручениям МИД России М.В. Бердыева в МГИМО(У) МИД России перед международной аудиторией по теме: «Вызовы и перспективы Большого Евразийского партнерства»  https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/integracionnye-struktury-prostranstva-sng/1927836/ (дата обращения: 17 февраля 2024 г.).

[8] https://base.garant.ru/74743871/#friends (дата обращения: 17 февраля 2024 г.).

[9] https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/integracionnye-struktury-prostranstva-sng/1930524/ (дата обращения: 17 февраля 2024 г.).

[10]  https://cis.minsk.by/reestrv2/d3 oc/678#text  (дата обращения 17 февраля 2024 г.).

[11] Шумилов В. М., Салия М. Р. Идея всеобъемлющего (большого) евразийского партнёрства в свете международного права (Часть 2) // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2021. №. 2. С. 119–120.

[12] Концепция председательства Российской Федерации в Содружестве Независимых Государств в 2024 году /  https://cis.minsk.by/page/19343 (дата обращения: 17 февраля 2024 г.).

[13] http://duma.gov.ru/multimedia/video/events/99520/ (дата обращения: 17 февраля 2024 г.).

[14]https://cis.minsk.by/news/26962/generalnyj_sekretar_sng_s.lebedev_vystupil_v_gosudarstvennoj_dume_federalnogo_sobranija_rossijskoj_federacii?ysclid=lsnqowao8s754406804 (дата обращения: 17 февраля 2024 г.).

[15] Интервью заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации А.А. Панкина МИА «Россия сегодня», 8 февраля 2024 года / https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/integracionnye-struktury-prostranstva-sng/1930161/ (дата обращения: 17 февраля 2024 г.).

Добавить комментарий

Войти с помощью: