В статье исследованы позиции, касающиеся основных положений Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и Китаем. В обзоре ключевых положений Соглашения, подготовленном Евразийской экономической комиссией, отмечается, что Соглашение создает правовую базу торгово-экономического взаимодействия между Союзом, в качестве единого субъекта, и Китаем по широкому кругу вопросов. По своему формату Соглашение не является соглашением о свободной торговле – его положениями не предусмотрено снижение или устранение ввозных таможенных пошлин. При этом в охват Соглашения входят вопросы таможенного сотрудничества, технических барьеров в торговле, санитарных и фитосанитарных мер, мер торговой защиты, вопросы электронной торговли, интеллектуальной собственности, конкуренции и государственных закупок, а также отраслевого сотрудничества.
On the main provisions of the Agreement on Trade and Economic Cooperation between the EAEU and China
Ключевые слова: Торгово-экономическое сотрудничество, евразийская интеграция, ЕАЭС, Китай, международно-правовое регулирование российско-китайских экономических отношений.
Annotation. The article examines the positions concerning the main provisions of the Agreement on Trade and Economic Cooperation between the EAEU and China. The review of the key provisions of the Agreement prepared by the Eurasian Economic Commission notes that the Agreement creates a legal framework for trade and economic cooperation between the Union, as a single entity, and China on a wide range of issues. In its format, the Agreement is not a free trade agreement – its provisions do not provide for the reduction or elimination of import customs duties. At the same time, the scope of the Agreement includes issues of customs cooperation, technical barriers to trade, sanitary and phytosanitary measures, trade protection measures, issues of electronic commerce, intellectual property, competition and public procurement, as well as sectoral cooperation.
Tags: Trade and economic cooperation, Eurasian integration, the EAEU, China, international legal regulation of Russian-Chinese economic relations.
Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и его государствами – членами, с одной стороны, и Китайской Народной Республикой, с другой стороны (далее – Соглашение), подписано 17 мая 2018 года и вступило в силу 25 октября 2019 года[1].
В декабре 2021 г. проведено второе заседание Совместной комиссии по реализации Соглашения под председательством от стороны ЕАЭС члена Коллегии (Министра) по торговле ЕЭК и заместителя Министра коммерции КНР. В ходе заседания был обсужден ход подготовки дорожной карты по реализации соглашения между ЕАЭС и КНР, ключевым разделом которой является развитие цифровых транспортных коридоров. Одновременно стороны продолжили диалог по применению мер торговой защиты, рассмотрели вопросы конкуренции, технических барьеров в торговле, таможенного сотрудничества и упрощения процедур торговли[2].
Евразийская экономическая комиссия отмечает, что при выборе партнера по заключению торгового соглашения государства — члены ЕАЭС руководствуются задачей обеспечения взаимовыгодного торгового баланса, прежде всего, в части поставок из стран Союза продукции высокого передела и обеспечения выигрышной конкурентной позиции на внешних рынках (что, в свою очередь, является стимулом укрепления внутренней интеграции за счет наращивания кооперационного сотрудничества — там, где это позволяет повысить конкурентоспособность производства)[3].
Как пишет один из видных российских специалистов в области правового регулирования международной интеграции В. М. Шумилов, «право интеграции» можно понимать как синтетическую правовую сферу, включающую в себя нормы международного права, нормы внутреннего права и нормы, содержащиеся в актах органов интеграции. При этом «право интеграции» выступает в качестве «новой отрасли» права, а «ее подотраслью можно считать право экономической интеграции»[4].
В учебнике «Интеграционное право» МГЮА(У) им. О.Е. Кутафина интеграционное право определяется как совокупность юридических норм, которые регулируют общественные отношения, складывающееся в процессе международной интеграции[5].
Как отмечают исследователи проблем международно-правового регулирования российско-китайских экономических отношений, несмотря на интенсивное торгово-экономическое сотрудничество, в правовом регулировании российско-китайских экономических отношений существует ряд проблем. Так, нормативность одного из основополагающих соглашений — Соглашения об общих условиях поставок товаров из СССР в КНР и из КНР в СССР (ред. 13.03.1990 г.) — при отсутствии ссылки на него в договоре международной купли-продажи спорна, т.к. правопреемство России относительно этого документа оформлено не было, а в межгосударственных соглашениях, заключенных в 1991 г. и позже, не выражено отношение к нему[6]. Серьезной проблемой является невысокая эффективность планов мероприятий по стимулированию двусторонней торговли машинотехнической продукцией. Товарооборот несбалансирован, уровень научно-технического сотрудничества низкий. Эффективность правового регулирования торговых отношений можно повысить путем подписания соглашений, устанавливающих льготное налогообложение и кредитование компаний, участвующих в торговле товарами с высокой добавленной стоимостью[7].
Исследователи справедливо пишут, что в последние годы активизировалась работа по институционализации экономического сотрудничества между Россией, ЕАЭС и КНР. Переговоры с КНР велись по двум направлениям: непреференциальное соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР и преференциальное соглашение по услугам и инвестициям между Россией и КНР. Одновременное ведение переговоров по двум направлениям было обосновано разделением полномочий в области регулирования торговли и инвестиций государств – членов ЕАЭС на национальном и наднациональном уровнях. Участие России в Евразийском экономическом союзе и образование единой таможенной территории предполагают, что часть вопросов регулирования торговли вынесена на наднациональный уровень. Вопросы доступа на рынок товаров входят в компетенцию Евразийской экономической комиссии. Таким образом, формирование классической зоны свободной торговли (ЗСТ), предполагающей снижение тарифных ограничений, а также включение в соглашение ряда других вопросов возможны только на уровне ЕАЭС. Данный подход уже был применен на практике при формировании ЗСТ между ЕАЭС и Вьетнамом, функционирующей с октября 2016 г. Однако в отличие от Вьетнама и ряда других стран, с которыми ЕЭК сейчас ведет переговоры о формировании ЗСТ (Египет, Индия, Израиль), снижение ограничений в торговле с Китаем чревато значительными негативными последствиями для ряда отраслей государств ЕАЭС. Оценки общих последствий формирования ЗСТ между ЕАЭС и КНР говорят о возможном выигрыше при этом крупных экономик (России, Казахстана, Китая), а экономики Белоруссии, Киргизии и Армении могут проиграть от либерализации торговли с Китаем. В отраслевом плане наибольшие риски существуют для транспортного машиностроения, текстильной промышленности и производства одежды Казахстана, машиностроения Белоруссии. По этой причине государства–члены ЕАЭС не готовы начать переговоры по формированию ЗСТ. Было принято решение начать переговоры по непреференциальному соглашению между ЕАЭС и КНР. Переговоры по соглашению продолжались менее двух лет и завершились 1 октября 2017 г. Соглашение было подписано в мае 2018 г. Несмотря на отсутствие в его тексте пунктов о снижении тарифных ограничений, документ включает широкий спектр вопросов, взаимные договоренности и скоординированное регулирование которых будут способствовать повышению эффективности и упрощению взаимного сотрудничества между ЕАЭС и КНР. В частности, соглашение предусматривает: упрощение процедур торговли (например, обеспечение возможностей для электронного декларирования, выпуск товаров в максимально короткий срок); повышение транспарентности и работу по взаимному признанию стандартов, технических регламентов и процедур оценки соответствия; защиту прав интеллектуальной собственности (в том числе в цифровой среде); регулирование электронной коммерции (в том числе стимулирование использования и взаимного признания методов электронной аутентификации, использование электронных документов, защиту прав потребителей и персональных данных, повышение транспарентности); сотрудничество в области госзакупок (в том числе обеспечение доступа к информации в сфере закупок). Важное достижение Соглашения – распространение базовых принципов недискриминации ВТО на Белоруссию, которая на текущий момент к ВТО не присоединилась[8].
В обзоре ключевых положений Соглашения, подготовленном Евразийской экономической комиссией, отмечается, что Соглашение создает правовую базу торгово-экономического взаимодействия между Союзом, в качестве единого субъекта, и Китаем по широкому кругу вопросов. По своему формату Соглашение не является соглашением о свободной торговле – его положениями не предусмотрено снижение или устранение ввозных таможенных пошлин. При этом в охват Соглашения входят вопросы таможенного сотрудничества, технических барьеров в торговле, санитарных и фитосанитарных мер, мер торговой защиты, вопросы электронной торговли, интеллектуальной собственности, конкуренции и государственных закупок, а также отраслевого сотрудничества.
Приведем анализ ЕЭК некоторых основных положений Соглашения.
Раздел «Транспарентность». В Соглашении в главе «Транспарентность» обеспечены широкие гарантии того, что Китай будет публиковать свои меры, влияющие на торговлю, в открытом доступе, на официальных сайтах в сети «Интернет», а также гарантировать возможность для всех заинтересованных лиц знакомиться с такими мерами. В Соглашении создан механизм предоставления ответа на запрос от Стороны по любой мере другой Стороны, которая может оказывать эффект на действие соглашения. Ответ предоставляется в течение 45 дней с предоставлением справочного перевода на английский язык. Обязательство по предоставлению ответа носит жесткий характер. Также у Сторон появилось обязательство ответственно анализировать принимаемые меры и стараться предупреждать другую Сторону о потенциально вредоносных мерах до получения официального запроса. Китай принял на себя существенные обязательства по транспарентности торгового регулирования, что дает Союзу дополнительные гарантии того, что со всеми мерами, которые могут оказывать влияние на деятельность заинтересованных лиц Союза, можно будет ознакомиться в свободном формате и представить свои комментарии. С помощью механизма направления официального запроса о какой-либо мере заинтересованные лица Союза могут, путем обращения в Комиссию или уполномоченный орган государств-членов Союза по соответствующему вопросу, рассчитывать на получение необходимой информации и разъяснений от китайской стороны в течение 45 дней после 8 направления такого запроса. Благодаря фиксации такой нормы в Соглашении, у китайских контрагентов не будет юридической возможности отказаться от предоставления информации (кроме случаев, когда информация носит конфиденциальный характер) или проигнорировать такой запрос. Кроме того, введение принципа ответственного анализа принимаемых мер и обязательства уведомлять о потенциально вредоносных мерах другую Сторону повысит уровень транспарентности китайской бизнес-среды для контрагентов из стран Союза.
Раздел «Меры торговой защиты». В соответствии с Соглашением Стороны обязуются применять антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные меры согласно нормам и правилам ВТО. Данное обязательство позволяет государствам-членам ЕАЭС, которые не являются членами ВТО, наравне со всеми членами ВТО пользоваться правами и гарантиями, которые предоставляют Соглашения ВТО, регулирующие введение и применения мер торговой защиты. Соглашение содержит положения, целью которых является развитие взаимодействия Сторон в сфере применения мер торговой защиты. В частности, Соглашение включает положения о заблаговременном уведомлении о поступлении заявления о начале расследования и о возможности проведения консультаций по запросу. Кроме того, Стороны выразили заинтересованность в более детальном изучении практики друг друга, получении актуальной информации об изменениях в законодательстве и обмене мнениями о международной практике в сфере применения мер торговой защиты, поэтому в Соглашение были включены соответствующие положения. Раздел «Меры торговой защиты» включает статью, касающуюся вопросов субсидий. Данная статья позволяет запрашивать информацию об интересующих субсидиях и в случае необходимости проводить консультации с целью разрешения возможных проблем. В настоящий момент растет количество государств-членов ВТО, которые пользуются антидемпинговыми, компенсационными и 10 специальными защитными мерами для защиты своих рынков. Одновременно увеличивается количество споров в ВТО, которые касаются методологии, применяемой уполномоченными органами при проведении расследований. В данных условиях углубление взаимодействия в сфере применения мер торговой защиты имеет большое значение, так как оно помогает более эффективно защищать интересы экспортеров государств – членов ЕАЭС. В частности, получение заблаговременных уведомлений о поступлении заявлений и проведение консультаций обеспечит оперативный доступ к информации до начала и в ходе расследования. Как следствие, потенциальные проблемы, возникающие во время расследований, смогут быть выявлены и решены на ранних сроках. Обмен информацией об изменениях в законодательстве и о практике применения мер торговой защиты, в свою очередь, сделает процесс, предшествующий применению мер торговой защиты, более понятным и открытым для заинтересованных лиц. Включение в Соглашение статьи, регулирующей взаимодействие Сторон по вопросам применения субсидий, имеет важное значение, так как ее положения делают возможным получение информации о ситуации с государственной поддержкой в разных отраслях. Таким образом, могут быть устранены возможные неопределенности, что позволит предприятиям ЕАЭС и КНР расширить взаимодействие друг с другом.
Раздел «Таможенное сотрудничество» содержит ряд положений и договоренностей, направленных на повышение транспарентности и предсказуемости в совершении таможенных операций, гармонизацию соответствующих процедур и укрепление административного сотрудничества между таможенными органами его участников. Помимо горизонтальных обязательств ограничивать и сокращать в торговле между Сторонами административную нагрузку на бизнес путем устранения избыточного регулирования, упрощения применяемых процедур, ограничения документальных требований, раздел содержит ряд предметных (точечных) положений, призванных положительным образом сказаться на ведении внешнеэкономической деятельности. Так, Стороны зафиксировали договоренность применять в торговле товарные номенклатуры, основанные на последней версии Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (утверждена международной конвенцией от 24.06.1986 г.), что повысит предсказуемость в области тарифной классификации перемещаемых между Сторонами товаров. Стороны договорились об эффективном осуществлении выпуска товаров, обеспечении ускоренной таможенной очистки скоропортящихся товаров, развитии «безбумажных» механизмов в торговле и таможенной сфере, электронном декларировании, возможности установления в дальнейшем взаимного признания применяемых в Сторонах систем уполномоченных экономических операторов, осуществлении обмена данными об органах (организациях), уполномоченных выдавать сертификаты происхождения. В части вопросов определения таможенной стоимости, раздел закрепляет обязательства Сторон определять стоимость товаров, находящихся в торговле между ними, в соответствии со статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) и Соглашения по применению статьи VII ГАТТ 1994. Договоренности о более эффективном выпуске товаров, осуществляемом без необоснованных задержек и более активном использовании «безбумажных» технологий, положительно скажутся на условиях ведения бизнеса с точки зрения снижения финансовых затрат и позволят сократить сроки оформления экспорта и импорта в государствах-членах и КНР. Развитие административного сотрудничества таможенных органов Союза и КНР позволит, в свою очередь, повысить эффективность таможенного контроля и достоверность таможенного декларирования товаров и транспортных средств, обеспечить защиту интересов добросовестных участников внешнеторговой деятельности. Соглашение дало дополнительный импульс работе над Соглашением об обмене информацией о товарах и транспортных средствах международной перевозки, перемещаемых через таможенные границы Евразийского экономического союза и Китайской Народной Республики, которое было подписано в июне 2019 года. Имплементация данного соглашения позволит сократить расхождения в статистических данных о товарах и транспортных средствах международной перевозки, перемещаемых через таможенные границы Союза и КНР, а также повысит степень взаимного доверия таможенных органов наших стран.
Раздел «Электронная торговля». Развитие трансграничной электронной торговли позволяет увеличить объем международной торговли товарами и услугами, обеспечить приток иностранных инвестиций и создать платформу для развития научно-исследовательских разработок в сфере информационно-коммуникационных технологий. В отношениях между ЕАЭС и КНР наибольшее развитие получила электронная торговля товарами в сегменте В2С (business-to-consumer). В частности, объем трансграничной электронной торговли между Россией и КНР в данном сегменте показывает в последние несколько лет устойчивый рост, увеличившись с 200 млрд. рублей в 2017 году до 320 млрд. рублей в 2019 году. Итогом переговорного процесса по разделу «Электронная торговля» стали следующие результаты: А) Для сегмента B2C в разделе были закреплены положения о защите прав потребителей в области электронной торговли, а именно о мерах по их защите от мошеннических практик, признании основных прав потребителя и гарантий их защиты аналогично потребителю обычной розничной торговли, получении информации о рисках электронной торговли и перечнях небезопасных товаров и недобросовестных продавцов. Дополнительно был создан рабочий орган ЕАЭС-КНР по обсуждению проблемных вопросов в данной области, одной из задач которого станет проведение совместных расследований. Кроме того, КНР обязалась принимать меры по защите персональных данных и стремиться запрашивать согласие физического лица на их передачу. Б) Для сегмента B2B (business-to-business) в главе были заложены основы для расширения использования электронных документов и взаимного признания методов электронной аутентификации. Также, КНР обязалась публиковать на официальных сайтах все нормативно-правовые акты, затрагивающие электронную торговлю до их вступления в силу. В) Для развития сотрудничества В разделе были закреплены сферы сотрудничества в области электронной торговли, по которым будет развиваться дальнейшее взаимодействие между ЕАЭС и КНР, среди которых можно выделить обмен статистической информацией, использование перспективных технологий, а также внедрение элементов саморегулирования для торговых интернет-площадок. В рамках сегмента B2C необходимо отметить, что КНР взяла на себя достаточно широкие обязательства по защите прав потребителя и его персональных данных. С учетом постоянного роста объема трансграничной электронной торговли между ЕАЭС и КНР в данном сегменте, повышение уровня безопасности для граждан ЕАЭС станет одним из ожидаемых положительных эффектов. Для юридических лиц, торгующих в сегменте B2B, ключевым позитивным моментом станет появление информации о законодательстве КНР в данной сфере, начало работы по взаимному признанию электронных подписей и расширение возможности использования электронных документов во внешней торговле с КНР. В перспективе это существенно сократит издержки компаний, а также снизит количество ошибок и время, требуемое для осуществления внешнеторговой сделки. Развитие сотрудничества с КНР в области электронной торговли позволит повысить безопасность и транспарентность системы поставок, повысит эффективность каналов электронной торговли, а также сформирует предпосылки для модернизации бизнеса и государственных систем[9].
Авторы из Высшей школы экономики отмечают, что Соглашение направлено на формирование договорно-правовой основы между ЕАЭС и КНР по вопросам, находящимся в компетенции Союза. Оно определяет правила торговли, основанные на нормах права ВТО. В акте заданы правовые рамки для развития взаимодействия в таких сферах как меры торговой защиты, санитарно-фитосанитарные меры, технические барьеры в торговле, таможенное сотрудничество, электронная торговля, интеллектуальная собственность, государственные закупки, конкуренция, отраслевое сотрудничество. Важно, что, таким образом, определяется взаимодействие в основных секторах, что придает устойчивость модели экономического взаимодействия. Соглашение является непреференциальным и не предполагает автоматического снижения тарифных барьеров между сторонами т.е. не создает зону свободной торговли. Тем не менее, на основе имеющихся в нем норм по упрощению торговых процедур, оно в определенной степени позволит улучшить условия доступа товаров на рынок Китая. Соглашение направлено на устранение нетарифных барьеров в торговле, но не предлагает жестких обязательств, а лишь определяет механизм сотрудничества на основе создания различного рода консультативных комитетов и рабочих групп. С институциональной стороны, Соглашение предполагает создание совместного органа на министерском уровне, определяет порядок взаимодействия между таможенными органами сторон, расширяет основы использования электронных документов. Особый акцент в документе делается на механизме транспарентности. Указанные выше положения видятся сильными сторонами Соглашения. Подписание соглашения между Китаем и ЕАЭС является значимым этапом в развитии процессов региональной экономической интеграции в Евразии, в сопряжении ЕАЭС и китайской инициативы «Один Пояс-Один Путь». Акт определяет долгосрочные перспективы взаимодействия ЕАЭС и Китая, и будет способствовать повышению уровня экономической взаимосвязи между ними. В документе воплотилось общее намерение государств ЕАЭС и Китая по совместному строительству отношений торгово-экономического партнерства, характеризующихся открытостью, взаимным доверием, сотрудничеством по достижению общих выгод[10].
Учитывая изложенное, можно согласиться с позицией В.М. Шумилова и М.Р. Салии, что ЕАЭС всей полнотой правосубъектности готов к созданию Большого евразийского партнерства и активному участию в нём. Реализация плана по евразийской интеграции необходима, в первую очередь, для защиты экономических интересов государств-членов ЕАЭС и в контексте формирования многополярного мироустройства[11]. Соглашение между ЕАЭС и Китаем служит тому подтверждением.
Список источников и литературы:
- Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и его государствами – членами, с одной стороны, и Китайской Народной Республикой, с другой стороны, подписано 17 мая 2018 г., вступило в силу 25 октября 2019 г. / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/21b/Tekst-russkiy-_EAEU-alternate_-final.pdf (дата обращения: 11.02.2023).
- Алиев Т., Флегонтова Т. Упрощение торговых процедур между ЕАЭС и Китаем в рамках соглашения торгово-экономическом сотрудничестве / Экономическое развитие России. Том 25. № 7. Июль–август 2018 / [Электронный ресурс] Режим доступа: file:///C:/Users/мвидео/Downloads/uproschenie-torgovyh-protsedur-mezhdu-eaes-i-kitaem-v-ramkah-soglasheniya-o-torgovo-ekonomicheskom-sotrudnichestve.pdf (дата обращения: 11.02.2023).
- Алымова А.М. Проблемы в международно-правовом регулировании российско-китайских экономических отношений / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/9-1-problemy-v-mezhdunarodno-pravovom-regulirovanii-rossiysko-kitayskih-ekonomicheskih-otnosheniy (дата обращения: 10.02.2023).
- Комендантов С.В. Соглашения о свободной торговле ЕАЭС и его государств-членов с третьими государствами: эволюция, реализация и перспективы / Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер». 2021. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://inter-legal.ru/soglasheniya-o-svobodnoj-torgovle-eaes-i-ego-gosudarstv-chlenov-s-tretimi-gosudarstvami-evolyutsiya-realizatsiya-i-perspektivy (дата обращения: 22.01.2023).
- Евразийский экономический союз на пути к Большому Евразийскому партнерству: выгоды для международного бизнеса. М.: Евразийская экономическая комиссия, 2020. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/Documents/Brochure_Verona.pdf (дата обращения: 20.01.2023).
- Интеграционное право : учебник / В.В. Блажеев, С.Ю. Кашкин, П.А. Калиниченко [и др.] ; отв. ред. С.Ю. Кашкин. М. : Проспект, 2017.
- Право и институты евразийской интеграции: учебное пособие для вузов / И.О. Анисимов, С.В. Комендантов. — Москва: Издательство Юрайт, 2022.
- Розенберг М.Г. Международная купля-продажа товаров: Комментарий к правовому регулированию и практике разрешения споров. – 3-е изд., испр. и доп. М.: Статут, 2006.
- Шилина М.Г. Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР: международно-правовой анализ // Международное право. 2018. № 2. С. 24. /[Электронный ресурс] Режим доступа: file:///C:/Users/мвидео/Downloads/soglashenie-o-torgovo-ekonomicheskom-sotrudnichestve-mezhdu-eaes-i-knr-mezhdunarodno-pravovoy-analiz%20(1).pdf (дата обращения: 10.02.2023).
- Шумилов В.М. Международное экономическое право : учебник для магистров. М. : Издательство Юрайт, 2011.
- Шумилов В.М., Салия М.Р. Идея Всеобъемлющего (Большого) евразийского партнёрства в свете международного права. (Часть 1) / Азиатско-тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2021. № 2. С. 66-78.
Информация об авторе:
Комендантов Сергей Васильевич, к.ю.н., доцент, заместитель заведующего кафедрой международного права Дипломатической академии МИД России, член Российской ассоциации международного права, государственный советник Российской Федерации III класса.
Information about the author:
Komendantov Sergei Vasilyevich, Ph.D. in Law, Associate Professor, Deputy Head of the Department of International Law of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, member of the Russian Association of International Law, State Counselor of the Russian Federation III class.
[1] https://eec.eaeunion.org/comission/department/dotp/torgovye-soglasheniya/china.php (дата обращения: 10.02.2023).
[2] Там же.
[3] Евразийский экономический союз на пути к Большому Евразийскому партнерству: выгоды для международного бизнеса. М.: Евразийская экономическая комиссия, 2020. С. 15. http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/Documents/Brochure_Verona.pdf (дата обращения: 25.01 2023).
[4] Шумилов В.М. Международное экономическое право : учебник для магистров. М. : Издательство Юрайт, 2011. С. 300-301.
[5] Интеграционное право : учебник / В.В. Блажеев, С.Ю. Кашкин, П.А. Калиниченко [и др.] ; отв. ред. С.Ю. Кашкин. М. : Проспект, 2017. С. 134.
[6] Розенберг М.Г. Международная купля-продажа товаров: Комментарий к правовому регулированию и практике разрешения споров. – 3-е изд., испр. и доп. М.: Статут, 2006. – С. 20-21.
[7] Алымова А.М. Проблемы в международно-правовом регулировании российско-китайских экономических отношений / https://cyberleninka.ru/article/n/9-1-problemy-v-mezhdunarodno-pravovom-regulirovanii-rossiysko-kitayskih-ekonomicheskih-otnosheniy (дата обращения: 10.02.2023).
[8] Алиев Т., Флегонтова Т. Упрощение торговых процедур между ЕАЭС и Китаем в рамках соглашения торгово-экономическом сотрудничестве / Экономическое развитие России. Том 25. № 7. Июль–август 2018 / file:///C:/Users/мвидео/Downloads/uproschenie-torgovyh-protsedur-mezhdu-eaes-i-kitaem-v-ramkah-soglasheniya-o-torgovo-ekonomicheskom-sotrudnichestve.pdf (дата обращения: 11.02.2023).
[9] Подробнее: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/8c7/Broshyura-KNR.pdf (дата обращения: 10.02.2023).
[10] Шилина М.Г. Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР: международно-правовой анализ // Международное право. 2018. № 2. С. 24. / file:///C:/Users/мвидео/Downloads/soglashenie-o-torgovo-ekonomicheskom-sotrudnichestve-mezhdu-eaes-i-knr-mezhdunarodno-pravovoy-analiz%20(1).pdf (дата обращения: 10.02.2023).
[11] Шумилов В.М., Салия М.Р. Идея Всеобъемлющего (Большого) евразийского партнёрства в свете международного права. (Часть 1) / Азиатско-тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2021. № 2. С. 72.