Определение понятия «принципы» имеет различные толкования. Приведем для примера понятия, изложенное в Толковом словаре русского языка С.Н. Ожегова и Н.Ю. Шведовой [1] Принцип – основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, мировоззрения, теоретической программы. Новейший словарь иностранных слов и выражений [2] даёт определение принципа — как 1) «основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации» 2) «внедрение убеждения человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и действительности».
В учебнике для юридических вузов и факультетов под ред. д.ю.н., профессора В.Б. Исакова [3] на стр. 54 изложены принципы права, гласящие об этом понятии. «Принцип права – основные, исходные, руководящие идеи, выражающие смысл, содержание и социальное назначение права».
Термин «принцип» широко используется в диссертационных научных работах, в законодательстве, во многих научно-практических и иных в публикациях в сфере экономики и общественной жизни. В аграрном секторе на основе принципов формируется государственная аграрная политика в современной России. Принципы, изложенные в федеральном законе «О развитии сельского хозяйства» [4] являются базовыми для формирования российского аграрного права, отрасли регулирующей аграрные отношения на междисциплинарном уровне в комплексе с другими отраслями права российской правовой системы. В Федеральном законе №193-ФЗ от 8 декабря 1995 года «О сельскохозяйственной кооперации» [5] в статье 2 изложены «Основные принципы создания и функционирования кооператива», на основе которых формируются развитие сельскохозяйственных кооперативов в настоящее время в аграрном секторе экономики Российской Федерации.
Ключевые слова: принципы; закон «О сельскохозяйственной кооперации»; сельскохозяйственные кооперативы; сельское хозяйство.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ и Правительства Свердловской области в рамках научного проекта № 22-28-20048.
About The Basic Principles Of The Creation And Functioning Of Agricultural Cooperatives In Modern Russia
Annotation. The definition of «principles» has different interpretations. Let us give for example the concepts set forth in the Explanatory Dictionary of the Russian language by S.N. Ozhegov and N.Yu. Shvedova [1] The principle is the basic, initial position of some theory, doctrine, worldview, theoretical program. The newest dictionary of foreign words and expressions [2] defines the principle as 1) «the basic starting point of any theory, doctrine, science, worldview, political organization» 2) «the introduction of a person’s beliefs that determine his attitude to reality, norms of behavior and reality.»
In the textbook for law schools and faculties edited by Doctor of Law, Professor V.B. Isakov [3], on page 54, the principles of law stating this concept are set out. «The principle of law is the basic, initial, guiding ideas expressing the meaning, content and social purpose of law.»
The term «principle» is widely used in dissertation scientific papers, in legislation, in many scientific and practical and other publications in the field of economics and public life. In the agricultural sector, the state agrarian policy in modern Russia is formed on the basis of the principles. The principles set forth in the Federal law «On the Development of Agriculture» [4] are basic for the formation of Russian agrarian law, the branch regulating agrarian relations at the interdisciplinary level in combination with other branches of law of the Russian legal system. In Federal Law No. 193-FZ of December 8, 1995 «On Agricultural cooperation» [5], Article 2 sets out the «Basic principles of the creation and functioning of a cooperative», on the basis of which the development of agricultural cooperatives is currently being formed in the agricultural sector of the economy of the Russian Federation.
Keywords: principles; law «On agricultural cooperation»; agricultural cooperatives; agriculture.
The research was carried out with the financial support of the Russian Academy of Sciences and the Government of the Sverdlovsk Region within the framework of scientific project No. 22-28-20048
Введение
Тема настоящего исследования является актуальной, поскольку практика функционирования сельскохозяйственных кооперативов в аграрном секторе экономики свидетельствует, что отдельные принципы, изложенные в федеральном законе № 193-ФЗ от 08.12.1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации» в настоящее время востребуют переоценки и разработки нового названия.
Анализ научных публикаций свидетельствует, что принципам не было уделено достаточного внимания, чтобы оценить их роль в формировании кооперативных отношений. По этой причине имеется целесообразность разработки темы принципов на основе которых в стратегическом плане будет развиваться кооперативное движение в сельском хозяйстве.
Научная новизна настоящего исследования заключается в анализе содержания принципов, на основе которых создаются и функционируют сельскохозяйственные кооперативы в современной России.
Цель исследования темы настоящей научной статьи — провести оценку принципов, изложенных в федеральном законе «О сельскохозяйственной кооперации» на предмет их соответствия государственной аграрной политики и нормам права, регулирующим современные аграрные отношения.
Задачи исследования — выявить полноту и качество правового регулирования кооперативных отношений в сельском хозяйстве на основе принципов сельскохозяйственной кооперации.
Теоретическая значимость настоящей работы обусловлена внесением в аграрно-правовую науку и экономическую науку новых знаний о содержании принципов сельскохозяйственной кооперации.
Практическая значимость материала настоящего исследования характеризуется возможностью применения в законодательстве, регулирующем кооперативные отношения и в практической деятельности сельскохозяйственных кооперативов.
Методы исследования темы: анализ; обобщение; юридической техники; социологический; гражданско-правовой.
Результаты
Сельскохозяйственные кооперативы в Российской Федерации в настоящее время создаются и функционируют на основе принципов, определённых федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации» №193 от 8 декабря 1995 г. (с изм. и доп.).
Проведём анализ содержания этих принципов с точки зрения полноты охвата существующих направлений кооперативных отношений и эффективности правового регулирования производственно-хозяйственной и иной социально-экономической деятельности сельскохозяйственных кооперативов.
Первый принцип – « добровольности членства в кооперативе», по сути, является базовым для формирования правоотношений в кооперативе с учётом того, что в производственном кооперативе работа для его членов, граждан Российской Федерации в возрасте 16 лет и старше является основой, а в потребительском кооперативе могут быть членами юридические лица, признающие устав данного кооператива, участвующие в его хозяйственной деятельности и являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство и являющиеся членами или работниками крестьянского (фермерского) хозяйства или иной сельскохозяйственной организации.
Второй принцип – «взаимопомощи и обеспечения экономической выгоды для членов кооператива, участвующих в его производственной и иной хозяйственной деятельности».
Для характеристики этого принципа приведем слова академика Никонова А.А «только кооперация обладает способностью объединить два начала: способность производителя, дающего ему свободу выбора, и крупные размеры производства, обладающие техническими и экономическими преимуществами, а также экономический вес на рынке» [6]. Члены кооператива объединяют вместе свои средства для того, чтобы способствовать улучшение своего социального и экономического благосостояния, полностью контролируют его деятельность и несут за нее полную ответственность, деля между собой радости успеха или горечь неудач[7].
Анализ реализации этого принципа свидетельствуют, что функционирование сельскохозяйственных кооперативов приносит членам кооператива экономические выгоды и социально-экономические блага, позволяющие обеспечивать их благосостояние и качество жизни в сельских территориях.
Третий принцип – «распределение прибыли и убытков кооператива между его членами с учетом их личного трудового участия или участия в хозяйственной деятельности кооператива».
Порядок распределения прибыли и убытков кооператива регламентируются статьями 36 и 37 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» от 8.12.1995 г. (с изм. и доп.).
Приведём основные положения кооперативного закона, касающиеся реализации этого принципа.
Прибыль кооператива, определяемая по бухгалтерскому балансу, распределяется следующим образом:
- на погашение просроченных долгов;
- в резервный фонд и предусмотренные уставом кооператива иные неделимые фонды;
- для осуществления в соответствии с законодательством обязательных платежей в бюджет;
- на выплату причитающихся по дополнительным паевым взносам членов и паевым взносам ассоциированных членов кооператива дивидендов, общая сумма которых не должна превышать 30 процентов от прибыли кооператива, подлежащей распределению и на премирование работников кооператива;
- на кооперативные выплаты.
Кооперативные выплаты между членами производственного кооператива распределяются пропорционально оплате их труда в кооперативе за год, между членами потребительского кооператива — пропорционально доле их участия в хозяйственной деятельности кооператива.
Кооперативные выплаты используются в следующем порядке:
- Не менее чем 70 процентов суммы кооперативных выплат направляется на пополнение приращенного пая члена кооператива;
- Остаток оперативных выплат выплачивается члену кооператива.
Средства, зачисленные на приращенные паи, используются на:
- Создание и расширение производственных и иных фондов кооператива;
- Погашение приращенных паев. Погашение приращенных паев осуществляется при наличии в кооперативе необходимых средств и при условии формирования соответствующих фондов, предусмотренных уставом кооператива. При этом в первую очередь погашается приращенные паи, сформированные в наиболее ранний период по отношению к году их погашения.
Убытки кооператива, определённые по бухгалтерскому балансу, распределяются между членами потребительского кооператива в соответствии с долей их участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива, между членами производственного кооператива в соответствии с размерами оплаты труда членов производственного кооператива.
В производственном кооперативе убытки покрываются в первую очередь за счёт резервного фонда, во вторую очередь за счёт уменьшения размеров приращенных паев или за счёт дополнительного внесения паев паевых взносов.
В потребительском кооперативе убытки покрываются в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона.
Порядок распределения прибыли и убытков кооператива должен быть утверждён на общем собрании членов кооператива в течение трех месяцев после окончания финансового года.
Четвертый принцип – «ограничения участия в хозяйственной деятельности кооператива лиц, не являющихся его членами. В статье 3, пункт 6 федерального закона «О хозяйственной кооперации» сказано, что не менее 50 процентов объема работ в производственном кооперативе должно выполняться его членами. Этот принцип означает, что для полноценной производственно-хозяйственной деятельности необходимо сохранять имеющиеся человеческий капитал кооператива или увеличить приём в кооператив новых членов, что иногда бывает проблематично.
Функционирование сельскохозяйственных кооперативов в настоящее время свидетельствует, что в отдельных кооперативах число членов по разным причинам уменьшается и остается меньше, чем 50 процентов. В этих условиях, чтобы сохранить набранные объёмы и темпы производственно-хозяйственной деятельности или избежать ликвидации кооператива правление и председатель вынуждены принимать на работу для участия в хозяйственной деятельности не членов кооператива, что противоречит принципу, определённому законом «О сельскохозяйственной кооперации» и влечёт нарушение кооперативного законодательства.
Очевидно, чтобы избежать такого явления необходимо с учётом реалий, существующих в настоящее время в сельских территориях с кадровым потенциалом и развитием членства в сельскохозяйственных кооперациях на законодательном уровне принять нормы
а) О снятии ограничений по численности работников, не являющихся членами кооператива, занимающихся производственно-хозяйственной деятельностью в кооперативе
б) Или исключить этот принцип из содержания федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации», дабы не вносить лишние проблемы в кадровые отношения кооператива.
Работники, не являющееся членом кооператива теряет право перехода в статус ассоциированного члена кооператива и иные преференции, имеющихся в кооперативе. Исходя из конкретной ситуации с кадрами кооператива может внести на общем собрании нормы в Устав кооператива о материальном стимулировании работников, не являющихся членами кооператива, дабы стимулировать их для вступления в кооператив.
Пятый принцип – «ограничения дивидендов по дополнительным паевым взносам членов и паевым взносам, ассоциированным членов кооператива».
Статья 35 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации». Имущество, находящееся в собственности кооператива за исключением имущества, составляющего неделимые фонды, делится в денежном выражении на паи его членов и ассоциированных членов кооператива в соответствии с уставом кооператива.
Размеры паевого фонда кооператива и обязательного паевого взноса устанавливаются на собрании членов кооператива. Обязательные паевые взносы в производственном кооперативе устанавливаются в равных размерах, в потребительском кооперативе — пропорционально предполагаемому объёму участия членов кооперативов в хозяйственной деятельности данного кооператива.
Члены кооператива могут вносить дополнительные паевые взносы, размер и условия внесения которых предусматриваются уставом кооператива. Отношения в части выплаты дивидендов по дополнительным паевым взносам членов и паевым взносам ассоциированных членов кооператива регулируются уставом данного кооператива.
Шестой принцип – «управление деятельностью кооператива на демократических началах (один член кооператива — один голос). В систему управления кооператива входит общее собрание членов кооператива, собрание уполномоченных, исполнительные органы — председатель кооператива, правление кооператива, исполнительный директор кооператива, наблюдательный совет кооператива (статья 26 ФЗ №193 от 8.12.1993 г.) действующие в соответствии с уставом данного кооператива. Все важнейшие вопросы деятельности кооператива решаются общим собранием членов кооператива, где при голосовании действует принцип (один член кооператива — один голос) тем самым на практике проявляется демократизация в кооперативных правоотношениях.
Принцип седьмой – «доступность информации о деятельности кооператива для всех его членов». В настоящее время в условиях информатизации общества и в соответствии со статьей 17 Федерального закона №264-ФЗ от 29.12.2006 г. «О развитие сельского хозяйства» действует и получает дальнейшее развитие система информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства. Участники этой системы являются и сельскохозяйственные кооперативы, которые с использованием информационных, цифровых и иных технологий обязаны, где обязательно, а где добровольно предоставить информацию о показателях производственно-хозяйственной и иной социально-экономической деятельности кооператива.
Заключение
Принципы, как ориентиры создания и функционирования сельскохозяйственных кооперативов в сельском хозяйстве современной России являются основой для развития кооперативного сектора в аграрной сфере формирование соответствующих отношений.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что в современной действительности содержание и практика реализации основных принципов создания и функционирования кооператива, установленных Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.1995 г. в отдельных случаях, не способствует качественному и экономически эффективному развитию сельскохозяйственных кооперативов.
В настоящей научной статье дана оценка и изложен комментарий к каждому принципу, где выявлены существующие проблемы, не способствующие устойчивому функционированию сельскохозяйственного кооператива.
Среди таких проблем вырисовывается кадровая, выражающаяся в ограничении участия в хозяйственной деятельности кооператива лиц, не являющихся его членами. Очевидно, что следование этому принципу в условиях, когда мало или нет желающих стать членами кооператива может привести к ликвидации кооператива, что в целом грозит существованию такой формы хозяйствования как сельскохозяйственный производственный кооператив. Требует юридического решения и дальнейшее существование института ассоциированного членства в сельскохозяйственном кооперативе, поскольку в этом вопросе существуют очевидные проблемы, вносящие негативные аспекты в отношения внутри кооператива.
Со времени принятия Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» прошло 28 лет. За эти годы получили юридическое оформление другие организационно-правовые формы хозяйствования, были приняты федеральные законы и иные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в аграрном секторе экономики. Был принят Федеральный Закон «О развитии сельского хозяйства» установивший цели, принципы, основные направления государственной аграрной политики. К сельскохозяйственным товаропроизводителям в статье 3 этого федерального закона были отнесены производственные и потребительские сельскохозяйственные кооперативы. По сути дела, федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» сегодня является базовым интегрированным правовым документом и почти все статьи этого закона, так или иначе, касаются функционирования и развития сельскохозяйственных кооперативов с учётом новых факторов, определяющих позитивное развитие аграрной экономики. Фактическое состояние сельскохозяйственной кооперации свидетельствует, что не во всех субъектах Российской Федерации сельскохозяйственные производственные кооперативы занимают устойчивое положение в производстве сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия так как эту нишу заполняют иные формы хозяйствования, коллективные или индивидуальные.
В тоже время следует отметить значительные рост в отдельных регионах сельскохозяйственных потребительских кооперативов. По данным Росстата, опубликованным в Информационном бюллетене МСХ РФ по состоянию на 01.10. 2021 года в России насчитывалось 6368 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, из которых 1690 – перерабатывающие, 837 – сбытовые. Деятельность потребительских кооперативов позволяет трудоустроить многих сельских жителей и вовлечь в кооперативные отношения значительное количество людей. Сложившаяся ситуация с развитием сельскохозяйственных кооперативов в отдельных субъектах Российской Федерации, например, в Свердловской области, явно тяготит к государственной поддержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов и в связи с этим обстоятельством налицо проявляются проблемы ревизии основных принципов создания и развития сельскохозяйственных кооперативов с учетом их реального вклада в социально-экономический уклад в сельских территориях.
Библиографические источники:
- Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» №264-ФЗ от 29.12.2006 г./СЗ РФ 2007 №1 (ЧI) ст.27.
- Федеральный закон №193-ФЗ от 8.12.1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации» /СЗ РФ 1995 № 50 ст.4870.
- Информационный Бюллетень МСХ РФ 2021, №12. – 16 с.
- Никонов А.А. Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика в России (XVII-XX) / М. Энциклопедия российских деревень, 1995 — 135 с.
- Новейший словарь иностранных слов и выражений / Минск: Харвест, Москва ООО «Издательство АСТ», 2001 г. – 658 с.
- Ожегов С.Н., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Москва АЗГ 1996. – 585 с.
- Основы права. Учебник для неюридических вузов и факультетов (под ред. д.ю.н. профессора В.Б. Исакова) / Москва, Норма Инфра-М, 2015 — 54 с..
- Формы кооперативного движения в условиях рыночных реформ (Г.В. Гутман, О.Б. Дигилина, Н.И. Чукан, В.П. Сатько, В.В. Калмыков) Монография/ Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» Москва.2003 – 196 с.
Информация об авторах:
Воронина Яна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории Уральский государственный аграрный университет;
Воронин Борис Александрович, доктор юридических наук, профессор, директор научно-исследовательского института аграрно-экологических проблем и управления сельским хозяйством, Уральский государственный аграрный университет;
Яркова Татьяна Михайловна, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры организации аграрного производства Пермского государственного аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, профессор кафедры экономики и менеджмента Пермского филиала РАНХиГС;
Тронина Марина Вадимовна, магистрант Пермского государственного аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова.
Information about the authors:
Voronina Yana Viktorovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Economic Theory, Ural State Agrarian University, Yekaterinburg,
Voronin Boris Aleksandrovich, Doctor of Law, Professor, Director of the Research Institute of Agrarian and Environmental Problems and Agricultural Management, Ural State Agrarian University, Yekaterinburg, ul.
Yarkova Tatiana Mikhailovna, Doctor of Economics, Docent, Professor of the Department of Agricultural Production Organization of the Perm State Agrarian and Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov, Professor of the Department of Economics and Management of the Perm branch of the RANEPA;
Tronina Marina Vadimovna, Master’s student of Perm State Agrarian and Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov.