
Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации рассматривает продовольственную безопасность как одно из главных направлений обеспечения национальной безопасности в долгосрочном периоде, фактором сохранения её государственности и суверенитета. Обеспечение продовольственной безопасности населения страны – проблема комплексная, поскольку объединяет устойчивое развитие сельского хозяйства, как ядра агропромышленного комплекса в системе аграрной экономики, а также нацелена на решение проблем экономической доступности продовольствия и физической доступности продовольствия. В статье проведен комплексный анализ правого обеспечения реализации Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации как актуального направления социально-экономической политики современного государства, выявлено качество и полнота правового регулирования отношений в области обеспечения продовольственной безопасности страны.
Ключевые слова: продовольственная безопасность; продовольственная независимость; стратегические задачи; государственная аграрная политика.
Ensuring food security is a strategic task of the state agrarian policy
Annotation. The Doctrine of Food Security of the Russian Federation considers food security as one of the main directions of ensuring national security in the long term, a factor in preserving its statehood and sovereignty. Ensuring the food security of the country’s population is a complex problem, since it unites the sustainable development of agriculture as the core of the agro–industrial complex in the system of the agrarian economy, and also aims to solve the problems of economic accessibility of food and physical accessibility of food. The article provides a comprehensive analysis of the legal support for the implementation of the Food Security Doctrine of the Russian Federation as an actual direction of the socio-economic policy of the modern state, reveals the quality and completeness of legal regulation of relations in the field of food security of the country.
Keywords: food security; food independence; strategic objectives; state agrarian policy.
Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утверждённая Указом Президента №20 от 21 января 2020 года [1] даёт понятие продовольственной безопасности, как «…состояние социально-экономического развития страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевой продукции, соответствующей обязательным требованиям, в объёмах не меньше рациональных норм потребления пищевой продукции, необходимой для активного и здорового образа жизни».
В этом документе продовольственная безопасность рассматривается как одно из главных направлений обеспечения национальной безопасности в долгосрочном периоде, фактором сохранения её государственности и суверенитета. Подтверждение этому можно найти в содержании Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденный Указом Президента № 400 от 02.07.2021 года [3].
Продовольственные товары – это особый вид товаров, представляющих основу жизнеобеспечения населения, так как являются первейшей жизненной необходимостью человека. Это обстоятельство обуславливает развитие сельского хозяйства как сферы по производству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Поэтому в системе экономики любого государства особое место занимает аграрная экономика, развивающаяся в рамках государственной аграрной политики. Каждое государство выстраивает свою аграрную политику исходя из комплекса факторов, связанных с существованием государства и общественных отношений в стране. Важным направлением аграрной политики является обеспечение продовольственной безопасности, в основе которой лежит устойчивое и экономически эффективное функционирование отечественного сельского хозяйства и организаций агропромышленного комплекса, а также экономическая и физическая доступность продовольствия для граждан страны.
Федеральный закон №264-ФЗ от 29.12.06 г. «О развитии сельского хозяйства», [2] даёт понятие государственной аграрной политики, которое содержат следующие определение: «…государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий». Под устойчивым развитием сельских территорий понимается их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объёма производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель.
Правовое обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации в современных условиях впервые было предусмотрено Доктриной продовольственной безопасности, одобренной Межведомственной комиссией по экономической безопасности Совета Безопасности Российской Федерации в 1998 году. 30 января 2010 года указом Президента Российской Федерации №120 [3] была утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, направленная на надёжное обеспечение населения страны продуктами питания развитие отечественного агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, оперативное реагирование на внутренние и внешние угрозы стабильности продовольственного рынка, эффективное участие в международном сотрудничестве в сфере продовольственной безопасности.
В настоящее время в нашей стране действует Доктрина продовольственной безопасности, утвержденная указом Президента Российской Федерации №20 по 21 января 2020 года. Она является документом стратегического планирования, в котором отражены официальные взгляды на цели, задачи и основные направления государственной социально-экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации. Отрадно, что в обозначенной Доктрине акцент делается на развитие отечественного сельского хозяйства и рыбхозяйственного комплекса, поскольку от результативности этих экономических направлений зависит наполнение продовольственного рынка в необходимых объёмах и номенклатуре, качественными и безопасными продуктовыми товарами из сырья растительного и животного происхождения.
Экономическая доступность произведённых продовольственных продуктов обеспечивается наличием покупательской способности населения страны, источниками которой является заработная плата и иные источники, не запрещённые российским законодательством. Что касается физической доступности продовольствия, то, в настоящее время, функционируют практически все виды торговых объектов по продаже продовольственных товаров, а также осуществляется реализуется в организациях общественного питания, что в совокупности также оказывает позитивное воздействие на продовольственную безопасность.
Несмотря на экономические санкции недружественных стран в Российской Федерации увеличиваются объёмы продовольствия, производимого отечественными товаропроизводителями с минимальным использованием импортного сырья. Вместе с тем, следует учитывать, что сельское хозяйство в комплексе с иными организациями отечественного агропромышленного комплекса, равно как и системой рыбохозяйственного комплекса, могут испытывать риски и угрозы для своей деятельности, которые оказывают негативное влияние на выполнение показателей Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации.
Российское сельское хозяйство на протяжении многих веков зависимо от природно-климатических условий и по этой причине всегда существовали риски и угрозы в сфере сельскохозяйственной деятельности. За последние годы заметное влияние на развитие сельского хозяйства оказывают климатические изменения, в результате которых происходят засухи, наводнения и другие природные катаклизмы, негативно отражающиеся на функционирование аграрного производства. Они привели к гибели зерновых, зернобобовых, овощных, кормовых, плодово-ягодных и других сельскохозяйственных культур на больших площадях сельскохозяйственных угодий, а также к деградации угодий, гибели сельскохозяйственных животных и птиц, выращиваемых в сельскохозяйственных организациях и личных подсобных хозяйствах населения. Природные катаклизмы обострили ветеринарные и фитосанитарные риски в сельскохозяйственном производстве. В чрезвычайных ситуациях появились новые заболевания сельскохозяйственных животных и птиц возросло число вредителей сельскохозяйственных растений (саранча и другие виды). В условиях катастроф, вызванных чрезвычайными природными ситуациями, при ослаблении ветеринарного контроля и надзора может произойти неконтролируемый забой скота и птицы, что является санитарно-эпидемиологической угрозой для здоровья населения.
Наряду с негативными природными явлениями на развитие отечественного сельского хозяйства за последние годы стали оказывать заболевания сельскохозяйственных животных и птиц, пчёл, аквакультуры. Многие фермерские и личные подсобные хозяйства в результате заболеваемости от АЧС (африканская чума свиней) вынужденно ликвидируют поголовье свиней. Несмотря на применяемые специалистами ветеринарного надзора меры заболевания крупного рогатого скота (лейкоз, бруцеллёз и другие инфекции) продолжают распространятся.
Диалектика существования высокоэффективного сельскохозяйственного производства, обеспечивающего в необходимых объёмах сельскохозяйственной продукцией и продовольствием нужды государства такова, что решение этой задачи связано с повышением плодородия почв, прежде всего, на землях сельскохозяйственного назначения. Оно обеспечивается внесением органических и химических удобрений, регламент применения которых устанавливается агрохимическими службами. Это приводит к тому, что применение в аграрном производстве (растениеводстве и животноводстве) синтетических химических препаратов (удобрения, стимулятора роста, гербициды и пестициды, вакцины, антибиотики и иные препараты) через сельскохозяйственную продукцию наносить вред здоровью граждан.
Продукты питания являются определяющим фактором в обеспечении жизнедеятельности человека. Важное значение для здоровья человека имеют качественные и безопасные пищевые продукты. Правовое регулирование производства качественной и безопасной пищевой продукции основывается на нормах Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» [5] Федерального закона № 184-ФЗ от 27.12.2002 года «О техническом регулировании» [6], в соответствии с которым, в рамках Таможенного союза и Европейской экономической комиссии, разрабатываются Технические регламенты, устанавливающие требования к безопасности основных пищевых продуктов, среди которых можно отметить: « О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), «О безопасности молока и молочной продукции»(ТР ТС 033/2013), «О безопасности мяса и мясной продукции»(ТС ТР 034/2013), «О безопасности зерна» (ТР ТС 015/2011), «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического, лечебного и диетического» (ТР ТС 027/2012), ТР ТС 024/201 «На масложировую продукцию, ТР ТС 023/2011 «На соковую продукцию из фруктов и овощей», ТР ТС-022-2011 «Пищевая продукция в части маркировки», технический регламент Европейского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» №16 от 18.10.2016 г. и другие, ряд которых находятся в стадии разработки [7]. В Российской Федерации в настоящее время действуют законодательные и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие отношения в области качества и безопасности продовольственных товаров.
В комплексе задач, направленных на обеспечение качества и безопасности пищевой продукции, выделяются, в первую очередь, экологизация аграрного производства и его переход на органическое земледелие, получение животноводческой продукции органического сельского хозяйства.
Организация агропромышленного производства на принципах «зелёной» экономики, кроме решения экологических проблем, напрямую оказывает положительное влияние на качество и безопасность сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, поскольку будет минимизировано применение синтетических химикатов и негативное воздействие отходов агропромышленного производства на безопасности сельскохозяйственной продукции. В условиях конкуренции присущей рыночной экономике важное значение приобретают качественные характеристики местной агропродукции. Главным показателем в этом вопросе рассматривается доля пищевой продукции ненадлежащего качества или опасной для жизни в объёме продукции, поступившей на внутриобластной продовольственный рынок.
Качество пищевой продукции, как правило, оценивается в показателях калорийности и потребления белков, жиров, углеводов, витаминов, макро и микроэлементов, соответствия производства продукции требованиям технических регламентов, технических условий и стандартов.
Безопасность пищевых продуктов и иных продуктов, потребляемых населением оценивается в разрезе химического и биологического воздействия на продукты питания. К сожалению, в процессе сельскохозяйственного производства при несоблюдении или нарушениях требований к применению химикатов происходит загрязнение сельскохозяйственного сырья, которое после переработки переходит в категорию пищевого продукта.
В сельском хозяйстве по-прежнему применяются синтетические химические препараты в растениеводстве для борьбы с вредными насекомыми и сорняками, а также в качестве стимуляторов роста (пестициды, гербициды, фумиганты и др.). Многие из химикатов, применяемых для вышеизложенных целей, очень токсичны, общее название применяемых ядохимикатов имеет название ксенобиотики (чужие для жизни).
В животноводстве применяются ветеринарные препараты, антибиотики и стимуляторы, также синтетического химического производства. В результате их применения выявляется остаточное количество антибиотиков и иных препаратов в мясе, молоке и мясомолочной продукции. Употребление в пищу такой продукции снижает устойчивость организма человека заболеваемости, а также может вызвать аллергии, грибковые инфекции и иные негативные воздействия на здоровье человека.
В сельскохозяйственном производстве образуются опасные отходы животноводства (навоз, помёт, иловые осадки сточных вод и другие), которые при несоблюдении экологических и санитарных норм и правил хранения, утилизации, и использования в не обеззараженном виде в качестве органического удобрения загрязняют почвы, водные источники, атмосферный воздух, что отражается на безопасности сельскохозяйственного сырья, используемого для производства продовольствия.
Контрольно-надзорную деятельность за качеством и безопасностью сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, (Россельхознадзор) которая является специально уполномоченным органом государственной власти, находящимся в структуре Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
В субъектах Российской Федерации существуют структурные подразделения Россельхознадзора, например, Управление Россельхознадзора по Свердловской области. Специалисты этой структуры функционально проводят контрольно-надзорные мероприятия по обеспечению качества и безопасности сельскохозяйственной продукции, производимой на территории Свердловской области и завозимой из других регионов Российской Федерации и из-за рубежа.
Правовое регулирование отношений в этой сфере осуществляется федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, дифференцированно регламентирующими отдельные направления в области качества и безопасности сельскохозяйственного сырья растительного и животного происхождения.
Вместе с тем, имеются федеральные законы, которые унифицировано регулируют вышеуказанные отношения. Среди таких законодательных актов выделим федеральные законы: «О ветеринарии» [8], «О карантине растений» [9], «О государственном контроле за рациональным использованием зерна и продуктов его переработки» [10], «Об охране окружающей среды» [11], Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [12] и др.
Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации для оценки и обеспечения продовольственной безопасности в качестве индикаторов использует пороговое значения в отношении основных видов продукции отечественного производства.
Показатели отражают необходимый процент объёма производимой сельскохозяйственной продукции. Однако специалисты в области питания считают, что необходим иной подход к оценке качественного и полноценного питания, что должно рассматриваться в общих показателях продовольственной безопасности. Приведём информацию на эту тему, изложенную в Российской газете он 27 сентября 2023 года [13].
Таблица.1

*Российская газета от 27.09.20237.
Такой подход к оценке состояния продовольственной безопасности востребует новых взглядов на проведение государственной аграрной политики, именно в части содержания Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации.
Заключение
При всей совокупности направлений, обеспечивающих реализацию Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, всё-таки, главным является производство продовольствия из сырья растительного и животного происхождения в процессе производственно-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц в сельском хозяйстве, а также обеспеченность населения рыбой и другими видами водных биологических ресурсов.
Для успешного решения задач, установленных Доктриной определяющее значение имеет состояние сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса. 21 декабря 2022 года в Российской газете опубликованы Основные итоги сельскохозяйственной микропереписи 2021 года[14].
По данным Росстата, за период с 2016 года по 2021 число сельскохозяйственных организаций снизилось на 14%- с 36 тысяч до 31,1 тысячи крестьянских (фермерских) хозяйств с 174,8 тыс. 118,3 тысячи и личных подсобных хозяйств (ЛПХ) с 23,5 млн до 16,2 млн.
Причины такого положения, в первую очередь- старения и убыль сельского населения, что отражается на кадровом потенциале сельскохозяйственных товаропроизводителей и стратегическом плане может оказывать влияние на обеспечение продовольственной безопасности.
Список используемой литературы
- Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации №20-ФЗ от 21.01.2020 г. /СЗ РФ 2020, №4, ст.345.
- Федеральный закон №264-ФЗ от 29.12.2006 г. «О развитии сельского хозяйства» /СЗ РФ 2007, №1 (ЧI), ст.27.
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации утв. Указом Президента Российской Федерации №400 от 02.07.2021 г./Консультант Плюс.
- Указ Президента Российской Федерации №120 от 31.01.2010 утв. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации/СЗ РФ 2010, №5 ст.502.
- Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» №29-ФЗ от 02.01.2000/СЗ РФ 2000, №2, ст.150.
- Федеральный закон «О техническом регулировании» №184-ФЗ от 27.12.2002 г./СЗ РФ 2002, №52(ЧI), ст.5140.
- Содержание перечисленных технических регламентов возможно найти в системе «Консультант Плюс».
- Закон Российской Федерации «О ветеринарии» №4979-1 от 14.05.1993 /Ведомости СНД и ВС РФ 1993, №24 ст.857.
- Федеральный закон №243-ФЗ от 13.07.2015 «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О ветеринарии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации /СЗ РФ 2015, № , ст. .
- Федеральный закон «О карантине растений»» №206-ФЗ от 14.07.2014 /СЗ РФ 2014, №30, ст.4256.
- Федеральный закон №183-ФЗ от 05.12.1998г. «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки» /Система «Гарант».
- Федеральный закон №7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» /СЗ РФ №2, 2002, ст.133.
- Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях» Федеральный закон №195-ФЗ от 30.12.2001 г./СЗ РФ, 2002, №1(ЧI), ст.1.
- Российская газета от 27 сентября 2023 стр.9.
- Основные итоги сельскохозяйственной микропереписи 2021 года/Российская газета №288, 21 декабря 2022 г.
- Черданцев В.П. Проблемы при обеспечении экономической безопасности России // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». – № 2/2023 Ссылка: https://e-integral.ru/rubriki/ekonomicheskie-nauki/integral-2-2023-5
- Бухтиярова Т.И., Черданцев В.П., Демьянов Д.Г., Немыкина Ю.С Эффективность мер продовольственной безопасности для населения Пермского края // Материалы Международной конференции по политике и экономическим мерам для развития сельского хозяйства (AgroDevEco 2020) Воронеж, 25-26 мая 2020 — с. 159-163
- Черданцев В.П. Государственная поддержка сельского хозяйства как фактор развития отрасли // Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер» 17 января 2021, ссылка: http://inter-legal.ru/gosudarstvennaya-podderzhka-selskogo-hozyajstva-kak-faktor-razvitiya-otrasli
Информация об авторах:
Воронин Борис Александрович, доктор юридических наук, профессор, директор научно-исследовательского института аграрно-экологических проблем и управления сельским хозяйством, Уральский государственный аграрный университет,
Воронина Яна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории Уральский государственный аграрный университет
Яркова Татьяна Михайловна, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и организации аграрного производства Пермского государственного аграрно-технологического университета имени академика Д.Н. Прянишникова
Мухачев Александр Николаевич, магистрант Пермского государственного аграрно-технологического университета имени академика Д.Н. Прянишникова
Information about the authors:
Boris Voronin, Doctor of Law, Professor, Director of the Research Institute of Agrarian and Environmental Problems and Agricultural Management, Ural State Agrarian University,
Voronina Yana Viktorovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Economic Theory, Ural State Agrarian University
Yarkova Tatiana Mikhailovna, Doctor of Economics, Professor of the Department of Economics and Organization of Agricultural Production of the Perm State Agrarian and Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov
Mukhachev Alexander Nikolaevich, Master’s student of Perm State Agrarian and Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov