Государственная поддержка развития малого и среднего предпринимательства необходима для обеспечения эффективности функционирования малых форм хозяйствования. При этом результативность реализации государственных и муниципальных программ для развития этого сектора экономики не всегда оценивается положительно. Для повышения эффективности малого и среднего бизнеса на региональном уровне необходимо своевременно выявлять существующие проблемы и вносить коррективы в государственные и муниципальные программы развития предпринимательства.
Ключевые слова: государственные программы, муниципальные программы, малое и среднее предпринимательство, эффективность государственных программ, Пермский край.
ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF STATE AND MUNICIPAL PROGRAMS IN THE FIELD OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES AT THE REGIONAL LEVEL
Annotation. State support for the development of small and medium-sized businesses is necessary to ensure the effective functioning of small business forms. At the same time, the effectiveness of the implementation of state and municipal programs for the development of this sector of the economy is not always evaluated positively. To improve the efficiency of small and medium-sized businesses at the regional level, it is necessary to identify existing problems in a timely manner and make adjustments to state and municipal entrepreneurship development programs.
Keywords: state programs, municipal programs, small and medium-sized entrepreneurship, effectiveness of state programs, Perm region.
В условиях повышенной конкуренции в сфере малого и среднего бизнеса, ограничения деятельности в условиях пандемии COVID -19 возникает необходимость оценки эффективности государственных и муниципальных программ для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Оценка эффективности реализации государственных и муниципальных программ в сфере малого и среднего предпринимательства на региональном уровне основана на определённых принципах: иерархичности, интеграции, целенаправленности, формализации, сочетания централизации и децентрализации (таблица 1).
Таблица 1 — Принципы оценки эффективности реализации государственных и муниципальных программ в сфере малого и среднего бизнеса [5]
Принцип | Краткая характеристика |
Иерархичности | Требует изучения оценки эффективности государственной поддержки субъектов малого предпринимательства на макро-, мезо- и микроуровне. Различные иерархические уровни в рамках оценки и анализа представляют собой федеральный, региональный и муниципальный, в рамках которых реализуется государственная поддержка МСП. |
Итеграции | Заключается во взаимодействии между элементами различных уровней господдержки субъектов малого предпринимательства. |
Целенаправленности | Требует выбора цели и её четкая формулировки. |
Формализации | Необходимо учитывать при определении методов, подходов, оценок, получении количественных характеристик. |
Сочетание централизации и децентрализации | Основной институт управления осуществляется на федеральном уровне, однако, далее он децентрализируется на региональный и местный уровень и позволяет по многоступенчатой системе организации получить субъектам малого предпринимательства государственную поддержку. |
Для оценки эффективности государственных и муниципальных программ в сфере малого и среднего предпринимательства используется методика С.Г. Тяглова. В основе методики лежит метод экспертных оценок и метод постоянных соотношений, объединенный в рейтинговую бальную оценку (таблица 2).
Таблица 2 — Методика оценки эффективности государственных и муниципальных программ в сфере малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании [7]
Мотивированное суждение результатов оценки следующее [7]:
3,5 — 5 баллов. Уровень эффективности политики государственной поддержки малого и среднего предпринимательства отличный, изменений не требуется.
— 1,75 — 3,49 балла. Уровень эффективности политики государственной поддержки малого и среднего предпринимательства хороший. Требуется дополнительный контроль в части реализации программ.
0 — 1,74 балла. Уровень эффективности политики государственной поддержки малого и среднего предпринимательства удовлетворительный. Требуются корректирующие меры и дополнительная поддержка.
— менее 0 баллов. Уровень эффективности политики государственной поддержки малого и среднего предпринимательства катастрофический, требуется новая целевая программа по предотвращению кризисных явлений.
Результаты оценки уровня развития малого и среднего предпринимательства в Пермском крае по методике С.Г. Тяглова показывают, что за 2018 г. и 2019 г. уровень эффективности политики государственной поддержки малого и среднего предпринимательства хороший (3,2 и 1,8 баллов соответственно), а в 2020 г. — уровень удовлетворительный (0,1 балла), таблица 3. Поэтому требуются корректирующие меры и дополнительная поддержка.
Таблица 3 — Оценка уровня развития малого и среднего предпринимательства в г. Пермь (по методике С.Г. Тяглова) [7]
В Пермском крае ежегодно формируется доклад уполномоченного по защите прав предпринимателей. На основании данных отчета только менее 2 % руководителей (владельцев) субъектов малого и среднего предпринимательства отметили рост эффективности деятельности организации, 56,7 % респондентов отметили снижение эффективности деятельности, а 23,9 % оценили положение своей организации как кризисное (в 2019 году такой ответ был у 10 % респондентов), рисунок 1.
Рисунок 1 — Оценка экономического положения малых и средних предприятий в 2020 году [новоселов]
Основными проблемами, с которыми сталкиваются руководители малых и средних предприятий при участии в государственных и муниципальных программах поддержки их бизнеса – это снижение спроса на свою продукцию (29% респондентов), отсутствие средства на выплату заработной платы (17%), неплатежи со стороны контрагентов (14%), отсутствие средств на оплату аренды (11%) и другое (рисунок 2).
Рисунок 2 — Оценка экономического положения субъектов малого и среднего предпринимательства, 2020 г. [6]
Следовательно, достаточно большой удельный вес составляют причины, связанные с отсутствием финансовых средств на оплату налогов и арендных платежей. Поэтому предоставление бесплатной аренды (в объектах муниципальной собственности) является одним из возможных направлений поддержки малого и среднего предпринимательства, а льготное налогообложение (например, в промышленных и сельскохозяйственных кластерах) будет дополнительным мотивирующим фактором для развития.
В свою очередь льготное (беспроцентное) кредитование для обеспечения выплаты заработной платы сотрудникам позволит уменьшить негативный тренд снижения численности сотрудников, работающих в субъектов малого и среднего предпринимательства.
Почти треть руководителей (владельцев) субъектов малого и среднего предпринимательства (28%) в 2020 году не обращались за помощью к государственным структурам поддержки предпринимательства, что косвенно указывает на слабую информационную поддержку и административные барьеры (большое количество необходимых документов, требуемых для оказания поддержки, длительные сроки получения поддержки, неясность порядка и условий получения поддержки), рисунок 3.
Рисунок 3 — Оценка мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Пермском крае в 2020 г. [6]
Также следует выделить низкий удельный вес значимости такой меры поддержки как развитие бизнес-инкубаторов (4%) и, наоборот, приоритетность для субъектов малого и среднего предпринимательства — льготного кредитования и финансовой поддержки за счет реализации программ микрофинансовой компании предпринимательского финансирования (18% респондентов).
Оценка действий региональных и муниципальных властей по поддержке бизнеса в условиях пандемии COVID -19 показала, что положительно оценили работу 47 % респондентов и 29 % оценили их как резко отрицательно (рисунок 4).
Действия региональных властей по поддержке малого и среднего предпринимательства в период пандемии COVID -19
Рисунок 4 — Оценка действий региональных властей по поддержке малого и среднего предпринимательства в Пермском крае в 2020 г. [6]
Таким образом, оценка эффективности государственных и муниципальных программ в сфере малого и среднего предпринимательства в Пермском крае показала, что в настоящий момент отмечается стагнация динамики развития сегмента, требуются дополнительный контроль и корректирующие меры.
В качестве таких мероприятий возможны следующие предложения.
1. Реализация совместных программ в рамках инициативного бюджетирования, предусматривающий приоритетный выбор субъекта малого и среднего предпринимательства, расположенного на территории муниципалитета.
2 Предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства и самозанятым рабочих мест в частных коворкинг- центрах. Работа в коворкинг — центрах позволит снизить непрофильные финансовые и временные затраты предпринимателей. Перспективным представляется не только организация работы в коворкинг- центрах, но и организация бесплатных семинаров и тренингов для самозанятых и представителей субъектов малого и среднего предпринимательства. В свою очередь для компенсации затрат частных коворкинг- центров (которые, в свою очередь в большинстве сами относятся к субъектам МСП) предлагается снизить арендную плату. Для этого возможно ввести льготный вычет для арендодателя, предусматривающий снижение суммы налога для собственников на размер снижения арендной платы для частных коворкинг- центров.
Библиографический список:
1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Пермском крае: Закон Пермского края от 26.02.2009 № 392-ПК (ред.13.12.2019) — Доступ из интернет-портала правовой информации «ПравоРу». — Режим доступа: pravo.gov.ru.
2. О внесении изменений в отдельные законы ПК в сфере налогообложения от 26 ноября 2020 года: Закон Пермского края от 26.112020 № 598 ПК — Доступ из интернет-портала правовой информации «ПравоРу». — Режим доступа: pravo.gov.ru.
3. О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций: Постановление Правительства Пермского края от 02.12.2020 № 917-п— Доступ из интернет-портала правовой информации «ПравоРу» — Режим доступа: pravo.gov.ru.
4. Об утверждении муниципальной программы «Экономическое развитие города Перми»: Постановление администрации города Перми от 18 октября 2018 года N 757(ред.14.12.2021) — Доступ из интернет-портала правовой информации «ПравоРу». — Режим доступа: pravo.gov.ru..
5. Давыдова Л.В. Малое предпринимательство в реформируемой экономике: роль и значение / Л.В. Давыдова, Л.А. Будовская // Финансы и кредит. — 2020. — №13 (253). – С.23 — 28
6. Новоселов П. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае. Ежегодный доклад за 2020 год. – Пермь, 2021.
7. Тяглов С.Г. Методический инструментарий интегральной оценки состояния малого бизнеса в регионах России/ С.Г. Тяглов // Региональная экономика: теория и практика. — 2018. — Т. 16, № 5. -С. 928.
Информация об авторе:
Свечникова Татьяна Михайловна, старший преподаватель кафедры менеджмента, ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова»
Information about the author:
Svechnikovа Tatyana Mikhailovna, Senior Lecturer of the Department of Management, Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov.