Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Патентная стратегия Франции

В статье рассматривается опыт Республики Франции в создании и реализации патентной стратегии через анализ деятельности Французского национального патентного института промышленной собственности (INPI), определившим одним из ключевых направлений своего развития сферу цифровизации интеллектуальной собственности для формирования предложений в создании национальной патентной стратегии Российской Федерации.

Ключевые слова: бренд, бизнес-менеджер, инновационный рост, коучинг, патентная стратегия, полезная модель, промышленный образец, промышленная собственность, стартап, цифровизация, электронное окно.

 

France patent strategy

Abstract: The article examines the experience of the Republic of France in the creation and implementation of a patent strategy through the analysis of the activities of the French National Patent Institute for Industrial Property (INPI), which has identified one of the key directions of its development in the field of digitalization of intellectual property for the formation of proposals in the creation of a national patent strategy of the Russian Federation.

Key words: brand, business manager, innovative growth, coaching, patent strategy, utility model, industrial design, industrial property, start-up, digitalization, electronic window.

 

Инновационная стратегия эффективно позволяет любому бизнесу увеличить оборот, чтобы увеличить долю рынка, получить реальные конкурентоспособные преимущества позиционировать себя как лидер. На национальном уровне инновации — это рычаг для роста промышленности и экономики, повышения конкурентоспособности, создание экономической привлекательности для инвесторов, повышение экспортного потенциала, создание рабочих мест. Включение в экономический оборот результатов интеллектуальной деятельности, увеличение высокотехнологичного производства в экономику [1, 2, 3, 4, 5] является одним из важных направлений развития Российской Федерации. В процессе формирования национальной патентной стратегии Российской Федерации чрезвычайно важно учесть положительный и отрицательный опыт стран, имеющих патентную стратегию на протяжении уже довольно длительного времени. Примерные рекомендации по формированию патентных стратегий для развивающихся стран рекомендованы Всемирной организацией интеллектуальной собственности уже около десяти лет назад [9, 10, 11, 12, 13]. Вопросы разработки патентной стратегии в Российской Федерации рассматриваются в отечественной литературе в течение длительного времени [6, 7, 8].

Сегодня патентные стратегии разработаны и реализуются в ряде промышленно развитых стран, среди них заметное место занимает Франция, со своими, в ряде случаев достаточно своеобразными, подходами к охране промышленной собственности. Настоящий обзор посвящен опыту Французского патентного ведомства в формировании и реализации патентной стратегии.

Существенную роль в индустриальном развитии Франции играет Французского патентного ведомства — Национального института промышленной собственности (INPI — Institut National de la Propriete Industrielle) [18]. INPI является самофинансируемым государственным учреждением, находящимся в ведении Министерства экономики и финансов Франции. INPI активно участвует в разработке и осуществлении государственной политики в области интеллектуальной собственности, поддержки инноваций и конкурентоспособности предприятий и борьбы с контрафактной продукцией. Офис INPI расположен в ближнем пригороде Парижа Курбевуа (Courbevoie).

Основным направлением деятельности INPI является регистрация объектов промышленной собственности, выдача патентов и регистрационных удостоверений на них: изобретения, товарные знаки, промышленные образцы, конверты Soleau (специфическая защита, принятая во Франции) и другие; ведение реестра торговых и производственный компаний (RNCS — торговый и корпоративный регистр); постоянная поддержка изобретателей и предпринимателей в творчестве, формировании и оптимизации их инновационных стратегий, в том числе через различные программы обучения, а также предоставление специализированных услуг; предоставление ресурсов полной юридической и технической документации, доступ к базам данных патентов, товарных знаков, промышленных образцов; активное участие в развитие права интеллектуальной собственности и представительства Франции в мировом и европейском сообществе и гармонизация законодательства. Кроме этого, INPI ведет интенсивную работу в интересах экономического развития путем информирования предпринимателей по вопросам перспективных направлений инновационной деятельности, оценке инноваций и проблем их практического использования. INPI поддерживает всех новаторов, чтобы они реализовали свои проекты в конкретные достижения, имеющие спрос на рынке, обеспечивая коммерциализацию разработок. Хранитель всех прав промышленной собственности, депонированных во Франции и данных Национального торгового и корпоративного регистра, INPI распространяет более 53 миллионов открытых, свободных данных в год [17].

INPI работает для повышения конкурентоспособности, увеличения потенциала инноваций компаний, преобразование конкурентных преимуществ в устойчивое развитие и рост капитализации. INPI действует совместно с другими государственными органами, для поддержки экономики инновационного развития. В более широком смысле, речь идет о поддержании истинной культуры инноваций и технического творчества во Франции — колыбели творчества и замечательных изобретений.

INPI также активно участвует в разработке и осуществлении государственной политики в области борьбы с контрафактной продукцией. Основное внимание в этой области занимает контрафактная продукция в косметической и парфюмерной промышленности, виноделии и индустрии высокой моды. Это отрасли с высочайшим уровнем развития во Франции, подделка продукции которых весьма распространена во всем мире. Сумма годовых убытков Франции в секторе вина и спиртных напитков в 2016 году составила 9,4 миллиардов евро. Потеряно 69600 рабочих мест. Количество выявленных случаев контрафакта составило 255 в 2014 году, 356 – в 2017 году[22].

В отраслевом аспекте в числе лидеров по изобретательской активности находятся группа PSA (Пежо Ситроен Автомобили) и группа Valeo (производство автокомпонентов), которые ежегодно держатся выше отметки в 1000 заявок [23, 24, 25]. В 1935 году во Франции был принят ряд законов, регламентирующих винодельческую промышленность и обобщенных в кодексной системе контролируемых наименований по происхождению. Таким образом, Франция впервые в мире предприняла шаги в области права интеллектуальной собственности виноделов, а именно, закрепив за производителями определённого винодельческого региона право на данное наименование [23]. Акцент деятельности патентного ведомства также направлен на сектор услуг, которые составляют до 70% ВВП Франции [25].

В территориальном аспекте INPI придерживается стратегии приближения своих сотрудников к реальному сектору экономики и регионам. Представительства INPI работают во всех регионах Франции в соответствии с административным делением. Их расположение: Страсбург, Бордо, Гренобль, Лион, Безансон, Ренн, Орлеан, Тулуза, Лилль, Руан, Нант, Марсель. Около 160 экспертов в области интеллектуальной собственности оказывают содействие предпринимателям в сопровождении инновационных проектов, регистрации объектов интеллектуальной собственности и борьбе с контрафактом [26].

Эксперты INPI также находятся в зарубежных экономических представительствах Франции, они осуществляют свою компетенцию в 10 стратегических зонах за рубежом, в сферу деятельности которых входит весь мир. Представители патентного ведомства находятся в различных странах (данные 2016 года приведены в таблице) [22].

Расположение Страна Зона ответственности
Вашингтон США Северная Америка
Сан-Пауло Бразилия Латинская Америка (Мексика, Центральная и Южная Америка)
Абиджан Кот-Д’Ивуар Африка, южнее Сахары
Рабат Марокко Северная Африка
Москва Россия Россия, СНГ, Грузия, Украина
Нью Дели Индия Южная Азия Индия-Афганистан, Пакистан, Бангладеш, Бутан, Непал, Шри-Ланка
Пекин Китай Гонконг, Монголия
Абу-Даби ОАЭ Ближний Восток Ближний Восток — страны Персидского залива
Сингапур Сингапур Юго-Восточная Азия
Сеул Южная Корея Япония, Тайвань

 

Большое внимание уделяется взаимодействию и сотрудничеству с франкоговорящими странами Северной Африки (Алжир, Тунис, Марокко). Проводятся совместные мероприятия, конференции, INPI проводит патентную экспертизу документов, поступающих из этих стран. Осуществляются мероприятия по обучению персонала патентных ведомств этих стран [24, 25].

В 2017 году размещение представительств за рубежом было модернизировано в соответствии с территориальными и инновационными приоритетами. Сформировано 11 стратегических областей. Организованы представительства в Тель-Авиве (Израиль) и Стамбуле (Турция) Понижен статус представительств в Абиджане (Кот-Д’Ивуар).

В области международного сотрудничества ключевые направления деятельности INPI направлены на гармонизацию законодательства и обмену передовым опытом с европейскими странами, работы по обеспечению широкого распространения единого европейского патента.

2017 год ознаменовался участием в подготовке постановления Министерства юстиции относительно необходимых мер к адаптации французского законодательства к Европейскому патентному регулированию [24]. Осуществляется сотрудничество с ВОИС и многочисленными странами в области международных и отдельных межгосударственных соглашений.

Оригинальной особенностью французского патентного законодательства является «Конверт Soleau» — это не имеющий обязательной силы, не определяющий исключительные права недорогой французский инструмент, служащий доказательством того, что интеллектуальное творение известно на определенную фиксированную дату одному или нескольким физическим или юридическим лицам. Подобный документ также применяется в Бельгии, Голландии и Люксембурге. По своему статусу является упрощенной полезной моделью.

Специфическими функциями, которыми наделено INPI являются предоставление неконфиденциальной информации о бизнесе и предприятиях Франции и осуществление формальных регистрационных процедур по созданию, перепрофилированию и ликвидации бизнеса.

В ежегодных отчетах Патентного ведомства Франции и других ведомств [15, 16, 17, 18, 23, 24, 25] в территориальном и отраслевом направлении выделяются лидирующие области в области патентования и для предпринимателей выделяются направления перспективных исследований и разработок.

Как и в других странах, французское патентное ведомство является крупнейшим депозитарием патентной информация – совокупности сведений технического характера, опубликованных в патентных заявках, патентах и других источниках научно-технической информации. В соответствии со статьей L. 411-1 Кодекса интеллектуальной собственности Франции задача INPI заключается в обеспечении распространения и свободного доступа общественности (включая специалистов) для использования имеющейся в патентном фонде технической документации о патентах, товарных знаках и других объектов интеллектуальной собственности, а также коммерческой и финансовой информации, содержащейся в Национальном торговом реестре и корпоративном регистре, в централизованных правовых документах по рекламе. Значительное внимание уделяется обеспечению удаленного доступа к цифровым форматам информации.

Применение технологий «больших данных» к информации о промышленных технологиях создает мощные инструменты для обеспечения сведениями о перспективных разработках и формирования стратегий развития компаний. Запущенная в июне 2016 года картография запатентованных изобретений — это мощный инструмент, доступный для стартапов и инновационных предприятий малого и среднего бизнеса. Доступ к динамической информационной карте в сочетании с анализом эксперта по интеллектуальной собственности придает новый аспект поддержке INPI инноваторов в определении направления своих исследований и разработок и даже формированию инновационных стратегий развития бизнеса [22].

Для удовлетворения потребностей клиентов, INPI стремится к полной цифровизации своих услуг. С 16 октября 2017 года регистрация товарных знаков, промышленных образцов надписей конвертов Soleau выполняются только в электронном виде. Регистрация доступна через сайт inpi.fr, разные порталы сервисов государственных услуг. Внедренная система оснащена различными сервисам, позволяя, в частности, отслеживать в реальном времени стадии прохождения процедуры регистрации, а также отвечать на уведомления в Интернете.

Постоянно развивается спектр предоставляемых клиентам услуг в цифровом виде с сервисами выбора наилучшей защиты в зависимости от проекта. Это относится к таким объектам охраны как базы данных, алгоритмы, слоганы, связанные объект, упаковка.

Для гарантии качества своих услуг и обеспечения развития в перспективе, INPI твердо привержен развитию всех сервисов на эволюционной основе, сразу при проектировании обеспечивая платформы для дальнейшего развития. Эта позиция относится к человеческим ресурсам, управлению финансовой функцией, внутреннему контролю или улучшению обслуживания клиентов. Ключевой принцип INPI – действие на долгосрочную перспективу.

Подобная практика применяется также для цифровизации внутренних управленческих процессов в INPI таких как управление персоналом, учет и финансы, закупки, внутренний бухгалтерский контроль и бюджетирование.

INPI распространяет информацию, содержащуюся в годовых отчетах, поданных с 1 января 2017 года, в секретариаты торговых судов, судов высшей инстанции департаментов Нижнего Рейна, Верхнего Рейна и Мозеля, а также смешанных торговых судов заморских департаментов и регионов, а затем размещает ее в базах данных INPI.

Национальная патентная стратегия Франции определяется Соглашением о целях и показателях (Contrat d’objectifs et de performance -COP) [21], впервые принятой в 2012 году. В 2016 году завершилась программа COP 2013/2016. Ее основными результатами явилась цифровая трансформация, которая предусматривает электронную подачу заявок для регистрации прав на все объекты промышленной собственности. Организовано обучение работников малого и среднего бизнеса в соответствии с их запросами в области интеллектуальной собственности. Предусмотрена процедура ускоренного патентования [22].

11 апреля 2017 года INPI и министерство экономики и финансов подписали новую программу, определяющую цели и задачи INPI на период 2017-2020 гг. Новая программа является развитием уже реализованной программой СОР 2013/2016, обеспечивая преемственность работы, и ориентиры на улучшение качества обслуживания клиентов. Этот план направлен на реализацию эффективных средств защиты, обеспечение высокого качества выданных патентов, цифровизацию всех используемых процедур и бесплатное предоставление надежных данных. Новые услуги обеспечиваю высокую добавленную стоимость, рост квалификации сотрудников и эффективное управление ресурсами [24].

Миссией INPI является ориентация в будущее для всемерной поддержки компаний и повышения их конкурентоспособности.

Действующая сегодня стратегия COP 2017/2020 в качестве приоритетов определяет 4 стратегических направления:

  1. Повышение качества прав промышленной собственности и предоставленных данных для роста экономической ценности.
  2. Содействие структурированию и повышению эффективности инновационной экосистемы для лучшего сопровождения изобретателей.
  3. Повышение квалификации сотрудников и их переподготовка.
  4. Предоставление надежных и качественных услуг в рамках ответственного подхода к управлению, обеспечивающего высокую производительность.

В августе 2020 года INPI был определен правительством Франции как оператор единого электронного окна для реализации корпоративных формальностей. Соответствующий Закон предусматривает план действий по развитию и трансформации предприятий путем создания единого электронного окна, с помощью которого предприятия могут выполнять все формальности по созданию, изменению или прекращению деятельности. Сегодня эти действия осуществляются в различных организациях, в том числе торгово-промышленных палатах, секретариатах арбитражных судов, торговых палатах сельского хозяйства и других разрозненных организациях. Этой же программой предусмотрено развитие информационной базы для обеспечения запросов бизнеса о возможных партнерах, конкурентах, поставщиках. Содержание, предоставляемой INPI информации о бизнесе, включает неконфиденциальные данные годовых отчетов, включая информацию о балансах, отчетах о прибылях и убытках, основных средствах, амортизации и резервах.

Данные годовых счетов и отчетов о прибылях и убытках с заявлением о конфиденциальности в соответствии со статьями L. 232-25 и R. 123-111-1 торгового кодекса не включаются в состав информации, предоставляемой в соответствии с настоящими положениями.

Чтобы упростить и модернизировать важнейший этап создания бизнеса, централизовать и упростить все подходы формальным процедурам, INPI был назначен правительством головной и управляющей организацией электронного единого регистрационного окна. Открытие единого окна запланировано на январь 2022 года с поэтапным графиком внедрения. Сформированная рабочая группа работает над первыми шагами этого крупного проекта вместе со всеми заинтересованными сторонами. Во всех разделах патентной стратегии обращается внимание на последовательное, эволюционное развитие изменений, работа на перспективный результат, тщательное планирование операционной деятельности.

В соответствии с патентной стратегий были выделены основные сферы деятельности персонала. Определены их функции и квалификационные характеристики.

  1. Юристы для разработки и применения нормативных документов. Значительное число высококвалифицированных юристов, специализирующихся в области национального права промышленной собственности, права промышленной собственности Европейского сообщества и международного права, участвуют в экспертизе патентов, товарных знаков, промышленных образцов и других объектов, а также в консультационной и судебной деятельности. Они участвуют в разработке перспективных и совершенствовании действующих норм французского права, согласовании их с текстами нормативных документов Европейского сообщества и международного права.
  2. Инженеры для изучения патентоспособности изобретений. (Патентные эксперты). Эксперты-инженеры, специализируются на различных областях научно-технической деятельности, от традиционных до новых (механика, строительство, транспорт, станки, биотехнологии, полупроводники и т.д.). Они осуществляют экспертизу многих тысяч патентных заявок, поданных каждый год. По мере технического и экономического развития INPI адаптирует и укрепляет квалификацию своих инженеров, которые также должны иметь возможность участвовать в своей технической области в разработке национального и международного права, а также в информационно-пропагандистской деятельности среди образовательных учреждений и предприятий.
  3. Специалисты по данным для работы единого фонда патентной документации. Управление информацией и ее оценка являются одним из важнейших аспектов деятельности INPI. Безопасность документов и данных в рамках цифровых архивов гарантирует конфиденциальность материалов, представленных INPI. Хранение, эксплуатация и распространение среди общественности организуются документалистами-архивистами, компьютерными специалистами и специалистами по базам данных.
  4. Бизнес-менеджеры, обслуживающие участников инновационного роста. Статистики, экономисты, историки, ученые, рекламщики и дизайнеры — все эти специалисты помогают в анализе и освоении множества данных об инновациях, создаваемых INPI.

Обладая передовым опытом в области промышленной собственности, региональная и международная сеть INPI внедряет индивидуальное сопровождение для участников инновационного роста, особенно ориентируясь на предприятия малого и среднего инновационного бизнеса.

В своей деятельности INPI не обходит стороной вопросы политики корпоративной социальной ответственности, отраженной в соглашении COP 2017/2020. Ее основными положениями являются четыре направления, полностью отражающие внимание администрации к ожиданиям и интересам всех заинтересованных сторон.

  1. Размещение в центре всех без исключения профессий сотрудников INPI этических принципов и внимание ко всем сотрудникам и клиентам.
  2. INPI должна быть ответственным работодателем, обеспечивающим все стороны производственной и частично социальной стороны жизни всех своих сотрудников.
  3. Всеобъемлющее внимание к вопросам экологического следа и окружающей среды.
  4. Проведение ответственной сбалансированной региональной политики и интеграция интересов различных слоев общества (религиозных, национальных, расовых и т.п.).

INPI участвует в общей цели французского государства, направленной на укрепление внутреннего контроля, совершенствование инструментов управления, включая участие в управлении рисками. Впервые эта система, использующая процедуры сертификации управленческих процессов в соответствии со стандартом ISO 9001 [15], была принята в 2014 году.

Целями политики управления рисками и контроля являются:

  • выявление и определение степени опасности рисков во всех областях, с тем чтобы обеспечить более надежный контроль над ними под руководством управления INPI;
  • предоставление генеральному директору INPI и руководящим органам (комитету по аудиту и управлению) сводного, регулярно обновляемого видения основных рисков и уровня их контроля;
  • определение направлений стратегического и финансового развития ведомства;
  • ответ на запросы и информирование внешних заинтересованных сторон о рисках института и о процессе управления этими рисками.

Таким образом, система внутреннего бухгалтерского и финансового контроля интегрирована во всю систему внутреннего контроля INPI. Она включает в себя объекты контроля, которые должны осуществляться всеми подразделениями в части сквозных процессов в бухгалтерском учете (продажи, закупки, расходы на персонал, основные средства, управление запасами, денежные средства, налогообложение и бухгалтерская деятельность), а также объекты контроля, которые должны осуществляться структурами, отвечающими за финансы организации.

Система внутреннего контроля информационной системы также интегрирована с политикой внутреннего контроля INPI, в частности, в области безопасности информационных систем, управления проектами, управления конфликтами, при безусловном соблюдении Закона «Об информационных технологиях и свободах» [17].

Чтобы повысить привлекательность работы во французском патентном ведомстве, облегчения найма персонала, а также улучшения условий труда и справедливого вознаграждения своих сотрудников, INPI сотрудничает с организациями по социальной поддержке, повышению удовлетворенности содержанием труда и повышения статуса своих сотрудников. INPI разработал новую политику корпоративной социальной ответственности [19], включающую обеспечение детскими садами, яслями, услуги по обеспечению жильем для сотрудников, обеспечение здоровья и качества жизни и т.п. Кроме того, сегодня количество сотрудников, работающих на дому, составляет почти 45%. Развиваются важные и разнообразные программы обучения, переобучения и повышения квалификации для обеспечения развития компетенций своих сотрудников.

Политика корпоративной социальной ответственности оценивается по 5 направлениям: окружающая среда; трудовые отношения и условия работы; удовлетворение запросов потребителей; интеграция и учет интересов различных слоев общества, соблюдение прав человека; эффективность управления.

В дополнение к традиционным функциям патентного ведомства: регистрация объектов, патентная информация, работа с малыми и средними предприятиями, патентное ведомство Франции организует обучение персонала, чему отводится значительное место.

Проводятся различного рода конкурсы, патентное ведомство принимает участие в выставках. INPI по результатам конкурсов и выставок награждает дипломом «Таланты INPI», выделяет перспективные компании в создании изобретений, инновациях, развитии международного сотрудничества. Благодаря многолетней поддержке МСП и центров исследований, INPI обнаруживает по всей Франции самородков, потенциал которых просто ждет своего увеличения. Победители конкурсов «Таланты INPI» принимают активное участие в просветительской работе с бизнес-сообществом, делятся своим опытом и практикой в области промышленной собственности. Они принимают активное участие в региональных мероприятиях или национальных организациях. В 2017 году 55 новых компаний присоединился к этому сообществу, в котором сейчас работают 352 МСП [24].

INPI прочно закрепился в образовательном ландшафте массовых онлайн-курсов («МООК»), что позволило обучить значительное количество слушателей при относительно небольших затратах. Интерактивные, с использованием комиксов и неформальной, интуитивно понятной подачей материала, зачастую в игровой форме, обучающие сессии для всех уровней подготовки аудитории обеспечивают высокую популярность мероприятий. Предлагается ряд модульных взаимосвязанных программ электронного обучения различной продолжительности, в том числе и семинаров на один день. Планшетные викторины, фильмы, учебные пособия и модули направляются обучающимся, а в заключение приводится комментарий преподавателя.

Индивидуальный коучинг — это персональные консультации (в основном очные) и обучение для помощи предпринимателям, повышения их профессионального потенциала, роста бизнеса и вовлечения в стратегию инновационного развития. В 2018 году было проведено 4200 консультаций для отдельных компаний, в основном небольших. Осуществлены консультации по защите технологий, брендов, логотипов, доменных имен и подобным объектам промышленной собственности. Во время коучинга обращалось внимание, что дизайн продукта, технические особенности разработки должны сохраняться в конфиденциальном режиме, должен быть обеспечен абсолютный приоритет с самого начала проекта для обеспечения справедливой защиты своих нематериальных активов.

INPI является одним из ключевых игроков French Tech Central (Центральный французский акселератор стартапов) — проекта, направленного на объединение стартапов и субъектов государственного сектора в рамках совместного и эволюционного подхода к обслуживанию для совместной работы. Созданный в 2017 году, он объединяет усилия 30 публичных участников из различных государственных административных органов в крупнейшем в мире кампусе стартапов. Его целью является облегчение создания и жизни стартапов для стимулирования их роста. French Tech Central предоставляет стартапам техническую экспертизу и сопутствующие услуги, выступая своего рода инкубатором бизнеса. Расположенный в одном месте офис с легким доступом к постоянно работающим консультантам. Главная цель состоит в том, чтобы «сэкономить время на их административных процедурах» [24].

В состав French Tech Central помимо INPI, входят [14]:

  • AFNOR — Национальная организация стандартизации Франции [15];
  • CNIL — Национальная комиссия по информационной свободе Франции;
  • INRIA — национальный исследовательский институт компьютерных наук, теории управления и прикладной математики;
  • UGAP — Союз общественных закупочных групп, государственный закупочный центр Франции;
  • Министерство вооруженных сил;
  • Business France-французское правительственное агентство по активизации французского экспорта, привлечения инвестиций во Францию и продвижению имиджа Франции как деловой страны;
  • BPI-Groupe (Banque Publique d’Investissement) — французский государственный банк инвестиций;
  • URSSAF — Французский фонд социального и медицинского страхования;
  • многие другие государственные организации.

130 стартапов получили консультации INPI в период с сентября 2019 по июнь 2020 [16, 18]. Большинство из них обращаются за помощью в таких вопросах, как охрана товарных знаков и географических указаний и выбор наилучшего способа защиты своего проекта от несанкционированного копирования.

С июня 2020 года French Tech Central начал региональную экспансию тесно взаимодействуя с региональными Представительствами INPI. «INPI поддерживает участников инноваций, независимо от степени их зрелости, и на всех этапах их проекта» — этот девиз является ключевым для всей деятельности Французского патентного ведомства [26].

Рассмотренные в статье вопросы, такие как обеспечение регистрационных формальностей по организации и ведению бизнеса [15, 16, 17], создание системы региональных представительств[20], широкое участие патентного ведомства в поддержке малого инновационного предпринимательства [14], борьба с контрафактом [22], определение направлений инновационного развития [20, 21], общие принципы трансфера технологий, с учетом адаптации могут быть использованы при разработке патентной стратегии и стратегии инновационного развития РФ.

Список литературы (References)

  1. Постановление Правительства РФ от 18.04.2016 № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс] URL: http://www.pravo.gov.ru.
  2. Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 N 490 «Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года». // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс] URL: http://www.pravo.gov.ru.
  3. Указ Президента от 09.05.2017 № 203 «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс] URL: http://www.pravo.gov.ru.
  4. Указ Президента от 01.12.2016 № 642 «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс] URL: http://www.pravo.gov.ru.
  5. Распоряжение Правительства от 08.12.2011 N 2227-р «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 1. Ст. 216.
  6. Захаров А.В., Леонтьев Б.Б. Концепция государственной стратегии интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2012. № 3. С.14–21.
  7. Леонтьев Б.Б. Государственная стратегия интеллектуальной собственности в Российской Федерации // Правовая информатика. 2015. № 2. С. 23–40.
  8. Новоселова Л.А., Гринь О.С. Формирование стратегий развития интеллектуальной собственности в целях преодоления административных барьеров // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. № 2. С. 4–27.
  9. Руководство по разработке стратегии в области интеллектуальной собственности в странах с переходной экономикой. Версия 1. – Женева, ВОИС, 2010, 22 стр. [Электронный ресурс] URL: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/ru/wipo_pub_transitionpdf.
  10. Methodology for the Development of National Intellectual Property Strategies Tool 1: The Process [Электронный ресурс] URL: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_958_1.pdf.
  11. Tool 2: Baseline Survey Questionnaire [Электронный ресурс] URL: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_958_2.pdf Tool 3: Benchmarking Indicators https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_958_3.pdf
  12. Сайт Центрального французского акселератора стартапов. [Электронный ресурс] URL: https://french-tech-central.com/
  13. Сайт французской ассоциации стандартизации [Электронный ресурс] URL: https://www.afnor.org
  14. Сайт Государственного банка инвестиций [Электронный ресурс] URL: https://www.bpifrance.fr/
  15. Сайт Национальной комиссии по информационной свободе Франции [Электронный ресурс] URL: https://www.cnil.fr/.
  16. Патентное ведомство Франции [Электронный ресурс] URL: https://www.inpi.fr/
  17. Патентное ведомство Франции. Кадровая политика [Электронный ресурс] URL: https://www.inpi.fr/fr/nos-implantations.
  18. Патентное ведомство Франции. Отчет за 2019 год. [Электронный ресурс] URL: https://www.inpi.fr/sites/default/files/cp_inpi_chiffres_cles_pi_2019_2.pdf
  19. Патентная стратегия Франции [Электронный ресурс] URL: https://www.inpi.fr/sites/default/files/inpi_cop_fr_0.pdf
  20. Патентное ведомство Франции. Отчет за 2016 год. [Электронный ресурс] URL: https://www.inpi.fr/sites/default/files/inpi_ra16_2.pdf
  21. Патентное ведомство Франции. Статистический отчет за 2019 год. [Электронный ресурс] URL: https://www.inpi.fr/sites/default/files/inpi_ra16_cahier_data_0.pdf
  22. Патентное ведомство Франции. Отчет за 2017 год. [Электронный ресурс] URL: https://www.inpi.fr/sites/default/files/inpi_ra17_0.pdf
  23. Патентное ведомство Франции. Отчет за 2018 год. [Электронный ресурс] URL: https://www.inpi.fr/sites/default/files/inpi_ra18.pdf
  24. Официальный Вестник Французской Республики. [Электронный ресурс] URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000042182948&categorieLien=id Официальный Вестник Французской Республики.

 

Информация об авторах:

Волков Андрей Тимофеевич. Директор института научной и экспертно-аналитической деятельности Российской государственной академии интеллектуальной собственности, д.э.н., профессор;

Королева Елена Владимировна. И.о. проректора по инновационному развитию и науке Российской государственной академии интеллектуальной собственности, д.э.н., доцент;

Ларина Татьяна Юрьевна. Заведующая кафедрой Международного права и международного сотрудничества в сфере интеллектуальной собственности Российской государственной академии интеллектуальной собственности, к.ю.н., доцент.

Добавить комментарий

Войти с помощью: