Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Переход к политике устойчивого развития на примере некоторых членов ЕАЭС (Российская Федерация, Республика Беларусь)

Принятие Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года стало большим событием, красноречиво свидетельствующим о попытке мирового сообщества продолжить попытки переустройства жизни общества.

С момента развала СССР прошло более 30 лет. В связи с этим интересно проанализировать, как быстро и в каком объеме страны бывшего Союза интегрировались в общие глобализационные процессы.

Одним из направлений такой интеграции стало внедрение политики перехода к устойчивому развитию. В данной статье проводится правовой анализ перехода к устойчивому развитию в России и Беларуси, а также сделаны обобщающие выводы о том, на какой методологической основе осуществляется переход к устойчивому развитию.

Ключевые слова: устойчивое развитие, Россия, Беларусь, Концепция национальной безопасности, ЕАЭС

Transition to a policy of sustainable development using the example of some members of the EAEU (Russian Federation, Republic of Belarus)


Annotation: sustainability, Russia, Belarus, National Security Concept, EAEU

The adoption of the 2030 Agenda for Sustainable Development has become a great event, eloquently testifying to the attempt of the world community to continue attempts to reorganize the life of society.

More than 30 years have passed since the collapse of the USSR. In this regard, it is interesting to analyze how quickly and to what extent the countries of the former Union have integrated into the general globalization processes.

One of the directions of such integration was the introduction of a policy of transition to sustainable development. This article provides a legal analysis of the transition to sustainable development in Russia and Belarus, as well as generalizing conclusions about the methodological basis on which the transition to sustainable development is carried out.

Keywords: sustainable development, Russia, Belarus, National Security Concept, EAEU.

Со второй половины XX века человечество всерьез задумалось о проблеме несбалансированного развития, крайне разрушительно данная тенденция проявилась в деградации природной среды и исчерпании природных ресурсов. Постепенно сложилось понимание о необходимости внесения серьезных изменений в модель хозяйственной деятельности[1].

Концепция устойчивого развития, вне зависимости от того, каким образом достигается «устойчивость» призвана сбалансировать взаимоотношения общества и природы, сделать их более гармоничными и стратегически ориентированными, достичь этого можно только через поддержания биосферы в состоянии равновесия и формировании условий для самовосстановления природной среды[2].

Понятие «Устойчивое развитие» пришло в Россию в начале 90-х годов XX века. По мере отказа нашей страны от советского наследия и поиска «нового пути развития», одним из механизмов сближения с западными партнерами стала переориентация отечественных подходов к исследованию проблем баланса интересов человека и окружающей среды, как следствие, начался процесс подготовки документов, целью которых являлось задать направление и рамки государственной политики России по переходу к устойчивому развитию. Несмотря на большое количество теоретических вопросов и проблем, не позволяющих прийти к единому пониманию концепции устойчивого развития, Россия активно поддержала концепцию на уровне государственной политики[3].

Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 4 февраля 1994 года № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»[4] Правительству Российской Федерации было дано поручение создать Концепцию, описывающую переход России к политике устойчивого развития. Работа по разработке Концепции была завершена в течение двух лет, «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» была утверждена 1 апреля 1996 года утверждена.

Данный документ стал отправной точкой для устойчивого развития в России, его необходимо рассмотреть подробнее. Концепция состоит из семи разделов, а также подразделов, более развернуто отражающих содержание Концепции. При этом документ не носит конкретного характера, но имеет общегосударственное и стратегическое значение, в его основу положены принципы нормирования техногенных нагрузок с точки зрения воздействия на окружающую среду. Отмечается невозможность перехода к устойчивому развитию без работы по воспитанию в обществе ответственного отношения к безопасности окружающей среды.

Стоит отметить, что концепция не содержит положений об остановке экономического роста и сокращении масштабов материального производства, выходящего за рамки разумного потребления. В общественном дискурсе того времени «устойчивое развитие» часто смешивалось с понятием устойчивого, то есть стабильного, неуклонного экономического роста. Но здесь стоит отметить достоинство Концепции 1996 года – она частично устранила эту терминологическую неопределенность, первоначально сформировавшуюся из-за «трудностей перевода» термина устойчивое развитие с английского языка.

Спустя почти 2 года принимается Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента от 17 декабря 1997 года № 1300[5]. Данный документ закрепляет в качестве переход к устойчивому развитию как основную национальную цель, при этом необходимо определенное государственное плановое регулирование экономики, которое сможет сбалансировать решение задач социально-экономической сферы с целью сохранить природу для обеспечения достойной жизни будущих поколений.

Отдельно стоит упомянуть Конвенцию о биоразнообразии, которую Государственная Дума Российской Федерации ратифицирована в 1995 году, ее положения нашли свое отражение в Концепции 1996 года. В течение этого года также был начат проект Глобального экологического фонда (ГЭФ), целью проекта являлось сохранение биоразнообразия в России[6].

Принятая в 2001 году Национальная стратегии сохранения биоразнообразия России была во многом вдохновлена именно проектом ГЭФ. Так была заложена основа развития образовательных программ, направленных на воспитание в обществе ответственного отношения к окружающей природе.

Знаменательным стал 2002 год, принятие Федерального закона «об охране окружающей среды»[7], а также Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года № 1225-р[8], на смену ей позже был принят документ «Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года[9]». Федеральный закон «об охране окружающей среды» определяет устойчивое развитие в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды (статья 3), также дано определение благоприятной окружающей среды (статья 1).

Экологическая доктрина указывала на необходимость реализации единой природоохранной и природоресурсной государственной политики для обеспечения устойчивого развития России.

Примечательным является тот факт, что в указанных выше документах термины «устойчивое развитие», «устойчивость» толковались исходя из доктрины, несмотря на очевидную необходимость закрепления юридического термина, этого сделано не было, таким образом было создано достаточно серьезное препятствие для дальнейшего развития федерального законодательства в природно-ресурсной, социальной и экономической сферах.

Необходимо также указать на то, что в 1998 году в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации была создана Комиссия по проблемам устойчивого развития, главной задачей данной Комиссии была разработка рекомендаций, направленных на имплементацию идеи концепции устойчивого в законодательные акты Российской Федерации, в качестве основы такой деятельности был выбран международный опыт, а также международные правовые документы:

— принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1997 г. «Программа действий по дальнейшему осуществлению «Повестки дня на XXI век»[10];

— Хартия Земли[11];

— документы, которые были приняты на Всемирном саммите по устойчивому развитию (Йоханнесбург 2002 г.), среди них Декларация[12] и другие документы.

Комиссия внесла полезный вклад в дело реализации устойчивого развития в России – концепция устойчивого развития получила научное обоснование в РФ[13]. Помимо этого, началась разработка проекта Федерального закона «О государственной политике по обеспечению перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», но она не была доведена до логического конца.

Помимо приведенных документов, свидетельствующих о серьезных намерениях Российской Федерации по переходу на устойчивое развитие, необходимо кратко напомнить о том, что в 2012 году в Рио-де-Жанейро главы государств высказали приверженность курсу перехода на устойчивое развитие посредством принятия документа под названием «Будущее, которого мы хотим». Данное событие является примечательным для Российской Федерации, поскольку именно на нем Д.А. Медведев, Председатель Правительства Российской Федерации, озвучил позицию России по всем проблемным вопросам, поставленным в ходе работы Конференции.

Итак, Д.А. Медведевым от лица Российской Федерации было высказано мнение о десяти важных проблемах, среди которых: искоренение нищеты, защита от экономических и финансовых кризисов, проблема безработицы, проблема сохранения окружающей среды, научно-технический прогресс, предупреждение природных и техногенных катастроф, взаимной ответственности стран-членов ООН[14].

Логическим продолжением Основ государственной политики в области экологического развития является Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года[15]. Огромным достоинством и прогрессивным шагом стало закрепление в статье 2 правовых основ документа, среди которых есть и Конституция Российской Федерации.

Приведенные выше сведения позволяют сделать вывод, что отношение руководства Российской Федерации к проблеме устойчивого развития никогда не было пренебрежительным, даже в период построения нового государства были предприняты первоначальные шаги для интеграции России в процесс международного устойчивого развития, это являлось прогрессивным шагом, и органично дополнило политический курс того периода времени. Однако на сегодняшний можно констатировать, что общее пересечение направлений государственной политики России с ЦУР имеет ряд недостатков при рассмотрении достижения ЦУР как общемировой проблемы, поскольку отсутствие унифицированной системы показателей, специальных программных документов и проектов ограничивает возможности по построению эффективной системы в государстве и международному сотрудничеству в данной сфере[16].

При рассмотрении перехода к политике устойчивого развития в Республике Беларусь становится очевидно, что процессы внедрения политики устойчивого развития совпали по времени с аналогичными процессами в России. Проведение такой политики является логичным шагом, если учитывать обстоятельства тех лет: распад СССР, как следствие общий экономический кризис, спровоцированный разрушением существовавших хозяйственных связей, дестабилизация политической ситуации в России как бывшем центре Советского государства.

Все эти события подтолкнули Беларусь к сближению с западными странами в том числе и в сфере перехода к устойчивому развитию, при этом, в отличие от России, методологическая основа перехода к устойчивому развитию была в значительно большей степени заимствована у передовых стран (например Германия, Япония, США), что выразилось как в принятии соответствующих программных документов на самом высшем уровне, так и создании наделенных специальными полномочиями органов государственной власти. Так, в 1996 году при Кабинете Министров Республики Беларусь создается Национальная комиссия по устойчивому развитию[17].

Уже в 1997 году была принята Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь[18]. Данный документ взял за основу принципы и подходы «Повестки дня на XXI век» и, по существу, стал отправной точкой к постепенному переходу к политике устойчивого развития.

В 2004 году Национальная комиссия по устойчивому развитию представила Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития (далее – НСУР-2020) Республики Беларусь (далее – РБ) на период до 2020 года.

Цель документа – осуществить переход к устойчивому развитию путем поступательной, последовательной политики с учетом принятых в РБ программных документов, а также изменений, произошедших в сфере глобальной роли устойчивого развития (принята Декларация тысячелетия ООН от 2000 года[19], принят План выполнения решений Всемирной встречи по устойчивому развитию в Йоханнесбурге от 2002 года[20]).

В развитие НСУР-2020 в 2017 году была принята НСУР-2030, учитывающая принципы, задачи и приоритеты своей предшественницы. Дополнительно в данном документе учтены направления развития промышленности в РБ, направления экономической безопасности, а также учтены документы ЕАЭС, принятые на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Для обеспечения выполнения положений Стратегии был издан Указ Президента № 181[21], согласно которому был учрежден институт Национального координатора по достижению ЦУР. Данное должностное лицо назначается Президентом страны по предложению Совета Министров. Обязанности Национального координатора можно разделить на два направления: внутри- и внешнеполитическое. Таким образом, должностное лицо занимается как координацией работы по вопросам достижения ЦУР, продвижением устойчивого развития внутри страны через организацию мероприятий по популяризации устойчивого развития, анализ существующего положения дел и внесение предложений по улучшению процесса достижения ЦУР, подготовку отчетов для Президента Республики, так и представлением достижений, проблем и планов Беларуси на международном уровне.

Согласно Указу № 181 Национальный координатор возглавил Совет по устойчивому развитию (далее – Совет). Указом предусмотрено назначение членов Совета из заместителей руководителей государственных министерств, комитетов и ведомств (32 члена без учета заместителей руководителей всех областных комитетов и Минского горисполкома), которые назначены ответственными лицами за реализацию ЦУР.

Совет имеет статус консультативного и совещательного органа, обладает разветвленной структурой, в рамках органа сформированы межсекторальные группы, прорабатывающие отдельные элементы политики устойчивого развития, среди них экономика, социальная сфера, экология, также в отдельные направления выделены следующие темы: вопросы образования, мониторинг и анализ достижений ЦУР).

Также стоит отметить, что в ходе своей деятельности Совет привлекает для консультаций и совещаний представителей общественных организаций, бизнес-сообщества, научной среды, международных организаций.

Политика перехода к устойчивому развитию и, в частности, достижение ЦУР имеет высокий приоритет. Так, в 2018 году с помощью международных экспертов была разработана Дорожная карта по реализации ЦУР в Республике Беларусь[22].

Однако, несмотря на наличие НСУР-2030 как основного документа, имеющего предметом устойчивое социально-экономическое развитие, в 2018 году Министерством экономики Республики Беларусь была предложена концепция Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2035 года[23], которая была утверждена в 2020 году.

Отличие НСУР-2035 от НСУР-2030 заключается в том, что Стратегия до 2035 года является доработанным документом, в котором достижения в сфере устойчивого развития классифицированы в соответствии с ЦУР, таким образом, документ существенным образом базируется на другой методологической основе. При этом стоит отметить, что данный документ нуждается в некоторой доработке, существующие проблемы можно назвать «унаследованными» от предыдущего документа, проявляется это, например, в отсутствии индикаторов по ряду ЦУР[24].

Выше уже затрагивался вопрос структуры органов власти, занимающихся претворением в жизнь политики устойчивого развития и достижения заявленных ЦУР, однако необходимо подробнее рассмотреть данный аспект.

Так, 11.12.2017 была создана Парламентская группа устойчивого развития[25], целью которой является привлечение широкого круга участников к обсуждению проблем, перспектив устойчивого развития, а также механизмов достижения ЦУР.

Помимо уже упомянутых лиц и органов, для обеспечения проведения системной и единой политики сформированы региональные подразделения, ответственные за достижение ЦУР – региональные группы устойчивого развития (7 центров). Данное устройство позволяет координировать проведение политики устойчивого развития по всей территории и позволяет планировать на более долгосрочную перспективу. К тому же проведение политики на региональном уровне способствует формированию более эффективной системы[26], поскольку достижение положительных результатов возможно только при учете региональных и местных особенностей (как природных, так и социально-экономических).

Отдельно стоит упомянуть Партнерскую группу устойчивого развития[27]. Данное объединение имеет статус группы открытого состава. Ее представителями являются как коммерческие, так и некоммерческие структуры, активное участие принимают и представители международного сообщества. Объединяет всех участников стремление следовать принципам и положениями Повестки-2030 и достичь ЦУР насколько это возможно. Партнерская группа принимает участие в работе Совета, межсекторальных групп, региональных групп посредством внесения предложений для включения в повестку дня заседаний, направляет предложения о проведении внеочередных заседаний, предлагает кандидатуры участников, а также проводит самостоятельные мероприятия и подготавливает материалы по теме устойчивого развития и достижения ЦУР для последующего обсуждения с Национальным координатором по достижению ЦУР. Стоит отметить, что в структуре Партнерской группы предусмотрена прямая коммуникация с профильными министерствами – Минприроды, Минэком, Минтрудом, Минобром, Белстатом.

Безусловно, достижение положительных результатов при решении столь амбициозных задач невозможно без широкого привлечения «заинтересованной общественности». Поэтому, помимо Партнерской группы в том же 2017 году был создан Общественный совет по формированию и мониторингу стратегий устойчивого развития (далее – Общественный совет).

Общественный совет привлекает для своей деятельности прежде всего представителей науки, при этом в него входят как представители бизнес-сообщества, так и представители некоммерческой сферы. Общественный совет занимается созданием стратегии устойчивого развития, дальнейшим мониторингом и всесторонним анализом результатов реализации стратегии. Помимо этого, данная структура формирует долгосрочные цели развития в социально-экономической сфере жизни общества. Стоит отметить, что и в Российской Федерации к обсуждению темы устойчивого развития привлекаются различные заинтересованные сообщества граждан, однако для России более характерно обсуждение в «академическом ключе», так как не создана постоянно функционирующая платформа для обсуждения соответствующих вопросов[28].

Несмотря на то, что термин устойчивое развитие был озвучен еще в 1987 году Комиссией Брутланд (Международная комиссия по окружающей среде и развитию) в течение многих лет после этих событий концепция устойчивого развития, настаивающая на новом типе организации хозяйственной жизни общества – обеспечении развития без ущерба для будущих поколений, продолжает набирать популярность и по сей день. С учетом того, какую роль на современного человека оказывают средства массовой информации, для популяризации устойчивого развития и вовлечения широких народных масс в проблематику совершенно верным шагом является освещение темы через СМИ.

Для данных целей функционирует Группа по координации работы СМИ по продвижению ЦУР. В рамках своей деятельности она информирует население о тех механизмах, которые применяются для ЦУР на региональном и национальном уровне.

При этом значительная ставка в достижении ЦУР делается на молодежное движение[29]. Раз в два года студенты высших учебных заведений могут принять участие в конкурсе «Молодежные послы Целей устойчивого развития». Победители конкурса становятся послами ЦУР – популяризуют ЦУР среди населения, знакомят с идеями и принципами устойчивого развития.

Таким образом, из всего перечисленного становится очевидно, что Республика Беларусь с середины 90-х годов восприняла тему устойчивого развития как важную часть будущей государственной политики, а по прошествии примерно 20 лет, в 2017 году, сделала еще один решительный шаг, направленный придание политике перехода к устойчивому развитию и достижению ЦУР новый импульс. Был издан целый перечень программных документов стратегического характера, при этом вопросу устойчивого развития в них была отведена главенствующая роль, создан целый ряд структур на национальном и региональном уровнях, последовательно были проработаны вопросы обеспечения деятельности, организации процессов перехода к устойчивому развитию, путем консультаций с представителями гражданского общества создан работающий механизм, который, по мнению специалистов, хоть и нуждается в доработке[30], тем не менее уже сейчас позволяет гибко и своевременно реагировать на окружающие изменения, пересматривать приоритеты и цели, корректировать механизмы их достижения и добиваться результатов. Помимо этого, было сформировано отдельное направление, занимающееся вопросами освещения достижения ЦУР и привлечением новых людей к участию в данном движении.

Российская Федерация и Республика Беларусь выразили свою поддержку идеям устойчивого развития своевременно, обе страны занимают активную позицию в вопросе проведения политики устойчивого развития. Так, на официальном сайте ООН в сети Интернет размещены добровольные национальные обзоры о ходе достижения ЦУР, Россия представила данный документ в 2020 году[31], а Беларусь – в 2022 году[32]. Достижения и зоны развития, которые отмечают страны в этих обзорах, могут являются темой для отдельного исследования, однако в рамках заявленной темы данной статьи необходимо отметить разницу между подходами, которые применяют страны при реализации политики перехода к устойчивому развитию. Республика Беларусь постепенно пришла к необходимости создавать документы, имеющие своим предметом вопросы устойчивого развития в соответствии с пониманием, принятым в международном сообществе, в то время как Российская Федерация видит устойчивое развитие важной сферой государственной политики, но при этом включает эти вопросы в качестве составной части документов, посвященные безопасности страны, экологическому развитию,  до сих пор не состоялось выделение темы устойчивого развития и достижения ЦУР в отдельное направление, сопровождающееся формированием документа федерального уровня.

Библиографический список

  1. Бобылев С. Н. Экология и экономика: взгляд в будущее // Экологическое право. 2001. № 2. С. 12–18.
  2. Кондратьев К. Я., Лосев К. С. Иллюзия и реальность стратегии устойчивого развития // Вестник РАН. 2002. Т. 72. № 7. С. 592–601.
  3. Пустохина Н.Г., Валиев В.Л. Концепция устойчивого развития: основные положения // Известия УГГУ. 2015. №2 (38).
  4. О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития: Указ Президента РФ от 04.02.1994 № 236 // Собрание актов Президента и Правительства РФ — 1994, — № 6, — Ст. 436; Документ утратил силу с 19 апреля 2017 года.
  5. Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 17.12.1997 № 1300 // Российская газета — № 247, —1997.
  6. Текст-Архив // textarchive.ru: site — URL: https://textarchive.ru/c-1834903-pall.html (дата обращения: 18.02.2022).
  7. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ // СЗ РФ — 2002, — № 2, — Ст. 133.
  8. Об Экологической доктрине Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р // СЗ РФ — 2002, — № 36, — Ст. 3510.
  9. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года: Утверждены Президентом РФ 30.04.2012 // Документ опубликован не был.
  10. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей S-19/2 // URL:chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://documentsddsny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N97/774/75/PDF/N9777475.pdf?OpenElement.
  11. Хартия Земли // URL: https://earthcharter.org/.
  12. Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/decl_wssd.shtml.
  13. Научная основа стратегии устойчивого развития Российской Федерации = Basic principles of the Russian Federation sustainable development strategy / Федер. собр. Рос. Федерации, Гос. Дума, Комис. Гос. Думы по устойчивому развитию; [Г.Н. Селезнев и др.]; под общ. ред. М.Ч. Залиханова [и др.]. // М.: Изд. Гос. Думы — 2002. — 391 с.
  14. Выступление Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева на Конференции ООН по устойчивому развитию // НП «Юнепком»: сайт — URL: http://www.unepcom.ru/development/susdev-news/401-120621rio-medvedev.html (дата обращения: 15.02.2022).
  15. О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 19.04.2017 № 176 // СЗ РФ — 2017, — № 17, — Ст. 2546.
  16. Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 20 марта 1996 г. №197 «Об образовании Национальной комиссии по устойчивому развитию Республики Беларусь»//URL: http://levonevski.net/pravo/razdel5/num7/5d7474.html
  17. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь // URL: https://economy.gov.by/uploads/files/NSUR/NSUR-2010.pdf.
  18. Декларация тысячелетия ООН // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml
  19. Смирнова Т.С., Камышников И.Н., Проблемы реализации целей устойчивого развития в России // Московский экономический журнал. 2019. №8.
  20. План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию // URL: chrome extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://www.un.org/ru/events/pastevents/plan_wssd.pdf
  21. Указ Президента Республики Беларусь от 25 мая 2017 года № 181 «О Национальном координаторе по достижению Целей устойчивого развития»// URL:https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=P31700181&p1=1
  22.   Дорожная карта по реализации ЦУР в Республике Беларусь // URL: https://sdgs.by/kcfinder/upload/files/FINAL.pdf
  23. Национальная стратегия устойчивого развития республики Беларусь на период до 2035 года // URL: https://economy.gov.by/uploads/files/Natsionalnaja-strategija-ustojchivogo-razvitija-Respubliki-Belarus-na-period-do-2035-goda.pdf.
  24. Драгун Н.П., Ивановская И.В. Направления изменения национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Беларуси в контексте ее гармонизации с Повесткой-2030 ООН // Вестник ГГТУ им. П.О. Сухого. 2018. №2 (73).
  25. Парламентская группа устойчивого развития Республики Беларусь // URL: https://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2017/december/26797/
  26. Масилевич Н.А. Имплементация стратегии устойчивого развития Беларуси на региональном уровне // Труды БГТУ. Серия 5: Экономика и управление. 2018. №1 (208).
  27. Положение о Партнерской группе устойчивого развития // URL: https://sdgs.by/kcfinder/upload/files.pdf
  28. Яковлева С. И. Стратегическое планирование и мониторинг устойчивого развития: опыт России и Белоруссии // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2019. №2-1..
  29. Молодежные послы ЦУР // URL: https://moladz.by/projects/773-brsm-1000.
  30. Неверов А.В., Масилевич Н.А., Равино А.В., Воспроизводство экологического капитала в системе устойчивого развития // Труды БГТУ. Серия 5: Экономика и управление. 2021. №1 (244).
  31. Voluntary National Review Russia 2020 // URL: https://hlpf.un.org/countries/russian-federation/voluntary-national-review-2020.
  32.   Voluntary National Review Belarus 2022 // URL: https://hlpf.un.org/countries/belarus/voluntary-national-review-2022.




    Информация об авторе:

    Стрельченя Илья Денисович, аспирант кафедры международного права Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы.


    Information about the author:

    Strelchenya Ilya Denisovich, Postgraduate student of the Department of International Law of the Patrice Lumumba Peoples’ Friendship University of Russia.



[1] Бобылев С. Н. Экология и экономика: взгляд в будущее // Экологическое право. 2001. № 2. С. 12–18.

[2] Кондратьев К. Я., Лосев К. С. Иллюзия и реальность стратегии устойчивого развития // Вестник РАН. 2002. Т. 72. № 7. С. 592–601.

[3] Пустохина Н.Г., Валиев В.Л. Концепция устойчивого развития: основные положения // Известия УГГУ. 2015. №2 (38).

[4] О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития: Указ Президента РФ от 04.02.1994 № 236 // Собрание актов Президента и Правительства РФ — 1994, — № 6, — Ст. 436; Документ утратил силу с 19 апреля 2017 года.

[5] Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 17.12.1997 № 1300 // Российская газета — № 247, —1997.

[6] Текст-Архив // textarchive.ru: site — URL: https://textarchive.ru/c-1834903-pall.html (дата обращения: 18.02.2022).

[7] Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ // СЗ РФ — 2002, — № 2, — Ст. 133.

[8] Об Экологической доктрине Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р // СЗ РФ — 2002, — № 36, — Ст. 3510.

[9] Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года: Утверждены Президентом РФ 30.04.2012 // Документ опубликован не был.

[10] Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей S-19/2 //

URL: https://documents-dds ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N97/774/75/PDF/N9777475.pdf?OpenElement.

[11] Хартия Земли // URL: https://earthcharter.org/.

[12] Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/decl_wssd.shtml

[13] Научная основа стратегии устойчивого развития Российской Федерации = Basic principles of the Russian Federation sustainable development strategy / Федер. собр. Рос. Федерации, Гос. Дума, Комис. Гос. Думы по устойчивому развитию; [Г.Н. Селезнев и др.]; под общ. ред. М.Ч. Залиханова [и др.]. // М.: Изд. Гос. Думы — 2002. — 391 с.

[14] Выступление Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева на Конференции ООН по устойчивому развитию // НП «Юнепком»: сайт — URL: http://www.unepcom.ru/development/susdev-news/401-120621rio-medvedev.html (дата обращения: 15.02.2022).

[15] О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 19.04.2017 № 176 // СЗ РФ — 2017, — № 17, — Ст. 2546.

[16] Смирнова Т.С., Камышников И.Н., Проблемы реализации целей устойчивого развития в России // Московский экономический журнал. 2019. №8.

[17] Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 20 марта 1996 г. №197 «Об образовании Национальной комиссии по устойчивому развитию Республики Беларусь»//

URL: http://levonevski.net/pravo/razdel5/num7/5d7474.html

[18]Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь //

URL: https://economy.gov.by/uploads/files/NSUR/NSUR-2010.pdf.

[19] Декларация тысячелетия ООН //URL:https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/

summitdecl.shtml

[20] План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию // URL: chrome extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://www.un.org/ru/events/pastevents/plan_wssd.pdf

[21] Указ Президента Республики Беларусь от 25 мая 2017 года № 181 «О Национальном координаторе по достижению Целей устойчивого развития»// URL:https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=

P31700181&p1=1

[22] Дорожная карта по реализации ЦУР в Республике Беларусь // URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://sdgs.by/kcfinder/upload/files/FINAL_.pdf

[23] Национальная стратегия устойчивого развития республики беларусь на период до 2035 года // URL: https://economy.gov.by/uploads/files/Natsionalnaja-strategija-ustojchivogo-razvitija-Respubliki-Belarus-na-period-do-2035-goda.pdf.

[24] Драгун Н.П., Ивановская И.В. Направления изменения национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Беларуси в контексте ее гармонизации с Повесткой-2030 ООН // Вестник ГГТУ им. П.О. Сухого. 2018. №2 (73)..09.2023).

[25] Парламентская группа устойчивого развития Республики Беларусь // URL: https://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2017/december/26797/

[26] Масилевич Н.А. Имплементация стратегии устойчивого развития Беларуси на региональном уровне // Труды БГТУ. Серия 5: Экономика и управление. 2018. №1 (208).

[27] Положение о Партнерской группе устойчивого развития // URL: https://sdgs.by/kcfinder/upload/files.pdf

[28] Яковлева С. И. Стратегическое планирование и мониторинг устойчивого развития: опыт России и Белоруссии // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2019. №2-1..

[29] Молодежные послы ЦУР // URL: https://moladz.by/projects/773-brsm-1000.

[30] Неверов А.В., Масилевич Н.А., Равино А.В., Воспроизводство экологического капитала в системе устойчивого развития // Труды БГТУ. Серия 5: Экономика и управление. 2021. №1 (244).

[31] Voluntary National Review 2020 // URL: https://hlpf.un.org/countries/russian-federation/voluntary-national-review-2020.

[32] Voluntary National Review 2022 // URL: https://hlpf.un.org/countries/belarus/voluntary-national-review-2022.

Добавить комментарий

Войти с помощью: