
Современные международные отношения в значительной степени видоизменились и прошли несколько этапов развития с момента возникновения Ялтинско-Потсдамской системы. В сферу пристального внимания субъектов международного права входили всё новые его отрасли, которые в последующем приобретали свою собственную нормативно-правовую базу, регулирующие и дискуссионные органы, в конечном итоге становясь неотъемлемой частью системы международно-правового регулирования. Одним из таких векторов является энергетика, структура которой осложняется наличием нескольких направлений деятельности, в том числе: нефтегазовая промышленность, теплоэнергетический комплекс, угольная промышленность, водный сектор. С развитием общества, энергетика также претерпевала изменения и в её структуру входили новые виды, такие как: солнечная и ветряная энергетика, водород и атомная промышленности. Каждая из них требует наличия своей нормативно-правовой базы в части регулирования в целях обеспечения безопасности людей и окружающей среды, с учётом перманентного развития и появления существа новых технологий.
В данной статье авторы рассматривают регулирование в сфере атомной промышленности, как неотъемлемой части международного энергетического рынка и в контексте появления новых видов источников энергии, в частности плавучих атомных теплоэлектростанций, а также необходимость их развития в контексте современных международных отношений.
Ключевые слова: энергетика, ПАТЭС, международное регулирование, безопасность, МАГАТЭ, ИМО.
Floating nuclear power plants (FNPP) as part of the future energy market and the issues of legal regulation of their status (Part 2)
Abstract: Modern international relations have largely changed and gone through several stages of development since the Yalta-Potsdam system was established. The sphere of close attention of international actors included all new industries, which subsequently acquired their own legal framework, regulatory and discussion organizations, as result eventually becoming an integral part of the system. One of these vectors is the energy sector, the structure of which is complicated by the presence of several areas of activity, including the oil and gas industry, the thermal power complex, the coal industry, and the water sector. With the development of society, the energy sector also underwent changes and its structure included new types, such as solar and wind energy, hydrogen and nuclear industries. Each of them requires its own regulatory framework in terms of regulation in order to ensure the safety of people and the environment, taking into account the permanent development and the emergence of new technologies.
In this article, the authors consider regulation in the nuclear industry as an integral part of the international energy market and in the framework of arrival of new types of energy sources, in particular floating nuclear power plants, as well as the need for their development in the context of modern international relations.
Key words: energy, FNPP, international regulation, safety and security, IAEA, IMO.
Плавучие атомные теплоэлектростанции (ПАТЭС) являются относительно новым технологическим объектом и как следствие, до конца не обеспечивающимся необходимыми регулятивными нормами. Процесс создания правовой базы, в особенности в сфере международных отношений, является трудоёмким и достаточно продолжительным. В контексте ПАТЭС хотелось бы остановиться на нескольких, наиболее важных темах в контексте создания их международного правового регулирования.
В первую очередь необходимо сказать о деятельности Международной морской организации (далее — ИМО), в частности о Конвенции ООН по морскому праву, Международной конвенции по охране человеческой жизни на море и Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов, так как на протяжении практически всего жизненного цикла, в том числе транспортировке и эксплуатации, расположение активной зоны плавучих атомных теплоэлектростанций предполагается на водной поверхности.
Конвенция ООН по морскому праву является одним из основополагающих документов в сфере регулирования правоотношений на морском пространстве [1]. В Конвенции уделяются лишь две статьи атомной отрасли, в частности ст. 22 и ст. 23, в которых говорится о правилах прохода танкеров, судов с ядерным двигателем или перевозящих ядерные вещества через территориальные воды государств. В то же время, в Конвенции не говорится о плавучих объектах, не имеющих возможности осуществлять движения за счёт собственных установок и имеющих ядерное топливо на борту. По этой причине ПАТЭС не попадает под регулятивные меры, касающиеся танкеров и иных судов, в следствии чего их деятельность не охватывается Конвенцией ООН по морскому праву.
Другим не менее важным документом является Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (далее — SOLAS) [2]. SOLAS указывает на основные положения в сфере стандартов безопасности для конструкций, укомплектованности и эксплуатации судов, а также их принадлежности к определённым государствам. В данном документе отсутствует понятие «судно», что затрудняет дальнейшую кодификацию и определение применимых норм по отношению к ПАТЭС. Помимо этого, в главе 1, части 3 (а) iii говорится о применении данной Конвенции по отношению к судам, приводящимся в движение с помощью механических средств, что ограничивает возможность регулирования ПАТЭС.
Однако более близкое, но по-прежнему не применимое определение к ПАТЭС, указывается в Кодексе ядерных торговых судов, на который ссылается SOLAS в главе 1 части 2 и главе 7 части 1. Так, в Кодексе говорится, что ядерное судно означает любое торговое судно, обычный режим которого основан на использовании ядерной энергии и характеристики которого, соответствуют характеристикам судов обычного водоизмещения. Невозможность применения данных норм, как и в случае с главой 1 части 3 (а) iii, заключается в отсутствии определения ПАТЭС и невозможности применения понятия «торговое судно» и «ядерное судно» в отношении ПАТЭС.
В главе 7 части 3 SOLAS говорится о необходимости соблюдения норм Международных морских правил перевозки опасных грузов (IMDG Code) в части перевозок опасных грузов в упакованном виде [3]. В частности, IMDG Code содержит подробные технические положения по размещению, сегрегации упаковке, классификации, маркировке и обозначению опасных грузов в упакованном виде, в том числе, радиоактивных материалов класса 7. В контексте перевозки радиоактивного груза необходимо также сказать о Международном кодексе безопасной перевозки облучённого ядерного топлива, плутония и радиоактивных отходов высокого уровня активности в упаковке на судах (INF Code) [4]. В нём содержатся специальные положения по проектированию судов, перевозящих радиоактивный материал и затрагивающие такие вопросы как устойчивость к повреждениям, противопожарная защита и прочность конструкции. INF Code включает в себя три класса требований к грузовым судам, в зависимости от радиоактивности перевозимого груза. Следовательно, согласно данному кодексу, конструкторские организации при разработке и строительстве ПАТЭС должны учитывать не только необходимые технологические характеристики и требования безопасности МАГАТЭ, но также и нормы, указанные в данном документе для дальнейшей транспортировки станции от места её сооружения к точке назначения, где в последующем она будет эксплуатироваться. В данном подходе существует значительный недостаток, что указанные классы в INF Code направлены на применение по отношению к судам, конструкция которых, в значительной степени отличается от конструкции барж и которые могут привести к невозможности стабильной эксплуатации ПАТЭС или более того, снижению норм радиационной безопасности, в следствии чего, станция будет не применима к использованию. Более того, использование данных норм и правил, указанных как в SOLAS, так в IMDG Code и INF Code осложняется их распространением на грузовые судна, которые отвечают определённым характеристикам и в категорию которых, не входят плавучие атомные теплоэлектростанции.
Иной необходимой составной частью будущего механизма регулирования в сфере ПАТЭС является MARPOL Convention, которая считается одним из главных международных документов по предотвращению загрязнения морской среды судами во время их эксплуатации или при аварийных
ситуациях [5]. Как и в случае с иными правовыми актами, MARPOL имеет своё определение «судно», так, в статье 2(4) говориться, что судно означает любое плавсредство, эксплуатируемое в морской среде, и включает в себя катера на подводных крыльях, транспортные средства на воздушных подушках, подводные аппараты, стационарные и плавучие платформы. Несмотря на то, что данная конвенция в силу наличия широкого понятия «судно» может быть распространена относительно ПАТЭС, в некоторых статьях документа встречаются отсылки к ранее упомянутым IMDG Code и конвенции СОЛАС, что в свою очередь, осложняет применимость документа по предотвращению загрязнения судами к плавучим атомным теплоэлектростанциями.
Суммируя вышесказанное в части распространения правового регулирования Международной морской организации на деятельность ПАТЭС, можно сделать вывод, что современные документы в силу отсутствия единообразного определения судна и различия положений в части их применения к плавучим атомным теплоэлектростанциям, не в полной мере отвечают современным вызовам и для развития данного направления атомной энергетики необходимо рассмотрение применение инструментов ИМО как отдельно в каждом конкретном случае, так и в совокупности, для выявления противоречий и внесения соответствующих правок. Однако деятельность в сфере транспортировки и эксплуатации ПАТЭС требует и разработки отдельных документов, содержание которых было бы направлено исключительно на регулирование деятельности плавучих атомных станций.
Иной проблемой регулирования деятельность ПАТЭС является согласованность правовой базы в сфере мореплавания и использования поверхности вод вместе с нормами и правилами обеспечения безопасности ядерных объектов, в первую очередь атомных электростанций. Первым документом, который является основополагающим в сфере обеспечения ядерной безопасности считается — Конвенция о ядерной безопасности [6]. Несмотря на свою особую значимость, данный документ имеет также проблему применимости относительно плавучих станций, в частности, в статье 2 «Определение» п. i даётся значение «ядерной установке», под которой подразумевается «…любая наземная гражданская станция…». Использование термина «наземный» исключает дальнейшее применение Конвенции, т.к. ПАТЭС в силу своих технических характеристик находится на поверхности воды и несмотря на то, что в Статье 3 «Сфера применения» указывается, что: «Настоящая Конвенция применяется к безопасности ядерных установок», т.е. без конкретизации о их местонахождении, уточняя определение ЯУ, можно сделать вывод о распространении её исключительно на станции, площадка которых находится на суше.
Другой важной частью данной Конвенции является Статья 7 «Законодательная и регулирующая основа», которая предусматривает:
- Введение соответствующих национальных требований и регулирующих положений в области безопасности;
- Систему лицензирования в отношении ядерных установок и запрещения эксплуатации ядерной установки без лицензии;
- Систему регулирующего контроля и оценки ядерных установок в целях проверки соблюдения действующих регулирующих положений и условий лицензии;
- Обеспечение выполнения действующих регулирующих положений и условий лицензий, включая приостановку действия, изменения и аннулирования.
В статье 8 «Регулирующий орган» говорится о необходимости создания регулирующего органа, которому поручается реализация законодательной и регулирующей основы.
Исходя из статей 7 и 8 можно сделать вывод, что для стран импортёров ПАТЭС, в территориальных водах которых будет расположена плавучая станция, будет возникать необходимость соблюдения двух данных статей, что осложняет реализацию проекта и потенциально может сказаться на ценообразовании и целесообразности расположения объекта. Однако, возвращаясь к понятию «атомная установка», данные требования могут быть неприменимы к использованию плавучих атомных станций исходя из первоначально данного определения объекта их деятельности. Более того, ранее не были реализованы проекты с использованием схемы ВОО, которая может заставить пересмотреть подходы к строительству и эксплуатации станции в некоторых государствах, в особенности, если речь идёт о ПАТЭС.
Таким образом, можно сделать вывод, что все статьи Конвенции о ядерной безопасности относятся исключительно к наземным атомным станциям, что ставит ПАТЭС за рамки её правового регулирования.
Все документы в сфере регулирования безопасности радиационных ядерных источников имеют общую цель, а именно «защита людей и охрана окружающей среды от вредного воздействия ионизирующего излучения». Данное определение дано в документе № SF-1 «Основополагающие принципы безопасности», который в отличие от ранее упомянутых, охватывает все радиационные источники и может быть применим не только к наземным АЭС, но и к ПАТЭС [7]. Однако, система норм безопасности в сфере атомных электростанций достаточно широка и представлена в различных международных документах, в особенности в серии INSAG.
Базовые принципы безопасности для АЭС, описанные в INSAG-3 «Basic safety Principles for Nuclear Power Plants», ставят в центр концепцию глубокоэшелонированной защиты, которая подразумевает применение несколько уровней безопасности, включая последовательные барьеры для предотвращения попадания радиоактивного материала в атмосферу [8]. Они детально представлены и описаны в INSAG-10 «Defense in Depth in Nuclear Safety» [9].
Данные уровни безопасности являются необходимыми для реализации системы безопасности на современных атомных станциях, которые учитываются в проектной основе при разработке дизайна, этапе строительства и эксплуатации станции. Их преимущество состоит в отсутствии чётких технических рамок, прописанных в INSAG-3, что позволяет расширить сферу применения в том числе и относительно ПАТЭС.
В то время, как подобные документы составляют основу систем безопасности современных ядерных установок, в частности атомных электростанций, в рамках МАГАТЭ реализуются документы с более детальным взглядом на безопасность, большинство из которых связаны исключительно с наземными станциями. Примерами могут послужить: Specific Safety Requirements (SSR series); Safety Requirements (NS-R series); General Safety Requirements (GSR series); Specific Safety Guide (SSG series); General Safety Guide (GSG series); а также серия норм INSAG [10].
В случае с ПАТЭС главной проблемой является техническое несоответствие, а точнее различие с наземными типами АЭС, что нередко становится камнем преткновения для применимости тех технический требований безопасности, которые распространяются для атомных станций, находящихся на земной поверхности. Таким образом, для эффективного распространения плавучих атомных теплоэлектростанций, которые могут послужить ключом к достижению не только углеродной нейтральность, но и выполнение ряда целей устойчивого развития ООН, необходимо обновление уже существующей правовой базы как в сфере мореплавания, так и в сфере обеспечения безопасности ядерных объектов, с учётом специфики функционирования малых модульных реакторов, использующихся на ПАТЭС, и расположения непосредственной площадки. В отдельных случаях, к примеру, при выработке водорода по средством использования ядерной энергетики или опреснения воды, необходимы также регламентирующие документы относительно безопасности и надёжности данных установок, так как их работа непосредственно связана с обеспечением безопасности реактора и может отличаться от региональной специфике, к примеру, вода в Персидском заливе встречается чрезмерно загрязнённой, что потенциально может привести к выводу из строя определённых установок системы обратного осмоса и как следствие, сказаться на обеспечении безопасности персонала и окружающей среды [11]. В этой связи также необходимы нормы разделения двух контуров, во избежание химической реакции, которая в конечном итоге может привести к непоправимым последствиям.

Подводя итог, стоит подчеркнуть, что современный энергетический рынок претерпевает кардинальные изменения, появление новых видов получения электроэнергии, её накопления и дальнейшее преобразование позволяют людям посмотреть на развитие своих отраслей, государств и проблему энергетической безопасности с другого ракурса. Однако существенной проблемой является то, что многие эксперты, говоря о развитии современных технологий в данной сфере, забывают об одной важной составляющей, а именно об обеспечении безопасность, т.к. всё более усложнённые конструкции приборов или установок включают в себя новые компоненты, которые входя в реакцию с определёнными элементами и могут послужить катализатором для аварии. Ярким примером является пароциркониевая реакция, которая относительно широко распространена и допущение которой может привести к критическим повреждениям АЭС и как следствие, высвобождению радиоактивных веществ в атмосферу. Абсолютно любая современная отрасль имеет свои характерные технические особенности, которые необходимо детально изучать и брать во внимание при проектировании и создании норм безопасности. Продолжая тему безопасности, необходимо обратить внимание на то, что при развитии современных технологий в сфере энергетики, так же активно развиваются и потенциальные угрозы, т.е. дроны, оружие, взрывчатка и т.д. Всё это в определённой ситуации может быть применимо против атомных станций. Военно-морские беспилотники, которые широко используются в ряде современных армий, оснащённые последними навигационными технологиями, высокой степенью защиты и способные нести полезную нагрузку в большом объёме, представляют из себя высокую степень угрозы для ПАТЭС. В этой связи потенциальным уровнем защиты являются боновые заграждения, однако их конструкция и материал, из которого они будут сооружаться, также требуют принятия строгих регламентирующих норм для обеспечения качества и эффективности. К этому стоит прибавить более распространённые потенциальные угрозы в виде малых субмарин, широко используемых в торговле оружием или наркотическими веществами, а также пиратство и боевые формирования, которые особенно распространены в западной части Индийского океана и вблизи торговых путей. Ярким примером может послужить возникший конфликт на Ближнем востоке между Йеменом и Западной коалицией в конце 2023 г. и начале 2024 г.
Таким образом, в рамках дальнейшего развития непосредственно плавучих атомных теплоэлектростанций необходимо создание регулятивной базы, которая охватывала бы все вопросы обеспечения безопасности с учётом современных и потенциальных угроз, тех требований, которые уже прописаны в документах ИМО и МАГАТЭ, но при их составлении необходимо учитывать технические особенности современных ПАТЭС.
Стоит подчеркнуть, что плавучие станции являются неотъемлемой частью будущего энергетического рынка, где Российская Федерация может занять ключевое место и обеспечить себе ведущую роль не только в сфере газа и нефти, а также в области современных, «прорывных» технологий, что в свою очередь положительно скажется на развитии иных областей экономики и станет объектом привлечения как иностранных инвестиций, так и профильных экспертов, что повлияет на увеличение научного потенциала России. Путь к достижению данной цели лежит не только через техническую составляющую проекта плавучих атомных теплоэлектростанций, но также через создание и обеспечение нормативно-правового базиса, который уже имеется в распоряжении Российской Федерации [12].
Список источников и литературы
- [1] Конвенция ООН по морскому праву // URL: https://www.un.org/depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf (дата обращения: 08 января 2024 г.).
- [2] SOLAS Convention// URL: http://www.mar.ist.utl.pt/mventura/Projecto-Navios-I/IMO-Conventions%20(copies)/SOLAS.pdf (дата обращения: 08 января 2024 г.).
- [3] IMDG Code // URL: https://resource.chemlinked.com.cn/CHEM/imdg-code.pdf (дата обращения: 08 января 2024 г.).
- [4] INF Code // URL: https://puc.overheid.nl/nsi/doc/PUC_2395_14/5/ (дата обращения: 08 января 2024 г.).
- [5] MARPOL Convention // URL: http://www.mar.ist.utl.pt/mventura/Projecto-Navios-I/IMO-Conventions%20%28copies%29/MARPOL.pdf (дата обращения: 08 января 2024 г.).
- [6] Конвенция о ядерной безопасности // URL: https://www.iaea.org/sites/default/files/infcirc449_rus.pdf (дата обращения: 08 января 2024 г.).
- [7] SF-1 Fundamental Safety Principles // URL: https://www-pub.iaea.org/MTCD/Publications/PDF/Pub1273_web.pdf (дата обращения: 08 января 2024 г.).
- [8] INSAG-12 Основные принципы безопасность атомных электростанций // URL: https://www-pub.iaea.org/MTCD/Publications/PDF/Pub1082r_web.pdf (дата обращения: 08 января 2024 г.).
- [9] INSAG-10 Defense in Depth // URL: https://www-pub.iaea.org/MTCD/Publications/PDF/Pub1013e_web.pdf (дата обращения: 08 января 2024 г.).
- [10] IAEA series // URL: https://www.iaea.org/publications/series/all (дата обращения: 10 января 2024 г.).
- [11] Чеснокова И.Г., Вербицкий С.В., Стамбровская Е.А. Анализ возможности работы плавучей атомной электростанции совместно с опреснительной установкой. Труды Крыловского государственного научного центра. 2021; 2(396): 149–158. С. 155.
- [12] Полевова В.И., Герко А.Г.К. Информационно-аналитический обзор зарубежных и российских нормативно-правовых требований, предъявляемых к ПАТЭС. Труды Крыловского государственного научного центра. 2021; Специальный выпуск 1: 257–260. С. 258.
Информация об авторах:
Комендантов Сергей Васильевич, к.ю.н., доцент, заместитель заведующего кафедрой международного права Дипломатической академии МИД России, член Российской ассоциации международного права, государственный советник Российской Федерации III класса;
Кольцов Олег Олегович, магистрант кафедры международного права Дипломатической академии МИД России.
Information about the authors:
Komendantov Sergey Vasilievich, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Deputy Head of the Department of International Law of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, member of the Russian Association of International Law, State Councilor of the Russian Federation, III class;
Koltsov Oleg Olegovich, master’s student of the Department of International Law of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia.