Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Политические и правовые основы этнокультурного развития российских регионов в укреплении международного имиджа России. (Опыт Татарстана).

Аннотация: Статья посвящена политическим и правовым основам этнокультурного развития  российских регионов  в укреплении международного имиджа России. Проанализирован опыт России, накопленный на протяжении сложного, исторического пути, являющийся примером межцивилизационного диалога, позволяет рассчитывать на позитивные результаты в реализации задач модернизации российского общества, сохранения его целостности и единство. Выделены и раскрыты отдельные положительные и негативные направления влияния геополитического положения страны на особенности культурно-цивилизационных характеристик  субъектов Российской Федерации. Определены основные подходы по взаимодействию с зарубежными диаспорами в сфере торгово-экономической, культурной, образовательной, спортивной связи. Описаны принципиально важные задачи, стоящие на пути необходимости сосредоточения усилий государств на культурно-просветительской деятельности и развитии духовно-нравственного потенциала общества обусловливает требование достижения согласованности действий всех уровней власти и эффективного использования потенциала регионов в укреплении целостности государства и прочности его международных позиций.

Annotation: The article is devoted to the political and legal basis of ethno-cultural development of Russian regions to strengthen Russia’s international image. The experience of Russia, gained over the complicated historical path, which is an example of dialogue among civilizations, can count on positive results in the implementation of the tasks of modernization of the Russian society, the preservation of its integrity and unity. Isolated and revealed some positive and negative directions of the influence of the geopolitical situation in the country especially in the cultural and civilizational characteristics of the subjects of the Russian Federation. The main approaches for cooperation with foreign diasporas in trade-economic, cultural, educational and sporting links. We describe a fundamentally important tasks on the way need to focus on the state of cultural and educational activities and the development of spiritual and moral potential of society leads to the requirement to achieve coherence at all levels of power and efficient use of the capacity of regions to strengthen the integrity and the strength of its international position.

Ключевые слова:  этнокультурное развитие,  международный имидж, межцивилизационное пространство, смешанная федерация

Key words: ethno-cultural development, international image, inter-civilization space, mixed Federation

 

Об авторах: Садыкова Эльмира Ленаровна,

кандидат юридических наук

доктор политических наук.

Гиматдинов Радик Рустамович,

кандидат политических наук.

About the authors: Sadykov Elmira Lenarovna, PhD

Doctor of Political Sciences.

Gimatdinov Radik Rustamovich Political Science.

 

Роль России в мировом межцивилизационном пространстве определяется особенностями длительного исторического периода эволюции российской государственности. Возрождение и сохранение основных элементов, определяющих российскую цивилизационную идентичность, создание условий для усиления процессов сближения и взаимопроникновения культур различных народов, проживающих на территории страны — одно из основных условий прочности позиций государства в международных отношениях. В условиях кризисных процессов, нарастания кризисных явлений в современной системе международных отношений усиливается конкуренция во всех сферах, включая культурно-ценностные ориентиры.

Опыт России, накопленный  на протяжении сложного, исторического пути, являющийся примером межцивилизационного диалога, позволяет рассчитывать на позитивные результаты в реализации задач модернизации российского общества, сохранения его целостности и единства. Важной составляющей процессов укрепления политической стабильности российского общества является национальная консолидация на основе культурных, духовно-нравственных ориентиров.

Россия по своему государственному устройству является смешанной федерацией, в которой субъекты образованы как по национальному, так и административному территориальному признакам. Российские регионы имеют полиэтнический состав населения. Так по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в России проживают представители 193 народов, обладающих отличительными особенностями материальной и духовной культуры. Культурное и языковое многообразие российских народов защищено государством. В России используется 277 языков и диалектов, в системе государственного образования используется 89 языков, из них 30 — в качестве языка обучения, 59 — в качестве предмета изучения (2010 год)[1].

Особенности этнокультурного многообразия России являются ее конкурентным преимуществом, необходимым элементом ее международного имиджа. Уникальность положения России на евразийском пространстве свидетельствует о необходимости выработки собственной геостратегической модели, позволяющей создать условия для объединения различных национальных, культурных, конфессиональных ценностей. Субъекты Федерации включены в систему политических отношений России и мировых глобальных процессов. Внутри России так же происходит внутрицивилизационный диалог, необходимый для того, чтобы избежать центробежные тенденции. Понимание особой роли Российской Федерации в современном диалоге цивилизаций неразрывно связано с ее  федеративным устройством.

Прежде всего, следует отметить влияние геополитического положения страны особенностей на особенности культурно-цивилизационных характеристик  субъектов Российской Федерации. Границы России с Китаем на Дальнем Востоке и Финляндией и Норвегией на северо-западе являются культурными и политическими рубежами.  Россия граничит с буддистской, исламской и западноевропейской культурными системами. На Кавказе государственные  границы соприкасаются со странами, относящимися к разным культурным системам[2].

В современном усложняющемся мире, котором нарастают тенденции межрелигиозных и межэтнических конфликтов для многонационального российского общества все большую значимость приобретают вопросы  возрождения духовных и нравственных ценностей, формирования и развития институтов, диалога  культурных традиций.

В Концепции внешней политике Российской Федерации (12 февраля 2013 г.) закреплено, что «Субъекты Российской Федерации развивают свои международные связи в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» и другими законодательными актами»[3].

Регионы играют положительную роль в развитии диалога между странами и народами, укреплении мира и международного сотрудничества, в обеспечении безопасности страны. «Развитие регионального и приграничного сотрудничества является важным резервом двусторонних связей с соответствующими странами и регионами в торгово-экономической, гуманитарной и иных областях»[4].

В выступлении Министра иностранных дел России С.В. Лаврова на XXV заседании Совета глав субъектов Российской Федерации при МИД России 28 апреля 2015 г. подчеркнуто повышение эффективности координации общих усилий по расширению связей субъектов Федерации с зарубежными партнерами. Он в частности отметил, что «наряду с наращиванием диалога по линии СНГ и Евразийского экономического союза расширяются связи регионов с партнерами в Китае, Индии, странах АСЕАН»; «углублению межрегионального сотрудничества на Азиатском-Тихоокеанском направлении призвано способствовать начало деятельности с января этого года Национального координационного центра по развитию экономических отношений с государствами АТР»; «налаживаются контакты регионов на латиноамериканском направлении»[5].

Важную значимость для укрепления атмосферы доверия и взаимопонимания в  международных отношениях, представляет развитие культурно-гуманитарных связей регионов с зарубежными партнерами.  Такие перекрестные акции,  как «Годы», «Дни», «Недели культуры и языка» и другие в которых активное участие принимают российские субъекты,  привлекают  широкую иностранную аудиторию и вызывают значительный интерес.

Степень вовлеченности российских регионов в международное сотрудничество, свидетельствует об их качественном  и эффективном уровне. Республика Татарстан — один из первых российских субъектов, активно включившихся в процесс международного сотрудничества. «Татарстан – поистине уникальный регион России, место соприкосновения, переплетения и взаимообогащения мусульманской и православной культур»[6]. Многонациональный состав республики предопределяет заинтересованность в развитии различных институтов культурно-цивилизационного диалога с зарубежными партнерами.

В рамках подготовки 1000-летнего юбилея столицы республики г. Казани, отмечавшегося в 2005 г., под эгидой ЮНЕСКО, Совета Европы, Академий наук России и Татарстана, Ассоциации «Большая Волга», Международного исследовательского центра исламской истории, искусства и культуры при Организации Исламская конференция и рядом других авторитетных российских и международных организаций,  была проведена весьма представительная конференция, посвященная Великому Волжскому пути.

Республика принимает активное участие в реализации  государственной политики в отношении соотечественников за рубежом. Всего по разным оценкам за пределами Российской Федерации проживают от 400 до 700 тыс. этнических татар. Наиболее крупные зарубежные диаспоры татар сосредоточены в тюркоязычных странах СНГ — Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Туркменистане и Азербайджане. Несколько десятков тысяч представителей татарского народа проживают на Украине и в странах Балтии, а также в Финляндии, Турции, США, Китае, Германии и Австралии[7].

В июне 1992г. в республике  был создан  Международный  союз общественных объединений «Всемирный конгресс татар» (ВКТ) и его Исполнительный комитет. Основными уставными целями деятельности определены: консолидация татарского народа, его общественных объединений; содействие национально–культурному, социально–экономическому и духовному развитию татарского народа; участие в разработке и реализации целевых программ в области национально–культурного развития. В настоящее время в составе ВКТ объединяются 352 национально–культурные общественные организации в числе которых 122 организации действующие в странах дальнего и ближнего зарубежъя.

Приоритетными направлениями во взаимодействии с зарубежными татарскими диаспорами являются торгово-экономические, культурные, образовательные, спортивные связи. Значительное внимание уделяется привлечению молодежи к участию в мероприятиях ВКТ, при Исполкоме которого создан и успешно осуществляет свою деятельность Всемирный форум татарской молодёжи.

Деятельность ВКТ, направленная на практическую реализацию   мер по  гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, получает поддержку, оказываемую Министерством иностранных дел России,  Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество).

В соответствии с региональными приоритетами российской внешней политики республика также вносит вклад в расширение торгово-экономического, взаимодействия со странами исламского мира. Важной диалоговой площадкой является Международный экономический саммит России и стран ОИС, который ежегодно проводится в г. Казани. Президент группы Исламского банка развития Ахмед Мохаммед Али Аль Мадани в один из своих последних визитов в Казань высоко оценил работу KazanSummit и перспективу развития отношений, отметив, что благодаря саммиту развиваются новые отношения между бизнесменами России и бизнесменами стран, входящих в группу ИБР. Ахмед Мохаммед Али Аль Мадани подчеркнул, что искренне рад тому, что площадка KazanSummit активно работает на международной экономической арене[8].

Историческая духовная и культурная близость  Республики Татарстан со многими мусульманскими странами Востока создает хорошие перспективы для развития межцивилизационного диалога в  международном сотрудничестве Российской Федерации.

«Развитие этнокультурного потенциала народов России, социализация этнокультурных сообществ, их интеграция в гражданское общество, межэтническое и межрелигиозное сотрудничество, преодоление этнического изоляционизма и экстремизма играют важную роль в укреплении общественно-политической и социально-экономической стабильности российского общества»[9].

В 2006 г. после присоединения Российской Федерации к  Организации исламского сотрудничества в статусе наблюдателя, была создана Группа стратегического видения «Россия — исламский мир» в которую входят известные государственные и общественные деятели из мусульманских государств, ряд крупнейших богословов исламского Востока в том числе из Индонезии, Марокко, Саудовской Аравии, Ирана, Кувейта и др.
В настоящее время обязанности председателя Группы исполняет Президент Татарстана Р.Н. Минниханов. Деятельность этой важной структуры, получившей широкий положительный резонанс во многих мусульманских странах направлена на создание площадки для диалога по наиболее острым проблемам международных отношений, укреплению долгосрочного сотрудничества России и исламских государств.

Попыткам использования радикальных течений ислама определенными внешними политическими  силами для разжигания в регионах сепаратистских настроений, должно быть противопоставлено духовное единство российского народа, независимо от этнической и религиозной принадлежности, основанное на гуманистических идеях, историческом опыте тесного диалога различных культур и конфессий.

5-6 октября 2015 г. в Москве Группой стратегического видения «Россия — Исламский мир» была организована международная конференция мусульманских религиозных деятелей «Исламская религия против экстремизма». В итоговой Декларации, принятой участниками форума, отмечено, «Россия — это уникальное историческое образование с тысячелетними корнями, государство-цивилизация, представляющее собой поликонфессиональный и поликультурный сплав множества традиций, включая конечно же и ислам»[10].

Современные мировые проблемы многоплановых и противоречивых процессов в многонациональных государствах вновь актуализируют вопросы политико-правовых основ реализации прав, находящихся в их составе разных народов.  В ходе многих внутригосударственных конфликтов происходит  нарушение этнических прав населения на сохранение своих духовных, исторических,  культурных, языковых особенностей и традиций. Так, например, украинский политический кризис демонстрирует стремление высших органов власти к доминированию «культа силы» в решении проблемы  территориальной целостности государства, вовлекая  при этом другие государства и международные организации. Рост националистических настроений в украинском обществе является одной из ключевых предпосылок усиливающегося конфликта вооруженного конфликта.

Президент Российской Федерации В.В. Путин   в интервью итальянской газете Il Corriere della Sera 6 июня 2015 г. , затрагивая вопрос о минских договоренностях, отметил «первое — нужно проводить конституционную реформу, обеспечив автономные права соответствующим территориям непризнанных республик. Киевские власти не хотят называть это автономией- они предпочитают другие термины, говорят о децентрализации. Наши европейские партнёры- это именно их рукой сделана соответствующая запись в минских договорённостях — расшифровали, что нужно понимать под децентрализацией: это право на язык, на культурное своеобразие, на приграничную торговлю»[11].

Современные вызовы и угрозы в новых реалиях требуют глубокого осмысления практической значимости вопросов этнокультурного развития народов Российской Федерации как одной из высших ценностей демократических основ российской государственности.

Опыт Республики Татарстан, одного из наиболее крупных российских регионов показывает, что международные механизмы этнокультурного развития субъектов Российской Федерации играют важную роль в сохранении основных элементов, определяющих российскую цивилизационную идентичность,  создании условий для усиления процессов сближения и взаимопроникновения культур различных народов.

Необходимость сосредоточения усилий государств на культурно-просветительской деятельности и развития духовно-нравственного потенциала общества обусловливает требование достижения согласованности действий всех уровней власти и эффективного использования потенциала регионов в укреплении целостности государства и прочности его международных позиций.

 

 

Библиография:

  1. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 12 февраля 2013г.  http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70218094/#ixzz3btsf7yJ8.
  2. Интервью Президента Российской Федерации В.В.Путина итальянской газете Il Corriere della Sera, 6 июня 2015г.  http://www.kremlin.ru/events/president/news/49629.
  3. Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 — 2020 годы)». Утверждена Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2013 г. № 718 http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70339260/.
  4. Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на презентации Республики Татарстан, Москва, 27 ноября 2014 года http://www.mid.ru/bdomp/nsipecon.nsf/1517c199eb1da84743256a420049024a/f1858c507e67067bc3257d9e0021c412.OpenDocument.
  5. Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на XXV заседании Совета глав субъектов Российской Федерации при МИД России, Москва,28 апреля 2015 года. http://new.mid.ru/activity/coordinating_and_advisory_body/meetings/-/asset_publisher/o0D4RcICOGw8/content/id/1229459.
  1. Итоговая Декларация, принятая на форуме мусульманских религиозных деятелей «Исламская религия против экстремизма» 5-6 октября 2015 г. http://rusisworld.com/novosti-gruppy/itogovaya-deklaraciya-prinyataya-na-forume-islamskaya-religiya-protiv-ekstremizma
  2. Вардомский Л.Б., Скатерщикова Е.Е. .Внешнеэкономическая деятельность регионов России.- М.:АРКТИ, 2002. С. 9.
  3. http://www.mid.ru/bdomp/ns-dipecon.nsf/1517c199eb1da84743256a420049024a/7db5c887de65accbc3257d9b003cf6f3.OpenDocument.
  4. http://1prime.ru/press_release/20150601/811696741.html.

 

[1] Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 — 2020 годы)». Утверждена  Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2013 г. № 718 http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70339260/

2 Вардомский Л.Б., Скатерщикова Е.Е. .Внешнеэкономическая деятельность регионов России.- М.:АРКТИ, 2002. С. 9.

[3] Концепция внешней политики Российской Федерации. Утв. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 12 февраля 2013г. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70218094/#ixzz3btsf7yJ8.

[4] Концепция внешней политики Российской Федерации.

[5] Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на XXV заседании Совета глав субъектов Российской Федерации при МИД России, Москва,28 апреля 2015 года. http://new.mid.ru/activity/coordinating_and_advisory_body/meetings/-/asset_publisher/o0D4RcICOGw8/content/id/1229459.

[6] Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на презентации Республики Татарстан, Москва, 27 ноября 2014 года   http://www.mid.ru/bdomp/nsipecon.nsf/1517c199eb1da84743256a420049024a/f1858c507e67067bc3257d9e0021c412.OpenDocument

[7]http://www.mid.ru/bdomp/ns-dipecon.nsf/1517c199eb1da84743256a420049024a/7db5c887de65accbc3257d9b003cf6f3.OpenDocument.

[8] http://1prime.ru/press_release/20150601/811696741.html.

[9] Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)», Постановление Правительства РФ от 20 августа 2013 г. № 718.

[10]Итоговая Декларация, принятая на форуме мусульманских религиозных деятелей «Исламская религия против экстремизма» 5-6 октября 2015 г. http://rusisworld.com/novosti-gruppy/itogovaya-deklaraciya-prinyataya-na-forume-islamskaya-religiya-protiv-ekstremizma

[11] Интервью Президента Российской Федерации В.В.Путина   итальянской газете Il Corriere della Sera, 6 июня 2015г.  http://www.kremlin.ru/events/president/news/49629.

Добавить комментарий

Войти с помощью: