Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Понятие и признаки гармонизации законодательств государств, образующих альянсы (союзы)

Авторами научной статьи на основе анализа совместной правотворческой и правоприменительной деятельности государств – членов ОДКБ, научных подходов и авторского понимания рассматриваются такие теоретические вопросы, как понятие, признаки и назначение гармонизации законодательств государств, образующих альянсы (союзы).

Ключевые слова: гармонизация законодательства, союз, альянс, Организация Договора о коллективной безопасности, ОДКБ.


The concept and signs of harmonization of legislation of states forming alliances (unions)

Annotation. The authors, based on an analysis of the joint law-making and law enforcement activities of the state members of the CSTO, scientific approaches and the author’s understanding, examines such theoretical issues as the concept, signs and purpose of harmonization of the laws of the states of the forming alliances (unions).

Keywords: harmonization of legislation, union, alliance, Collective Security Treaty Organization, CSTO.

Актуальность исследования тематики гармонизации законодательств государств, образующих альянсы (союзы), обусловлена потребностями поиска и комплексного анализа выработанных практик межгосударственных объединений, направленных на решение значимых вопросов интеграции государств в единое политико-правовое, военно-политическое и социально-экономическое пространство, в целях его обоснованного использования государствами – членами Организации Договора о коллективной безопасности[1].

Успешное международное сотрудничество, в том числе в области гармонизации законодательного регулирования по ряду ключевых вопросов, затрагивающих интересы государств, входящих в те или иные альянсы (союзы), способствует достижению положительного эффекта как на национальном уровне (за счет использования передового зарубежного опыта, апробированного и изученного соответствующими специалистами), так и на уровне межгосударственных образований (развитие интеграционных межгосударственных процессов, обеспечение взаимовыгодных отношений с зарубежными союзниками и партнерами)[2].

Гармонизация законодательства, как важнейшая форма сближения правовых систем, является достаточно длительным и трудозатратным процессом, который не приводит правовые системы к полному единству, но при этом максимально сближает законодательства различных государств в решении ряда проблем правового характера. Отличия национальных законодательств вытекает из различий в национальных традициях, уровнях развития и подходах к правовым проблемам.

Для того чтобы сформулировать определение понятия «гармонизация законодательств государств, образующих альянсы (союзы)», необходимо рассмотреть специфику института гармонизации законодательства в целом, разграничить его со смежными явлениями, а также выделить основные признаки гармонизации законодательств государств, образующих альянсы (союзы).

Следует отметить, что в действующем российском законодательстве не закреплено понятие «гармонизация законодательства», вместе с тем оно характеризуется как процесс совершенствования законодательного регулирования и как некий правовой постулат, на котором основано поступательное развитие интеграционных и внутригосударственных процессов.

С позиции юридической техники гармонизация играет особую роль в механизмах предотвращения и преодоления коллизий законов, поскольку  закон, как одна из основных разновидностей нормативного правового акта, не должен выступать источником дисбаланса в правовой системе.

Гармонизация законодательства позволяет устранить противоречивость и конкуренцию юридических актов правотворческой и правоприменительной сфер как внутри каждой из них, так и в совокупности их взаимосвязей. При этом гармонизация осуществляется как при помощи внутренних средств законодательных актов, так и путем использования в целом закона как средства согласования[3].

Право является основным способом регулирования общественных отношений, в том числе и международно-правовых[4]. Разнообразные процессы, затрагивающие вопросы глобализации, которые происходят в нынешнее время, делают практически невозможным нахождение любого государства в автономии и сопровождаются той или иной формой международно-правовой интеграции[5].

Основным средством гармонизации в международном праве в настоящее время является унификация. Учитывая, что унификация как форма гармонизации в международной среде получила главенствующее положение, следует различать ее внутригосударственный и международный виды.

Зачастую гармонизацию и унификацию считают синонимичными понятиями, однако это не является действительностью. Объединяет унификацию и гармонизацию то, что они являются нормотворческими процессами, которые осуществляются с участием субъектов международно-правовых отношений, но их цели не идентичны. В этой связи представляется целесообразным более подробно остановиться на определении унификации права.

Под унификацией в международном праве принято понимать процесс создания и введения в правовые системы единообразных правовых предписаний[6].

Унификация является разновидностью нормотворческого процесса, которая происходит одновременно в двух правовых системах – в международном праве и во внутреннем праве государства. Она предполагает введение в национальное право различных государств одинаковых норм права, что ведет к сближению национально-правовых систем, стиранию различий между ними[7].

При этом гармонизация является более широким понятием, т. к. сближение права при гармонизации осуществляется и за пределами унификации. Некоторые ученые выделяют гармонизацию в широком смысле, которая включает в себя гармонизацию и унификацию, и гармонизацию в узком смысле (собственно гармонизацию).

Основным отличием гармонизации от унификации является отсутствие в такой деятельности обязательств государств международно-правового характера, которые были бы юридически закреплены договором. При гармонизации принимаются рамочные документы, а государства включают эти нормы в национальное законодательство добровольно. Гармонизация права – более простой и мягкий процесс.

Унификация приводит к созданию одинаковых правовых норм в национальном праве различных государств, в то время как гармонизация – к сближению права, к устранению противоречий[8]. Унифицированные нормы в национальном праве выступают как специальные, поскольку их природа связана с международным договором. Отсюда и особый порядок их применения. В процессе же гармонизации происходит развитие национального права, поскольку в него включаются нормы либо заимствованные у других государств, либо предусмотренные типовым законом, иным международно-правовым актом, адаптированные к национальной правовой системе, и принимаемые в виде национальных правовых актов. Они не отличаются от иных национальных правовых норм и применяются в общем порядке.

Стоит отметить, что помимо гармонизации и унификации права выделяют способ международно-правовой интеграции – сближение права. Процесс сближения означает выработку общего курса развития, общих юридических норм. Целью сближения законодательства является согласованность, устранение противоречий в правовых системах государств.

При этом сближение и гармонизация права – процессы не идентичные, но достаточно схожие.

Под сближением можно понимать курс государств на определение общих направлений согласованного развития национальных законодательств, на преодоление разногласий и разработку совместных правовых решений.

Важно, что для гармонизации права характерна добровольность включения правовых норм в национальное законодательство, а при унификации государства – участники связаны международно-правовым договором или иным документом, имеющим юридическую силу и предполагающим правовые обязательства по унификации национально-правовых норм.

Стоит отметить, что в теории международного права до сих пор не выработан единый подход к определению понятий «гармонизация» и «унификация»[9], некоторые теоретики считают их равнозначными, другие полагают, что унификация – разновидность гармонизации. Однако большинство специалистов в области международного права разделяют гармонизацию и унификацию, считая их различными способами (формами) правовой интеграции.

Гармонизация законодательства выступает в роли показателя качества нормотворческой, интерпретационной и правоприменительной деятельности органов государственной власти, их места и роли в жизни общества. Во многих правовых актах понятие «гармонизация» употребляется не только в субъективном, но и в объективном смысле, как волевое стремление правосознания граждан и должностных лиц к улучшению состояния законодательства.

При этом термин «гармонизация» используется в наименованиях правовых актов, употребляется в многообразных законодательных контекстах.

По мнению авторов, одной из сложных и актуальных практических задач выступает обеспечение гармоничного включения принятых актов межгосударственного значения (в рамках соответствующих альянсов или союзов) в общую систему действующего национального законодательства.

Количественное увеличение международных актов, участником которых выступает Российская Федерация, непрерывное развитие и углубление межгосударственных отношений Российской Федерации с союзными государствами, в том числе в рамках ОДКБ, укрепление сложившихся между ними связей способствуют постоянному росту количества правовой информации, в первую очередь, правовых актов. Несвоевременный учет такой информации может нарушить гармонию законодательства как единого целостного, стабильного образования.

Представляется, что именно внутригосударственная гармонизация, как деятельность по приведению законов в целостную согласованную систему, необходима для обеспечения нормального функционирования всего механизма правового регулирования. Будучи юридически значимой формой деятельности, гармонизация невозможна без согласования деятельности всех участников законотворческого процесса.

В качества примера достаточно продуктивной работы по гармонизации и унификации можно привести деятельность Парламентской Ассамблеи ОДКБ[10]. Основная роль ПА ОДКБ заключается в создании нормативно-правовых условий функционирования системы коллективной безопасности государств – членов Организации. Перед парламентами государств – членов ОДКБ реализовывается задача сближения, гармонизации национального законодательства и его совершенствования на основе мониторинга военно-политической обстановки, выводов и точных прогнозов ее развития в зоне ответственности Организации.

ПА ОДКБ разрабатывает модельные законы и рекомендации, а парламентарии государств – членов Организации осуществляют работу по их имплементации в национальные правовые системы.

Стратегические задачи и приоритеты развития ОДКБ, а также растущая напряженность и трансформация международных отношений между основными центрами силы приводят к тому, что ПА ОДКБ осуществляет модельное законотворчество по следующим ключевым направлениям:

  • обеспечение национальной и военной безопасности государств – членов ОДКБ;
  • совершенствование системы коллективной безопасности, в том числе ее миротворческого потенциала;
  • развитие военно-технического сотрудничества;
  • противодействие терроризму и экстремизму[11], распространению наркотиков и прекурсоров, торговле людьми, нелегальному обороту оружия, транснациональной преступности, преступлениям коррупционной направленности;
  • обеспечение информационной безопасности;
  • защита критически важных объектов;
  • коллективное реагирование на кризисные и чрезвычайные ситуации.

Кроме того, постоянное внимание уделяется вопросам сохранения и защиты исторической правды, патриотического воспитания молодежи, что, на взгляд автора, со временем может стать также одним из ключевых направлений деятельности ПА ОДКБ.

Так, например, были приняты рекомендации по гармонизации законодательства по вопросам:

  • воинской обязанности и военной службы;
  • статуса военнослужащих и приравненных к ним категорий государственных служащих;
  • изъятия имущества граждан и организаций в условиях военного или чрезвычайного положения;
  • перекрытия каналов проникновения международного терроризма;
  • противодействия рискам неконтролируемого распространения виртуальных активов;
  • обеспечения защиты электоральных процессов и суверенитета государств – членов ОДКБ.

Также были приняты рекомендации по противодействию терроризму на объектах топливно-энергетического комплекса, информационно-аналитическому обеспечению правоохранительных органов государств – членов ОДКБ, совершенствованию организационно-правовых и методических основ учета положений модельных актов при модернизации национальных законодательств государств – членов ОДКБ и по совершенствованию методических основ разработки и подготовки к принятию модельных актов Организации[12].

Основываясь на системном и комплексном подходе, модельная правовая база ОДКБ носит актуальный, современный и в ряде случаев упреждающий характер, обладает высокой степенью имплементации на национальном уровне.

По мнению автора, работа по всем перечисленным направлениям сохранит для межпарламентского сотрудничества актуальный характер и в перспективе, в том числе в условиях проведения Российской Федерацией специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины.



Примерами успешной гармонизации национального законодательства государств – членов ОДКБ являются следующие.

В рамках работы по имплементации вопросов совершенствования национального законодательства государств – членов ОДКБ в сфере противодействия распространению нацизма и его проявлений в Республике Беларусь принят специальный законодательный акт – Закон Республики Беларусь от 14.05.2021 № 103-3 «О недопущении реабилитации нацизма».

В указанном нормативном правовом акте определены термины «нацизм», «нацистская символика и атрибутика», «реабилитация нацизма», «нацистские преступники» и «пособники нацистских преступников», а также закреплен широкий перечень мер, направленных на противодействие реабилитации нацизма[13].

Также определены основные направления профилактики реабилитации нацизма (мониторинг соблюдения законодательства, в том числе редакциями СМИ, владельцами различных ресурсов сети «Интернет»; создание и распространение информационной продукции различного рода в целях недопущения реабилитации нацизма; противодействие реабилитации нацизма при увековечении памяти погибших; формирование в обществе нетерпимости к нацизму; содействие деятельности, способствующей прославлению Победы в Великой Отечественной войне).

Кроме того, указанным законом введен перечень запретов: реабилитация нацизма и ее финансирование, деятельность субъектов, направленная на реабилитацию нацизма, пропаганда, публичное демонстрирование и другие действия, связанные с использованием нацистской символики и атрибутики.

Закон Республики Казахстан «О миротворческой деятельности Республики Казахстан» от 11.04.2014 гармонирует с Рекомендациями по совершенствованию национального законодательства государств – членов ОДКБ в области функционирования коллективных миротворческих сил, которые направлены на содействие унификации законодательства государств – членов ОДКБ, путем определения правовой базы для:

  • принятия решений, связанных с возможным применением Коллективных миротворческих сил ОДКБ;
  • формирования единого понятийного аппарата;
  • регулирования правового положения воинских формирований, временно находящихся на территории других государств, а также правового статуса военного, полицейского и гражданского персонала Коллективных миротворческих сил ОДКБ;
  • регламентации механизмов предоставления военного, полицейского и гражданского персонала в состав Коллективных миротворческих сил ОДКБ.

Например, в целях единообразного подхода к использованию терминологического аппарата в сфере миротворческой деятельности, в указанном нормативном правовом акте используются такие термины как «миротворческая деятельность», «операция по поддержанию мира и безопасности», «мандат на проведение миротворческой операции», «национальный контингент» и др. В статьях 4, 5 и 6 Закона установлены принципы миротворческой деятельности, его цели и задачи.

При гармонизации национального законодательства Кыргызской Республики в вопросах применения норм модельного закона ОДКБ «О негосударственных субъектах обеспечения национальной безопасности» в Концепции национальной безопасности Кыргызской Республики, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 20.12.2021 № 570 отражены правовые основы обеспечения национальной безопасности государства. Кроме того, в статье 2 Закона Кыргызской Республики «О национальной безопасности» в качестве негосударственных субъектов обеспечения национальной безопасности определены граждане, общественные и иные организации и объединения, которые обладают правами и обязанностями в обеспечении национальной безопасности. При этом государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным, иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении национальной безопасности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Анализ введенных в последние годы изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Таджикистан и в проект Уголовного кодекса Республики Таджикистан в новой редакции свидетельствует о включении в них основных положений Рекомендательного перечня составов преступлений и административных правонарушений в сфере обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства для государств – членов ОДКБ.

Так, например, измена государству, шпионаж и разглашение государственной тайны нашли свое отражение в соответствующих статьях проекта Уголовного кодекса в новой редакции.

Отдельные положения перечня имплементированы в соответствующей главе проекта УК, касающейся уголовных правонарушений против информационной безопасности и связи, среди которых можно выделить такие преступления как:

  • неправомерный доступ к информации, в информационную систему или сеть телекоммуникаций;
  • неправомерное уничтожение или модификация информации;
  • нарушение работы информационной системы или сетей телекоммуникаций;
  • неправомерное завладение информацией;
  • создание, использование или распространение вредоносных компьютерных программ или программных продуктов и неправомерное распространение электронных информационных ресурсов ограниченного доступа.

Стоит отметить, что приведенные примеры не являются исчерпывающими, поскольку работа по гармонизации национального законодательства государств – членов ОДКБ осуществляется и в настоящее время, при этом представляет собой сложный и длительный процесс как по объему задач, так и по их характеру.

Таким образом, гармонизацию права можно определить как нормотворческий процесс, направленный на сближение и согласование права различных государств, а также на устранение коллизий и противоречий в рамках правовой системы одного государства, в результате чего формируются общие принципы и процедуры.

Представляется, что признаками правового явления гармонизации законодательств государств, образующих альянсы (союзы), являются:

1. Гармонизация представляет собой особую юридическую деятельность ответственных лиц на международном и национальном уровнях. На уровне межгосударственного объединения (альянса, союза) государства путем выражения своей суверенной воли, взаимовыгодного согласования позиции договариваются о принятии тех или иных решений с условием приведения национального законодательства в соответствии с выработанной и утвержденной позицией. На национальном уровне государство в лице его уполномоченных органов должно принять необходимые меры по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство с целью наиболее эффективной и последовательной реализации достигнутых договоренностей наравне с другими государствами-участниками соответствующего альянса (союза).

2. Объектом гармонизации законодательств государств, образующих альянсы (союзы), выступает определенная законодательная база, что может быть выражено в отдельном законе, его части, группе законов, отрасли законодательства, нескольких отраслей законодательства, всего российского законодательства.

3. Гармонизация законодательства, как особый правовой механизм, обладает гибким и при этом универсальным характером. Сущность гармонизации законодательств государств, образующих альянсы (союзы), составляет взаимное (координационное, обоюдное) либо одностороннее[14] согласование содержания, формы и (или) действия отдельных положений либо целого закона (группы законов) на основе договоренностей, достигнутых в рамках функционирования соответствующего альянса (союза).

4. Основной целью гармонизации законодательств государств, образующих альянсы (союзы), является приведение в слаженное состояние законодательства всех участников альянса (союза), позволяющее рассматривать его как единое и функционально эффективное правовое образование.

5. Достижение внутреннего единства, структурированности законодательства. Однако представляется важным, что гармонизация не является механической формой соединения законов, несмотря на то, что многие ее инструменты носят в основном технико-юридический характер.

6. Гармонизация законодательства обладает совокупностью методов и средств, при помощи которых осуществляется согласование формы, содержания и действия законов в рамках системы законодательства, а также производится сопряжение законов с внешней функциональной средой – установление взаимосвязи с международным правом.

Таким образом, гармонизация законодательств государств, образующих альянсы (союзы), представляет собой совокупность мер политико-правового характера, направленных на добровольное и взаимовыгодное сближение законодательств различных государств на основе достигнутых межгосударственных договоренностей альянса (союза), участниками которого являются такие государства, а также на устранение коллизий и противоречий в рамках правовой системы одного государства, в результате чего формируются общие принципы и процедуры для эффективной реализации целей и задач альянса (союза).

В условиях складывающейся социально-политической обстановки в мире правотворческая деятельность государств – участников альянсов (союзов), в том числе ОДКБ, выдвигается на первый план, поскольку результат процессов гармонизации и унификации законодательств заключается в создании правовых условий для проведения единой согласованной политики.

Список источников и литературы

1. Безбородов Ю.С. Гармонизация как метод конвергенции в международном праве // Международное публичное и частное право. 2017. № 4. С. 7-10.

2. Дмитриева Г.К. Унификация или гармонизация права: новые формы / Унификация международного частного права в современном мире: сборник статей / Отв. ред. И.О. Хлестова. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФА-М, 2013. С. 24-25.

3. Доронина Н.Г. Унификация правового регулирования трансграничных сделок на примере соглашений о государственно-частном партнерстве // Журнал российского права. 2022. Т. 26, № 10. С. 28-40.

4. Камышанский Д.Ю. Особенности противодействия преступлениям коррупционной направленности в Киргизской Республике // Вестник ученых-международников. 2023. № 4(26). С. 163-177.

5. Камышанский Д.Ю., Аксенов А.Н. Основы международного сотрудничества в области противодействия преступлениям коррупционной направленности // Грибоедовские чтения — 2023: современные вызовы юридической науки и практики : Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 23 октября 2023 года. – Москва: Издательская группа «Юрист», 2024. С. 61-66.

6. ПА ОДКБ приняла рекомендации по гармонизации законодательства стран – членов Организации / [Электронный ресурс]. URL: https:// www.duma.gov.ru/news55914/.

7. Пшеничнов М.А. Гармонизация российского законодательства (теория, практика, техника) : диссертация … доктора юридических наук : Нижний Новгород, 2011. – 706 с.

8. Рафалюк Е.Е. Интеграция как объект исследования юридических наук // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. – 2019. – Т. 23, № 4. – С. 490-509.



Информация об авторах:

Близнец Иван Анатольевич, декан юридического факультета, заведующий кафедрой интеллектуальной собственности Московского университета имени А.С. Грибоедова, доктор юридических наук, профессор, действительный государственный советник 3 класса, академик РАЕН, почетный работник высшего образования РФ.

Камышанский Дмитрий Юрьевич, член Экспертно-консультативного совета при Совете Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности, старший преподаватель юридического факультета Московского университета имени А.С. Грибоедова.





Information about the authors:

Bliznets Ivan Anatolievich, Dean of the Faculty of Law, Head of the Department of Intellectual Property Moscow State University named after A.S. Griboyedov, Doctor of Law, Professor, Full State Councilor of the 3rd class, Academician of the Russian Academy of Sciences, Honorary Worker of Higher Education of the Russian Federation.

Kamyshansky Dmitry Yurievich, Member of the Expert Advisory Council of the Parliamentary Assembly of the Collective Security Treaty Organization, senior Lecturer, Faculty of Law, Moscow University named after A.S. Griboyerov (IILE named after A.S. Griboyerov).









[1] Далее – ОДКБ, Организация.

[2] Рафалюк Е.Е. Интеграция как объект исследования юридических наук // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. – 2019. – Т. 23, № 4. – С. 490-509.

[3] Пшеничнов М.А. Гармонизация российского законодательства (теория, практика, техника) : диссертация … доктора юридических наук : Нижний Новгород, 2011. – 706 с.

[4] Камышанский Д.Ю., Аксенов А.Н. Основы международного сотрудничества в области противодействия преступлениям коррупционной направленности // Грибоедовские чтения — 2023: современные вызовы юридической науки и практики : Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 23 октября 2023 года. – Москва: Издательская группа «Юрист», 2024. С. 61-66.

[5] С точки зрения международного права гармонизация связана с такими понятиями, как «трансформация» и «имплементация». Весьма близки для понятия «гармонизация» такие процессы, как «сближение», «координация».

[6] Доронина Н.Г. Унификация правового регулирования трансграничных сделок на примере соглашений о государственно-частном партнерстве // Журнал российского права. 2022. Т. 26, № 10. С. 28-40.

[7] Безбородов Ю.С. Гармонизация как метод конвергенции в международном праве // Международное публичное и частное право. 2017. № 4. С. 7-10.

[8] Дмитриева Г.К. Унификация или гармонизация права: новые формы / Унификация международного частного права в современном мире: сборник статей / Отв. ред. И.О. Хлестова. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФА-М, 2013. С. 24-25.

[9] При этом они рассматриваются в некоторых международных договорах, однако введенные термины используются лишь в контекстах предметов указанных правовых актов, иными словами – носят лишь рекомендательных характер и применимы лишь к конкретному правовому акту.

[10] Далее – ПА ОДКБ.

[11] См. подробнее: Камышанский Д.Ю. Особенности противодействия преступлениям коррупционной направленности в Киргизской Республике // Вестник ученых-международников. 2023. № 4(26). С. 163-177.

[12] ПА ОДКБ приняла рекомендации по гармонизации законодательства стран – членов Организации / [Электронный ресурс]. URL: https:// www.duma.gov.ru/news55914/ (дата обращения – 15.08.2024).

[13] Такими мерами, например, являются официальное предупреждение, предписание, противодействие финансированию реабилитации нацизма; приостановление, прекращение и запрещение деятельности, ликвидация организаций (иностранных и международных организаций и их представительств, индивидуальных предпринимателей).

[14] Приведение в соответствие, устранение противоречий, коллизий, пробелов и др.

Добавить комментарий

Войти с помощью: