В рамках настоящей статьи демонстрируется генезис закрепления права на благоприятную окружающую среду в международном праве, показано сравнение с процессом принятия других правозащитных актов, отмечаются положительные и отрицательные стороны закрепления данного права человека в рекомендательном акте, а не в виде международного договора.
Ключевые слова: право человека на чистую, здоровую и устойчивую окружающую среду, право на благоприятную окружающую среду, экологические права человека, региональные системы защиты права человека
The human right to a clean, healthy and sustainable environment: a new right in the universal international catalog of human rights
Annotation: Within the framework of this article, the genesis of securing the right to a favorable environment by a resolution of the UN General Assembly is shown, a comparison is shown with the process of adopting other human rights resolutions, the positive and negative aspects of securing this right in a recommendatory act, and not in the form of an international treaty, are noted.
Key words: The human right to a clean, healthy and sustainable environment, the right to a favorable environment, environmental human rights, regional systems for the protection of human rights
28 июля 2022 г. Генеральная Ассамблея ООН (ГА ООН) приняла резолюцию 76/300, признающую право на чистую, здоровую и устойчивую окружающую среду правом человека[1]. ГА ООН призвала государства, международные организации, бизнес и другие заинтересованные стороны «расширять деятельность по наращиванию потенциала и продолжать обмен передовым опытом в целях активизации усилий по обеспечению чистой, здоровой и устойчивой окружающей среды для всех» (пун.4). Важно отметить, что это право родилось на стыке двух отраслей современного международного права: международного права прав человека и международного экологического права. Это замечание имеет не только теоретическое значение для правильного восприятия данного права человека, но и правоприменительное. В самой резолюции, с одной стороны подчеркивается, что «право на чистую, здоровую и устойчивую окружающую среду связано с другими правами и существующим международным правом» (пун.2) и, с другой стороны, отмечается, что «для содействия реализации права человека на чистую, здоровую и устойчивую окружающую среду необходимо полное выполнение многосторонних природоохранных соглашений в соответствии с принципами международного экологического права» (пун.3).
Таким образом можно отметить появление нового права человека в «универсальном международном каталоге прав человека». Проанализируем этот термин — «универсальный международный каталог прав человека». В науке международного права исходят из того, что каталог прав человека заключен в Международном билле о правах человека, который включает в себя Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. с протоколом 2008 г., а также Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и его два факультативных протокола в совокупности с Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. Таким образом Билль сформировался уже в конце 60-х годов ХХ в., а первая крупная экологическая конференция прошла в ООН в 1972 г. Таким образом в первичном каталоге не было экологических прав человека.
Почему именно «международный каталог прав человека»? Потому что исторически так получилось, что на национальном уровне это т.н. материальное (или субстантивное) экологическое право человека (право на благоприятную окружающую среду) давно законодательно закреплено более чем в 80% государств – членов ООН (в 156 из 193). Если на Стокгольмской конференции ООН по окружающей человека среде в 1972 г. говорили про то, что «человек имеет основное право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь…» (принцип 1), то на Конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. уже говорили исключительно про процессуальные экологические права человека: «Экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан — на соответствующем уровне. На национальном уровне каждый человек должен иметь соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды, которая имеется в распоряжении государственных органов, включая информацию об опасных материалах и деятельности в их общинах, и возможность участвовать в процессах принятия решений. Государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем широкого предоставления информации. Обеспечивается эффективная возможность использовать судебные и административные процедуры, включая возмещение и средства судебной защиты» (принцип 10). Поэтому далее в региональных договорах преимущественно были закреплены именно процессуальные экологические права человека (Орхусская конвенция о доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды 1998 г. и Эскасуанское соглашение о доступе к информации, участии общественности и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды в Латинской Америке и Карибском бассейне 2018 г.).
Почему именно «универсальный каталог прав человека»? Дело в том, что в некоторых региональных актах уже говорили про право на благоприятную окружающую среду, а именно:
- в дополнительном протоколе к Американской конвенции о правах человека в области экономических, социальных и культурных прав (Сан Сальвадор, 17.11.1988) содержится положение о защите экологических прав человека: «Статья 11. Право на жизнь в благоприятной окружающей среде и на доступ к базовым общественным услугам. Государства-участники должны поощрять и содействовать защите, сохранению и улучшению окружающей среды»[2];
- в Африканской хартии прав человека и народов (Найроби, 26.06.1981) говорится про «право народов на общий удовлетворительный уровень окружающей среды, благоприятствующий их развитию» (ст. 24);
- в Декларации АСЕАН по правам человека 2012 г. также зафиксировано право на чистую, здоровую и устойчивую окружающую среду (ст.28(f)).
В Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и протоколах к ней отсутствует такое право человека и соответственно защита происходит через расширительное толкование иных прав человека (на право на жизнь; право на уважение личной и семейной жизни, а также жилища; право на справедливое судебное разбирательство и на доступ к суду и т.д.).
Таким образом можно утверждать, что право человека на чистую, здоровую и устойчивую окружающую среду действительно стало новым правом в универсальном международном каталоге прав человека
ГА ООН приняла резолюцию 161 голосом, против 0, а восемь государств-членов ООН воздержались (Беларусь, Камбоджа, Китай, Эфиопия, Иран, Кыргызстан, Российская Федерация и Сирия). Крайне важно отметить, что никто против не проголосовал. Хотя ранее по другим «прорывным правозащитным резолюциям» был более противоречивый итог. В рамках настоящей статьи представляется возможным провести сравнение:
- в 2022 г. по резолюции 76/300 «за» проголосовало 95,3% государств;
- в 2019 г. ГА ООН приняла «Декларацию ООН о правах крестьян и других лиц, работающих в сельской местности» 121 голосом из 183 голосов, или 66,1%. Восемь стран проголосовали против (включая Великобританию и США), а 54 воздержались;
- В 2010 г. ГА ООН приняла резолюцию 64/292, признающую право человека на воду и санитарию, 122 голосами из 163 проголосовавших, или 74,8%. Ни одна страна не проголосовала против, но 41 государство воздержалось (включая США, Японию и многие европейские страны);
- В 2007 г. ГА ООН приняла «Декларацию ООН о правах коренных народов» 144 голосами из 159 (90,6%), при этом 4 страны проголосовали против (Австралия, Канада, Новая Зеландия и США), а 11 воздержались;
- В 1986 г. ГА ООН приняла резолюцию 41/128, признающую право на развитие, 146 голосами из 155 проголосовавших (94,2%). Опять же, США проголосовали против, а восемь других государств, включая Германию, Японию и Великобританию, воздержались;
- Всеобщая декларация прав человека была принята ГА ООН в 1948 г. 48 голосами из 58 (85,7%), при этом ни одного голоса против, но восемь воздержавшихся (Саудовская Аравия, Южная Африка и советский блок).
Конечно, не все резолюции по правам человека были приняты раздельным голосованием. Например, в 1993 г. ГА ООН приняла Декларацию об искоренении насилия в отношении женщин, а в 1998 г. – Декларацию о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы, обе консенсусом. Но факт остается фактом: получив более 95% голосов без единого «против», резолюция 76/300 получила один из самых высоких уровней поддержки в истории.
Первоначально проект резолюции был предложен Коста-Рикой, Мальдивскими Островами, Марокко, Словенией и Швейцарией, а затем поддержанная более чем 100 странами, резолюция ГА ООН была принята. Она была основана на аналогичной резолюции 48/13, принятой Советом ООН по правам человека (СПЧ ООН) в октябре 2021 г.[3], что стало первым официальным признанием на глобальном уровне права на чистую, здоровую и устойчивую окружающую среду. Представляя текст на заседании Генеральной Ассамблеи ООН, представитель Коста-Рики подчеркнул, что «в контексте тройственного кризиса изменения климата, утраты биоразнообразия и загрязнения всеобщее признание права человека на чистую, здоровую и устойчивую окружающую среду обеспечивает «мощный» и «эффективный» ответ, который может стать катализатором трансформационных изменений»[4]. Несколько делегаций указали на отсутствие общего согласованного на международном уровне понимания содержания и объема права на чистую, здоровую и устойчивую окружающую среду. Представитель Российской Федерации подчеркнул, что государства «могут говорить о юридически признанном праве только после того, как такое право признано исключительно в рамках международных договоров»[5]. Пакистан назвал резолюцию «политическим текстом, а не юридическим подтверждением Ассамблеи».
В своем заявлении Генеральный секретарь ООН А. Гутерриш приветствовал резолюцию как «эпохальное событие», отметив, что она поможет: уменьшить несправедливость в отношении окружающей среды; закрыть пробелы в защите и расширить возможности людей, особенно тех, кто находится в уязвимом положении, включая защитников экологических прав человека, детей, молодежь, женщин и коренные народы; и ускорить выполнение обязательств государств-членов в области окружающей среды и прав человека[6].
Охарактеризовав резолюцию как «победу для людей и планеты», исполнительный директор Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) Ингер Андерсен заявила, что полное осуществление права «расширит возможности действий по преодолению тройственного планетарного кризиса, обеспечит более предсказуемую и последовательную глобальную нормативную среду для бизнеса и защиты экологов-правозащитников»[7]. По словам Андерсен, резолюция «готовилась пять десятилетий». По ее словам, из «плацдарма» Стокгольмской декларации 1972 г., где государства-члены признали право на «благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь», страны интегрировали это право в конституции, национальные законы и региональные соглашения, а в 2021 г. Совет ООН по правам человека повысил статус этого права человека до «всеобщего признания». Накануне принятия исторической резолюции 76/300 в июне 2022 г., государства-члены ООН выступили с призывом признать и реализовать право на чистую, здоровую и устойчивую окружающую среду в рамках итогов встречи «Стокгольм + 50», которая включала десять рекомендаций «по ускорению действий к здоровой планете для всеобщего процветания»[8].
В интервью перед голосованием ГА ООН специальный докладчик ООН по правам человека и окружающей среде Дэвид Бойд отметил, что, хотя резолюции ГА ООН не имеют обязательной юридической силы, они могут служить катализатором действий[9]. Он сказал, что резолюция ГА ООН 64/92 от 28.07.2010 г. о праве человека на воду и санитарию[10] привела к «каскаду позитивных изменений, которые улучшили жизнь миллионов людей», и выразил надежду на признание права человека на чистую, здоровую и устойчивую окружающую среду аналогичным образом «повышать и улучшать качество жизни людей на всей планете». В пресс-релизе ЮНЕП говорится, что резолюция ГА ООН может побудить страны «закрепить право на здоровую окружающую среду в … конституциях и региональных договорах», что «позволит людям оспаривать разрушительную для окружающей среды политику в соответствии с законодательством о правах человека»[11].
Таким образом можно утверждать, что в универсальном международном каталоге прав человека появилось новое право — право человека на чистую, здоровую и устойчивую окружающую среду. Появление этого права человека хоть и в документе ООН, но на рекомендательном уровне, конечно, является только первым шагом для выработки всеобщего консенсуса по юридическому содержанию данного права человека.
Информация об авторах:
Солнцев Александр Михайлович – кандидат юридических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой международного права юридического института Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Остроухов Николай Викторович – доктор юридических наук, профессор кафедры международного права юридического института Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Information about the authors:
SOLNTSEV Alexander – candidate of juridical sciences, associate professor, deputy head of the department of international law at law institute of RUDN University.
OSTROUKHOV Nikolay – doctor of juridical sciences, professor of the department of international law at law institute of RUDN University.
_______________________________________________
[1] Резолюция76/300, принятая Генеральной Ассамблеей 28 июля 2022 г. «Право человека на чистую, здоровую и устойчивую окружающую среду». URL: https://undocs.org/Home/Mobile?FinalSymbol=A%2FRES%2F76%2F300&Language=E&DeviceType=Desktop&LangRequested=False
[2] Отрашевская А.М., Солнцев А.М. Развитие концепции экологических прав человека в практике Межамериканского суда по правам человека // Международное правосудие. 2022. N 1 (41). С. 57-78
[3] https://undocs.org/Home/Mobile?FinalSymbol=a%2Fhrc%2F48%2Fl.23%2Frev.1&Language=E&DeviceType=Desktop&LangRequested=False
[4] With 161 Votes in Favour, 8 Abstentions, General Assembly Adopts Landmark Resolution Recognizing Clean, Healthy, Sustainable Environment as Human Right. https://press.un.org/en/2022/ga12437.doc.htm
[5] With 161 Votes in Favour, 8 Abstentions, General Assembly Adopts Landmark Resolution Recognizing Clean, Healthy, Sustainable Environment as Human Right. https://press.un.org/en/2022/ga12437.doc.htm
[6] Док. ООН SG/SM/21386, 28.07.2022, «Hailing General Assembly Historic Resolution on Healthy, Sustainable Environment, Secretary-General Urges States to Make Text ‘a Reality for Everyone, Everywhere’». https://press.un.org/en/2022/sgsm21386.doc.htm
[7] Statement by Inger Andersen on UN General Assembly resolution recognizing the right to a healthy environment. https://www.unep.org/news-and-stories/statements/statement-inger-andersen-un-general-assembly-resolution-recognizing
[8] Солнцев А.М. Международное совещание «Стокгольм+50: здоровая планета для всеобщего процветания – наша ответственность, наша возможность»: международно-правовой анализ Международное экологическое право : материалы круглого стола XVIII Международного конгресса «Блищенковские чтения». Москва, 6 июня 2022 г. = International Environmental Law : Proceedings of the Roundtables Discussion of the XVII Blischenko Congress. Moscow, 6 June 2022 / отв. ред.: А. Х. Абашидзе, А. М. Солнцев. – Москва : РУДН, 2023.с.156-159. URL: http://intlaw.rudn.ru/files/upload/23_746_%D0%9C%D0%AD%D0%9F%20%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA_60%D1%8590.pdf
[9] Why the UN General Assembly must back the right to a healthy environment https://news.un.org/en/story/2022/07/1123142
[10] Резолюция 64/292, принятая Генеральной Ассамблеей 28 июля 2010 г. «Право человека на воду и санитарию».
[11] In historic move, UN declares healthy environment a human right // https://www.unep.org/news-and-stories/story/historic-move-un-declares-healthy-environment-human-right