В настоящее время сфера услуг становится одним из ведущих секторов экономики, развитие которого определяет конкурентоспособность страны в мировой хозяйственной системе. Сегодня в России наиболее значимыми проблемами в области государственного регулирования сферы услуг являются: формирование правовой базы, регламентирующей деятельность организаций сферы услуг; стимулирование развития малого бизнеса, который выступает основой сферы услуг; производство общественных благ и создание современной структуры государственного предпринимательства; регулирование оборота услуг.
Ключевые слова: сфера услуг, саморегулируемая организация, государственное регулирование, нормы права, стандарты, компетенции, государственный заказ, предпринимательская деятельность.
Legal and economic regulation of self-regulatory organizations in the service sector
Abstract: Currently, the service sector is becoming one of the leading sectors of the economy, the development of which determines the competitiveness of the country in the global economic system. Today in Russia, the most significant problems in the field of state regulation of the service sector are: the formation of the legal framework governing the activities of organizations in the service sector; the promotion of small business, which is the basis of the service sector; the production of public goods and the creation of a modern structure of state entrepreneurship
Keywords: sphere of services, self-regulatory organization, state regulation, norms of law, standards, competences, state order, entrepreneurial activity.
Система процессов международной интеграции и глобализации определила необходимость появления союзов саморегулируемых организаций, выработку и внедрение международных стандартов, норм и правил. Как любая организация или фирма, саморегулируемая организация рассматривается как сеть контрактов, объединяющих участников саморегулирования, и как центральный агент, с которым заключают контракт участники саморегулирования. Для организаций представляет интерес и чисто экономическая и юридическая стороны взаимодействий членов организации саморегулирования и центрального агента. Конкретизированная классификация саморегулируемых организаций основана на характеристиках контрактных взаимоотношений, которые связывают участников организации между собой и с окружающим миром [7].
Федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» от 01 декабря 2008 г. обосновывает актуальность созданного механизма эффективного взаимодействия между объединениями организаций сферы услуг и органами государственной власти [1]. Организационная модель саморегулируемых организаций сферы услуг для общественных нужд включает в себя элементы производственного, сбытового, правового, научно-образовательного и социально-бытового обслуживания.
Необходимо отметить, что моделирование системы саморегулирования можно рассматривать как на примере отдельных саморегулируемых организаций, сформированных по отраслевому или кластерному принципу, так и по сфере услуг в целом как организационную систему, использующую саморегулирование для своего функционирования и развития.
Применительно к Пермскому краю справедливым и мотивирующим является формирование и развитие инновационных стратегий, необходимость которых определена динамикой основных экономических показателей деятельности предприятий сферы услуг. Анализ факторов, сдерживающих развитие этих предприятий, зафиксировал, что основной проблемой является обновление основных производственных фондов.
Кроме того, в основе любого механизма управления при формировании и использования потенциала в качестве системы являются правила практической деятельности (принципы управления). Саморегулирование определяет наличие целей, от поддержания стандартов, деловой репутации предпринимательской деятельности, выбора из альтернатив возможных вариантов исключения конфликтных ситуаций в саморегулируемых организациях, между государством и субъектами саморегулирования и заканчивая уменьшением давления госрегулирования на субъекты.
Поскольку для саморегулируемых организаций характерен более высокий уровень компетенций в сравнении с вертикальными властными структурами, то организации данного типа можно классифицировать как субъекты внутрисистемного регулирования предпринимательского права. Это можно рассмотреть на примере взаимодействия перерабатывающих предприятий в системе саморегулирования (рис. 1) [9]
Предприятия по обслуживанию:
– СРО по сельскому строительству и ремонту, реконструкции и техническому перевооружению (СМУ, ПМК, управление механизации); – агроснаб СРО; – агрохимия – отраслевой союз; – ветеринарная служба; – МТС; – СРО по племенной работе; – отраслевое семеноводческое общество; – центр кормопроизводства – СРО мегаферма; – страховая СРО; – СРО по мелиорации и защите растений; – инновационный центр – СРО; – информационно-маркетинговый центр; – обучение, аттестация «Закольцованная система обучения» – СРО; – СРО – отраслевой союз вспомогательных агропроизводств; – СРО – аудит; – СРО – консалтинг |
Сельскохозяйственные товаропроизводители
различных организационно-правовых форм: – ООО; – ОАО; – товарищества; – ЛПХ, К(Ф)Х |
Специализированные предприятия сбытовых услуг:
– оптовая торговля; – розничная торговля; – фирменная торговля; – государственный заказ |
Ассоциация перерабатывающих предприятий (СРО):
– хлебокомбинат; – мясокомбинат; – молкомбинат; – производство дрожжей; – маслокомбинат; – производство воды; – производство пива; – производство алкогольных и безалкогольных напитков; – табачное производство |
Конечные
потребители агропродукции |
– рекомендуемые саморегулируемые организации в агросфере |
Рисунок 1 – Взаимодействие перерабатывающих предприятий в системе саморегулирования
Правовое регулирование деятельности СРО как альтернативы вмешательству в государственную экономику основано на принципе независимости саморегулируемых организаций от давления органов власти, но, между тем, не исключающего проведение государственного контроля. Приобретенный статус саморегулируемой организации, что определяет запись в государственном реестре, является важным условием для реализации данного принципа [2].
Из всего объема организационно-правовых форм, в которых создаются некоммерческие организации, для саморегулируемых организаций рассмотрим только объединение юридических лиц (ассоциации и союзы) и некоммерческие партнерства.
Целью инициативного объединения является удержание приоритетности потребителей услуг на рынке, создание условий добросовестной конкуренции, активная позиция на уровне государства в осуществлении политики рыночной привлекательности. Именно саморегулирование этого содержания помогает обеспечивать единство интересов в объединении участников процесса преобразований.
Что касается функций контроля, то они полностью передаются саморегулируемым организациям, поскольку институт саморегулирования существует параллельно с контролирующими органами государства. При этом можно выделить следующие основные идеи реализации рыночных механизмов:
– саморегулируемые организации, функционирующие в отраслях, осуществляющих оказание услуг, а также сферах деятельности, формирующих инфраструктуру бизнеса в целом, которые являются продолжением госрегулирования и играют в нем существенную роль. В отношении субъектов предпринимательской деятельности членов саморегулируемых организаций СРО контролирует не только осуществление стандартов и внутренних правил, но и нормативно-правовых актов;
– СРО создаются для выполнения саморегулирования субъектами гражданских правоотношений на определенном товарном рынке. Саморегулирование в данном случае является не только продолжением госрегулирования, но и противопоставляется ему, защищая узкокорпоративные интересы [6].
На основе отдельных элементов сложившегося механизма сформированы рекомендации по реализации концепции совершенствования экономических механизмов хозяйствования в саморегулируемых структурах сферы услуг:
– создать систему саморегулируемых организаций в сфере оказания услуг;
– усилить контроль за формированием, конкретной реализацией стандартов и правил СРО региональных предприятий сферы услуг;
– с целью оптимального расходования бюджетных средств и снижения коррупционной нагрузки расширить практику конкурсного отбора поставщиков товаров, работ и услуг для общественных нужд с применением процедуры электронных торгов;
– обеспечить осуществление аналитического сопровождения технико-экономических показателей деятельности структур нового типа;
– для реализации инструментов саморегулирования в единой системе регулирования создать институт экономических агентов с основной функцией – сочетание экономических и правовых регламентов взаимосвязи саморегулируемых организаций и власти;
– при создании комплексных программ социально-экономического развития использовать положения развития ключевых объектов – «точек роста».
Исследование социально-экономического развития СРО определяет выбор форм и способов взаимодействия с органами власти и физическими лицами, а также с финансовыми структурами и различными общественными организациями.
Большинство участников саморегулируемых организаций сферы услуг считают, что, например, взаимодействие с Министерством сельского хозяйства, может осуществляться по таким направлениям как: оценка и анализ деятельности агропредприятий региона в целом и его отдельных подкомплексов; разработка стратегических планов инновационно-интеграционного развития сельского хозяйства региона; создание инвестиционных и других фондов развития; обобщение и распространение отечественного и зарубежного опыта организации производства и управления; разработка научно-практических разработок по инновациям производства и управления, экономическим методам стратегического планирования и управления, ведения хозяйства, логистической маркетинговой политике, ценовой политике, защита интересов участников СРО во всех органах государственного управления.[3]
Взаимодействие саморегулируемых организаций с правительством региона также возможно и по вопросам выполнения постановлений правительства в части развития сельского хозяйства, разработки и реализации тарифных соглашений, разработке рекомендаций анализа и оценки уровня безработицы и оплаты труда, анализа, контроля за рациональным использованием бюджетных ассигнований для поддержки агропроизводства. Бюджетно-финансовой системе региона рекомендуется создание контролирующих органов законности и оправданности бюджетных ассигнований в части поставок товаров, работ и услуг для общественных нужд, которые реализуются через систему СРО.
Взаимодействие саморегулируемых организаций и других хозяйствующих субъектов определяется единой ценовой политикой и правилами, которые нормативно регулируют действия участников на рынке обеспечения товарами, работами и услугами. В этой связи государственным юридическим органам необходимо:
– организовать мониторинг перевода некоммерческих организаций
в саморегулируемые организации согласно нормативно-правовой базе;
– внести изменения в Гражданский, административный , бюджетный и налоговый кодексы.
Условием активной реализации прогнозов и стратегических планов развития региональной экономики по инновационному сценарию является региональный маркетинг как эффективный информационно-аналитический и эмпирический инструмент воздействия на социально-экономическую систему региона. Он включает в себя разработку модели единой информационной системы социально-экономического развития регионов, мониторинг и оценку стратегических планов и прогнозов.
Саморегулируемая организация по сбыту в соответствии с условиями договоров купли-продажи имеет право осуществлять прямой сбыт продукции перерабатывающему предприятию (прямой канал реализации) и быть участником конкурсной процедуры закупок продукции для общественных нужд (государственный заказ).
Для привлечения большего количества хозяйств в саморегулируемую организацию в маркетинговый план должны быть включены расходы на рекламную деятельность, а маркетинговая стратегия должна определять сегментированные ниши рынка, доля которых увеличивается за счет качественных показателей и возможностей государственной поддержки.
По результатам первичного анализа деятельности саморегулируемой организации по сбыту продукции можно констатировать, что имеются возможности и средства для дальнейшего расширения (объемы реализации, дополнительные каналы сбыта за пределами края, целевые позиции, производственные взаимосвязи с перерабатывающими предприятиями).
Финансовая составляющая деятельности саморегулируемой организации ориентирована на компенсационную ответственность каждого участника за соблюдение качественных параметров оказываемых услуг. Компенсационный фонд может создаваться за счет отчислений от прибыли участников по установленному нормативу (гарантированный элемент) и дополнительных отчислений, определяемых на основе расчета критического объема сбыта продукции (точка безубыточности).
При разработке бизнес-плана саморегулируемой организации по сбыту необходимы расчеты рисков данного предприятия. С этой целью представляется целесообразным обучение специалистов саморегулируемой организации основным положениями риск-менеджмента.
При оценке эффективности системы управления набор критериев включает в себя:
– критерии степени соответствия результатов и целей производственно-хозяйственной организации;
– критерии соответствия процесса функционирования данной системы установленным требованиям по ее экономическому содержанию, организации и результатам.
Функционально-организационный подход формирования саморегулируемой организации по сбыту и задачи управления поставками, продажами позволили определить основные функции по управлению сбытовыми операциями: во-первых, определить цепочки поставок, которые будут находиться в ведении данной организации и управления; во-вторых, необходимо сформировать зону ответственности участников саморегулируемой организации по сбыту (размещение заказов, управление сбытом, сроки готовности заказа, контроль документации).
Эффективная система информационно-консультационной поддержки, в том числе система предоставления информации, обеспечивающая равный доступ всех агентов к ней и тем самым способствующая формированию прозрачного рынка, необходима для повышения конкурентоспособности отрасли. Защита интересов предприятий малого и среднего бизнеса, рост их потенциала и повышение доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции позволит обеспечить конкурентные преимущества российских регионов [8].
В последнее десятилетие именно концепция конкурентоспособности, как никакая другая, занимает особое место и вызывает дискуссии на международном, государственном и корпоративном уровнях.
Важную роль в вопросах формирования и реализации госзаказа играет необходимость внимания специалистов к данной проблеме. Управленческое решение считается полным и эффективным, если учитываются особенности внутренней и внешней экономической среды. Таким образом, содержание и оценка современного состояния и особенностей управления саморегулируемыми организациями предприятий сферы услуг в процессе их деятельности (оказания услуг для общественных нужд) определяются следующим позициям:
- Управление саморегулируемыми организациями будет считаться эффективным, во-первых, при возможности и потребности субъекта управления (коллегиальный орган управления СРО) управлять, во-вторых, при возможности и потребности объекта управления (СРО и его члены) выполнять управленческие команды;
- Способность саморегулирования как характерная черта саморегулируемой организации реализуется в виде реакции системы управления на отклонения от нормы (по стоимости, качеству, срокам и др.) и способности быстро фиксировать (в идеале – автоматически) на основе внутренних стандартов и правил эти изменения и возвращать систему управления в нормальное состояние;
- Система управления саморегулируемой организации и ее организационную структуру принято рассматривать через призму основных функциональных областей управления: маркетинг, разработка продукции, поставки продукции для общественных нужд, складирование, производство, сбыт, управленческий учет, финансы и бухгалтерия.
Основная задача саморегулируемой организации состоит в выработке соответствующих данному уровню развития экономики правил и стандартов в деятельности профессиональных сообществ. Правила и стандарты саморегулируемых организаций, являясь источниками права в области предпринимательства, имеют особое значение в системе нормативных актов локального уровня [5].
Социально-экономический базис для формирования саморегулируемых организаций определяется действующими тенденциями развития экономики Пермского края и, в частности, содержанием системы продовольственного обеспечения.
Существующая система саморегулирования это инструмент единой системы регулирования, принципы и методы которой видоизменяются. При этом процесс саморегулирования выступает как регулирование определенных сфер деятельности самими экономическими субъектами, без вмешательства государства.
Механизм саморегулирования включает в себя совокупность структурных составляющих института саморегулирования в сфере оказания услуг, процессов, осуществляемых во внешней и внутренней среде, и функциональных элементов, непосредственно связанных с организацией деятельности саморегулируемых организаций и ее управлением.
При переводе поставок товаров, работ и услуг для общественных нужд в электронное пространство образуется единая информационная система. В ней объединяются сведения о торгах, проводимых субъектами РФ, ведомствами и муниципальными образованиями. Кроме того, туда включаются предложения со стороны поставщиков услуг, что позволяет государственным структурам иметь полный номенклатурный перечень, предлагаемый различными поставщиками, принимать независимые решения, основываясь на информации о качестве, ценах, условиях оказания услуг.
Результатом совмещения стратегического управления и информационных технологий является эффективность и качество электронных поставок.
Правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций как альтернатива вмешательству государства в экономику основывается на принципе независимости саморегулируемых организаций от органов власти.
Список литературы:
- Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О саморегулируемых организациях» – [Электронный ресурс] – режим доступа http://base.garant.ru (дата обращения 11.12.2018г.)
- Байтенова А. А. Анализ законодательства Российской Федерации, регулирующего образование и функционирование профессиональных ассоциаций, являющихся инструментом саморегулирования секторов экономики / А. А. Байтенова [и др.]. – Электронный. – http://www.nisse.ru.
- Васильев Д.В., Какосьян Э.К. Совершенствование механизма государственного регулирования отраслей сферы услуг. Брошюра. – [Электронный ресурс] – режим доступа http://economy-lib.com/gosudarstvennoe-regulirovanie-otrasley-sfery-uslug#ixzz5ZP6FYoBr (дата обращения 11.12.2018г.)
- Демьянов Д.Г. Перспективные подходы государственного регулирования сферы платных услуг — Агропродовольственная политика России. 2016. – № 9 (60). – с. 54-58
- Ершова И.В. Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности (лекция в рамках учебного курса «Предпринимательское право») // Предпринимательское право. Приложение «Право и Бизнес». 2014. N 3.
- Контексты саморегулирования. Передача государственных функций саморегулируемым организациям / С. П. Бабочкина [и др.]. – М. : НИСИПП, 2009. – 523 с.
- Крючкова П. В., Обыденов А. И. Издержки и риски саморегулирования. – М. : ИИФ «СПРОС-КонфОП», 2003. – 104 с.
- Никитаева А. Ю. Теория и практика управления взаимодействием государства и бизнеса : региональный аспект. – Ростов н/Д : Изд-во ЮФУ, 2007. – 387 с.
- Черданцев В.П. Организационно-экономический механизм закупок и поставок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд в условиях саморегулирования. – М: РАКО АПК, 2011. – 324 с.
Информация об авторе:
Черданцев Вадим Петрович, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова», г. Пермь; Профессор кафедры экономики и менеджмента Пермского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Information about the author:
Cherdantsev Vadim Petrovich, Doctor of Economic Sciences, Professor, Professor of chair «Management» of the «Perm state agro-technological University named after academician D. N. Pryanishnikova», Perm.
Иллюстрации: https://pixabay.com/