Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Правовое обеспечение гарантий иностранных инвестиций

Важнейшим условием создания благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов является повышение уровня национально-правовой защиты иностранных инвестиций. Одной из таких проблем, в контексте развития отечественного законодательства об иностранных инвестициях, является вопрос о правовых гарантиях, предоставляемых иностранному инвестору.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, правовые гарантии, иностранные инвестиции, национальный режим.

 

Legal provision of warranties for foreign investments

Annotation: The most important condition for creating a favorable investment climate for foreign investors is to increase the level of national legal protection of foreign investments. One of these problems, in the context of the development of domestic legislation on foreign investment, is the issue of legal guarantees provided to a foreign investor.

Keywords: investment activity, legal guarantees, foreign investment, national treatment.

 

Привлечение иностранных инвестиций для развития национальной экономики является распространенной практикой в мировом экономическом процессе, предопределяемой существующей тенденцией интернационализации мировой экономики.  Иностранные инвестиции в России — один из факторов развития рыночных отношений, через них в российскую экономику приходят не только капитал, но и современные технологии, новая организация производства, развитый менеджмент[1].

Для успешного привлечения капиталовложений из-за рубежа необходим благоприятный инвестиционный климат, важнейшей составляющей которого выступает правовой механизм государственных гарантий иностранных инвестиций. В юридической науке понятие «гарантия» традиционно определяется как система обеспечения реальности прав, установленных законодательством[2].

В инвестиционном праве государственные гарантии в сфере инвестиционной деятельности рассматриваются как установленные на основании норм инвестиционного законодательства и международных соглашений обязательства государства в сфере правового обеспечения инвестиционной деятельности, принятые с целью обеспечения сохранности собственности и фактической реализации прав инвесторов на своей территории.

А.Г. Богатырев под гарантиями прав инвесторов понимает создание определенных условий, которые обеспечивают участникам инвестиционных отношений — независимо от субъективных причин — возможность осуществлять инвестиционную деятельность.

Н.Г. Доронина, придерживаясь аналогичной позиции, уточняет, что под гарантиями понимаются конкретные обязательства, принимаемые на себя государством в связи с осуществлением инвестирования.

Иностранные инвесторы нужны каждой стране. Приток денег извне помогает поднять производство, отрасли, восстановить промышленные здания и сооружения. Для инвестора-иностранца, в свою очередь, важно иметь правовую защиту своих интересов в чужой стране[3].

Такими видами защиты могут воспользоваться лишь те лица, чья деятельность на территории государства является легальной, приносит пользу экономике страны и действительно является инвестиционной.

После регистрации инвестора и выяснения его намерений, инвестор получает правовые гарантии государства. При осуществлении своей деятельности, иностранный инвестор должен следовать требованиям закона и сдавать полный письменный отчет о реализации инвестиционного плана. Контроль направлен на то, чтобы национальное достояние и стратегически важные территории, объекты не стали предметом незаконных действий.

Схема правового обеспечения гарантиями защищает национальную экономику и стимулирует приток валюты. Но чем крупнее инвестиции, тем жестче проверка целей инвестора. Какими бы ни были вложения извне, секторы национальной экономики должны приносить пользу и выгоду гражданам страны. Инвестора проверяют на этапе подачи заявки. Подробный бизнес-план, стратегия развития и перспективы должны отвечать высоким требованиям к знаниям в конкретном секторе и в экономике. Стратегический, финансовый планы проверяются специалистами России. Это – гарантия того, что предприятие, после того как инвестор покинет свой пост не окажется в долговой яме.

Кроме этого государство выдает список объектов, в которые:

— Можно инвестировать, иметь прибыль и контрольный пакет акций.

— Можно инвестировать, иметь прибыль, но не иметь контрольного права голоса.

— Иметь прибыль с инвестиций, но вообще не иметь доступа к объекту.

— разрешены косвенные иностранные инвестиции.

Свободно инвестировать в российские коммерческие компании, не имеющие стратегического значения достаточно легко. Но иностранцу нужно помнить, что мошенники встречаются в каждой стране. Поэтому лучше пройти полную регистрацию в Российской Федерации, получить право инвестировать и все гарантии, которые предусмотрены законом. Для россиян важно помнить, что иностранец, инвестируя свои деньги в чужой коммерческий бизнес, делает это для собственной выгоды. Неправильно составленный договор – и компания перейдет во владение иностранного бизнесмена.

Лица, которые осуществляют инвестициями в чужой стране, очень уязвимы. Часто доверчивость приводит к тому, что инвестора привлекают в сомнительный бизнес, обманом выманивают деньги, переводят на подставную компанию, а сами устраивают лжебанкротство. Поэтому каждое государство имеет закрепленную в законе правовую базу.

В Российской Федерации – это Федеральный Закон №160 «Об иностранных инвестициях»,  который выступает как основа обеспечения правовых гарантий инвесторам иностранного капитала в России.

На территории Российской Федерации иностранным инвесторам предоставляются гарантии:

— На правовую защиту прав и интересов;

— Права на возмещение убытков;

— Возврата по долговым обязательствам;

— Компенсаций;

— Защиты от изменений в законе РФ, ущемляющих права инвестора и его деятельности;

— Разрешений споров в соответствии с законом;

— Беспрепятственной внешнеторговой деятельности в пределах заявленной сферы;

— Свободный, законный перевод, вывод денег, дивидендов, прибыли;

— На право покупать движимое и недвижимое имущество;

— Гарантии на право приватизировать, покупать ценные бумаги, участвовать в аукционах.

По закону Российской Федерации относительно иностранных инвесторов, существуют все гарантии ведения полноценной деятельности на территории России в рамках разрешенных, не стратегических объектов инвестиций.

Каждый, кто желает инвестировать в бизнес в России, должен помнить, что перед тем как вложить свои деньги, важно узнать менталитет жителей страны, чтобы обычные для местных способы поведения и ведения дел не стали шоком для постороннего человека.

В мире все государства издают свои законы, регулирующие деятельность иностранных инвесторов. Но кроме этого существует и международный механизм[4].

Международные правовые нормы, гарантии обеспечиваются с 1985 года. Со стороны созданного на Сеульской конвенции Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ, МИГА) проходит поддержка инвесторов:

— Консультации;

— Страховка рисков (кроме банкротства);

— Распределение прямых инвестиции по развивающимся странам. Выдаются списки, куда можно инвестировать и на каких условиях;

МЦУИС – международный центр регулирования инвестиционных споров. В него можно обратиться, чтобы решить спорные вопросы между государством и инвестором по вопросам капитальных инвестиций.

Международный Инвестиционный Банк (МИБ) очень тесно сотрудничает с МЦУИС и МАГИ. Большинство крупных инвестиций между странами проводятся через этот банк. Связь международных органов гарантирует всестороннею помощь инвестору в чужой стране.

Международные гарантии обеспечиваются в нескольких направлениях:

— Неприкосновенности имущества;

— Стабильности;

— Отсутствия дискриминации;

— Разрешения споров;

— Пользования результатами своих трудов и вложений.

Предоставление гарантий – это безопасность иностранного инвестора на территории страны. Но вместе с ними существует и предел развития деятельности. Инвестор должен помнить, что у него есть и обязанности, нормы поведения, границы дозволенности. Уголовное наказание за нарушение закона Российской Федерации или другой страны, на территории которой инвестор развивает деятельности, так же предусмотрено.

Нужно знать, что существует общие виды гарантий, которыми можно воспользоваться. Это:

— Законодательные (государственные и международные);

— Финансовые, банковские;

— Страхование;

— Фин. инструменты (залог акций, облигаций, например).

Современные методы регулирования иностранного капитала основаны на распределении инвестиций в различные сферы хозяйствования. Инвестиции в развивающиеся страны находятся под гарантией международных организаций – МАГИ, МБРР, МЦУИС. К содействию этих организаций могут обращаться все инвесторы, желающие инвестировать предприятия иностранного государства. Если у инвестора есть желание, но нет точного понимания где его деньги принесут обоюдную выгоду, то Агентство посодействует в выборе.

Понятие и правовой режим иностранных инвестиций в России определены положениями Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ (далее – «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»). Таковыми, согласно ст. 2 закона, являются имущественные вложения зарубежных инвесторов в объект предпринимательства на территории Российской Федерации. Инвестиции могут осуществляться в форме вложения материальных и нематериальных ценностей, денег или акций, имущества и имущественных прав, услуг и даже информации, при этом они обязательно должны принадлежать иностранному инвестору и быть не изъятыми из гражданского оборота. На зарубежную инвестиционную деятельность влияют не только правовые аспекты, но и политико-экономические факторы[5]. Во избежание связанных с ними неблагоприятных последствий для иностранных инвесторов, ст. 4 закона предписывает иностранным инвестициям национальный правовой режим. Он, в частности, не может быть менее благоприятным, чем «правила игры», предоставленные отечественным инвесторам. При этом законодательство может предусматривать как ограничительные, так и стимулирующие исключения из этого правила.

Иностранным инвестором, согласно ст. 2 Закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», признается лицо, осуществляющее инвестиционную деятельность на территории Российской Федерации и являющееся: иностранной правоспособной коммерческой организацией – юридическим лицом; иностранной правоспособной организацией, не образующей юридического лица; право- и дееспособным гражданином другого государства; право- и дееспособным апатридом; международной организацией; другим государством.

Правовые основы инвестиционной деятельности, установленные законодательством Российской Федерации, в равной мере гарантируют инвесторам – и иностранным, и российским – недискриминацию и соблюдение их прав и интересов, в частности: равнозначные условия ведения бизнеса, исключение неблагоприятных изменений в законодательстве, компенсацию при национализации и реквизиции, правосудие, участие в приватизации и другие. Кроме того, для привлечения зарубежного капитала в Российской Федерации законодательство предусматривает некоторые льготы.

Российское законодательство призвано к всеобъемлющему охвату и решению комплекса и многообразия проблем, потенциально возникающих у иностранных инвесторов.

Согласно ст. 3 Закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», именно этот нормативный правовой акт, наравне с другими федеральными законами и законами субъектов Федерации является основой нормативно-правовой базы, регулирующей зарубежные капиталовложения.

Так как в основном регулируются отношения в области иностранных инвестиций именно такими нормативно-правовыми актами, целесообразно рассмотреть их подробнее: Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 18.07.2017) – определяет ряд государственных гарантий иностранным инвесторам при совершении ими инвестиционной деятельности;

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ – определяет общие нормативы, связанные с ввозом и вывозом товаров, услуг, работ, результатов интеллектуальной деятельности и т. д.;

Налоговый кодекс Российской Федерации – регулирует отношения инвесторов и налоговых органов в вопросе налогообложения; Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ регулирует инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений;

Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее – «О порядке осуществления иностранных инвестиций») от 04.2008 № 57-ФЗ – определяет некоторые ограничения для иностранных инвестиций.

Вместе с тем государство осуществляет и универсальное правовое обеспечение, которое регламентирует общие принципы и правила, касающиеся инвестиционной деятельности субъектов. Это, в частности, Гражданский и другие кодексы, Федеральный закон «Об акционерных обществах» и многие другие. Кроме того, нельзя не упомянуть международные договоры, заключенные Российской Федерацией.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями традиционно создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ. Несмотря на наличие иностранного капитала, они регистрируются налоговыми органами в общем порядке, в соответствии с Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

При этом правовое положение коммерческих организаций с иностранными инвестициями определяется нормативами Закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Стоит учесть, что инвесторы могут осуществлять вложения не только в новые компании, но и приобретать доли в уже существующих обществах. С момента проведения такой сделки компания будет признаваться организацией с иностранными инвестициями.

Внутреннее право, безусловно, является одной из основ регулирования инвестиционной деятельности в любом из государств, и Россия не исключение. Инвестиционное законодательство следует воспринимать как комплекс нормативно-правовых актов, регулирующих не только инвестиционную деятельность, но и валютные отношения и контроль, трудовые правоотношения и иные аспекты инвестиционной деятельности.

При этом нужно отметить, что в России национально-правовое регулирование иностранных инвестиций основано на специальных инвестиционных законах, что характерно для стран с переходной экономикой.

Эти законы определяют единый режим для иностранных и отечественных инвестиций, однако не применяют коллизионного метода регулирования, прямо устанавливая порядок отношений между инвесторами и государством. Интересно, что в развитых странах подобного инвестиционного законодательства вообще не существует, в силу чего к иностранным инвесторам применяются те же нормы, что и для других гражданских субъектов.

Несмотря на весьма внушительную, подробную и многообразную нормативно-правовую базу, правовое регулирование иностранных инвестиций нередко характеризуется наличием ряда проблемных вопросов. Все они по большей части касаются инвестиционного законодательства. Нам удалось выделить наиболее приоритетные проблемные вопросы.

Отсутствие конкретизации ряда государственных гарантий, предоставляемых зарубежным субъектам инвестиционной деятельности: например, государство гарантирует стабильность законодательства, но, согласно ст. 9 Закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», не более чем на протяжении 7 лет. Необходимость нормативного регулирования инвестиций не только на федеральном, но и на региональном уровне.

Отсутствие в отечественном законодательстве каких-либо правоприменительных аспектов, касающихся разрешения споров на межгосударственном уровне, и действенных механизмов выхода на международный инвестиционный арбитраж.

Отсутствие правовых институтов, прямо ответственных за реализацию государственных гарантий в отношении зарубежных компаний, осуществляющих инвестиционную деятельность, а также за рассмотрение жалоб с их стороны и защиту их прав и интересов и т. д.

В силу действия ст. 4 Закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и установленного ею национального правового режима для иностранных инвестиций, деятельность зарубежных инвесторов находится под такой же защитой законодательства, как и деятельность российских компаний. Применяемый к иностранным компаниям правовой режим не может быть менее благоприятным.

Несмотря на одинаковые меры регулирования в области иностранных инвестиций, законодатель не исключает возможности применения стимулирующих или ограничительных изъятий. Правда, ограничения возможны лишь в целях защиты конституционного строя, безопасности государства, а также прав и законных интересов других лиц. В то же время стимулирование в виде льгот для инвесторов может быть установлено законодательством в интересах социально-экономического развития страны. Каких-либо запретительных мер в отношении экономических инвестиций закон предусматривать не может. Кроме того, меры государственного регулирования могут быть выражены в форме государственных гарантий.

 

Список использованных источников:

  1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2014. -№ 7. — Ст. 851.
  2. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // СЗ РФ. — 2017. -№ 7. — Ст. 1428. О соглашениях о разделе продукции: федер. закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ (ред. от 05.04.2016) // СЗ РФ. — 2016. -№4. — Ст. 3769.
  3. Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 26.07.2017) // СЗ РФ. — 2017. -№ 7. — Ст. 1486.
  4. Об иностранных инвестициях в РФ: федер. закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 18.07.2017) // СЗ РФ. — 2017. -№ 7. — Ст. 4650.
  5. Батычко В. Т. Международное частное право. Конспект лекций. — Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.
  6. Бутузова А. С., Афанасьева Е. В. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 711-713. — URL https://moluch.ru/archive/88/17516/ (дата обращения: 11.12.2018).
  7. Гончаров А. А. Гражданское право (части Общая и Особенная): курс лекций. — М.: Наука, 2010. — 492 с.
  8. Гранкин В. В. Инвестиционная деятельность в современной России // Инвестиции. — 2013. -№ 1. — С. 13–15. Мороз С. П. Актуальные проблемы инвестиционного права (курс лекций). — К.: Алматы, 2013. — 257 с.
  9. Данельян А.А. Иностранные инвестиции: некоторые аспекты взаимодействия международного и национального права // Евразийский юридический журнал. – 2011. – №8 (39). – С. 57-60.
  10. Данельян А.А., Эседов Д.Г. Иностранный инвестор и государство в евразийском пространстве // Евразийский юридический журнал. – 2012. – №3 (46). – С. 13-16.
  11. Данельян А.А., Фархутдинов И.З., Магомедов М.Ш. Национально-правовое регулирование   иностранных инвестиций в  России // Закон. – 2013. – №1. – С.103-119.
  12. Данельян А.А. Международная арбитражно-правовая защита иностранного инвестора // Аграрное и земельное право. – 2013. – №11 (107). – С. 117-121.
  13. Данельян А.А. Компенсация за национализацию и экспроприацию иностранной собственности в практике инвестиционного арбитража // Евразийский юридический журнал. – 2014. – №4 (71). – С.32-34.
  14. Данельян А.А. Международно-правовой механизм урегулирования инвестиционных споров // Аграрное и земельное право. – 2014. – №4(112). – С. 103-108.
  15. Данельян А.А. Международно-правовые гарантии возмещения убытков в ходе осуществления иностранной инвестиционной деятельности // Аграрное и земельное право. – 2014. – №3(111). – С. 85-90.
  16. Данельян А.А. Правовые аспекты политических рисков при осуществлении иностранной инвестиционной деятельности // Евразийский юридический журнал. – 2014. – №5 (72). – С. 52-54.
  17. Данельян А.А. Экономические санкции как политический риск при осуществлении иностранной инвестиционной деятельности // Аграрное и земельное право. – 2016. – №1 (133). – С. 99-102.
  18. Данельян А.А. Актуальные проблемы международно–правового регулирования иностранных инвестиций в государствах–членах ЕАЭС // Международный правовой курьер. – 2016. – №3 (15). – С. 18-21.
  19. Данельян А.А., Фархутдинов И.З. Международный инвестиционный арбитраж: Учебное пособие. – М.; СПб., Центр гуманитарных инициатив, 2013. – 356 с.
  20. Крупко С. Инвестиционная деятельность в субъектах Российской Федерации // Хозяйство и право. 2015. N 10.
  21. Фарманян К. М. Гарантия прав и законных интересов инвесторов в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2017. — №43. — С. 212-214. — URL https://moluch.ru/archive/177/46166/ (дата обращения: 11.12.2018).

 

Информация об авторе:

Бондарь Виктория Сергеевна, студентка бакалавриата 4-го курса Дипломатической академии МИД России

Information about the author:

Viktoria S. Bondar, 4th year bachelor’s student at the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia

_____________________

[1] См.: Данельян А.А., Эседов Д.Г. Иностранный инвестор и государство в евразийском пространстве // Евразийский юридический журнал. – 2012. – №3 (46). – С. 13-16.

[2] См.: Данельян А.А., Фархутдинов И.З., Магомедов М.Ш. Национально-правовое  регулирование   иностранных инвестиций в  России // Закон. – 2013. – №1. – С.103-119.

[3] См.: Данельян А.А. Правовые аспекты политических рисков при осуществлении иностранной инвестиционной деятельности // Евразийский юридический журнал. – 2014. – №5 (72). – С. 52-54.

[4] См.: Данельян А.А. Международная арбитражно-правовая защита иностранного инвестора // Аграрное и земельное право. – 2013. – №11 (107). – С. 117-121.

[5] См.: Данельян А.А. Экономические санкции как политический риск при осуществлении иностранной инвестиционной деятельности // Аграрное и земельное право. – 2016. – №1 (133). – С. 99-102.

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: