Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Правовое регулирование инновационной деятельности в России

В настоящее время научно-техническая политика российских властей направлена на инновационный путь развития. В стране разработаны и приняты правовые документы, которые направлены на развитие и внедрение научно-технических разработок. Инновационный путь развития признан приоритетным для России на ближайшие годы, при этом экономический рост и темпы инновационного развития будут все более взаимосвязаны. Он превратится в приоритетный источник экономического роста, расширит возможности для создания новых продуктов и технологий, а также позволит государству увеличить инвестиции в развитие человеческого капитала, прежде всего,  в фундаментальную науку и образование, а также в поддержку инноваций.

Ключевые слова:  правовое регулирование, нормативная база, инновации, инновационная деятельность, инновационное предпринимательство, малое предпринимательство, государственная поддержка.

Legal regulation of innovation activity in Russia

Abstract: Currently, the scientific and technical policy of the Russian authorities is aimed at an innovative way of development. The country has developed and adopted legal documents aimed at the development and implementation of scientific and technical developments. The innovative path of development is recognized as a priority for Russia in the coming years, while economic growth and the pace of innovative development will be increasingly interconnected. It will become a priority source of economic growth, expand opportunities for creating new products and technologies, and allow the state to increase investment in human capital development, primarily in basic science and education, as well as in supporting innovation.

Keyword: legal regulation, regulatory framework, innovation, innovative activity, innovative entrepreneurship, small business, state support.

 

В России инновационная деятельность начала развиваться с 1990-х годов. До этого периода экономический уклад, при котором право на ведение хозяйственной и предпринимательской деятельности эксклюзивно принадлежало государству, не позволял создать необходимые условия для интенсивного создания и развития инноваций [9].

После перестройки и вплоть до конца 20-го века государственное финансирование научных разработок значительно сократилось, но в это время появляется спрос на инновации со стороны частного сектора экономики.

Начиная с 1998 года, в России наблюдалось развитие легкой и пищевой промышленности, также развивались топливные и энергетические отрасли, которые нуждались в новых технологических решениях.

После 2002 года начинает формироваться единая государственная политика в инновационной сфере: разрабатываются федеральные программы развития, создаются особые экономические зоны. На данном этапе, когда переходные процессы в экономике стабилизируются, ситуация с инновационным развитием нормализуется. В настоящее время государство нацелено на создание национальной инновационной системы, занимаясь активной поддержкой проектов и программ по развитию инновационной деятельности, а также принимаются меры по стимулированию инновационной активности предпринимателей, создаются инфраструктурные условия для развития инноваций в стране.

Прежде всего, стоит определить, что подразумевается под понятием малого инновационного предприятия.

В целом, нужно отметить, что единого четкого определения для малого инновационного предприятия найти невозможно. Тем не менее, возможно подобрать наиболее комплексное понятие и сформулировать критерии для отнесения предприятия к малому инновационному.

Достаточно общую формулировку предлагает Фонд содействия инновациям, учреждение, которое занимается поддержкой малых инновационных организаций:  «…малая инновационная организация — это организация, которая соответствует законодательному понятию малого предприятия, а также владеет правами на интеллектуальную собственность, которая обозначена в предложенном ею проекте»[8].

Данное понятие в большей степени ориентировано непосредственно на использование в контексте специфики деятельности самого Фонда.

Российская венчурная компания предлагает более конкретное определение инновационной компании: «…компания любой организационно-правовой формы, чья деятельность соответствует приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, и/ или продукты которой входят в перечень критических технологий Российской Федерации»[7]. В этом понятии присутствует спецификация деятельности компании относящейся к инновационной категории, так как приоритетные направления развития науки и техники включены в перечень критических технологий и содержат достаточно подробный список возможных сфер, в которых компании могут осуществлять свою деятельность.

Вместе с тем, не совсем ясно, будет ли в соответствии с этими критериями организация являться инновационной, если она не является производителем инновационных продуктов и технологий, но занимается их маркетинговым сопровождением, продажей и т.д. Кроме того, возможно, что деятельность некоторых организаций выходит за рамки пунктов, указанных в вышеупомянутых перечнях, но ее также можно отнести к инновационной исходя из других критериев.

Общие признаки субъектов малого предпринимательства регламентированы Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» N 209-ФЗ. Так, законом устанавливается, что численность сотрудников на малых предприятиях должна составлять не более 100 человек.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 установлены требования к предельным значениям для дохода малых предприятий за календарный год –  для них предельное значение составляет 800 млн. рублей [5].

Что касается малых инновационных предприятий, то для идентификации к ним можно отнести следующие критерии:

-численность работников организации не может быть выше ста человек;

-суммарный доход предприятия за год не может быть выше 800 миллионов рублей;

-деятельность организации должна соответствовать направлениям инновационной деятельности, указанным в классификациях инновационной деятельности;

— в течение определенного периода компания должна создать научные, технические, технологические, финансовые или какие-либо иные инновации.

Инновационное предпринимательство представлено в двух формах –  индивидуальное предпринимательство, когда речь идет  о физическом лице занятом предпринимательством в сфере научно-технической деятельности без образования юридического лица и путем создания юридического лица. Индивидуальное предпринимательство фактически является начальной формой предпринимательской деятельности, поскольку она связана с формированием и осуществлением нововведений физическими лицами. К субъектам инновационной деятельности в данном случае можно отнести изобретателей, конструкторов и других творческих личностей, создающих инновационный продукт. Индивидуальным предпринимателем в инновационной сфере выступает физическое лицо, получившее право использовать объект промышленной собственности, но его возможности в создании и использовании инновационного продукта всегда ограничены.

Основными субъектами инновационной деятельности, все же, являются юридические лица. К ним относятся конструкторские и научно-исследовательские организации (исследовательские центры, проектно-конструкторские организации и специализированные конструкторские бюро, проектно-технологические организации) и предприятия различных отраслей экономики, независимо от форм собственности, а также высшие учебные заведения.  В процессе выполняемой инновационной деятельности  они выступают как разработчики, исполнители, заказчики или производители новых изделий, а также как потребители инновационной продукции.

Регулирование инновационных процессов необходимо, прежде всего, благодаря их возрастающему значению не только для экономики, но и общества в целом. Благодаря инновациям меняется структура экономики, поскольку они выступают основной причиной создания новых производств, отраслей и постепенного исчезновения существующих.

Основой для осуществления инновационной деятельности в России является правовая база.  Она осуществляется при помощи норм Конституции, Гражданского кодекса РФ, указов Президента, федеральных законов, а также иных правовых актов.

Основной нормативно-правовой акт, регулирующий взаимоотношения органов государственной власти, субъектов научной и научно-технической деятельности и потребителей результатов этой деятельности – это Федеральный закон от 23.08. 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Он определяет порядок становления государственной научно-технической политики и правового статуса субъектов научной научно-технической деятельности.

Некоторые базовые предпосылки к формированию законодательной базы по поддержке инновационной деятельности содержатся в Федеральном законе от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»:

— формирование инфраструктуры, обеспечивающей поддержку технологического бизнеса, посредством создания технопарков, научно-производственных центров и т.п.;

-поддержка патентования изобретений и государственной регистрации других продуктов интеллектуальной деятельности;

—  стимулирование предпринимателей к использованию договоров субподряда в инновационной сфере;

— создание инвестиционных фондов. [1]

Определение государственной поддержки инновационной деятельности вводится в нормативно-правовую базу Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 21.07.2011 N 254-ФЗ[2], хотя понятие «государственная поддержка инновационной деятельности», ее основные цели, принципы и формы были закреплены еще в Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 N 127-ФЗ: «…государственная поддержка инновационной деятельности — «совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность»[3].

Также в законе указаны основные принципы, которые лежат в основе государственной поддержки инновационной деятельности:

— государственная поддержка доступна на всех этапах инновационной деятельности;

— поддержка осуществляется на основе программного подхода, наличие измеримых целей во время планирования и реализации направлений поддержки;

— инновационная инфраструктура развивается опережающими темпами;

— государственная поддержка инновационной деятельности оказывается публично;

— государственная поддержка защищает частные интересы предпринимателей и стимулирует предпринимательскую инициативу;

— поощряются рыночные меры регулирования и механизмы государственно-частного партнерства с целью развития инновационной деятельности;

— государственная поддержка инновационной деятельности должна быть эффективной, чтобы обеспечивать достижение стратегических целей социально-экономического развития России. [3]

Кроме того, законом определяются основные формы государственной поддержки, обозначим основные из них:

— предоставляются налоговые и таможенные льготы;

— предоставляется финансовая поддержка в виде субсидий, грантов, кредитов и т.д.;

-создание инфраструктурных условий для поощрения инновационной деятельности;

— оказание информационной, консультационной и иной поддержки субъектам предпринимательства.[3]

Вышеупомянутый закон закрепляет оценку эффективности расходуемых на поддержку инновационной деятельности средств, которая подразумевает контроль за исполнением государственной поддержки, систему оценки степени достижения установленных целей и задач поддержки и др.

Стоит отметить также принятие Федерального закона от 2.08.2009 N217-ФЗ, который внес изменения в части возможности создавать инновационные организации государственным НИИ и университетам, а также получать лицензии на созданную ими за счет бюджетных средств интеллектуальную собственность [4]. Это изменение имело большое значение, так как ранее учет этих разработок велся недостаточно системно, а сами разработки зачастую не коммерциализировались. В связи с этим были значительные трудности с использованием государственных разработок частными компаниями [6]. Очевидно, что данная ситуация не способствовала развитию инновационной активности в стране.

Таким образом, база для нормативно-правового регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации уже существует, тем не менее, определенные проблемы все еще имеют место:

-отсутствие однозначных критериев определения инновационной организации;

-отсутствие законодательных определений для компонентов инновационной инфраструктуры (технопарков, бизнес-инкубаторов и их целей и задач в рамках стимулирования предпринимательской инновационной деятельности);

-проблема надежной защиты прав на интеллектуальную собственность и др. [6]

Для того, чтобы решить задачи, позволяющие осуществить  модернизацию экономики и повышение уровня конкурентоспособности, требуется не только разработка и принятие необходимых нормативно-правовых документов, но и упорядочение и систематизация действующих правовых нормы, а также выработка единого механизма правового регулирования инновационной деятельности. И только тщательный анализ существующего инновационного законодательства даст возможность понять и оценить причины, послужившие недостаточной эффективности существующего правового механизма, а также определить проблемные вопросы в законодательстве и устранить их.

 

Библиографический список:

  1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция) [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения 16.08.20г.)
  2. Федеральный закон «О внесении изменений Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 21.07.2011 N 254-ФЗ (последняя редакция) [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_117193/ (дата обращения 16.08.20г.)
  3. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 N 127-ФЗ (последняя редакция) [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/ (дата обращения 16.08.20г.)
  4. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» от 02.08.2009 N 217-ФЗ [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90201/ (дата обращения 16.08.20г.)
  5. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности» [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196415/ (дата обращения 16.08.20г.)
  6. Бутрюмова Н. Н. и др. Законодательные барьеры ведения инновационной деятельности в России: результаты исследования //Инновации. – 2016. – №. 12 (218).
  7. Годовой отчет РВК за 2017 год // РВК. URL: https://www.rvc.ru/upload/iblock/f4a/Report_RVCpdf (дата обращения: 16.08.20г.)
  8. Официальный сайт Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере // URL:http://fasie.ru/ (дата обращения 16.08.20г.)
  9. Someren T.C.R. van. Regional Growth and Development in Russia by Strategic Innovation. Regionalistica [Regionalistics]. 2015. Vo 2. No. 1. Pp. 6–22.

 

Информация об авторе:

Светлая Елена Алексеевна, к.э.н., доцент, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и финансов ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова».

Information about the author:

Svetlaya Elena Alekseevna , Ph. D., associate Professor, head of the Department of accounting and Finance, Perm state agrarian and technological University named after academician D. N. Pryanishnikov.

Добавить комментарий

Войти с помощью: