Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Правовое регулирование устойчивого социального развития сельских территорий

Проблемы устойчивого социального развития сельских территорий связаны с реализацией аграрной политики в современной России. Важное значение имеет правовое регулирование отношений в сфере социального развития сельских территорий (сельских поселений). В статье рассмотрены нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность, связанную с решением вопросов устойчивого развития сельских территорий, а также их реализацию в сфере социального развития села.  

Ключевые слова: нормативно-правовые документы, правовое регулирование, сельские территории; устойчивое развитие; стратегия; сельскохозяйственным туризм.

Legal regulation of sustainable social development of rural areas

Boris Voronin, Doctor of Law, Professor, Director of the Scientific Research Institute of Agrarian and Environmental Problems and Agricultural Management, Ural State Agrarian University, Yekaterinburg,

Voronina Yana Viktorovna, PhD in Economics, Associate Professor of the Department of Management and Economic Theory, Ural State Agrarian University, Yekaterinburg,

Cherdantsev Vadim Petrovich, Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Management of the Perm State Agrarian and Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov

Shchelkonogov Pavel Sergeevich, undergraduate student at Perm State Agrarian and Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov

Abstract. The problems of sustainable social development of rural areas are related to the implementation of agrarian policy in modern Russia. Legal regulation of relations in the field of social development of rural areas (rural settlements) is of great importance. The article analyzes the activities aimed at solving issues of sustainable development of rural areas, the implementation of legal acts regulating relations in the field of sustainable socio-economic development of rural areas. 

Keywords: rural areas; sustainable development; strategy; agricultural tourism.

Устойчивое развитие сельских территорий- важнейшая задача органов власти всех уровней — федеральной, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Понятие устойчивое развитие сельских территорий Российской Федерации дано в Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года [1]. Содержание этого понятия свидетельствует о комплексе задач, стоящих перед сельскими территориями. Вместе с тем, социально-экономическое развитие Российской Федерации востребовало новых подходов к определению содержания этого понятия.

 22 июня 2024 года был принят Федеральный закон №160-ФЗ «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» [2], который внёс дополнение в статью 4.1 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» [3] следующего содержания: Статья 4.1- Устойчивое развитие сельских территорий.

 Под устойчивым развитием сельских территорий понимается их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объёма производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, рациональное использование и охрана земель, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, обеспечиваемые в том числе в результате осуществления видов деятельности, не связанных сельскохозяйственным производством, включая деятельность по оказанию услуг в сфере сельского туризма.

 В соответствии с изложенными изменениями сельскохозяйственные товаропроизводители, наряду с сельскохозяйственным производством, могут осуществлять деятельность по оказанию услуг в сфере сельскохозяйственного туризма и другие виды деятельности, не связанные с сельскохозяйственным производством, обеспечивающие устойчивое развитие сельских территорий.

Устойчивое развитие сельских территорий предполагает экономически результативное функционирование организацией агропромышленного комплекса, независимо от организационно-правовых форм хозяйствования.

 Государство прямо заинтересовано в развитии АПК, поскольку сельскохозяйственные товаропроизводители успешно решают задачи обеспечения продовольственной безопасности страны и увеличивают объёмы экспорта сельскохозяйственной продукции на мировой агропродовольственный рынок. В 2023 году в России получено зерна в объёмах, позволяющих обеспечить экспорт пшеницы, гороха, ячменя. Всего поставлено на внешние рынки более 100 млн тонн продовольствия, причём, более 1 млн тонн пшеницы отгружено на новые рынки Африки и Азии. В денежном выражении продовольствия за рубеж поставлено на 43,5 млрд долларов, а зерна на 16,5 млрд долларов. Россия крупнейший экспортёр пшеницы в Египет, активно наращивается экспорт пшеницы на рынки Алжира, Туниса, ОАЭ, Йемена, в Индонезию, Бангладеш. Рынки гороха и подсолнечного масла для российского АПК открыты в Индии [4]. Развитию экспорта продовольственных товаров в агропромышленном плане способствовал национальный проект «Международная кооперация и экспорт» действующий согласно Указу Президента Российской Федерации 21 июля 2022 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [5]. Большая организационная работа проведена Минсельхозом России по обеспечению реализации проекта «Экспорт продукции АПК».

К 2030 году, согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года «О национальных целях развития Российской Федерации на период 2030 года и на перспективу до 2036 года» [6]. Увеличение экспорта продукции агропромышленного комплекса должно быть не менее чем в полтора раза по сравнению с уровнем 2021 года. В денежном выражении это должно составлять 55 млрд долл. Решить такую задачу возможно за счёт укрепления позиций по традиционным направлениям экспорта (зерно, масложировая продукция, рыба) и наращивания экспорта продукции с более высокой добавленной стоимостью (мясная и молочная продукция, кондитерские изделия и другие). Очевидно, что потребуется увеличить производство и обеспечить рост производительности труда, который возможен за счёт автоматизации, внедрения передовых информационных технологий, включая искусственный интеллект.

 В целях увеличения площадей земельных ресурсов необходимо продолжить работу по вовлечению в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий, поскольку еще есть пашни на занятие сельхозпроизводством. Важнейшим вопросом сегодня является обеспечение организаций агропромышленного и рыбохозяйственных комплексов профессиональными кадрами, обладающих необходимыми компетенциями в условиях интеллектуализации производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Кроме выстраивания системы подготовки кадров специалистов необходимо кардинально решить проблему обеспечения кадров жильём и социальными услугами, чтобы их уровень жизни на селе был не хуже, чем в крупных городах. Принятая в 2015 году Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года развивает положения, изложенные ранее в Стратегиях, концепциях и программах в сфере устойчивого развития сельских территорий.

В настоящее время, с 2020 года действует государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий», утверждённая постановлением Правительства РФ от 31 мая 2019 года № 696 [7]. В субъектах Российской Федерации реализуются отдельные социальные программы, касающиеся сельских территорий. За последние годы государство активизировало отношения по решению социальных проблем в сельских поселениях. В частности, государство взяло на себя основную часть расходов по проекту социальной газификации, финансируются программы «Земский учитель» и «Земельный доктор». Развивается строительство сельских дорог, домов культуры, спортивных сооружений, обеспечивается льготная сельская ипотека и реализуются и иные мероприятия социального характера. Вместе с тем, не во всех субъектах РФ одинаково активно органы государственной власти и местного самоуправления решают проблемы, связанные с социальным развитием сельских территорий и обеспечением качества жизни сельского населения.

 Трансформация местной власти на основе федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [8] привела в отдельных случаях, к заметному ослаблению этой ветви власти, что отражается на решении вопроса социального развития села. Деятельность органов местного самоуправления всегда направлена на обеспечение условий для самоорганизации населения.

 Вопросы местного значения, отнесённые к полномочиям органов местного самоуправления, охватывают широкий круг социально значимых задач. Эффективное исполнение органами местного самоуправления соответствующих полномочий является необходимым условием для обеспечения устойчивого развития сельских территорий. Однако, как показывает практика, малочисленные поселения часто оказываются не в состоянии эффективно решать отнесенные к их ведению вопросы местного значения по причинам недостаточных финансовых средств и проблем с кадрами. Недостаток ресурсов, как правило, восполняется при поддержке органов государственной власти. В совокупности, имеющиеся проблем, актуальной задачей является совершенствование механизмов финансовой поддержки органов местного самоуправления, что позволяет более целенаправленно решать проблемы развития сельских территорий.

Заключение

Устойчивое развитие сельских территорий позволяет эффективно решать две основные задачи. Первая- заключается в обеспечении стабильно функционирующего сельского хозяйства и всей системы агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, решающих задачи, обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации и гарантированно поставляющих сельскохозяйственную продукцию на экспорт.

Для производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в необходимых объёмах потребуется рационально использовать сельскохозяйственные угодья, прежде всего пашни. В условиях конкуренции, чтобы добиться в аграрном производстве высоких результатов производительности труда необходима организация сельскохозяйственной деятельности с освоением новых агротехнологий и внедрением научных достижений.

Вторая задача — обеспечение аграрного производства кадрами специалистов и персонала, способных трудиться в условиях интеллектуализации современного аграрного сектора экономики. Для этого необходимо создать условия качества жизни для жителей сельских поселений. Проблема кадров для сельскохозяйственной деятельности сегодня становится актуальной по причине старения сельского населения, а также из-за нерешённых социальных вопросов сельской жизнедеятельности.

В настоящее время сельские территории по мнению исследователей подразделяются на 4 типа, существующих в субъектах Российской Федерации.

Первый тип — регионы с преимущественно аграрной специализацией сельской местности, благоприятными природными и социальными условиями её развития.

Второй тип — регионы с полифункциональной сельской экономикой, сельским хозяйством пригородного типа и благоустроенными социальными условиями развития сельской местности.

Третий тип — регионы с неблагоприятными социальными условиями развития сельской местности и обширными зонами социально-экономической депрессии.

Четвёртый тип- регионы со слабой очаговой освоенностью сельской местности и неблагоприятными природно-климатическими условиями её развития.

Такой дифференцированный подход определяет стратегические задачи развития сельских территорий и позволяет планировать их социально-экономические развитие. Изложенные факторы напрямую влияют на совершенствование кадрового обеспечения сельских территорий с акцентом на развитие сельскохозяйственной деятельности.

Библиографический список

1. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 2 февраля 2015 г. №150-р// [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/420251273 

2. Федеральный закон от 22 июня 2024 г. №160-ФЗ «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_479274/

3. Федеральный закон от 29.12.2006 г. №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64930/

4.Татьяна Карабут. Еда поедет/Российская газета 16.09.2024 г.

5. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rg.ru/documents/2020/07/22/ukaz-dok.html

6. Указ Президента РФ от 7 мая 2024 г. №326 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/73986

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. №696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации и Комплексное развитие сельских территорий и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/72260516/

8. Федеральный закон от 03.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/


Информация об авторах:

Воронин Борис Александрович, доктор юридических наук, профессор, директор научно-исследовательского института аграрно-экологических проблем и управления сельским хозяйством, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург,

Воронина Яна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург,

Черданцев Вадим Петрович, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента Пермского государственного аграрно-технологического университета имени академика Д.Н. Прянишникова

Щелконогов Павел Сергеевич, магистрант Пермского государственного аграрно-технологического университета имени академика Д.Н. Прянишникова

Information about the authors:

Voronin Boris Aleksandrovich, Doctor of Law, Professor, Director of the Research Institute of Agrarian and Ecological Problems and Agricultural Management, Ural State Agrarian University, Yekaterinburg,

Voronina Yana Viktorovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Economic Theory, Ural State Agrarian University, Yekaterinburg,

Cherdantsev Vadim Petrovich, Doctor of Economic Sciences, Professor, Professor of the Department of Management, Perm State Agrarian-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov

Shchelkonogov Pavel Sergeevich, Master’s student, Perm State Agrarian-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov




Добавить комментарий

Войти с помощью: