Алифанов Артем Сергеевич
Слушатель магистратуры
Дипломатической академии МИД России
Шангараев Руслан Насимович,
кэн, научный сотрудник Дипломатической академии
Дипломатической академии МИД России;
Alifanov Artem
Master of the Diplomatic Academy
of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation
Shangaraev Ruslan
PhD, Research offıcer,
of the Diplomatic Academy
of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation
Ногмова Аделина Шафиковна,
Кандидат политических наук, Начальник отдела
координации работы Диссертационных советов
Дипломатической академии МИД России.
Nogmova Adelina,
PhD, Head of the Department
on Coordination of Dissertation Councils
of the Diplomatic Academy of the Ministry
of Foreign Affairs of the Russian Federation.
Правовой механизм лоббизма в России
Legal mechanism of lobbyism in Russia
Аннотация: Лоббизм, как форма связи негосударственных структур с государственными институтами, в России давно стал частью объективной политической реальности.Также в стране не сформировался консолидированный подход к восприятию того, как относиться к данному явлению, и зачастую, на фоне теневого характера диалога между чиновниками и некоторыми представителями бизнеса, отождествляется с коррупцией.
Abstract: Lobbying as a form of communication of non-governmental organizations with public institutions in Russia has long been a part of the objective political reality. in society. Also, there is not formed a consolidated approach to the perception of how to deal with this phenomenon, and often, against the shadow nature of the dialogue between officials and some business representatives, is identified with corruption.
Ключевые слова: Россия, лоббизм, Законодательство РФ, правовое поле, органы государственной власти, бизнес интересы, экономическая безопасность.
Keywords: Russia, lobbying, legislation of the Russian Federation, legal field, public authorities, business interests, economic security.
Процесс развития и совершенствования правовых основ в Российской Федерации на современном этапе строится на демократических принципах, согласно которым все заинтересованные граждане должны иметь возможность влиять на развитие и совершенствование правовых условий их существования.
Исследуя попытки правового упорядочения действий заинтересованных групп давления на власть в разных странах, можно прийти к выводу, что попытки государственного регулирования лоббистской деятельности сами являются объектом давления заинтересованных групп.
В России государство официально не признает такого явления, как лоббизм. По этой причине политический и экономический лоббизм в Российской Федерации не урегулирован и зачастую носит нелегальный характер.
В Российской Федерации проблема лоббизма заключается в том, что в представлении российского общества лобби представляется одной из форм коррупции наряду с взяточничеством, протекционизмом, незаконным распределением и перераспределением общественных ресурсов и фондов, присвоением общественных ресурсов в личных целях, незаконной поддержкой и финансированием политических структур, предоставлением льготных кредитов, заказов, и др.
Лоббизм затрагивает не только политико-социальную, но и правовую и экономическую сферы общественно-политической практики. Лоббизм в правовом смысле понимается как «совокупность норм, регулирующих взаимодействие (участие) граждан, общественных объединений, организаций, предприятий, специализирующихся на лоббистской деятельности, других субъектов правоотношений с органами государственной власти для оказания влияния на принятие необходимых лоббистам решений и для активного отстаивания своих интересов»[1].
Данными правовыми нормами должны быть законодательно закреплены правовые статусы участников лоббистской деятельности, их права и обязанности, основные механизмы взаимодействия лоббистов с государственными органами и другие ключевые понятия. Законодательные нормы, регулирующие лоббистскую деятельность, структурируют процесс представления интересов различных акторов в органах государственной власти и в целом способствуют легитимации института лоббизма в обществе. Однако правовое регулирование лоббизма не ограничивается разработкой правовых норм только для лоббистской деятельности. Экономический
Лоббизм в РФ не является узаконенным упорядоченным институтом, но не стоит недооценивать его влияние на деятельность властных структур. Объектом лоббизма обычно становятся органы государственной власти. Предметом же лоббизма выступает множество задач, которые ставятся лоббистами, при попытке оказать влияние на государственный орган власти.
Например, процесс привлечения иностранных инвестиций можно назвать своеобразным «перетягиванием каната» между принимающим государством (государством, импортирующим иностранные инвестиции), с одной стороны, и государством (в лице органов государственной службы) — экспортером капитала и самим иностранным инвестором, с другой стороны[2]. В том случае, если экономические позиции принимающего государства сильны и существует большой спрос со стороны инвесторов из различных стран, такое государство может позволить себе диктовать свои условия и включить в свое законодательство большое количество ограничительных изъятий[3]. В таком случае иностранный инвестор вынужден использовать лобби для достижения своих экономических интересов.
Основные характеристики института лоббизма служат одним из индикаторов для определения существующего политического режима, институциональной структуры политической системы, особенностей выработки и реализации основных государственных решений, социальной структуры общества и т.д.
Существует разные механизмы лоббирования интересов для достижения поставленных целей. Лоббирование может быть прямым и осуществляться при непосредственном контакте с субъектом, пользующимся властными и распорядительными полномочиями. Также оно может быть косвенным (непрямым), когда в процессе присутствуют контакты с лицами, не обладающими властными и распорядительными полномочиями, но которые могут оказать на них влияние.
Лоббистская деятельность подразумевает достижение требуемого результата. Как и любая услуга, лоббирование интересов предполагает получение определенного вознаграждения. Также, лоббист, осуществляющий данную деятельность профессионально, т. е. за определенную плату, может прибегнуть к незаконным методам давления на органы власти или людей, принимающих решения. Тем более методы осуществления лоббистской деятельности слишком расплывчаты.
Не меньший интерес представляют и методы осуществления лоббистской деятельности:
- участие лоббистов в работе комитетов, комиссий, фракций, депутатских групп и иных структур Федерального Собрания, а также органов исполнительной власти по профилю лоббируемых вопросов;
- экспертиза проектов законов и иных нормативных актов и решений федеральных органов государственной власти с предоставлением последним результатов экспертизы, в случае если она осуществляется не по запросам этих органов;
- организация публикаций и выступлений в средствах массовой информации в поддержку конкретных законопроектов или решений государственных органов;
- иные не запрещенные законом способы взаимодействия с органами власти[4].
Экономический рост государства также в немалой степени зависит от особенностей существующей системы лоббирования интересов, так как только формирование цивилизованного лоббизма, действующего в правовых рамках и учитывающего интересы всех хозяйствующих субъектов, а не только отдельных экономических структур, является гарантом установления открытой конкуренции и улучшения инвестиционного климата в стране. Таким образом, лоббизм действительно является многогранным, феноменом.
Высшей инстанцией социального партнерства в России является Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, куда наряду с представителями правительства РФ входят лоббисты от профессиональных союзов и объединений работодателей. Комиссия вполне успешно регулирует вопросы, связанные с повышением минимального размера заработной платы, обеспечением социальных гарантий наемных работников, улучшением условий труда. Подобные инстанции, занимающиеся более узкими проблемами, существуют во всех регионах страны и отраслях экономики[5].
Таким образом, можно отметить, что в нашей стране на практике реализуются принципы лоббизма. Например, создание экспертно-совещательных структур, в которые могут войти лоббисты, или формирование институтов социального партнерства (второй принцип показал себя в России более эффективным, чем первый).
Основной проблемой лоббизма в нашей стране на современном этапе является вовсе не отсутствие специализированного закона или института, а наличие социальных, политических и экономических предпосылок становления системы, в которой нет подлинной конкуренции, а власть проявляет протекционистское отношение к тем или иным субъектам, наделяя их различными преференциями. В Рейтинге лучших лоббистов России, составляемом экспертами по инициативе «Независимой газеты», лидирующие позиции по итогам последних лет занимают руководители государственных компаний, которые в недавнем прошлом сами были правительственными чиновниками[6].
Экономический рост государства также в немалой степени зависит от особенностей существующей системы лоббирования интересов, так как только формирование цивилизованного лоббизма, действующего в правовых рамках и учитывающего интересы всех хозяйствующих субъектов, а не только отдельных экономических структур, является гарантом установления открытой конкуренции и улучшения инвестиционного климата в стране. Таким образом, лоббизм действительно является многогранным, феноменом.
Безусловно, они формируют «ближний круг» лоббистов, наделенных исключительными ресурсами и возможностями. Схожая ситуация отмечается и с общественными организациями: власть оказывает стабильное патерналистское содействие тем из них, которые близки ей идеологически или де-факто являются аффилированными с государством институтами. Мы считаем, что преодоление обозначенной выше проблемы невозможно без модернизации всей политической системы, а процесс становления института цивилизованного лоббизма требует мер, которые дадут свои результаты уже в краткосрочной перспективе. К повышению прозрачности лоббистской деятельности представителей бизнеса может подтолкнуть влияние данного фактора на инвестиционную привлекательность и стоимость активов. Несколькими годами ранее бизнес-сообщество осознало экономическую целесообразность социальной ответственности как инструмента, позитивно влияющего на корпоративный имидж, репутацию и цену бренда. Выпуск ежегодных социальных отчетов прочно вошел в практику крупных и средних компаний[7].. Таким образом, лоббизм действительно является многогранным, феноменом.
Прозрачная лоббистская деятельность может рассматриваться как одно из ключевых обязательств бизнеса перед обществом и показатель уровня социальной ответственности. Следовательно, необходимо создать условия, при которых раскрытие информации о лоббистской активности станет серьезным имиджевым фактором, подобно выпуску отчетов о социальной ответственности бизнеса. Более того, раз дел о лоббизме можно органически включить в социальные отчеты компаний, подчеркнув таким образом его значимость[8].
Имплементируя опыт Евросоюза[9], можно реализовать определенные меры, которые помогли бы «вывести из тени» тех, кто занимается лоббированием:
– создать реестр, в котором будут добровольно регистрироваться компании и общественные организации, раскрывая информацию о лоббистской деятельности;
– доверить научному и экспертному сообществу ранжирование входящих в реестр организаций по степени открытости лоббистской деятельности;
– отдельно провести ранжирование организаций, оказывающих GR-услуги (взаимодействие с органами государственной власти);
– на примере крупных государственных предприятий показать пример включения информации о лоббистской деятельности в социальные отчеты компаний;
– создать в Интернете доступный для общества ресурс, где можно будет ознакомиться с рейтингом открытости и рее стром лоббистов;
– при помощи СМИ включить проблему лоббистской деятельности в информационную повестку; ввести своеобразную моду на открытость, публично поощряя чиновников, вступающих в контакт с лоббистами из реестра;
– шире внедрять принципы социального партнерства в практику диалога между властью и лоббистами.
Данные средства не предполагают создания специализированной законодательной базы для лоббистской деятельности в России: они могут быть реализованы совместными усилиями власти, экспертного сообщества, средств массовой информации и бизнеса[10].
Опыт борьбы с коррупцией свидетельствует о том, что «требований закона недостаточно», необходима «надежная система обратной связи между обществом и государством». Для регулирования лоббистской деятельности достаточно ограничиться вне правовыми мерами, которые вполне реалистичны для выполнения и применимы в современных российских реалиях.
Список литературы:
- Безвиконная Е. В. Механизмы и формы политической самоорганизации местных сообществ в современной зарубежной практике, Тренды и управление.-2013
- Данельян А.А. Международный инвестиционный арбитраж: новые вызовы, проблемы и пути их преодоления // Международный правовой курьер. 2014. № 6. С. 6-10.
- Данельян А.А. Теория и практика современного международного права относительно проблемы принудительного изъятия иностранной собственности // Международный правовой курьер. 2014. № 5. С. 32-39.
- Колосова Н.М., Лоббизм и коррупция, изд.:Норма, 2013
- Понеделков А.В., Кузина С.И. Особенности трансформации гражданской идентичности в российском политическом процессе, Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. История. Регионоведение. Междунродные отношения. 2013
- Толстик В.А., Трусов Н.А. Правотворческое лоббирование как средство борьбы за содержание права, Юридическая техника. 2012
- Хорина Г.П. Демократия в современной российской культуре: идеал и реальность, NB: Культуры и искусства. -2013
- Шангараев Р.Н. Развитие системы управления промышленными предприятиями на основе совершенствования механизма сетевого взаимодействия // Сегодня и завтра Российской экономики. 2011. № 44. С. 99-101.
- Шангараев Р.Н. Территориально-производственные кластеры как основа формирования конкурентоспособного региона // Сегодня и завтра Российской экономики. 2011. № 43. С. 99-102.
- Шангараев Р.Н. Формирование кластерных структур в современной экономике // Горизонты экономики. 2011. № 2. С. 71-72.
- Щупленков О.В., Щупленков Н.О. Проблемы взаимодействия гражданского общества и государства в современной России, NB: Вопросы права и политики.-2013
- Миндагалиева А. Приграничный аспект экономического сотрудничества России и Казахстана // Дипломатическая служба. 2012. № 1. С. 38-44.
- Любимов А.П. История лоббизма в России // Фонд «Либеральная миссия», 2005, С.208.
- Фельдман П.Я. Нужен ли в России закон о лоббизме? // Журнал «Власть», № 2, 2014
- Egorov S.A. CHAPTER 5, International Law:, Law Of International Treaties // Russian Law: theory and practice. 2009. № 2. С. 248-278.
[1] Хорина Г.П. Демократия в современной российской культуре: идеал и реальность, NB: Культуры и искусства. -2013, с. 770
[2] Данельян А.А. Международный инвестиционный арбитраж: новые вызовы, проблемы и пути их преодоления // Международный правовой курьер. 2014. № 6. С. 6-10.
[3] Данельян А.А. Теория и практика современного международного права относительно проблемы принудительного изъятия иностранной собственности // Международный правовой курьер. 2014. № 5. С. 32-39.
[4]Понеделков А.В., Кузина С.И. Особенности трансформации гражданской идентичности в российском политическом процессе, Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения. 2013, с. 88
[5]Толстик В.А., Трусов Н.А. Правотворческое лоббирование как средство борьбы за содержание права, Юридическая техника. 2012, с. 118
[6]Понеделков А.В., Кузина С.И. Особенности трансформации гражданской идентичности в российском политическом процессе, Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. История. Регионоведение. Междунродные отношения. 2013, с. 67
[7] Толстик В.А., Трусов Н.А. Правотворческое лоббирование как средство борьбы за содержание права, Юридическая техника. 2012, с. 80
[8]Щупленков О.В., Щупленков Н.О. Проблемы взаимодействия гражданского общества и государства в современной России, NB: Вопросы права и политики.-2013, с. 89
[9]Безвиконная Е. В. Механизмы и формы политической самоорганизации местных сообществ в современной зарубежной практике, Тренды и управление.-2013, с. 27
[10]Понеделков А.В., Кузина С.И. Особенности трансформации гражданской идентичности в российском политическом процессе, Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. История. Регионоведение. Междунродные отношения. 2013, с. 70