Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Правовые аспекты существования государственного и муниципального экологического контроля (надзора)



Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) рассматривается как система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды. Актуальное значение имеет контроль в области природной среды, к которой относятся: земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающее в совокупности благоприятные условия существования жизни на Земле. В статье рассматривается оценка эффективности и качества проведения государственного экологического контроля (надзора) и муниципального контроля в условиях взаимодействия норм экологического права с отраслями в правовой системе современной России.

Ключевые слова: окружающая среда, экологический контроль, правовое регулирование, государственной контроль (надзор), муниципальный контроль, экологическое право, экологическая безопасность



Legal aspects of the existence of state and municipal environmental control (supervision)


Abstract. Control in the field of environmental protection (environmental control) is considered as a system of measures aimed at preventing, detecting and suppressing violations of legislation in the field of environmental protection by business entities and other activities of requirements, including standards and regulatory documents in the field of environmental protection. Control in the field of the natural environment is of urgent importance, which includes: earth, subsurface, soils, surface and groundwater, atmospheric air, flora and fauna and other organisms, as well as the ozone layer of the atmosphere and near-Earth outer space, which together provide favorable conditions for life on Earth. The article considers the assessment of the effectiveness and quality of state environmental control (supervision) and municipal control in the context of interaction of environmental law norms with industries in the legal system of modern Russia.

Keywords: environment, environmental control, legal regulation, state control (supervision), municipal control, environmental law, environmental safety.

Правовой основой осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации является Конституция Российской Федерации (1993 год) [1], Федеральный закон от 10.01. 2002 г.  №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [2], а деятельность по организации и проведению контроля (надзора) регулируется Федеральным законом о 31 июля 2020 г.  №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» [3].

Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» контрольно- надзорная деятельность должна осуществляться в соответствии с её основными принципами. Эти принципы ориентированы на правовое регулирование тех или иных общественных отношений. Отраслью права, нормы которой в унифицированном виде присутствуют в экологическом законодательстве, в российской правовой системе является экологическая право.

 

Нормами-принципами экологического права являются:

— охрана жизни и здоровья человека;
— сочетание экологии и экономики;
— рациональное использование природных ресурсов;
— законность;
— гласность, связь с общественностью.

Экологическое право – это взятые во взаимосвязи и взаимозависимости эколого-правовые нормы и экологизированные нормы других отраслей права Российской Федерации: административное право, уголовное право, гражданское право и иные отрасли права. Необходим комплексный подход к оценке состояния, экологизации экономики и общественной жизни в условиях осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) направлен на обеспечение экологической безопасности государства. С 1991 года в научных работах известных юристов-экологов изложено понятие «экологическая безопасность», которое в концентрированном виде рассматривается как состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и(или) иных последствий. Выявлению негативных факторов, изложенных в содержании понятия «экологическая безопасность» обеспечивает проведение государственного мониторинга окружающей среды (экологический мониторинг).

 Порядок организации и проведения государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) устанавливается Правительством Российской Федерации. В настоящее время действуют постановления Правительства РФ № 177 от 31 марта 2003 г. «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)» [5] и № 846 от 28 ноября 2002 г. «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель» [6]. Отдельные виды мониторинга осуществляются на основе нормативных актов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Например, приказом №123 от 6 апреля 2004 г. утверждена Стратегия сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов [7],  на основании приказа №120 от 13 февраля 2004 г. осуществляется организация фонда экологической информации Министерства природных ресурсов Российской Федерации, а также утвержден Регламента предоставления информации о природопользовании и состоянии окружающей среды [8].

При проведении мероприятий по контролю (надзору) в области охраны окружающей среды необходимо учитывать нормы, изложенные в федеральных законах, регулирующих природоресурсные и природоохранительные отношения.

В частности, такими законодательными актами являются:
— Земельный кодекс Российской Федерации [9];
-Лесной кодекс Российской Федерации [10];
-Водный кодекс Российской Федерации [11];
-Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 г. [12];
-«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г [13];
— «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. [14];
— «О животном мире», от 24 апреля 1995 г. [15];
-«Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 [16]
-«О природных лечебных ресурсах», лечебно-оздоровительных местностях и курортах от 23 февраля 1995 г. [17]

Имеются и иные федеральные законы, которые так или иначе касающиеся регулирования отношений в области охраны окружающей среды и содержащие в определенной степени нормы экологического права. Деятельность органов контроля и надзора в области охраны окружающей среды должна быть сосредоточена на объектах, подлежащих правовой охране.

К таким объектам относятся:
— верхняя часть атмосферы (озоновый слой)
— околоземное космическое пространство (ближний космос)
— озоновый слой воздуха (атмосферный воздух)
— почва (земля)
— недра (до технически достижимой глубины)
— воды (вода поверхности + снег поверхности + ледники, снежники
— леса (древесно-кустарниковая растительность)
— континентальный шельф и исключительная экологическая зона
— дикие животные (фауна)
— иная растительность (флора)
— особо охраняемые государством местности (объекты) и объекты, имеющие особо ценное значение
— генетический фонд всех организмов биосферы
— микроорганизмы, микробы, бактерии, вирусы и т.п.
 -ландшафты (уникальные, типичные, культурные и природные)
— объекты, включенные в список всемирного и культурного наследия
-редкие (почвы, леса) и исчезающие виды животных и растений (растительность) и места их обитания
— исконная среда (места обитания) коренных малочисленных народов РФ
— места нахождения сообществ растительных и животных организмов, занесенных в Красную книгу.

Экологический контроль осуществляют:
а) государственные службы наблюдения за состоянием окружающей среды.
б) ведомственные специальные подразделения.
в) производственные экологические службы.

Общественный экологический контроль имеет право осуществлять:

а) общественные и иные организации;
б) отдельные граждане.

 Система государственных методов контроля и надзора включает:

— наблюдение и проверка;
— учет и систематизация;
— оценка реального состояния биосферы;
— стандартизация данных об окружающей среде.

 Специальные эколого-административные способы пресечения антропогенной деятельности всех субъектов экологических правонарушений включают:

— ограничения;
— приостановление;
— прекращение.

 Методы и способы воздействия на экологизацию экономики и иных общественных отношений должны реализовываться через систему государственных органов.

 Экологическое законодательство среди механизмов регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды выделяет экологическую сертификацию, лицензирование, лимиты, экологическое страхование и  государственные стандарты (ГОСТЫ).

 Особая роль в профилактике нарушений экологического законодательства принадлежит процедуре ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) и экологической экспертизе.

 Проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) регламентируется статьей 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, которое было утверждено приказом Государственный комитет по экологии от 16 мая 2002 г.[18]. ОВОС определяется как деятельность по выявлению, анализу и учету экологических требований законодательства при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества.

 Обязательное проведение ОВОС предусмотрено в отношении определенных видов объектов хозяйственной и иной деятельности. Обычно это крупные и особо значимые народнохозяйственные объекты, предприятия по добыче нефти, мощностью 500 тыс. тонн в год и более, предприятие химической промышленности всех видов; крупные склады для хранения 50 тыс. куб. и более нефтяных, нефтехимических и химических продуктов, микробиологические производства, крупные установки и предприятия чёрной и цветной металлургии и многие другие.

 ОВОС проводится при подготовке:

  1. концепции, программ и планов отраслевого и территориального социально-экологического развития;
  2. схем комплексного использования и охраны природных ресурсов;
  3.  градостроительной документации (генеральных планов городов, проекты и схемы детальной планировки и другие;
  4.  документации на создание новой техники, технологии, материалов и веществ.
  5.  технико-экономических обоснований и проектов строительства новых, реконструкций, расширении и технического перевооружения действующих хозяйственных и иных объектов и комплексов.

         Целесообразность проведения ОВОС для объектов и видов деятельности, не вошедших в обязательной перечень, определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Правовой основой для проведения экологической экспертизы является Федеральный закон от 23 ноября 1995 года №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» [19].

         Экологическая экспертиза подразделяется на государственную (обязательную), общественную (добровольную) и частную (платная).

 Экологическая экспертиза – это:

  1. обязательная организационная мера охраны окружающей природной среды, предопределяющая принятие хозяйственного решения с целью проверки этого соответствия требованиям экологической безопасности;
  2.  элемент организационно-правового механизма охраны окружающей природной среды и её использования;
  3.  узаконенная превентивная мера, как предварительная проверка документации, проектов, программ, изделий, сырья, материалов и так далее, требований охраны окружающей среды;
  4.  организационно-правовая форма предупредительного контроля всех предплановых (предпроектных материалов), а также экологического обоснования лицензии и сертификатов; устанавливающая экологическое качество принимаемых хозяйственно-управленческих решений.

Результатом экспертизы является заключение (акт экспертизы)

В настоящей научной статье рассмотрены лишь отдельные правовые акты из большого числа нормативных правовых документов, с учётом которых осуществляется государственный экологический контроль (надзор) и муниципальный контроль в этой сфере. Экологический контроль и надзор обеспечивают решение лишение следующих задач в области экологической политики государства:

Как видно из вышеизложенного, государственной контроль (надзор) и муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) осуществляет комплекс мероприятий, в результате которых решаются актуальные задачи сохранения и (или) воспроизводства важнейших для обеспечения жизнедеятельности человека и развития экономики природных ресурсов. Охрана окружающей среды позволит обеспечить разумное существование человека в условиях использования природных ресурсов в экономике и общественном развитии.

Библиографический список

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/?ysclid=m7mzbkvwnz857965509 (дата обращения 02.04.2025)
  2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2001 г. №7-ФЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/?ysclid=m7mzd1rf58393679880 (дата обращения 02.04.2025)
  3.  Федеральный закон от 31 июля 2020 г. №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» / [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358750/?ysclid=m7mzfm6iw0143151099 (дата обращения 02.04.2025)
  4.  Маковик Р.С. Земельное право. Экологическое право. Конспект учебных курсов (основные понятия, научные категории, комментарии, схемы, контрольные задания) Москва, ТОН. Профобразование 2003-368 с.
  5.  Постановление Правительства РФ о 31 марта 2003, №177 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга» /СЗ РФ 2003, №14, ст 1278.
  6. Положение об осуществлении государственного мониторинга земель, утв. постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. №846/ СЗ РФ 2002, №49, ст 4882.
  7.  Приказ МПР от 6.04.2004 г. №323 утв. «Стратегия сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения/ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/2160110/?ysclid=m9cd8by3gc337169967 (дата обращения 02.04.2025)
  8.  Приказ МПР РФ от 13 февраля 2004 г. №120 «Об организации фонда экологической информации Министерства природных ресурсов Российской Федерации и утверждении Регламента предоставления информации о природопользовании и состоянии окружающей среды». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/2160017/?ysclid=m7mzguvoe0756410740 (дата обращения 02.04.2025)
  9.  Земельный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 25.10.2001 г. №136-ФЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/?ysclid=m7mzhlmjk8543460733 (дата обращения 02.04.2025)
  10.  Лесной кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 04.12.2006 г. №200-ФЗ/ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64299/?ysclid=m7mzirw6fh593141493 (дата обращения 02.04.2025)
  11.  Водный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 03.06.2006 г. №74-ФЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60683/?ysclid=m7mzjhqeow504710251 (дата обращения 02.04.2025)
  12.  Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 №2395-1/ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343/?ysclid=m7mzk36bzi190048915 (дата обращения 02.04.2025)
  13.  О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Федеральный закон от 30.03.1999 г./ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22481/?ysclid=m7mzkue7af586076256 (дата обращения 02.04.2025)
  14.  Об охране атмосферного воздуха. Федеральный закон от 04.05.1999 г. №96-ФЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22971/?ysclid=m7mzlr7wpp369328454 (дата обращения 02.04.2025)
  15.  О животном мире. Федеральный закон от 24.04.1995 г. №52-ФЗ / [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6542/?ysclid=m7mzmhjz8x348837963 (дата обращения 02.04.2025)
  16.  Об особо охраняемых природных территориях. Федеральный закон от 14.03.1995 г. №33-ФЗ / [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6072/?ysclid=m7mznaufre501038699 (дата обращения 02.04.2025)
  17.  О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах. Федеральный закон от 23.02.1995 г / [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6001/?ysclid=m7mzo88hvy348280485 (дата обращения 02.04.2025)
  18.  Положение об оценке воздействия намеченной хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации. Приказ Госкомэкологии от 16 мая 2000 №372/БНА 2000, №31 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/12120191/?ysclid=m9cdhbaidq869748412 (дата обращения 02.04.2025)
  19.  Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» / [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8515/?ysclid=m7mzoz3hwa534903521 (дата обращения 02.04.2025)



Информация об авторах:

Воронин Борис Александрович, доктор юридических наук, профессор, директор научно-исследовательского института аграрно-экологических проблем и управления сельским хозяйством, Уральский государственный аграрный университет

Воронина Яна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории Уральский государственный аграрный университет

Черданцев Вадим Петрович, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова

Замураев Александр Леонидович, магистрант, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова


Information about the authors:

Boris Voronin, Doctor of Law, Professor, Director of the Scientific Research Institute of Agrarian and Environmental Problems and Agricultural Management, Ural State Agrarian University,

Voronina Yana Viktorovna, PhD in Economics, Associate Professor of the Department of Management and Economic Theory, Ural State Agrarian University,

Cherdantsev Vadim Petrovich, Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Management Perm State Agrarian and Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov

Zamuraev Alexander Leonidovich, Master’s student, Perm State Agrarian and Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov



Добавить комментарий

Войти с помощью: