Естественно-исторический характер развития всех сфер общества закономерно предполагает постоянную трансформацию форм и способов реализации государственной политики, с учетом национальных интересов и их особенностей в конкретных условиях. Этим объясняются и мировые тенденции создания прогрессивной информационной среды, масштабные изменения в области коммуникаций и распространения информации. Рынок труда ЕАЭС в условиях цифровой экономики также сталкивается с необходимостью трансформации, что с одной стороны является перспективным и даже желательным в условиях современности направлением, с другой стороны создает широкий спектр рисков, которые могут привести к негативному смещения ее структуры.
В данной статье будут рассмотрены вопросы правового регулирования единого рынка труда в условиях цифровизации.
Ключевые слова: рынок труда ЕАЭС, цифровизация рынка труда, правовое регулирование трудовой миграции, Евразийский экономический союз, свобода движения рабочей силы, трудовая мобильность.
Legal aspects of digitalization of the EAEU labor market: prospects and challenges
Annotation:
The natural-historical nature of the development of all spheres of society naturally presupposes the constant transformation of forms and methods of implementation of state policy, taking into account national interests and their peculiarities in concrete conditions. This explains the world trends of creating a progressive information environment, large-scale changes in the field of communications and information dissemination. The labor market of the Eurasian Economic Union in the conditions of the digital economy is also faced with the need for transformation, which on the one hand is a promising and even desirable direction in the current situation, on the other hand creates a wide range of risks that can lead to a negative shift in its structure. This article will examine issues of legal regulation of the single labor market in the context of digitalization.
Key words: EAEU labor market, digitization of the labor market, legal regulation of labor migration, Eurasian Economic Union, freedom of labor movement, labor mobility.
В современном мире индекс развития информационно-коммуникационных технологий, уровень цифрового развития государств является определяющим фактором их конкурентоспособности. Переход общества к постиндустриальной модели развития закономерно предполагает необходимость постоянного развития в контексте глобальной цифровизации практически всех сфер жизнедеятельности людей. Это требует своевременного создания правовых и институциональных механизмов для регулирования, в том числе и рынка труда, как на национальном, так и на наднациональном уровне. В частности, Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС), в состав которого входят пять государств-членов (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация), в «Цифровой повестке ЕАЭС до 2025 года» обозначил переход к цифровой экономике в качестве ключевой движущей силы экономического роста. Примечательно отметить, что по оценкам Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК) реализация цифровой повестки инициирует всеобщий экономический рост, увеличение занятости населения Союза в отрасли информационно-коммуникационных технологий, повышение производительности в приоритетных областях, ввиду чего государства-члены ЕАЭС укрепляют сотрудничество в области стимулирования процессов технологической трансформации и правового регулирования этих процессов на благо всего населения Союза. Цифровизация воспринимается государствами-членами ЕАЭС в двух ипостасях: как информационно-коммуникационные технологии и как развитие цифровых инструментов продвижения интеграции во всех сферах интеграции (транспорт, образование, сфера повышения мобильности трудовых ресурсов и тд)[1].
В то же время, следует отметить, что ввиду быстро изменяющегося миропорядка международное право вынуждено адаптироваться к новым реалиям и отвечать на ряд новых вопросов и задач. Актуальной проблемой с точки зрения международного права становится вопрос определения «цифрового суверенитета государств».
По мнению Данельяна А.А. «Предположение о том, что международно-правовые обязательства государств, включая обязательства, вытекающие из международных договоров, не применимы к киберпространству, привело бы нас к выводу об отсутствии правового регулирования и свободы государств от любых международно-правовых обязательств в этой области. Другими словами, общество столкнулось бы с правовым пробелом, наличие которого позволило бы поставить под сомнение государственный суверенитет в киберпространстве и в то же время потребовало бы принятия новых норм для киберпространства, которые не основаны на принципах Устава ООН»[2].
По словам Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Мишустина, отказ от цифрового суверенитета, сдерживание процессов гармонизации цифровой трансформации на евразийском пространстве, а также неосмотрительное внедрение рядом участников союза решений из недружественных России стран могут привести к появлению торговых и административных барьеров, это способно подорвать основы интеграционного объединения[3]. В это контексте важно понимать, что параллельно с цифровой трансформацией рынков товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов должна активно развиваться гармонизированная законодательная база государств-членов ЕАЭС в области обеспечения защищенности цифровых платформ Союза[4].
Тем не менее, ряд цифровых инициатив, касающихся рынка труда ЕАЭС были реализованы.
Первым по запуску цифровым инструментом, способствующим реализации свободы движения рабочей силы в рамках интеграционного объединения стала унифицированная система поиска «Работа без границ», которая была введена в эксплуатацию 1 июля 2021 года[5]. Это международная поисковая система, которая предоставляет доступ к информации о свободных рабочих местах и соискателях вакансий, содержащихся в информационных системах государств-членов в сфере трудоустройства и занятости. Проект направлен на обеспечение взаимодействия рынков труда в рамках Союза с помощью цифровых инструментов, расширение функционала национальных информационных систем за счет добавления возможностей для поиска резюме и вакансий по всем странам ЕАЭС, которая по своей сущности является евразийским аналогом Европейской службы занятости (EURES), сети сотрудничества, которая создана для содействия свободному перемещению работников в пределах Европейского союза и Европейского Экономического Пространства. К сожалению, «Работа без границ» не обладает значимой популярностью среди граждан евразийской пятерки, находящихся в поиске работы отличном от государства-гражданства. По данным 2024 года в системе зарегистрировано 2 млн. резюме и 500 тысяч вакансий.
Пандемия COVID-19 способствовала созданию второго цифрового продукта в рамках ЕАЭС, а также существенно ускорила переход к нетипичным формам занятости, в условиях сложившейся эпидемиологической обстановки в мире. В частности, при поддержке Евразийского Банка Развития была реализована цифровая инициатива, задача которой состояла в обеспечении свободы и безопасности движения граждан ряда государств, в том числе и государств-членов ЕАЭС в рамках интеграционного объединения. Приложение «Путешествую без COVID-19» снижало риск распространения заболевания и обеспечивало систему контроля, а межгосударственном уровне[6]. Важно отметить, что все сведения о наличии или отсутствии инфекции у потенциального мигранта, подтвержденные соответствующими лабораторными исследованиями оставались только в государстве, где проходило тестирование. Таким образом, защита персональных данных осуществлялась исключительно в соответствии с национальными законодательствами государств-членов Союза. Однако важно отметить, что в контексте трансграничного информационного обмена всегда возникает риск утечки персональных данных.
Ввиду перевода части трудовых отношений в цифровую среду, как на национальном, так и на наднациональном уровне получили широкое распространение атипичные формы занятости, связанные с использованием информационных технологий, в частности такие формы занятости как дистанционная и платформенная занятость, аутсорсинг, фриланс, совместное использование сотрудников и т.д. Изменение жизненного уклада людей в связи с информационными технологиями стало радикально влиять на сферу трудовой деятельности человека[7]. Совершенно очевидно, что генезис нетрадиционных форм занятости повышает гибкость рынка труда ЕАЭС, расширяет возможности трудоустройства граждан государств-членов Союза, не покидая местожительство, однако, влечет за собой ряд негативных последствий в контексте защиты прав трудящихся, поскольку отсутствие четкой правовой регламентации новых форм занятости неизбежно приводит к ослаблению обязательств работодателей по широкому спектру вопросов. Фактически, не все государства пятерки пришли к четкому определению новых форм занятости, а, следовательно, и механизмам правового регулирования трудовых отношения связанных с ними. С другой стороны, это создает возможность для интеграционного объединения согласовать единые подходы в вопросах регулирования новых форм занятости, определения прав и обязанностей работников и работодателей сразу на наднациональном уровне.
А. М. Лушников и Л. С. Кириллова указывают, что «усиление гибкости в регулировании трудовых отношений ставит на повестку дня вопрос о пределах гибкости (нетипичности), в качестве которых должны выступить прежде всего:
1) общепризнанные нормы и принципы международного трудового права, а равно
2) отраслевые принципы (запрет дискриминации в трудовых отношениях, запрет принудительного труда и др.);
3) установленный законом минимальный уровень трудовых прав и гарантий (национальные стандарты трудовых прав)[8].
Подводя итог, можно отметить, что, несмотря на прогрессирующий характер тенденции цифровизации рынка труда ЕАЭС, государства-члены могут столкнуться с рядом рисков, в частности в вопросах переоценки цифрового суверенитета отдельных государств-членов, в том числе угрозы его нарушения, угрозы нарушения прав граждан на неприкосновенность частной жизни, перетока трудовых ресурсов в цифровые экономики третьих стран[9], утечки персональных данных работников в процессе трансграничного обмена данными, обесценивания ряда профессий и возникновения других, что может привести к дисбалансу на едином рынке труда. Следовательно, при развитии цифровой интеграции ЕАЭС должен исходить из цели поиска баланса интересов между обеспечением и сохранением государственного суверенитета, в том числе и цифрового и развитием цифровых продуктов.
Для предотвращения обозначенных рисков необходимо привести в соответствие акты национального законодательства по заданным вопросам и разработать согласованную программу развития.
Список используемой литературы
- Данельян А.А. Международно-правовое регулирование киберпространства// Образование и право №1 2020 год
- Илларионова Э.О. Новые формы занятости в контексте цифровизации рынка труда// Наука. Культура. Общество. 2021. №1
- Лушников А. М., Кириллова Л. С. Нетипичные трудовые договоры: гибкость и стабильность юридической конструкции // Вестник Ярославского государственного университета имени П. Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 2 (40).
- Лютов Н.Л. Адаптация трудового права к развитию цифровых технологий: вызовы и перспективы// Актуальные проблемы российского права. 2019 №6
- Лютов Н.Л. Трансформация трудового правоотношения и новые формы занятости в условиях цифровой экономики// Журнал российского права. 2019 №7
- Саркисян Т.С. Интеграционный «план ГОЭЛРО» для XII века. Цифровой суверенитет и цифровая повестка ЕАЭС// Россия в глобальной политике №3 2021
- Томашевский К.Л. Цифровизация и ее влияние на рынок труда и трудовые отношения (теоретический и сравнительно-правовой аспекты)// Вестник СПбГУ. Серия 14. Право. 2020. №2
- Шеховцова Е. П. «Цифровое будущее Евразии: приоритеты Евразийской интеграции до 2025 года» // Белорусский исторический обзор. 2021. №2 (5).
Информация об авторе:
Меликсетян Анна Гарегиновна, аспирант Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации (направление подготовки: Юриспруденция (40.06.01), направленность: Международное право. Европейское право (12.00.10)).
Information about the author:
Meliksetyan Anna, Postgraduate student of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (Law (40.06.01), International Law. European Law (12.00.10)).
[1] Шеховцова Е. П. «Цифровое будущее Евразии: приоритеты Евразийской интеграции до 2025 года» // Белорусский исторический обзор. 2021. №2 (5).
[2] Данельян А.А. Международно-правовое регулирование киберпространства// Образование и право №1 2020 год
[3] Мишустин предостерег страны ЕАЭС от введения «недружественных» цифровых решений//URL: https://www.interfax.ru/russia/984590
[4] Саркисян Т.С. Интеграционный «план ГОЭЛРО» для XII века. Цифровой суверенитет и цифровая повестка ЕАЭС// Россия в глобальной политике №3 2021
[5]«В ЕАЭС запущен первый цифровой проект «Работа без границ»» // Министерство экономического развития Российской Федерации // URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/v_eaes_zapushchen_pervyy_cifrovoy_proekt_rabota_bez_granic.html
[6] «Путешествую без COVID-19»// Министерство иностранных дел Российской Федерации// URL: https://www.mid.ru/ru/diverse/bezcovid/
[7] Лютов Н.Л. Трансформация трудового правоотношения и новые формы занятости в условиях цифровой экономики// Журнал российского права. 2019 №7
[8] Лушников А. М., Кириллова Л. С. Нетипичные трудовые договоры: гибкость и стабильность юридической конструкции // Вестник Ярославского государственного университета имени П. Г. Демидова. Серия :Гуманитарные науки. 2017. № 2 (40). С. 49.
[9] Томашевский К.Л. Цифровизация и ее влияние на рынок труда и трудовые отношения (теоретический и сравнительно-правовой аспекты)// Вестник СПбГУ. Серия 14. Право. 2020. №2