Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Правовые аспекты вступления Великобритании в европейские сообщества

В статье анализируются историко-правовые проблемы присоединения Великобритании к Европейским Сообществам. Отмечается сложность и многоаспектность данного процесса, обусловленные особой ролью Соединённого Королевства на европейском континенте, а также характером взаимоотношений с государствами-основателями Европейских Сообществ. Длительный и сложный процесс интеграции Великобритании сопровождался переговорами об особом механизме взаимоотношений с ЕЭС. Именно проблема согласования национальных и наднациональных интересов в рамках ЕС, их обострение в процессе развития интеграционных механизмов наиболее отчетливо прослеживается в политике по отношению к европейской интеграции Соединённого Королевства и изначально отличало страну от остальных ведущих западноевропейских государств, которые соглашались на передачу более широких суверенных полномочий на наднациональный уровень, что впоследствии в определённой степени способствовало в будущем процессу выхода из ЕС — брекзиту.

Ключевые слова: интеграция; международные организации; членство в международных организациях; Великобритания; Европейский Союз; брекзит.

Legal Aspects of the Great Britain’s Accession to the European Communities

Abstract: The paper analyzes historical and legal problems of British entry into the European Communities. The complexity and multidimensionality of this process is noted, due to the special role of the United Kingdom on the European continent, as well as the nature of relations with the founding states of the European Communities. The long and difficult process of UK integration was accompanied by negotiations on a special mechanism for relations with the EEC. It is the problem of reconciling national and supranational interests within the EU, their aggravation in the development of integration mechanisms that is most clearly traced in the policy towards European integration of the United Kingdom and initially distinguished the country from the rest of the leading Western European states, which agreed to transfer broader sovereign powers to the supranational level, which subsequently to a certain extent contributed to the future process of leaving the EU — Brexit.

Keywords: integration; international organizations; membership in international organizations; United Kingdom; European Union; Brexit

ББК 67.9

УДК 341.1/8

В процессе межгосударственной интеграции в рамках ЕС был аккумулирован огромный опыт как отдельных стран, так и Союза в целом по решению целого ряда государственно-правовых проблем, поскольку европейская интеграция на всех своих этапах характеризовалась развитостью политико-правовых процессов. Основные принципы и направления интеграции были определены в учредительных договорах Европейских Сообществ, которые изначально предусматривали возможности для дальнейшей интеграции и расширения ЕС[1].

В целом, интеграционный опыт государств-членов в процессе присоединения к международным интеграционным организациям, прежде всего, к ЕС, следует рассматривать в рамках двух стадий — до присоединения и после него. Каждая из этих стадий, кроме правового измерения, имеет еще и существенный пласт экономических и политических вопросов. В этой связи, изначально довольно трудно оценить именно государственно-правовой аспект как таковой, поскольку он неразрывно связан с политическим измерением и экономической проблематикой. Так, вопросы расширения Европейских Сообществ стали насущными практически сразу после создания ЕЭС, и первой волной расширения, или первым этапом их трансформации стало расширение в северном направлении, когда на членство в интеграционных объединениях стали претендовать Дания, Норвегия, Ирландия и Великобритания[2].

При этом изначально в европейских странах было сформировано представление о Великобритании как о «трудном партнере», так как она всегда стремилась замедлить процесс интеграции и, как следствие, часто отставала и не имела иного выбора, кроме как присоединиться к нему[3]. Это объяснялось целым рядом причин и факторов, среди которых в контексте настоящего исследования особое значение имеет специфическое понимание государственного суверенитета, в рамках которого Великобританией был  разработан особый и инструментальный подход к европейской интеграции по сравнению с её партнерами на континенте[4]. Тем не менее, страна двигалась в пользу интеграции во многих важнейших областях политики, таких как единый рынок или торговая политика[5]. Такая интерпретация получила достаточное распространение в британской доктрине, в которой, в частности, отмечается, что британские правительства до 1960-х годов следовали своим собственным интересам, стараясь держаться подальше от формирующихся Сообществ[6] и стремясь к развитию европейского сотрудничества посредством «практических программ», а не «амбициозных схем»[7]. Кроме того, указывается, что сменявшие друг друга британские правительства, как до, так и после 1973 года, проводили последовательную политику, пытаясь развивать региональное сотрудничество по строгим линиям межправительственного сотрудничества, предотвращая «регионализм» от разрушения «глобализма» и «интернационализма»[8].

Изначально Великобритания фактически проигнорировала реальные попытки европейских государств ввести практические механизмы европейской интеграции. Политическая элита страны сделала все возможное, чтобы в целом затормозить процессы европейской интеграции, подчинить ее политическую и оборонную составляющую интересам атлантического сотрудничества. В то же время, игнорирование региональных интеграционных процессов ослабляло позиции самой Британии, на время исключило из эпицентра перспективных политических и экономических процессов в Западной Европе, что нашло отклик в историографии как «опоздание» в Европу[9]. Более того, появление потенциально мощного экономического блока в Западной Европе изначально вызывало смятение у многих британских политиков и государственных деятелей. Так, министр труда Дэвид Экклз в своё время заявил, что на его памяти Великобритания дважды вступала в войну против формирования «враждебного блока по ту сторону Ла-Манша»[10]. С образованием ЕЭС в 1957 г. Соединенное Королевство оказалось перед реальностью существования потенциально мощного конкурента на региональном и мировом рынках. Хотя Римский договор и не предусматривал политического объединения с внешней политикой и политикой безопасности, а только содержал нормы о ведении совместной внешней торговой политики в отношениях с третьими государствами (ст. 3, пп. b, k), отдельные исследователи пытаются найти в договоре косвенные указания вероятности расширения вопросов сотрудничества на уровень согласования позиций по международным вопросам и даже безопасности (ст. 224, 235 договора)[11].

Хотя британское правительство все ещё не видело своего места в системе евроинтеграции, в период 1957-1961 гг. Европа постепенно становилась «зоной сосредоточения» внешней политики Великобритании. Общие тенденции британской внешней политики второй половины 50-х — нач. 60-х гг. ХХ в. были заложены во время непродолжительной работы правительства консерваторов во главе с Э. Иденом (апрель 1955 г. — январь 1957 г.). Наиболее заметным шагом правительства на европейском направлении стало выдвижение в октябре 1956 альтернативного плана интеграции, который заключался в формировании ограниченной зоны свободной торговли. Было высказано предложение (так называемый «План Г» (Plan G)) о создании промышленной зоны свободной торговли, связывающей шестерку тогдашних стран-членов ЕС с другими одиннадцатью членами Организации европейского экономического сотрудничества (OEЭC). Этот план намеренно исключал сельское хозяйство и позволял государствам-членам устанавливать свои собственные тарифы в отношении стран, в организацию не входивших (в отличие от ЕЭС). Правительство настаивало, что Британия никогда не могла согласиться «на соглашения о вступлении, которые, в принципе, помешали бы широкому импорту из стран Содружества в пользу импорта из европейских стран»[12]. Естественно, представителей европейских стран такое отношение не устраивало. Французская сторона, в частности, заподозрила еще одну попытку подорвать переговоры по общему рынку. Вскоре стало ясно, что «шестерка» государств-членов ЕС не заинтересована в каких-либо предложениях, исключающих сельское хозяйство и внешние тарифы, а также об их желании получить доступ на рынки Содружества на равных условиях с Великобританией.

Указанное предложение стало частью правительственного «Большого проекта» («Grand Design»). Великобритания пыталась обеспечить прочные позиции на европейских рынках и сохранить связи с Содружеством. Однако ратификация Римского договора в странах «шестерки» и приход к власти во Франции в ноябре 1958 г. Ш. де Голля завершили переговоры по британскому проекту[13]. После завершения переговоров с государствами «шестерки» в январе 1959 г. правительству Г. Макмиллана ничего не оставалось, как работать над воплощением альтернативного проекта Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), созданной в 1960 году, присоединившись к Австрии, Дании, Норвегии, Португалии, Швеции и Швейцарии, в качестве альтернативы ЕЭС[14]. Однако большинство историков рассматривали ЕАСТ как просто некое ответвление на пути к британскому членству в ЕЭС[15], так как ни в краткосрочной, ни в среднесрочной перспективе участие в ЕАСТ впоследствии продвижению в направлении европейской интеграции не способствовало[16]. Более того, доминирование Британии в этой организации не принесло ей успеха, а ухудшение отношений с ЕЭС усиливало изоляцию страны. В то же время, интегрирующаяся «шестерка» получала быстрый экономический эффект от членства в Сообществах: за исключением Бельгии, темпы экономического роста стран-членов ЕЭС были намного выше, чем в Великобритании[17].

В целом, целый ряд политических и экономических процессов в своей совокупности спровоцировали переоценку отношений Великобритании с Европой, начиная с конца 50-х гг. Одним из главных факторов была стремительная ликвидация Британской империи. Противодействие США и даже некоторых стран Содружества окончившейся катастрофой англо-французской Суэцкой операции 1956 года было решающим моментом, разрушившим устоявшиеся иллюзии о статусе Британии как мировой державы. Сохранявшиеся экономические проблемы, о которых свидетельствуют низкие темпы роста в те годы, низкие уровни торгового баланса и неустойчивость британской валюты, контрастировали с устойчиво высокими темпами экономического роста стран-членов ЕЭС. Кроме того, американская администрация президента Дж. Кеннеди поддерживала интеграцию на основе ЕЭС[18]. Тем самым, дальнейшая потеря позиций в Европе могла стоить Британии «особых отношений» с США.

Всё это способствовало тому, что 31 июля 1961 года премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан объявил в Палате общин, что государство будет добиваться переговоров об условиях членства в Европейских Сообществах. Официальная подача заявки состоялась 9 августа 1961 г. Так называемые «малые страны» ЕЭС были заинтересованы во вступлении Великобритании в Сообщества из-за возможности уравновесить французско-немецкую гегемонию, расширить рынок и привлечь дополнительные американские инвестиции. Поэтому их правительства настаивали, чтобы дискуссия об организации политического сотрудничества происходила только после принятия решения о включении Британии в ЕЭС[19]. Предостережения относительно французско-немецкого доминирования в объединении были подтверждены фактом подписания Ш. де Голлем и К. Аденауэром 22 января 1963 г. Елисейского договора, в котором был предусмотрен механизм согласования внешних политик государств-членов ЕЭС. Свои интересы во вступлении Великобритании в ЕЭС имела и Германия, которая в то время не мог на равных конкурировать с французской стороной на международной арене. Италия поддерживала вступление Великобритании как необходимое условие единства Запада против коммунистической угрозы и противовес франко-германскому влиянию[20].

14 января 1963 Ш. де Голль наложил первое вето на членство Великобритании в ЕЭС. Главная причина личной неприязни Ш. де Голля к официальному Лондону заключалась в проамериканской позиции внешней политики последнего. Де Голль считал, что Британия в большей степени привержена Содружеству и Соединенным Штатам, а его собственное видение Европы как «третьей силы» было бы фатально подорвано вступлением Британии, которую он считал «троянским конём Америки»[21]. Более того, его критика вступления Великобритании заходила гораздо дальше: по его мнению, «сама суть Британии сделали ее принципиально отличной от континента»[22]. Вето Де Голля было «ударом по престижу правительства Макмиллана, от которого консерваторы в итоге не оправились»[23]. Вето Елисейского договора в 1963 г. перечеркнуло планы Великобритании и США, которые с помощью британского членства в ЕЭС планировали сплотить т. н. «малые» европейские государства и Италию с целью предупредить доминирование в Европе французско-немецкого «ядра»[24]. Президент Франции предложил Британии ассоциированное членство в ЕЭС, которое было для нее неприемлемым[25].

Большинство исследователей утверждали, что первая заявка была подана слишком поздно: Британия уже «упустила европейскую лодку»[26]. Кроме того, государство еще было не готово внести коррективы, необходимые для членства в ЕЭС, в то время, как само Сообщество было ещё слишком молодо, чтобы приспособиться к изменениям, которые могло повлечь за собой британское членство в то время.

В 1964 году к власти пришла Лейбористская партия, и премьер-министром стал Гарольд Вильсон. Он унаследовал плачевное состояние экономической ситуации, которое впрочем продолжало ухудшаться. Экономические проблемы страны были обусловлены многими факторами, как-то давлением на национальную валюту, вызванным дефицитом государственного платежного баланса, чрезмерной зависимостью от стагнирующих отраслей промышленности, отсутствием большого притока иностранных инвестиций и низкой производительностью труда[27].

2 мая 1967 года Х. Уилсон объявил о намерении правительства подать новую заявку на членство. Неделю спустя последовали трехдневные дебаты в Палате общин. Результат (488 против 62 в пользу заявки) никогда не вызывал сомнений, учитывая, что основные политические силы поддерживали это предложение[28]. В самом ЕЭС в условиях кризиса «пустого стула» в 1965-1966 гг., провоцированного Парижем, и выхода Франции из военной структуры НАТО в 1966 году, на сторону сторонников вступления Соединенного Королевства в Сообщества окончательно стала ФРГ. Осознание британским руководством назревшей реальности расширения региональной интеграции, признание необходимости активного участия Британии в ней стали реакцией на дальнейшие объединительные процессы (в 1967 году вступил в силу договор об объединении органов ЕЭС, ЕОУС, Евратома). Однако президент де Голль 27 ноября 1967 во второй раз наложил вето на вступление Британии в ЕЭС. Изначально французский президент ясно дал понять, что по-прежнему возражает против британского вторжения. На этот раз он поднял вопрос о слабости британской экономики, что могло бы нанести ущерб действующим государствам-членам, также настаивая на том, чтобы Британия прекратила роль фунта стерлингов в качестве резервной валюты[29].

Тем не менее изначально переговоры, которые начались в июле 1967 года, быстро продвинулись вперед, главным образом потому, что английская сторона (извлекая уроки из своего предыдущего опыта переговоров 1961-63 годов) свели свои условия относительно членства к минимуму[30]. Однако, на пресс-конференции 27 ноября 1967 г. Де Голль заявил, что Британии еще предстоит «очень обширная и глубокая мутация», прежде чем Франция сможет принять ее в качестве члена Сообщества. Поэтому Франция официально наложила вето на британскую заявку 16 мая 1968 года[31].

Смена власти в Париже в апреле-мае 1969 привела к изменению позиции Франции относительно членства Великобритании в ЕЭС. Преемник де Голля, Жорж Помпиду, проявил себя гораздо более благосклонным политиком в отношении британского членствам Сообществах. Более того, он видел в Британии потенциальный противовес Германии, ставшей на тот момент гораздо более сильной экономической державой. В декабре 1969 г. на созванном по инициативе Президента Ж. Помпиду саммите ЕЭС в Гааге была провозглашена готовность организации начать переговоры о вступлении в объединение новых государств и предложено включить в процесс интеграции механизм политического сотрудничества — систему координации внешней политики государств-членов ЕЭС путем регулярных встреч министров иностранных дел. В свою очередь, в Великобритании Х. Уилсона сменил Эдвард Хит из Консервативной партии в 1970 году, которая к этому времени стала называться «партией Европы». Он также был полон решимости присоединиться к европейскому интеграционному процессу, как отмечается, не будучи «человеком Содружества»[32]. Он также не был решительным приверженцем «особых отношений» с США, в большей степени, настаивая на том, чтобы официальный Лондон «больше обращался к Парижу, Бонну и Риму»[33].

Новые переговоры о британском членстве в Сообществах начались 30 июня 1970 года. Наиболее трудные вопросы возникли в связи с аспектами политики Сообщества, которые были согласованы с 1961-63 годов и которые поэтому не были предметом обсуждения на переговорах по вторы заявке, а именно: бюджет Сообщества, валютный союз и рыболовство[34]. Успех переговоров по развитию интеграционного строительства в рамках ЕЭС в значительной степени зависел от наличия Великобритании среди его членов. Всем государствам «шестерки» было понятно, что без нее Сообществам будет сложно достичь высокого статуса в мировой политике. Заявление Г. Вильсона в парламенте от 2 мая 1967 г. о формировании европейского политического единства и необходимости участия в нём Великобритании, дальнейшие правительственные действия на внешней арене свидетельствовали, что руководство государства признало перспективу участия в процессе интеграции европейских стран за необходимость.

Изначально, в связи со слабым экономическим состоянием Британии, основным аргументом её правительства в европейской политике стали военные возможности, которые оно пыталось трансформировать в политическое влияние. Британское правительство стремилось активно продвигать своих представителей на руководящие должности в ЕЭС с целью усиления своего влияния. Великобритания рассчитывала получить лидерство в Сообществах, первенство в отношениях со странами «восточного блока» и третьего мира, влияние на политику «разрядки».

20-21 мая 1971 года в Париже были достигнуто согласие по вопросам импорта из стран Содружества, кроме того, Британии был предоставлен шестилетний переходный период в отношении вопросов сельского хозяйства и общего внешнего таможенного тарифа. Что касается сферы рыболовства, то Британии было разрешено сохранить 90% своего текущего объёма улова рыбы в течение десяти лет с последующим пересмотром. кроме того, Британия согласилась на поэтапное увеличение взносов в бюджет Сообществ в течение семи лет, а также заверила в поддержке любых справедливых решений институтов Сообщества для решения проблем, ставящих под угрозу «само существование Сообществ»[35].

На основе договоренностей, достигнутых на переговорах в Париже, британское правительство подготовило для Парламента Белую книгу, рекомендующую присоединение государства к Сообществам[36]. Решающие парламентские дебаты по «европейскому» вопросу проходили в Палате общин с 21 по 28 октября 1971 года. Лейбористская партия была в целом против и требовала пересмотра условий вступления. Однако ее лидер – Джеймс Каллаган на вопрос, что он будет делать, если переговоры не увенчаются успехом, ответил лишь, что «мы мирно сядем и обсудим ситуацию»[37]. Тем не менее, результаты итогового голосования констатировали победу сторонников присоединения: за было подано 356 голосов, против — 244[38].

Договор о присоединении был подписан 22 января 1972 года, что потребовало в самом Соединённом Королевстве принятия Билля о Европейских сообществах[39]. 17 октября законопроект получил официальное согласие королевы, и Великобритания вместе с Данией и Ирландией официально вступила в Европейские Сообщества 1 января 1973 года. Год вступления Великобритании в ЕС, был также годом энергетического кризиса, который ознаменовал конец послевоенного экономического бума, что ознаменовало стагнацию, сопровождавшую первые годы членства Великобритании в Сообществах[40].

В заключение следует отметить, что начало интеграционных процессов на европейском континенте, своеобразие геополитической позиции Великобритании в отношении интеграционных процессов в Европе, вместе с намерением отстаивания особого положения государства и защиты национальных интересов предопределили некоторую нерешительность и своеобразие подхода ко вступлению в Сообщества, сформировав особый характер политико-правового взаимодействия между европейскими интеграционными объединениями и Соединённым Королевством. Длительный и сложный процесс интеграции Великобритании сопровождался переговорами об особом механизме взаимоотношений с ЕЭС. Именно проблема согласования национальных и наднациональных интересов двух сторон переговоров о вступлении наиболее отчетливо прослеживается в политике по отношению к европейской интеграции Соединённого Королевства и изначально отличало страну от остальных ведущих западноевропейских государств, которые соглашались на передачу более широких суверенных полномочий на наднациональный уровень, что впоследствии в определённой степени способствовало будущему процессу выхода из ЕС — брекзиту.

Литература:

  1. Арах М. Европейский Союз: видение политического объединения; пер. со словенского. — М.: Экономика, 1998.
  2. Галушко Д.В. Вступление Ирландии в Европейские Сообщества // Московский журнал международного права. — 2006. — № 2(62). — С. 216-226.
  3. Галушко Д.В. Правовые и институционные основы взаимодействия Европейского союза и Ирландии. — Воронеж, 2008.
  4. Голль Шарль де. Мемуары надежд. 1958-1962 / пер. c франц. — М.: Прогресс, 2000.
  5. Елохина Ю.В. Место Великобритании в европейском интеграционном процессе: вторая половина ХХ в. – начало ХХІ в.: дис. … уч. степени канд. ист. наук: 07.00.03. — Иркутск, 2011.
  6. Лобанов Р.О. Проблемы внешней политики, безопасности и обороны в деятельности Европейского союза: дис. … канд. ист. наук: 07.00.03. — М., 2005.
  7. Чепик В.Н. Проблема западноевропейской интеграции во внешней политике Великобритании: военно-политический аспект (1961–1975): дис. … канд. ист. наук: 07.00.03. — С.-Пб., 2015.
  8. Barker E. Britain in a Divided Europe 1945–70. — London, 1971.
  9. Bell P.M. France and Britain 1940–94: The Long Separation. — London: Harlow, 1997.
  10. Beloff N, The General Says No: Britain’s Exclusion from Europe. — Harmondsworth, 1963.
  11. Borchardt K.-D. European Integration. The origins and growth of the European Union. 4th edition. — Brussels: European Documentation, 1995. 
  12. Christopher L. British Entry to the EC Under the Heath Government of 1970–74. — London: Aldershot, 1993.
  13. Dedman M. The Origins and Development of the European Union 1945–95. — London: Routledge, 1995.
  14. Dorey Р. British Politics since 1945. — Oxford UK–Cambridge USA, 1995.
  15. George S. Britain and European Cooperation Since 1945. — Oxford, 1992.
  16. Childs D. Britain since 1945, — London: Routledge 1992.
  17. Greenwood S. Britain and European Cooperation. — Oxford, 1994.
  18. Griffiths R., Ward S. Courting the Common Market: The First Attempt to Enlarge the European Community 1961–63. — London: Lothian Foundation Press, 1996.
  19. Kane L. European or Atlantic Community? The Foreign Office and «Europe»: 1955 – 1957 // Journal of European Integration History. — 1997. — Vol. 3, No 2. — Р. 83-98.
  20. Kitzinger U. The Second Try: Labour and the EEC. — Oxford: Pergamon, 1968.
  21. Kitzinger U. Diplomacy and Persuasion: How Britain joined the Common Market. — London, 1973.
  22. Lamb R. The Macmillan Years 1957–63: The Emerging Truth. — London, 1995.
  23. Leach R., Coxall B., Robins L. British Politics. — New-York: Palgrave Macmillan, 2006.
  24. Ludlow N.P. Dealing with Britain. The Six and the first UK application to the EEC. — Cambridge, 1997.
  25. May A. Britain and Europe since 1945. — London & New York: Longman, 1999.
  26. Ramsden J. The Oxford Companion to Twentieth Century of British Politics . — Oxford, 2005.
  27. Reynolds D. Britannia Overruled. — London: Harlow, 1991.
  28. Ronek G. Britain’s Membership in the European Communities and the European Union // Polish Political Science Yearbook. — 2013. — No 42 (2013). — P. 218-243.
  29. Singleton, J., Robertson, P. Britain, Butter, and European Integration, 1957-1964 // The Economic History Review, — 1997. — 50(2). — P. 327-347.
  30. Wilkes G. Britain’s Failure to Enter the European Community 1961–63. — London, 1997.
  31. Young J.W. Britain and European Unity 1945–92. — London, 1993.

Literature:

  1. Arah M. Evropejskij Sojuz: videnie politicheskogo ob’edinenija; per. so slovenskogo. — M.: Jekonomika, 1998.
  2. Galushko D.V. Vstuplenie Irlandii v Evropejskie Soobshhestva // Moskovskij zhurnal mezhdunarodnogo prava. — 2006. — № 2(62). — S. 216-226.
  3. Galushko D.V. Pravovye i institucionnye osnovy vzaimodejstvija Evropejskogo sojuza i Irlandii. — Voronezh, 2008.
  4. Goll’ Sharl’ de. Memuary nadezhd. 1958-1962 / per. c franc. — M.: Progress, 2000.
  5. Elohina Ju.V. Mesto Velikobritanii v evropejskom integracionnom processe: vtoraja polovina HH v. – nachalo HHІ v.: dis. … uch. stepeni kand. ist. nauk: 07.00.03. — Irkutsk, 2011.
  6. Lobanov R.O. Problemy vneshnej politiki, bezopasnosti i oborony v dejatel’nosti Evropejskogo sojuza: dis. … kand. ist. nauk: 07.00.03. — M., 2005.
  7. Chepik V.N. Problema zapadnoevropejskoj integracii vo vneshnej politike Velikobritanii: voenno-politicheskij aspekt (1961–1975): dis. … kand. ist. nauk: 07.00.03. — S.-Pb., 2015.
  8. Barker E. Britain in a Divided Europe 1945–70. — London, 1971.
  9. Bell P.M. France and Britain 1940–94: The Long Separation. — London: Harlow, 1997.
  10. Beloff N, The General Says No: Britain’s Exclusion from Europe. — Harmondsworth, 1963.
  11. Borchardt K.-D. European Integration. The origins and growth of the European Union. 4th edition. — Brussels: European Documentation, 1995. 
  12. Christopher L. British Entry to the EC Under the Heath Government of 1970–74. — London: Aldershot, 1993.
  13. Dedman M. The Origins and Development of the European Union 1945–95. — London: Routledge, 1995.
  14. Dorey Р. British Politics since 1945. — Oxford UK–Cambridge USA, 1995.
  15. George S. Britain and European Cooperation Since 1945. — Oxford, 1992.
  16. Childs D. Britain since 1945, — London: Routledge 1992.
  17. Greenwood S. Britain and European Cooperation. — Oxford, 1994.
  18. Griffiths R., Ward S. Courting the Common Market: The First Attempt to Enlarge the European Community 1961–63. — London: Lothian Foundation Press, 1996.
  19. Kane L. European or Atlantic Community? The Foreign Office and «Europe»: 1955 – 1957 // Journal of European Integration History. — 1997. — Vol. 3, No 2. — Р. 83-98.
  20. Kitzinger U. The Second Try: Labour and the EEC. — Oxford: Pergamon, 1968.
  21. Kitzinger U. Diplomacy and Persuasion: How Britain joined the Common Market. — London, 1973.
  22. Lamb R. The Macmillan Years 1957–63: The Emerging Truth. — London, 1995.
  23. Leach R., Coxall B., Robins L. British Politics. — New-York: Palgrave Macmillan, 2006.
  24. Ludlow N.P. Dealing with Britain. The Six and the first UK application to the EEC. — Cambridge, 1997.
  25. May A. Britain and Europe since 1945. — London & New York: Longman, 1999.
  26. Ramsden J. The Oxford Companion to Twentieth Century of British Politics . — Oxford, 2005.
  27. Reynolds D. Britannia Overruled. — London: Harlow, 1991.
  28. Ronek G. Britain’s Membership in the European Communities and the European Union // Polish Political Science Yearbook. — 2013. — No 42 (2013). — P. 218-243.
  29. Singleton, J., Robertson, P. Britain, Butter, and European Integration, 1957-1964 // The Economic History Review, — 1997. — 50(2). — P. 327-347.
  30. Wilkes G. Britain’s Failure to Enter the European Community 1961–63. — London, 1997.
  31. Young J.W. Britain and European Unity 1945–92. — London, 1993.

Информация об авторе:

Галушко Дмитрий Вячеславович

Кандидат юридических наук, доцент,

доцент кафедры международного права

Дипломатической академии МИД Российской Федерации

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9301-9565

Information about the author:

Galushko Dmitry V.

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor,

Associate Professor of the Chair of International Law

Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9301-9565


[1] См.: Borchardt K.-D. European Integration. The origins and growth of the European Union. — Brussels: European Documentation, 1995. 

[2] См. подробнее: Галушко Д.В. Вступление Ирландии в Европейские Сообщества // Московский журнал международного права. — 2006. — № 2(62). — С. 216-226.

[3] Childs D. Britain since 1945, — London: Routledge, 1992. — P. 20.

[4] Ronek G. Britain’s Membership in the European Communities and the European Union // Polish Political Science Yearbook. — 2013. — No 42 (2013). — P. 219.

[5] Ibid.

[6] Greenwood S. Britain and European Cooperation. — Oxford, 1994. — P. 123.

[7] Young J.W. Britain and European Unity 1945–92. — London, 1993. — P. 146–153.

[8] George S. Britain and European Cooperation Since 1945. — Oxford, 1992. — P. 137.

[9] Kane L. European or Atlantic Community? The Foreign Office and «Europe»: 1955 – 1957 // Journal of European Integration History. — 1997. — Vol. 3, No 2. — Р. 84.

[10] Wilkes G. Britain’s Failure to Enter the European Community 1961–63, — London, 1997. — P. 39.

[11]  Лобанов Р.О. Проблемы внешней политики, безопасности и обороны в деятельности Европейского союза: дис. … канд. ист. наук: 07.00.03. М., 2005. — С. 25-26.

[12] Singleton, J., Robertson, P. Britain, Butter, and European Integration, 1957-1964 // The Economic History Review. — 1997. — №50(2). — P. 327-347.

[13] Голль Шарль де. Мемуары надежд. 1958-1962 / пер. с франц. — М.: Прогресс, 2000. — С. 154.

[14] Ramsden J. The Oxford Companion to Twentieth Century of British Politics . — Oxford, 2005. — P. 345.

[15] Lamb R. The Macmillan Years 1957–63: The Emerging Truth. — London, 1995. — P. 131.

[16] Griffiths R., Ward S. Courting the Common Market: The First Attempt to Enlarge the European Community 1961–63. — London: Lothian Foundation Press, 1996. — P. 257.

[17] Dedman M. The Origins and Development of the European Union 1945–95. — London: Routledge, 1995. — P. 278–286.

[18] Елохина Ю.В. Место Великобритании в европейском интеграционном процессе: вторая половина ХХ в. – начало ХХІ в.: дис. … уч. степени канд. ист. наук: 07.00.03. — Иркутск, 2011. — С. 93-94.

[19] Арах М. Европейский Союз: видение политического объединения; пер. со словенского. — М.: Экономика, 1998. — С. 90.

[20] Ludlow N.P. Dealing with Britain. The Six and the first UK application to the EEC. — Cambridge, 1997. — Р. 46.

[21] Галушко Д.В. Правовые и институционные основы взаимодействия Европейского союза и Ирландии. — Воронеж, 2008. — С. 53.

[22] Beloff N, The General Says No: Britain’s Exclusion from Europe. — Harmondsworth, 1963. — P. 53.

[23] Lamb R. The Macmillan Years 1957–63: The Emerging Truth. — London, 1995. — P. 9.

[24] Чепик В.Н. Проблема западноевропейской интеграции во внешней политике Великобритании: военно-политический аспект (1961–1975): дис. … канд. ист. наук: 07.00.03. — С.-Пб., 2015. — С. 76.

[25] The National Archives. The Cabinet Papers 1915-1986 // CAB 128. Piece 37. C.C. (63) Series. lst-60th Meetings. — Р. 37-38.

[26] Barker E. Britain in a Divided Europe 1945–70. — London, 1971. — P. 34.

[27] May A. Britain and Europe since 1945. — London & New York: Longman, 1999. — P. 41.

[28] Kitzinger U. The Second Try: Labour and the EEC. — Oxford: Pergamon, 1968. — P. 130.

[29] Bell P.M. France and Britain 1940–94: The Long Separation. — London: Harlow, 1997. — P. 86.

[30]  Kitzinger U. The Second Try: Labour and the EEC. — Oxford: Pergamon, 1968. — P. 134.

[31]  Bell P.M. France and Britain 1940–94: The Long Separation. — London: Harlow, 1997. — P. 90.

[32] Reynolds D. Britannia Overruled. — London: Harlow, 1991. — P. 241.

[33] Ibid.

[34] Kitzinger U. Diplomacy and Persuasion: How Britain joined the Common Market. — London, 1973. — P. 36.

[35] Christopher L. British Entry to the EC Under the Heath Government of 1970–74. — London: Aldershot, 1993. — P. 121.

[36] White Paper presented by the UK Government to the UK Parliament (July 1971). URL: https://www.cvce.eu/en/obj/white_paper_presented_by_the_uk_government_to_the_uk_parliament_july_1971-en-8cf072cb-5a31-46f6-b04f-cb866be92f72.html (дата обращения: 01.11.2021 г.).

[37]  Christopher L. British Entry to the EC Under the Heath Government of 1970–74. — London: Aldershot, 1993. — P. 121.

[38] Dorey Р. British Politics since 1945. — Oxford UK–Cambridge USA, 1995. — Р. 124.

[39] European Communities Act 1972. URL: https://www.parliament.uk/about/living-heritage/evolutionofparliament/legislativescrutiny/parliament-and-europe/collections/parliament-and-europe/european-act-1972/ (дата обращения: 1.11.2021 г.)

[40] Leach R., Coxall B., Robins L. British Politics. — New-York: Palgrave Macmillan, 2006. — P. 272.

Добавить комментарий

Войти с помощью: