Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Правовые основы системы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в агросфере

Вопросы энергосбережения и энергетической эффективности на сегодняшний момент имеют наибольшую актуальность для развития всех отраслей российской экономики. Без решения проблем в сфере энергосбережения невозможно дальнейшее развитие в любой сферы жизни общества. В рамках решения задач энергосбережения и повышения энергетической эффективности возникла необходимость принятия законодательных актов, которые содержали бы конкретные механизмы регулирования вопросов энергосбережения, и, соответственно, стали бы необходимыми для перехода от декларативного к работающему Закону. В статье рассматриваются отношения в сфере энергосбережения и энергетической эффективности в агропромышленном комплексе. При существующей нехватке энергетических ресурсов возникает необходимость регулирования данной сферы, способствующей преобразованию российской экономики в целом, и сельского хозяйства в частности.

Ключевые слова: энергосбережение, энергетическая эффективность, энергоресурсы, правовые основы, нормативно-правовая база, бережливая модель, аграрный сектор, энергетический сектор. федеральные программы, региональные программы.

LEGAL BASIS OF THE SYSTEM OF ENERGY SAVING AND INCREASE OF ENERGY EFFICIENCY IN THE AGRICULTURAL SECTOR

Abstract: Issues of energy saving and energy efficiency at the moment are of the greatest relevance for the development of all sectors of the Russian economy. Without solving problems in the field of energy saving it is impossible to further develop in any sphere of society. Within the framework of solving the problems of energy saving and increasing energy efficiency, it became necessary to adopt legislative acts that would contain specific mechanisms for regulating energy saving issues, and, accordingly, would become necessary for the transition from the declarative to the working Law. The article deals with the relations in the field of energy saving and energy efficiency in the agro-industrial complex. With the existing shortage of energy resources, there is a need to regulate this sphere, which contributes to the transformation of the Russian economy in General, and agriculture in particular.

Keywords: energy saving, energy efficiency, energy resources, legal framework, regulatory framework, lean model, agricultural sector, energy sector, federal programs, regional programs.

Энергетика — область экономики, инновации в которой внедряются особенно интенсивно. Получение дешевой энергии без ущерба окружающей среде из возобновляемых источников может дать толчок развитию бизнеса в различных отраслях промышленности. Агросектор экономики, как один из крупнейших потребителей топливно-энергетических ресурсов, имеет значительный энергетический потенциалом.

По мере укрепления и стабилизации финансового состояния аграрного сектора появляется возможность проведения мероприятий организационно-экономического, технического, технологического и структурно-энергетического направления экономии топливно- энергетических ресурсов учитывая региональные особенности развития агропроизводства.

Рассматривая задачи совершенствования энергетической базы агропроизводства и достижений технического прогресса отрасли и современного опыта, появились перспективные направления модернизации и совершенствования систем энергоснабжения АПК [17]:

Основная задача энергосбережения в аграрном секторе России состоит в достижении более экономичного расходования средств агропроизводства, оптимизации соотношения показателей экономического роста и потребления энергоресурсов. Но это не значит, что соотношение между произведенной валовой продукцией и потреблением электроэнергии должно уменьшиться при всех условиях хозяйствования. В развивающихся секторах АПК и вновь создаваемых сельхозпредприятиях и хозяйствах, энергопотребление, вероятно, будет расти интенсивнее валового производства продукции и, следовательно, активизировать необходимый экономический рост.

Нормативно-правовая база, регулирующая сферу энергоэффективности России, представлена документами на международном, федеральном и региональном уровнях.

Россия участвует в ряде международных соглашений, положения которых учитываются при разработке государственного законодательства в сфере энергосбережения. Основная часть соглашений – директивы по маркировке различных приборов и экологические нормы. Наиболее значимыми документами являются: Положение «О международном партнерстве по сотрудничеству в области энергоэффективности» [15], а также Положение «О реализации статьи 6 Киотского протокола к рамочной конвенции ООН об изменении климата» [16], устанавливающие обмен информацией, меры поддержки при реализации программ в сфере энергосбережения на международном уровне, а также определяющие допустимые нормы выбросов парниковых газов. Основу госполитики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности составляют, прежде всего, акты федерального уровня, в числе которых Федеральные законы и Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, приказы и распоряжения министерств и ведомств.

Отправной точкой развития правовой базы в сфере энергосбережения в России стал 2009 год.  В это время были приняты ряд  базовых документов. Прежде всего, это «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года» [8]  и Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2].

Сущность стратегии состоит в определении задач и целей долгосрочного развития энергетического сектора, его приоритетов и ориентиров, механизмов государственной энергетической политики на отдельных этапах ее реализации, позволяющих обеспечить достижение намеченных планов в рамках формирования модели перспективного поэтапного развития энергетического комплекса.

В энергетической стратегии Российской Федерации определяются концепции развития энергетики, в том числе сферы повышения энергетической эффективности и энергосбережения, положения Стратегии применяются при разработке программ социально-экономического развития, программ и энергетических стратегий субъектов Российской Федерации, комплексных программ по энергетическому освоению и геологическому изучению регионов. Помимо этого Стратегии используются в процессе разработки и корректировки схем развития отраслей ТЭК, параметров инвестиционных программ, а также крупных проектов компаний энергетического сектора. [8]

Центральным звеном Стратегии является раздел «Государственная энергетическая политика», определяющий приоритеты развития энергетики в рамках трех этапов, включающих формирование рыночных механизмов в энергетической отрасли, некоторые административные и институциональные преобразования, создающие базы для инновационного развития энергетики, планирование дальнейшей модернизации производственных фондов и как следствие повышение общей энергетической эффективности. На третьем этапе предполагается, что к 2030 году развитие получат сектора так называемой неуглеводородной энергетики.

Целью Федерального закона № 261-ФЗ является повышение энергетической эффективности и создание экономических, правовых и организационных основ стимулирования энергосбережения. [2] Внедрение и развитие энергосервисных контрактов на основании данного закона, а также целевых показателей энергетической стратегии Российской Федерации является приоритетным направлением энергосбережения, однако исчерпывающая нормативно-правовая база, регулирующая подобный вид договорных отношений отсутствует, что является сдерживающим фактором. Также возникает другая связанная с пробелами в законодательстве проблема: сложно адекватно оценить уровень внедрения энергосервисных контрактов, основываясь лишь на единственном показателе – объем рынка услуг энергосервиса.

Еще один основополагающий акт федерального уровня –  Государственная программа РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» [9], Эта программа направлена на обеспечение финансовой устойчивости, повышение конкурентоспособности, экологической и энергетической безопасности экономики нашей страны. Кроме того, реализация данной программы будет способствовать росту уровня и качества жизни населения благодаря реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Программа предусматривает мероприятия по внедрению новых технологий и прогрессивного оборудования во всех отраслях экономики страны и социальной сфере.

В ходе реализации Программы планируется осуществлять финансирование образовательных мероприятий, включающих в себя подготовку ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности, организация и проведение опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ в области повышения энергетической эффективности и энергосбережения.

Подзаконными актами на федеральном уровне регламентируются требования к осуществлению региональных программ, определяются правила выделения субсидий; закрепляются базовые принципы работы в сфере информационного обеспечения мероприятий энергосбережения. На стадии разработки находятся документы о требованиях к энергоэффективности зданий, технические требования к приборам учета, правила обращения с отходами производства и использования энергосберегающих элементов и приборов.

Законодательство на региональном уровне призвано перевести на действительные показатели концепции и требования нормативно-правовой базы федерального уровня, претворив в жизнь политику энергосбережения.

Региональное законодательство состоит из региональных законов, муниципальных и региональных программ.

Особый интерес представляют региональные программы как основные регламентирующие нормативно-правовые акты в сфере энергосбережения на территории отдельных образований.

На федеральном уровне законодательно установлены требования к разработке региональных программ:

– Закона № 261-ФЗ (ст. 14) —  регулирование общих направлений реализации мероприятий программы; [2]

– Постановление Правительства Российской Федерации № 1225 от 31 декабря 2009 года «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» — включает в себя перечень показателей, которые должны быть включены в региональные программы энергосбережения;[3]

– Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации № 61 от 17 февраля 2010 года «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ…», дает детальный перечень рекомендуемых мероприятий по энергосбережению; [11]

– Приказ Министерства регионального развития  России № 273 от 7 июня 2010 года. «Об утверждении Методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения…», определяет набор показателей с формулами их расчета, необходимых для внесения в программы энергосбережения. [12]

Несмотря на достаточно жесткую стандартизацию, региональные программы отличаются друг от друга по ряду параметров: формат, период действия, источники финансирования. Данные различия во многом обусловлены проработанностью тематики энергосбережения и уровнем финансовой обеспеченности региона.

В зависимости от сектора хозяйствования и типа субъекта энергосбережения, правовое окружение меняется. Для регулируемых организаций (на примере энергогенерирующей компании) следующие нормативно-правовые акты и законы регламентируют работу в сфере энергосбережения:

  1. Федеральный закон от 23 ноября 2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;[1]
  2. Постановление Правительства РФ от 15 мая 2010 г. № 340 «О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности»; [4]
  3. Постановление Правительства РФ от 01 июня 2010 г. № 391 «О порядке создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования»; [5]
  4. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»; [7]
  5. Приказ Минэкономразвития от 17 февраля 2010 г. № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». [11]

Можно сказать, что к настоящему моменту сформирована значительная нормативно-правовая база в сфере повышения энергетической эффективности. Однако основной проблемой законодательства является его декларирующий характер и существующий ряд пробелов, мешающих решать задачи повышения энергоэффективности экономики. Среди них можно отметить: отсутствие четких правил осуществления контроля за соблюдением законодательства; недостаточный объем мер налогового, бюджетного, тарифного стимулирования энергосбережения; отсутствие полноценных нормативно-правовых актов в сфере энергосервиса; отсутствие адекватных измерителей энергетической эффективности в отношении оборудования.

Важной задачей в вопросах повышения энергетической эффективности и энергосбережения является техническое переоснащение сельскохозяйственных организаций. Применение энергонасыщенной, высокопроизводительной техники внедрение ресурсосберегающих технологий с использованием посевных и комбинированных почвообрабатывающих агрегатов позволяет сократить удельные затраты материальных и энергетических ресурсов, а также снизить потери сельхозпродукции при ее уборке. С этой целью, в качестве меры государственной поддержки технической и технологической модернизации сельского хозяйства, обновления парка техники в рамках государственной программы развития сельского хозяйства, предусмотренной Постановлением Правительства РФ № 1432 от 27 декабря 2012 г. «Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники» [6], из средств федерального бюджета предусмотрены субсидии производителям сельскохозтехники, реализуемой агропроизводителям со скидкой.

Помимо этого, применение техники специального назначения, работающей на природном газе (метане), дает возможность снизить уровень энергоемкости производства, повысить экономическую эффективность и уменьшить негативное влияние машин на окружающую среду при производстве сельскохозяйственной продукции, обслуживании объектов коммунального хозяйства и выполнении дорожно-строительных работ.

С указанной целью Минсельхозом России в июле 2017 г. был согласован проект подпрограммы «Техника специального значения» для включения в государственную программу Министерства транспорта Российской Федерации «Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива на транспорте и техникой специального назначения», разработанной в соответствии с Комплексным планом мероприятий по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива, утвержденным Правительством РФ.

По информации органов управления агропромышленного комплекса субъектов Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2018 г. в сельскохозяйственных организациях эксплуатируется более 14,4 тыс. ед. автомобильной техники, из которых порядка 1,6 тыс. ед. используют в качестве топлива компримированный природный газ (КПГ) и 12,8 тыс. ед. — сжиженный углеводородный газ (СУГ). В число регионов с наибольшим количеством техники, использующей газ в качестве топлива, входят: Ростовская область – 39,3 %, Краснодарский край – 15,6 %, Республика Татарстан – 10,8 %, Ставропольский край – 6,3 %. [19]

В рамках Госпрограммы подпрограммой «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» предусмотрено основное мероприятие — «Реализация перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе» с плановым значением показателя «Количество реализованных инновационных проектов. [10] Данное мероприятие позволяет претендовать на получение гранта в форме субсидий из федерального бюджета на осуществление перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе, в соответствии с приоритетными направлениями, утвержденными приказом Минсельхоза России от 21 сентября 2015 г. № 430 [14], при условии, что разрабатываемая технология обеспечивает, в том числе, решение вопроса повышения энергетической эффективности и энергосбережения.

В сельском хозяйстве энергосбережение сегодня является одним из сложных вопросов. Во всем мире ведутся поиски путей снижения энергопотребления за счет рационального использования электричества. Энергосбережение в сельском хозяйстве России только начинает развиваться. Решение отдельных вопросов в большинстве случаев не приводит к положительному результату. Только лишь их сочетание позволит достичь нужного эффекта.

Технологический уровень сельскохозяйственного производства в России значительно ниже мирового. Нам трудно заимствовать опыт передовых зарубежных стран в вопросах энергосбережения, поскольку энергетика и сельское хозяйство у нас развивались по другим экономическим схемам.

 

Список литературы

  1. Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 N 261-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93978/
  2. Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 N 261-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93978/  .
  3. Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 N 1225 (ред. от 22.07.2013) «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97014/
  4. Постановление Правительства РФ от 15 мая 2010 г. N 340 «О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.garant.ru/198256/
  5. Постановление Правительства РФ от 1 июня 2010 г. N 391 «О порядке создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.garant.ru/12176205/
  6. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 1432 «Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.garant.ru/77673856/
  7. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.garant.ru/12172853/
  8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. 1715-р. «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года», [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94054/
  9. Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rg.ru/2011/01/25/energosberejenie-site-dok.html
  10. Подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171692/0c0b24774da41c830982d27a00384155935d6ad6/
  11. Приказ Минэкономразвития РФ от 17.02.2010 N 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97672/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/
  12. Приказ Министерства регионального развития РФ от 7 июня 2010 г. № 273 «Об утверждении Методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12077409/
  13. Приказ Минэкономразвития от 17 февраля 2010 г. № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minekonomrazvitiya-RF-ot-17.02.2010-N-61/
  14. Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 21 сентября 2015 г. № 430 «Об утверждении документов, предусмотренных Правилами предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе в рамках подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71113200/
  15. Положение «О международном партнерстве по сотрудничеству в области энергоэффективности» [электронный ресурс] – Режим доступа: https://gisee.ru/law/international/47462 /
  16. Положение «О мерах по реализации статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_119466/4dbd49b696c111a7f745f1edffbe143dee2c874c/
  17. Гордеев, А. С. Энергосбережение в сельском хозяйстве. Учебное пособие / А.С. Гордеев, Д.Д. Огородников, И.В. Юдаев. – Москва : Лань, 2014. – 400 c.
  18. Бушуев, В. Энергосберегающий путь развития экономики / В. Бушуев, В. Васильев, Б. Громов // Экономист. – 2016. – № 2. – С. 18-27.
  19. Драгайцев, В. И. Методика экономической оценки технологий и машин в сельском хозяйстве / В. И. Драгайцев, Н. М. Морозов, А. А. Полухин и др. – Москва : Россельхозакадемия, 2017. – 148 с.

 

Информация об авторе:

Черданцев Вадим Петрович, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова», г. Пермь, профессор кафедры «Экономики и менеджмент» Пермского филиала ФГБОУ ВО РАНХиГС, судья Третейского суда «Национальный арбитраж»

Information about the author:

Vadim P. Cherdantsev, doctor of economic Sciences, Professor, Professor of chair «Management» of the «Perm state agro-technological University named after academician D. N. Pryanishnikova», Perm, Professor of «Economy and management» the Perm branch of the Ranepa, the judge of the Arbitration court «National arbitration»

Добавить комментарий

Войти с помощью: