Деятельности по продвижению торговли формировались и развивались быстро, а также вызвали множество конфликтов в экономических отношениях, включая вопросы, связанные с: управлением деятельностью по продвижению торговли, защитой прав и интересов сторон в торговле, участвующих в продвижении торговли, защитой интересов потребителей и информации, управлением международной торговой деятельностью, … Это феномен приводит к необходимости реформирования, исправления правовых документов с целью регулирования отношений, связанных с продвижением торговли во Вьетнаме, за стабильную экономику. Положения о продвижении торговли были обнародованы в Законе Вьетнама о торговле 2005 года и нескольких юридических документах. Однако в правовой системе существует много недостатков и нереалистичных положений. Поэтому применение правовых норм на практике сопряжено с трудностями и неэффективностью. В статье анализируются принципы, характеристики и функции вьетнамских правовых норм по продвижению торговли и юридической практики. В то же время автор анализирует и оценивает недостатки и предлагает меры по исправлению положения для улучшения вьетнамской правовой системы, а также юридической практики.
Ключевые слова: коммерческое продвижение, коммерческий контракт, коммерческое законодательство, вьетнамское коммерческое законодательство, вьетнамская коммерция, правовые теории, современная экономика, стимулирование торговли, рекламное поведение, коммерческое рекламное поведение.
Abstract: Trade promotion activities were formed and developed rapidly, and also caused many conflicts in economic relations, including issues related to: management of trade promotion activities, protection of rights and interests of parties in trade promotion, protection of consumer’s interests and information, management of international trade activities, … This phenomenon leads to the requirements of reformation, adjustment the legal documents in order to regulate relations related to trade promotion in Vietnam for a stable economic. Regulations on trade promotion have been promulgated in the Vietnamese Commercial Law 2005 and several legal documents. However, there are many shortcomings and unrealistic regulations in legal system. That’s why the application of legal provisions in practice get difficulties and ineffectiveness. The article analyzes the principles, characteristics and roles of Vietnamese legal regulations on trade promotion and legal practice. At the same time, the author analyzes and evaluates shortcomings and proposes remedial measures to improve the Vietnamese legal system as well as legal practice.
Key words: Commercial promotion, commercial contract, commercial laws, Vietnamese commercial laws, Vietnamese commerce, legal theories, modern economy, trade promotion, promotional behavior, commercial advertising behavior.
1. Введение
Мероприятия по продвижению торговли, особенно экспорта, играют важную роль в реализации планов социально-экономического развития в целом и поощрения экспорта в частности. Продвижение торговли — это деятельность по взаимообмену и поддержке информационного процесса между продавцом и покупателем или, тем самым, продвижение покупки и продажи товаров и услуг с целью расширения и развития рынка или, другими словами, продвижение торговли является частью коммерческого развития[1]. Вьетнам находится в процессе быстрой экономической интеграции с регионом и миром. Таким образом, мероприятия по продвижению торговли становятся популярными и все более развиваются для удовлетворения потребностей экономики.
Правовые нормы по содействию торговле Вьетнама также формируются и развиваются на основе требований общества. Правительство Вьетнама выдало несколько новых юридических документов и нормативных актов для управления, регулирования и стимулирования развития деятельности по продвижению торговли в соответствии с основными принципами: демократией, равноправием и стабильным развитием[2]. В этой статье будет проанализировано вьетнамское правовое регулирование, связанное с продвижением торговли, и изучены недостатки в правовой системе и трудности в юридической практике. В то же время, статья включает предложения по исправительным мероприятиям для развития правовой системы и повышения уровня юридической практики во Вьетнаме.
2. Продвижение торговли в соответствии с действующими вьетнамскими правовыми нормами
Во Вьетнаме деятельность по содействию торговле в основном регулируется вьетнамским коммерческим правом 2005 года и указом № 81 государства Вьетнам от 2018 года, детализирующим содержание вьетнамского коммерческого права 2005 года о деятельности по продвижению торговли. Эти юридические документы считаются двумя наиболее важными правовыми основами для осуществления деятельности по продвижению торговли во Вьетнаме[3]. В то же время правительство Вьетнама также имеет правовые положения, связанные с поощрением торговли, такие как: Закон об управлении внешней торговлей 2017 года, Постановление правительства № 28/2018/ND-CP от 1 марта 2018 года, которое детализирует Закон об управлении внешней торговлей в отношении ряда мер по содействию торговле и развитию внешней торговли, соответствующие юридические документы, включая Гражданский кодекс Вьетнама 2015 года, Гражданско-процессуальный кодекс Вьетнама 2015 года, Таможенный закон Вьетнама 2014 года, Закон о рассмотрении административных правонарушений 2012 года.
Положения о продвижении торговли в коммерческом праве Вьетнама 2005 года:
Согласно пункту 10 статьи 3 вьетнамского коммерческого права 2005 года, продвижение торговли — это деятельность по продвижению и поиску возможностей для покупки и продажи товаров и предоставления услуг. Фактически, деятельность по продвижению торговли чрезвычайно разнообразна и богата как по содержанию, так и по форме, но вьетнамское коммерческое право 2005 года содержит положения, разделяющие деятельность по продвижению торговли на четыре категории, включающие: Стимулирование сбыта, коммерческая реклама, демонстрация и внедрение товаров и услуг, торговые ярмарки и выставки. Согласно статье 88 вьетнамского коммерческого права 2005 года, «Стимулирование сбыта означает деятельность по коммерческому продвижению, проводимую торговцами с целью поощрения покупки и продажи товаров или предоставления услуг путем предоставления определенных преимуществ клиентам». Согласно статье 102 вьетнамского коммерческого права 2005 года, «Коммерческая реклама означает коммерческую рекламную деятельность торговцев, направленную на ознакомление клиентов с их товарами и услугами деловой активности». Согласно статье 117 вьетнамского коммерческого права 2005 года «Демонстрация и внедрение товаров и услуг выражают коммерческую рекламную деятельность торговцев, которые используют товары и/или услуги и документы на них для представления таких товаров и/или услуг покупателям». В соответствии со статьей 129 «Торговые ярмарки и выставки выражают деятельность по коммерческому продвижению, проводимую концентрированным образом в определенных местах и в течение определенных периодов времени для того, чтобы торговцы демонстрировали и представляли свои товары и/или услуги с целью их продвижения и поиска возможностей для заключения договоров купли-продажи товаров или контрактов на оказание услуг».
Таким образом, вьетнамское коммерческое право 2005 года устанавливает четыре метода продвижения торговли и принципы организации, а также осуществления мероприятий по продвижению торговли, запрещенных случаев в продвижении торговли[4]. Эти правила рассматриваются как наиболее основные и необходимые принципы, которые создают правовую основу для организаций, осуществляющих деятельность по стимулированию торговли[5].
Положение о продвижении торговли в Указе № 81 правительства Вьетнама в 2018:
В этом указе обстоятельнее описывается применение коммерческого права в отношении ряда мероприятий по продвижению торговли, включая стимулирование сбыта и торговые ярмарки и выставки. В этом указе содержатся важные положения, которыми являются: Принципы, формирование, методы и пределы продвижения торговли; метод осуществления, порядок и процедуры регистрации организации и участия в торговых ярмарках и выставках, и в то же время оговариваются права и обязанности сторон, участвующих в мероприятиях по продвижению торговли. Этот указ является юридическим документом, который досконально объясняет и регулирует деятельность по продвижению торговли, а также устанавливает принципы для обеспечения того, чтобы деятельность по продвижению торговли осуществлялась в соответствии с законом, справедливо, объективно, прозрачно.
3. Недостатки в правовой системе и юридической практике
Недостатки в правовой системе:
Во-первых, в статье 3 указа 81 от 2018 года, устанавливающего принцип проведения рекламных акций, «Программа продвижения должна осуществляться законно, честно, открыто, прозрачно и обеспечивать законные права и интересы клиента, торговцев, организаций или частных лиц». Однако в коммерческом законодательстве нет положения и не объясняется, что такое «честность», поэтому невозможно определить конкретные критерии применения этого принципа на практике[6].
Во-вторых, положения статьи 5 декрета 81 — 2018 года несовместимы с положениями статьи 100 Вьетнамского коммерческого права 2005 года. Согласно пункту 1 статьи 5 Декрета 81 от 2018 года, «Рекламные товары и услуги не включают алкоголь, лотерею…». Однако в пункте 3 статьи 100 вьетнамского коммерческого права 2005 года запрещается «Рекламировать или использовать алкоголь и пиво для продвижения лицам младше 18 лет». Соответственно, возможно продвижение алкоголя и пива для клиентов старше 18 лет. Таким образом, данное положение противоречит положениям указа в пункте 1 статьи 5 Указа 81 от 2018 года.
В-третьих, пункт 6 статьи 100 Закона Вьетнама о торговле 2005 года строго запрещает «Пропаганду потребления товаров низкого качества, наносящих вред окружающей среде, здоровью человека и другим общественным интересам». Однако вьетнамское коммерческое право не оговаривает, что считается некачественным продуктом при рекламировании. Поэтому участникам продвижения торговли бывает очень сложно соблюдать этот принцип в юридической практике[7].
В-четвертых, штрафы за нарушения правил продвижения торговли слишком низки. Согласно положениям Декрета 185/2018/ND-CP об административных санкциях за коммерческую деятельность, размер штрафа за нарушения закона о поощрении торговли составляет от 5 000 000 донгов (эквивалент 118 долларов США[8]) до максимальной суммы в 50 000 000 донгов (эквивалент 2116 долларов США[9]). Штраф считается слишком низким, и торговцы расположены платить этот штраф, чтобы получить большую прибыль в бизнесе и продвижении торговли.
Недостатки в юридической практике:
Во-первых, на самом деле существуют магазины/ компании, которые проводят рекламные акции в размере 50-80% в течении длительного времени. Эти торговцы нарушили положения пункта 1 статьи 7 декрета 81 от 2018 года о максимальной акции для продвигаемых товаров и услуг, которая не должна превышать 50% от цены таких товаров или услуг до периода проведения акции. Однако на них не распространяются штрафы по следующим двум причинам:
— Вьетнамское право позволяет торговцам проводить акции со скидками до 100% в течение 30 дней непосредственно перед первым днем лунного года; другие государственные праздники[10]. Хотя закон предусматривает, что период продвижения по службе каждого периода продвижения по службе в праздничные дни не должен превышать время отдыха в соответствующие праздничные дни, как это предусмотрено трудовым законом. Однако управление вьетнамским маркет-менеджментом недостаточно развито и жестоко, чтобы выявлять и оперативно реагировать на случаи нарушения сроков проведения рекламных акций в праздничные дни.
Максимальная скидка не применяется в случаях проведения скидочных акций на: Товары и услуги в случае банкротства, ликвидации, смены местонахождения, производства и направлений бизнеса[11]. Многие торговцы воспользовались этим положением, проводя рекламные акции до 90% и заявляя о «Цели изменения месторасположения бизнеса» или «Передаче права собственности на бизнес». Однако вьетнамские законы не предусматривают срока для продвижения по службе в вышеуказанных случаях. На самом деле, многие торговцы проводят рекламные акции на 90% в течение 10-20 лет и не имеют законных оснований для наказания за их нарушения.
Во-вторых, статья 24 декрета 81 от 2018 года позволяет торговцам демонстрировать контрафактные товары, товары, нарушающие права интеллектуальной собственности, для сравнения с реальными товарами. Однако никаких руководящих принципов и правил для управления не существует. Этот недостаток правовых положений приводит к тому, что торговцы используют это регулирование в своих интересах для получения прибыли от продажи контрафактных товаров и товаров, нарушающих права интеллектуальной собственности[12].
В-третьих, отсутствие возможностей и опыта в осуществлении, организации и управлении мероприятиями по содействию торговле. В настоящее время Вьетнам организовал мероприятия по продвижению онлайн-торговли, чтобы сократить время и затраты на организацию мероприятий по продвижению торговли. Однако управление и надзор по-прежнему сложны, и во Вьетнаме постоянно возникают процедурные и технологические трудности, связанные с обеспечением онлайн-торговли. Этот недостаток также замедляет развитие деятельности по продвижению торговли по сравнению с другими странами мира.
Предложения по изменению и дополнению правовой системы и решения по повышению эффективности юридической практики
Во-первых, необходимо предложить формальные объяснения неоднозначным концепциям. Как анализировалось в третьей части, правовые положения о продвижении торговли во Вьетнаме по-прежнему содержат много концепций, которые четко не объяснены, поэтому их становится сложно и некорректно применять в юридической практике. Поэтому вьетнамским законодателям следует справиться с этим, приняв официальные документы, которые понятно объясняют принципы и определяют более детальное и справедливое применение закона.
Во-вторых, необходимо дополнить более строгими положениями по защите прав интеллектуальной собственности при осуществлении мероприятий по продвижению торговли. Нарушения прав интеллектуальной собственности часто бывают при проведении выставок, демонстраций и внедрении продукции в целях продвижения торговли[13]. Для защиты прав интеллектуальной собственности при продвижении торговли вьетнамское право должно предусматривать принципы, запрещающие злоупотребление правами интеллектуальной собственности при продвижении торговли, расширяя размеры штрафов для коммерческих торговцев, нарушающих права интеллектуальной собственности при продвижении торговли.
В-третьих, повышение эффективности управления маркет-мейкером. Пользуясь неопытностью руководства агентств, регулирующих деятельность по стимулированию торговли, торговцы покупали, продавали и обменивали прибыль от контрафактных товаров и продуктов, нарушающих права интеллектуальной собственности. В то же время многие трейдеры/ компании в течение длительного времени вели рекламную деятельность, выходящую за рамки допустимого, но не были наказаны в соответствии с законом[14]. Поэтому вьетнамскому государству необходимо применять больше серьезных способов в управлении продвижением торговли.
В-четвертых, унифицировать правовые положения. Как было проанализировано выше, правовые положения Вьетнама имеют непоследовательное и противоречивое содержание, что приводит ко многим трудностям в юридической практике. Пересмотр и унификация правовых норм необходимы и важны для модернизации правовой системы и повышения правовой осведомленности вьетнамских трейдеров.
В-пятых, необходимо поддерживать применение технологий в продвижении торговли, чтобы соответствовать требованиям деятельности по продвижению торговли в современной экономике, с другой стороны, чтобы помочь вьетнамским торговцам повысить свою конкурентоспособность и активно участвовать в глобальной цепочке создания стоимости.
Библиография
- Ань, Н. Ф. (2020). Развитие электронной коммерции в условиях эпидемии. Национальный обзор оборонной промышленности и экономики.
- Ван, Н. (2018). Повышение эффективности продвижения национальной торговли в новой ситуации.
- Вьетнамское коммерческое право 2005
- Гражданский кодекс Вьетнама 2015 года.
- Гражданско-процессуальный кодекс Вьетнама 2015 года.
- Закон о рассмотрении административных правонарушений 2012 года.
- Закон об управлении внешней торговлей 2017 года.
- Нгия, Ф. Д. (2020). Изучает Вьетнамское Коммерческое право. Национальная политика Ханой.
- Нгуен Фуонг Ань. (2020). Развитие электронной коммерции в условиях эпидемии. Национальный обзор оборонной промышленности и экономики.
- Нхунг, Х. (2020). Консолидированный декрет, детализирующий Коммерческий закон о деятельности по содействию торговле. Вьетнамская правовая информация онлайн.
- Постановление правительства № 28/2018/ND-CP от 1 марта 2018 года детализирует Закон об управлении внешней торговлей в отношении ряда мер по содействию торговле.
- Таможенный закон Вьетнама 2014 года.
- Тханг, Ч. (2019). Электронная коммерция — продвинутый бизнес-методы. Национальный обзор оборонной промышленности и экономики .
- Указ 81/2018/ND-CP, детализирующий коммерческое право о деятельности по поддержанию торговли
- Фам Ба Тиен, Чан Бао Ань. (2016). Доверительный договор купли-продажи товаров в торговле в соответствии с вьетнамским законодательством,. Ханойский открытый университет.
- Хуонг, Т. М. (2016). Закон о стимулировании торговли из практики экспортной деятельности вьетнамских предприятий на рынок США. Академия вьетнамских социальных наук.
- Хыонг, Н. Л. (2020). Стимулирование торговли для поддержки развития промышленности. Национальный обзор оборонной промышленности и экономики.
- Чань, Л. (2020). Торговцы по торговому праву Вьетнама.
- Чунг, В. м. (2009). Ханойский народный суд (2008, 2009), решения и решения по разрешению споров по договорам доверительного управления куплей-продажей товаров; (2005, 2009), решения по разрешению споров по договорам доверительного . Ha Noi: Вьетнамский международный арбитражный центр.
Информация об авторе:
Лук Тхи Ли — аспирант, юридический институт, Российский университет дружбы народов, 117198, Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
Information about the author:
Luc Thi Ly — PhD Student, Law institute, Peoples’ Friendship University of Russia, 6, St. Miklukho — Maklaya, Moscow, Russia, 117198.
[1] Ань, Н. Ф. (2020). Развитие электронной коммерции в условиях эпидемии. Национальный обзор оборонной промышленности и экономики.
[2] Ван, Н. (2018). Повышение эффективности продвижения национальной торговли в новой ситуации.
[3] Нгия, Ф. Д. (2020). Изучает Вьетнамское Коммерческое право. Национальная политика Ханой.
[4] Фам Ба Тиен, Чан Бао Ань. (2016). Доверительный договор купли-продажи товаров в торговле в соответствии с вьетнамским законодательством,. Ханойский открытый университет.
[5] Ван, Н. (2018). Повышение эффективности продвижения национальной торговли в новой ситуации.
[6] Нхунг, Х. (2020). Консолидированный декрет, детализирующий Коммерческий закон о деятельности по содействию торговле. Вьетнамская правовая информация онлайн.
[7] Хуонг, Т. М. (2016). Закон о стимулировании торговли из практики экспортной деятельности вьетнамских предприятий на рынок США. Академия вьетнамских социальных наук.
[8] Курс ЦБ Вьетнама на 10.02.2023 https://www.sbv.gov.vn/TyGia/faces/TyGia.jspx?_afrLoop=12018460064784873&_afrWindowMode=0&_adf.ctrl-state=ywqbjmqaw_4
[9] Курс ЦБ Вьетнама на 10.02.2023 https://www.sbv.gov.vn/TyGia/faces/TyGia.jspx?_afrLoop=12018460064784873&_afrWindowMode=0&_adf.ctrl-state=ywqbjmqaw_4
[10] Хуонг, Т. М. (2016). Закон о стимулировании торговли из практики экспортной деятельности вьетнамских предприятий на рынок США. Академия вьетнамских социальных наук.
[11] Хыонг, Н. Л. (2020). Стимулирование торговли для поддержки развития промышленности. Национальный обзор оборонной промышленности и экономики.
[12] Чунг, В. м. (2009). Ханойский народный суд (2008, 2009), решения и решения по разрешению споров по договорам доверительного управления куплей-продажей товаров; (2005, 2009), решения по разрешению споров по договорам доверительного . Ha Noi: Вьетнамский международный арбитражный центр.
[13] Ань, Н. Ф. (2020). Развитие электронной коммерции в условиях эпидемии. Национальный обзор оборонной промышленности и экономики.
[14] Фам Ба Тиен, Чан Бао Ань. (2016). Доверительный договор купли-продажи товаров в торговле в соответствии с вьетнамским законодательством,. Ханойский открытый университет.