Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Приднестровский режим: трансформация приднестровской элиты и ее внешнеполитического курса

Данная статья посвящена приднестровскому режиму, становлению и трансформации приднестровской элиты с конца существования СССР и до наших дней. Элита этой непризнанной республики эволюционировала от власти красных директоров до республики, где уже принимают решения олигархические силы. Произошедшее преобразование состава приднестровской элиты было вызвано изменением уклада приднестровской экономики, появлением рыночных игроков в республике, где сохранилось много черт советской экономики.

Также в статье проанализировано изменение внешнеполитических условий, влияющих на функционирование и безопасность сохранения приднестровского режима с 1990-х гг. до середины 2010-х гг. Эти перемены повлияли на изменение внешнеполитического курса приднестровской элиты в течение этого периода. Но одновременно изменение самого состава элиты вело к изменению её поведения со своими соседями. Это происходило вследствие изменения интересов самой приднестровской элиты, её желаний и потребностей.

Ключевые слова: приднестровская элита, холдинг Шериф, ПМР, внешняя политика

The Transnistrian regime: transformation of the Transnistrian elite and its foreign policy

This article focuses on the Transnistrian regime, the formation and transformation of the Transnistrian elites from the end of the Soviet Union to the present day. The elite of the unrecognized Republic evolved from the power of the red Directors to the Republic, where oligarchical forces make decisions. A change in the composition of the Transnistrian elite was caused by the change of the structure of the Transnistrian economy, the emergence of market players in the Republic, which has preserved many features of the Soviet economy.

The article also analyzes the change of foreign policy conditions affecting the functioning and security of the Transnistrian regime from the 1990s to mid-2010. These changes influenced the change in foreign policy of the Transnistrian elite during this period. But at the same time change the composition of the political elite led to a change in their behavior with their neighbors. This occurred due to changes in the interests of the elite, its incentives and requirements.

Key words: Transnistrian elite, holding the Sheriff, PMR, foreign policy

Введение. Природа Приднестровского режима во многом противоречива, но в то же время отличается своей определённой закономерностью. Сложившаяся во время существования СССР территория левобережной Молдовы отличалась своеобразным смешением различных народов и особым экономическим статусом производственной кузницы Молдовы, что предопределило её сепаратистские тенденции.

Основы для нынешнего кризиса в Молдавии были заложены исторически.  После Ясского мира 1791г. к России отошла Левобережная  часть Днестра.  А после подписания Бухарестского мира  согласно четвёртой статье Порта уступала России восточную часть Молдавского княжества — территорию ПрутаДнестровского междуречья, которая позже стала называться Бессарабией. Остальная часть княжества осталась под турецким господством. Граница между Россией и Портой была установлена по реке Прут. Но один из самых главных разделов в Молдавии произошёл после 1917 г., когда территория нынешней Приднестровской Молдавской Республики (далее – ПМР) осталась в составе СССР, а нынешняя территория Молдовы стала частью Румынии.

Поэтому конфликт возник преимущественно не на этнической почве, а из-за разного менталитета, культурного влияния разных стран, на которые стоило ориентироваться. Для Молдовы это была Румыния, а для ПМР – Россия.

В период конца существования СССР в разных частях Молдавской ССР сложилась разная расстановка сил во властвующей элите.

В Приднестровье элита формировалась совершенно по другим принципам, нежели в Молдове.  На выборах 1990 г. в Верховный Совет Молдавской ССР все 18 депутатов от Тирасполя были местными жителями [1].  Кроме того, важным условием избрания депутатов являлась поддержка их объединёнными советами трудовых коллективов. В Выборах аналогичного органа Верховного Совета ПМР в 1990 г. представители Платформы Объединённого совета трудовых коллективов получили около 80 % мест [2].     Важность поддержки трудовых коллективов было связано с тем, что в Приднестровской ССР основой экономического существования являлись заводы в сфере тяжёлой промышленности, что сильно отличало экономический уклад будущей территории непризнанной республики от правобережной Молдовы.  В конце существования Молдавской ССР и после распада СССР в Приднестровской ССР основной силой в формировании элиты в Приднестровье, по вышеназванному обстоятельству, стали выходцы из промышленного сектора, а ключевые посты часто занимались бывшими директорами и работниками ключевых предприятий. Президентом ПМР с самого её основания и вплоть до 2011 г. был И. Смирнов, работавший на  Тираспольском заводе. Также в формировании органов власти новой непризнанной республики малую роль играли представители номенклатуры из разваливающейся КПСС. Если в Правобережной Молдове члена КПСС были основой для формирования первоначальной элиты, то в ПМР вследствие того, что члены КПСС, как довольно бюрократически централизованной структуры, были против отделения Приднестровья, то они практически не смогли войти в состав формирования новой элиты.

Если говорить об элите Молдовы, то она больше формировалась из бывших политических деятелей Молдавской ССР, которые были выходцами из рядов КПСС Молдовы. Кроме того, эти представители во вновь формирующихся органах власти имели преимущественно молдавское происхождение, которое было связано с политикой коренизации, проводившейся с 60-х гг. XX века. Вследствие активности этой политики уже к 1970г.   преобладали лица молдавского происхождения на ключевых постах в органах государственной власти. Усилению данного этнического компонента молдавского политического класса способствовала поддержка ещё со второй половины 1980-х гг. Румынии. В совокупности с тем, что в левобережной Молдавии экономика была не очень развитой по причине своей аграрной специфики, то это и предопределило совершенно другую особенность в формировании элиты Молдавии. В Молдавии фактически не могла сложиться другая альтернативная номенклатуре КПСС сила, которая смогла бы участвовать в формировании кадрового состава Молдавии.

Эти причины и предопределили то, что в Молдавии и Приднестровье в конце существования СССР сложился другой состав политической элиты, который и предопределил возникновение раскола между этими территориями и конфликта в 1992 г.

Трансформация политической элиты

После войны с Молдавией в ПМР образовалась  довольно консолидированная элита, которая ставила своей целью создание условий для независимого существования непризнанного государства, обеспечения его безопасности и сохранения  промышленного потенциала. Во многом здесь сформировался персоналистский режим  И. Смирнова, представлявший интересы крупных промышленников, которые в 1990- е гг. стали вместе с выходцами из сферы образования и культуры (Лицкай, глава МИД ПМР, был преподавателем в университете) [4]  одной из самых значимых  группировок  в принятии решений в Приднестровье. Именно благодаря Смирнову удалось сохранить к 2017г. сорок три  крупных предприятия[3]. Также немаловажным фактором было то, что многие русскоязычные деятели Молдовы, не согласные с национальным курсом Кишинёва, бежали на правый берег. Национальная политика Молдовы вынуждала их спасаться в Тирасполе. В целом, несмотря на некоторую преемственность с СССР, очень большую роль при формировании элиты ПМР играли контрэлиты Молдовы. Нахождение на территории ПМР оперативной группировки российских войск (далее —  ОГРВ) после 1992г., фактическое  единство законодательной и исполнительной власти в течение почти двадцати лет обеспечивали существование Приднестровской республики.

До середины нулевых годов власть в ПМР принадлежала Смирнову. Места в парламенте занимали в основном работники промышленной сферы, культуры и образования. Постепенно начинал формироваться класс управленцев-бюрократов, с помощью которых выстраивалась властная вертикаль от главы непризнанной республики до муниципальных образований и отдельных предприятий. В Верховном Совете не было крупных оппозиционных сил, но была довольно сильная консолидация властной элиты при высокой поддержке населения.

Во многом благодаря этому даже при наличии перманентной угрозы со стороны Кишинёва приднестровский режим сохранял свою устойчивость и стабильность. Для этого сохранения в условиях относительно пророссийской Украины и экономической поддержки России непризнанная республика сохраняла возможность маневрировать. Она был в некоторых аспектах довольно большие сходства с Белоруссией: сильная президентская власть с чётко выстроенной вертикалью, полуплановая экономика, которая во многом держалась благодаря административному ресурсу, зависимость от России в энергетической сфере, выраженное подчёркивание преемственности с СССР, которое выражалось в сохранении советской символики.

Причины изменения внешнеполитического курса и влияние на элиту

Поэтому внешнеполитический курс,  зависящий энергетически и военно-политически от РФ режима, был на неё ориентирован. Глава Приднестровья предлагал даже размещения Искандеров на территории непризнанной республики [5].

Но к концу 2010-х гг. ситуация начала сильно меняться. Этому способствовал как ряд внешних, так и ряд внутренних факторов.

Во-первых, отсутствие сильной экономической помощи со стороны России, официальное непризнание независимого статуса республики.  Несмотря на то, что в 2006 г., на референдуме жители ПМР высказались за присоединение к России, которая не выразила никакого желания по поводу присоединения и дальнейшей углублённой интеграции.

Во-вторых, важным внешнеполитическим фактором для Приднестровья стало изменение отношения к ней со стороны Украины, которая после прихода к власти Ющенко начала занимать всё более жёсткие позиции, заявляя о выводе войск ОГРВ из Приднестровья, активное содействие в принятии меморандума Козака для интеграции ПМР в политическое и правовое поле Молдовы.

Всё это очень больно ударило по приднестровской экономике, которая по своему существу являлась экономикой, ориентированной на экспорт. Поскольку её основная производимая продукция – гидроэнергия, металлы, продукция химической промышленности, которая не может быть реализована на внутреннем рынке[6].

Поэтому ей нужны страны для сбыта, а такими в первую очередь является Молдова, нуждающаяся в электроэнергии, ФРГ и Италия, которые закупают в Приднестровье металлургическую продукцию. Эти страны удобны для сбыта продукции в силу своего близкого географического положения и отсутствия географических и политических препятствий, как в случае с РФ. Поэтому Приднестровье вынуждено увеличивать поставки на европейский рынок, тем самым доля стран ЕС, Сербии в экспорте непризнанной республики довольно быстро растёт. Также немаловажным фактом является то, что приднестровские товары, поступающие на европейский рынок, должны проходить сертификацию в Молдове, что делает экономику ПМР более зависимыми от таможни последней. В совокупности с тем, что у ПМР нет выходов к морю и отсутствие сухопутной границы с РФ, вынуждает её всё больше подстраиваться под европейские реалии.

Кроме экономического фактора важную роль стал играть фактор политический. Провал в подписании меморандум Козака в 2006 г. – это очень важная веха в истории ПМР. Этот документ предполагал сохранение приднестровской буферной зоны, но с её интеграцией в политическое и правовое поле Молдовы при сохранении военно-политического присутствия России. В таком случае Россия сохраняла возможность участвовать в жизни Приднестровья и в процессе оказания помощи в защите её интересов влиять на политические процессы, происходящие в самой Молдове. Но попытка действовать  в одиночку без ЕС и США привело к тому, что последние через давление на Молдову вынудили её отказаться от подписания договора. Провал в подписании данного договора показал слабость влияния РФ на постсоветском пространстве, и то, что попытка РФ помочь ПМР в легализации своего положения через включения в республику Молдова через институт автономии в составе Молдовы потерпела неудачу.

Поэтому политическая элита под влиянием вышеперечисленных внешних факторов начала меняться. В 90- гг. XX века находившаяся в изоляции экономика ПМР нуждалась в доходах, большую роль стал играть теневой сектор, связанный с реэкспортом и контрабандой различных товаров, что привело к образованию и возвышению на рубеже 90-х гг.  XX века и 00-х гг. XXI века крупного холдинга – Шериф. Становилось очевидно, что уже Смирнов и старая группа промышленников не являются главной и единственной экономической силой в республике. Холдинг Шериф сегодня владеет довольно прибыльными секторами приднестровской экономики, начиная от лёгкой промышленности и заканчивая наличием собственного канала и футбольного клуба [7].

Шериф решил в 2000 г.  начать участвовать в политике через созданную им партию «Обновление». Если в 2000 г. партия получила семь мандатов из сорока трех, то на следующих выборах эта партия имела большинство.

И постепенно начал образовываться раскол внутри элит, связанный с разделением полномочий. И в этой ситуации Россия, от энергетических поставок и охранявшей группы ОГРВ зависела ПМР, сделала выбор не в пользу Смирнова [8].

Несмотря на то, что впоследствии между Шевчуком, победившим на президентских выборах 2011г., и партией «Обновление» случился острейший конфликт, для обеих сил стало понятно, что надо менять свой внешнеполитический курс. И он фактически стал заключаться в том, что в экономической сфере стоит опираться на ЕС, который становился вместе с Молдавией важной партнёром в торговле, а в политической сфере заявлять о своей приверженности к интеграции с Россией для получения дешёвых энергоносителей и помощи в случае обострения внешних кризисов.

Такой внешнеполитический курс продолжал действовать всё правление Шевчука: налаживание отношений с ЕС, выстраивание стабильный площадки для переговоров с Молдовой, что вылилось в налаживании железнодорожного сообщения между двумя государствами. В то же время происходило постепенное ослабление российского присутствия в республике (продажа российским Металлоинвестом своих активов властям Приднестровья) [9]. Приход к власти Красносельского не изменил кардинально ситуацию. Подтверждением этому служит фраза президента ПМР Красносельского в апреле 2017 г. о том, что нужно разделять экономическую и политическую деятельность при выстраивании взаимоотношений между государствами [10].

Но самым важным решением для руководства ПМР стало подписание соглашения о зоне свободной торговли   между ЕС и Молдовы в 2016 г., где ничего не говорится об особом статусе торговли ЕС с непризнанной республики, ничего не сказано об особом статусе этой территории [11].

Тем самым ПМР фактически начинает встраиваться в единое экономическое пространство в контексте подписания договора о создании зоны свободной торговли между ЕС и Молдовой. Вместе с тем создание безвизового режима позволяет приднестровским гражданам через систему биометрических паспортов въезжать в страны Шенгенской зоны.

Сегодня впервые после образования ПМР власть снова стала довольно монолитной после бегства бывшего президента Шевчука в Молдову. Острота конфликта 2011-2017 гг. была связана преимущественно с борьбой за властные ресурсы, а не различием во взглядах на внешнюю политику. В настоящее время ставленники Шерифа в лице президента Красносельского и большинства в Верховном Совете кардинально не меняют курс, вынуждены лавировать между ЕС, Молдовой, Украиной и Россией. РФ, по-прежнему имея рычаги на Приднестровье, теперь уже не может полностью управлять изменившейся элитой, которая в отличие от 90-х гг. XX века не видит в России безальтернативного партнёра. Также немаловажным является тот факт, что экс-президент Шевчук вместе с активными сторонниками после начала гонений бежал в Молдову, а не в Россию, что говорит о том, где бывшая элита видит гаранта своей безопасности.  

Заключение

В результате, к 2017 г. ПМР оказалась в сложной ситуации. ПМР находилась в состоянии противостояния, экономической, политической  и военной блокады (блокирование доступа российских военнослужащих, прибывающих с территории РФ в ПМР) со стороны Молдовы и Украины, отсутствием крепких и многосторонних экономических связей с Россией, и появлением  всё более надежных связей с Европейским Союзом.

У ПМР как непризнанной территории, не имеющей общей границы с РФ, как морской, так и сухопутной, в условиях антироссийской Украины после 2014 г. и ограниченностью возможностей (примером служит инцидент с Рогозиным) и всё меньшей заинтересованностью России. Все это вынуждает Приднестровскую Молдавскую Республику для  самосохранения искать другие пути для диалога и встраивания в европейское пространство, что особенно проявляется  в экономической сфере.

Наличие новой элиты, имеющей другие интересы и идеологические воззрения, чем те силы, которые стояли у истоков основания приднестровского государства.

 ЛИТЕРАТУРА/ REFERENCES

  1. Кодряну Г. Днестровский разлом. Приднестровский кризис и рождение ПМР: роль и место спецслужб / Г. Кодряну. Тирасполь: Типар, 2002. С. 76;
  2. Бомешко Б. Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики, 1990– 2010 гг. / Б. Бомешко. Бендеры: Полиграфист, 2010. С. 26.;
  3. [http://newspmr.com/novosti-pmr/ekonomika/16691];
  4. [https://riss.ru/images/pdf/journal/2014/4/08_.pdf];
  5. http://www.rbc.ru/politics/15/02/2010/5704b55d9a794714c9b5137a;
  6. https://novostipmr.com/ru/news/16-12-16/kuda-pridnestrove-postavlyalo-tovary-v-2016-godu-geografiya;
  7. http://sheriff.md/company/history/;
  8. http://carnegie.ru/commentary/71468;
  9. http://inosmi.ru/fareast/20150218/226333236.html;
  10. https://regnum.ru/news/2259905.html.;
  11. http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uriserv:OJ.L_.2015.336.01.0093.01.ENG&toc=OJ:L:2015:336:TOC.

Информация об авторе:

Кононов Роман Викторович, преподаватель АНО ПО «Университетский колледж» при Московском университете им. Грибоедова


Information about the author:

Kononov Roman Viktorovich, bachelor of faculty of public administration, Department of political science, Moscow State University


Добавить комментарий

Войти с помощью: