Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Применение стабилизационной оговорки по российскому праву/The application of the stabilization clause under Russian law

Источник фото: 100migrantov.ru

Источник фото: 100migrantov.ru

Рыбаков Ю.М., Уварова М.

 

Применение стабилизационной оговорки по российскому праву

         Аннотация: В статье авторами рассматриваются проблемы применения на практике стабилизационной оговорки («Дедушкина» оговорка), впервые  введенной в российское законодательство Указом Президента Российской Федерации «О совершенствовании работы с иностран6ными инвестициями» от 27 сентября 1993г. № 1466.

         Ключевые слова: Инвестиции, иностранный инвестор, правовые гарантии, стабилизационная оговорка, «Дедушкина» оговорка, совместные предприятия.

 

Rybakov Yu.M., Uvarova M.

 

The application of the stabilization clause under Russian law

 

Abstract: In the article the authors consider the problems of applying the stabilization clause in practice («Dedushkina» reservation), first introduced into Russian legislation by the Decree of the President of the Russian Federation «On improving the work with foreign investments» of September 27, 1993. № 1466.

Keywords: Investments, foreign investor, legal guarantees, stabilization clause, «Grandfather’s reservation», joint ventures.

 

 

Иностранные инвестиции в Российской Федерации – это одна из основ развития рыночных отношений, через которые в российскую экономику приходят капитал, технологии, менеджмент и производство. Для привлечения иностранных капиталовложений  необходим благоприятный инвестиционный климат, а именно правовой механизм государственных гарантий иностранных инвестиций[1]. Под «гарантиями» в юридической науке понимаются гарантии в сфере инвестиционной деятельности — это установленные на основании норм инвестиционного законодательства и международных соглашений обязательства государства в сфере правового обеспечения инвестиционной деятельности, принятые с целью обеспечения сохранности собственности и фактической реализации прав инвесторов на своей территории[2].

Источник-фото-mesto-ru

Источник фото: mesto.ru

Понятие стабилизационная оговорка (или «Дедушкина» оговорка) впервые было введено в Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации «О совершенствовании работы с иностран6ными инвестициями» от 27 сентября 1993г. № 1466. Согласно данному Указу вновь издаваемые нормативные акты, регулирующие условия функционирования на территории Российской Федерации иностранных и совместных предприятий, не действуют в течение 3 лет в отношении предприятий, существующих на момент вступления в силу этих актов. Данное положение не распространяется на нормативные акты, обеспечивающие более льготные условия функционирования на территории Российской Федерации иностранных и совместных предприятий[3]. Норма п.1 данного Указа устанавливает стабилизационную оговорку и распространяется на нормативные акты, которые регулируют условия функционирования иностранных и совместных предприятий на территории Российской Федерации[4].

В ст. 9 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» вводятся правила применения «дедушкиной» оговорки, что значительно отразилось на развитии инвестиционного законодательства в Российской Федерации.

Данная статья излагает следующее. Стабилизационная оговорка применяется в случаях возникновения новых Федеральных законов или других нормативно правовых актов Российской Федерации, которые изменяют налоговые ставки (кроме НДС на товары из РФ и акцизы) и размер взносов в государственные внебюджетные фонды (кроме Пенсионного фонда России).

Также стабилизационная оговорка применяется в случаях внесения изменения или дополнений в действующие Федеральные законы  или других нормативно правовых актов Российской Федерации, которые приводят к увеличению налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями по реализации приоритетных инвестиционных проектов либо устанавливают режим запретов и ограничений в отношении иностранных инвестиций в Российской Федерации по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта за счет иностранных инвестиций[5].

Вышеупомянутые в ст.9 дополнения и изменения не применяются в течение сроков, указанных в пункте 2 ст.9, в отношении иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями, которые осуществляют приоритетные инвестиционные проекты за счет иностранных инвестиций, если ввозимые иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями в Российскую Федерацию товары используются целевым назначением для реализации приоритетных инвестиционных проектов[6].

Целесообразно было бы разъяснить, что понимается под Приоритетным инвестиционным проектом.  Приоритетный инвестиционный проект — инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд. рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона), или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона), включенные в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации[7].

Стабилизационная оговорка действует в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций. Дифференциация сроков окупаемости инвестиционных проектов в зависимости от их видов определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Но есть и исключение. Если иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями реализуется приоритетный инвестиционных проект в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд. рублей (либо в не менее эквивалентной иностранной валюте по курсу Центрального Банка Российской Федерации), срок окупаемости которого превышает 7 лет, Правительство РФ принимает решение о продлении стабилизационной оговорки для указанного иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Источник-фото-horizon-uz

Источник фото: horizon.uz

 

Стабилизационная оговорка не распространяются на дополнения и изменения, вносимые в законодательные акты Российской Федерации, или принимаемые новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства[8].

Если иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями не исполнят обязательства, указанные в пункте первом статьи 9 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», в этом случае они лишаются льгот. Сумма денежных средств, не уплаченных в результате предоставления указанных льгот, подлежит возврату в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Но у стабилизационной оговорки есть и недостатки.

Во первых, действие оговорки распространяется только на приоритетный инвестиционный проект.

Во вторых, она не распространяется на НПА субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В третьих, действие оговорки не распространяется на подрядчиков, заказчиков и других лиц, которые участвуют в инвестиционном проекте и с которыми инвестор заключил договорные отношения.

В четвертых, гарантии, указанные в Федеральном законе N 160-ФЗ от 09.07.1999 не распространяются на изменения или какие-либо дополнения в законодательстве Российской Федерации или на новые нормативно правовые акты или федеральные законы, которые являются неблагоприятные для инвестора, который осуществляет инвестиционный проект в Российской Федерации.

В пятых, оговорка применяется к российским компаниям, имеющим долю иностранного участия в размере минимум 25%.

 

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что стабилизационная (или дедушкина) оговорка применяется:

  1. при неблагоприятном изменении законодательства Российской Федерации;
  2. в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более 7 лет;
  3. если товары используются по целевому назначению для реализации приоритетного инвестиционного проекта, которые ввозятся инвестором на таможенную территорию РФ;
  4. в случае реализации приоритетного инвестиционного проекта.

Также следует отметить, что актуальная редакция статьи 9 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» нуждается в доработке и  модернизации, учитывая все проблемы, возникающие у инвесторов и лиц, связанных с инвестиционными проектами. Внесение корректировок в стабилизационную оговорку приведет, на мой взгляд, положительно отразится на инвестиционном климате Российской Федерации, что будет способствовать привлечению большего числа иностранных инвесторов в Российскую Федерацию.

 

Список используемой литературы

  1. Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
  2. Данельян А.А., Фархутдинов И.З. Международный инвестиционный арбитраж: Учебное пособие. – М.; СПб., Центр гуманитарных инициатив, 2013. – 356 с.
  3. Данельян А.А. Международно-правовые гарантии возмещения убытков в ходе осуществления иностранной инвестиционной деятельности // Аграрное и земельное право. – 2014. – №3 (111). – С. 85–90.
  4. Данельян А.А. Международное экономическое право в условиях глобализации: проблемы развития // Право и государство: теория и практика. – 2014. – №1 (109). – С.127–132.
  5. Данельян А.А., Эседов Д.Г. Иностранный инвестор и государство в евразийском пространстве // Евразийский юридический журнал. – 2012. – № 3 (46). – С. 13–16.
  6. Данельян А.А., Фархутдинов И.З., Магомедов М.Ш. Национально-правовое  регулирование   иностранных инвестиций в  России // Закон. – 2013. – № 1. – С.103–119.
  7. Данельян А.А. Иностранные инвестиции: некоторые аспекты взаимодействия международного и национального права // Евразийский юридический журнал. – 2011. – № 8 (39). – С. 57–60.
  8. Данельян А.А. «Зонтичные оговорки» в двусторонних инвестиционных договорах // Аграрное и земельное право. – 2015. – № 10 (130). – С. 103–108.
  9. Ершов Ю. О современном российском законодательстве в области иностранных инвестиций.
  10. Нилов Константин Николаевич Правовые гарантии осуществления иностранных инвестиций по законодательству Российской Федерации // Балт. рег.. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-garantii-osuschestvleniya-inostrannyh-investitsiy-po-zakonodatelstvu-rossiyskoy-federatsii.
  11. Иностранные инвестиции: учебное пособие для студентов // М-во образования Российской Федерации, Ин-т современной экономики. — Москва : Книгодел, 2010

 

 

Рыбаков Юрий Михайлович, д.ю.н., профессор кафедры дипломатии и консульской службы Дипломатической академии МИД России;

Уварова Мария, слушатель  2 курса магистратуры Дипломатической академии МИД России.

 

 

Rybakov Yury Mikhailovich, Doctor of Law, Professor of the Department of Diplomacy and Consular Service of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia;

Uvarova Maria, listener of the 2nd year of the Master’s Degree in the Diplomatic Academy of the Russian Ministry of Foreign Affairs.

 

 

[1] Данельян А.А. Международно-правовые гарантии возмещения убытков в ходе осуществления иностранной инвестиционной деятельности // Аграрное и земельное право. – 2014. – №3 (111). – С. 85–90.

[2] Данельян А.А., Фархутдинов И.З. Международный инвестиционный арбитраж: Учебное пособие. – М.; СПб., Центр гуманитарных инициатив, 2013. – 356 с.

[3] См.: Данельян А.А., Эседов Д.Г. Иностранный инвестор и государство в евразийском пространстве // Евразийский юридический журнал. – 2012. – № 3 (46). – С. 13–16.

[4] Данельян А.А. Иностранные инвестиции: некоторые аспекты взаимодействия международного и национального права // Евразийский юридический журнал. – 2011. – № 8 (39). – С. 57–60.

[5] Данельян А.А., Фархутдинов И.З., Магомедов М.Ш.  Национально-правовое  регулирование   иностранных инвестиций в  России // Закон. – 2013. – № 1. – С.103–119.

 

[6] Данельян А.А. «Зонтичные оговорки» в двусторонних инвестиционных договорах // Аграрное и земельное право. – 2015. – № 10 (130). – С. 103–108.

[7] Статья 2 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»

[8] Данельян А.А. Международное экономическое право в условиях глобализации: проблемы развития // Право и государство: теория и практика. – 2014. – №1 (109).  – С.127–132.

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: