Выступление Хлестова О.Н. на Круглом столе «Конституция России в системе международных отношений»
Аннотация
В речи, произнесенной на Круглом столе «Конституция России в системе международных отношений», Олег Николаевич Хлестов рассуждает о применении норм международного права, рассматривает роль Конституции РФ и, в частности, статьи 15, регламентирующей приоритеты международного права и договорных отношений государства, в контексте международной обстановки, создавшейся вследствие украинского конфликта, и позиции России в ней.
Об авторе:
Олег Николаевич Хлестов — профессор Дипломатической академии МИД РФ, вице-президент Российской ассоциации международного права, российский дипломат, Чрезвычайный и Полномочный Посол.
In a speech at the Round Table «Russian Constitution in the International Relations system», Oleg Khlestov discusses the application of international law, examines the role of the Constitution and, in particular, Article 15, which regulates the priorities of international law and contractual relations between the state, in the context of the international situation that has arisen due to the Ukrainian conflict and Russia’s position within it.
About the Author:
Oleg N.Khlestov — Professor of the Diplomatic Academy of the Russian Federation, Vice-President of the Russian Association of International Law, the Russian diplomat, Ambassador Extraordinary and Plenipotentiary.
Ключевые слова: внешняя политика, международные отношения, Конституция РФ, МАГАТЭ, нарушение международного права, Украина, Совет безопасности ООН, Конвенция о праве договоров
Благодарю Вас. Уважаемый председатель, уважаемые коллеги, собственно тема нашей конференции сводится к тому: «Какую роль Российская Конституция может играть во внешней политике нашей страны, ее международных отношениях, в жизни нашего государства» — вот собственно так, если суммировать то, о чем мы сегодня должны с Вами говорить. Знаете, Конференция – это одна из форм работы, исключительно сложная и важная. На международных форумах очень часто решаются проблемы, которые затрагивают интересы многих государства, и поэтому опыт участия в конференциях, в их организации имеет огромное значение. Вот вы, слушатели Дипломатической академии, думаю, должны сегодня как раз воспользоваться этим случаем, чтобы постараться обогатить свой опыт вот в такой форме работы. Что исключительно важно, когда говорят о конференциях? У нас их проводят довольно много, особенно сейчас. Часто они сводятся к тому, что много разговоров, общие рассуждения, не совсем четко формулируются цели и задачи. Я думаю, что в первую очередь, когда Вам придется заниматься этими делами, нужно относительно максимально, четко сформулировать какую цель Вы ставите и, проводя эту конференцию, четко формулировать задачу, пусть споры идут, но надо чтобы вывод был у конференции таков, который имеет важное значение, особенно, если международные дела. Если конференции заканчиваются обсуждениями и непонятно какие же выводы нужно делать на практике, конференция прошла в значительной степени не очень эффективно. Вот, я Вам, опираясь на свой опыт, хочу высказать такое пожелание, когда Вы будете участвовать в проведении, организации конференции. Итак, значит, как мы уже сказали и председательствующий заявил, мы должны рассмотреть, какую роль наша Конституция играет в международных делах, в которых участвует Россия, в ее внешней политике и для страны. Когда Вы рассматриваете международные проблемы, то Вы должны начинать с того, что а какова международная обстановка? Потому что в зависимости от международной обстановки, по-разному можно давать ответ на обсуждаемые проблемы. Ну Вы все следите за международными делами и знаете, что сейчас идет резкое обострение международной обстановки, в отношении России предпринимаются меры для того, чтобы ужать, я извиняюсь за такой простое слово, ущемить, ослабить ее позиции и интересы, плюс к тому же еще, ну я имею ввиду события на Украине, в ряде других стран, к тому же, совершенно ясно, что происходит общее осложнение международной экономической обстановки плюс ведется активная линия против интересов России, санкции, как Вы знаете, и еще что исключительно важно, идеологическая борьба, пропагандистская кампания, которая развернута западными странами против России. Вот та ситуация, когда мы должны учитывать, рассуждая о том, какова роль нашей Конституции, что она должна делать и как использоваться. Значит, наша Конституция затрагивает вопросы международного права, тут уже было упомянуто, известна статья 15, пункт 4 о приоритете, о том, что международное право — составная часть нашей правовой системы и, кстати, только договоры России имеют приоритет над нормами внутреннего права. У нас очень часто, вот я как-то был консультантом в Конституционном суде, когда рассматривались там предложения одного из наших президентов относительно вот как раз этой проблемы, там иногда говорили, что якобы у нас Конституция построена так, что все международное право имеет приоритет над нормами внутреннего права. Нет. Только то, что в договорах, в которых участвует Россия, вот эти договорные нормы. Ну у нас есть также статья о правах человека и целый ряд других вещей. Значит, вот что же нам дает возможность использовать для защиты наших интересов наша Конституция для проведения нашей внешнеполитической линии. Я уже упомянул, что сейчас в отношении России ведется мощная информационная пропагандистская кампания. Западные страны с одной стороны нарушают международное право, в первую очередь США, с другой стороны, его неправильно интерпретируют. Казалось бы, нам тоже можно было пойти по пути, ну раз там нарушают международное право и не считаются с ним, так и мы тоже не будем. Выступление Президента Путина 4 декабря в Федеральном собрании говорит о другом, что мы как раз выступаем за соблюдение международного права. Он ошибается или нет? Или это правильная линия? Я думаю, что мы должны на этот вопрос ответить совершенно четко. Почему эта линия правильная? Значит, какие аргументы? Итак, наша Конституция исходит, как я уже сказал, из верховенства или из признания верховенства международного права. Это полезная линия для нашей страны и для другого мирового сообщества? Ответ: да. Потому что, во-первых Конституция – это право. Право тесно переплетается с политикой. Говорят же, право – это концентрированное выражение политики. То, что в нашем праве записано отражается в международном праве, послевоенное международное право является прогрессивным, демократическим, отвечающим интересам всех стран, защищающее их интересы, поэтому наше выступление за верховенство международного права дает нам политические выгоды, тем более и в рамках ООН идет линия на разработку норм, которые призывали бы, убеждали, требовали бы от государств признания верховенства международного права и, если мы будем выступать вот с таких позиций за международное право, мы политически выигрываем. Ну Вы знаете, вот была же принята сейчас в Генеральной Ассамблее резолюция, предложенная Россией, относительно фашизма. Ну осуждение, естественно. Кто голосовал против? Украина, США и Канада. А это выгодное для нас похиция. Говорят, что Россия в изоляции. Вот вам изоляция: ее резолюция поддерживается. Значит, итак, поиски вот таких подходов для нас исключительно важно и мы должны вот так строить нашу позицию, тем более, что если посмотреть на международные отношения и на нашу Конституцию, Вы знаете, иногда появляется какая-то норма спонтанно, а в нашей Конституции статья 15 – это результат исторического развития нашей страны. Она, к сожалению, иногда все говорят, что в Советском Союзе было плохо, не говорят о том, забывают, что начиная с 1962 года в нашем законодательстве появлялись нормы о приоритете норм договора, в которых участвовал Советский Союз, над нормами внутреннего права и о приоритете норм договоров союзных республик над нормами внутреннего права. Вот, кстати, наши бывшие союзные республики, став независимыми государствами, не воспроизвели эту норму в своих конституциях. У них этого нет. И так было до 80-х годов. Было принято до 15 различных актов. Поэтому это исторически сложилось и мы в этом отношении выглядим не спонтанно возникшая норма, а логическая развитие нашей страны. Далее давайте сравним, а что же в других странах. Вот ведущая западная страна США. У них же этого нет. В Соединённых штатах такая практика, что последующий договор может быть отменен то есть вернее договор может отменен внутренним законодательным актом. Там нет приоритета норм договора над внутренними актами. Вот в 83-м году, то есть в 69-м году была разработана Конвенция о праве договоров, о которой было упомянуто, вот я, как участник, могу Вам сказать, мы добивались включения в Конвенцию статьи, в которой говорилось, что государство не может односторонними внутренними актами отменить свои международные обязательства, содержащиеся в договорах. США выступали против. Мы добились такой статьи. А вот США до сих пор не ратифицировали эту Конвенцию, явно не желая принимать это обязательство. Ну, кстати, вот они о правах человека везде говорят, а ведь Пакты о правах человека ими не подписан экономические и не ратифицированы. Поэтому я к чему об этому говорю, нам выгодно политически выглядеть, потому что на международной арене идет политическая борьба. И нам нужно использовать вот это дело. Значит, в этих условиях для России очень важно соблюдать международное право, международные обязательства. Этот тезис у нас звучит, на практике мы иногда забываем к сожалению, увы. Но я могу вам привести…их не так много, часто бывает, но я всё-таки думаю, что мы иногда грешим в этом отношении. Вот вы же все знаете, что у нас был в 2013 году принят закон, ну там в связи с тем, чтобы, значит, денонсировать договор с Соединёнными Штатами об усыновлении. Понимаете, какая вещь… Денонсация была совершена в начале января, по условиям, денонсация договор действует еще год, после того, как одна из сторон денонсировала, то есть заявила о прекращении действия договора. А вот у нас этот договор перестали исполнять сразу после денонсации. А в течении года он не действовал. И вот, к сожалению, понимаете вот уполномоченный у нас по правам ребёнка, юрист, который выступал там в Думе, он говорил, ну у нас есть там 10 или 12 детей в отношении которых принято уже решение судов о передачи их американским гражданам. Знаете, ну вот были решения суда, нам надо выполнить, но он не сказал, о том , что статья договора, которая является обязательной, предусматривает, что он действует в течении года весь. Я почему об этом говорю, конечно иногда трудно, так сказать, начальству возражать в обстановке, но я думаю, что этот исключительно важно и я вот, поскольку Вы говорите относительно вот этой обстановки, относительно этих вещей, я хочу Вас призвать. Вот вы, будущие сотрудники, ну кто-то пойдет в МИД, на дипломатическую службу, кто-то еще, надо уметь искусно защищать ту правильную позицию, которая должна быть принята руководством страны, начальством, это нелегко, для этого надо обладать определенной квалификацией и искусством. Понимаете, вот мы сегодня с Вами обсуждаем так, надо изучать международное право – верно. Но надо изучать, как его применять. Вот применения норм международного права – сложнейший путь, который требует и настойчивости и искусства. Ну, понимаете, вот я проработал уже по сути дела почти 70 лет пройдя с 45-го года разные ступени, особенно такой сложный путь, потому что вот в МИДе я, как член коллегии, отвечал за разработку международно-правовых аспектов внешней политики СССР. Приходилось сложно поступать, иногда трудно и надо доказывать. Вот Вы все слышали о чернобыльской аварии, которая произошла 26-го апреля 1986 года. Мы плохо начали сотрудничать с МАГАТЭ и мне пришлось убеждать Москву, чтобы Бликс – генеральный директор МАГАТЭ приехал. Чем если бы я написал телеграмму давайте пригласим Бликса – это было бы одно, а я хитрил, я писал, что Бликс всячески выступает за развитие атомной энергетики, что он с неудовольствием смотрит, как западная пропаганда, западные страны осуждают Советский Союз и всячески так сказать подрывают развитие атомной энергетики и что он считает, что это плохо, надо наоборот сбавить эту критику, надо защитить интересы развития атомной энергетики и так далее и так далее. Вот я все это писал и в конце писал, что Бликс готов приехать в Москву для того, чтобы подчеркнуть, что Советский Союз сотрудничает с МАГАТЭ, в чем его обвиняли Западные страны. Я позволил себе немножко Вам подробнее рассказать об этом, потому что такой опыт, который я сейчас Вам рассказал Вы вряд ли где-нибудь ну, об этом опыте услышите, а это очень важно по всем направлениям. Итак вот, чего нужно добиваться. Теперь информационная-пропагандистская кампания, которая против нас ведется Западом. Мы боремся против этого, мы тоже выступаем против этого, но вы знаете, нас обвиняют в нарушении и международного права, причем очень активно. Вот расхожие тезисы: Россия воюет с Украиной, агрессия России, аннексия Крыма, Россия аннексировала Крым, Россия нарушала принцип территориальной целостности, который был отражен в Будапештском соглашении, когда Украина отказывалась от ядерного оружия, принцип территориальной целостности Украины. Россия мешает Совету Безопасности принимать меры против нарушителей всех этих норм. Это же все ложь. У нас пропаганда идет довольно активная, политическая. Ну вот Вы, наверное, видели Соловьев выступает, но международно-правовые аргументы используются плохо. Потому что я не могу сейчас Вам рассказывать, опровергая хотя бы вот эти 4 тезисы. Начнем с последнего. Россия 14 раз применяла право вето, США, по-моему 30 с лишним раза. Кто тормозит работу совета безопасности? Вот вам одни цифры. Но насчёт того, что Россия воюет. Вооруженный конфликт – это есть понятие. Никак не подпадает то, что происходит под вооруженный конфликт. Аннексия – это насильственное присоединение территорий народа другой страны, а там был референдум и все прочее. Я почему на это так немножко упомянул, это надо уметь защищать, уметь разоблачать. И вот я думаю, что Вы должны к этому готовиться. Ну-с, что ж мне еще хотелось бы сказать Вам, я думаю, что одной из причин, почему у нас еще происходит вот так недостаточно эффективное использование международного права и журналистами, и некоторыми нашими общественными, государственными деятелями – недостаточные знания международного права. Его, все-таки многие плохо знают, и это нехорошо. Значит, у нас и в Академии стараются преподавать и вот мы, ну я например, там в российской ассоциации международного права, мы стараемся всячески использовать это дело, ну вот я тут с деканом нашего факультета Моисеевым по интернету даем комментарии по событиям, но все это мало. Нужно как можно больше этим заниматься. И последнее, воздействие на внутреннее право. Понимаете, международное право прогрессивное, оно способствует демократическому развитию нашей страны, как и других стран. И я вам приведу пример: например в Советском Союзе пакт о правах человек 1966 года, политические права, гражданские права, экономические вот 1973 год, когда у нас начался процесс определённого обновления улучшения нашего законодательства, а к тому времени эти пакты выработанные 1966 году ни одна из великих держав не ратифицировала еще, ни США, ни Франция, ни Великобритания, ни Китай, ни СССР. Вот мы доказали правительству, что надо ратифицировать и мы ратифицировали. И это резко подтолкнуло развитие нашего законодательства в демократическом направлении. Это один из примеров, таких примеров масса. Вот одна их задач и МИДа, способствовать вот этому процессу используя международное право. Ну и последнее, что я хочу вам сказать, так сказать в заключении, значит, многие из сотрудников, которые заканчивают ДипАкадемию, часто идут работать не в МИД, ну исходя из того, что зарплата, значит, не совсем такая, да и другие причины. Значит, сейчас в МИДе идет определенное улучшение. Вот я недавно разговаривал с заведующим отделом, значит, сейчас атташе получает 100 тысяч рублей, ну дальше перспективы, тем более если в следующем году будет повышение как президент говорит на 1,9% зарплат. Но с другой стороны не всегда высокий уровень подготовки. И языковой и с точки зрения международного права и других дисциплин. Я как-то спросил, иногда наши слушатели неконкурентоспособны бывают. Почему? Недостаточно работают. Я думаю, что вот от сюда вывод, все кто занимается в нашей Академии должны более эффективно изучать все, что здесь проходит и приобретать опыт. Ну, а поскольку мы сейчас сидим на конференции, вы будете выступать, вы имейте ввиду, надо также умело пользовать микрофоном. У нас нередко аспиранты на защите, на Ученом совете излагая тезисы своих диссертаций или подносят микрофон слишком близко, или слишком далеко ото рта, нечетко говорят, торопятся, и члены ученого совета как-то смотрят на них: ну что вы даже не научились за время обучения в аспирантуре использовать квалифицированно микрофон. Умение говорить на конференциях – это тоже искусство. Те, кто сегодня выступает лишний случай приобрести опыт в этом плане. Благодарю Вас.