Сегодня в разных частях света продолжается процесс дискриминации христиан. В рамках статьи анализируется созданная международно-правовая база противодействия дискриминации по религиозному признаку, детально рассматриваются случаи дискриминации по религиозному признаку в государствах Азии и Африки, при этом указываются различные виды и формы дискриминации, а в заключении приводятся комплекс мер, которые необходимо предпринять для борьбы с дискриминацией христиан в мирное и военное время. Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-011-00292.
Ключевые слова: международное право, права человека, дискриминация, христианофобия
Solntsev A.M., PhD in Law, Associate Professor, Deputy Head of the Department of International Law, Peoples’ Friendship University of Russia
The problem of discrimination against Christians in peacetime and wartime: legal aspects
Today, the process of discrimination against Christians continues in different parts of the world. The article analyzes the established international legal framework for combating discrimination on religious grounds, examines in detail cases of discrimination on religious grounds in the states of Asia and Africa, while specifying various types and forms of discrimination, and in the conclusion provides a set of measures that need to be taken to combat discrimination against Christians in peacetime and wartime. The article was prepared with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research within the framework of research project No. 18-011-00292.
Keywords: international law, human rights, discrimination, Christianophobia
Для лиц, принадлежащих к религиозным меньшинствам, их отчуждение зачастую отягощается системным и систематическим отрицанием как их существования, так и их самобытности. Их маргинализация усугубляется из-за возникающих в результате этого проблем в плане доступа к основным услугам, ресурсам и возможностям, создаваемых группами большинства, официальными государственными структурами и даже членами их собственных общин. Все больше фактов свидетельствует о том, что, если оставить такую дискриминацию и неравенство без внимания, они могут привести к нищете, конфликтам, насилию и перемещению населения[1]. В наиболее вопиющих случаях под угрозой может оказаться само выживание некоторых групп религиозных меньшинств. Последствия оставления таких уязвимых групп населения без внимания весьма серьезны.
По данным Специального докладчика ООН по вопросу о свободе религии или убеждений, ситуация дискриминации верующих не только не улучшается, но все больше вызывает тревогу. Например, в период с 2007 по 2017 год во многих странах мира приняты дополнительные законы, ограничивающие право на свободу религии или убеждений. Только за 2019 г. Спецдокладчик ООН и получил, и направил государствам 52 жалобы, в которых выражается обеспокоенность по поводу преследования членов религиозных меньшинств, их дискриминации и других нарушений[2].
Право на свободу мысли, совести и религии в международном праве имеет далеко идущие последствия. Оно без дискриминации защищает право иметь, принимать или изменять религию или убеждения по своему выбору; безоговорочную свободу от принуждения; право исповедовать свою религию или убеждения единолично или сообща с другими; и свободу родителей и опекунов обеспечивать религиозное и моральное воспитание своих детей в соответствии со своими убеждениями и развивающимися способностями ребенка. Это зафиксировано в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 18), Конвенции о правах ребенка (ст. 14 (2)), а также Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 г. Условия для полного осуществления права на свободу религии или убеждений также требуют от государств обеспечения того, чтобы люди не подвергались дискриминации при реализации этих свобод или других прав человека на основе или во имя религии или убеждений. В Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 г. четко указано, что «нетерпимость и дискриминация на основе религии или убеждений» означают любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на религии или убеждениях и имеющее целью или следствием уничтожение или умаление признания, пользования или осуществления на основе равенства прав человека и основных свобод (ст.2.2). Лица, принадлежащие к религиозным или мировоззренческим меньшинствам, обладают правами, закрепленными в статье 27 Международного пакта о гражданских и политических правах и в Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам 1992 г.[3], хотя зачастую эти лица остаются в стороне от предусмотренных в этих документах мер защиты[4]. Вышеупомянутая Декларация 1992 г. напрямую предусматривает обязанности государств по защите существования и самобытности меньшинств и обеспечению гарантий от дискриминации, а также по обеспечению их эффективного участия в культурной, религиозной, социальной, экономической и общественной жизни и в принятии решений, которые их затрагивают[5]. Государства должны также принимать надлежащие меры к тому, чтобы лица, принадлежащие к меньшинствам, могли в полной мере участвовать в обеспечении экономического прогресса и развития своей страны[6]. Цели и задачи в области развития, направленные на продвижение гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав, могут способствовать выполнению обязательств государств в контексте защиты прав меньшинств. Правовые обязанности государства по отношению к меньшинствам — от обеспечения выживания общин меньшинств, поощрения самобытности меньшинств[7] до обеспечения равенства и недискриминации[8] и эффективного участия меньшинств в государственных делах и социальной жизни — и меры в области развития, направленные на обеспечение инклюзивности, равенства (в том числе гендерного равенства) и устойчивости, взаимно подкрепляют друг друга.
Важно отметить, что права религиозных или мировоззренческих меньшинств не зависят от государственного или теологического признания статуса меньшинства или иного статуса[9]. Меры по защите прав человека для членов религиозных или мировоззренческих меньшинств применяются независимо от того, признает ли государство меньшинства или предоставляет ли оно список признанных меньшинств. Кроме того, религиозные или мировоззренческие общины не являются однородными и в рамках общины может существовать плюрализм в плане самопонимания[10]. Осуществление прав меньшинств ни в коем случае не может оправдывать дискриминацию в отношении лиц в рамках общин меньшинств[11].
В 21 стране мира предусмотрена уголовная ответственность за вероотступничество, а в 12 государствах (Афганистан, Бруней, Исламская Республика Иран, Йемен, Катар, Мавритания, Малайзия, Мальдивские Острова, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия и Сомали) за это карают смертной казнью[12].
В Корейской Народно-Демократической Республике используется широкомасштабная система слежки в целях ареста христиан, которые занимаются деятельностью, не санкционированной государством.
На Африканском континенте зафиксированы различные формы христианофобии[13]. В Эритрее признаются лишь четыре религиозные конфессии и государственные власти произвольно арестовывают членов непризнанных христианских групп за то, что они исповедуют свою веру внутри общин[14]. В Мали вооруженные экстремисты угрожают жестоким насилием как христианской, так и мусульманской общинам[15]. Недавно боевики напали на 30 человек и убили их в деревнях в центральной части Мали, в которых в основном проживают христиане[16]. В Египте силы безопасности обвиняются в нормализации практики нападений на религиозной почве на коптских христиан, поскольку акты насилия против коптов остаются безнаказанными. В Египте, например, женщин-мусульманок, не желающих носить чадру, преследуют в учебных заведениях. В Нигерии террористическая группа «Боко харам» (что буквально переводится как «западное образование запрещено») совершает смертоносные нападения на школы, учащихся и преподавателей на северо-востоке Нигерии, что существенно затрудняет доступ к образованию как для мусульманских, так и для христианских общин[17]. В ряде стран налагаемые государством ограничения в отношении общественных услуг, предоставляемых религиозными меньшинствами, отрицательно сказываются на праве местного населения на здоровье. В Эритрее государственные власти в принудительном порядке закрыли 21 медицинский центр, находившийся в ведении католической церкви, который предоставлял общине основные услуги, направленные на сокращение масштабов недоедания и смертности среди матерей и младенцев[18].
Специальный докладчик ООН был с визитом в Шри-Ланке и получил сообщения от Национальной христианской евангелической церкви о многочисленных случаях дискриминации. Было около 87 случаев зафиксированных физических нападений на места отправления культа, в жилых районах или на пасторов или членов евангелических церквей в период с 2015 по 2019 год. В полицию поступило сообщение только о 50 делах, 8 из них были переданы в суд, и не было ни одного осуждения виновного, хотя в некоторых случаях компенсация был предоставлен потерпевшим. Точно так же общины евангельских христиан задокументировано более 11 случаев разжигания ненависти и насилия в отношении них, и около 300 случаи притеснения или дискриминации на основании их религиозной принадлежности. Из тех случаев о которых было сообщено в полицию или доставлено в суд, результат был таким же, то есть не было ни одного обвинительного приговора[19].
Так называемое «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ, запрещённая в России террористическая организация) осуществляет свою деятельность в Ираке и Сирийской Арабской Республике. В 2014 г. силы ИГИЛ в качестве мишени нападений выбрали 400 000 членов этнического и религиозного меньшинства езидов на их родине — Синджаре, Ирак, — и совершили геноцид, многочисленные преступления против человечности и военные преступления[20]. Представители различных этнических и религиозных общин Ирака, включая туркмен, шабаков, христиан, сабаевских мандеев, какаев, курдов-фейли и арабских шиитов, также становятся жертвами смертоносных и систематических злоупотреблений со стороны ИГИЛ[21]. В Сирийской Арабской Республике ИГИЛ также совершила геноцид против общины езидов путем порабощения, убийств, широко распространенного сексуального насилия[22] и мер, направленных на то, чтобы не допустить рождения детей езидскими женщинами[23]. Несколько массовых убийств, совершенных ИГИЛ, были направлены против других религиозных меньшинств в Сирийской Арабской Республике, включая христиан, друзов, исмаилитов и многих других[24]. В более широком плане в ходе гражданской войны в Сирийской Арабской Республике общины религиозных меньшинств серьезно пострадали: по оценкам, численность христианской общины сократилась с 360 000 человек до 2012 года до 25 000 человек на сегодняшний день[25]
Христиане хмонг проживают, в основном, в северных провинциях Вьетнама, вдоль границы с Лаосом и Китаем. Точное их число неизвестно. По разным подсчетам, оно составляет от 120 тыс. до 500 тыс. человек. Ранее, во время войны, некоторые хмонг выступали против Северного Вьетнама на стороне американской армии.[26] Христиане группы хмонг во Вьетнаме, бежавшие из своих домов под давлением властей, которые требовали от них отречься от своей религии или убеждений, несоразмерно сильно страдают от нехватки качественной медицинской помощи, чистой воды и предметов первой необходимости. Во Вьетнаме христиане из числа групп хмонг и монтаньяр не могут получить необходимые документы о регистрации для получения гражданства.
С целью противодействия вышеуказанным явлениям представляется важным реализовывать целый комплекс мероприятий: отменять законы, которые подрывают осуществление права человека на свободу религии или убеждений, включая снятие оговорок к международным договорам по правам человека, несовместимых со свободой религии или убеждений; внедрять при разработке политики принципы универсальности, недискриминации и равенства, методологию принятия решений на основе широкого участия, обязанность по обеспечению подотчетности и признание взаимозависимости прав; предпринять шаги для расширения прав и возможностей религиозных меньшинств, с тем чтобы они могли требовать осуществления всех своих прав человека и основных свобод; принять всеобъемлющее антидискриминационное законодательство, запрещающее прямую и косвенную дискриминацию, притеснения и отсутствие разумного приспособления на основе религии и всех других признаков, признанных в международном праве и во всех сферах жизни, регулируемых законом.
Таким образом следует констатировать, что сегодня в разных частях света продолжается процесс дискриминации христиан. В рамках статьи была проанализирована созданная международно-правовая база противодействия дискриминации по религиозному признаку, детально рассмотрены случаи дискриминации в государствах Азии и Африки, при этом были указаны различные виды и формы дискриминации, а в заключении приведен комплекс мер, которые необходимо предпринять для борьбы с дискриминацией христиан в мирное и военное время.
[1] См. https://minorityrights.org/wp-content/uploads/old-site-downloads/download-174-MinorityRights-The-Key-to-Conflict-Prevention.pdf.
[2] Док. ООН A/75/385, пун.6.
[3] Декларация 1992 года о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (резолюция 47/135 Генеральной Ассамблеи, приложение), статья 1.
[4] Ghanea N. Are religious minorities really minorities? // Oxford Journal of Law and Religion vol. 1, No. 1 (2012), pp. 57–79.
[5] A/HRC/4/9 и www.ohchr.org/Documents/Publications/MinorityRights_en.pdf, p. 7. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин также содержит ряд положений, направленных на поощрение прав женщин из числа меньшинств.
[6] Декларация 1992 года о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, статья 4.5.
[7] Комитет по правам человека, замечание общего порядка № 23 (1994), пункт 9. См. также Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, замечание общего порядка № 21 (2009).
[8] Декларация о меньшинствах, статья 2 (2); «Вера за права человека» (A/HRC/40/58, приложение II), обязательство VI.
[9] A/HRC/22/51, пункт 19.
[10] A/HRC/43/48, пункт 75.
[11] Комитет по правам человека, замечание общего порядка № 23 (1994), пункт 8.
[12] Humanists International, The Freedom of Thought Report 2019: Key Countries Edition, 2019. Доступно: https://fot.humanists.international/download-the-report/, p. 18.
[13] Солнцев А.М. Вопросы дискриминации христиан в Африке // Праксис. 2019. Т. 1. № 1. С. 37-44.
[14] A/HRC/44/23, пункты 43–45; и A/HRC/41/53, пункты 39–43.
[15] A/HRC/40/77 и A/HRC/37/78, пункт 43.
[16] См. www.usnews.com/news/world/articles/2020-05-28/twenty-seven-killed-in-central-maliethnic-attacks-local-officials-say
[17] См. https://blogs.worldbank.org/africacan/how-much-did-boko-haram-forbid-education-nigeria
[18] A/HRC/44/23, пункт 47.
[19] A/HRC/43/48/Add.2, пун.80.
[20] См. A/HRC/32/CRP.2 (URL: www.securitycouncilreport.org/undocuments/document/ahrc32crp2.php), пункт 15; и A/HRC/28/18.
[21] См. https://minorityrights.org/country/iraq/; и www.un.org/press/en/2015/sc11840.doc.htm.
[22] A/HRC/37/CRP.3. URL: www.ohchr.org/Documents/HRBodies/HRCouncil/CoISyria/A-HRC37-CRP-3.pdf, пункты 72–89.
[23] A/HRC/32/CRP.2. URL: www.securitycouncilreport.org/un-documents/document/ahrc32crp2.php.
[24] См. A/HRC/40/70.
[25] См. https://christianpersecutionreview.org.uk/report/.
[26] Вьетнамские власти осудили на несколько лет тюрьмы 8 христиан из племени хмонг https://www.sedmitza.ru/text/2860270.html
Информация об авторе:
Солнцев Александр Михайлович, кандидат юридических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой международного права Российского университета дружбы народов
Information about the author:
Alexander M. Solntsev, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Deputy Head of the Department of International Law, Peoples’ Friendship University of Russia