Международное гуманитарное право призвано смягчить последствия вооруженных конфликтов. Нормы и принципы международного гуманитарного права в т.ч. регулируют деятельность участников вооруженных конфликтов. Современные вооруженные конфликты показывают, что указанных норм не всегда достаточно для всеобъемлющего контроля над всеми участниками вооруженных конфликтов. В рамках статьи рассматривается актуальная проблема усложнения состава участников вооруженных конфликтов и способы ее решения.
Ключевые слова: Международное право; международное гуманитарное право; международное право прав человека; вооруженный конфликт; участники вооруженного конфликта.
The problem of the qualification of participants of armed conflicts under international humanitarian law
Abstract: International humanitarian law is aimed to mitigate the consequences of an armed conflict. Also norms and principles of international humanitarian law regulate the activities of the participants of armed conflicts. Modern armed conflicts show that these norms are not always sufficient for comprehensive control over all parties to an armed conflicts. The article deals with the actual problem of complicating the composition of participants in armed conflicts and ways of its solution.
Key words: International law; international humanitarian law; international human rights law; armed conflict; participants of armed conflict.
Вооруженные группы по своей природе представляют из себя противоборствующие стороны в вооруженном конфликте, вне зависимости от того, будь это международный вооруженный конфликт или вооруженный конфликт немеждународного характера. В этой связи встают вопросы о легитимности статуса тех или иных вооруженных групп, кто признается вооруженными группами/силами в и т. д.
Нормы международного гуманитарного права носят правоустанавливающий характер, то есть регулируют вопросы о том, что непосредственно разрешается, какими правами и обязанностями обладают стороны вооруженного конфликта и т.д.. Положения международного гуманитарного права были сформированы с целью гуманизации процесса ведения вооруженной борьбы во время войны, что привело к тому, что обязательным условием является соблюдение сторонами вооруженного конфликта норм международного гуманитарного права.
Вооруженные группы представляют из себя вооруженные силы различной организационной формы и структуры, с учетом их участия в вооруженном конфликте. Положения касаемые вооруженных сил были сформулированы на дипломатической конференции в Женеве в 1977 году и закреплены в Дополнительном протоколе I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (далее «Дополнительный протокол I»). В п. 1 ст. 43 говорится, что: «Вооруженные силы стороны, находящейся в конфликте, состоят из всех организованных вооруженных сил, групп и подразделений, находящихся под командованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчиненных, даже если эта сторона представлена правительством или властью, не признанными противной стороной. Такие вооруженные силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе, которая, среди прочего, обеспечивает соблюдение норм международного права, применяемых в период вооруженных конфликтов»[1]. Таким образом по смыслу данной статьи, мы можем выделить ряд критериев, которые могут характеризовать легитимные вооруженные силы, а именно комбатантов. О комбатантах нам говорит п.2 этой же статьи, а именно: «Лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте (кроме медицинского и духовного персонала, о котором говорится в статье 33 Третьей конвенции), являются комбатантами, т. е. они имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях»[2].
Комбатант – это лицо, которое законным образом признается участником вооруженного конфликта и наделяется рядом прав и обязанностей. Например, комбатант имеет законное основание применять насилие в отношение противника, но в рамках дозволенного ограничения, установленного международным гуманитарным правом, а также в случае попадания во власть неприятеля (плен) комбатант не несет ответственность за такие действия. Впервые юридическое определение «комбатанта» было сформулировано на второй Гаагской конференции в 1907 году в Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны. В ст. 1 данной Конвенции определено, что воюющим (комбатантом) признается лицо, удовлетворяющее следующим условиям:
1) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчинённых;
2) имеют определённый и явственно видимый издали отличительный знак;
3) открыто носят оружие;
4) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны[3].
По смыслу данной статьи положения международного гуманитарного права применяются не только к вооруженным силам, но и к ополчению и добровольческим отрядам, тем самым признавая за ними статуса воюющих. Также за такое право и борются представители частного сектора, а именно частные военные и охранные компании. Статья 2 вышеупомянутой конвенции делает оговорку в отношении статьи 1, а именно в случаях когда «Население незанятой территории, которое при приближении неприятеля добровольно возьмется за оружие для борьбы с вторгающимися войсками и которое не имело времени устроиться, согласно статье 1, будет признаваться в качестве воюющего, если будет открыто носить оружие и будет соблюдать законы и обычаи войны»[4].
Из таких положений следует выделить, что, во-первых, в международном гуманитарном праве есть четко определенные критерии для комбатантов, во-вторых, под вооруженными силами понимаются не только вооруженные силы государства, но и антиправительственные вооруженные группы при их соответствии отмеченным выше критериям.
При международном вооруженном конфликте согласно п. 3 ст. 43 Дополнительного протокола I возможно привлечение полувоенных организаций или вооруженных организацию, обеспечивающую охрану порядка, при условии уведомления других сторон в вооруженном конфликте[5].
Также устанавливается ряд ограничений и запретов на привлечение определенной категории населения в состав вооруженных сил, а именно в ст. 77 Дополнительного протокола I устанавливаются меры по защите детей, которые ограничивают стороны в привлечении на службу лиц не достигших возраста пятнадцати лет и предписывает сторонам при привлечении лиц не достигших возраста 18 лет отдавать предпочтении в стороны более старшего поколения и не вербовать их без особой необходимости[6]. Но в случае, если стороны привлекли к участию лиц моложе пятнадцати лет, то при попадании во власть неприятеля вне зависимости от признания за ними статуса военнопленных или нет, они должны пользоваться особыми правами и содержаться в отдельных помещениях от взрослых, за исключении случаев, когда семьи размещаются по отдельности как это предусмотрено положением п. 5 ст. 75 Дополнительного протокола I[7]. Важно отметить, что в отношении лиц, не достигших восемнадцати лет смертная казнь не приводится в исполнение, вне зависимости от того, что за совершенные ими действия предусмотрена подобная мера наказания. Таким образом дети всегда пользуются особым уважением, и их защита должна быть обеспечена со стороны противоборствующих сторон в вооруженном конфликте.
Устанавливается запрет на насильственное привлечение на службу в вооруженных силах противоборствующих сторон гражданского населения для вооруженной борьбе против своего государства. Такое положение обусловлено статьей 130 Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 года, где говорится: «К серьезным нарушениям … относятся нарушения, связанные с тем или иным … действием, в тех случаях, когда эти действия направлены против лиц или имущества, на которые распространяется покровительство настоящей Конвенции: преднамеренное убийство, пытки или бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью, принуждение военнопленного служить в вооруженных силах неприятельской державы или лишение его прав на беспристрастное и нормальное судопроизводство, предусмотренное данной Конвенцией»[8].
Как и было сказано ранее, комбатанты должны иметь над собой руководство, которое несет за них ответственность. В этом плане также предусмотрена ответственность командования вооруженных сил, которое в свою очередь обязано подчиняться вышестоящему руководству, как сторона вооруженного конфликта, а также нести ответственность за свои действия.
Существует проблема в предоставлении конкретного статуса лицам, участникам вооруженных групп, так как международное гуманитарное право наделяет таких лиц рядом прав и обязанностей, но в условиях вооруженного конфликта не всегда представляется возможность дифференцировать лиц согласно предоставленному им статусу. Таким образом, сторона в вооруженном конфликте, которая допустила правонарушение в отношении таких лиц, которым был предоставлен тот или иной статус возникает ответственность за такое нарушение. На практике такие проблемы возникают с вооруженными группами при вооруженном конфликте немеждународного характера. Зачастую государства, на территории которого возникает вооруженный конфликт не признают как наличие вооруженного конфликта, так и противоборствующую сторону, как легитимного участника такого конфликта. В таких случаях государства обосновывают свои действия как наведение порядка на территории, борьбой с незаконными формированиями или преступностью и т.д. Принудительно заставлять государства признавать на своей территории наличие вооруженного конфликта немеждународного характера не представляется возможным на основе принципов jus cogens, таких как принцип суверенного равенства государств и невмешательства в дела, входящих во внутреннюю компетенцию государств. Таким образом единственным выходом из этой ситуации у субъектов международного прав являются действия в соответствии международным гуманитарным правом, а именно путем применения четырех Женевских конвенций 1949 года и Дополнительных протоколов к ним и Устава ООН.
Для МГП одним из важнейших шагов на пути установления эффективного контроля над вооруженными конфликтами, стало закрепление принципа неприменения силы или угрозы силой. Данный принцип носит универсальный характер и распространяется на все государства, так как поддержание международного мира и безопасности требует сотрудничества не только со стороны государств участников ООН, но и всех субъектов международного права.
При этом встает двойственный вопрос — дает ли возможность признание при вооруженном конфликте немеждународного характера стороны, не являющейся при этом субъектом международного права, считать образованием нового субъекта или нет. Считается, что это вынужденная мера для применения норм международного гуманитарного права, которые распространяются на субъектов международного права. Впервые этот принцип был закреплен в Уставе ООН. Согласно п. 4 ст. 2 Устава, «все Члены Организации Объединённых Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или её применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединённых Наций»[9]. Данная статья стала главным аргументом для сдерживания распространения влияния государств путём применения вооруженной силы.
Международное гуманитарное право (МГП) в т.ч. ставит своей целью максимально ограничить последствия вооруженных конфликтов. В соответствии с положениями международного гуманитарного права защита должна быть обеспечена лицам, не принимающим или больше не принимающим участия в боевых действиях, т.е. выведенным из боя, больным и раненым, пленным и гражданским лицам. МГП также определяет права и обязанности сторон конфликта при ведении боевых действий[10]. Международном гуманитарным правом налагаются обязательства на лиц, которые принимают участие в вооруженных конфликтах независимо от их вида. Эти категории лиц должны не только соблюдать нормы международного гуманитарного права самостоятельно, но также обязаны максимально обеспечивать их соблюдение другими участниками вооруженного конфликта, в том числе вооруженными группами, статус которых порой четко не определен в рамках международного гуманитарного права[11] или которые однозначно могут относиться к незаконным вооруженным формированиям[12]. Один из основных принципов МГП состоит в соблюдении норм международного гуманитарного права и недопущении их нарушений любыми участниками вооруженных конфликтов.
Еще Гуго Гроций в своей работе «О праве войны и мира» отмечал, что в современном мире не избежать войн. Данный вывод не утратил своей актуальности и в XXI в.[13] Именно от неукоснительного и последовательного соблюдения и исполнения положений международного гуманитарного права зависит жизнь миллионов людей.
Международное гуманитарное право обладает достаточным потенциалом для эффективной защиты жертв вооруженных конфликтов, обеспечения сохранности и безопасности объектов гражданского и медицинского назначения, культурных и исторических ценностей при условии соблюдения участниками вооруженного конфликта норм, определяющих ограничения в выборе средств и методов ведения войны и обеспечивающих предупреждение серьезных нарушений международного гуманитарного права и неотвратимость наказания за такие нарушения.
Признание универсальности норм международного гуманитарного права является важной частью его характеристики. Данная теория подтверждается положениями ст. 1 Женевских конвенций 1949 г. «О Защите жертв войны», гласящей: «Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются при любых обстоятельствах соблюдать и заставлять соблюдать настоящую Конвенцию»[14]. Указанная норма также закрепляется в ст. 1 Дополнительного протокола I 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов. В названной статье говорится: «Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются соблюдать настоящий Протокол и обеспечивать его соблюдение при любых обстоятельствах»[15]. Положения подобного рода закрепляются в преамбуле Дополнительного протокола I, гласящей, что Высокие Договаривающиеся стороны, заявляя о своем искреннем желании видеть народы, живущие в мире, подтвердили, что «положения Женевских конвенций от 12 августа 1949 г. и первого Дополнительного протокола 1977 г. к ним должны при всех обстоятельствах полностью применяться ко всем лицам, которые находятся под защитой этих документов, без какого-либо неблагоприятного различия, основанного на характере или происхождении вооруженного конфликта или на причинах, выдвигаемых сторонами, находящимися в конфликте, или приписываемых им»[16].
Аналогичным образом в соответствии со ст. 3 общей Женевский конвенций 1949 г. «О защите жертв войны» в случае вооруженного конфликта, не носящего международного характера и возникающего на территории одной из Высоких Договаривающихся Сторон, каждая из находящихся в конфликте сторон будет применять как минимум по отношению к лицам, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, включая тех лиц из состава вооруженных сил, которые сложили оружие, а также тех, которые перестали принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения, задержания или по любой другой причине, должны при всех обстоятельствах нормы, закрепляющий гуманное обращение без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев[17].
Интересным фактом является то, что во всех перечисленных нормах международного гуманитарного права говорится о «договаривающихся сторонах». Следовательно, вопрос о правах и обязанностях негосударственных вооруженных группировок, которые часто определяются как «незаконные вооруженные формирования» во время вооруженного конфликта немеждународного характера, остается открытым.
Необходимо отметить существенное отличие вооруженного конфликта немеждународного характера от международного вооруженного конфликта. Оно заключается в том, что во время вооруженного конфликта международного характера друг другу противостоят вооруженные силы двух или более государств, однако в случае вооруженного конфликта немеждународного характера как минимум одной из противостоящих друг другу сторон является вооруженная группа, не относящаяся к действующему правительству государства. При этом вооруженный конфликт немеждународного характера следует отличать от менее значительных форм коллективного насилия, как беспорядков среди гражданского населения, восстаний, отдельных актов терроризма или других единичных актов насилия[18].
Учитывая специфику вооруженных конфликтов немеждународного характера, необходимо понимать, что международным гуманитарным правом налагаются равные обязательства на обе стороны в таких вооруженных конфликтах, но при этом не придается какого-либо правового статуса вовлеченным в конфликт вооруженным «оппозиционным» группам.
Исходя из имеющихся на сегодняшний день норм международного права, международного гуманитарного права, международного права прав человека рекомендуется предоставлять лицам, принимающим участие в вооруженном конфликте легитимный статус участников (при уважении ими норм и установок МГП). Для этого сторонам, привлекающим в свои ряды независимые силы со стороны необходимо создать такие условия, при которых такие лица будут соответствовать всем ранее указанным критериям.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
- Устав Организации Объединенных Наций, принят в г. Сан-Франциско 26 июля 1945 года.
- Женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны, принята 12 августа 1949 года в Женеве.
- Женевская конвенция от 12 августа 1949 года об обращении с военнопленными, принята 12 августа 1949 года в Женеве.
- Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I). Женева, 8 июня 1977 год.
- Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны, 18 октября 1907 года.
- Participation of Non-State Armed Groups in the Formation of Customary International Humanitarian Law: Arising Challenges and Possible Solutions 2019. By Lizaveta Tarasevich Under the supervision of Prof. Marco Sassòli. The Geneva Academy of International Humanitarian Law and Human Rights, 2019.
- Ezequiel Heffes, Marcos D. Kotlik and Manuel J. Ventura (editors), International Humanitarian Law and Non-State Actors: Debates, Law and Practice, Springer, 2020.
- Geneva Academy Briefing: State Responsibility for Human Rights Violations Committed in the State’s Territory by Armed Non-State Actors. Tatyana Eatwell. The Geneva Academy of International Humanitarian Law and Human Rights, 2018.
- THE WAR REPORT: ARMED CONFLICTS IN 2018. Dr Annyssa Bellal. The Geneva Academy of International Humanitarian Law and Human Rights, 2019.
Информация об авторах:
__________________________
[1] См.: п. 1 ст. 43 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I). Женева, 8 июня 1977 год.
[2] См.: ст. 33 Женевской конвенции от 12 августа 1949 года об обращении с военнопленными, принята 12 августа 1949 года Дипломатической конференцией для составления международных конвенций о защите жертв войны, заседавшей в Женеве с 21 апреля по 12 августа 1949 года.
[3] См.: ст. 1 Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны, 18 октября 1907 года.
[4] См.: ст. 2 Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны, 18 октября 1907 года.
[5] См.: п. 3 ст. 43 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I). Женева, 8 июня 1977 год.
[6] См.: ст. 77 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I). Женева, 8 июня 1977 год.
[7] См.: п. 5 Ст. 75 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I). Женева, 8 июня 1977 год.
[8] См.: ст. 130 Женевской конвенции от 12 августа 1949 года об обращении с военнопленными, принята 12 августа 1949 года Дипломатической конференцией для составления международных конвенций о защите жертв войны, заседавшей в Женеве с 21 апреля по 12 августа 1949 года.
[9] См. п. 2 ст. 4 Устава Организации Объединенных Наций Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945 г.
[10] См. подробнее: Бисултанов А.К. Действие международного гуманитарного права in personae и вооруженные группы // Закон и право. 2015. № 11. С. 146–150.
[11] Например, персонал частных военных и охранных компаний.
[12] Например, участники террористических орган.
[13] См.: Международное право: Особенная часть / отв. ред. А.Х. Абашидзе, Е.М. Абайдельдинов. Воронеж: Наука-Юнипресс, 2013. С. 132.
[14] См. База данных МККК по гуманитарному праву. Женевские Конвенции 1949 г. // Сайт МККК. [электронный ресурс] // [режим доступа]: https://www.icrc.org/rus/resources/ihl-databases/index.jsp (дата обращения: 18.03.2021).
[15] См.: Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I). Женева, 8 июня 1977 г. // Сайт МККК. [электронный ресурс] // [режим доступа]: https://www.icrc.org/rus/assets/files/2013/ap_i_rus.pdf (дата обращения: 18.03.2021).
[16] См.: там же.
[17] См.: Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним. 5 изд., доп. М.: МККК, 2011. С. 207–208.
[18] См. подробнее: Бисултанов А.К. Действие международного гуманитарного права in personae и вооруженные группы // Закон и право. 2015. № 11. С. 146–150.