В статье исследованы все замечания общего порядка Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам, выпущенные на момент публикации. На основании проведенного анализа сделан ряд выводов, подтверждающих, что экономическое и социальное развитие способствует осуществлению экономических, социальных и культурных прав человека.
Issues of Development in General Comments of the UN Committee on Economic, Social and Cultural Rights
Алексей Олегович ГОЛЬТЯЕВ, кандидат юридических наук, Старший советник Постоянного представительства Российской Федерации при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве
Alexei O. GOLTIAEV, PhD (Law), Senior Counsellor, Permanent Mission of the Russian Federation to the UN Office and Other International Organizations in Geneva
Ключевые слова: Организация Объединённых Наций; Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; права человека; развитие; право на развитие; замечания общего порядка.
The article is devoted to research all the General Comments of the UN Committee on Economic, Social and Cultural Rights adopted at the time of publication. The findings of the study confirm that economic and social development contributes to the realization of economic, social and cultural rights.
Keywords: United Nations; UN Committee on Economic, Social and Cultural Rights; International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights; human rights; development; the right to development; general comments.
Развитие и соблюдение прав человека неразрывно связаны. Как справедливо подчеркивается в итоговом документе Всемирного саммита 2005 года, развитие, мир и безопасность и права человека являются взаимосвязанными и взаимоусиливающими[1]. Этому тезису имеется немало подтверждений и в других международных инструментах: так, например, Венская декларация и Программа действий констатирует, что развитие и уважение к правам человека и основным свободам являются взаимозависимыми и взаимоукрепляющими[2].
Очевидно, что Комитет по экономическим социальным и культурным правам (КЭСКП), которому Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) делегировал свои полномочия рассматривать доклады государств-участников в соответствии с главой IV Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП)[3], не мог обойти вниманием вопросы развития. Помимо предметных рекомендаций государствам по итогам рассмотрения их периодических докладов тематика развития встречается и в замечаниях общего порядка (ЗОП)[4] Комитета, которые толкуют и развивают положения МПЭСКП и содержат своего рода руководящие принципы осуществления государствами-участниками их соответствующих обязательств.
Соотношение развития и соблюдения экономических, социальных и культурных прав (ЭСКП) КЭСКП в своих ЗОП характеризует с двух, на первый взгляд, взаимоисключающих позиций. С одной стороны, он отмечает, что в соответствии со статьями 55 и 56 Устава ООН, утвердившимися принципами международного права и положениями МПЭСКП[5] все государства связаны обязательством в отношении международного сотрудничества в целях развития, а тем самым и в отношении осуществления ЭСКП[6], тем самым признавая, по сути, что международное сотрудничество в целях развития априори способствует реализации данной категории прав человека.
С другой стороны, КЭСКП констатирует, что никакая конкретная деятельность в области сотрудничества в целях развития не может автоматически рассматриваться как представляющая собой вклад в поощрение уважения ЭСКП[7].
Примечательно, что обе эти позиции КЭСКП неоднократно подтверждал. Так, например, по мнению КЭСКП, деловые круги играют важную роль в реализации ЭСКП, в том числе содействуя созданию рабочих мест и внося свой вклад в процесс развития посредством частных инвестиций[8]. Комитет также отмечает, что в отсутствие динамичной программы международной помощи и сотрудничества в области развития со стороны всех тех государств, которые в состоянии предпринять такую программу, во многих странах полное осуществление ЭСКП останется неосуществившейся мечтой[9].
Подтверждением тезиса о том, что деятельность в области развития не обязательно способствует соблюдению ЭСКП, может служить, например, озабоченность КЭСКП в связи с тем, что различные проекты развития, финансируемые международными учреждениями и осуществляемые на территориях государств-участников, приводят к принудительным выселениям[10], что, в свою очередь, может являться нарушением обязательств по МПЭСКП. Комитет также считает, что мероприятия в области развития, которые влекут за собой недобровольное перемещение коренных народов с их исконных территорий и среды обитания, лишая их источников питания и разрывая их симбиотические связи со своими землями, пагубно отражаются на их здоровье[11]. Видимо, следуя своего рода моде последних лет, КЭСКП обращает внимание стран — участниц МПЭСКП на проблемы, с которыми сталкиваются правозащитники, констатируя получение информации об угрозах и нападениях в отношении лиц, стремящихся защитить свои собственные права или права других лиц, закрепленные в Пакте, в частности в контексте проектов в секторе добывающей промышленности и в области развития[12].
По мнению автора, в деятельности Комитета все же превалирует первая позиция: проекты в области развития и профильное международное сотрудничество, особенно в долгосрочной перспективе, способствуют реализации содержащихся в МПЭСКП прав. Конечно, в определенных случаях осуществление этих проектов может привести к ухудшению социально-экономического положения отдельных лиц или их групп, но подобные нарушения, как правило, носят «точечный» характер, тогда как польза, которую приносит реализация инициатив в сфере развития (особенно если таковые в полной мере учитывают потенциальные социальные и правозащитные последствия), очевидна.
Неудивительно в этой связи, что КЭСКП уделяет значительное внимание вопросам международного содействия развитию[13], однозначно признавая его положительное влияние на осуществление закрепленных в Пакте прав. Так, комментируя право на доступ к безопасной питьевой воде, Комитет однозначно заявляет, что экономически развитые государства-участники особо обязаны и заинтересованы в оказании соответствующей помощи более бедным развивающимся странам[14]. Кроме того, КЭСКП неоднократно указывал, что государства-участники и другие субъекты, способные оказывать помощь, несут особую ответственность за ее оказание и развитие сотрудничества, особенно экономического и технического характера, позволяющего развивающимся странам выполнять свои обязательства по Пакту[15].
Еще до принятия Венской декларации и Программы действий и итогового документа Всемирного саммита 2005 года КЭСКП настаивал на необходимости установления тесной взаимосвязи между деятельностью в целях развития и мерами по обеспечению уважения прав человека в целом и ЭСКП – в частности[16].
Международную помощь и содействие в развитии Комитет признает не только важным фактором реализации ЭСКП, но и – в ряде случаев – их необходимым условием. Уже в одном из первых замечаний Комитет отмечает необходимость динамичных программ международного сотрудничества[17]. Раскрывая смысл права на справедливые и благоприятные условия труда, КЭСКП недвусмысленно заявляет: если государство-участник не в состоянии выполнять свои обязательства по осуществлению этого права, ему необходимо запрашивать международную помощь, а другим государствам-участникам в зависимости от имеющихся ресурсов, следует откликаться на такие запросы путем предоставления экономической и технической помощи и передачи технологии, а также, среди прочего, путем поощрения транснационального диалога между организациями работодателей и трудящихся[18].
КЭСКП констатирует важность не только содействия в области развития, но и необходимость преодоления разрыва между богатыми и бедными странами. Так, в ЗОП по праву на здоровье Комитет соглашается с положениями Алма-Атинской декларации[19], где указано, что неравенство в уровне здоровья людей, особенно между развитыми и развивающимися странами, а также в самих странах, является политически, социально и экономически неприемлемым и поэтому составляет предмет общей заботы для всех стран[20]. По мнению КЭСКП, существенно важно, чтобы любая система защиты моральных и материальных интересов, возникающих в связи с чьими-либо научными, литературными или художественными трудами, стимулировала и поощряла сотрудничество в целях развития, передачу технологии и научное и культурное сотрудничество[21].
В своих ЗОП КЭСКП однозначно признает, что право на развитие является правом человека, несмотря на то, что оно не закреплено в Международном билле о правах человека и не является составной частью какого-либо права. Так, вскорости после принятия Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о праве на развитие Комитет отметил важность этого документа и необходимость полного учета государствами — участниками Пакта всех признанных в данной декларации принципов[22]. Дополнительную значимость этому признанию придает тот факт, что ЗОП, в котором содержится этот призыв, касается природы обязательств по МПЭСКП — тем самым, по сути, подтверждена однозначная связь между экономическими, социальными и культурными правами и правом на развитие.
Кроме того, исследуя взаимосвязь предпринимательской деятельности и прав человека, Комитет подчеркнул, что заключению торговых и инвестиционных договоров должна предшествовать оценка их воздействия на права человека … включая вклад в дело реализации права на развитие[23]. Таким образом КЭСКП имплицитно подтверждает необходимость осуществления данного права.
Комитет затрагивал через призму соблюдения прав человека и отдельные аспекты развития. Так, он констатирует необходимость поощрения равного участия мужчин и женщин в планировании и принятии решений в области развития и в получении благ от развития, а также во всех программах, связанных с осуществлением ЭСКП[24]. Кроме того, КЭСКП подчеркивает, что экономический рост сам по себе не привел к устойчивому развитию[25], а также призывает учитывать потребности экономического и социального развития и достижение высокого уровня занятости при определении размера минимальных зарплат[26].
В целом же анализ замечаний общего порядка КЭСКП подтверждает тезис о взаимосвязи между развитием и соблюдением ЭСКП. Природа и формы этой взаимосвязи заслуживают отдельного исследования, особенно в контексте ведущихся в настоящее время дискуссий на эту тему[27].
Библиография
Абашидзе А.Х. Концепция «права на развитие» – основа для прогрессивного развития международного права // Правовые культуры. Жидковские чтения: Материалы Всероссийской научной конференции. Москва, 25 марта 2011 г. / Под ред. Г.И. Муромцева, М.В. Немытиной. М.: РУДН, 2012. С. 52–61.
Алма-Атинская декларация 1978 г. Принята Международной конференцией по первичной медико-санитарной помощи, Алма-Ата, 12 сентября 1978 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/almaata78.shtml.
Венская декларация и Программа действий. Принята на Всемирной конференции по правам человека 25 июня 1993 года в Вене. URL: https://www.ohchr.org/ru/professionalinterest/pages/vienna.aspx.
Гольтяев А.О. Соотношение прав человека и развития: новые веяния в Совете ООН по правам человека // Современное право. 2017. № 11. С. 120–121.
Замечание общего порядка № 2 Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам. Международные меры в области предоставления технической помощи (статья 22 Пакта) // Документ ООН Е/1990/23.
Замечание общего порядка № 3 Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам. Природа обязательств государств участников (пункт 1 статьи 2 Пакта) // Документ ООН E/1991/23.
Замечание общего порядка № 7 Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам. Право на достаточное жилище (пункт 1 статьи 11 Пакта): принудительные выселения // Документ ООН E/1998/22, приложение IV.
Замечание общего порядка № 14 Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам. Право на наивысший достижимый уровень здоровья (статья 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) // Документ ООН E/C.12/2000/4.
Замечание общего порядка № 15 Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам. Право на воду (статьи 11 и 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) // Документ ООН E/C.12/2002/11.
Замечание общего порядка № 16 Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам. Равное для мужчин и женщин право пользования экономическими, социальными и культурными правами (статья 3 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) // Документ ООН E/C.12/2005/4.
Замечание общего порядка № 17 Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам. Право каждого на пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с научными, литературными или художественными трудами, автором которых он является (статья 15 (1) с) Пакта) // Документ ООН E/C.12/GC/17.
Замечание общего порядка № 19 Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам. Право на социальное обеспечение (статья 9) // Документ ООН E/C.12/GC/19.
Замечание общего порядка № 20 Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам. Недискриминация экономических, социальных и культурных прав (пункт 2 статьи 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) // Документ ООН E/C.12/GC/20.
Замечание общего порядка № 21 Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам. Право каждого человека на участие в культурной жизни (пункт 1 а) статьи 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) // Документ ООН E/C.12/GC/21.
Замечание общего порядка № 22 Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам. О праве на сексуальное и репродуктивное здоровье (статья 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) // Документ ООН E/C.12/GC/22.
Замечание общего порядка № 23 Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам. О праве на справедливые и благоприятные условия труда (статья 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) // Документ ООН E/C.12/GC/23.
Замечание общего порядка № 24 Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам. Об обязательствах государств по Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах в контексте предпринимательской деятельности // Документ ООН E/C.12/GC/24.
Итоговый документ Всемирного Саммита 2005 года. Принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/60/1 от 16 сентября 2005 г. URL: https://undocs.org/A/RES/60/1.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 2200A (XXI) от 16 декабря 1966 г. URL: https://www.ohchr.org/ru/ProfessionalInterest/Pages/CESCR.aspx.
[1] Итоговый документ Всемирного Саммита 2005 года. Принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/60/1 от 16 сентября 2005 г. П. 9. URL: https://undocs.org/A/RES/60/1.
[2] Венская декларация и Программа действий. Принята на Всемирной конференции по правам человека 25 июня 1993 года в Вене. Ст. 8. URL: https://www.ohchr.org/ru/professionalinterest/pages/vienna.aspx.
[3] Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 2200A (XXI) от 16 декабря 1966 г. URL: https://www.ohchr.org/ru/ProfessionalInterest/Pages/CESCR.aspx.
[4] Тексты всех замечаний общего порядка доступны на официальном сайте Управления Верховного комиссара ООН по правам человека. URL: https://tbinternet.ohchr.org/_layouts/treatybodyexternal/TBSearch.aspx?Lang=ru&TreatyID=9&DocTypeID=11.
[5] Имеется в виду, прежде всего, ст. 2.1 МПЭСКП, согласно которой каждое участвующее в Пакте государство обязуется в индивидуальном порядке и в порядке международной помощи и сотрудничества, в частности в экономической и технической областях, принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в Пакте прав.
[6] Замечание общего порядка № 3 Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам. Природа обязательств государств участников (пункт 1 статьи 2 Пакта) // Документ ООН E/1991/23. П. 14; Замечание общего порядка № 17 Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам. Право каждого на пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с научными, литературными или художественными трудами, автором которых он является (статья 15 (1) с) Пакта) // Документ ООН E/C.12/GC/17. П. 37; Замечание общего порядка № 21 Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам. Право каждого человека на участие в культурной жизни (пункт 1 а) статьи 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) // Документ ООН E/C.12/GC/21. П. 58.
[7] Замечание общего порядка № 2 Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам. Международные меры в области предоставления технической помощи (статья 22 Пакта) // Документ ООН Е/1990/23. П. 7.
[8] Замечание общего порядка № 24 Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам. Об обязательствах государств по Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах в контексте предпринимательской деятельности // Документ ООН E/C.12/GC/24. П. 1.
[9] Замечание общего порядка № 3 Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам. Природа обязательств государств участников (пункт 1 статьи 2 Пакта) // Документ ООН E/1991/23. П. 14.
[10] Замечание общего порядка № 7 Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам. Право на достаточное жилище (пункт 1 статьи 11 Пакта): принудительные выселения // Документ ООН E/1998/22, приложение IV. П. 17.
[11] Замечание общего порядка № 14 Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам. Право на наивысший достижимый уровень здоровья (статья 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) // Документ ООН E/C.12/2000/4. П. 27.
[12] Замечание общего порядка № 24 Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам. Об обязательствах государств по Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах в контексте предпринимательской деятельности // Документ ООН E/C.12/GC/24. П. 48.
[13] См.: Абашидзе А.Х. Концепция «права на развитие» – основа для прогрессивного развития международного права // Правовые культуры. Жидковские чтения: Материалы Всероссийской научной конференции. Москва, 25 марта 2011 г. / Под ред. Г.И. Муромцева, М.В. Немытиной. М.: РУДН, 2012. С. 52–61.
[14] Замечание общего порядка № 15 Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам. Право на воду (статьи 11 и 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) // Документ ООН E/C.12/2002/11. П. 36.
[15] Замечание общего порядка № 15 Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам. Право на воду (статьи 11 и 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) // Документ ООН E/C.12/2002/11. П. 38; Замечание общего порядка № 19 Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам. Право на социальное обеспечение (статья 9) // Документ ООН E/C.12/GC/19. П. 55; Замечание общего порядка № 17 Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам. Право каждого на пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с научными, литературными или художественными трудами, автором которых он является (статья 15 (1) с) Пакта) // Документ ООН E/C.12/GC/17. П. 40.
[16] Замечание общего порядка № 2 Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам. Международные меры в области предоставления технической помощи (статья 22 Пакта) // Документ ООН Е/1990/23. П. 8а.
[17] Замечание общего порядка № 3 Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам. Природа обязательств государств участников (пункт 1 статьи 2 Пакта) // Документ ООН E/1991/23. П. 14.
[18] Замечание общего порядка № 23 Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам. О праве на справедливые и благоприятные условия труда (статья 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) // Документ ООН E/C.12/GC/23. П. 67.
[19] Алма-Атинская декларация 1978 г. Принята Международной конференцией по первичной медико-санитарной помощи, Алма-Ата, 12 сентября 1978 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/almaata78.shtml.
[20] Замечание общего порядка № 14 Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам. Право на наивысший достижимый уровень здоровья (статья 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) // Документ ООН E/C.12/2000/4. П. 38.
[21] Замечание общего порядка № 17 Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам. Право каждого на пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с научными, литературными или художественными трудами, автором которых он является (статья 15 (1) с) Пакта) // Документ ООН E/C.12/GC/17. П. 38.
[22] Замечание общего порядка № 3 Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам. Природа обязательств государств участников (пункт 1 статьи 2 Пакта) // Документ ООН E/1991/23. П. 14.
[23] Замечание общего порядка № 24 Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам. Об обязательствах государств по Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах в контексте предпринимательской деятельности // Документ ООН E/C.12/GC/24. П. 13.
[24] Замечание общего порядка № 16 Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам. Равное для мужчин и женщин право пользования экономическими, социальными и культурными правами (статья 3 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) // Документ ООН E/C.12/2005/4. П. 21.
[25] Замечание общего порядка № 20 Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам. Недискриминация экономических, социальных и культурных прав (пункт 2 статьи 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) // Документ ООН E/C.12/GC/20. П. 1.
[26] Замечание общего порядка № 22 Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам. О праве на сексуальное и репродуктивное здоровье (статья 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) // Документ ООН E/C.12/GC/22. П. 23.
[27] См.: Гольтяев А.О. Соотношение прав человека и развития: новые веяния в Совете ООН по правам человека // Современное право. 2017. № 11. С. 120–121.