Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Проблемы и перспективы инвестиционной привлекательности России

Инвестиционная привлекательность российской экономики зависит от множества факторов. Иностранных инвесторов привлекает наличие в нашем государстве развитых отраслей тяжелой промышленности: металлургической промышленности, машиностроительного производства, химической и нефтедобывающей промышленности. Зарубежные инвесторы предпочитают направлять свой капитал в российские компании, принадлежащие именно этим отраслям. В Российской Федерации сосредоточена большие ресурсы образованной и высококвалифицированной рабочей силы. Это и есть одна из положительных сторон привлекательности государства. В статье рассматривается современное состояние инвестиционной привлекательности российского государства, выявляются проблемы, связанные с этой областью, а также рассматриваются перспективы развития.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, иностранные инвесторы, прямые иностранные инвестиции.

  

Problems and prospects of investment attractiveness of Russia

 

Annotation: The investment attractiveness of the Russian economy depends on many factors. Foreign investors are attracted by the presence in our country of developed branches of heavy industry: the metallurgical industry, machine-building production, the chemical and petroleum industry. Foreign investors prefer to send their capital to Russian companies belonging to these particular industries. The Russian Federation concentrates large resources of educated and highly skilled labor. This is one of the positive aspects of the attractiveness of the state. The article discusses the current state of the investment attractiveness of the Russian state, identifies problems associated with this area, and also discusses development prospects.
Keywords: investment attractiveness, foreign investors, foreign direct investment.

 

Развитие экономики любого государства не может обойтись без постоянного вливания капитала в ее отрасли и отдельные объекты. Особое значение в данном процессе занимает не только капитал, который циркулирует внутри страны, но и финансы, исходящие от мировых  инвесторов. Дабы стать субъектом экономического развития, каждый инвестор проводит оценку целесообразности выделения и направления некоторой суммы своего капитала на развитие какого-либо экономического объекта или формирование нового.

Изначально инвестор проводит оценку  всевозможных рисков проекта, реализацию которого он запланировал. Для того, чтобы выявить слабые и сильные стороны определенного  инвестиционного решения, нужно взять во внимание деловой климат страны или ее отдельной административно-территориальной единицы[1]. Это и обуславливает актуальность данной темы исследования.

Целью данного исследования является выявление проблем и определение перспектив инвестиционной привлекательности России. Инвестиционная привлекательность государства – показатель, характеризующий качество среды для ведения предпринимательской деятельности на конкретный момент времени.

Для проведения анализа привлекательности страны требуется взять во внимание макроэкономические показатели, которые выступают  индикаторами развития социальной сферы, области технологий, инноваций и производства. Среди данных показателей принято выделять:

— уровень риска инвестирования;

— политическую обстановку;

— величину рынка и его структуру;

— степень независимости от финансовой помощи иных государств;

— размер внешнего долга;

— валюту;

— величину накоплений государства;

— уровень развития инфраструктуры[2].

Так на 2018 год, специалисты компании Bloomberg составили рейтинг самых привлекательных развивающихся стран для инвестиционных вложений (Таблица 1).

 

Место Страна Место Страна
1 Мексика 10 Чили
2 Турция 11 Тайвань
3 Чехия 12 ЮАР
4 Польша 13 Бразилия
5 Малайзия 14 Россия
6 Корея 15 Таиланд
7 Венгрия 16 Филиппины
8 Колумбия 17 Индонезия
9 Перу 18 Китай
Таблица 1 – Рейтинг наиболее привлекательных для инвестиционных вложений развивающихся стран, 2018 г.

 

Где Россия заняла всего лишь 15 место, в основном из-за относительно низких показателей по сальдо текущих счетов, оценки активов и суверенного кредитного рейтинга.

Инвестиционная привлекательность России как государства подразумевает под собой переменчивое явление, которое зависит от множества взаимосвязанных факторов. Рейтинг Российской Федерации в качестве государства с благоприятной деловой средой во многом характеризуется особенностью функционирования ее экономической деятельности и социальной сферы.

Среди таких особенностей можно выделить следующие:

  1. Россия находится на этапе преобразования экономики административного типа в рыночный.
  2. Инвестиционное пространство России различно, поскольку государство имеет в своем составе большое число территорий с особыми экономическими условиями и инвестиционным потенциалом.
  3. Значимое отличие в развитии отдельных административно-территориальных единиц.
  4. Богатая база природных ресурсов, особенно нефтяных запасов.
  5. Преобладает средний класс.
  6. Существенный уровень бюрократии и коррупции[3].

Инвестиционная привлекательность российского государства, если смотреть со стороны иностранных инвесторов, обусловлена тем, что в стране довольно качественно настроено функционирование отраслей тяжелой промышленности, в том числе металлургическая промышленность, машиностроительное производство, химическая и нефтедобывающая промышленность. Зарубежные инвесторы отдают предпочтение направлять свой капитал на развитие российских компаний, которые принадлежат именно этим отраслям.

В Российской Федерации сосредоточена большая рабочая сила, которая включает в себя образованных и высококвалифицированных работников. Это и есть одна из положительных тенденций привлекательности государства.

Россия богата природными ресурсами, что служит дополнительным стимулом для вложения капитала инвесторами из заграницы. Кроме этого страна имеет столь налаженную и развитую транспортную и производственную инфраструктуру, которая позволяет уменьшать стоимость транспортировки ресурсов для производственного процесса и готовую продукцию к конечному потребителю.

Россия тесно взаимодействует с высокоразвитыми государствами мира в области развития применения технологических новинок и инноваций. Особенно можно отметить интенсивное развитие рынка онлайн-услуг, так как большинство населения страны активно использует интернет и осуществляет через глобальную сеть торговые операции.

Исследуя результаты оценки конкурентоспособности, Россия показывает положительные тенденции. Страна улучшила свои позиции, по сравнению с 2016 годом на две позиции, поднявшись с 45 на 43 место. А если сравнивать с 2015 годом, можно сказать, что она подняла свою позицию к 2017 году на 10 пунктов (53-е место).

Таким образом, можно сказать, что на сегодняшний день в стране  реализуются несколько международных проектов, которые помогают провести оценку какого-либо аспекта инвестиционной привлекательности государства.

В 2017 году иностранные инвесторы вложились в 205 проектов на территории Российской Федерации. Данный показатель помог стране  подняться на одну позицию вверх в списке топ-10 европейских стран по количеству проектов прямых иностранных инвестиций и занять седьмое место. Вперед Россию пропустила Бельгия, которая за год опустилась с 6 на 8 место[4].

В 2016 году по темпам роста Россия вышла на первую позицию в Европе с показателем в 61%. В 2017 году темпы роста были довольно скромными, составив всего 2%. Тем не менее этого оказалось достаточно, чтобы итоговый показатель в 205 проектов стал самым высоким для России за все время проведения исследований.

Число сформированных рабочих мест в пределах проектов прямых иностранных инвестиций также возросла за год на 6%, достигнув 15 064. По данному показателю Россия заняла 7 место.

Для России одним из основных двигателей экономического развития выступают иностранные инвестиции. Даже несмотря на то, что в настоящее время осуществляется уменьшение числа инвесторов в Российской Федерации, инвестиции из-за границы имеют динамичное развитие и занимают большую часть всех вложений.

Это происходит из-за высоких перспектив развития компаний, что приносит довольно хорошую прибыль. Зарубежные инвестиции помогают  поддерживать активное развитие экономики, что приводит к улучшению жизнедеятельности населения и положительно скажется на положении государства в мире.

Продолжая тренд 2016 года, зарубежные инвесторы вкладывали средства именно в развитие новых производственных мощностей (166 проектов) в России, а не в расширение уже имеющегося бизнеса (39 проектов). Германия и Соединенные Штаты укрепили позиции в России. Западная Европа до сих пор держит позицию главного инвестора в российскую экономику.

В частности, Германия укрепляет позиции лидера по числу проектов прямых иностранных инвестиций в России. Их число было увеличено почти на 20% — с 36 до 43. Это довольно высокий показатель для немецких инвесторов. Франция также занимает второе место, а количество проектов ее компаний в России остается стабильным: по 20 проектов в 2016 и 2017 годах.

В то же время инвестиционная активность компаний Италии в стране упала в два раза, а Италия уступила Австрии место в тройке ведущих европейских инвесторов в России. Австрийские компании вложились в девять проектов на территории страны в 2017 году. Один из главных инвесторов в сфере проектов прямых иностранных инвестиций в России — это США (Таблица 2).

 

Таблица 2 — Инвесторы в сфере проектов прямых иностранных инвестиций в России

 

Производство по сей день остается главной отраслью экономики России с самым большим количеством иностранных проектов прямых иностранных инвестиций. При этом за 2017 год количество новых проектов в указанной области осталось на таком уровне – 171.

Значительная часть сформированных рабочих мест также пришлась на производство. Хотя число проектов в иных сферах существенно изменилось. Например, количество проектов в области финансовых услуг и услуг для предпринимательской деятельности снизилось в 3 раза — до 5. Такое снижение характеризуется тем, что в отличие от 2016 года, в 2017 году практически не было проектов прямых иностранных инвестиций в области программного обеспечения.

Положительная динамика наметилась также в сфере сельского хозяйства, где произошло увеличение почти в 5 раз — с 2 до 9 проектов. Если рассмотреть секторы производства, лидером выступает пищевая промышленность (32 проекта).

Кроме этого, иностранные инвесторы активно вкладываются в проекты, которые связаны с производством автомобилей и оборудования (27 проектов), химических продуктов (23 проекта) и электрооборудования (15 проектов). В то же время в этом году практически отсутствуют проекты в сфере лесной промышленности и текстильного производства.

 

Таблица 3 – Количество проектов в России по отраслям

 

Состояние инвестиционного климата тяжело назвать отличным из-за некоторых негативных тенденций. Российская Федерация еще не полностью отказалась от типа управления экономикой, который характерен для административного типа. Это говорит о наличии повышенного  вмешательства государственных органов власти в функционирование экономики[5].

Также актуальной проблемой выступает наличие некоторых барьеров для инвесторов, которые формируются сложнейшими бюрократическими процедурами.

Еще одно негативной чертой инвестиционного климата страны является ее несовершенство нормативно-правовой базы в области инвестиционных операций. В законах, которые регламентируют инвестиционные операции, замечены определенные неточности и противоречия. Кроме этого, нет четкой процедуры выдачи гарантий и льгот иностранным инвесторам. В инвестиционном законодательстве общие положения, существенно  преобладают над конкретными.

Основным препятствием образования высокого инвестиционного рейтинга Российской Федерации считается коррупция, которая подразумевает непрозрачность выбора приоритетных инвестиционных проектов, оформление документации и распределение финансовых ресурсов. Коррупция также может препятствовать целевому использованию средств государственного бюджета.

Коррупция оказывает негативное воздействие на имидж и авторитетность судовой системы. Сегодня в России явно стоит проблема независимости судов. Для функционирования такой системы характерен субъективизм, что значительно мешает независимой работе.

Также недостаточность уровня культуры ведения предпринимательской деятельности является особо острой для России проблемой. Здесь дело в том, что государство не полностью отошло от механизмов управления экономикой, которые предназначены для советского периода.

За последнее время  инвестиционный климат российского государства заметно ухудшился. Особенно это относится к осуществлению  мировых инвестиционных операций. Ухудшению качества деловой среды способствовал финансовый кризис, который был спровоцирован введением  санкций против государства со стороны множества стран мира. Из-за уменьшения мировой стоимости нефти главенствующая отрасль экономики Российской Федерации заметно пострадала.

С точки зрения инвесторов компании, которые специализируются на добыче нефти и производстве нефтяных продуктов, утратили свою привлекательность из-за значительной степени риска инвестирования в них. Ухудшение отношений Российской Федерации с зарубежными государствами негативно сказалось на осуществлении торговых операций, что также выступает негативной тенденцией инвестиционной среды[6].

Для повышения инвестиционной привлекательности и разрешения проблем в этой области необходимо:

— ужесточить контроль за расходной и доходной частью государственного бюджета;

— активизировать на государственном уровне процесс по усилению отечественного рынка  финансов в  целях  противостояния  отрицательному влиянию глобальных финансовых кризисов;

— развивать и модернизировать экспортный потенциал;

— увеличивать уровень конкурентоспособности и привлекательность территорий для зарубежных инвесторов.

Для того чтобы сделать российское государство более привлекательным, с точки зрения инвесторов, необходимо:

— модернизировать корпоративную культуру;

— внедрить эффективные методы борьбы с коррупцией;

— модернизировать инвестиционное законодательство.

Особо актуальной выступает процедура стандартизации бухгалтерского учёта в Российской Федерации в соответствии с международными стандартами.

Таким образом, до тех пор, пока в России не будут сформированы привлекательные и благоприятные условия для осуществления капиталовложений, инвестиционные потоки будут идти на рынки других государств, предоставляющие наиболее выгодные условия.

 

Список использованных источников:

  1. Данельян А.А. Иностранные инвестиции: некоторые аспекты взаимодействия международного и национального права // Евразийский юридический журнал. – 2011. – №8 (39). – С. 57-60.
  2. Данельян А.А., Эседов Д.Г. Иностранный инвестор и государство в евразийском пространстве // Евразийский юридический журнал. – 2012. – №3 (46). – С. 13-16.
  3. Данельян А.А. Международно-правовые источники урегулирования инвестиционных споров в  Евразийском пространстве // Евразийский юридический журнал. – 2012. – №4 (47). – С. 21-24.
  4. Данельян А.А., Фархутдинов И.З., Магомедов М.Ш. Национально-правовое регулирование   иностранных инвестиций в  России // Закон. – 2013. – №1. – С.103-119.
  5. Данельян А.А. Международное экономическое право в условиях глобализации: проблемы развития // Право и государство: теория и практика. – 2014. – №1(109). – С.127-132.
  6. Данельян А.А. Международно-правовой механизм урегулирования инвестиционных споров // Аграрное и земельное право. – 2014. – №4(112). – С. 103-108.
  7. Данельян А.А. Международно-правовые гарантии возмещения убытков в ходе осуществления иностранной инвестиционной деятельности // Аграрное и земельное право. – 2014. – №3(111). – С. 85-90.
  8. Данельян А.А. Правовые аспекты политических рисков при осуществлении иностранной инвестиционной деятельности // Евразийский юридический журнал. – 2014. – №5 (72). – С. 52-54.
  9. Данельян А.А. Экономические санкции как политический риск при осуществлении иностранной инвестиционной деятельности // Аграрное и земельное право. – 2016. – №1 (133). – С. 99-102.
  10. Данельян А.А. Актуальные проблемы международно–правового регулирования иностранных инвестиций в государствах–членах ЕАЭС // Международный правовой курьер. – 2016. – №3 (15). – С. 18-21.
  11. Данельян А.А., Фархутдинов И.З. Международный инвестиционный арбитраж: Учебное пособие. – М.; СПб., Центр гуманитарных инициатив, 2013. – 356 с.
  12. Ильина, С.А. Сущность категории «инвестиционный климат» и категории «инвестиционная привлекательность» // Молодой ученый. – 2014. – № 5. – С. 153-157.
  13. Исследование инвестиционной привлекательности стран Европы Россия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-attractiveness-survey-russia-2017-rus/$File/EY-attractiveness-survey-russia-2017-rus.pdf
  14. Инвестиционная деятельность в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://idaten.ru/economic/investicionnaya-deyatelnost-v-rossii-problemi-i-perspektivi-razvitiya
  15. Инвестиции. Под редакцией Л. И. Юзвович, С.А. Дегтярева, Е. Г. Князевой.-2016.
  16. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gks.ru

 

Информация об авторе:

Кумаритова Лана Таймуразовна — студентка 4 курса, факультет «Мировая экономика», Дипломатическая Академия Министерства иностранных дел Российской Федерации (119992, Россия, Москва, ул. Остоженка 53/2, стр. 1).

Information about the author:

Lana T. Kumaritova —  4th year student, Faculty of World Economy, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (119992, Russia, Moscow, Ostozhenka str. 53/2, bldg. 1).

 

_______________

[1] См.: Данельян А.А. Правовые аспекты политических рисков при осуществлении иностранной инвестиционной деятельности // Евразийский юридический журнал. – 2014. – №5 (72). – С. 52-54.

[2]  См.: Данельян А.А. Иностранные инвестиции: некоторые аспекты взаимодействия международного и национального права // Евразийский юридический журнал. – 2011. – №8 (39). – С. 57-60.

 

[3] См.: Данельян А.А. Международное экономическое право в условиях глобализации: проблемы развития // Право и государство: теория и практика. – 2014. – №1(109).  – С.127-132.

 

[4] См.: Данельян А.А. Актуальные проблемы международно–правового регулирования иностранных инвестиций в государствах–членах ЕАЭС // Международный правовой курьер. – 2016. – №3 (15). – С. 18-21.

[5] См.: Данельян А.А. Международно-правовые гарантии возмещения убытков в ходе осуществления иностранной инвестиционной деятельности // Аграрное и земельное право. – 2014. – №3(111). – С. 85-90.

[6] См.: Данельян А.А. Экономические санкции как политический риск при осуществлении иностранной инвестиционной деятельности // Аграрное и земельное право. – 2016. – №1 (133). – С. 99-102.

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: