В статье анализируются особенности формирования правовой грамотности в молодежной среде. Исследуются существующие формальные и содержательные проблемы, препятствующие повышению уровня правосознания и негативно сказывающиеся на правосознании. На основе выявленных проблем предлагаются решения, которые могут оказать влияние на формирование правовой позиции современных студентов.
Ключевые слова: правовая грамотность, правовое образование, правовая культура, правосознание, нигилизм
Problems of increasing students’ legal literacy
Abstract. The article analyzes the features of the formation of legal literacy among young people. The existing formal and substantive problems that impede the increase in the level of legal awareness and negatively affect legal awareness are explored. Based on the identified problems, solutions are proposed that can influence the formation of the legal position of modern students.
Key words. legal literacy, legal education, legal culture, legal awareness, nihilism
Современное образование дает человеку большой спектр разнообразных знаний и умения, однако некоторые аспекты практических навыков, необходимых для жизни, к сожалению, как показывает практика, остаются не освоенными. Вопросы правовой грамотности во многом относятся к этому проблемному полю. Это приводит к тому, что «формируется поле рисков, связанных с невозможностью правильно реализовать имеющиеся права и выполнить обязанности» [3].
Эта негативная тенденция приводит к тому, что, обладая широким кругозором в вопросах теории правовых взаимодействий, молодые люди не всегда на практике могут правильно использовать свои знания. В связи с тем, что опыт в рамках практического применения знаний отсутствует или является недостаточно большим, именно молодежь попадает в «группу риска». В связи с этим важно проанализировать проблемы, с которыми сталкивается молодежь, так как задача повышения правовой грамотности населения стоит остро, но способы воздействия на разные возрастные группы граждан должны быть соответствующими их запросам. Так, если при работе с представителями старшего поколения акцент смещается в первую очередь на знакомство с новыми технологиями и способами взаимодействия с государством в условиях цифровых инноваций, то молодым людям это известно, и они реже сталкиваются с проблемами именно в этом вопросе. Однако они часто сталкиваются с проблемами реализации своих прав в формате личного взаимодействия, а не удаленного.
Важно отметить, что правовая культура общества в целом, как замечают исследователи, во многом связана с уровнем правовой грамотности [4]. Невозможно строить полноценное представление о правовой системе и месте в ней гражданина, если не обладаешь необходимыми минимальными знаниями и практическими навыками в вопросах правового взаимодействия. Низкий уровень правовой грамотности приводит к появлению правового нигилизма [2], что негативно сказывается на функционировании общества и его взаимодействии с государством. В частности, низкий уровень явки на выборы может быть, как показателем недоверия граждан ко всей системе власти, так и простым незнанием того, что это важно. Многие молодые люди просто не задумываются о том, что активная гражданская позиция является не только важным элементом отношений с государством, но и неотъемлемым компонентом жизненной стратегии в принципе.
Правовая грамотность в этом аспекте во многом является первичным компонентом формирования социальной позиции гражданина в принципе. Так, незнание базовых правовых принципов не позволяет делать правильную оценку юридически значимой информации. А это может привести к неверной общественно-политической позиции.
Определим, с какими проблемами чаще сталкивается молодежь, разделив их на содержательные и формальные.
Первая группа проблем, на наш взгляд, содержательная, связанная с нечетким пониманием границ имеющихся свобод. Так, разрешительный социальный контроль порождает «ориентир вседозволенности» [1]. Это приводит к тому, что молодой человек понимает, что можно, но не очень хорошо осознает, что нельзя. С правами как юридической категорией в данном случае есть более четкое понимание: право либо есть, либо его нет. Свобода в этом аспекте представляется довольно размытой категорией, т. е. наличие свободы предполагает разные способы ее реализации, не всегда четко прописанные в законе. Это приводит к тому, что человек нарушает не столько свои обязанности, сколько права других лиц. К сожалению, количество противоправных поступков среди молодежи не становится меньше с течением времени, а в связи с новыми субкультурными идеями еще и повышается в отдельные периоды социальной жизни.
В жизни молодого человека могут случаться ситуации, когда принятие правильного решения должно зависеть от имеющегося социального опыта, но из-за недостатка знаний в вопросе правовых границ поведения им приходится полагаться на модели поведения ближайшего окружения или советы авторитетных, но некомпетентных людей. В данном случае необходимо, чтобы существовал некий наставник, который помог бы сделать выбор. Эту роль редко выполняют для молодого человека лица более старшего возраста, он больше доверяет ровесникам. Система наставничества в вузах имеет большое значение в вопросе формирования правовой грамотности. Студенты старших курсов выступают своего рода сведущими людьми, обладающими знаниями и опытом, который может быть заимствован.
Стоит отметить, что многие правонарушения студентов имеют первичную природу, не связанную напрямую с умышленным нарушением законов. Часто это нарушения внутреннего распорядка образовательной организации. Студент нарушает не потому, что хочет нарушить, а потому, что не знает, что нарушает. Наставники в этом случае помогают студентам более младшего возраста разобраться в локальных актах, понять их смысл и осознать значимость.
Правовой компонент образования, особенно для студентов, обучающихся на неюридических специальностях, является важным условием формирования индивидуальных навыков правильного позиционирования человека как гражданина в рамках отдельного, успешного взаимодействующего с государством и функционирующего в социуме.
Специфика современной образовательной концепции во многом связана именно с тем, чтобы научить человека защищать свои прав. На эту тему существует не только множество мастер-классов, но и полноценных образовательных курсов. Однако редко встречаются курсы, которые посвящены соблюдению своих обязанностей. Представляется необходимым разнообразить программу именно такими дисциплинами, которые позволят комплексно оценить свой статус и не злоупотреблять своими правами в ущерб правам других лиц. Позитивным изменением является внесение в планы образовательных учреждений курсов, направленных на развитие мировоззрения, формирование системы ценностей. Например, курс «Основы российской государственности», являющийся комплексным и адаптивным, дают возможность обсуждать дискуссионные проблемы, искать студенту решение актуальных вопросов вместе с преподавателем, что позволяет раскрыть потенциал, повысить уровень знаний и сформировать необходимые аналитические навыки.
Так, на наш взгляд, многие негативные тенденции в поведении современных молодых людей ликвидируются в процессе знакомства с реальным положением дел в вопросах правового регулирования отношений путем изменения образовательного вектора и вовлечения в процесс формирования личности наставников, обладающих не только авторитетом, но и необходимы знаниями для дачи советов.
Вторая группа проблем – формальная, связанная с тем, что для среднестатистического молодого человека характерно отрицание правовой культуры в силу особенностей возрастного развития. В данном случае хорошим опытом может стать привлечение к процессу внеучебной деятельности лиц, обладающих в молодежной среде авторитетом, публичных людей. С учетом особенностей моложеной субкультуры будет весьма позитивно воспринято знакомство с личным жизненным опытом известных людей, которые делятся своими способами решения конфликтов, делая акцент на правовой стороне вопроса. Понятно, что выбор участников таких бесед или круглых столов должен быт очень серьезным: нужно ознакомиться с позицией человека, его приоритетами, идеалами.
При этом стоит обратить внимание на форму подачи информации. Дело в том, что молодой человек априори не готов тратить лишнее время на получение знаний, которые, на его взгляд, ему не нужны в данный момент. При этом подача информации в той же форме, как это было в ХХ веке, уже не воспринимается. Большой интерес вызывают короткие ликбезы в игровой форме. Например, небольшие мультики по отдельным правовым проблемам, когда дается четкий ответ на злободневный вопрос. Распространение информации через социальные сети, а не прослушивание лекций в образовательном учреждении вызовет больший интерес у молодежи; интерактивные игры по вопросам актуальных правовых проблем, поправок в законы, а не стандартный вопрос-ответ на семинаре привлечет больше внимания. Специфика восприятия информации молодым человеком должна учитываться. Если взрослый человек готов долго слушать неинтересную, но полезную информацию, то молодой человек – нет. В данном случае мотивация должна иметь иной характер, чтобы перевести отрицательный акцент на положительный.
Уровень правовой грамотности молодых людей определяет развитие общества и государства в дальнейшем, это фундамент правовой системы следующих десятилетий. Проблемы, которые возникают в правовом поле, можно решить комплексно при подготовке будущих специалистов. Так, позитивной тенденцией можно назвать междисциплинарный подход в процессе формирования правосознания, когда преподаватели разных курсов понимают общую цель формирования личности, являющейся ответственным гражданином. Высокий уровень правовой культуры молодого человека позволяет не только сократить количество правонарушений в краткосрочной перспективе, но и в долгосрочной, потому что такой человек и его поведение будут формировать «благоприятные условия противодействия делинквентному поведению окружающих лиц» [3]. Важно, чтобы правовая грамотность молодых людей формировала условия для развития правосознания, а не препятствовала этому, способствуя созданию эффекта ложной осведомленности. Каждый компонент правового знания должен стать частью общей системы, определяющей на только поведение гражданина, но и его позицию.
Список использованной литературы
- Белашова И.А. Повышение уровня правовой грамотности как способ борьбы с правовым нигилизмом среди молодежи // Образование. Наука. Культура: традиции и современность. 2019. С. 147-149.
- Вишневский Ю. Р., Нархов Д. Ю. Правовая культура молодежи: методология, опыт эмпирического исследования // Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования. Екатеринбург: [УрФУ], 2015. С. 1244-1253.
- Громова Н.С., Обоскалов Д.А., Меньшикова О.А. Правовая и финансовая грамотность молодежи: проблемы и пути совершенствования // Теория и практика мировой науки. 2022. № 8. С. 10-12.
- Дыжова А.А. Правовая грамотность молодежи как основа формирования правовой культуры общества // Ростовский научный вестник. 2023. № 4. С. 45-47.
- Черданцев В.П. Реформирование российской системы высшего образования // KANT. 2018 — №1, с. 98-101
- Черданцев В.П. Методика организации и проведения производственной практики у магистрантов аграрных вузов // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=26147
Информация об авторах:
Лылов Антон Сергеевич, кандидат экономических наук, директор департамента информационных технологий, Уральский государственный экономический университет.
Сорока Кирилл Игоревич, студент, Уральский государственный экономический университет.
Александрова Анна Владимировна, магистрант Пермского государственного аграрно-технологического университета имени академика Д.Н. Прянишникова
Information about the authors:
Lylov Anton Sergeevich, Candidate of Economic sciences, Director of Information Technology Department, Ural State Economic University,
Soroka Kirill Igorevich, student, Ural State Economic University,
Alexandrova Anna Vladimirovna, Master’s student of Perm State Agrarian and Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov