В статье рассмотрены вопросы законодательного регулирования рекламной деятельности в Российской Федерации. Проанализировано влияние процесса цифровизации на правовое регулирование рекламной деятельности в России. Рассмотрены проблемы формального и содержательного характера в аспекте регулирования рекламы и предложены пути их решения.
Ключевые слова: реклама, рекламная деятельность, правовое регулирование рекламы, цифровизация.
Problems of legal regulation of advertising activity in Russia
Abstract. The paper considers the issues of legislative regulation of advertising activities in the Russian Federation. The influence of the digitalization process on the legal regulation of advertising activities in Russia is analyzed. Problems of a formal and substantive nature in the aspect of advertising regulation are considered and ways of their solution are proposed.
Key words: advertising, advertising activity, legal regulation of advertising, digitalization.
В настоящее время реклама является неотъемлемой частью экономики любого государства, в том числе рекламная деятельность является важным сегментом и в Российской Федерации. Реклама выступает необходимым инструментом для успешного ведения бизнеса в условиях современного экономического рынка и конкуренции. С помощью рекламы можно повысить интерес и спрос потребителей на товары или услуги и, как следствие, выделить свой продукт среди аналогичных у конкурентов. При этом в последние годы значимое место занимает развитие сектора социальной рекламы, которая способствует формированию ценностей, продвижению определенных убеждений, способствует гармоничному формированию личности.
Как отмечают многие учёные, реклама является не только динамичной, но и быстро развивающейся сферой общественной жизни [1]. Дело в том, что именно рекламная индустрия должна оперативно реагировать на новые тренды, формируя продукты в соответствии с существующими запросами общества и государства. В случае, если реклама не будет отвечать уровню общественного, она будет бесполезной.
С учетом изменения тенденция распространения информации большое влияние на развитие видов рекламы оказывает процесс цифровизации, в связи с чем в качестве приоритетного направления развития можно выделить рекламу посредством сети Интернет. Однако стоит отметить и достаточно широкое распространение традиционных видов рекламы: реклама в средствах массовой информации, наружная реклама, реклама на транспорте, реклама на местах продаж, сувенирная реклама, прямая персональная реклама (директ-реклама) и печатная реклама. Такое разнообразие рекламных продуктов предъявляет и определенные требования к регламенту их использования.
Стремительный процесс цифровизации оказал влияние не только на общественную жизнь, но и на государственно-политическую, что привело к включению технологий в широкий спектр процессов. С каждым годом цифровые технологии становятся более популярным явлением и занимают значимое место в жизни и деятельности каждого человека [5]. Обновление информационных процессов изменило принципы взаимодействия граждан не только на бытовом уровне общения, но и профессиональном, модернизировав сознание человека, предоставив сфере рекламы новые возможности для воздействия на адресатов.
Под воздействием информационно-коммуникационных технологий институт рекламы претерпел значительные изменения. Если ещё в конце XX века наиболее популярными каналами рекламы были телевидение и пресса, то в настоящее время многие компании отдают предпочтения рекламе посредством сети Интернет. В 2022 г. британская компания Kantar Group, специализирующаяся на исследование рынка, опубликовала отчет в соответствии, с которым самым популярным каналом для распространения и потребления рекламы является реклама в сети Интернет, а точнее реклама на различных видеохостингах и интернет-платформах. Такой путь развития привел и к целому ряду правовых казусов, ставших прецедентами в вопросах прав и свобод пользователей Интернет-пространства.
В условиях активного развития института рекламы в Российской Федерации необходимо ее грамотное правовое регулирование. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы данного института в России, является Федеральный закон «О рекламе». В соответствии со ст. 1 данного ФЗ «О рекламе» данный акт направлен на развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализацию прав потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также на пресечение фактов ненадлежащей рекламы. Также данный акт закрепил понятие рекламы и определение других объектов, непосредственно с ней связанных. Так, согласно п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе», реклама представляет собой распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, информацию, направленную на неопределенный круг лиц с целью привлечения внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижения на рынке. За все время своего существования определение данного института претерпело значительные изменения. Во многом это связано с необходимостью его соответствия современным вызовам и реалиям гражданского оборота. Важно отметить, что данное определение существенно отличается от понятия, закрепленного в Федеральном законе «О рекламе» 1995 года, который уже утратил свою силу.
Сам факт отнесения рекламы к информации ставит целый ряд правовых вопросов в аспекте ее распространения и требований к ее качественным и количественных характеристикам. Реклама в этом ключе становится комплексным инструментом коммуникации, подчиняющимся мультиправовым нормам, т. к. помимо реализации информационной функции о событиях и фактах общественной жизни, способствует развитию контактов между людьми [4]. Это обеспечивает необходимость межотраслевого регулирования вопросов рекламы.
Нормы в той или иной мере, регулирующие рекламную деятельность, закреплены и в других нормативно-правовых актах Российской Федерации. К таким можно отнести Конституцию Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон «О защите конкуренции», Закон РФ «О защите прав потребителей» и другие нормативно-правовые акты, в том числе и подзаконные. Рассмотрим их влияние на институт рекламной деятельности более подробно.
Конституция РФ закрепляет основные права и свободы человека и гражданина. Так, Конституция РФ закрепляет право на свободный поиск, получение и передачу, производство и распространение информации любым законным способом. ГК РФ также содержит определенные положения, касающиеся рекламы. Например, согласно ст. 437, по общему правилу, реклама трактуется, как приглашение делать оферту. В свою очередь КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение рекламного законодательства. Если обратиться к ФЗ «О рекламе», то можно отметить норму бланкетного характера в ст. 38, отсылающую к законодательству Российской Федерации об административных правонарушениях. Санкции за нарушения законодательстве о рекламе содержаться в ст. 14.3 КоАП РФ. Например, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением определенных случаев, влечет наложение штрафа. В свою очередь функцию контроля и надзора за рекламным законодательством осуществляет Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации. Основным актом, регламентирующим деятельность данной службы, является Федеральный закон «О защите конкуренции». Кроме того, определенное влияние на институт рекламы в части охраны и защиты прав потребителей оказывает Закон РФ «О защите прав потребителей».
Исходя из вышеизложенных положений, можно сделать вывод, что законодательство, регулирующее рекламную деятельность, представляет собой целую совокупность нормативно-правовых актов различных отраслей. Законы и подзаконные акты регулируют не только вопросы, связанные с производством и распространением рекламы, но и устанавливают ответственность за нарушение законодательства РФ и прав третьих лиц. Однако, несмотря на то, что законодательство о рекламе в РФ достаточно полно регламентирует большое количество различных вопросов, в настоящее время также существует ряд проблем и лакун в правовом регулировании рекламной деятельности. По оценкам специалистов, появление таких пробелов и противоречий в нормативно-правовых актах, во многом связано с всеобъемлющим процессом цифровизации и, как следствие, с изменениями правовых и экономических реалий [6]. Часть требований к распространению рекламных продуктов оказывается просто не применима к рекламе в Интернет-поле, что затрудняет контроль и ответственность за нарушение действующих норм. Много вопросов на данный момент вызывает деятельность блогеров, рекламирующих те или иные товары и услуги. Остается не до конца решенным вопрос о таргетированной рекламе.
Рассмотрим некоторые проблемы, связанные с правовым регулированием рекламной деятельности в Российской Федерации. Условно разделим их на формальные (преимущественно, терминологические) и содержательные (связанные с применением отдельных положений законодательства).
Первая группа проблем связана с самим определением рекламы, которое дано в действующем законодательстве Российской Федерации. Ряд ученых полагает, что необходимо четкое разграничение определений таких категорий как реклама и оферта [3], т. к. на практике воля и волеизъявление участников может истолковываться не совсем верно. Согласно ст. 435 ГК РФ под офертой можно понимать предложение, адресованное одному или нескольким лицам, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Несмотря на то, что оферта и реклама имеют определенные черты сходства, главное различие между ними состоит в их цели. То есть в отличие от оферты реклама не направлена на заключение договора с конкретным лицом. Она выступает лишь средством доведения информации до определенного круга лиц, первичной должна выступать информационная функция, дальнейшие действия адресата не являются предзаданными.
Кроме того, правовое определение рекламы включает в себя не совсем четкое с точки зрения дефиниции словосочетание: «адресованная неопределенному кругу лиц». В виду наличия в определении данного аспекта расходы на рекламу для конкретных адресатов не учитываются для целей налогообложения. Исходя из сложившейся судебной практики, можно сделать вывод, что ключевым фактором при учете расходов на рекламу в целях налогообложения прибыли является распространение и доведение информации до неопределенного круга лиц. Следовательно, в тех случаях, когда получатели рекламы определены заранее, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы. Также такой подход в определенной степени противоречит одному из видов рекламы, а именно таргетированной рекламе, как раз и адресованной заранее определенному кругу лиц, а именно потенциальным покупателям. Это вызывает затруднение и в практике проведения рекламных акций с привлечение конкретных участников, потенциально заинтересованных в приобретении товара или услуги. Даже широкая группа адресатов, которая определяется изначально как потенциально заинтересованная, уже обладает четким критерием, ее нельзя идентифицировать как точно неустановленную, а значит, и реклама становится в этом понимании адресованной определенному кругу лиц. Сам факт «неопределенности» адресата для современной рекламы, скорее, исключение из правила, в аспекте того, что рекламная индустрия стремится к сокращению расходов за счет изначального анализа рынка и точечного продвижения.
Определение, содержащееся в ФЗ «О рекламе», может иметь довольно широкую трактовку, т. к., исходя из семантического анализа, можно сделать вывод, что в качестве рекламной может выступить любая информация, направленная на привлечение внимания к рекламируемому объекту. Несмотря на то, что рекламная деятельность носит преимущественно позитивный аспект [3], т. е. сообщает адресату положительные стороны рекламируемого объекта, формально это может быть и не так. Исходя из анализируемого определения, рекламой может являться даже та информация, которая привлекает внимание к рекламируемому объекту, но позиционирует его с отрицательной стороны. Например, информация, создающая у потенциального потребителя негативное впечатление о товарах или услугах. Важно отметить, что в соответствии с действующим законодательством так называемая «антиреклама» в Российской Федерации запрещена. При этом, согласно ст. 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестной признается реклама, содержащая некорректные сведения о рекламируемом объекте, порочащая честь, достоинство или деловую репутацию изготовителя или продавца. Однако существующее определение рекламы не отражает всей ее сущности и всех аспектов, связанных с рекламной деятельностью. Вопрос соотношения негативной и позитивной информации, особенно в аспекте реализации приема продвижения товара, остается достаточно размытым в действующем законодательстве и больше поднимается в научных дискуссиях.
Таким образом, требуется корректировка определения рекламы с учетом ее информационной природы. Представляется возможным закрепление такого определения рекламы, которое будет отражать все особенности и специфику рекламной деятельности, не вступая в противоречие с другими правовыми категориями.
Также следует обратить внимание на определение социальной рекламы, которое опять содержит указание на неопределенный кругу лиц, что достаточно сложно представить, т. к. группа выделяется для оказания информационного воздействия достаточно четкая, иначе не получится изменить модель социального поведения. Помимо этого в определении имеется еще одна нечеткая формулировка в отношении целей такого вида информирования: «направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства». Дело в том, что формулировка «общественно полезные цели» явно предполагает возможность расширительного толкования: пользу обществу можно приносить по-разному, следовательно, к социальной рекламе в широком смысле можно отнести практически всю информацию, связанную с общественной жизнью. Конкретизация может быть включена в статью 10 Закона, где будет уместно приведение списка видов деятельности, отвечающих указанным целям.
Выше обозначенные проблемы не являются исчерпывающими, однако в настоящее время их можно отнести к наиболее актуальным и их решение возможно путем принятия комплексных поправок в нормативно-правовые акты.
Рассмотрим вторую группу проблем. Как уже было сказано выше, информационно-коммуникационные технологии оказывают значительное влияние на деятельность, связанную с рекламой. В связи с этим в качестве второй проблемы можно выделить несанкционированную рекламу, то есть спам рассылку. В настоящее время такой вид рекламы запрещен действующим законодательством Российской Федерации под угрозой привлечение к гражданской, административной или даже уголовной ответственности. Однако, несмотря на довольно развитое законодательное регулирование по данному направлению, такая проблема является актуальной в настоящее время. Спам-реклама приносит значительный вред пользователям, в том числе и имущественный. Различные рекламные баннеры и сообщения блокируют пользователю доступ к информации и к некоторым сайтам в целом, в связи, с чем пользователь становится, вынужден оплачивать их получение [2]. Кроме того, в сети Интернет достаточно большое количество рекламы экстремистских материалов, терроризма, насилия и запрещенных препаратов. Блокировка такой рекламы осложняется не только технической составляющей вопроса, но и наличием лакун в нормативно-правовом регулировании данной проблемы. Также определенная реклама в сети Интернет может в той или иной мере нарушать права и законные интересы граждан, однако процесс разбирательства по вопросу не является быстрым, а реклама за это время исключается из доступа, отследить автора не представляется, а, следовательно, исчезает смысл в действиях, направленных на попытку привлечения к ответственности нарушителя. Именно Интернет-пространство создает довольно благоприятные условия для злоупотребления правами, что требует ужесточения законодательства в этом аспекте. Интернет-реклама является отдельной категорией, ее регулирование заслуживает более детального подхода, что могло бы быть отражено, на наш взгляд в разработке отдельного закона. Возможно, положительным направлением в дальнейшем была бы разработка рекламного кодекса, включающего отдельную главу относительно Интернет-рекламы. Однако при этом важно учитывать, что тиражирование кодексов, дублирующих положения друг друга, не является позитивной тенденцией, поэтому создание такого акта будет целесообразным на этапе систематизации отношений именно в разных сферах рекламы с возможностью правовой классификации в аспекте юридических, а не научных различий продуктов.
Для решения проблемного вопроса, связанного с распространением незаконной рекламы необходимо усовершенствование законодательной базы, ужесточение норм ответственности за рекламу подобного характера и разграничение сферы влияния правоохранительных органов в области борьбы с терроризмом и экстремизмом в сети Интернет. В качестве положительного аспекта стоит отметить, что на законодательном уровне неоднократно вносились законопроекты с целью принятия поправок в ФЗ «О рекламе». В качестве примера можно привести законопроект № 160605-8 о внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе», по вопросу распространения цифровой наружной рекламы и установки цифровых рекламных конструкций. Данный законопроект был направлен на обеспечение равных условий распространения цифровой рекламы, защиту интересов Российской Федерации в связи с рисками распространения недостоверной информации и информации, содержащей признаки нарушения российского законодательства. Особое место должна занять общественная экспертиза состояния вопроса, позитивной практикой будет привлечение граждан к обсуждению проблем в сфере рекламы, что позволит более точно представлять общественные настроения, а высказанные предложения сформулировать в дальнейшем как значимые поправки в действующее законодательство.
Подводя итог, важно отметить, что проблема правового регулирования рекламной деятельности в Российской Федерации является актуальной и требует разрешения на законодательном уровне. Противоречия и лакуны, содержащиеся в действующем законодательстве, являются вполне решаемыми путем принятия поправок в нормативно-правовые акты. В настоящее время именно цифровизация представляет собой один из ключевых мега-трендов в развитии общества, затрагивающий различные сферы его жизни [6]. Эпоха цифровой трансформации влияет на все стороны жизни общества, поэтому реклама не является исключением и с течением времени требуется совершенствования правовой системы в этих вопросах. Развитие информационно-коммуникационных технологий создает не только условия для технического прогресса и развития общества, но и формирует угрозы, которые могут создать дисбаланс в процессе соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Своевременное выявление проблем позволит избежать возможных проблем и даже предотвратить их появление в процессе организации рекламной деятельности.
Библиографический список
- Акашев, Ю. И., Кулагин Г. Д. Правовое регулирование рекламной деятельности // Молодой ученый. 2022. № 46 (441). С. 163-164.
- Кострикова А. С., Макаревич М. Л. Актуальные проблемы правового регулирования рекламы в сети интернет // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 8(26). С. 29-32.
- Позднякова О. В. Проблемы правового регулирования рекламы и рекламной деятельности // Инновационная наука. 2021. № 3. С. 96-99.
- Пядышева Т. Г. Рекламная коммуникация как мультипликация ценностей современного общества // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 3 (037). с. 170 — 176.
- Сексенбаев К., Султанова Б. К., Кисина М. К. Информационные технологии в развитии современного информационного общества // Молодой ученый. 2015. № 24 (104). С. 191-194.
- Тонков Е. Е., Пожарова Л. А. Правовое регулирование в условиях цифровизации общества: проблемы и перспективы / Е. Е. Тонков, // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2019. Т. 44. № 3. С. 490-497.
- Höchtl J., Parycek P., Schöllhammer R. Big data in the policy cycle: Policy decision making in the digital era // Journal of Organizational Computing and Electronic Commerce. 2016. Vol. 26, no. 1. P. 147-169.
References
1. Akashev, YU. I., Kulagin G. D. Pravovoye regulirovaniye reklamnoy deyatel’nosti // Molodoy uchenyy. 2022. № 46 (441). S. 163-164.
2. Kostrikova A. S., Makarevich M. L. Aktual’nyye problemy pravovogo regulirovaniya reklamy v seti internet // Innovatsionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. 2017. № 8(26). S. 29-32.
3. Pozdnyakova O. V. Problemy pravovogo regulirovaniya reklamy i reklamnoy deyatel’nosti // Innovatsionnaya nauka. 2021. № 3. S. 96-99.
4. Pyadysheva T. G. Reklamnaya kommunikatsiya kak mul’tiplikatsiya tsennostey sovremennogo obshchestva // Sotsial’no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. 2012. № 3 (037). s. 170 — 176.
5. Seksenbayev K., Sultanova B. K., Kisina M. K. Informatsionnyye tekhnologii v razvitii sovremennogo informatsionnogo obshchestva // Molodoy uchenyy. 2015. № 24 (104). S. 191-194.
6. Tonkov Ye. Ye., Pozharova L. A. Pravovoye regulirovaniye v usloviyakh tsifrovizatsii obshchestva: problemy i perspektivy / Ye. Ye. Tonkov, // Nauchnyye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo. 2019. T. 44. № 3. S. 490-497.
- Höchtl J., Parycek P., Schöllhammer R. Big data in the policy cycle: Policy decision making in the digital era // Journal of Organizational Computing and Electronic Commerce. 2016. Vol. 26, no. 1. P. 147-169.
Информация об авторах:
Громова Наталья Сергеевна –кандидат филологических наук, доцент, заместитель директора Института государственного, муниципального управления и права, доцент кафедры конкурентного права антимонопольного регулирования, Уральский государственный экономический университет.
Лылов Антон Сергеевич – кандидат экономических наук, доцент кафедры конкурентного права антимонопольного регулирования, Уральский государственный экономический университет.
Пащук Елена Олеговна – студент, Уральский государственный экономический университет.
Ушаков Роман Игоревич – научный сотрудник научный сотрудник Филиала по пресноводному рыбному хозяйству ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии»
Information about the authors:
Natalia S. Gromova – Candidate of Philology, Associate Professor, Deputy Director of the Institute of State, Municipal Administration and Law, Associate Professor of the Competition Law of Antimonopoly Regulation, Ural State Economic University,
Anton S. Lylov – Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Competition Law and Antimonopoly Regulation, Ural State Economic University.
Elena O. Paschuk – student, Ural State Economic University,
Ushakov Roman Igorevich – Researcher Researcher of the Freshwater Fisheries Branch of the All-Russian Scientific Research Institute of Fisheries and Oceanography