Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в Казахстан и в Россию

Annotation: This paper examines the experience of legal regulation of foreign investment activity in the Republic of Kazakhstan and the Russian Federation.

Keywords: foreign investment, favorable regime to attract investment, a major investor, preferential treatment, the investment project, the legal guarantees of foreign investments.

Об авторе:

Сугурбекова Татьяна. Слушатель магистратуры факультета международных отношений и международного права Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации.

About the author:

Sugurbekova Tatiana. Student graduate of the Faculty of international relations and international law, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation.

Президенты России и Казахстана на заседании Высшего Евразийского экономического совета, фото: akorda.kz

Президенты России и Казахстана на заседании Высшего Евразийского экономического совета, фото: akorda.kz

В 2015 г. объем казахстанских прямых инвестиций в Российскую Федерацию составил 273,2 млн. дол., а объем российских прямых инвестиций в Республику Казахстан  — 515,6 млн. дол.

В Казахстане действуют более 5.8 тыс. предприятий с участием российского капитала (зарегистрировано 10,5 тыс.).

Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций осуществляется на основе многосторонних и двусторонних международных соглашений. Составную часть международно-правового регулирования иностранных инвестиций составляют двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций.

«Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Казахстан о поощрении и взаимной защите инвестиций» было подписано 6 июля 1998 года и вступило в силу 11февраля 2000 года.

Как правило, двусторонние соглашения определяют инвестиции как: собственность в виде движимого и недвижимого имущества, имущественные права, такие, как ипотечные права и права залога; право требования по денежным средствам, использованным для создания экономических ценностей, или услугам, имеющим экономическую ценность и связанным с инвестициями; права на интеллектуальную собственность, технологию, ноу-хау, промышленные образцы и товарные знаки. Иногда двусторонние соглашения включают в понятие инвестиций также права на коммерческую деятельность и концессии, включая права, касающиеся разведки, разработки, добычи или эксплуатации природных ресурсов. Значение двусторонних соглашений заключается в содержащихся в них взаимных гарантиях, предоставлении договаривающимися странами инвесторам этих стран режима наибольшего благоприятствования или национального режима. В каждой конкретной ситуации инвестор имеет право выбора одного из этих двух режимов.

В рамках Евразийского экономического сообщества заключено многостороннее «Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах – членах Евразийского экономического сообщества» в Москве 12.12.2008 г.

В данном соглашении, как правило, также даются определения «инвестор», «инвестиции», «деятельность в связи с инвестициями», определяется «государство-реципиент», «территория – территория Стороны, а также его исключительная экономическая зона и континентальный шельф, в отношении которых оно осуществляет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с международным правом и внутренним законодательством». Также определяется «режим инвестиций, как наиболее благоприятный, справедливый и равноправный в отношении инвестиций и деятельности в связи с инвестициями, осуществляемых инвесторами государств других Сторон». Кроме того, каждая Сторона оставляет за собой «право, в соответствии с законодательством своего государства, ограничивать деятельность иностранных инвесторов, а также применять и вводить иные изъятия из национального режима». Инвесторы имеют право на возмещение ущерба. «Гарантии прав инвесторов при экспроприации не могут быть подвергнуты прямо или косвенно национализации, экспроприации, за исключением случаев, когда такие меры принимаются в общественных интересах государства-реципиента и сопровождаются выплатой». Разрешение споров между Стороной и инвестором разрешаются по возможности путем переговоров. Если в течение шести месяцев спор не может быть разрешен таким путем, то он может быть передан в суд государства-реципиента; либо в международный коммерческий арбитраж при торговой палате любого государства, согласованного участниками спора; либо в арбитражный суд «ad hog», который, если стороны не согласятся на иное, должен быть создан и действовать согласно Арбитражному регламенту Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), либо в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров, созданного в соответствии с положениями этой Конвенции  (при условии, что она вступила в силу в обоих государств спора) или в соответствии с Дополнительными правилами МЦУИС по урегулированию инвестиционных споров (в случае, если Конвенция не вступила в силу для обоих или одного из государств сторон спора).

Казахстан, подписав двусторонние Соглашения о поощрении и защите инвестиций с 48 странами (в частности, с Великобританией, КНР, Нидерландами, Россией, США, Швейцарией, Францией и др.) и одно многостороннее (в рамках ЕврАзЭС), стал участником международных договоров и соглашений.

Первый закон «Об иностранных инвестициях в Казахской ССР» от 7 декабря 1990 года, установивший правовой режим защиты инвестиций и ряд налоговых льгот для иностранных инвесторов, сыграл значительную роль в привлечении в экономику республики первых иностранных инвестиций. Второй Закон «Об иностранных инвестициях» от 27 декабря 1994 года, изменил политику государства к инвесторам формированием в стране благоприятного инвестиционного климата, что было продиктовано экономическим развитием Казахстана.  Принятие Закона «О государственной поддержке прямых инвестиций» от 28 февраля 1997 года было призвано регулировать отношения, связанные с инвестиционной деятельностью в приоритетных секторах экономики.

Закон «Об инвестициях» от 8 января 2003 года стал подтверждением усилий Казахстана по формированию благоприятного инвестиционного климата, создания равных условий, предоставление единых гарантий и преференций как для иностранных, так и для отечественных инвесторов. Принятие Закона «Об инвестициях» отменяет Закон «Об иностранных инвестициях», Закон «О государственной поддержке прямых инвестиций» и предполагает создание паритетных условий, как для иностранных, так и для местных инвесторов.

Следующим этапом было создание в 2016 году Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан, в структуру которого входит Государственное учреждение «Комитет по инвестициям» — уполномоченный орган по инвестициям, призванное осуществлять регулятивные, реализационные и контрольные функции в области государственной инвестиционной политики и политики поддержки инвестиций, а также функционирования специальных экономических зон.

Оператором Интернет-ресурса является АО «Национальное агентство по экспорту и инвестициям «KAZNEX INVEST».

Необходимость принятия Предпринимательского Кодекса Республики Казахстан обусловлена сложившимися экономическими условиями, происходящими интеграционными процессами, когда рынки товаров и услуг открыты для участников иностранных государств. Предпринимательский Кодекс, который был принят 29.10.2015 г., состоит из 7 разделов, 31 главы и 99 законов. Глава 25 посвящена государственной поддержке инвестиционной деятельности, которая определяется как регулирование отношений, связанных с инвестициями в Республике Казахстан, и определение правовых и экономических основ стимулирования инвестиций, гарантирование защиты прав инвесторов при осуществлении инвестиций в РК, определение мер государственной поддержки инвестиций, порядка разрешения споров с участием инвесторов.

Предметом регулирования Кодекса установлены общественные отношения, возникающие в связи с взаимодействием субъектов предпринимательства и государства, в том числе государственным регулированием и поддержкой предпринимательства.

Принятый закон определяет инвестиции как все виды имущества (кроме товаров, предназначенных для личного потребления), включая предметы финансового лизинга с момента заключения договора лизинга, а также права на них, вкладываемые инвестором в уставный капитал юридического лица или увеличение фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности, а также для реализации проекта государственно-частного партнерства, в том числе концессионного проекта.

Это определение представляет широкий круг прав инвестора и в то же время носит конкретный характер. Вводятся только два вида объектов: уставный капитал и фиксированные активы, что должно стимулировать развитие производственной сферы и оживить внутренний рынок РК.

Термин инвестор определен как физические и юридические лица, осуществляющие инвестиции в Республике Казахстан. Это имеет важное значение, поскольку обозначает, что защита, предусмотренная данным кодексом распространяется как на казахстанские, так и иностранные лица, осуществляющие инвестирование. Инвестиционной деятельностью признается деятельность физических и юридических лиц по участию в уставном капитале коммерческих организаций либо созданию или увеличению фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности, а также для реализации проекта государственно-частного партнерства, в том числе концессионного проекта.

Появляется понятие крупный инвестор как физическое или юридическое лицо, осуществляющее инвестиции в Республике Казахстан в размере не менее двухмиллионнократного размера месячного расчетного показателя.

Инвесторы имеют право осуществлять инвестиции в любые объекты и виды предпринимательской деятельности, кроме случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан.

Права и обязанности инвесторов в отношении объектов и видов предпринимательской деятельности, в которые осуществляются инвестиции, устанавливаются настоящим Кодексом, иными законами Республики Казахстан. Инвестору предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается Конституцией, настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а также международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

В законе также содержатся положения, содержащие нормы о компенсации и возмещении убытков инвесторам, согласно которым Казахстан теперь будет возмещать убытки от форс-мажора в полном объеме. Порядок возмещения убытков определяется в соответствии с гражданским законодательством РК.

Вызывает интерес новый подход законодателя к гарантии «стабильности законодательства», являющейся для иностранных инвесторов не менее важной. Звучит она так: «Республика Казахстан гарантирует стабильность условий договоров, заключенных между инвесторами и государственными органами Республики Казахстан, за исключением случаев, когда изменения в договоры вносятся по соглашению сторон».

Настоящие гарантии не распространяются на:

1) изменения в законодательстве Республики Казахстан и (или) вступление в силу, и (или) изменения международных договоров Республики Казахстан, которыми изменяются порядок и условия импорта, производства, реализации подакцизных товаров;

2) изменения и дополнения, которые вносятся в законы Республики Казахстан в целях обеспечения национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения”.

Инвестиционные преференции — преимущества адресного характера предоставляются юридическим лицам РК, в том числе юридическим лицам с иностранным элементом осуществляющим реализацию инвестиционного проекта — освобождение от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость на импорт, предоставление государственных натурных грантов.

По инвестиционным приоритетному проекту предоставляются следующие виды преференций: по налогам, инвестиционным субсидиям.

По инвестиционному стратегическому проекту предоставляются преференции по корпоративному подоходному налогу, путем заключения дополнительного соглашения к инвестиционному контракту, заключенному по инвестициям до 1 января 2015 года.

Инвестиционный проект – комплекс мероприятий, предусматривающих инвестиции в создание новых, расширение и обновление действующих производств, в том числе концессионного проекта. Основным условием предоставления инвестиционных преференций является необходимость осуществления инвестиций в приоритетные секторы экономики, перечень которых утверждается Правительством Республики Казахстан не включает нефтяные проекты.

В Кодексе даны определения различных видов инвестиционных проектов, условия предоставления, определения юридического лица, которому предоставляются преференции, сроки применения инвестиционных преференций, соответствие инвестора предъявляемым требованиям и т.д.

В перечень приоритетных видов деятельности, определенных для реализации инвестиционных приоритетных проектов, не включены:

  • деятельность в сфере игорного бизнеса;
  • деятельность в сфере Недропользования;
  • деятельность по производству подакцизных товаров, за исключением производства, сборки (комплектации) подакцизных товаров, предусмотренных в соответствии с налоговым кодексом РК, перечень может пересматриваться не более одного раза в год.

Юридическое лицо, реализующее инвестиционный проект освобождается от уплаты таможенных пошлин при импорте технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и (или материалов в соответствии с законодательством Таможенного союза или законодательством Республики Казахстан). Даны определения технологического оборудования, комплектующих, сырья, рабочей программы. В рамках государственной программы инвестиционной деятельности предоставляются натурные гранты, представляющие собой имущество, являющееся собственностью Республики Казахстан, передаваемое во временное безвозмездное пользование либо предоставляемое на праве временного безвозмездное землепользования юридическому лицу Республики Казахстан для реализации инвестиционного проекта с последующей безвозмездной передачей в собственность либо землепользование. Далее описываются все условия предоставления натурных грантов и их виды. Государственная поддержка инвестиций предоставляется уполномоченным органом «Комитетом по инвестициям» —  посредством функционирования принципа «одного окна» — централизованная форма содействия инвесторам со стороны уполномоченного органа в предоставлении государственных услуг, предусматривающих минимизацию участия инвесторов  в сборе и подготовке документов и ограничении непосредственного контакта с государственными органами (КАZNEX INVEST (www.invest.gov.kz).

Фото: dentons.com

Фото: dentons.com

Законодательная база, которая формирует инвестиционный климат в России, составляет следующую систему: в России понятие инвестиционной деятельности впервые было законодательно определено только в 1991 году. Согласно законам РСФСР от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» и от 4 июля 1991 г. «Об иностранных инвестициях в РСФСР» инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, ценные бумаги, технологии, оборудование, лицензии, кредиты, имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли и достижения положительного социального эффекта. Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других законодательно определенных норм, наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и Государства.

Важнейшими стимулами развития инвестиционной деятельности является обеспечение государством гарантий прав инвесторов, защиты инвестиций и предоставление им налоговых и таможенных льгот.

Всем инвесторам предоставляются равноправные условия деятельности, исключающие применение мер дискриминационного характера, которые могли бы препятствовать управлению и распоряжению инвестициями:

а)  инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы;

б) инвестиции не могут быть реквизированы.

Применение таких мер возможно лишь с полным возмещением инвестору всех убытков, включая упущенную выгоду. Инвестиции могут быть застрахованы. В соответствии с Инструкцией ЦБР от 16 июля 1993г. №16 нерезиденты осуществляют все инвестиции и реинвестиции на территории Российской Федерации в рублях со специальных инвестиционных рублевых счетов типа «И». Но до сих пор не выработан механизм продажи валюты на внутреннем валютном рынке с целью зачисления рублевой выручки на эти счета.

Государственная инвестиционная корпорация может выступать гарантом иностранным и отечественным инвесторам. Взнос государства в уставном фонде корпорации составляет более 1 млрд. долларов США.

Отсутствие единого подхода к понятию и сущности инвестиций, инвестиционной деятельности, осуществляемой в том числе и государством, а также мер государственного регулирования инвестиционной деятельности влечет неопределенность статуса инвестора, системы мер государственной поддержки и требований законодательства к осуществлению инвестирования.

Если сравнивать содержание принятых и действовавших ранее законодательных актов, то внесенные изменения представляются достаточно значительными: уточнены круг инвесторов, содержание инвестиций, формы их осуществления; конкретизирована сфера действия и разграничения компетенции федерального законодательства и международных договоров РФ в сфере регулирования иностранных инвестиций, как это установлено в Конституции Российской Федерации; введена «дедушкина оговорка», т.е. нераспространение на инвестиционные проекты в течение определенного времени изменений в российском законодательстве, негативно влияющих на деятельность инвесторов; подтверждено обеспечение гарантий защиты инвестиций; уточнен порядок регистрации коммерческих организаций с участием иностранного капитала в части разграничения компетенции Российской Федерации и ее субъектов и контроля за соблюдением норм законодательства в этой сфере; дана общая ссылка на возможность предоставления льгот инвесторам.

Одна из главных особенностей новых инвестиционных законов — почти полная отмена налоговых льгот специально для иностранных инвесторов (единственное оставшееся исключение — таможенные льготы для иностранных инвесторов на оборудование, ввозимое в качестве вклада в уставный капитал), что позволяет создать равные условия для отечественных и зарубежных инвесторов.

Еще одной особенностью является нормативно-правовое закрепление стабильности налогового режима с одновременным его снижением, что может способствовать снижению коммерческих рисков.

Новые законы не освобождают инвестора от уплаты повышенных экспортных пошлин, акцизов и НДС на российские товары, если после начала проекта будут приняты соответствующие законы.

Кроме того, для защиты прав и интересов юридических лиц и граждан предусматривается возможность внесения изменений в «условия инвестиционной деятельности» специальным федеральным законом. Эта возможность распространяется только на те изменения, которые вносятся в законодательство Российской Федерации и не имеет отношения к законам или нормативным актам, принимаемым ее субъектами. Учитывая, что понятие «защита прав и интересов юридических лиц и граждан» является достаточно широким, это положение существенно снижает эффективность «дедушкиной оговорки».

Вводимые законом нормы не конкретизированы как по срокам действия, так и по параметрам ухудшения экономических результатов деятельности иностранного инвестора. Не прописаны базовые параметры тех льгот, которые могут быть предоставлены иностранным инвесторам на уровне субъектов Федерации. Между тем, в настоящее время в этой области имеют место существенные различия.

Однако из закона неясно, как понятие «приоритетный инвестиционный проект» соотносится с уже существующими нормами и практикой заключения так называемых «инвестиционных соглашений» между иностранными инвесторами и государственными органами. В настоящее время заключение таких соглашений с инвесторами, осуществляющими прямые инвестиции в отрасли материального производства в размере не менее 100 млн. долларов США, регламентируется Указом Президента Российской Федерации от 25 января 1995 г. №73. На основании Указа Президента Российской Федерации от 5 февраля 1998 г. №135 заключаются крупные инвестиционные соглашения по производству современных автомобилей. Критерии отнесения соответствующих проектов к категории крупномасштабных в указанных документах не совпадают, различны и перечни предоставляемых льгот).

Законодательно не определено содержание процедуры составления Правительством Российской Федерации специального «перечня» приоритетных инвестиционных проектов, включение в который будет свидетельствовать о присвоении проекту статуса приоритетного и фактически означать введение дополнительной административной процедуры, которую должен будет пройти инвестор с целью обоснования приоритетности осуществляемого им проекта. Подобная формулировка критериев приоритетности проекта открывает возможности для лоббирования и административного произвола в вопросах, напрямую связанных с получением специального статуса и соответствующих ему льгот.

Положения упомянутых законов о гарантиях инвесторам тоже не решают полностью проблемы. Предусматриваемая ими компенсация ограничивается стоимостью осуществленной инвестиции, хотя убытки могут быть неизмеримо выше. Отсутствуют также положения, регламентирующие вопросы исполнения гарантий: к кому следует обращаться за выплатой компенсации, в какие сроки она должна выплачиваться, т.е. с какого момента пострадавший может прибегнуть к судебным процедурам для защиты своих интересов.

Таким образом, следует сделать вывод что Правительства обоих стран в последнее время много делают для привлечения инвестиций, свидетельством тому являются последние принятые законодательные акты,  формирование благоприятного инвестиционного климата.

В данной работе показана суть государственных и иностранных инвестиций, их структура и классификация, а также разумное применение их.
Необходимо также изыскивать внутренние (национальные) источники инвестиций, которые являются самыми надежными – самофинансирование.
Библиография:

  1. Данельян А.А. Регулирование режима иностранных инвестиций в рамках ВТО // Право и государство: теория и практика. – 2015. – № 12 (132) – С.75–78.
  2. Данельян А.А. «Зонтичные оговорки» в двусторонних инвестиционных договорах // Аграрное и земельное право. – 2015. – № 10 (130). – С. 103–108.
  3. Данельян А.А. Правовые аспекты политических рисков при осуществлении иностранной инвестиционной деятельности // Евразийский юридический журнал. – 2014. – № 5 (72). – С. 52–54.
  4. Данельян А.А. Международно-правовые гарантии возмещения убытков в ходе осуществления иностранной инвестиционной деятельности // Аграрное и земельное право. – 2014. – №3 (111). – С. 85–90.
  5. Данельян А.А. Международно-правовой механизм урегулирования инвестиционных споров // Аграрное и земельное право. – 2014. – №4 (112). – С. 103–108.
  6. Данельян А.А. Компенсация за национализацию и экспроприацию иностранной собственности в практике инвестиционного арбитража // Евразийский юридический журнал. – 2014. – № 4 (71). – С.32–34.
  7. Данельян А.А. Проблемы законности национализации и экспроприации иностранных инвестиций // Евразийский юридический журнал. – 2014. – №2 (69). – С. 65–67.
  8. Данельян А.А. Принудительное изъятие иностранных инвестиций: проблемы компенсации // Право и экономика. – 2014. – № 1 (311). – С. 58–63.
  9. Данельян А.А. Национализация иностранных инвестиций в международном инвестиционном праве // Право и государство: теория и практика. – 2014. – №2 (110). – С. 100–104.
  10. Данельян А.А. Международное экономическое право в условиях глобализации: проблемы развития // Право и государство: теория и практика. – 2014. – №1 (109). – С.127–132.
  11. Данельян А.А. Международная арбитражно-правовая защита иностранного инвестора // Аграрное и земельное право. – 2013. – № 11 (107). – С. 117–121.
  12. Данельян А.А. Институт национализации в международной нормативной системе // Евразийский юридический журнал. – 2013. – № 11 (66). – С. 26–28.
  13. Данельян А.А. Корпоративные споры с участием иностранных инвесторов // Евразийский юридический журнал. – 2013. – № 1 (56). – С. 43–47.
  14. Данельян А.А., Фархутдинов И.З., Магомедов М.Ш. Национально-правовое  регулирование   иностранных инвестиций в  России // Закон. – 2013. – № 1. – С.103–119.
  15. Данельян А.А. Дочерние фирмы в принимающих инвестиции государствах: международно-правовое регулирование деятельности и порядок разрешения корпоративных споров // Евразийский юридический журнал. – 2012. – № 10 (53). – С. 64–69.
  16. Данельян А.А. Международно-правовые источники урегулирования инвестиционных споров в  Евразийском пространстве // Евразийский юридический журнал. – 2012. – № 4 (47). – С. 21–24.
  17. Данельян А.А., Эседов Д.Г. Иностранный инвестор и государство в евразийском пространстве // Евразийский юридический журнал. – 2012. – № 3 (46). – С. 13–16.
  18. Данельян А.А. Иностранные инвестиции: некоторые аспекты взаимодействия международного и национального права // Евразийский юридический журнал. – 2011. – № 8 (39). – С. 57–60.
  19. Данельян А.А. Правовые вопросы инвестиционного сотрудничества государств в Евразийском экономическом пространстве // Право и жизнь. – 2014. – № 189 (3). – С. 164–178.
  20. Данельян А.А., Фархутдинов И.З. Международный инвестиционный арбитраж: Учебное пособие — М.; СПб., Центр гуманитарных инициатив, 2013. — 356 с.

Добавить комментарий

Войти с помощью: