Настоящая статья посвящена актуальной в научном и практическом контекстах тематике, непосредственно связанной с проблемами противодействия экстремизму и обеспечению социальной безопасности в современной России. Повышенное внимание уделяется социально-гносеологическим основам понимания экстремизма, а также его базовым видам, в том числе, молодежному экстремизму.
В качестве одного их главных выводов, к которым приходит автор, выступает концептуальный тезис, согласно которому современная российская система образования и обучения на всех уровнях не в достаточной мере занимается вопросами морально-нравственного и культурного воспитания молодежи, формированием таких качеств личности, как: патриотизм, веротерпимость, толерантность, чувство товарищества. Такие недоработки не способствует повышению эффективности противодействия молодежному экстремизму, снижают порог социальной безопасности.
Ключевые слова: экстремизм, молодежь, молодежный экстремизм, противодействие экстремизму, социальная безопасность, обеспечение социальной безопасности, образование, обучение, воспитание.
Countering extremism and social security
This article is devoted to relevant topics in the scientific and practical contexts that are directly related to the problems of countering extremism and ensuring social security in modern Russia. Increased attention is paid to the socio-epistemological foundations of understanding extremism, as well as its basic types, including youth extremism.
One of the main conclusions that the author comes to is the conceptual thesis that the modern Russian system of education and training at all levels does not adequately deal with the moral and cultural education of young people, the formation of personality traits such as patriotism, tolerance, tolerance, a sense of camaraderie. Such shortcomings do not contribute to increasing the effectiveness of counteraction to youth extremism, and lower the threshold of social security.
Keywords: extremism, youth, youth extremism, countering extremism, social security, ensuring social security, education, training, upbringing.
Рост проявлений экстремизма и одной из его основной разновидности – терроризма – в современной России представляет собой серьезную угрозу для стабильности, устойчивости и безопасности российского социума.
Так, по данным Главного управления правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в январе – марте 2020 г. в нашей стране возросло на 13,7 % (с 482 до 548) количество преступлений террористического характера, на 40,9 % (со 149 до 210) число деяний экстремистской направленности [9, с. 8].
Поэтому в российском многонациональном и поликонфессиональном обществе перманентно идет настойчивый поиск новых и комплексных мер, направленных на повышение эффективности противодействия экстремизму и обеспечения социальной безопасности. Об этом наглядно свидетельствуют не только многочисленные научные публикации представителей отечественного научного и экспертного сообщества за последние 15 – 20 лет, но и научно-практические конференции различного уровня [1, с. 33 – 40; 3, с. 271 – 274; 4, с. 69 – 86; 5, с. 89 – 95; 13, с. 198 – 199, и др.].
Исключительная практическая актуальность данной тематики детерминируют высокую востребованность научной разработки проблем противодействия экстремистским проявлениям в России. Прежде всего, речь идет о настоятельной необходимости всестороннего и глубокого изучения условий возникновения и закономерностей развития экстремизма в ХХI веке, степени его влияния на процессы развития гражданского общества, государственные структуры, и социально-политическую обстановку в стране в целом.
В связи с этим следует подчеркнуть, что перед научной общественностью и всеми, кто занимается вопросами противодействия различным формам экстремизма стоят большие и ответственные задачи по нахождению эффективных механизмов в борьбе с этим «социальным злом» и минимизации его последствий.
Представляется, что проведение специальных исследований, посвященным углубленному анализу широкого спектра проблем, непосредственного связанных с противодействием экстремизму, имеет существенное значение не только для обеспечения государственной безопасности и сохранения социально-политической стабильности в стране, но и для выживания демократического пути развития Российской Федерации как такового.
Первостепенное значение в данной сфере должно уделяться процессам образования, обучения и воспитания при помощи всех государственных и общественных структур российского общества. Главное – образование и обучение должно базироваться на получение глубоких и всесторонних знаний о социальной природе экстремизме и таких его проявлениях, как: ксенофобия, национализм, терроризм и т.д. в полном согласии с теоретическими основами. Безусловно, познания в этой области должны опираться на фундаментальную науку, а она, как известно, учит рациональному познанию и мышлению. Именно рациональное познание является неотъемлемой частью всех знаний.
Таким образом, тема современного экстремизма – это тема, которая вызывает не только теоретический интерес, но и вполне практическую потребность разобраться в социальной сущности данного социального феномена, в его характерных чертах и конкретных особенностях, поскольку современная Россия оказалась перед лицом вызова со стороны идеологии и практики экстремизма. И это в условиях, когда в стране нет системы идей, идеологии, которая консолидировала бы общество. Поэтому очень важно для каждого представителя молодежно-подростковой среды не оказаться экстремистом, как говорится, «не по своей воле».
Социально-гносеологические основания понимания экстремизма. Феномен «экстремизм» является одним из древнейших социальных явлений человечества и известен как форма принудительного воздействия на индивида и общество. Кроме того, экстремизм вполне можно трактовать и в качестве средства, предоставляющего реальную возможность для приобретения определенных материальных и иных преимуществ, а также для достижения вожделенной цели любыми путями.
Экстремизм (от лат «extremus» — «крайний») в самом общем виде характеризуется как приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила. Следовательно, под экстремизмом можно понимать стремление решать проблемы путем, выходящим за рамки, установленные демократией, как правило, с применением насилия. В частности, следует выразить солидарность с Н.Е. Макаровым, который в своей кандидатской диссертации, защищенной еще в 2006 г., выдвинул концептуальный тезис о том, что экстремизм представляет собой «процесс, включающий явление, заключающееся в борьбе за власть субъектов социальных отношений в политической, национальной, экономической, и иных сферах общественной жизни, использующих для достижения цели радикальные (агрессивные) способы и формы деятельности политического осмысления проблемы экстремизма» [12, с. 7].
Надо особо подчеркнуть, что исторически (традиционно) в научной литературе принято экстремизм рассматривать в двух его базовых разновидностях: как правый и левый [16]. Правый экстремизм ориентируется на национальные ценности, доводя их до абсолюта и противопоставляя свою нацию другим нациям. Для экстремизма этого толка характерна опора на национальные политические доктрины, идеи национальных деятелей прошлого и т.д. Правый экстремизм, как правило, активизируется на непродолжительное время, в периоды наибольшей угрозы со стороны левых сил. Особенно это наглядно проявлялось в свое время в действиях националистически хулиганствующих молодежных группировок. В отличие от обычных групп подростков, совершающих противоправные действия в виде хулиганства или вандализма с одной лишь «развлекательной» целью, несколько отдельно стоит экстремистски настроенная молодежь, получившая название «скинхеды», которая осуществляет схожие по форме выше приведенные действия, но уже, связывая их с определенной идеологией. Но вместе с тем, на наш взгляд, называть их в полном смысле этого слова «экстремистскими» будет не совсем точно.
Поясним свою мысль. Например, движение скинхедов носит преимущественно стихийный характер, а их действия используют диффузные формы насилия: погромы, драки, избиения и т.п. Скинхедовская агрессивность по своим действиям близка к проявлениям политического экстремизма, но не тождественна ему.
Левый экстремизм ориентируется главным образом на социальные ценности, на провозглашаемую социальную справедливость и намеревается добиваться их претворения в жизнь путем «классовой борьбы» против «буржуев», «капиталистов», «империалистов», «олигархов» и т.д. Мишенью для экстремизма данного вида являются представители бизнеса, государственные чиновники и сотрудники правоохранительных органов, сотрудничающие с правительством независимые специалисты (экономисты, юристы, журналисты) и т.д. Левый экстремизм активизируется тогда, когда происходит обострение внутренних кризисов.
С учетом этого обстоятельства, важно иметь в виду, что в ближайшую пару лет финансово-экономический кризис, спровоцированной так называемой «нефтяной войной», в России не закончится. Да еще нельзя сбрасывать со счетов все те проблемы социально-экономического характера как для личности и общества, так и для государства, которые генерирует набирающая обороты пандемия коронавируса.
Соответственно, неизбежно будет причины-основания для возможного обострения кризиса социокультурного и политического плана, в свою очередь, создавая новые предпосылки для всплесков обеих видов экстремизма. Необходимо учитывать и вероятность резкой активизация «спящего» сейчас левого экстремизма.
Именно поэтому важно, в целях усиления работы в обществе по противодействию экстремизму, определиться с вопросом: какая из классических форм экстремизма преобладает, сегодня в российском социуме? Если исходить из реальных фактов и статистических данных, фиксирующие экстремистские проявления в современном российском обществе, то, они, на наш взгляд, носят преимущественно правый характер.
Давая общую характеристику экстремизму, следует подчеркнуть, что, во-первых, его социальной базой выступают маргинальные слои, представители националистических, религиозных движений, недовольные существующей политической реальностью интеллигенция, молодежь и студенчество. Во-вторых, экстремизм не является четким и единым феноменом. В-третьих, являясь субъективным, термин «экстремизм» не имеет общепринятого определения [4, с. 69 – 86]. В-четвертых, главной чертой экстремизма, по мнению многих ученых, является, то, что его положения и выводы резко противоречат нормам и ценностям, принятым в данном обществе, и идут вразрез с ними.
В-пятых, по направленности и в зависимости от сферы своего проявления выделяется экстремизм политический [11, с. 16; 20, с. 118, и др.], националистический, религиозный [19, с. 99; 6, с. 51; 7, с. 86 – 94; 10, с. 4 – 9; 13, с. 199; 18, с. 862, и др.], информационный [15, с. 16, и др.], экономический, экологический, духовный [14, с. 211, и др.].
Кроме того, к базовым детерминантам экстремизма можно отнести и так называемый «черно-белый взгляд» на мир (то есть, категоричное деление всего на «хорошее и плохое», «добро и зло», «кто не с нами – тот против нас» и т.д.). Другая выразительная черта экстремизма – призыв к активности и действию, зачастую к агрессивной деятельности. При этом среди лидеров экстремистских группировок и организаций доминирует мнение, согласно которому именно насилие может помочь добиться желаемого результата. Но самое опасное заключается в том, что молодежь (молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет) остается основной силой и базовым человеческим «ресурсом» экстремистских организаций.
Своеобразие текущего момента, на наш взгляд, состоит в том, что сейчас не снимается с повестки дня важнейшая проблема: вполне вероятно усиление вызовов и угроз, напрямую сопряженных с проявлениями экстремизма политического характера [8, с. 11]. Следует однозначно признать справедливость утверждения Е.П. Олифиренко, согласно которому экстремизм представляет собой «вид неконвенциональной, противоправной политической активности» [17, с. 7].
Исходя из сказанного, считаем крайне важным при организации процессов образования и воспитания молодежи, учитывать не только объективные факторы общественной жизни, но и сам тип личности. Следует поэтому обращать внимание и на необходимость учета в воспитательном процессе существующих трудностей социализации молодежи по факту наличия различных типов личностей.
Науке и практике с учетом сказанных особенностей известна следующая типология:
а) гармонический тип личности. Отношение вокруг такой личности складываются нормальные и толерантные. Действия индивида этого типа характеризуются уважительным подходом к институту власти, существующим порядкам в обществе, государственному устройству, а также стремлением к выполнению своих гражданских обязанностей и т.д.;
б) гегемонистский тип. Человек данного типа характеризуется резко критическим отношением к любым социальным порядкам, политическим системам, властям, кроме тех, которые предлагаются им. Индивид такого тип претендует на особую роль своей собственной персоны в общественно-политической жизни общества, в оценке всего происходящего;
в) плюралистический тип. Это демократическая личность, которая признает равноправие в обществе, считается с мнением других граждан и готова изменить свои общественно-политические взгляды, оценки, если ошибочность их будет доказана;
г) конфликтный тип. Он тяготеет к разжиганию противоречий в обществе, коллективе, к созданию различного рода враждующих группировок в целях достижения своих интересов и целей;
д) конъюнктурный тип. У людей подобного склада общественно-политические взгляды и поведение всецело зависят от ситуации, к которой человек приспосабливается для обеспечения своих корыстных интересов. Самая отличительная черта этого типа – беспринципность, конформизм, продажность и т.д.
Принимая во внимание совокупность изложенного ранее, с нашей точки зрения, процесс образования и воспитания целесообразно соотносить с существующими мотивами участия личности в частной и общественной жизни. В политологии и социологии имеются теории, изучающие мотивы участия личности в различных сферах жизнедеятельности, знание которых важно учитывать в процессах образования и воспитания. В целом, можно выделить следующие типы мотиваций: прагматическую; мотивацию, обусловленную желанием приобщиться к историческому процессу; бескорыстную мотивацию; групповую мотивацию и т.п.
Исходя из сказанного, считаем крайне важным при организации процессов образования, обучения и воспитания молодежи использовать новые организационные структуры и механизмы работы с молодежью. Однако в настоящее время в российском обществе нет стратегических целей, объединяющей и консолидирующей идеи, которые сплотили бы не только молодое поколение, но и все слои общества в целом. В результате, серьезной научной проблемой обозначилась проблема обеспечения и укрепления социальной безопасности современной России.
Обеспечение социальной безопасности. В настоящее время становится все более очевидно, что ХХI век должен стать «веком безопасности». И не только для России, продолжающей все еще находиться в состоянии системного кризиса, но и для мира в целом. Давно уже приобрел аксиоматический характер принципиальный тезис о том, что процесс формирования механизмов обеспечения национальной и международной безопасности является основой самосохранения как каждого государства, так и всего мирового сообщества. И в ХХI веке не потеряла своей актуальность и истинность древняя и, по сути, вечная мудрость: народ, не создавший надежной системы безопасности, не имеет шансов на выживание в эпоху перемен, в новом мироустройстве.
Острой научной проблемой обозначилась проблема укрепления социальной безопасности с одновременным формированием чувства общенациональной российской идентичности у граждан Российской Федерации.
В этой связи важно подчеркнуть, что Россия будет мало реальных шансов стать конкурентоспособной в глобализирующемся мире, если у россиян не будет сформировано чувство гражданственности и государственного патриотизма, если ее народ не сплотится вокруг значимых и перспективных целей, достойных великой державы.
Сейчас приобретает исключительное значение работа по привитию чувства гражданственности и сопричастности каждого россиянина к своей стране, истории, традициям, к неувядаемой славе «поколения победителей», которая не подвержена девальвации и конъюнктуре, пока каждый российский гражданин будет помнить День Великой Победы.
Что же касается проблемы «социальной безопасности», то она до сих пор не получила достаточного внимания в отечественных исследованиях.
Более того, до настоящего момента отсутствует консолидированная и общепризнанная научная дефиниция понятия «социальная безопасность». Таким образом, налицо актуальная проблема научного определения данного понятия. Часть авторов позиционирует социальную безопасность в плане социальной защищенности населения, де-факто, сводя сущность к социальной политике, к социальной защите [2, с. 180 – 189]. Другая часть – настаивает на обязательной трактовке рассматриваемого понятия как синонима «общественной безопасности», которая, как известно, является составной частью национальной безопасности [1, с. 33 – 40].
Приходится констатировать, что в настоящее время проблема углубленного и комплексного научного исследования социальной безопасности еще не приобрела статус широкой общественной проблемы, а непосредственно исследования не получили должного развития. Практически, отсутствуют исследования социальной безопасности в политологии, не совсем оправдано отсутствие конфликтологического анализа социальной безопасности. Как было уже отмечено, социальная безопасность рассматривается либо в контексте социального измерения безопасности, либо в контексте социальных последствий экономической безопасности [2, с. 180 – 189], либо в системе национальной безопасности, либо в контексте глобализации, либо в контексте положения различных демографических и профессиональных групп населения в стране и т.д.
Следует отметить, что проблема социальной безопасности не изучена в надлежащим образом и с позиций социологической теории. А ведь только на основе социологических составляющих можно получить достоверные и полные представления о сущности безопасности как социального явления, которые могут быть положены в основание концепции национальной безопасности в виде социологической теории, вопреки представлениям все еще доминирующей так называемой «психологической» версии теории безопасности.
Представляется, что совершенно правы те авторы, которые считают, что «психологическая» версия теории безопасности не дает адекватного, полного осознания защищенности интересов субъекта от угроз. Более того, изложение соответствующих знаний в таких терминах, как: «угроза»; «вызов»; «защищенность», ─ это, по сути, психологическое изложение. В основу теории безопасности, таким образом, положено «чувство-оценка» ─ понятие, содержательно представляющее собой нагромождение эмоций.
В завершение данной публикации целесообразно сформулировать ряд выводов обобщающего плана.
1) Рост проявлений экстремизма в современной России продолжается (статистика неумолима). В стране существует латентная составляющая социальной напряженности, а внешнее спокойствие и политическая апатия основной массы населения обманчиво.
2) В российском обществе наблюдается накопление отрицательных эмоций среди граждан, а кажущуюся стабильность в стране не следует принимать за выражение того, что люди смирилась со своей нынешней участью жить в бедственном положении, адаптировались к ней и готовы признать нормой сложившееся положение вещей.
3) Люди «атомизированы»: партиям и профсоюзам не верят и не поддерживают их.
4) Отсутствие внятной молодежной политики отрицательно сказывается на самочувствии молодого поколения россиян: молодежь, в своей основной массе, выглядит крайне аполитично, большинство из них развивается в духе космополитизма и ориентируется на западную систему ценностей, нередко забывая о своих исторических корнях.
5) Современная российская система образования и обучения на всех уровнях не занимается в должной мере вопросами морально-нравственного и культурного воспитания молодежи, формированием таких качеств личности, как: патриотизм: веротерпимость: толерантность: чувство товарищества. Такие недоработки не способствует повышению эффективности противодействия молодежному экстремизму, снижают порог социальной безопасности.
DOI: 10.34790/IL.2019.2019.61425
Литература:
- Андреев А.П., Вихрян А.П., Смолик Н.Г. Социальная безопасность: проблемы научного определения // Актуальные проблемы социально-педагогической деятельности в контексте социальной безопасности в современном российском обществе: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Коломна, 29 сентября 2017 г. / под общ. ред. Р.Ф. Идрисова, А.П. Андреева, А.П. Вихряна, М.А. Ерофеевой, Е.Н. Белоус. – Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2017. – С. 33 – 40.
- Бондарев В.Г. Социальная политика как инструмент формирования социальной безопасности // Вестник Санкт-Петербургского университета. – Серия 6. – 2009. – Вып. 3. – С. 180 – 189.
- Быков Е.П. Информационный экстремизм: сущность, специфика и проблемы правовой детерминации // Средства массовой коммуникации в многополярном мире: проблемы и перспективы: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. Москва, РУДН, 8 ноября 2019 г. / сост. Е.Ю. Бурдовская, Г.Н. Трофимова, А.Д. Реброва, А.А. Сташкевич; под ред. В.В. Барабаша. – М.: РУДН, 2019. – С. 270 – 274.
- Быков Е.П., Вихрян А.П. Экстремизм как социальный феномен: проблемы научного и законодательного определений // Профилактика проявлений экстремизма и терроризма как фактор обеспечения социальной безопасности в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 19 апреля 2017 г. / под общ. ред. Р.Ф. Идрисова, Т.В. Волосовец, Р.А. Андриановой, А.П. Андреева, А.П. Вихряна. – М.: РУДН, 2017. – С. 69 – 86.
- Вихрян А.П. Радикализация сознания молодежи как питательная среда для проявлений экстремизма и терроризма: проблемы противодействия // Деструктивное влияние террора на политическую систему и правовую среду Российского государства. Всероссийская научно-практическая конференция. Под. ред. проф. О.И. Чердакова. – М.: Международный юридический институт, 2017. – С. 89 – 95.
- Володина Н.В. Религиозный экстремизм: сущность, причины возникновения и механизмы финансирования // Противодействие терроризму. Проблемы ХХI века ─ Counter-Terrorism. – 2011. – № 3. – С. 50 – 55.
- Володина Н.В., Жигоцкий П.Э. Исламистский религиозный экстремизм: правовой и философский аспекты // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. ─ 2014. ─ № 1. ─ С. 86 – 94.
- Гетц Р.Н. Современные технологии противодействия политическому экстремизму в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. полит. наук. ─ СПб, 2012. ─ С. 11.
- Главное управление правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Сборник «Состояние преступности в России: за январь – март 2020 года». М., 2020. С.8. URL: https://genproc.gov.ru/stat/data/1830654/ (дата обращения: 24.04.2020).
- Гогиберидзе Г.М., Вихрян А.П. Религиозно-политический экстремизм: вчера, сегодня, завтра // Противодействие терроризму. Проблемы ХХI века – Counter-Terrorism. – 2018. – № 3. – С. 4 – 9.
- Данилов П.А. Защита прав, свобод и законных интересов личности при противодействии экстремизму: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – СПб, 2011. – 31 с.
- Макаров Н.Е. Политический экстремизм как радикальная модель политического процесса и организация государственного противодействия экстремизму: дис. … канд. полит. наук. – Чита, 2006. – 161 с.
- Машекуашева М.Х., Арипшев А.М. Понятие и деструктивная сущность экстремизма // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Чебоксары, 2015. – С. 198 – 199.
- Мещерякова Э.И., Бочаров А.В. Контент-анализ взаимосвязей культурно-средовых идеологических факторов с понятием «экстремизм» в информационном поле Рунета // Вестник Томского государственного университета. – 2014. – № 389. – С. 211 – 216.
- Мозговой В.Э. Информационный экстремизм в условиях социокоммуникативных трансформаций российского общества: дис. … канд. социол. наук. – Краснодар, 2015. – 146 с.
- Морозов И.Л. Левый экстремизм как политический феномен второй половины XX – начала XXI веков: эволюция стратегии и тактики: дис. … д-ра полит. наук. ─ Саратов, 2010. ─ 409 с.
- Олифиренко Е.П. Молодежный религиозный экстремизм в современной России и пути его преодоления (на материалах Северо-кавказского федерального округа): дисс. …канд. полит. наук. – М., 2012. – 224 с.
- Рябченко А.Г. К вопросу об угрозе религиозного экстремизма в условиях формирования «новой информационной цивилизации» // Научные труды КубГТУ. Электронный сетевой политематический журнал. – 2018. – № 6. – С. 861 – 869. URL: http://ntk.kubstu.ru/file/2242 (дата обращения: 24.04.2020).
- Упорников Р.В. Политико-правовая интерпретация информационного экстремизма // Философия права. – 2007. – № 3(22). – С. 99 – 101.
- Хуако З.Ю. Политический экстремизм: информационный аспект по материалам социологического исследования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2012. – № 2. – С. 116 – 122.
References:
- Andreev A.P., Vihryan A.P., Smolik N.G. Social’naya bezopasnost’: problemy nauchnogo opredeleniya // Aktual’nye problemy social’no-pedagogicheskoj deyatel’nosti v kontekste social’noj bezopasnosti v sovremennom rossijskom obshchestve: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kolomna, 29 sentyabrya 2017 g. / pod obshch. red. R.F. Idrisova, A.P. Andreeva, A.P. Vihryana, M.A. Erofeevoj, E.N. Belous. – Kolomna: Gosudarstvennyj social’no-gumanitarnyj universitet, 2017. – S. 33 – 40.
- Bondarev V.G. Social’naya politika kak instrument formirovaniya social’noj bezopasnosti // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. – Seriya 6. – 2009. – Vyp. 3. – S. 180 – 189.
- Bykov E.P. Informacionnyj ekstremizm: sushchnost’, specifika i problemy pravovoj determinacii // Sredstva massovoj kommunikacii v mnogopolyarnom mire: problemy i perspektivy: materialy IX Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, RUDN, 8 noyabrya 2019 g. / sost. E.YU. Burdovskaya, G.N. Trofimova, A.D. Rebrova, A.A. Stashkevich; pod red. V.V. Barabasha. – M.: RUDN, 2019. – S. 270 – 274.
- Bykov E.P., Vihryan A.P. Ekstremizm kak social’nyj fenomen: problemy nauchnogo i zakonodatel’nogo opredelenij // Profilaktika proyavlenij ekstremizma i terrorizma kak faktor obespecheniya social’noj bezopasnosti v sovremennoj Rossii: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 19 aprelya 2017 g. / pod obshch. red. R.F. Idrisova, T.V. Volosovec, R.A. Andrianovoj, A.P. Andreeva, A.P. Vihryana. – M.: RUDN, 2017. – S. 69 – 86.
- Vihryan A.P. Radikalizaciya soznaniya molodezhi kak pitatel’naya sreda dlya proyavlenij ekstremizma i terrorizma: problemy protivodejstviya // Destruktivnoe vliyanie terrora na politicheskuyu sistemu i pravovuyu sredu Rossijskogo gosudarstva. Vserossijskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. Pod. red. prof. O.I. CHerdakova. – M.: Mezhdunarodnyj yuridicheskij institut, 2017. – S. 89 – 95.
- Volodina N.V. Religioznyj ekstremizm: sushchnost’, prichiny vozniknoveniya i mekhanizmy finansirovaniya // Protivodejstvie terrorizmu. Problemy HKHI veka ─ Counter-Terrorism. – 2011. – № 3. – S. 50 – 55.
- Volodina N.V., ZHigockij P.E. Islamistskij religioznyj ekstremizm: pravovoj i filosofskij aspekty // Vestnik RUDN. Seriya: YUridicheskie nauki. ─ 2014. ─ № 1. ─ S. 86 – 94.
- Getc R.N. Sovremennye tekhnologii protivodejstviya politicheskomu ekstremizmu v Rossijskoj Federacii: avtoref. dis. … kand. polit. nauk. ─ SPb, 2012. ─ S. 11.
- Glavnoe upravlenie pravovoj statistiki i informacionnyh tekhnologij General’noj prokuratury Rossijskoj Federacii. Sbornik «Sostoyanie prestupnosti v Rossii: za yanvar’ – mart 2020 goda». M., 2020. S.8. URL: https://genproc.gov.ru/stat/data/1830654/ (data obrashcheniya: 24.04.2020).
- Gogiberidze G.M., Vihryan A.P. Religiozno-politicheskij ekstremizm: vchera, segodnya, zavtra // Protivodejstvie terrorizmu. Problemy HKHI veka – Counter-Terrorism. – 2018. – № 3. – S. 4 – 9.
- Danilov P.A. Zashchita prav, svobod i zakonnyh interesov lichnosti pri protivodejstvii ekstremizmu: avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. – SPb, 2011. – 31 s.
- Makarov N.E. Politicheskij ekstremizm kak radikal’naya model’ politicheskogo processa i organizaciya gosudarstvennogo protivodejstviya ekstremizmu: dis. … kand. polit. nauk. – CHita, 2006. – 161 s.
- Mashekuasheva M.H., Aripshev A.M. Ponyatie i destruktivnaya sushchnost’ ekstremizma // Nauka, obrazovanie, obshchestvo: tendencii i perspektivy razvitiya: Sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. – CHeboksary, 2015. – S. 198 – 199.
- Meshcheryakova E.I., Bocharov A.V. Kontent-analiz vzaimosvyazej kul’turno-sredovyh ideologicheskih faktorov s ponyatiem «ekstremizm» v informacionnom pole Runeta // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. – 2014. – № 389. – S. 211 – 216.
- Mozgovoj V.E. Informacionnyj ekstremizm v usloviyah sociokommunikativnyh transformacij rossijskogo obshchestva: dis. … kand. sociol. nauk. – Krasnodar, 2015. – 146 s.
- Morozov I.L. Levyj ekstremizm kak politicheskij fenomen vtoroj poloviny XX – nachala XXI vekov: evolyuciya strategii i taktiki: dis. … d-ra polit. nauk. ─ Saratov, 2010. ─ 409 s.
- Olifirenko E.P. Molodezhnyj religioznyj ekstremizm v sovremennoj Rossii i puti ego preodoleniya (na materialah Severo-kavkazskogo federal’nogo okruga): diss. …kand. polit. nauk. – M., 2012. – 224 s.
- Ryabchenko A.G. K voprosu ob ugroze religioznogo ekstremizma v usloviyah formirovaniya «novoj informacionnoj civilizacii» // Nauchnye trudy KubGTU. Elektronnyj setevoj politematicheskij zhurnal. – 2018. – № 6. – S. 861 – 869. URL: http://ntk.kubstu.ru/file/2242 (data obrashcheniya: 24.04.2020).
- Upornikov R.V. Politiko-pravovaya interpretaciya informacionnogo ekstremizma // Filosofiya prava. – 2007. – № 3(22). – S. 99 – 101.
- Huako Z.YU. Politicheskij ekstremizm: informacionnyj aspekt po materialam sociologicheskogo issledovaniya // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1: Regionovedenie: filosofiya, istoriya, sociologiya, yurisprudenciya, politologiya, kul’turologiya. – 2012. – № 2. – S. 116 – 122.
Информация об авторе:
А. М. Юнусов, профессор кафедры историко-правовых и гуманитарных наук ГГТУ (Орехово-Зуево), руководитель Центра изучения социальных конфликтов и профилактики экстремизма и терроризма в молодёжной среде, доктор философских наук, профессор, академик РАЕН.
E-mail: dll99@mail.ru.
Information about the author:
A.M. Yunusov, professor, Department of Historical and Legal and humanities GGTU (Orekhovo-Zuyevo), head of the Center for the Study of Social Conflicts, Extremism and Terrorism Prevention in Youth Studies, doctor of philosophy, academician of the Academy of Natural Sciences.
E-mail: dll99@mail.ru