Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Противодействие инцесту в отношении биологических детей в Индонезии

Одной из форм сексуального отклонения является инцест, особенно опасен педофильный инцест — сексуальные отношения между людьми, которые связаны кровными узами, где жертвой является ребенок. Целями данного исследования являются ответы на следующие два вопроса: как осуществляется противодействие инцесту в отношении биологических детей в Индонезии и в чем заключается деятельность правоохранительных органов при расследовании случаев инцеста. Усилия правоохранительных органов по борьбе с преступлением инцестуозного сексуального насилия, особенно полиции и прокуратуры, добивались соблюдения закона как для преступника, так и для жертвы, и осуществляли судебное преследование в соответствии с действующим законодательством, как для защиты жертвы (ребенка), так и для назначения наказания преступнику. В работе были рассмотрены три случая инцестуозного сексуального насилия в отношении биологических детей, которые произошли в Самаринде, Индонезия.

Ключевые слова: инцест, сексуальное насилие, криминология, правоохранительные органы

Counteracting Incest Against Biological Children in Indonesia

Abstract. One of the forms of sexual deviation is incest, especially dangerous is pedophilic incest — sexual relations between people who are related by blood ties, where the victim is a child. The objectives of this study are to answer the following two questions: how is incest against biological children carried out in Indonesia and what is the activity of law enforcement agencies in investigating cases of incest. The efforts of law enforcement agencies to combat the crime of incestuous sexual violence, especially the police and the prosecutor’s office, sought to enforce the law for both the perpetrator and the victim, and prosecuted in accordance with the current legislation, both to protect the victim (the child) and to punish the perpetrator. The paper examined three cases of incestuous sexual violence against biological children that occurred in Samarinda, Indonesia.

Keywords: incest, sexual abuse, criminology, law enforcement

Педофильный инцест запрещен практически во всех странах мира и является конвенционным преступлением. Согласно ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), насилие – это «преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб»[1]. Насилие в отношении детей согласно определению ВОЗ — это «акт жестокого обращения или ненадлежащего обращения с детьми в форме физического, эмоционального, сексуального вреда, ухода и эксплуатации в коммерческих интересах, реальных или нет, которые могут поставить под угрозу здоровье, выживание, достоинство или развитие, здоровье, выживание, достоинство или развитие».

В Индонезии статья 30 Гражданского кодекса запрещает браки между близкими кровными родственниками, включая тех, кто находится по прямой (восходящей или нисходящей) и боковой линии, например братьями и сестрами, независимо от того, основаны ли отношения на законном или незаконном рождении[2].

Если ребенок рождается от этих отношений, это считается результатом инбридинга. «Инбри́динг (от англ. in – в, внут­ри и breeding – раз­ве­де­ние, раз­мно­же­ние), близ­ко­род­ст­вен­ное скре­щи­ва­ние, по­лу­че­ние по­том­ст­ва от ро­ди­те­лей, имею­щих не ме­нее од­но­го об­ще­го пред­ка. Та­кое по­том­ст­во на­зы­ва­ют ин­бред­ным»[3].

В индонезийском языке инцест определяется как «отношения, подпадающие под категорию сексуальных или брачных отношений, которые возникают между людьми, имеющими биологическое родство и рассматриваемое как нарушение обычных, правовых или религиозных норм»[4]. По мнению С. С. Садарджоэн, инцест — это «сексуальные отношения, совершенные двумя людьми, которые имеют сильные / тесные семейные связи, например отцы со своими дочерями, матери со своими сыновьями или с другими биологическими членами семьи»[5].

Половая связь между людьми любой степенью родства, будь то добровольная или принудительная, считается инцестом. Практика инбридинга или инцеста решительно осуждается как религиозными учениями, так и государством Индонезия. Инбридинг обычно определяется как брак между близкими родственниками, и потомство таких союзов называется детьми инбридинга[2].

Несмотря на запрет государством и религией, инцестуозные браки по-прежнему широко распространены в Индонезии, они происходят либо осознанно, либо мотивированы актом сексуального насилия в семье виновного в детском возрасте. Согласно данным, полученным от Индонезийской комиссии по защите детей (KPAI), в 2010 году в Бенгкулу было зарегистрировано 13 случаев инцеста с жертвами в возрасте до 18 лет, в то время как в Северной Суматре было 37 жертв.

Количество случаев инцеста в Индонезии даже привлекло внимание министра-координатора по вопросам развития человека и культуры М. Эффенди, который посетил деревню Кребет в округе Понорого, которую часто называют «деревней идиотов» из-за высокого уровня инвалидности и задержки психического развития детей в поселении. Считается, что это является результатом инцеста, который повсеместно развился в деревне.

Индонезия, в основном, мусульманская страна и исламское право широко применяется в религиозных судах. Суды руководствуются «Сборником исламского права» (Kompilasi Hukum Islam), в качестве справочного материала для судей религиозных судов при рассмотрении и принятии решений. Религиозные суды являются частью судебной системы Индонезии и действуют под надзором Верховного суда, который обладает абсолютной властью, что указано в статье 49 Закона № 3 от 2006 года[6]. Авторитет и абсолютная власть религиозных судов распространяются на все споры в мусульманской общине, например споры в браке, наследовании, завещаниях, грантах, экономике и др.

Статья 39 «Сборника исламского права» запрещает браки людей, связанных кровным родством (с матерью или братом или сестрой), браком (с бывшей женой или ее потомками) и грудным вскармливанием (с женщиной, которая кормила грудью человека или его детей). Инбридинг считается недействительным браком в Индонезии[7].

Важно, что статья 869 Гражданского кодекса Индонезии гласит, что «дети от прелюбодеяния или инбридинга не имеют права претендовать на наследство от своих родителей, а только получают необходимое содержание от своей матери и отца». А ребенок от инбридинга или незаконного брака не имеет права наследовать от своей матери или отца, но имеет право на достойную жизнь и получать содержание от обоих родителей. Однако ребенок, не вступивший в брак, может получить наследство по завещанию, написанному родителями[2].

Проблема заключается в том, что на практике инцестуозное поведение по-прежнему широко распространено в Индонезии. Большая часть такого поведения воплощается в форме сексуального насилия, особенно в отношении детей. Согласно данным, взятым из Ежегодного отчета (CATAHU) Национальной комиссии по насилию в отношении женщин (Komnas Perempuan) в 2022 году, за год было зарегистрировано 433 случая инцеста, причем наиболее распространенными виновниками были биологические отцы[8].

Инцест высоко латентен в индонезийском обществе и тема эта  малообсуждаема в обществе. Например, в г. Самаринда рабочий лесозаготовительного завода П (67) насиловал двух дочерей в возрасте 19 и 16 лет в течение многих лет, а именно с 2012 по апрель 2019 года[9]. А в 2020 году в этом же городе, Н., 55-летний рабочий неоднократно совершал сексуальное насилие по отношению к своему 6-летнему ребенку.

В Индонезии тоже признано, что в случае, если ребенок становится жертвой инцестуального сексуального насилия, это напрямую и существенно влияет на его психологическое и физическое состояние.

Роль государства должна заключаться в обеспечении защиты детей, особенно в обеспечении строгих санкций для лиц, совершивших педофильный инцест. Национальный Уголовный кодекс Республики Индонезия[13] (далее — УК РИ) не является единственным источником уголовного права, современная индонезийская модель уголовно-правового противодействия насилию над детьми основана на Законе № 23 от 2002 года о защите детей[10].

Следует указать, что отдельные индонезийские исследователи считают предусматриваемое законом о защите детей наказание мягким и не оптимальным для сокращения числа случаев сексуального насилия в отношении детей[11].

Статей 15а данного закона утверждается понятие насилия — это любое действие в отношении ребенка, которое приводит к физическим, психологическим, сексуальным страданиям или мучениям и/или пренебрежению, включая угрозы совершения действий, принуждение или незаконное лишение свободы. Статья 76С предусматривает, что каждому человеку запрещается совершать, допускать, приказывать или участвовать в совершении насилия в отношении детей. Статья 76D говорит о том, что каждому человеку запрещено совершать насилие или угрожать насилием с целью принуждения ребенка к половой связи с ним или другим лицом.

Жертвы редко сообщают властям о виновных в инцестуозных сексуальных преступлениях родственниках, из-за страха, считая, что таким образом они опозорят доброе имя семьи и подвергнутся дальнейшему насилию со стороны преступника. А отсутствие правовой защиты жертв оставило многие случаи инцеста безнаказанными.

Поэтому регулирование инцеста в Индонезии должно быть реформировано, чтобы наказать виновных в этих преступлениях, что может стать прекрасной превентивной мерой для виновных и иных лиц, независимо от того, достигло ли наказание справедливости для жертв инцеста.

Масштабы инцеста сильно отличаются от иных сексуальных преступлений в целом из-за особых отношений в семье между преступником и жертвой[12].

Сексуальное насилие в Индонезии определяется как половой акт, осуществляемый путем принуждения неестественным и нежелательным образом, этот метод может быть в форме орально-генитальных, генитально-генитальных, генитально-ректальных актов, сдавливания груди, обнажения половой анатомии и демонстрации порнографии, что обычно осуществляется с психологическим или физическим давлением, которое часто интерпретируется как акт изнасилования.

Инцест описан в Уголовном кодексе Индонезии в статье 294, пункт (1): «Тот, кто совершает непристойные действия со своим ребенком, пасынком, приемным ребенком, ребенком, находящимся под его надзором, который еще не является совершеннолетним, или с несовершеннолетним, забота, воспитание или опека над которым ему поручены, или со своим слугой или подчиненным, который еще не является совершеннолетним, наказывается максимальным тюремным заключением на срок семь лет»[13].

Субъектом преступления, предусмотренного п. 1 ст. 294 является лицо, которое совершает действия, противоречащие приличиям, с собственным ребенком, пасынком, приемным ребенком или усыновленным ребенком, который еще не достиг совершеннолетия, или с несовершеннолетним, забота, воспитание или опека которого были поручены виновному, и с слугой или подчиненным, который еще не достиг совершеннолетия.

Инцест заключается не только в сексуальном насилии, но и в принуждении к половому акту (изнасилованию), которое в статье 294 Уголовного кодекса не включено.

Случаи инцеста в Индонезии в последнее время возросли, что свидетельствует об отклонении моральных ценностей, религии и обычаев, принятых в обществе[14].

Что касается инцеста, сообщество играет очень важную роль в предотвращении преступления, потому что на основе теории социального контроля можно выявлять случаи инцеста в семьях.

В г. Самаринда в 2019–2021 годах было зарегистрировано 3 случая инцестуозного сексуального насилия в отношении биологических детей, а именно 1 случай в 2019 году, 1 случай в 2020 году и 1 случай в 2021 году. Кроме того, было выявлено 2 случая инцестуозного сексуального насилия в отношении братьев над сестрами в 2020 и 2021 годах.

Так, П., 52 лет занимался сексом со своими двумя детьми, поскольку считал, что дети не понимают, что делает его отец, и не могут сообщить об этом. При этом дочь С. страдала умственной отсталостью, проводила больше времени дома, поскольку не ходила в школу, а у преступника также не было работы, что стимулировало преступника вступать в половую связь со своими детьми.

Н. 55 лет приставал к своему сыну, поскольку мальчик часто появлялся перед преступником голым, что возбуждало преступника. Преступник С. 42 лет приставал к ребенку и занимался с ним содомией, поскольку преступник был уверен, что сын не осмелится сообщить никому.

В Индонезии уделяется существенное внимание физическим, психологическим и восстановительным потребностям жертв инцеста, развито сотрудничество с социальными работниками.

Для обеспечения законности в случаях инцеста необходимы усилия со стороны сотрудников полиции, прокуроров и других правоохранительных органов, потому что это деликатное дело, требующее внимательного, щадящего рассмотрения, учитывая, что это входит в сферу семьи между биологическими родственниками[15].

Какие криминологические факторы влияют на распространение инцеста в Индонезии?  Признано, что это — недостаток и отсутствие образования преступников, а также тотальная бедность. Так двое их трех виновных не имели постоянной работы, также преступники не думали о последствиях сексуального насилия, совершенного в отношении их детей. Все трое преступников совершили акты сексуальное насилие со своими детьми осознанно и совершали их много раз, когда жен не было дома. Матери жертв не знали, что их дети стали жертвами сексуального насилия со стороны отцов, но одна мать жертвы знала, но думала, что огласка опозорит семью.

Прилагая усилия по обеспечению соблюдения уголовного законодательства, предупреждающее инцест, полиция также столкнулась с несколькими препятствиями, а именно:

1.Большинство случаев инцеста происходят в семье, поэтому полиции трудно обнаружить и отследить сам факт инцеста, а также из-за неграмотности иных граждан, осведомлённых о случаях инцеста, но не сообщающих в полицию, так как имеют страх иметь дело с полицией.

2. Как только преступник узнает, что на него подали заявление в полицию, он обычно убегает и прячется.

3. Следователям трудно получать информацию у жертв, поскольку они пережили серьезную психическую и физическую травмы.

4. Во время расследования и даже в суде преступник не признается в совершении инцеста.

5. Те, кто могут быть свидетелями, являются матерью жертвы или женой преступника и даже обвиняют ребенка в том, что он лжет и говорят, что ребенок тот, кто любит своего собственного отца. И есть еще случаи, когда жена/мать жертвы, молчит, потому что она боится преступника.

Поэтому при работе с жертвами сексуального насилия в Индонезии уделяется внимание ребенку-жертве, поскольку он еще несовершеннолетний, и психологически потрясен, поскольку жертва подвергаются неблагоприятному обращению со стороны своих собственных родителей, которые являются самыми близкими ему людьми.

В случае, если обвиняемый не признается, это не является препятствием, поскольку есть доказательства, что инцест имел место. К каждой жертве применяется свой подход, который требует учета психологического уровня или травмы ребенка, ставшего жертвой инцеста.

Таким образом, при поиске причин инцеста правоприменители должны проанализировать факторы, которые заставляют преступников совершать преступления. А общество должно поддерживать ценности справедливости, правовой определенности и социальных благ.

  1. Всемирный доклад о насилии и здоровье. Женева: ВОЗ, 2002.  С. 5:
  2. Indonesian Civil Code [электронный ресурс] URL :  https://www.trans-lex.org/602560/_/indonesian-civil-code%C2%A0 (дата обращения: 10 января 2025 г.).
  3. Инбридинг [электронный ресурс] URL :  https://old.bigenc.ru/biology/text/2007154?ysclid=m78ty8ipgc553707625  (дата обращения: 10 января 2025 г.).
  4. Большй индонезийский словарь [электронный ресурс] URL :  https://kbbi.kemdikbud.go.id/entri/inses (дата обращения: 10 января 2025 г.).
  5. Sawitri Supardi Sadarjoen (2015), Bunga Rampai Kasus Gangguan Psikoseksual. Refika Aditama Bandung. Pp. 76.
  6. Kompilasi Hukum Islam [электронный ресурс] URL :  https://percaindonesia.com/wp-content/uploads/2013/12/KOMPILASI_HUKUM_ISLAM.pdf (дата обращения: 10 января 2025 г.).
  7. Bilalu, Naskur & Jamal, Ridwan & Harun, Nurlaila & Subeitan, Syahrul. (2022). Compilation of Islamic Law as Judge’s Consideration at a Religious Court in North Sulawesi, Indonesia. Samarah: Jurnal Hukum Keluarga dan Hukum Islam. 6. 514.
  8. Tahun Catatan Tahunan Komnas Perempuan [электронный ресурс] URL :  https://komnasperempuan.go.id/catatan-tahunan (дата обращения: 10 января 2025 г.).
  9. Kasus Incest Ayah kepada 2 Anaknya di Samarinda Terungkap dari Curhat Korban ke Teman [электронный ресурс] URL :  merdeka.com/amp/peristiwa/kasusincest-ayahkepada-2-anaknya-di-samarindaterungkap-dari-curhat-korban-keteman.html (дата обращения: 10 января 2025 г.).
  10. Child Protection Law And The Media: Indonesia Experience [электронный ресурс] URL :  https://www.researchgate.net/publication/356593660_CHILD_PROTECTION_LAW_AND_THE_MEDIA_INDONESIA_EXPERIENCE (дата обращения: 10 января 2025 г.).
  11. Elimination of child labour, protection of children and young persons [электронный ресурс] URL :  https://natlex.ilo.org/dyn/natlex2/r/natlex/fe/details?p3_isn=63103 (дата обращения: 10 января 2025 г.).
  12. Sabian Utsman, Basics of Legal Sociology: Equipped with Legal Research Proposals (legal Research), Yogyakarta: Learning Library, 2013. Cet. 3. p. 310.
  13. 10.  Indonesian Penal Code [электронный ресурс] URL :   https://www.wipo.int/wipolex/ru/legislation/details/2256 (дата обращения: 10 января 2025 г.).
  14. Anang Priyanto, 2012, Criminology, Yogyakarta: Ombak, p. 20-21
  15. Erawaty, Rika & Apriyani, Rini & Kuspraningrum, Emilda & Putra, Mahendra & Bahar, Rena. (2024). Law Enforcement of Incest Sexual Violence Against Biological Children Viewed from Criminology.



Информация об авторе:

Пудовочкин Юрий Евгеньевич, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права Московского государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

Уварова Ирина Александровна, кандидат юридических наук, доцент,  Заведующий кафедрой  уголовного права и процесса Московского Университета имени С.Ю.Витте (МУИВ).



Information about the author:

Pudovochkin Yuri Evgenievich, Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Criminal Law at the Moscow State Law University named after O.E. Kutafin (MSAL).

Uvarova Irina Aleksandrovna, Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Department of Criminal Law and Procedure at the Moscow University named after S.Yu. Witte (MUIV).

Добавить комментарий

Войти с помощью: