Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Противодействие преступлениям коррупционной направленности в республике Сингапур: анализ передового опыта

В научной статье рассматривается зарубежный опыт противодействия преступлениям коррупционной направленности на основе анализа законодательства Республики Сингапур, международных правовых актов в области борьбы с коррупцией, положительного опыта правоприменительной практики, официальной статистики, различных научных подходов и авторского понимания о преступлениях указанной категории.

Ключевые слова: коррупция, преступления коррупционной направленности, борьба с коррупцией, Сингапур, зарубежный опыт.



Countering corruption-related crimes in the republic of Singapore: analysis of best practices

Annotation. The scientific article examines foreign experience in countering corruption-related crimes based on an analysis of the legislation of the Republic of Singapore, international legal acts in the field of combating corruption, positive experience in law enforcement practice, official statistics, various scientific approaches and the author’s understanding of crimes of this category.

Keywords: corruption, corruption-related crimes, anti-corruption, Singapore, foreign experience.

Актуальность противодействия преступлениям коррупционной направленности

Коррупция является проблемой для всех государств. Основная опасность этого явления заключается в том, что оно негативно влияет как на процесс правового регулирования общественных отношений, так и на основы государственного устройства. Кроме того, преступления коррупционной направленности находятся в тесной взаимосвязи с другими общественно опасными деяниями[1] и способствуют распространению преступности в целом.

Отдельно стоит отметить, что коррупция нередко связана с преступлениями транснационального характера. Как отмечается в преамбуле Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции «…коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран» (преступления транснационального характера с использованием коррупции проявляются в виде подкупа должностных лиц иностранного государства с целью получения возможности осуществлять экономическую деятельность в каком-либо государстве или приобретения каких-либо преимуществ). Это во многом обусловливает необходимость консолидации усилий государств, в особенности имеющих тесные экономические и политические связи, какими являются государства – члены Организации Договора о коллективной безопасности[2] в поиске основных направлений и средств противодействия данному феномену[3].

Анализ зарубежного опыта по вопросам противодействия преступлениям коррупционной направленности имеет безусловную значимость для успешной нормотворческой и в дальнейшем правоприменительной деятельности, поскольку положительное использование различных форм и методов такого противодействия иностранными государствами может быть успешно адаптировано либо использовано при решении задач, возложенных на уполномоченные правоохранительные органы при обеспечении экономической безопасности.

В последнее время в ряде зарубежных государств осуществлены попытки по совершенствованию антикоррупционного национального законодательства. К настоящему времени созданы и реализуются уголовно-правовые механизмы, направленные на борьбу с коррупцией, однако все еще имеются проблемы в этой сфере.

Как показала предварительная проработка темы, по мнению многих исследователей, передовым опытом по противодействию преступлениям коррупционной направленности обладает Республика Сингапур, что подтверждается результатами ряда проведенных исследований[4].

Историческая справка

Борьба с коррупцией стала одним из основных направлений деятельности правительства Республики Сингапур с 1959 года, когда государство получило независимость от Великобритании. Противодействие преступлениям коррупционной направленности с тех пор стало стратегическим принципом системы управления Сингапура.

Изменить отношение населения к совершению преступлений коррупционной направленности, усовершенствовать формы и методы борьбы с этим негативным явлением и сделать антикоррупционную политику государства одной из наиболее эффективных во всем мире смог Ли Куан Ю, который со своей партией «Народное действие» в июне 1959 г. победил на выборах и занял должность премьер-министра.

Решимость, с которой Ли Куан Ю взялся за осуществление своих реформ, лучше всего характеризует его заявление: «Хочешь победить коррупцию, будь готов отправить за решетку своих друзей и родственников»[5]. В своих мемуарах политик неоднократно подчеркивает, как насаживал принцип господства закона и равенства всех перед ним, независимо от занимаемой должности, родственных и дружественных связей.

Пришедшее к власти правительство считало, что для того чтобы преодолеть должностные преступления следовало уничтожить старую схему: власть – деньги – коррупция.

С этой целью Министерство финансов разработало специальную антикоррупционную программу, которая включала в себя ряд необходимых мер. Одной из важнейших мер эффективного противодействия преступлениям коррупционной направленности стало повышение зарплат чиновникам.

Ли Куан Ю модифицировал общепринятую систему доходов высших должностных лиц. Кроме того, партия «Народное действие» также позаботилась о формировании независимых СМИ, которые бы непредвзято освещали все коррупционные скандалы.

Антикоррупционное законодательство

Антикоррупционное законодательство Сингапура строится на рациональной основе с конкретно сформулированными правилами, которым должны следовать все граждане, независимо от социального статуса или положения.

Основным сингапурским законом в сфере борьбы с коррупцией является Закон «О предотвращении коррупции»[6] от 17 июня 1960 г., который регулирует первичные коррупционные преступления и полномочия исполнительного органа. Также имеется принятый в 1960 г. Закон «О коррупции, торговле наркотиками и других серьезных преступлениях», который предусматривает арест и конфискацию доходов лица, признанного виновным в совершении преступления коррупционной направленности. С момента вступления в силу в указанный закон были внесены многочисленные поправки в целях роста полномочий должностных лиц по расследованию коррупционных действий, ужесточения наказаний за коррупцию и закрытия правовых коллизий в регулируемой сфере.

Антикоррупционное законодательство Сингапура имеет отличительные особенности, к которым можно отнести:

1. Возможность расследования коррупционных преступлений как в государственном, так и в частном секторе, что позволяет более эффективно вычислять взяткодателей.

2. Презумпция виновности по отношению к преступлениям коррупционной направленности. Иными словами, государственный служащий, обвиняемый в суде в совершении коррупционного преступления, обязан доказать, что средства получены не коррупционным путем. Если человек не может доказать свою непричастность, то по усмотрению суда предполагается, что он получил выгоду коррупционным путем.

3. Антикоррупционное законодательство Сингапура уполномочивает суд предписывать получателям взяток уплатить штраф в размере взятки, помимо полученного наказания в виде штрафа и / или лишения свободы.

4. Процесс правосудия в Сингапуре прозрачный, поскольку все судебные разбирательства являются открытыми, с публичными слушаниями. Решения документируются и подлежат проверке со стороны общественности. Как сторона обвинения, так и защиты могут обжаловать любое решение, принятое судами.

В 1989 г. в законодательстве о противодействии коррупции Сингапура была усилена ответственность за совершение преступлений коррупционной направленности. Оно позволяет не только назначать провинившимся тюремный срок до 5 лет и штраф 100 тыс. долларов, но и конфисковать все имущество, полученное незаконным путем.

В настоящее время по сингапурскому законодательству наказание за преступления коррупционной направленности предусматривают санкцию в виде штрафа до 100 тыс. сингапурских долларов (приблизительно 74 тыс. американских долларов) или лишение свободы сроком до 5 лет, либо и то, и другое за каждый доказанный коррупционный эпизод. Если коррупционное преступление связано с действиями государственного служащего, то штраф составит 100 тыс. сингапурских долларов или лишение свободы сроком до 7 лет, либо и то, и другое за каждый доказанный эпизод[7].

К числу нормативных правовых актов, регламентирующих методы противодействия преступлениям коррупционной направленности в Сингапуре, относится закон «О парламенте».

Указанный закон запрещает парламентариям Сингапура принимать участие в функциях парламента в том случае, если это может быть связано с личной заинтересованностью самого парламентария. Им запрещено принимать различного рода подарки или предъявлять требование о предоставлении определенной выгоды за реализацию своих полномочий. При нарушении изложенных запретов парламентарий лишается свободы сроком на 7 лет. Для того чтобы к парламентарию была применена данная мера наказания, члены парламента должны дать свое согласие.

Закон «О политических пожертвованиях» был принят в Сингапуре в 2000 г. Данный правовой акт был разработан в целях предотвращения политической коррупции. Содержание указанного закона направлено на то, чтобы предотвратить попытку влияния на лиц, представляющих политическую элиту страны, путем предоставления им всевозможной награды. Под наградой закон понимает «подарок, любое имущество, прямую или косвенную оплату расходов на выборы, услугу, оборудование и т.д.»[8].

Институциональные субъекты противодействия преступлениям коррупционной направленности

В 1952 году было сформировано Бюро по расследованию коррупционных практик (Corrupt Practices Investigation Bureau, CPIB), которое находится в непосредственном подчинении у премьер-министра.

В сферу ответственности CPIB входят проверки злоупотребления государственных чиновников и информирование о них соответствующих органов для последующего принятия решения по конкретному делу. Бюро отвечает за соблюдение принципа честности и неподкупности на государственной службе, а также занимается изучением методов работы с подверженными коррупции государственными органами с целью обнаружения недостатков в системе управления. Если возникает риск коррупционных преступлений, CPIB отдает рекомендации главам отделов для принятия соответствующих мер.

Бюро занимается не только контролем и реализацией антикоррупционной политики, но и расследованиями с достаточно широкими полномочиями.

Сотрудники CPIB имеют право:

  • проводить обыски;
  • требовать предоставления любых документов;
  • осуществлять аресты;
  • карать за неподчинение;
  • привлекать свидетелей к допросам.

Им также разрешено изучать деятельность родственников и поручителей подозреваемого, проверять любые банковские, долевые и расчетные счета и финансовые документы.

Большое внимание уделяется противодействию преступлениям коррупционной направленности в бизнесе. CPIB разработало и издало «Практический антикоррупционный гид для бизнеса», который содержит рекомендации по противодействию преступлениям коррупционной направленности и ссылки на статьи нормативных документов из указанной сферы. Большое внимание в Гиде уделяется превентивным мерам в противодействии коррупционным преступлениям, в том числе и разработке и внедрению кодекса этики в организации.

Под коррупцией в Гиде понимается получение, дача или просьба предмета подкупа или взятки. Выделяется большое количество предметов взятки или подкупа: деньги, собственность, половой акт, обязательство в совершении действия в будущем, услуга. По мнению авторов Гида, ключевые моменты при реализации антикоррупционной политики организации заключаются в декларировании намерения следовать требованиям сингапурского антикоррупционного законодательства, осуждении любых форм коррупции, поддержке и защите инициатив по разоблачению коррупционных действий, внедрению систем мониторинга подозрительных процессов и операций, аудита и комплаенса[9].

Внимания заслуживают разработанные CPIB критерии оценки восприятия коррупции в Сингапуре, позволяющие проводить мониторинг качества собственной работы.

Особым полномочием CPIB является доступ ко всем счетам граждан. Так Бюро может отслеживать количество денежных средств, находящихся в распоряжении у чиновников, их родственников и друзей. Соответственно, если счет больше возможной заработанной суммы, то это становится доказательством участия в коррупционной деятельности.

О фактах совершения преступлений коррупционной направленности можно заявить лично в офисе Бюро, по телефону, по факсу, с помощью электронной почты или через личный кабинет на специальном сайте. Все поданные заявления рассматриваются специализированным комитетом. Если в заявлении содержится информация, не относящаяся к фактам совершения указанных преступлений, то она перенаправляется в профильное ведомство, в остальных случаях проводится расследование. Все жалобы рассматриваются в срок до 14 дней, если в жалобе есть информация о совершенном преступлении коррупционной направленности, то принимаются незамедлительные меры по задержанию лиц, причастных к совершению такого преступления.

Для воспитания и развития государственных служащих в Сингапуре существует несколько структур, одна из которых – Public Service Division (PSD), также находится в ведении офиса премьер-министра государства. В состав PSD входит специальное высшее учебное заведение, своего рода университет госслужбы[10].

Один из последних проектов, созданный в рамках указанной структуры, – программа «Госслужба 21 века». Она предполагает максимальное содействие развитию не только рабочего, но и творческого потенциала чиновников, создание комфортной психологической среды на государственной службе.

Правоприменительная практика

Рассматривая успешную правоприменительную практику в Сингапуре, одним из самых громких расследований последних лет является дело «Толстого Леонарда».

Сингапурский бизнесмен Леонард Глен Франциск преступным путем с использованием мошеннических схем получил около 49 млн. долл., принадлежащих Военно-морскому ведомству США. Им было подкуплено около 30 сотрудников ВМС США, аресты по этому уголовному делу происходили, в том числе, за пределами Сингапура. Обвиняемым была признана вина, и в соответствии с сингапурским законодательством ему грозит наказание до 25 лет лишения свободы.

По мнению следователей, в деле еще множество нерасследованных эпизодов, под проверкой находятся около 200 человек. В 2017 г., по данным CPIB, были привлечены к уголовной ответственности два бывших сотрудника Военно-воздушных сил Сингапура за мошеннические действия в отношении организации работодателя.

Прокуратура Сингапура 18 января 2024 г. официально предъявила обвинение за совершение преступления коррупционной направленности министру транспорта страны Субраманиаму Исварану.

Это стало первым за почти 40 лет коррупционным делом с участием министра правительства в Сингапуре.

Всего Исварану было предъявлено 27 обвинений, включая получение ценных вещей в качестве государственного служащего и воспрепятствование осуществлению правосудия.

В обвинительном заключении утверждается, что малазийский миллиардер Онг Бенг Сенг подарил министру «ценные вещи» стоимостью около 119 тысяч долларов в качестве взятки в обмен на продвижение его деловых интересов. Подарки включали авиабилеты бизнес-класса, проживание в дорогих отелях, билеты на Гран-при «Формулы-1», футбольные матчи английской премьер-лиги и мюзиклы Вест-Энда. Обвинения охватывают период с 2015 по 2021 гг.[11]

Интересен факт, что преступления коррупционной направленности могут совершать также субъекты им противодействующие, что подтверждает правоприменительная практика Сингапура. Так, в 2014 г. к лишению свободы сроком на 10 лет был приговорен помощник директора CPIB за хищение 1,76 млн. долл.

Выводы

Изучив опыт Сингапура можно сделать вывод, что осуществляемая антикоррупционная политика достаточно проста и методична. Но при этом на уровне законодательства разработаны строгие меры, которые не дают возможности совершить преступление коррупционной направленности.

Пример Сингапура демонстрирует, что благодаря политической воле, эффективным изменениям в законодательстве, независимости судебного корпуса вполне реально свести коррупцию к очень низкому уровню всего за несколько лет.

Проведенный анализ особенностей противодействия преступлениям коррупционной направленности в Сингапуре позволяет сформировать представление об основах передовой национальной антикоррупционной стратегии, развитие которых необходимо в других государствах.

Для эффективного противодействия преступлениям коррупционной направленности в государствах – членах ОДКБ необходимо изучать и заимствовать положительный опыт уголовно-правовых средств борьбы с коррупцией в тех странах, в которых удалось добиться значительного снижения ее уровня, учитывая сведения официальной статистики, разработку новых форм и методов противодействия преступлениям коррупционной направленности и результатов изучения ее взаимосвязи с государственной изменой и иными видами преступлений.


Список использованных источников

1. Prevention of Corruption Act. Singapore Statutes Online Plus. [Электронный ресурс]. http: // sso.agc.gov.sg/ Act/PCA1960?ProvIds=legis#legis.

2. Public Service Division / [Электронный ресурс]. http: // psd.gov.sg/.

3. Republic of Singapore, Government Gazette Acts Supplement. Singapore: Singapore National Printers, 1989. № 13.

4. Sun T.W. Governing Singapore: The Group Representation Constituency (GRC) System and Its Effect on Inclusiveness and Electoral Participation // Asian Education and Development Studies. 2015. 4 (3). P. 282-298.

5. Брагина М.С. Противодействия коррупции в Сингапуре // Аллея науки. 2021. Т. 2, № 12 (63). С. 571-575.

6. В Сингапуре впервые за 40 лет предъявили обвинение в коррупции министру / [Электронный ресурс]. https://www.gazeta.uz/ru/2024/01/18/singapore/.

7. Доценко И.А. Возможности применения в России зарубежных и международных антикоррупционных механизмов: специальность 08.00.14 «Мировая экономика»: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Доценко Иван Анатольевич. Москва, 2011.

8. Камышанский Д.Ю. Коррупция как один из основных факторов терроризма // Образование и право. 2019. № 3. С. 25-28.

9. Камышанский Д.Ю. Обеспечение экономической безопасности: возможности модельного законодательства Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2024. № 3 (64). С. 23-29.

10. Камышанский Д.Ю. Соотношение коррупции и государственной измены в системе угроз национальной безопасности Российской Федерации // Российское общество и социально-правовые аспекты его безопасности: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 25-26 апреля 2024 года. – Москва: Университет прокуратуры РФ, 2024. С. 121-128.

11. Кириленко В.П., Дронов Р.В. Коррупция как угроза безопасности России и нарушение деловой этики государственных служащих // Управленческое консультирование. 2016. № 8. С. 8-14.

12. Кожарин М.М. Меры по предупреждению коррупции в Сингапуре // Вестник науки. 2022. Т. 2, №  10 (55). С. 68-76.

13. Ли Куан Ю Из третьего мира – в первый. История Сингапура (1965-2000). пер. А. Бонь. / М. : «Манн. Истории выдающихся людей», 2022.

14. Майоров В.И., Дунаева О.Н. Зарубежный опыт эффективного противодействия коррупции в странах азиатско-тихоокеанского региона: Япония, Южная Корея, Сингапур // Евразийский юридический журнал. 2019. № 11 (139). С. 296-299.

15. Страхов А.П. Борьба с коррупцией в странах англосаксонской традиции (на примере Великобритании, Индии, Сингапура и США) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2019. Т. 21, № 3. С. 470-502.


[1] См. подробнее: Камышанский Д.Ю. Коррупция как один из основных факторов терроризма // Образование и право. 2019. № 3. С. 25-28; Камышанский Д.Ю. Соотношение коррупции и государственной измены в системе угроз национальной безопасности Российской Федерации // Российское общество и социально-правовые аспекты его безопасности: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 25-26 апреля 2024 года. – Москва: Университет прокуратуры РФ, 2024. С. 121-128.

[2] Далее – ОДКБ, Организация.

[3] Камышанский Д.Ю. Обеспечение экономической безопасности: возможности модельного законодательства Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2024. № 3 (64). С. 23-29

[4] См., например: Брагина М.С. Противодействия коррупции в Сингапуре // Аллея науки. 2021. Т. 2, № 12 (63). С. 571-575; Доценко И.А. Возможности применения в России зарубежных и международных антикоррупционных механизмов: специальность 08.00.14 «Мировая экономика»: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Доценко Иван Анатольевич. Москва, 2011; Кожарин М.М. Меры по предупреждению коррупции в Сингапуре // Вестник науки. 2022. Т. 2, №  10 (55). С. 68-76; Майоров В.И., Дунаева О.Н. Зарубежный опыт эффективного противодействия коррупции в странах азиатско-тихоокеанского региона: Япония, Южная Корея, Сингапур // Евразийский юридический журнал. 2019. № 11 (139). С. 296-299; Страхов А.П. Борьба с коррупцией в странах англосаксонской традиции (на примере Великобритании, Индии, Сингапура и США) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2019. Т. 21, № 3. С. 470-502 и др.

[5] Ли Куан Ю Из третьего мира – в первый. История Сингапура (1965-2000). пер. А. Бонь. / М. : «Манн. Истории выдающихся людей», 2022.

[6] Prevention of Corruption Act. Singapore Statutes Online Plus. [Электронный ресурс]. http: // sso.agc.gov.sg/ Act/PCA1960?ProvIds=legis#legis (дата обращения: 18.03.2025).

[7] Republic of Singapore, Government Gazette Acts Supplement. Singapore: Singapore National Printers, 1989. № 13.

[8] Sun T.W. Governing Singapore: The Group Representation Constituency (GRC) System and Its Effect on Inclusiveness and Electoral Participation // Asian Education and Development Studies. 2015. 4 (3). P. 282-298.

[9] Кириленко В.П., Дронов Р.В. Коррупция как угроза безопасности России и нарушение деловой этики государственных служащих // Управленческое консультирование. 2016. № 8. С. 8-14.

[10] Public Service Division / [Электронный ресурс]. http: // psd.gov.sg/. (дата обращения: 18.03.2025).

[11] В Сингапуре впервые за 40 лет предъявили обвинение в коррупции министру / [Электронный ресурс]. https://www.gazeta.uz/ru/2024/01/18/singapore/ (дата обращения: 18.03.2025).



Информация об авторе:

Камышанский Дмитрий Юрьевич, член Экспертно-консультативного совета при Совете Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности, старший преподаватель юридического факультета Московского университета имени А.С. Грибоедова.



Information about the author:


Kamyshansky Dmitry Yurievich, member of the Expert Advisory Council of the Parliamentary Assembly of the Collective Security Treaty Organization, senior Lecturer, Faculty of Law, Moscow University named after A.S. Griboyerov.

Добавить комментарий

Войти с помощью: