В статье проведен анализ развития регионального законодательства Свердловской области, регулирующего сельскохозяйственную деятельность в условиях территориальных особенностей во взаимосвязи с федеральным законодательством, рассмотрены законодательные акты, осуществляющие правовое регулирование развития сельского хозяйства в регионе. Проведена оценка формирования и развития законодательства, регулирующего производственно-хозяйственную деятельность и иные экономические отношения в аграрном секторе экономики региона в условиях трансформаций в социально-экономической сфере российского государства, а также рассмотрен комплексный подход к анализу взаимодействия федерального и регионального законодательства, регулирующего сельскохозяйственную деятельность в Свердловской области.
Ключевые слова: сельское хозяйство; федеральное и региональное законодательство; сельскохозяйственная деятельность; аграрная экономика; субъекта РФ.
Development of agriculture in the region based on the consistency of federal and regional legislation
Abstract: The article analyzes the development of regional legislation in the Sverdlovsk region, regulating agricultural activities in the context of territorial features in conjunction with federal legislation, and examines the legislative acts implementing the legal regulation of agricultural development in the region. An assessment was made of the formation and development of legislation regulating production and economic activities and other economic relations in the agricultural sector of the regional economy in the context of transformations in the socio-economic sphere of the Russian state, and also considered an integrated approach to the analysis of the interaction of federal and regional legislation regulating agricultural activities in the Sverdlovsk region areas.
Key words: agriculture; federal and regional legislation; agricultural activities; agricultural economics; subject of the Russian Federation.
Существование экономики, в том числе и аграрной, во всём мире связано с правом, под которым понимается система общеобязательных, формально определённых норм, установленных и гарантированных государственной властью, регулирующих общественные отношения посредством установления прав и обязанностей субъектов [16]. Правовое регулирование функционирования и развития сельского хозяйства основано на нормах Конституции Российской Федерации, согласно которой аграрные отношения регулируются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федерального законодательства.
Базовым законодательным актом, регулирующим сельскохозяйственную деятельность в современной России, является Федеральный Закон «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 г. [2]. На основе норм этого Федерального закона формируется аграрное законодательство, регулирующее отношения в аграрном секторе экономики. Конституцией установлено, что законодательство, в том числе регулирующие общественные отношения в аграрной сфере, является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что позволяет формировать региональное законодательство, регулирующее сельскохозяйственную деятельность с учетом федерального.
Базовыми законодательными актами на основе которых регулируются аграрные отношения, кроме Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», являются Гражданский кодекс Российской Федерации, [3] Земельный кодекс Российской Федерации [4]. На федеральном уровне приняты специальные законы регулирующие биологические, технологические, организационные аспекты функционирования и развития сельского хозяйства российского государства. К ним относятся федеральные законы: «О ветеринарии» [5], «О племенном животноводстве» [6], «О семеноводстве» [7], «О карантине растений» [8], «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» [9], «О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками» [10] и другие, связанные с правовым опосредованием отношений в аграрном секторе экономики.
В контексте экологизации экономической деятельности важное значение имеют федеральные законы, нормы которых касаются и производственно-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Здесь можно отметить федеральный закон «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [11], и иные федеральные законы, включающие в себя экологические нормы и (или) требования, направленные на соблюдение технологий с минимизированным негативным воздействием сельского хозяйства на окружающую среду. К этой категории федеральных законодательных актов относятся также: Водный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации и иные федеральные законы природоресурсного законодательства, регулирующие отношения в экономике и опосредованно в аграрной экономике.
Необходимо отметить, что качественное развитие аграрных отношений невозможно без федеральных законодательных актов, регламентирующих ответственность за правонарушение в этой сфере. Основными правовыми документами здесь является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации, за отдельные правонарушения виновные привлекаются к ответственности по нормам Трудового кодекса Российской Федерации, а также Налогового кодекса РФ, Таможенного кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, и других интегрированных федеральных законодательных актов.
Перечислены далеко не все имеющиеся законодательные акты федерального законодательства, прямо или косвенно осуществляющие организацию сельскохозяйственной деятельности и развитие российского сельского хозяйства в условиях трансформаций, вызванных экономическими санкциями недружественных стран и другими геополитическими факторами. Однако они являются правовой основой для формирования и развития аграрного законодательства, в которое входят подзаконные правовые акты федеральных органов. Необходимо отметить, что в эту категорию входят Стратегии, Программы и иные правовые документы, утверждённые указами и распоряжениями Президента Российской Федерации; постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также федеральными органами исполнительной власти.
Среди подзаконных правовых актов федерального уровня отметим наиболее важные:
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий»; Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации; Федеральная научно-практическая программа развития сельского хозяйства на период до 2030 года; Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года.
На стадии рассмотрения находится и иные федеральные правовые документы, имеющие стратегическое и прогнозное значение для развития сельского хозяйства. Федеральные законы и иные правовые акты, принятые федеральными органами власти, является правовой основой для организации сельскохозяйственной деятельности в стране, а также служат ориентиром для формирования и развития регионального законодательства. Поскольку Конституцией предусмотрено, что субъекты Российской Федерации имеют право принимать законы и иные правовые акты по отдельным направлениям экономики в регионе, важно, чтобы они разрабатывалось с учётом норм федерального законодательства, чтобы не нарушить единое правовое поле.
На примере Свердловской области рассмотрим наличие и качество регионального законодательства, регулирующего отношения в аграрной сфере.
Из всего массива правовых документов, существующих в Свердловской области и принятых органами региональной власти, следует отметить наиболее важные, которые направлены на обеспечение реализации государственной аграрной политики в регионе. Если рассматривать те или иные правовые акты по юридической силе, то в первую очередь отметим Закон Свердловской области «Об обеспечении продовольственной безопасности Свердловской области №6-ОЗ от 31.01.2012 г.» [12].
Содержание этого закона направлено на производство сельскохозяйственной продукции в объёмах, обеспечивающих население региона качественными и безопасными продуктами питания растительного и животного происхождения с учётом медицинских требований. Согласно областному закону наряду с активизацией сельского хозяйства необходимо комплексно подойти к решению задач по экономической и физической доступности продовольствия всеми жителями городских и сельских поселений. Анализ статистических данных свидетельствует о том, что сельскохозяйственные товаропроизводители, осуществляющие свою деятельность на территории Свердловской области, полностью обеспечивают продовольствием населения региона. Неоднозначно решается задача производству овощей, особенно открытого грунта, но продуктивно решается задача производства картофеля высокого качества и широкого спектра использования (для детского питания, оздоровительного и иных видов), в условиях уральского климата в регионе пытаются организовать производство плодово-ягодной продукции в необходимых объёмах для обеспечения полноценного питания.
В контексте планирования развития регионального сельского хозяйства на длительный период необходимо упомянуть такой правовой документ как «Стратегия развития агропромышленного комплекса Свердловской области на период до 2035 года», [13] содержание которого утверждено приказом Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка №136 от 30.03.2018 г.
В Стратегии на долгосрочной основе рассматриваются направления развития сельского хозяйства и других субъектов АПК на основе перспективного планирования сельскохозяйственной деятельности, а также производства пищевой продукции в организациях перерабатывающей промышленности. В аграрной сфере Свердловской области продолжается реализация Государственной программы «Реализация основных направлений государственной политики в сферах развития агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2027 года» [14], Государственной программы Свердловской области «Комплексное развитие сельских территорий Свердловской области до 2027 г.» [15] г. Финансирование этих государственных программ предусматривается из областного бюджета Свердловской области.
Цель государственной программы системно и комплексно обеспечить реализацию программных мероприятий в области развития системы агропромышленного комплекса и сельских территорий Свердловской области на долгосрочный период. В соответствии с областными законодательными актами и правовыми документами, утвержденными органами государственной власти Свердловской области, значительный массив нормативных правовых документов в виде приказов, решений коллегий и иных видов принимает Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области. В совокупности такие акты существенно дополняют систему законодательства, регулирующую аграрные отношения на региональном уровне.
Правовое регулирование организации сельскохозяйственной деятельности и позитивное развитие сельского хозяйства, как отрасли экономики российского государства, связано с формированием и развитием аграрных законов на федеральном уровне, а также в субъектах Российской Федерации. Наряду с разработкой федеральных законов и иных правовых актов федерального уровня для устойчивого и экономически эффективного функционирования системы отечественного агропромышленного комплекса, в настоящее время необходимо разрабатывать новые технологические приёмы и технологии. Эта работа может получить развитие на основе цифровизации и иных элементов интеллектуализации с использованием искусственного интеллекта.
Новые подходы к развитию сельского хозяйства уже находят отражение в формировании отдельных нормативных актов аграрного законодательства в России. С учётом современных разработок на уровне федеральных органов государственной власти важно, чтобы в субъектах Российской Федерации при формировании регионального аграрного законодательства учитывались инновационные подходы к обновлению содержания отдельных законов и разработке новых с учётом территориальных особенностей. Необходимо уделить внимание и муниципальным правовым актам.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102027595&ysclid=lv3uu4wfvv949222748 (дата обращения 17.04.2024)
2. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/12151309/?ysclid=lv3uzy3tnk496271075 (дата обращения 17.04.2024)
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/10164072/?ysclid=lv3vbe03wi112013296 (дата обращения 17.04.2024)
4. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 14.02.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/?ysclid=lv3vi637tw419471088 (дата обращения 17.04.2024)
5. Закон РФ от 14.05.1993 N 4979-1 (ред. от 25.12.2023) «О ветеринарии» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4438/?ysclid=lv3vm0nivk107238831 (дата обращения 17.04.2024)
6. Федеральный закон от 3 августа 1995 г. N 123-ФЗ «О племенном животноводстве» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/10107888/?ysclid=lv3w91fifq868452070 (дата обращения 17.04.2024)
7. Федеральный закон «О семеноводстве» от 30.12.2021 N 454-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_405425/?ysclid=lv4x3u3yhv945529299 (дата обращения 17.04.2024)
8. Федеральный закон «О карантине растений» от 21.07.2014 N 206-ФЗ (последняя редакция [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165795/?ysclid=lv4x7bkpul754530772 (дата обращения 17.04.2024)
9. Федеральный закон от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/11900732/?ysclid=lv4xtzxly0857093923 (дата обращения 17.04.2024)
10. Федеральный закон №159-ФЗ от 11.06.2021 г. «О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками». [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://base.garant.ru/400888577/ (дата обращения 17.04.2024)
11. Федеральный закон «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»/ [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/550835238
12.Закон Свердловской области «Об обеспечении продовольственной безопасности Свердловской области» №6-ОЗ от 31.01.2012 г./ [Электронный ресурc] – режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/453114222
13.Стратегия развития агропромышленного комплекса Свердловской области на период до 2035 год. Утв. приказом/Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области №136 от 30.03 / [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://mcxso.midural.ru/article/show/id/1181 (дата обращения 17.04.2024)
14. Государственная программа Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в сферах развития агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2027 года» утв. постановлением Правительства Свердловской области №1285-пп от 23.10.2013 г./ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/574846614 (дата обращения 17.04.2024)
15.Государсвенная программа Свердловской области «Комплексное развитие сельских территорий Свердловской области до 2027 г.» утв. постановлением Правительства Свердловской области №592-пп от -08.09.2021 г./ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravo.gov66.ru/documents/?page=12 (дата обращения 17.04.2024)
16. Основы права: учебник для неюридических вузов и факультетов / под. ред. В. Б. Исакова — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2015. — 478 с.
Информация об авторах:
Воронин Борис Александрович, доктор юридических наук, профессор, директор научно-исследовательского института аграрно-экологических проблем и управления сельским хозяйством, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург,
Воронина Яна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург,
Тарасов Иван Андреевич, аспирант Пермского государственного аграрно-технологического университета имени академика Д.Н. Прянишникова, г. Пермь,
Парфинчук Кирилл Валерьевич, аспирант Пермского государственного аграрно-технологического университета имени академика Д.Н. Прянишникова, г. Пермь.
Information about the authors:
Voronin Boris Aleksandrovich, Doctor of Law, Professor, Director of the Research Institute of Agrarian-Environmental Problems and Agricultural Management, Ural State Agrarian University, Yekaterinburg,
Voronina Yana Viktorovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Economic Theory, Ural State Agrarian University, Yekaterinburg,
Tarasov Ivan Andreevich, graduate student of the Perm State Agricultural and Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikova, Perm,
Parfinchuk Kirill Valerievich, graduate student of the Perm State Agricultural and Technological University named after academician D.N. Pryanishnikova, Perm.