Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Реализация государственной аграрной политики сельскохозяйственными кооперативами

 

Основные цели, принципы и направления государственной аграрной политики в Российской Федерации определены Федеральным законом № 264-ФЗ от 29.12.2006г. «О развитии сельского хозяйства» [1]. Главными задачами отечественного  сельского хозяйства и системы организаций, входящих в агропромышленный комплекс, являются производство сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего продовольственную безопасность и продовольственную независимость страны.  При наличии достаточного количества продовольственной продукции для внутренних нужд — организовать экспорт излишков в зарубежные страны.

          Для успешного и экономически эффективного функционирования и развития отечественного сельского хозяйства, обеспечивающего  вышеизложенные задачи, необходимо организовать аграрное производство на основе научных достижений и агропромышленных технологий, в том числе, применяемых в аграрном секторе зарубежных стран.

          С учетом трансформаций, происходящих в экономике Российской Федерации, вызванных геополитическими и геоэкономическими обстоятельствами, очевидно, что сегодня востребуются новые подходы к определению основных целей государственной аграрной политики. Особое значение должно придаваться кадровому обеспечению развития сельского хозяйства и сельских территорий.

          Переход на научно-технологическую модернизацию аграрно-промышленного производства, развитие сельского хозяйства  и АПК в условиях интеллектуализации на основе цифровизации, роботизации и информационных технологий объективно востребует иных кадров  аграрных специалистов, обладающих научными знаниями и практическими компетенциями, способных дать новый импульс в развитие аграрной экономики в современный период.

          В условиях многообразия форм хозяйствования в аграрной сфере актуальное значение имеет развитие производственных сельскохозяйственных кооперативов, а также всех видов деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

          Ключевые слова: государственная аграрная политика,  аграрная экономика, сельское хозяйство, сельскохозяйственные кооперативы, правовые формы хозяйствования.

Implementation of the state agrarian policy by agricultural cooperatives

        Abstract

       The main goals, principles and directions of the state agrarian policy in the Russian Federation are determined by Federal Law No. 264-FZ of December 29, 2006. «On the development of agriculture» [1]. The main tasks of domestic agriculture and the system of organizations included in the agro-industrial complex are the production of agricultural products, raw materials and food, ensuring food security and food independence of the country. If there is a sufficient amount of food products for domestic needs, organize the export of surplus to foreign countries.

       For the successful and cost-effective functioning and development of domestic agriculture, which ensures the above tasks, it is necessary to organize agricultural production based on scientific achievements and agro-industrial technologies, including those used in the agricultural sector of foreign countries.

       Taking into account the transformations taking place in the economy of the Russian Federation, caused by geopolitical and geo-economic circumstances, it is obvious that today new approaches to determining the main goals of the state agrarian policy will be in demand. Particular importance should be attached to staffing the development of agriculture and rural areas.

       The transition to scientific and technological modernization of agro-industrial production, the development of agriculture and the agro-industrial complex in the context of intellectualization based on digitalization, robotization and information technology will objectively require other personnel of agricultural specialists with scientific knowledge and practical competencies that can give a new impetus to the development of the agricultural economy in modern period.

       In the context of the diversity of forms of management in the agricultural sector, the development of agricultural production cooperatives, as well as all types of activities of agricultural consumer cooperatives, is of current importance.

       Keywords: state agrarian policy, agrarian economy, agriculture, agricultural cooperatives, legal forms of management.

         
УДК 338.43.02

Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ и Правительства Свердловской области в рамках научного проекта № 22-28-20048.

          Введение

          Тема настоящего исследования является актуальной, поскольку развитие сельскохозяйственных кооперативов (как производственных, так и потребительских), наравне с другими организационно-правовыми  формами хозяйствования в аграрном секторе экономики возможно лишь в условиях эффективной и устойчивой государственной аграрной политики, на основе которой осуществляется финансово-экономическая и организационная поддержка сельскохозяйственной деятельности органами власти всех уровней.

          К сожалению, тема участия сельскохозяйственных кооперативов в реализации государственной аграрной политики пока не получила адекватного отражения в научных публикациях. В то же время на практике имеется достаточно проблемных вопросов в этой сфере и поэтому налицо целесообразность научной разработки темы, тем более, что аграрная политика российского государства с учетом внутренних и внешних факторов заметно изменяется в сторону интеллектуализации сельскохозяйственной  деятельности. Это обстоятельство востребует формирования новых направлений государственной аграрной политики.

          Научная новизна настоящего исследования заключается в комплексном анализе участия сельскохозяйственных кооперативов в реализации направлений государственной аграрной политики.

          Цель исследования обозначенной темы научной статьи заключается в выявлении роли субъектов сельскохозяйственной кооперации в реализации мер по развитию государственной аграрной политики в Российской Федерации в условиях трансформаций в экономике, в том числе аграрной.

          Задачи исследования — определить наиболее эффективные направления государственной аграрной политики, в реализации которых принимают активное участие сельскохозяйственные кооперативы и добиваются высоких производственных показателей.

          Теоретическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты и выводы развивают и дополняют отдельные  сегменты аграрной экономики и науку аграрного права в части совершенствования кооперативных отношений  в сельском хозяйстве и АПК и формулирования институциональной среды современных сельскохозяйственных кооперативов.

          Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью их использования органами нормативного правового регулирования аграрных отношений по позитивному развитию сельскохозяйственных кооперативов в современных условиях нестабильности в экономике. Возможно также использование материалов исследования в учебном процессе в учреждениях аграрного образования.

          Методы исследования в данной статье: методы анализа и синтеза, метод обобщения и экономико-правовой метод.

          Результаты

          В соответствии с федеральным законом № 193-ФЗ от 08.12.1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации» [2] в сельском хозяйстве и организациях агропромышленного комплекса (АПК) функционируют сельскохозяйственные производственные (СПК) и сельскохозяйственные потребительские кооперативы (СПОК).

       Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» в качестве основных целей государственной аграрной политики определил:

— повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества российских продовольственных товаров;

— обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве;

— сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов;

— формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего  повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка;

— создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства;

— наблюдение за индексом цен (тарифов) на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов).

          Как субъекты социально-экономической деятельности в области сельского хозяйства и сельских территорий, сельскохозяйственные кооперативы осуществляют свои полномочия в рамках проводимой в стране государственной аграрной политики.

          За последние три-четыре года заметно повысилась конкурентоспособность отечественной сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных товаропроизводителей, о чем наглядно свидетельствуют обеспечение по многим показателям продовольственной безопасности и заметный  рост объемов экспорта сельскохозяйственной продукции на зарубежный агропродовольственный рынок.

          Следует отметить, что в ряду сельскохозяйственных организаций, отличающихся  высокой конкурентоспособностью, например, в Свердловской области, находятся  практически все числящиеся сельскохозяйственные производственные кооперативы, ибо их продукция отличается высоким качеством и безопасностью. Эти СПК  имеют высокие показатели в растениеводстве и животноводстве, и, по сути, они являются лучшими сельскохозяйственными товаропроизводителями в АПК Свердловской области.

          Наряду с высокорентабельным производством сельскохозяйственной продукции, на всех сельских территориях, где функционируют сельскохозяйственные производственные кооперативы, создаются условия для качества жизни сельских жителей. В сельских населенных пунктах решаются проблемы жилья, коммунально-бытовых условий и, как правило, всего комплекса социальных услуг (медицина, образование, культура и другие). За счет трудовой занятости человеческого капитала  сельских территорий в кооперативах  (производственных и потребительских) у сельских жителей имеется достойная оплата труда и, в совокупности, достойный уровень благосостояния [3].

          Отличительной особенностью  сельскохозяйственных производственных кооперативов в Свердловской области является  рациональное использование земельных ресурсов. Все пашни на землях сельскохозяйственного назначения находятся в производстве, на которых выращиваются сельскохозяйственные культуры — зерновые, зернобобовые, кукуруза, рапс, подсолнечник и другие. Отдельные СПК выращивают картофель и овощи открытого грунта.

          Как правило, сельскохозяйственные  производственные кооперативы в Свердловской области наряду с реализацией произведенного сельскохозяйственного сырья перерабатывающим организациям, торговле и на оптовый рынок, в небольших объемах сами занимаются изготовлением, например пищевых продуктов из молока. Переработка сельскохозяйственного сырья  своими силами или с помощью потребительского кооператива позволяет дополнительно формировать инфраструктуру СПК и обеспечивать повышение доходности основного производства.

          Успешная реализация направлений государственной аграрной политики невозможна без государственной поддержки функционирования и позитивного развития сельскохозяйственной деятельности.

          Сельскохозяйственные производственные кооперативы, как сельскохозяйственные товаропроизводители, имеют право на получение кредитных ресурсов, оформленных по соответствующим правилам в банках и иных кредитных организациях. В сфере государственной поддержки существуют экономические и финансовые направления кредитования, такие как: льготное кредитование, совершенствование условий лизинга, выдача государственных и муниципальных гарантий и другие, определенные законодательством  меры [8].

          Большое  значение в реализации мер государственной поддержки придается субсидированию. Для субъектов сельскохозяйственной деятельности применяются следующие виды субсидий:

— единая региональная субсидия;

— субсидия на возмещение части процентной ставки;

— субсидия на оказание несвязанной поддержки области растениеводства;

— субсидия на повышение продуктивности в молочном скотоводстве;

— субсидии производителям сельхозтехники [5].

          В субъектах Российской  Федерации, исходя их потребностей и с учетом местных особенностей,  дополнительно могут  быть субсидии как счет федерального, так и регионального бюджетов [4].

          В интегрированном виде основные  формы государственной поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия подразделяются на прямую поддержку и косвенную поддержку. Для сельскохозяйственных производственных кооперативов может применяться как прямая, так и косвенная поддержка, поскольку они способствуют устойчивости и высокой эффективности аграрного производства [7].

          Государственная поддержка как основное звено государственной политики имеет многовариантный характер, особенно в настоящий период, когда осуществляется  модернизация существующих инфраструктурных объектов, строительство новых производств, внедрение элементов цифровизации, роботизации и иных технологий в животноводстве и растениеводстве. Актуальным является реализация программ и проектов, как национальных, так и региональных, в области сельского хозяйства и агропромышленного производства, которое также востребует государственной поддержки [6].

          Заключение. Выводы

          Существование и развитие субъектов аграрного предпринимательства  любых организационно-правовых форм хозяйствования напрямую зависит от проводимой государственной политики.

          Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», принятый в 2006 году, определил основные  направления государственной политики, однако сегодня отдельные направления и меры по их реализации востребуют пересмотра в силу изменившихся обстоятельств и новых подходов к развитию сельскохозяйственной деятельности в условиях увеличивающихся санкций в отношении Российской Федерации.

          Несмотря на принимаемые меры по снижению объемов и номенклатуры товаров по импорту, в целом проблема  пока далека от логического завершения. Так, по-прежнему высока доля приобретения за пределами территории России семян сельскохозяйственных растений, особенно, овощных культур. Не снижается приобретение по импорту ветеринарных препаратов и антибиотиков. Имеется проблема запасных частей к сельскохозяйственной технике и оборудованию, ранее приобретенных за рубежом. В создавшейся ситуации меры государственной аграрной политики должны быть  более адекватными, чтобы через создание отечественной научно-исследовательской базы обеспечить  сельскохозяйственных товаропроизводителей семенным и племенным материалом в необходимом объеме. Селекция и семеноводство — процессы длительные, тем не менее, необходимо принимать ускоренные технологии, чтобы снизить риски и угрозы в этой сфере. Государственная поддержка  в сфере развития сельского хозяйства должна оказать решающее воздействие на развитие элитного семеноводства, племенного животноводства, обновление основных средств сельскохозяйственных организаций, обеспечение развития сельских территорий как мест жизнедеятельности человеческого капитала и трудовых ресурсов.

          С момента реформы форм хозяйствования на селе прошло много лет, и сегодня есть все основания для проведения анализа, как та или иная организационно-правовая форма хозяйственной деятельности в аграрном секторе экономики показывает позитивные результаты в производстве сельскохозяйственной продукции   и закреплении кадров в сельской местности.

          Опыт сельскохозяйственных производственных кооперативов, существующих в Свердловской области, свидетельствует об их высоких результатах в производственно-хозяйственной деятельности. В них практически нет текучести кадров, решаются проблемы социального характера. В коллективах высокий  морально-психологический уровень и другие факторы производственной и общественной жизни.

          В совокупности эти показатели говорят в пользу развития   кооперативной формы хозяйствования в сельских территориях, о чем целесообразно внести соответствующие коррективы в содержание государственной аграрной политики.

                                                      Литература

1. Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8572/ (дата обращения 26.05.2022).

2. Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64930/ (дата обращения 28.05.2022).

3. Борзенков С. Сельское хозяйство — точка роста региональной экономики // Животноводство России.  2019.  № 1.  С. 4 – 8.

4. Голубев А. В. Технология отраслей как стимул аграрного развития //АПК: экономика, управление. 2019. № 3. С.28 – 34.

5. Гурнович Т.Г. Экономическая оценка технической оснащенности сельскохозяйственного производства // Colloquium–journal.  2020. № 2–11 (54).  С. 68 — 72.

6. Кантемирова М.А. Механизмы повышения экономической эффективности и использования ресурсного потенциала сельскохозяйственного производства // Экономика и предпринимательство.  2018.  № 8 (97).  С. 200 — 202.

7. Козлова М.С. Анализ точки безубыточности производства сельскохозяйственной продукции // Форум молодых ученых.  2020.  № 1 (41).  С. 340 — 343.

8. Текеева Х.Э. Критерии эффективности сельскохозяйственного производства // International Agricultural Journal.  2020.  Т. 63.  № 1.  С. 13.

Информация об авторах:

Воронина Яна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории Уральский ГАУ

Воронин Борис Александрович, доктор юридических наук, профессор, директор научно-исследовательского института аграрно-экологических проблем и управления сельским хозяйством, Уральский ГАУ

Чупина Ирина Павловна, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник научно-исследовательского института аграрно-экологических проблем и управления сельским хозяйством, Уральский ГАУ

Черданцев Вадим Петрович, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова», профессор кафедры экономики и менеджмента Пермского филиала РАНХиГС.

Information about the authors:

Voronina Yana Viktorovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Economic Theory, Ural State Agrarian University

Voronin Boris Aleksandrovich, Doctor of Law, Professor, Director of the Research Institute of Agrarian and Environmental Problems and Agricultural Management, Ural State Agrarian University

Chupina Irina Pavlovna, Doctor of Economics, Professor, Chief Researcher of the Research Institute of Agrarian and Environmental Problems and Agricultural Management, Ural State Agrarian University

Cherdantsev Vadim Petrovich, Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Management, Perm State Agrarian and Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov, Professor of the Department of Economics and Management of the Perm branch of the RANEPA.

Добавить комментарий

Войти с помощью: