Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Реализация международно-правовых обязательств по защите прав человека в контексте евроинтеграции на Балканах

Актуальность темы обусловлена проблемой, стоящей перед странами региона, стремящимися стать членами ЕС: необходимость соответствовать строгим стандартам в области обеспечения соблюдения и защиты прав человека. Требуется не только принятие формальных законодательных инициатив, внедрение норм ЕС в правовые системы государств Западных Балкан, но и создание конкретных механизмов, направленных на обеспечение их неукоснительного соблюдения. Отмечающиеся в связи с этим трудности являются результатом вооруженных конфликтов и сохраняющейся политической, этнической напряженностью на территории государств региона.

Ключевые слова: защита прав человека, евроинтеграция Балкан, Европейский Союз, имплементация, международное право

Implementation of international legal obligations to protect human rights in the context of European integration in the Balkans

Abstract. The relevance of the topic is explained by the problem facing the countries of the region seeking to become EU members: the need to comply with strict standards in the field of human rights protection. It requires not only formal legislative initiatives and the introduction of EU standards into the legal framework of the Western Balkans countries, but also specific mechanisms capable of ensuring their compliance. The difficulties that arise are caused by the consequences of armed conflicts between the countries of the region and the continuing political and ethnic tensions.

Keywords: human rights protection, European integration of the Balkans, the European Union, implementation, international law

Территория Балканского полуострова является пространством, где сосуществуют и сталкиваются различные культуры, религии. В XXI в. Западные Балканы по-прежнему периодически и на разном уровне сталкиваются с нестабильностью, поэтому регион остается зоной конфликтов. Отмечается слабость внутрирегиональных связей, периодическое возникновение реваншистских настроений, что позволяет третьим государствам вмешиваться в ситуацию[1].

Вышесказанное подтверждает отношение иных государств к Балканам как к геополитической площадке столкновения интересов, месту применения как «мягкой», так и «жесткой» силы[2]. Эта территория важна для развертывания международных военно-политических блоков и экономических союзов, которые влияют на политику и даже границы региона, определяют экономический курс, действуя, в том числе, через возникающие межэтнические и межгосударственные конфликты[3].

В начале 2000-х годов государства Западных Балкан начали движение в сторону евроинтеграции, были по инициативе европейских структур реализованы различные проекты, заключены двусторонние и многосторонние соглашения. Так, итогом европейского саммита в Салониках в 2003 г. стало подтверждение готовности ЕС принять страны Западных Балкан в свой состав, после прохождения обязательных этапов интеграции. Но в дальнейшем не сложилось общеевропейской позиции по данному вопросу, обострились геополитические расхождения, и инициатива ведения диалога была во многом передана Германии[4].

С 2014 г. длится так называемый Берлинский процесс, направленный на осуществление постоянной коммуникации с государствами Западных Балкан; год спустя, по инициативе Вишеградской группы, был создан фонд для Западных Балкан. Позднее состоялась встреча шести государств Западных Балкан в г. Триест (2017 г.), в которой приняло участие руководство ЕС в составе государств-председателей – Эстонии, Люксембурга и Италии Результатом встречи стала разработка Плана регионального экономического пространства Западных Балкан и подписание договора о создании Транспортного союза Балкан (2017 г.), секретариат которого должен располагаться в Белграде. В 2018 г. Европейский союз предложил новую, прорывную стратегию отношений с Сербией, Черногорией, Албанией, Боснией и Герцеговиной, Косово и Македонией[5]. В данный период сложились основы расширения влияния ЕС и военно-политического союза НАТО в регионе. Началась реализация масштабных программ и инициатив с конкретным планом действий, чтобы эти государства, разделяющие демократические ценности, стали частью европейских и евроатлантических структур. В долгосрочной перспективе регион должен ожидать устойчивый мир, безопасность, процветание, основанные на региональном сотрудничестве, демократизации политических и общественных институтов, проведении ключевых государственных и общественных институциональных реформ, соответствующих действующим нормам Североатлантического альянса и Евросоюза[6]. Прежде всего, речь идет об определяющих положениях Хартии основных прав Европейского союза (юридически обязательный характер – с 2009 г.)[7].

В Хартии закреплены права человека – от гражданских, политических до экономических и социальных – и эти положения юридически обязательны для институтов ЕС и государств-членов, применяющих право ЕС. Такой подход соответствует стратегическим тенденциям развития европейской и международно-правовой концепции прав человека. Кроме того, члены объединения в рамках консолидации усилий обязуются выявлять нарушения прав человека, привлекать виновных к ответственности. В частности, Сербия с 2022 г. особенно активно занимается судебной реформой, чтобы соответствовать требованию верховенства закона, сделать суды и прокуратуру независимыми, что также должно положительно отразиться на сфере защиты прав человека в стране[8].

Процесс интеграции включает в себя этап принятия странами-кандидатами стандартов в области защиты прав человека, которые приведены к общеевропейским нормам. Страны-кандидаты обязаны принять международно-правовые обязательства по защите прав человека, провести реформы законодательства, судебной системы и правоохранительных органов. В частности, Черногория вместе с ЕС принимает участие в борьбе с торговлей людьми в регионе, в том числе, на уровне реформ правоохранительной системы и суда[9].

Безусловно, евроинтеграции в регионе препятствуют различные многолетние нерешенные проблемы. Страны-кандидаты должны продемонстрировать готовность и фактические шаги, касающиеся соблюдения прав человека в связи с миграцией, защитой национальных меньшинств и борьбой с дискриминацией, гендерным неравенством. Таким образом, успешность евроинтеграции заключается в том, чтобы не только декларировать формальную приверженность европейским стандартам, но и реально улучшать положение с правами человека на национальном уровне, что невозможно без широкомасштабных реформ.

Ключевым механизмом контроля за соблюдением прав человека в контексте евроинтеграции является Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Следует отметить, что это орган Совета Европы, а не ЕС, и его цель – способствовать обеспечению соблюдения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.). Согласно ст. 46 ЕКПЧ, решения ЕСПЧ обязательны для исполнения государствами-членами Совета Европы. Эти требования предъявляется и к будущим членам Союза.

Предполагается также формирование и активное вовлечение в данный процесс гражданского общества стран Западных Балкан. Его задача – осуществлять мониторинг и защиту прав человека. В связи с этим возрастает роль неправительственных организаций (НПО) по выявлению нарушений в области прав человека, предоставлению юридической помощи жертвам и продвижению реформ в области прав человека. ЕС поддерживает инициативы НПО, финансирует ряд программ и проектов. В частности, в 2023 г. состоялся семинар, посвященный борьбе с расизмом и дискриминацией, с привлечением как правоохранительных органов, так и активистов из гражданского общества стран региона[10].

Безусловно, на этом пути государства региона сталкиваются с многочисленными проблемами, в том числе, ввиду того, что регион рассматривается организованной преступностью как транзитный. Фиксируются различные нарушения прав человека, включая дискриминацию в отношении национальных меньшинств, случаи жестокого обращения с мигрантами и отсутствия наказания за преступления, совершаемые органами правопорядка. Ввиду сказанного, очевидно, необходима более тесная координация усилий и национальных правительств, и институтов ЕС.

Поэтапная интеграция выражается в постепенном реформировании законодательной системы, средства на поддержку которого выделяется, в том числе, со стороны ЕС; подчеркивается необходимость достижения политического согласия между странами-кандидатами региона по этим вопросам. Суды и правоохранительные органы также должны отвечать утвержденным стандартам, кроме того, в стране не должны препятствовать активности гражданского общества в области защиты прав человека.

Государства-кандидаты обязуются поддерживать демократические ценности, признавать верховенство права и значимость соблюдения прав человека. Итак, для того, чтобы интегрироваться в общеевропейское пространство, необходимо учесть ряд принципов:

— Демократия и свобода слова – неразрывно связанные понятия; возможность для граждан свободно высказываться о законах страны, внешнеполитическом курсе, деятельности представителей власти и общественных организаций. Государства-кандидаты обязаны соответствовать представлениям о работе демократических институтов власти, то есть поддерживать проведение свободных выборов, независимость судебной системы и свободу СМИ. В частности, Черногория особенно активно занимается реформированием в области юстиции и борьбы с коррупцией, чтобы соблюсти стандарты Евросоюза.

— Права национальных меньшинств. Острая проблема для региона, известного этнической напряженностью и проблемами с обеспечением прав национальных меньшинств. Страны региона стремятся учитывать интересы различных этнических групп, продвигают принцип равноправия, гарантируют защиту от дискриминации. Это особенно болезненный вопрос для Сербии, Македонии и Боснии и Герцеговины. Антикоррупционная деятельность и противодействие криминальным структурам – еще одно обязательное условие вступления в ЕС. В Албании, Косово и Северной Македонии предпринимаются меры по модернизации правовой базы и усилению правоохранительных органов.

Как уже было отмечено, международные организации активно участвуют в обеспечении прав человека на Балканах. Совет Европы и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) поддерживают страны региона в проведении реформ и осуществляют мониторинг ситуации с правами человека. На Балканах правовая система Хорватии в наибольшей степени соответствует нормам ЕС, и после реформ, в том числе, судебных, страна успешно присоединилась к Союзу. Большая работа, в том числе, уже как членов ЕС, проделана Болгарией и Румынией, с 2025 г.[11]. Обе страны продемонстрировали значительные усилия по урегулированию проблем с мигрантами.

Очевидно, что очаги этнической напряженности в регионе остаются, фиксируется высокий уровень коррупции и неэффективность судебных систем, свобода прессы, по мнению наблюдателей, зачастую ограничена. Не менее важно укреплять доверие граждан к государственным институтам. Албании и Боснии и Герцеговине предстоит проделать большую антикоррупционную работу. Существуют прецеденты решений властей стран-кандидатов, которые неоднозначно воспринимаются в ЕС. В частности, объявление правительства Косово о переходе на евро, что затрагивает интересы сербского населения[12].

Евроинтеграция связана с социально-экономической сферой государств-кандидатов, что также может затрагивать права человека. Так, проведение приватизации государственных предприятий и в значительной мере сокращение числа социальных программ отражается на правах работников и социально незащищенных групп населения. Таким образом, обеспечение прав человека в ходе евроинтеграции на Балканах, устойчивость развития региона – комплексная многоуровневая задача, требующая систематического мониторинга, активного участия гражданского общества и поддержки со стороны международных организаций.



Библиография

1. Калоева Е.Б. Отечественные и зарубежные исследователи о настоящем и будущем Западных Балкан. (аналитический обзор) // АПЕ. 2019. №3. С. 242.

2. Князева С.Е. Проблема вступления в ес балканских стран и расширения ЕС в контексте ценностной модели европейского союза // АПЕ. 2021. №2 (110). С. 176-193.

3. Пономарева Е.Г., and Арляпова Е.С. «Западные Балканы: тренды влияния внешних интересантов» Дискурс-Пи, vol. 20, no. 1, 2023. doi:10.17506/18179568_2023_20_1_86.

4. Романенко С.А. Балканы / Юго-восточная Европа: регион-загадка и регион загадок // АПЕ. 2021. №2 (110). С. 54.

5. Эчимович М., Данилов В.А., Мардонова З.Ф., Карпухин М.К. Эволюция внешнеполитических приоритетов стран западных Балкан в контексте их европейской и евроатлантической интеграции // Конфликтология / nota bene. 2021. №4. С. 66.

6. Arlyapova, E., Ponomareva, E., & Prorokovic, D. (2022). NATO’s capabilities in global governance: On the Balkan scene. International Organisations Research Journal, 17(2), P.208.

7. В Сербии стартовал референдум об изменении конституции в области правосудия/ ТАСС [электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/13439999?ysclid=mawh38bhp5454795439 (дата обращения: 03.05.2025). — Текст: электронный.

8. Совместные усилия по борьбе с расизмом в странах Западных Балкан и Восточного партнерства/Агентство межэтнических отношений. Правительство Республики Молдова [электронный ресурс]. — Режим доступа:https://ari.gov.md/ru/content/совместные-усилия-по-борьбе-с-расизмом-в-странах-западных-балкан-и-восточного-партнерства (дата обращения: 03.05.2025). — Текст: электронный.

9. Торговля людьми: Черногория должна делать больше для прекращения безнаказанности и для обеспечения пострадавшим доступа к правосудию и компенсации/Совет Европы [электронный ресурс]. — Режим доступа:https://www.coe.int/ru/web/portal/full-news/-/asset_publisher/y5xQt7QdunzT/content/id/100673585 (дата обращения: 03.05.2025). — Текст: электронный.

10. Теперь с Румынией и Болгарией: какие страны вошли в Шенгенскую зону/ РБК [электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/12/12/2024/675af30f9a7947dec3b898e5(дата обращения: 03.05.2025). — Текст: электронный.

11. Косово не намерено отказываться от перехода на евро/ РИА Новости [электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ria.ru/20240212/kosovo-1926912081.html?ysclid=mawl2vmejs889012514(дата обращения: 03.05.2025). — Текст: электронный.

12. Хартия основных прав Европейского союза/Право Европейского союза [электронный ресурс]. — Режим доступа: https://eulaw.ru/treaties/charter/ (дата обращения: 03.05.2025). — Текст: электронный.


Информация об авторе: Абдурагимов М.П.

Information about the author: Abduragimov M.P.


[1] Arlyapova, E., Ponomareva, E., & Prorokovic, D. (2022). NATO’s capabilities in global governance: On the Balkan scene. International Organisations Research Journal, 17(2). P. 208.

[2] Пономарева Е.Г., and Арляпова Е.С. «Западные Балканы: тренды влияния внешних интересантов» Дискурс-Пи, vol. 20, no. 1, 2023. doi:10.17506/18179568_2023_20_1_86.

[3] Романенко С.А. Балканы / Юго-восточная Европа: регион-загадка и регион загадок // АПЕ. 2021. №2 (110). С. 54.

[4] Калоева Е.Б. Отечественные и зарубежные исследователи о настоящем и будущем Западных Балкан. (аналитический обзор) // АПЕ. 2019. №3. С. 242.

[5] Arlyapova, E., Ponomareva, E., & Prorokovic, D. (2022). NATO’s capabilities in global governance: On the Balkan scene. International Organisations Research Journal, 17(2). P. 208.

[6] Эчимович М., Данилов В.А., Мардонова З.Ф., Карпухин М.К. Эволюция внешнеполитических приоритетов стран западных Балкан в контексте их европейской и евроатлантической интеграции // Конфликтология / nota bene. 2021. №4. С. 66.

[7] Хартия основных прав Европейского союза/Право Европейского союза [электронный ресурс]. — Режим доступа: https://eulaw.ru/treaties/charter/ (дата обращения: 03.05.2025). — Текст: электронный.

[8] В Сербии стартовал референдум об изменении конституции в области правосудия/ ТАСС [электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/13439999?ysclid=mawh38bhp5454795439 (дата обращения: 03.05.2025). — Текст: электронный.

[9] Торговля людьми: Черногория должна делать больше для прекращения безнаказанности и для обеспечения пострадавшим доступа к правосудию и компенсации/Совет Европы [электронный ресурс]. — Режим доступа:https://www.coe.int/ru/web/portal/full-news/-/asset_publisher/y5xQt7QdunzT/content/id/100673585 (дата обращения: 03.05.2025). — Текст: электронный.

[10] Теперь с Румынией и Болгарией: какие страны вошли в Шенгенскую зону/ РБК [электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/12/12/2024/675af30f9a7947dec3b898e5 (дата обращения: 03.05.2025). — Текст: электронный.

[11] Теперь с Румынией и Болгарией: какие страны вошли в Шенгенскую зону/ РБК [электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/12/12/2024/675af30f9a7947dec3b898e5 (дата обращения: 03.05.2025). — Текст: электронный.

[12] Косово не намерено отказываться от перехода на евро/ РИА Новости [электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ria.ru/20240212/kosovo-1926912081.html?ysclid=mawl2vmejs889012514 (дата обращения: 03.05.2025). — Текст: электронный.

Добавить комментарий

Войти с помощью: