Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Регулирование деятельности технопарков в РФ: экономический и законодательный аспекты

Сегодня поддержание высокого уровня развития инновационной инфраструктуры любого государства предусматривает  активное государственное участие в регулировании деятельности технопарков. В нашей стране в связи с отсутствием единого законодательного нормативного акта, регулирующего деятельность технопарков на федеральном уровне, многие вопросы в данной области отданы в ведение исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации. Вместе с тем нередки случаи различий в трактовке субъектами норм и дефиниций, регулирующих деятельность технопарков.

Ключевые слова: инновации, технопарк, субъект Российской Федерации, региональное законодательство, государственное участие

REGULATION OF TECHNOPARKS IN THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION: ECONOMIC AND LEGISLATIVE ASPECTS

Annotation: Today, maintaining a high level of development of innovation infrastructure of any state provides for active state participation in the regulation of technoparks. In our country, due to the lack of a single legislative normative act regulating the activities of technoparks at the Federal level, many issues in this area are entrusted to the Executive authorities of the subjects of the Russian Federation. At the same time, there are frequent cases of differences in the subjects ‘ interpretation of the norms and definitions governing the activities of technoparks.

Keywords: innovation, technology park, the subject of the Russian Federation, regional legislation, public participation.

Сегодня сферу АПК уже сложно представить без стремительно развивающихся современных научных областей: информатики, биоинженерии, нанотехнологий. Государством оказывается большая поддержка инновационной инфраструктуре как финансированием, так и формированием новых институтов.

Следует констатировать, что в настоящее время в нашей стране особое внимание законодателя уделено технопаркам в сфере высоких технологий, в то время как технопаркам иного профиля – например, в сфере агротехнологий и агропроизводства – не уделяется должного внимания со стороны государства.

Технопарки являются важной составляющей инновационной инфраструктуры. В этой связи особую важность приобретают вопросы правового регулирования их деятельности, что особо актуально в ситуации отсутствия единообразия в нормативном правовом регулировании технопарков. В нашей стране отсутствует единый закон, регулирующий деятельность технопарков, порядок их создания и функционирования.

Несомненно, что за годы существования такой инновационной структуры, как технопарк, принят целый ряд правовых актов федерального и регионального уровней, регулирующих деятельность технопарков. В отдельных нормативно-правовых актах органов исполнительной власти регулируется поддержка деятельности технопарков за счет предоставления им финансовой и информационной поддержки, однако этого мало для формирования правовой базы в области.

Помимо этого, регулирование создания и функционирования технопарков относится к сфере совместного ведения федеральных органов власти и субъектов РФ, с превалированием в вопросах создания и поддержки технопарков роли субъектов.

Именно на уровне субъектов РФ принимаются решения о статусе управляющей компании технопарка, технополиса или индустриального парка юридическому лицу, также на уровне субъектов решаются вопросы о присвоении будущего статуса резидента данной структуры. Таким образом, юридическая процедура создания технопарка регулируется именно на уровне субъектов РФ.

Проведем анализ правовой базы создания и функционирования технопарков на уровне субъектов Российской Федерации.

Создание и функционирование технопарков на региональном уровне регулируется как нормами законодательства, затрагивающими инновационную и научную сферу, так и отдельными нормативно-правовыми актами, посвященными исключительно технопаркам. В некоторых регионах регламенты по регулированию, созданию, функционированию и прекращению деятельности технополисов т технопарков отсутствует.

Неоднозначность нормативно-правовой базы о деятельности технопарков на федеральном уровне повлияла и на законодательства субъектов. В определениях правового статуса технопарков нет единообразия, например, где-то технопарк определен как субъект правоотношений, но чаще как объект. Также нет единых критериев, по которым юридическое лицо может стать управляющей компанией (УК) технопарка. Причины утраты статуса управляющей компании юридическим лицом также во всех субъектах регламентируются по-разному.

Далее рассмотрим эти проблемы на примерах законодательства субъектов РФ.

В Республике Дагестан, где основной отраслью экономики является сельское хозяйство, принят закон по регулированию деятельности технопарков. В нём регламентируется порядок создания и обретения статуса технопарка, а также определены условия, порядок лишения технопарка своего статуса (рисунок 1).

Рисунок 1 – Условия обретения статуса технопарка

(по законодательству Республики Дагестан — ст. 4 Закона «О технопарках в Республике Дагестан»)[3]

В приведенном выше законе Республики Дагестан закреплены и условия функционирования технопарков (риссунок 2).

Рисунок 2 – Условия функционирования технопарков

(по законодательству Республики Дагестан)  [3]

 

В Дагестане процедура присвоения и лишения статуса технопарка находится в ведении органов исполнительной власти. Для этого создается специальная Комиссия по формированию технопарков, решение которой является основанием для получения государственной поддержки. Статус технопарка присваивается на 5 лет с возможным продлением.

Следует отметить, что внесение технопарка в реестр не создает новых правоотношений, он создан для установления законности действий УК технопарка и возможности получения государственной поддержки для развития бизнеса. Также УК технопарка ежегодно должна представлять отчеты по результатам деятельности уполномоченному органу.

Технопарк лишается своего статуса по следующим причинам (рисунок 3).

Рисунок 3 – Основания лишения статуса технопарка

(по законодательству Республики Дагестан)

 

Технопарки республики Бурятия регламентируют свою деятельность в соответствии с Законом «О технопарках в Республике Бурятия». Например, необходимо, чтобы технопарк соответствовал приоритетным направлениям социально-экономического развития республики [4]. Это существенно отличается от условий других субъектов, поскольку технопарки, осуществляющие деятельность в неприоритетных отраслях, не включаются в государственную программу и не получают необходимого статуса.

Статус технопарка, период его деятельности и утрата в Республике Бурятия закрепляется постановлением Правительства, что является отличительной чертой данного региона. Условия утраты статуса технопарка в Республике Бурятия, в целом, совпадают с условиями в Республике Дагестан.

В других субъектах, имеющих закон о технопарках, существуют значительные отличия. Так, например, в Республике Северная Осетия, согласно закону «О технопарках в Республике Северная Осетия-Алания», статус технопарка присваивается не на 5, а на 10 лет [5].

В Воронежской области полномочия по присвоению статуса технопарка возложены на специально созданную комиссию, дающую только рекомендации по присвоению статуса конкретного субъекта органу исполнительной власти, и уполномоченный орган может принять окончательное решение о присвоении статуса. Данный статус присваивается на 10 лет [6].

Достаточно подробно создание и функционирование технопарков в  Кемеровской области регламентировано Законом «О технопарках в Кемеровской области», в котором выделена статья, согласно которой статус технопарка невозможно получить, если управляющая компания находится в стадии банкротства или ликвидации, либо имеет неурегулированную задолженность по зарплате или платежам в бюджет.[7]

Следует отметить, что закрепление подобных норм в региональном законодательстве позволяет ещё на стадии присваивания статуса исключить недобросовестные компании.

Присвоение статуса технополиса или технопарка в Оренбургской области осуществляется комиссией Правительства Оренбургской области, персонал и состав которой утверждаются губернатором. Управляющая копания должна самостоятельно направить ходатайство по присвоению статуса технопарка уполномоченному органу исполнительной власти. В случае положительного решения комиссии технопарк включается в областной реестр и лишь тогда возникает право на получение им государственной и региональной поддержки. Критерии для лишения и присвоения статуса технопарка для Оренбургской области устанавливаются Правительством области. Срок статуса технопарка – 10 лет [8].

Следует подчеркнуть, что в большинстве субъектов Российской Федерации законы о технопарках так и не были приняты, а создание и деятельность технопарков регулируется другими законодательными и иными актами, сфера действия которых распространяется на инновационные разработки и малый и средний бизнес.

В качестве примера рассмотрим закон Санкт-Петербурга «Об основах научно-технической политики Санкт-Петербурга», в котором одним из направлений определено создание условий для развития инновационной деятельности и её финансовое стимулирование. В законе закрепляются условия, принципы и цели господдержки инновационной деятельности [2].

В Санкт-Петербурге основным законом, регулирующим деятельность технопарков, является закон «Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга» от 13.05.2009 № 221-47. И если в других случаях технопарки включаются в инновационную и научную деятельность, то в данном законе речь идёт именно о технопарках промышленного профиля. Кроме понятийного аппарата в Законе также отражены полномочия Правительства Санкт-Петербурга относительно деятельности технопарков (рисунок 4).

Рисунок 4 – Полномочия Правительства Санкт-Петербурга в части законодательного регулирования деятельности технопарков

Таким образом, в субъектах Российской Федерации, где нет специального закона о технопарках, деятельность технопарков регулируется другими нормативно-правовыми актами.

Существуют также субъекты, на территории которых практически отсутствует нормативно-правовое регулирование создания технопарков. Это, как правило, субъекты непривлекательные для субсидий и инвестиций.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что на федеральном уровне основное внимание уделяется технопаркам в сфере высоких технологий, в то время как технопаркам иного профиля – например, в сфере агротехнологий и агропроизводства – уделяется значительно меньше внимания.

В нашей стране регулирование создания и функционирования технопарков относится к сфере совместного ведения федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ, с превалированием в вопросах создания и поддержки технопарков роли субъектов.

Создание и функционирование технопарков на региональном уровне регулируется как нормами законодательства, затрагивающими инновационную и научную сферу, так и отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими исключительно деятельность технопарков.

В некоторых регионах регулирование создания, функционирования, прекращения деятельности технопарковых структур отсутствует. Однако, как подтверждает международный опыт, именно организация технопарков стимулирует скорейшее развитие новых технологий в различных отраслях экономики, и, в первую очередь, такой значимой отрасли как сельское хозяйство.

В настоящее время российский АПК все еще переживает тот период советского наследия, когда инновационные разработки не были в полной мере задействованы в производстве. Успешный выход отрасли из этой ситуации несомненно окажет влияние на всю экономическую ситуацию в стране в целом. Помощь в разработке и внедрении в производство новых агротехнологий может оказать такая форма взаимодействия научных институтов с промышленными организациями, как технопарки.

Привлечение внимания иностранных и отечественных инвесторов к производимой продукции АПК невозможно без развития правовой базы регулирования технопарков.

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О промышленной политике в Российской Федерации» // Российская газета, N 1, 12.01.2015.
  2. Закон Санкт-Петербурга от 12.10.2009 N 411-85 (ред. от 11.07.2019) «Об основах научно-технической политики Санкт-Петербурга» // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, N 25, 26.10.2009.
  3. Закон Республики Дагестан от 26 декабря 2008 года N 63 «О промышленных технопарках в Республике Дагестан» (в ред. от 7 мая 2019 года). URL: http://docs.cntd.ru/document/819079842 (дата обращения 03.12.2019)
  4. Закон Республики Бурятия от 7 марта 2013 года N 3175-IV «О технопарках в Республике Бурятия» (в ред. от 14 марта 2018 года). URL: http://docs.cntd.ru/document/453125998 (дата обращения 03.12.2019)
  5. Законом Республики Северная Осетия-Алания от 15 августа 2007 года N 39-РЗ «О технопарках в Республике Северная Осетия-Алания». URL: http://docs.cntd.ru/document/473303654 (дата обращения 03.12.2019)
  6. Закон Воронежской области от 5 июня 2006 года N 43-ОЗ «О технопарках в Воронежской области» (в ред. от 08.04.2016). URL: http://docs.cntd.ru/document/802063386 (дата обращения 03.12.2019)
  7. Закон Кемеровской области от 2 июля 2008 года N 55-ОЗ «О технопарках в Кемеровской области» (в ред. от 14 ноября 2018 года). URL: http://docs.cntd.ru/document/990308329 (дата обращения 03.12.2019)
  8. Закон Оренбургской области от 05 мая 2008 года N 2106/446-IV-ОЗ «О технопарках в Оренбургской области» (в ред. от 12.09.2013 г.). URL: http://docs.cntd.ru/document/952010604 (дата обращения 03.12.2019)
  9. Зайцев К.А. Необходимость совершенствования и регулирования нормативно-правовой базы создания технопарков// http://inter-legal.ru/neobhodimost-sovershenstvovaniya-i-regulirovaniya-normativno-pravovoj-bazy-sozdaniya-agrotehnoparkov
  10. Черданцев В.П. Инновационная деятельность – важная составляющая развития территорий // Фундаментальные исследования. – 2017 — № 4(ч.1). —  с. 220-223
  11. Черданцев В.П., Тронина М.В., Черданцев П.В. Бизнес-инкубатор – инновационный путь развития малых форм хозяйствования / Пермь: изд-во «Астер» 2015. – 139 с.
  12. Черданцев В.П. Нормативно-правовая база для повышения эффективности деятельности агрохолдингов// Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер» 17 апреля 2019 Ссылка: http://inter-legal.ru/neobhodimost-sozdaniya-normativno-pravovoj-bazy-dlya-regulirovaniya-i-povysheniya-effektivnosti-deyatelnosti-agroholdingov

 

Информация об авторе:

Зайцев Кирилл Александрович, аспирант, ассистент кафедры менеджмента Пермского аграрно-технологического университета имени академика  Д.Н. Прянишникова, г. Пермь.

Information about the author:

Zaytsev Kirill, post-graduate student, assistant of the Chair of Management at Pryanishnikov State Agrarian and Technological University in Perm, Perm.

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: