Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Регулирование правового поля ИТ-технологий для совершенствования бизнес-процессов

Аннотация: В статье обосновывается утверждение, что электронный бизнес подразумевает деловую активность и использует возможности электронной среды для преобразования связей организации и обеспечения более высокой экономической эффективности. Учитывая, что бизнесом считается любая деятельность, направленная на получение прибыли, то электронный бизнес в статье рассматривается как бизнес, который реализуется посредством применения в бизнес-процессах  телекоммуникационных и информационных технологий и систем.

Ключевые слова: эффективность бизнеса, рыночные отношения, электронная среда, информационные технологии, интернет, коммуникационные технологии.

THE REGULATION OF THE LEGAL FIELD OF INFORMATION TECHNOLOGY TO IMPROVE BUSINESS PROCESSES

Abstract: The article substantiates the claim that e-business involves business activity and uses the electronic medium to transform the organization’s communications and provide a higher economic efficiency. Given that a business is any activity aimed at receiving profit, e-business is considered in the article as a business that is implemented through the use in business processes of telecommunication and information technologies and systems.

Keywords: the efficiency of the business, the market, electronic environment, information technology, Internet, communication technology.

В современной экономической системе необходим поиск и применение различного числа способов повышения конкурентоспособности и эффективности бизнеса. Мировой опыт показывает, что на этапе становления рыночных отношений для развития и функционирования бизнеса важно формирование деловой электронной среды с использованием современных информационных технологий для проведения инновационных процессов компании и коммуникационных технологий для взаимодействия с агентами и контрагентами.

Деловая электронная среда – это интегрированный комплекс субъективных и объективных факторов преобразования бизнеса опосредующих деловые отношения посредствам инфокоммуникационных технологий

При сокращении стоимостных издержек, сокращение времени достигается благоприятный режим комфортности для субъектов делового оборота при вступлении в электронные отношения. В 1997 году впервые термин электронный бизнес был применен американской корпорацией ABN.

Понятие электронный бизнес трактуется как безопасный, комплексный и гибкий подход к обеспечению потребителя потребительской ценностью по средствам объединения процессов и систем, которые лежат в основе важнейших функций бизнеса, с простотой и охватом, обеспечиваемыми Internet-технологиями. Электронным бизнесом можно назвать любую деловую активность с применением глобальной информационной сети, используемую для увязки внешних и внутренних связей организации для увеличения экономической эффективности.

В конце прошлого столетия появился совершенно новый вид бизнеса – электронная коммерция. В Федеральном законе «Об электронной коммерции» дается следующее определение термина: «Электронная коммерция – это осуществление сторонами сделки предусмотренных законодательством действий и операций при оформлении и совершении сделок по продаже и (или) поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, а также совершение иных действий, направленных на извлечение прибыли, на основе исполнения электронных процедур» [5]. Высокоэффективность использования электронной коммерции при реализации товаров и услуг обуславливается следующими факторами: глобальностью (сеть Интернет позволяет реализовывать товары на любом уровне); сокращаются издержек, так как для проведения продаж on-line не нужны офисные помещения и многочисленный персонал, это позволяет экономить оплате труда и арендной плате; аналитикой и информативностью. Объединение этих факторов позволяет сделать электронную торговлю удобной и эффективной как для продавца, так и для покупателей.

Рисунок 1. Схема реализации электронных взаимосвязей основных деловых отношений

Различные категории участников электронного бизнеса можно выделить на схеме реализации взаимодействий субъектов отношений (рис. 1) [3].

Выделяются следующие основные формы взаимодействия участников при осуществлении электронной торговли:

  • Business-To-Business (B2B) — форма взаимодействия и построения Интернет-бизнеса, при которой сторонами выступают предприятия;
  • Business-To-Consumer (B2C) — модель бизнеса, при которой одной из сторон выступает розничный покупатель;

3) Business-To-Goverment (B2G) — модель бизнеса, в которой участниками выступают предприятия с одной стороны и государство с другой. [1]

В начале 2000 годов Российский рынок электронной торговли в сегменте B2C опережали западные. Компания «Оборот.ру» до 2010 года отмечала устойчивый рост в России рынка B2С до 40% в год (рис. 2).

Рисунок 2. Объемы и удельные показатели электронного оборота по секторам в России в 2002-2010 гг. (млн. долл. США)

Объем рынка В2С в год составил:

Россия до 45%

Германия до 20%

Великобритания до 25%

Франция до 40%

В России индустрия электронного бизнеса сформировалась совсем недавно. Например, в США еще в 1995 году впервые были проведены сделки через онлайн — сеть. Что касается нашей страны, то в эти годы компьютеров было совсем немного, а интернетом могли пользоваться далеко не все. Впервые интернет-магазины в России появились только в начале 2000-х годов. В современных экономических условиях люди устремились в сеть с целью поиска более выгодных предложений. Уровень интернет- продаж в сегменте В2С возрос почти на 17%, в то время, как общий оборот розничной торговли в России сократился почти на 6%. [3]

Рынок розничной электронной коммерции увеличивается за год в среднем до 40%, что составляет порядка 245млд. руб. Возможность реализации потенциала электронного рынка может произойти в силу изменения сознания потребителей, продвижения интернета в регионы, где резерв сегодня составляет до 50% оборота электронной коммерции. В абсолютном выражении объем электронной коммерции в России остается ничтожно малым, порядка 1,5% от ВВП. По оценкам экспертов 60 млн. человек является интернет пользователями, это тоже незначительная цифра.

Объем рынка электронной торговли от уровня ВВП

  • Россия 1,5%
  • США 17%
  • Англия 14%
  • Франция 14%
  • Германия 14%

Сдерживающим фактором увеличения объемов электронных продаж и расширения географических границ электронной коммерции является недостаточный уровень нормативно-правовой базы в сфере электронного предпринимательства. В 90-е годы развитие электронных площадок для деловых взаимодействий на мировом и национальном уровне зависело от технических и технологических факторов продвижения информационных сетей и распространения интернета.

Регулирование правового поля в сфере электронного документооборота и электронного бизнеса в России осуществляется на основании следующих законодательных документов:

  • Гражданского кодекса РФ.
  • Постановления правительства РФ «О подтверждении правил продажи товаров дистанционным способом»
  • ФЗ «О связи»
  • ФЗ «Об электронной цифровой подписи»
  • ФЗ «Об участии в международном информационном обмене»
  • ФЗ «О национальной платежной системе»
  • ФЗ «Об электронной торговле»

Закон об электронной торговле обсуждался с 2000 года. Сложно входили в обиход понятия электронная торговля, электронный бизнес, электронная торговая коммерция, электронная цифровая площадка, электронная подпись.

Институт развития информационного общества «ИРИО» ежегодно рассчитывает оценку электронной готовности территорий. Для проведения кластерного анализа было взято 35 различных показателей, которые характеризуют степень вовлеченности органов государственной власти, населения, бизнеса в электронную среду. В результате выявлено 5 кластеров.

Поскольку существуют различия в организационно-экономических и технологических условиях при формировании деловой среды в электронном пространстве в субъектах РФ, необходимо осуществлять дифференцированные меры государственной политики и государственной поддержки для отдельных кластеров, необходимо проводить мероприятия для повышения эффективности региональной стратегии создания деловой электронной среды

Одним из наиболее важных преимуществ электронной торговли считается то, что она позволяет заинтересованным агентам достичь глобального рынка. С ее помощью исключительно любое предприятие имеет возможность получить доступ к мировому рынку для выбора наиболее оптимальной цены для покупки и продажи товаров и услуг. Для коммерческих фирм онлайн-торговля существенно сокращает расходы, связанные с обслуживанием клиентов, маркетингом и управлением запасами, меньше времени уходит на реорганизацию бизнес-процессов.

Но, несмотря на все преимущества, электронная торговля обладает и некоторыми существенными недостатками. Один из них — ограниченное число потребителей из-за недостатка знаний или доверия к сети интернет. Многие из них отказываются верить подлинности безличных финансовых операций, опасаются требований о предоставлении частной информации [4].

Кроме того, электронная торговля не подходит для реализации скоропортящихся товаров, например продуктов питания. Люди предпочитают приобретать их обычным способом.

Таким образом, по оценке плюсов и минусов онлайн-торговли преимущество все же принадлежит потенциалу, который значительно выше недостатков.

Как и коммерция в ее традиционном понимании, электронная коммерция в той же мере подвержена рискам. Выделяются следующие группы угроз:

— использование многообразных средств для передачи данных с целью мошенничества;

— хакерские атаки;

— вредоносные программы и вирусы

Новые информационно-коммуникационные технологии вызывают рост разнообразных видов мошенничества, позволяющих криминалу осуществлять противоправные действия.

Среди них мошенничества, связанные:

— с использованием номеров кредитных карт;

— с копированием легальных сайтов;

— с использованием фиктивных торговых площадок;

— с возможностью заработать и инвестициями;

— с несовершенством платежных систем.

Одна из важнейших задач электронной торговли — защита информации. Эти вопросы актуальны как для электронной коммерции в целом, так и для финансовых систем, которые связанных с осуществлением платежей [2].

Значение электронной коммерции заключается в том, что она является важнейшей технологией в современном мире, которая обеспечивает роста экономический рост страны. В современной жизни электронной коммерции удается решить такую важную задачу, как повышение конкурентоспособности компаний, так как обеспечивает  возможность за короткий промежуток времени и минуя посредников  находить коммерческого партнера, значительно сокращая трансакционные издержки.

Библиографический список

  1. Мошкин И.В. Электронный бизнес. Факторы социально-экономического развития в информационной экономике.//LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011
  2. Ростовский Ю.М., Гречков В.Ю. Внешнеэкономическая деятельность Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. М.: Магистр, 2008. — 591 с.
  3. Экономическая безопасность России: уроки кризиса и перспективы роста / Под редакцией В.А. Черешнева, А.И.Татаркина, М.В. Федорова. Т1. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2012.-1312 с.
  4. Экономическая преступность сегодня [Электронный ресурс] – режим доступа http://econcrime.ru/digest/523 (дата обращения 11.02.2017г.)
  5. Типовой закон ЮНИСТРАЛ «Об электронной торговле» [Электронный ресурс] – режим доступа http://garant.ru

 

Об авторе:

Черданцев Вадим Петрович, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова», г. Пермь, профессор кафедры «Экономики и менеджмент» Пермского филиала ФГБОУ ВО РАНХиГС, судья Третейского суда «Национальный арбитраж».

About the author:

Cherdantsev Vadim Petrovich, doctor of economic Sciences, Professor, Professor of chair «Management» of the «Perm state agro-technological University named after academician D. N. Pryanishnikova», Perm, Professor of «Economy and management» the Perm branch of the Ranepa, the judge of the Arbitration court «National arbitration»

Добавить комментарий

Войти с помощью: